Конспект урока и с тургенев бирюк поэтика рассказа

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: Создать условия для развития коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций.

Задачи урока: Развивать умение анализировать художественное произведение, его эпизоды и внесюжетные элементы. Развивать навык характеристики героя, навыки выразительного чтения, умения цитировать, пересказывать, вести беседу.

Учить раскрывать авторскую идею через анализ текста. Показать средства создания образа в реалистичном произведении: пейзаж, интерьер, портрет. Закрепить знания литературоведческих понятий: тема, идея, пейзаж, метафора, эпитет, олицетворение, персонаж, кульминация, конфликт, развязка.

Знакомиться с новыми терминами: прототип, рассказчик, ассонанс, художественная деталь, социально-психологическая характеристика, трагический, образ-символ, внутренний и внешний конфликт.

Воспитывать любовь к народу, к ближнему. Пробудить интерес к русской классической прозе, к творчеству И.С.Тургенева.

Оборудование: Портрет И.С.Тургенева, картина И.И. Шишкова "Перед грозой", теневой рисунок "Улита" Е.М. Бем, портрет И.Н. Крамского "Полесовщик", иллюстрация к рассказу "Бирюк" К.Лебедева, словарь литературоведческих терминов, компьютер, интерактивная доска, учебник, тетрадь, текст рассказа, классная доска, презентация.

Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; "собирание" "рассредоточенного" пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок-практикум

Ход урока

– С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке.

– Кто написал этот удивительный рассказ?

Портрет И.С. Тургенева

– За что И.С. арестовали и отправили в ссылку в 1852 г.?

– Познакомившись с книгой “Записки охотника” В.Г.Белинский сказал:

Эпиграф к уроку

И.С.Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, к какой еще никто не заходил.

– Найдите ключевые слова цитаты.

Цель: Увидеть сторону русского мужика. Понять идею автора.

Слово учителя: Этот рассказ И.С. писал по впечатлениям о жизни крестьян Орловской губернии, которую унаследовал от родителей.

Один из жителей губернии писал: “Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в “Записках охотника, не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк…”

Прототип (героя произведения) – оригинал, прообраз.

Анализ (по плану на доске)

– В течение всего урока ставьте себе оценку за каждый этап урока и в конце урока выведите итоговую.

– Тема текста в заглавии. Бирюк. (Индивидуальная словарная работа…)

Словарь В.И. Даля :

1.Зверь (волк-одиночка)
2 .Человек, который ни с кем не знается. Одинокий человек.

1. Волк-одиночка(обл.)
2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек

– Но у него было имя…?

Фома(называет себя) – самохарактеристика

Фома Кузьмин (называет мужик в глаза)

Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) взаимохарактеристика

– Прозвище многое говорит о человеке.

– Чем занимался, как жил Фома Кузьмич?

Вывод заносим в таблицу ниже.

Портрет. стр.217

Вывод заносим в таблицу ниже.

Бирюк Изба
Лесник//отец
Ответственный
Красивый
Богатырь
Сильный
Добрый
Патриот
(Речь) сдержанный
Радушный
+
Закоптелая
Низкая
Пустая
Грязная
Душная
Внешние и внутренние качества +
положительные
– Условия жизни нищенские
(социальное положение)

– Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик?

Портрет дан глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр.215), встретил впервые “по одежке”. Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика(героя художественного произведения) – он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.

– Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда?

Художественная деталь – средство создания образа.

Вывод заносим в таблицу выше.

Дети (голосок, рубашонка, босые ноги – убогая внешность ), (глянула, пошла, погасила, присела, начала качать, поправлять, произнесла, прошептала – действия взрослого)

– Какие чувства испытали вы, читая этот абзац?

– Как рассказчик отнесся к увиденному? (Цитата!)

Не будьте и вы равнодушными никогда – учит нас И.С. Тургенев.

Описание интерьера – средство создания образа.

Социально – психологический портрет.

Вывод: Автор обнаружил несправедливое отношение государства к человеку достойному. Его способности не могут принести пользу Родине в таких условиях.

ФИЗМИНУТКА.

– Какими красками вы бы изобразили избу лесника?

– Рассмотрим иллюстрации художника.

– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую?

Пейзаж. И.С. – мастер пейзажа.

Вывод: Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.

– Назовите кульминационную сцену.

Учимся читать выразительно. Прослушиваем актерское чтение (аудиозапись) и проводим наблюдение по тексту, исследуем его.

Контроль по образцу:

– Кто победил во внутреннем конфликте?

– Отпустил (кто?) Человек.

Эпиграф: И.С. показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика: она сильна и красива умением сострадать, понимать, прощать.

Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием.

Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство и делает взаимоотношения конфликтными.

Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком.

  • Понимаю идею рассказа “Бирюк”: И.С.Тургенев боролся за отмену … и учил людей…
  • Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания о …
  • Знаю новые понятия:
  • Выставление отметок.

Знать определения новых понятий. Выразительно читать кульминационную сцену. Стр.223 задание 7. *Написать стр. из дневника Улиты или Бирюка.

Жорж Санд писала о Тургеневе: “Какая мастерская кисть. и человек большего сердца…”

Я желаю вам иметь большое сердце, сохранять человеческое достоинство в любой жизненной ситуации.

Характеристика имени Фома: Растет добрым, ласковым и спокойным мальчиком.

Это скромные, часто застенчивые мужчины. Из них получаются неплохие мужья: покладистые и надежные. Первым ребенком у Фомы, как правило, бывает девочка.
Они хорошие рассказчики, умеют принять гостей. Фома обладает завидным здоровьем, болеет редко.
У него золотые руки, он пытается все делать в доме сам, часто владеет несколькими профессиями. Он очень сдержан, скромен. Фому отмечают большая впечатлительность и жалостливость, сострадание к больным и слабым.
Контрольная карточка ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает сформировать навыки составления характеристики литературного героя; анализа текста; навыки исследовательской работы с текстом; развивает навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивает навыки анализа текста художественного произведения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трудиловская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

учитель русского языка и литературы

Колкова Наталья Михайловна

• познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева;

• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;

• формировать навыки исследовательской работы с текстом;

• развивать логическое мышление, наблюдательность,

• развивать и обогащать речь обучающихся;

• воспитывать чувство любви к природе, к человеку.

Оборудование:

Используемые технологии:

… что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа… всё

то же, что и в образованном человеке.

Организационный момент

- Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С. Тургенева.

-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку.

-Молодцы, спасибо.

Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию

- Какого писателя мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева)

Актуализация знаний

1. Родовое имение И. С. Тургенева. (Спасское – Лутовиново)

2.Любимое занятие И. С. Тургенева. (Охота)

Узнайте,о ком идёт речь

Он был высокого росту, плечист, сложен на славу. Из- под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо. (Бирюк)

- Кто такой Бирюк?

- Как сам автор объясняет, кто такой Бирюк?

- БИРЮК – волк – одиночка (С. И.Ожегов)

Создание проблемной ситуации

- Но речь идёт о человеке. Какой возникает вопрос? (за что назвали?)

- Чтобы ответить на данный вопрос мы с вами должны хорошо узнать образ Бирюка.

У вас уже сложилось первоначальное представление о Б., запишите три прилагательных, которыми вы можете его охарактеризовать.

Дома должны были разделить текст на части

( 1- встреча с Бирюком, 2 – встреча с мужиком – вором)

Выдвижение гипотез

- Какие есть у вас версии относительно того, почему его так прозвали - Бирюк? Вы можете посоветоваться друг с другом. (Образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает)

- Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали)

Постановка цели

- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.

Отношение Бирюка к работе

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

Быт Бирюка, его семейное положение

- Итак, сейчас нам предстоит заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его образ. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание качеств характера Бирюка.

детали-черты характера

Фома Кузьмич, но называют Бирюком

ни с кем не общается, угрюм,

одинок, его считают волком, зверем.

Молодец, высокого роста, плечист, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый

Отношение к работе

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

Отношение к Бирюку

Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить

живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

Ответственен за своих детей

Вопросы – подсказки №1

- Каково настоящее имя Бирюка?

- Что обозначает прозвище - Бирюк?

- Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

- Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?

Вопросы – подсказки №2

- Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу

Вопросы – подсказки №3

- Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

- Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Вопросы – подсказки №4

- Почему мужики ненавидят Бирюка?

- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?

Вопросы – подсказки №5

- Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?

- Счастлив ли Бирюк?

Встреча с мужиком

Мы знаем, что более полно характер человека раскрывается через его поступки.

- Проследим, как ведут себя оба героя в данной ситуации

- Что между ними происходит (КОНФЛИКТ)

(описание мужика, о чём говорит)

- Есть ли у них с Бирюком что – нибудь общее?

- но чем отличается Бирюк?

(последняя не заполнена, какие черты проявились у Бирюка? – великодушие. благородство)

- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:

С одной стороны, Бирюк______________________________________________________,

но с другой стороны,________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________.

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

- Но только одно у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

9. Поиск причины явления

- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)

- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)

- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина)

10. Авторская позиция

- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.

11. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к Бирюку?

- Какие знания вы сегодня получили на уроке? (не всегда первое впечатление верно)

Какое у вас настроение от урока?

12. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: Что привлекает и что отталкивает меня в Бирюке?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92

И. С. Тургенев.

Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

Художественные достоинства рассказа.

Урок разработала

Барьяхтар О.Б.,

учитель русского языка и

Тюмень, 2015 г.

Тип: урок формирования и совершенствования новых знаний ( вид урока: урок-исследование).

Форма работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Технологии: проблемно-поисковые, диалоговая технология, технология смыслового чтения.

- совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

- совершенствование навыков характеристики героя.

- развитие у обучающихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении;

- развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей

постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;

Развивающие:

- развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

- развитие способностей искать нужные цитаты;

- развитие аналитических умений и навыков обучающихся.

Воспитывающие:

- развитие у учащихся интереса к тексту, любви к русской прозе, любви к творчеству русского классика И.С. Тургенева;

- формирование положительных нравственных ориентаций.

Лексическая работа

2. 1. Волк-одиночка (обл.) 2. перен. Нелюдимый и угрюмы человек (разг.) ( Словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова )

Интерьер – (от фр. – внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.

Пейзаж – (от фр. – ландшафт) – изображение природного окружения человека и образ незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении.

Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это противоречия между персонажами художественного произведения (внешний конфликт) или во внутреннем мире героя (внутренний конфликт). Конфликты обусловливают поступки персонажей и, соответственно, развитие сюжета произведения.

Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа.

Организационный момент.

Приветствие. Гости на уроке. Все самое лучшее, все самое хорошее. Слушаем и слышим.

Обозначение темы, целей урока.

Найдите ключевые слова цитаты.

Каким изобразил русского мужика И.С. Тургенев?

Учитель: определите цель вашей работы на уроке. ( Цель : Увидеть сторону русского мужика. Понять идею автора.)

Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Проанализировать рассказ, вчитаться в текст, рассмотреть героев рассказа).

Анализ рассказа.

Учитель: У вас на столах лежат выдержки из критических статей, воспоминаний самого автора. На слайде вопросы, на которые вы необходимо найти ответы. Просмотрите текст, найдите ответы на вопросы. (Засечь время). Карандаши возьмите в руки. Прямо в тесте отмечайте ответы.

Самостоятельно прочитайте:

Очерки Тургенева были восторженно встречены критикой и общественностью. Но в кругах правительства они вызвали осуждение. Было проведено специальное расследование по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет.

Вопросы по тексту:

К чему призывал В.Г. Белинский писателей XIX века?

2. Сколько рассказов в произведении?

3. Что объединяет все рассказы?

4. Какова основная тема всех рассказов сборника?

5. Как к книге отнеслись общественность и правительство?

Учитель: Определите тему произведения. (Крепостное право). Тема кроется в названии. Бирюк – крепостной.

Учитель: То есть у Бирюка был прототип (героя произведения) – оригинал, прообраз.

А кто такой Бирюк? А что за слово такое Бирюк? Давайте посмотрим в Толковый словарь и узнаем определение (после нахождения в словаре, открыть слайд)

(Бирюк, -а, м. 1. Волк-одиночка (обл.). 2. Перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.). Смотреть бирюком. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

Сам Тургенев дает сноску: Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый.

Что узнали об этом слове нового?

Какие ассоциации возникают со словом волк, зверь? Запишите на опорном конспекте.

Какие чувства вызывает Бирюк? Почему?

Почему хорошего человека называют Бирюком? (запись в тетради вопрос).

Учитель: Что в художественном произведении помогает понять образ литературного героя?

- пейзаж как средство передачи внутреннего состояния героя.

Учитель: Бирюк. Ребята, а как в действительности звали этого человека? Кто и как его называет в произведении?

Он себя называет: Фомой; крестьяне – Фома Кузьмич (в глаза) и Бирюк (за глаза).

Самостоятельная работа. (5-7 минут).

Учитель: Каждой группе даны задания с вопросами подсказками. Ваша задача, пересмотрев вновь текст, найти ключевые слова, фразы, которые помогут вам выполнить задание.

1 ряд: Портрет – изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.

Подобрать ключевые слова, которые помогут составить портрет Бирюка, его внешнюю характеристику и отношение к делу. От кого мы узнаем о Бирюке?

(От рассказчика-охотника, очевидца и участника событий, по слухам от крестьян, от мужика-порубщика)

Портрет Бирюка (по тексту рассказа)

Бирюк глазами рассказчика

Крестьяне о Бирюке (Фома Кузьмич)

Фома Кузьмич о себе (Зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк)

Мужик о Бирюке

черная курчавая борода, мужественное лицо, сросшиеся брови,

Душегубец окаянный, кровопийца, зверь (3 раза),

Отношение Бирюка к работе

Сам Бирюк о себе

Крестьяне, отношение к Бирюку мужиков-крестьян

Должность свою справляю, господский хлеб даром есть не приходится. Я человек подневольный, с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходиться.

Вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не даешь, ничем нельзя его взять…

Сжить со свету, но не дается… его ненавидят, хотят убить.

С одной стороны, Бирюк___________________________________________________________________

С другой стороны, Бирюк__________________________________________________________________

Он такой, потому что______________________________________________________________________

Одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, человечный в отношении к людям, его можно пожалеть, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету, крепостной, подневольный, должен подчиняться барину.

Учитель: Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик?

Портрет дан глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр.215), встретил впервые “по одежке”. Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика (героя художественного произведения) – он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.

Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда? (домой)

Интерьер – часть изображенного мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.

Перечитать описание интерьера избы Бирюка, найти выразительные средства, найти художественные детали.

(выпишите глаголы, характеризующие девочку); речь девочки.

Двое детей, девочке лет 12, второй младенец.

Босая, тоненький голосок, речь скудная.

Погасила, присела, начала качать, поправлять.

Одна комната, закоптелая, низкая, пустая, без палатей, перегородок. На середине висела люлька

Лучина горела на столе, вспыхивая и угасая

Хлеб и вода, нет чаю

Сердце мое заныло

Невесело войти ночью в мужицкую избу

Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание.

Жизнь Бирюка ________________________________________________________

Не будьте ___________________________________________, - учит нас И.С. Тургенев.

Автор обнаружил __________________________________ государства к человеку ________________. Его ____________________________ не могут принести _________ Родине в ______________________условиях.

Убога, безотрадная, трагична, не быть равнодушными, несправедливое отношение, достойный, работоспособный, ответственны, достоинства, способности, польза, тяжелый.

3 . Пейзаж

- Каково значение слова пейзаж? Зачитайте и проанализируйте все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

– Какова роль образа-символа грозы?

– Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

– Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

– В каком отношении к грозе находятся главный герой и рассказчик?

Пейзаж – изображение в художественной литературе картин природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.

Роль пейзажа в создании образа героя и идее произведения.

Поведение охотника во время грозы, душевное состояние

Поведение Бирюка во время грозы

Пейзаж во время поимки порубщика

Знать, дождика-то нам не переждать… (в конце рассказа)

Вывод: Человек един с природой. Он ее охраняет. Она его понимает.

Тургенев - мастер _________. Человек у него ________________ к природе, он является ее ___________________. Природа в рассказе - _____________________ часть __________________, помогает раскрыть __________________ героев. Гроза – образ, _______. Бирюк – гроза _________. Гроза – психологическое _______________________ мужика, его ________________________________________________________________________.

Пейзажа, приближен, часть, неотъемлемый, содержание, характеры, символ, воры, состояние, страх, отчаяние, гнев.

Природа в рассказе - неотъемлемая часть содержания, помогает раскрыть характеры героев.

Гроза – образ, символ. Бирюк – гроза воров. Гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.

Учитель: Назовите кульминационную сцену в рассказе. (Разговор мужика с Бирюком). Чтение отрывка по ролям. Остальные ребята, следя по тексту, подчеркивают слова, характеризующие мужика: внешность, поведение (глаголы). И слова, которые характеризуют поведение лесника.

При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…

М у ж и к Фома Кузьмич, а, Фома Кузьмич! – заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым.

Б и р ю к. Чего тебе?

М у ж и к. Отпусти. Отпусти…с голодухи…отпусти.

Б и р ю к. Знаю я вас! Ваша вся слобода такая – вор на воре, - угрюмо возразил лесник.
(Бирюк отвернулся)
М у ж и к. Отпусти…приказчик…разорены, во как… Отпусти ! (Мужика подергивало, словно, лихорадка его колотила. Он встряхнул головой и дышал неровно).

Б и р ю к. Разорены. Воровать никому не след.

М у ж и к ( с отчаянием ). Отпусти, Фома Кузьмич…не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как. Отпусти, ей-богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.
Б и р ю к. А ты всё-таки воровать не ходи.

М у ж и к. Лошадёнку-то, хоть её-то… один живот и есть… отпусти!

Б и р ю к. Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.
М у ж и к. Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того… отпусти!

Б и р ю к. Знаю я вас!

М у ж и к. Да отпусти!

Б и р ю к. Э, да что с тобой толковать; сиди смирно, а то у меня знаешь? Не видишь, что ли, барина?
М у ж и к ( внезапно выпрямился, глаза у него загорелись, на лице выступила краска ). Ну на, ешь, на, подавись, на душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей! Тебе говорю, азиат, кровопийца, тебе!
Б и р ю к. Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? С ума сошел, что ли?

М у ж и к. Пьян. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!

Б и р ю к. Ах ты… да я тебя!

М у ж и к. А мне что? Всё едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так – всё едино. Пропадай всё: жена, дети – околевай всё… А до тебя, погоди, доберёмся! Бей, бей, на, бей!
Б и р ю к. Молчать!

М у ж и к. Не стану я молчать. Всё едино – околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, не долго тебе царствовать! Затянут тебе глотку, постой!
Б и р ю к. ( схватил за шиворот мужика, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкал вон ). Убирайся к чёрту с своей лошадью, да смотри в другой раз у меня.

Поведение мужика (как оно меняется)

Поведение Бирюка (как оно меняется)

В лохмотьях, с длинной растрепанной бородой, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, бесконечные глаза, худые члены

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, иллюстрации к произведению, портреты писателя.
Используемые технологии: личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.
Методические приемы: беседа, чтение, работа с учебником, просмотр презентации.
Основные понятия: герой, портрет, интерьер, описание.
Межпредметные связи: история.

6. Беседа.

Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий, жестокий,
добросовестный работник
• Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе? Очень добросовестный, неподкупный.

Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.

- Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?

(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком).

- Попробуйте ответить на вопрос, сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне – герои рассказа?

2. Рефлексия.
- Какие знания вы сегодня получили на уроке?
- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
- Какое у вас настроение от урока?

Читайте также: