Конспект математической игры для дошкольников

Обновлено: 07.07.2024

Предварительная работа: приготовление с детьми медалей для награждений.

Структура:

1) Вводная часть:

- интеллектуальная разминка - игра "Вопрос-ответ".

2) Основная часть:

- решение примеров (равенства) на сложение и вычитание;

3) Заключительная часть:

Методические приемы:

Словесные - диалог, вопросы, проблемные вопросы, инструкция, поощрение, пополнение, повторение, указание, объяснение, словесные игры.

  • Игровые: физкультминутка.
  • Демонстрационный материал:
  • Магнитофон, татарская плясовая.
  • пеналы (набор геометрических фигур, математических знаков и цифр), цветочки - примеры, карточки - задачи из дидактической игры "Решаем примеры" из серии "Забавы в картинках".

Ход занятия

- Друзья, что такое соревнование? Какие соревнования вы знаете? (Ответы детей)

- Я хочу вас сегодня пригласить на математическое соревнование.

Внимание, внимание
Объявляем математическое соревнование.
Здесь будут примеры, здесь будут задачи,
Ну, а как же иначе?
А еще цифры, числа, равенства,
Посмотрим, кто из вас не испугается?

- Ребята, вы согласны участвовать в таких соревнованиях? (Ответы детей)

- В каждом соревновании есть определенные правила. Давайте вспомним или сами установим правила наших соревнований.

- Быть честным, помогать друг - другу, не мешать.

- Дети, а это слово вам знакомо? (Воспитатель показывает слово - жюри).

- Да, ребята, члены жюри - это несколько человек, которые наблюдают, оценивают и определяют победителей.

- У нас жюри - это наши гости.

- Друзья, для соревнований нам нужно разделиться на 2 команды. Дайте название своим командам. Только оно должно быть связано или с математикой, или с геометрическими фигурами.

- Внимание, внимание, начинаем наше соревнование. Первое испытание это вопрос и ответ. Друзья, нужно внимательно слушать вопрос и быстро дать короткий ответ.

  1. Сколько сторон у квадрата? (4)
  2. Сколько дней в неделе? (7)
  3. Как называется день, следующий за вторником? (среда)
  4. Назови рабочие дни недели? (Пн., Вт, Ср., Чт., Пт.).
  5. Назови первый месяц года? (январь)
  6. Назови летние месяцы? (Июнь, июль, август)
  7. Как называется геометрическая фигура, которая имеет 3 угла? (треугольник)
  8. Какая геометрическая фигура похожа на юбку? (трапеция)
  9. Назови геометрические фигуры без углов и без сторон? (круг, овал)
  10. Сколько углов у многоугольника? (много)
  11. Если разрезать пополам круг, то получается? (2 полукруга).
  12. Уменьши число 5 на 1.
  13. Назови число следующее за числом 6 (7)
  14. Назови число меньше 0? (нет)
  15. Что длиннее - неделя или месяц? (месяц)
  16. Сколько хвостов и 5 коров? (5)
  17. Сколько ног у осьминога? (8)
  18. На дворе поровну желтых и красных скамеек. Желтых 3, сколько всего скамеек? (6)
  19. В кастрюле было 4 литра воды, в нее долили еще несколько и стало 6 литров. Сколько воды долили? (2)
  20. Сколько концов у 2-х с половиной палок? (6)
  21. Если добавить к треугольнику еще один угол - то получится? (4угольник).
  22. Назови соседей числа 5 и 7?

- Молодцы, все прошли это испытание. Ставим по 1 баллу командам.

2). - Друзья, вы не знаете, растут ли цветы с цифрами? А у нас растут!

Внимание, объявляется 2-е испытание.

- Сначала одна команда соберет цветы и решит примеры. А другая команда проверяет. Аналогично вторая команда выполняет так же.

3). Внимание, испытание № 3.

- Друзья, кажется дождь собирается. А какие дожди бывают? (весенний, летний, теплый, холодный).

- А в нашей группе дождь с задачами. Возьмите картинки с задачами, садитесь за столы. Внимательно посмотрите и посчитайте, сколько предметов и составьте задачу. Назовите условие и вопрос задачи. А решение покажите цифрами из пенала.

4). Физкультминутка.

- Друзья, вы хорошо поработали, давайте отдохнем. (Звучит татарская плясовая, воспитатель показывает фигуры - квадрат, треугольник, ромбик, круг и квадрат).

- Сколько углов у этой фигуры, столько детей соберутся вместе. (Воспитатель показывает фигуры, дети собираются в круг).

5). Четвертое испытание.

- На какие части можно разбить числа 8 и 9? Задания выполняются на доске.

  1. На веточке сидели 5 воробьев. Кошка прыгнула и поймала одного воробья. Сколько воробьев осталось на ветке? (ни одного)
  2. Курица, которая стоит на одной ноге, весит 2 кг. Сколько будит весить курица, если встанет на обе ноги? (2 кг.)
  3. На березе созрели 6 яблок. Артур сорвал 2 яблока, сколько яблок осталось на березе? (на березе яблоки не растут)
  4. Бабушка на базаре купила и положила в свою корзину 0 груш, потом добавьте 0 бананов. Сколько фруктов она купила? Или с чем она пришла домой? (с корзинкой)
  5. Под воротами на Машу смотрели кошки. Маша посчитала их глаза: 1, 2, 3, 4, 5. Сколько кошек смотрят на Машу?
  6. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 воробья. Сколько птиц, ответь скорей?
  7. Миша и Сережа одели футболку, шорты, бейсболку, вышли во двор. Миша слепил одну снежную бабу, а Сережа 2. Сколько снежных баб слепили ребята?

Итог занятия.

- Как вы думаете, какая команда лучше всех справилась с заданиями? Какое задание было самым трудным? А какое самым легким? Ребята, в каждом соревновании есть победители и проигравшие. Для подведения итогов слово мы даем нашему жюри.

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Медведева О. Ю.

Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.

-развивать у детей геометрическую зоркость.

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу)

- познакомить с геометрической фигурой (пятиугольник)

- активизация словаря: пятиугольник

-совершенствовать диалогическую речь.

- вырабатывать навыки рисования цветным карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт;

-закреплять знания об основных формах предметов.

Социально- коммуникативное развитие:

воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутку.

Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками, задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.

Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, наборы цифр и математических знаков, листы с головоломками на каждого ребёнка, тетради в клетку, ручки на каждого ребёнка, шаблоны пятиугольника, цветные карандаши, средства ТСО.

Ход деятельности:

Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей:

Дети становятся в круг и проговаривают речевку с показом (А. Волиной).

Один, два, три — ученый слон

В математике силен.

Один, два, три, четыре, пять —

Стал он в цирке выступать. (Дети идут по кругу)

Три, четыре, пять, шесть —

На арене начал есть.

(Останавливаются и поворачиваются лицом в круг. Подносят руку ко рту)

Съел он семь больших котлет,

(Показывают 7 пальцев)

Восемь розовых конфет,

(Показывают 8 пальцев)

Девять сладких пирогов,

(Показывают 9 пальцев)

Десять кремовых тортов.

(Показывают 10 пальцев)

Сразу видно: этот слон

В математике силен.

(Поднимают указательный палец)

От входной двери группы раздаётся стук и входит Почтальон Печкин.

-Здравствуйте! Вам посылка от Дяди Фёдора!

-Здравствуйте!- отвечают дети.

-Здравствуйте, Почтальон Печкин! Проходите к нам в гости! - говорит воспитатель.

-Нет, нет! Очень мало времени, а у меня ещё много писем и посылок для ребят. Я тороплюсь! До свидания всем!

-До свидания, Почтальон Печкин!

-Ребята, посмотрим, что же нам прислал Дядя Фёдор? - говорит воспитатель.

-Да!- отвечают дети.

Воспитатель открывает посылку и достаёт письмо от Дяди Фёдора.

-Ребята, а вот и письмо: - Катя, прочитай нам, пожалуйста, что написал нам Дядя Фёдор!

- Ребята, поможем дяде Фёдору!- спрашивает воспитатель.

-Да!- отвечают дети.

-Тогда не будем зря терять время, приступаем к выполнению заданий. А вот и первое задание.

Воспитатель поочерёдно достаёт из посылки задания для выполнения.

Основная часть: (самостоятельная деятельность детей в решении игровых занимательных задач)

Воспитатель зачитывает задания для игры №1

Цель: развитие внимания и восприятие.

На слух выкладывать фигуры. У вас не должны повторяться фигуры по форме и цвету. Проговорить названия фигур и их цвета. Посчитать сколько геометрических фигур у нас получилось.

Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка.

-Я вам называю фигуры, а вы выстраиваете цепочку, а потом сравним со схемой справились вы или нет! Готовы?

-Молодцы ребята! А теперь я хочу вас познакомить с новой геометрической фигурой. Но, для того, чтобы отгадать как она называется, нам необходимо сравнить ее со знакомыми нам геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник).

- Чем схожи эти фигуры? Чем отличаются? Давайте вместе сосчитаем сколько сторон и углов у нашей геометрической фигуры. Как мы можем назвать эту геометрическую фигуру?

- Дети: у этих фигур есть стороны и углы, отличаются разным количеством углов. Геометрическую фигуру мы можем назвать пятиугольник, потому что у неё пять углов.

- Совершенно верно, новая геометрическая фигура называется – пятиугольник! Вот и познакомились мы с вами сегодня еще с одной геометрической фигурой. Вы все справились с этим заданием! Давайте продолжим!

Воспитатель зачитывает задания для игры№2

Цель: развитие логического мышления

Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.

2. Воспитатель предлагает детям отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник. Этот вариант решения дети зарисовывают мелом на доске.

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Воспитатель зачитывает задания для игры №3

Игра №3 Числовые домики

На мольберте висят числовые домики со своим числом (от 7 до 10, дети должны определить из каких чисел мы можем получить это число и каким способом (+,-)

Мышь взобралась как-то раз, посмотреть который час,

Вдруг часы сказали: бом.

Мышь свалилась кувырком.

Мышь взобралась второй раз, посмотреть который час,

Вдруг часы сказали: бом-бом.

Мышь свалилась кувырком.

Мышь взобралась в третий раз, посмотреть который час,

Вдруг часы сказали: бом-бом-бом.

Мышь свалилась кувырком.

-Ребят, а может быть и мы посмотрим, который час у нас сейчас?

-Все верно, молодец! А мы продолжаем!

Воспитатель зачитывает задания для игры №4

Игра № 4 Решение задачи

1) Пять ворон на крышу село

Еще две к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (7).

- Сколько сорок село на крышу?

- Сколько еще прилетело?

- Что нужно узнать в задаче?

- Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, её надо решить. Как вы будете решать? (К 5 прибавить 2 равно 7)

- Сделайте решение при помощи цифр, которые расположены у вас на столах!

2) Цапля по воде шагала-

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

Шесть под кочкой.

Сколько лягушат спаслось,

Отвечайте точно! (8)

Какое математическое действие вы применили?

3) Ежик по грибы пошел-

Десять рыжиков нашел.

Восемь положил в корзину,

Остальные же на спину.

Сколько рыжиков возьмешь

На своих иголках, еж(2)

Какое математическое действие вы применили?

Игра №5 Знаки равенства

Цель: определить между числами какое больше или меньше, равно.

5и7; 10и8; 12и 11; 3и9; 4и4.

Игра № 6 Составляй-ка (графический диктант)

Я пою, и ты поешь

Я иду, и ты идешь

Мы поем, и мы идем

Очень весело живем.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Карандаш вот так держу

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Дети, у вас в тетрадочке у каждого стоит красная точка.

От этой точке мы будем работать дальше.

Молодцы! Кто у нас с вами получился? (собачка)

Давайте каждый придумает своей собачке имя!

1. Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать,

Кто их сможет посчитать. (4)

2. Посадила мама в печь, пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок.

Сколько пирогов испекла мама (4)

3. В дом вошла Маринка,

Потом вошёл Игнат.

Сколько всех ребят? (3)

-Умнички, все справились с задачами! Но, а мы продолжаем!

- Ребята, я хочу вам предложить пройти за столы на свои места, у каждого из вас лежит шаблон пятиугольника, ваша задача нарисовать из этой геометрической фигуры что-то такое, что могло бы пригодиться Дяде Фёдору на каникулах в Простоквашино и объяснить, как он может это использовать и для чего! Всем ли понятно задание?

- Приступаем! Включаем свои фантазии!

Воспитатель: -Ребята, а кто мне подскажет, кто автор Простоквашино?

-Дети: Эльдар Успенский!

Воспитатель обращается к детям

Логико-математические игры для дошкольников

Логико-математические игры для дошкольников Ни для кого не секрет, что дети обожают играть. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. По сей день актуально.

Речевое развитие дошкольников через логико-математические игры Цель – повышение профессиональной компетентности педагогов в реализации задач образовательных областей: Познание. Социализация. Коммуникация.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры Опыт работы воспитателя Кайтан И.

Обучающие задачи:
- закрепить знания о днях недели, частей суток, временах года, умение составлять арифметические действия, выделять условие, вопрос, ответ;
- упражнять в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

Развивающие задачи:
- развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить.

Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приемы:
- игровые приёмы;
- наглядные приёмы (использование иллюстраций);
- словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- анализ занятия, поощрение.

Предварительная работа:
- дидактические игры математического содержания;
- моделирование из геометрических фигур.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, счетные палочки, карточки с иллюстрациями для решения задач, карандаши.

Назвать части суток, времена года (зима, весна, лето, осень). Затем посчитать, числовой ряд будет состоять из 10 цифр (дети считают 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), а теперь обратный счет (дети считают 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1).
Воспитатель считает, а дети внимательно слушают и называют пропущенное число (1,2,3,5,6,7,8,9,10).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием! Отправляемся дальше.





Воспитатель: Молодцы, вы верно решили все задания. Отправляемся дальше! Вижу остров!



Воспитатель: Ребята, мне очень нравится, как вы справляетесь с заданиями, молодцы! Сейчас попробуем решить задачи.
1. Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Сколько цветов получилось в букете? (ответ детей -7).
2. Мы купили в магазине 5 огурцов и 3 помидора. Сколько всего овощей мы купили? (ответ детей -8).
3. Оля и Коля поливали огород. Коля полил 2 грядки, а Оля 4. Сколько грядок полили дети вместе? (ответ детей – 6).
4. К нам в квартиру на неделе 4 коршуна влетели, 2 совы и 5 воронов, сколько птиц было всего? (ответ детей – 11).
5. Миша положил в корзину с фруктами 5 яблок, а Маша подошла и забрала одно яблоко. Сколько яблок осталось в корзине? (ответ детей – 4)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Можно плыть дальше.



Воспитатель: А сейчас я попрошу (имя ребенка) взять свою работу и проверить с ребятами, правильно ли все справились с заданием. Найдите цифру 1 и давайте все вместе назовем цвета, которые у нас получились, после того, когда мы раскрасили наш зонтик (ответы детей). Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Плывем дальше!








Образовате льная область : поз навательное развитие (ФЭМП ) .

- Развивать у мение группировать гео метрические ф игуры по раз ным

признакам; у мение решать п ростые арифметическ ие задачи на сл ожение;

- Развивать у мение соотносить цифру с количеством п редметов;

- Развивать внима ние, память, л огическое мышле ние, интере с к математике .

Оборудовани е : числовые карточки н а каждог о ребенка, кар точки с

шариками, ге ометрические ф игуры на каждог о ребенка по 8 шту к.

Воспитатель: Зд равству йте, ребята! Ка кое у вас сего дня настроение ? Вы

готовы поиграть со мной? Давайт е отгадаем, какая наука поможет н ам

- Эта наука у чить считать, узнавать циф ры, решать за дачи. Правильно,

- Ребята, посм отрите на мой чу десный мешочек. В нём много игр, в кот орые

мы сегодня по играем. Кто - то выбер ет перву ю игру. Для этого вы должн ы из

(Один из госте й достает листок, на к отором на писано

задание). Игры проводятся в так ом порядке, в как ом поря дке достанут из

Читайте также: