Конспект речевой этикет и вежливость

Обновлено: 04.07.2024

Цель: продолжать развивать речь детей, являющуюся важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии.

Задачи по образовательным областям:

1. Совершенствовать речь детей как средство общения, помогать употреблять формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.);

2.- Развивать связную речь, формировать умение передавать свои впечатления, отношение к героям произведений через рассуждения, сравнения;

3.- Совершенствовать умение детей вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Подвести детей к пониманию нравственного смысла художественных произведений, оценке поступков литературных героев.

1. - Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, правдивости, вежливости.

2. - Продолжать воспитывать культуру общения: приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, выслушивать собеседника, говорить спокойно.

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в нашу группу пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся.

В зале здесь у нас сидят.

Строго так на всех глядят.

И не строго, а с улыбкой

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами

- Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки берёмся

И друг другу улыбнёмся.

(дети берутся за руки)

- Ребята, давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.

- А теперь, я прошу вас подойти к гостям, положить свои ладошки на их руки и улыбнуться. Вы почувствовали, какие ладошки у них теплые, добрые. Это вы друг другу подарили свое тепло и доброту.

-Ребята, как вы думаете, почему мы с вами так сделали?

(ответы детей) (дети называют правила гостеприимства)

- Как вы думаете, что такое этикет?

(ответы детей)

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то - нет.

Это ПРАВИЛА такие

Мы привычки все плохие

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о речевом этикете. А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными.

– У меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё. Без него наше занятие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься!”

– Кого вы увидели в шкатулке?

– Значит, вы и есть те человечки, без которых нам не обойтись.

- Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрым, потому что оно основано на уважительном и тактичном, культурном отношении к человеку.

- Как вы думаете, кого называют культурным? (Ответы детей)

- Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём подумают окружающие, он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбили, или грубо разговаривали.

Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности.

- Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшие сценки, а вы внимательно посмотрите их и мы с вами обсудим эти ситуации.

- Я слышала, что в одном заколдованном лесу живут невоспитанные гномы. Кажется, я слышу их голоса.

- Сундук, откройся сразу!- Не открывается. Сундук, откройся по моему приказу!- Не открывается. Сундук, откройся, кому говорят!

- Здравствуйте, гномы! (гномы молчат)

Какие вы невоспитанные! Я с вами поздоровалась, а вы молчите. А почему вы так шумите?

Гномы: Мы не шумим. Мы слово подбираем!

Воспитатель: Какое слово?

Воспитатель: А зачем оно вам?

Гномы: Чтоб сундук открылся!

Воспитатель: А что, он без этого слова не открывается, почему?

Гномы: потому что сундук-то заколдованный!

Воспитатель: Ах, вот оно что! И вы не можете одного-единственного слова подобрать?

Гномы: Да мы ему уже тысячу разных слов говорили, приказывали, а он не открывается.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете это волшебное слово? Давайте поможем гномам.

Гномы: Сундук, откройся, пожалуйста! (Сундук открывается в нём лежит книга вежливых слов)

Вопросы к детям:

- Пожалуйста, охарактеризуем поступки героев.

- В чём выражалось неправильное поведение гномов?

- Бывают ли у вас такие ситуации? В чём это проявляется?

- Можно ли грубить друг другу, перебивать друг друга?

Воспитатель: Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.

Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!

Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Петушок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела!

Петушок: А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!

Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?

Вопросы к детям:

-Как вы думаете правильно ли ведут себя герои этого сюжета?

- Что было неправильным в их поведении?

- Как бы вы повели себя в этой ситуации?

- Вы знаете, как надо общаться с друг другом и обращаться к друг другу?

(Ответы детей)

Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, не грубить, не дразнить и уважать друг друга. Вот послушайте песенку о вежливости.

- Ребята, существует много русских пословиц, поговорок, которые тоже говорят о культуре нашей речи.

Какие пословицы вы знаете о правильной и красивой речи?

Человек спрятан за своими словами;

Хорошую речь хорошо слушать;

Как услышано, так и сказано;

Недоброе слово, что огонь жжёт.

Сперва подумай, а там и скажи.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.

Ласковое слово не трудно, а скоро.

С умным разговориться, что мёду напиться.

Умную речь хорошо и слушать.

Сердечное слово до сердца доходит.

Человек спрятан за своими словами;

Хорошую речь хорошо слушать;

Как услышано, так и сказано;

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья

Бывает, что, очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили? Культурному человеку в данной ситуации становится стыдно за свою случайную грубость, и он обязательно извиниться.

- Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.

- Ребята, а вы любите сказки?

А что такое сказка?

(ответы детей)

Воспитатель: «Верно, сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые.

- Какие бывают сказки? (ответы детей)

Сказка бродит у ворот,

С нами водит хоровод

- Ребята, я предлагаю вам послушать эпизоды из сказок, сказать название и оценить поступки героев.

- Двое знакомых решили дружить,

Начали в гости друг к другу ходить.

Но отношения скоро распались,

Так как друг с другом они не считались.

(Лиса и журавль)

Беседа по содержанию

Воспитатель: Ребята, мы много сегодня говорили о речевом этикете, так, что такое этикет?

Что такое этикет?

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно

Четыре волшебные слова –

ЭТИКЕТА основа.

Вы часто их говорите,

Звучат они очень красиво:

ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

Если кто плохое слово

Произнёс – не повторяй,

Ты его не слышал словно –

ЭТИКЕТ на забывай!

При встрече здороваться :

Солнцу и птицам.

И каждый становится

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Бабушка с мамой

Но папа нашелся;

Взглянул им в глаза,

И мама молчит, улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

Что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Тоже к доброму чему-нибудь.

Если ты не прав

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: - Привет!

- Большое.. Вы мне очень помогли.

- Будьте., билетик на трамвай.

- До новой встречи. Был. познакомиться.

- Будьте. ., подскажите, пожалуйста.

- Разрешите с вами..

- Извините,. , я наступил вам на ногу.

- Прошу., я был не прав.

- Я вас. за доставленное удовольствие.

- Извините за., не подскажите, который час.

Вы еще маленькие, но в жизни предстоит встретиться с различными людьми, вы побываете в разных жизненных ситуациях. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать для вас привычкой.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться

Мы благодарны всем гостям,

Что вы пришли сегодня к нам,

Приходите к нам опять,

Будем вас мы очень ждать!

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого.

Чтобы понять, вежлив ли человек и умеет ли общаться, нужно оценить речевой этикет , который является важным элементом культуры каждой нации. Правила и нормы общения регулируют поведение людей в соответствии с требованиями социума. Всегда взаимосвязаны вежливость и речевой этикет, поскольку нельзя сказать, что человек вежлив, если он общается грубо с использованием ненормативной лексики.

Речевой этикет и вежливость

Вежливость, согласно словарю по этике, – моральное качество человека, основанное на уважении к окружающим. В то же время, это и деликатность, такт, а также доброжелательность и отзывчивость. Вежливый человек никогда не проигнорируют просьбу о помощи.

Вежливость и речевой этикет – взаимосвязанные понятия. Человек нуждается в одобрении окружающих, а иногда и в помощи. Это нашло отражение и в языке. Человек, когда здоровается, извиняется, спрашивает о здоровье и делах собеседника, проявляется внимание и старается оказать помощь и поддержку.

Вежливость и речевой этикет – взаимосвязанные понятия. Человек нуждается в одобрении окружающих, а иногда и в помощи. Это нашло отражение и в языке. Человек, когда здоровается, извиняется, спрашивает о здоровье и делах собеседника, проявляется внимание и старается оказать помощь и поддержку.

По этой причине речь вежливого человека всегда построена на доброжелательстве:

  • здравствуйте – пожелание здоровья;
  • благодарю – благо дарю за какую-либо услугу;
  • спасибо – спаси бог.

Таким образом, вежливость – форма проявления уважения, которая выражается в правилах речевого этикета.

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

О том, что взаимосвязаны вежливость и речевой этикет известно уже очень давно. Не может вежливый человек быть грубым и употреблять в своей речи ненормативную лексику. Если соблюдаются требования этикета, но при этом нарушаются этические нормы, то это является лицемерием.

В том случае, если человек придерживается этических норм, но нарушает правила вежливого поведения, то он не может произвести положительное впечатление на окружающих. Возникают сомнения в его этических качествах.

В устном общении следует придерживаться таких правил:

  • необходимо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику;
  • нельзя выражать пренебрежение, наносить обиды и оскорбления;
  • рекомендуется избегать прямых отрицательных оценок личности собеседника;
  • недопустимо употреблять грубые и бранные слова, а также допускать пренебрежительного тона;
  • нужно проявлять скромность, не навязывать другим своего мнения и ценностей.

Главное – сделать центром внимания собеседника, проявлять к нему уважение, интересоваться мнением и проблемами. Только в этом случае диалог будет построен правильно.

Если хотя бы одно правило поведения нарушается, человек производить плохое впечатление, что отрицательно сказывается на его репутации.

Чтобы прослыть вежливым человеком, необходимо соблюдать нормы этики и речевой этикет. Такие понятия взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга.

Вежливость – это доброжелательность, проявление сострадания и такта. Грубая речь, высокомерие и пренебрежительное отношение к окружающим – прямые нарушения культуры речи, которые негативно сказываются на репутации человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке родного языка учащиеся 8 класса пополнят знания правил речевого этикета и познакомятся с основными особенностями русского этикета, научатся использовать этикетные формулы в общении.

Урок родного языка

Сформировать представление о речевом этикете.

Закрепить знания о правилах ведения диалога.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат.

Предметные умения

Личностные умения

Метапредметные умения

-формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,

-составлять текст на заданную тему

- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-проявление интереса к изучению темы;

— творческое отношение к составлению и оформлению высказывания

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.

Работа с пословицами

Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.

Чему учат нас мудрые пословицы?

О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.

  1. Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.

Определение темы урока

Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Правильно о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.

Подчеркните ключевые слова в теме и определите, какая работа на уроке нам предстоит.

Какие это слова?

1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;

2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;

3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка

Начнем с главного СЛАЙД

Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.

Работа с информацией в учебнике

А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.

1 ряд – Из истории русского этикета.

2 ряд- Ценности русского речевого этикета.

3 ряд – Речевой этикет у разных народов.

На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.

1 ряд – Из истории русского этикета.





2 ряд - Ценности русского речевого этикета.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования культуры поведения учащихся с другими людьми.

Задачи:

= познакомить учащихся с употреблением в речи слов благодарности, извинения, просьбы

= повторить слова приветствия и прощения

= учить учащихся поступать в соответствии правилам вежливого человека

= развивать культуру общения между детьми

= воспитывать уважение к себе и к окружающим людям

Оборудование:

Дополнительные: сборник стихов о вежливости, презентация.

Тип урока: интегрированный –русский и литературное чтение

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь дружок.

Ты готовь начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый должен получать

Послушайте стихотворение А. Барто.

Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.

Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!-
Говорит она старушке:
- Это детские места.

Что вы можете сказать об этой девочке? Сформулируйте тему урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с волшебными словами, которые вежливые люди употребляют, когда благодарят, извиняются или что-то просят. Вспомним те волшебные слова, с которыми мы уже знакомы –это слова приветствия и прощения. Научимся правильно употреблять эти слова в речи при общении. Будем учиться быть вежливыми людьми.

Весь урок у нас пройдет под девизом:

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злиться, - стыдиться.

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Поэтому так важно употреблять в своей речи вежливые слова.

3.Работа по теме урока

1) Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

2) Зеленеет старый пень,

Когда услышит …(добрый день)

3) если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо)

4) Мальчик вежливый и развитый,

Говорит при встрече…(здравствуйте)

5) Когда нас бранят за шалости,

Говорим …(прости, пожалуйста)

6) И во Франции и в Дании

На прощанье говорят…( до свидания)

Молодцы! Все вы знаете эти волшебные слова. Чтобы их закрепить, давайте запишем их в тетрадь. Все ли это вежливые слова? Нет. Их много.

Плакат на доске:

Здравствуйте, до свидания, спасибо, простите, извините, пожалуйста, добрый день.

- Что обозначает это слово?

- Что означает это слово?

- Как мы можем заменить это слово?

До свидания, пока, до вечера, до завтра – это слова прощания.

-Когда мы произносим слова: простите, извините? Это слова извинения.(я виноват, извините, пожалуйста)

- Ребята, все эти слова мы называем волшебными. А какое волшебство они совершают? ( Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной)

- Все ли правильно употребляют эти слова в речи. Давайте послушаем ваши стихи.

Читайте также: