Конспект математической игры для дошкольников
Обновлено: 07.07.2024
Предварительная работа: приготовление с детьми медалей для награждений.
Структура:
1) Вводная часть:
- интеллектуальная разминка - игра "Вопрос-ответ".
2) Основная часть:
- решение примеров (равенства) на сложение и вычитание;
3) Заключительная часть:
Методические приемы:
Словесные - диалог, вопросы, проблемные вопросы, инструкция, поощрение, пополнение, повторение, указание, объяснение, словесные игры.
- Игровые: физкультминутка.
- Демонстрационный материал:
- Магнитофон, татарская плясовая.
- пеналы (набор геометрических фигур, математических знаков и цифр), цветочки - примеры, карточки - задачи из дидактической игры "Решаем примеры" из серии "Забавы в картинках".
Ход занятия
- Друзья, что такое соревнование? Какие соревнования вы знаете? (Ответы детей)
- Я хочу вас сегодня пригласить на математическое соревнование.
Внимание, внимание
Объявляем математическое соревнование.
Здесь будут примеры, здесь будут задачи,
Ну, а как же иначе?
А еще цифры, числа, равенства,
Посмотрим, кто из вас не испугается?
- Ребята, вы согласны участвовать в таких соревнованиях? (Ответы детей)
- В каждом соревновании есть определенные правила. Давайте вспомним или сами установим правила наших соревнований.
- Быть честным, помогать друг - другу, не мешать.
- Дети, а это слово вам знакомо? (Воспитатель показывает слово - жюри).
- Да, ребята, члены жюри - это несколько человек, которые наблюдают, оценивают и определяют победителей.
- У нас жюри - это наши гости.
- Друзья, для соревнований нам нужно разделиться на 2 команды. Дайте название своим командам. Только оно должно быть связано или с математикой, или с геометрическими фигурами.
- Внимание, внимание, начинаем наше соревнование. Первое испытание это вопрос и ответ. Друзья, нужно внимательно слушать вопрос и быстро дать короткий ответ.
- Сколько сторон у квадрата? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Как называется день, следующий за вторником? (среда)
- Назови рабочие дни недели? (Пн., Вт, Ср., Чт., Пт.).
- Назови первый месяц года? (январь)
- Назови летние месяцы? (Июнь, июль, август)
- Как называется геометрическая фигура, которая имеет 3 угла? (треугольник)
- Какая геометрическая фигура похожа на юбку? (трапеция)
- Назови геометрические фигуры без углов и без сторон? (круг, овал)
- Сколько углов у многоугольника? (много)
- Если разрезать пополам круг, то получается? (2 полукруга).
- Уменьши число 5 на 1.
- Назови число следующее за числом 6 (7)
- Назови число меньше 0? (нет)
- Что длиннее - неделя или месяц? (месяц)
- Сколько хвостов и 5 коров? (5)
- Сколько ног у осьминога? (8)
- На дворе поровну желтых и красных скамеек. Желтых 3, сколько всего скамеек? (6)
- В кастрюле было 4 литра воды, в нее долили еще несколько и стало 6 литров. Сколько воды долили? (2)
- Сколько концов у 2-х с половиной палок? (6)
- Если добавить к треугольнику еще один угол - то получится? (4угольник).
- Назови соседей числа 5 и 7?
- Молодцы, все прошли это испытание. Ставим по 1 баллу командам.
2). - Друзья, вы не знаете, растут ли цветы с цифрами? А у нас растут!
Внимание, объявляется 2-е испытание.
- Сначала одна команда соберет цветы и решит примеры. А другая команда проверяет. Аналогично вторая команда выполняет так же.
3). Внимание, испытание № 3.
- Друзья, кажется дождь собирается. А какие дожди бывают? (весенний, летний, теплый, холодный).
- А в нашей группе дождь с задачами. Возьмите картинки с задачами, садитесь за столы. Внимательно посмотрите и посчитайте, сколько предметов и составьте задачу. Назовите условие и вопрос задачи. А решение покажите цифрами из пенала.
4). Физкультминутка.
- Друзья, вы хорошо поработали, давайте отдохнем. (Звучит татарская плясовая, воспитатель показывает фигуры - квадрат, треугольник, ромбик, круг и квадрат).
- Сколько углов у этой фигуры, столько детей соберутся вместе. (Воспитатель показывает фигуры, дети собираются в круг).
5). Четвертое испытание.
- На какие части можно разбить числа 8 и 9? Задания выполняются на доске.
- На веточке сидели 5 воробьев. Кошка прыгнула и поймала одного воробья. Сколько воробьев осталось на ветке? (ни одного)
- Курица, которая стоит на одной ноге, весит 2 кг. Сколько будит весить курица, если встанет на обе ноги? (2 кг.)
- На березе созрели 6 яблок. Артур сорвал 2 яблока, сколько яблок осталось на березе? (на березе яблоки не растут)
- Бабушка на базаре купила и положила в свою корзину 0 груш, потом добавьте 0 бананов. Сколько фруктов она купила? Или с чем она пришла домой? (с корзинкой)
- Под воротами на Машу смотрели кошки. Маша посчитала их глаза: 1, 2, 3, 4, 5. Сколько кошек смотрят на Машу?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 воробья. Сколько птиц, ответь скорей?
- Миша и Сережа одели футболку, шорты, бейсболку, вышли во двор. Миша слепил одну снежную бабу, а Сережа 2. Сколько снежных баб слепили ребята?
Итог занятия.
- Как вы думаете, какая команда лучше всех справилась с заданиями? Какое задание было самым трудным? А какое самым легким? Ребята, в каждом соревновании есть победители и проигравшие. Для подведения итогов слово мы даем нашему жюри.
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Медведева О. Ю.
Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.
-развивать у детей геометрическую зоркость.
- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу)
- познакомить с геометрической фигурой (пятиугольник)
- активизация словаря: пятиугольник
-совершенствовать диалогическую речь.
- вырабатывать навыки рисования цветным карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт;
-закреплять знания об основных формах предметов.
Социально- коммуникативное развитие:
воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутку.
Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками, задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.
Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, наборы цифр и математических знаков, листы с головоломками на каждого ребёнка, тетради в клетку, ручки на каждого ребёнка, шаблоны пятиугольника, цветные карандаши, средства ТСО.
Ход деятельности:
Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей:
Дети становятся в круг и проговаривают речевку с показом (А. Волиной).
Один, два, три — ученый слон
В математике силен.
Один, два, три, четыре, пять —
Стал он в цирке выступать. (Дети идут по кругу)
Три, четыре, пять, шесть —
На арене начал есть.
(Останавливаются и поворачиваются лицом в круг. Подносят руку ко рту)
Съел он семь больших котлет,
(Показывают 7 пальцев)
Восемь розовых конфет,
(Показывают 8 пальцев)
Девять сладких пирогов,
(Показывают 9 пальцев)
Десять кремовых тортов.
(Показывают 10 пальцев)
Сразу видно: этот слон
В математике силен.
(Поднимают указательный палец)
От входной двери группы раздаётся стук и входит Почтальон Печкин.
-Здравствуйте! Вам посылка от Дяди Фёдора!
-Здравствуйте!- отвечают дети.
-Здравствуйте, Почтальон Печкин! Проходите к нам в гости! - говорит воспитатель.
-Нет, нет! Очень мало времени, а у меня ещё много писем и посылок для ребят. Я тороплюсь! До свидания всем!
-До свидания, Почтальон Печкин!
-Ребята, посмотрим, что же нам прислал Дядя Фёдор? - говорит воспитатель.
-Да!- отвечают дети.
Воспитатель открывает посылку и достаёт письмо от Дяди Фёдора.
-Ребята, а вот и письмо: - Катя, прочитай нам, пожалуйста, что написал нам Дядя Фёдор!
- Ребята, поможем дяде Фёдору!- спрашивает воспитатель.
-Да!- отвечают дети.
-Тогда не будем зря терять время, приступаем к выполнению заданий. А вот и первое задание.
Воспитатель поочерёдно достаёт из посылки задания для выполнения.
Основная часть: (самостоятельная деятельность детей в решении игровых занимательных задач)
Воспитатель зачитывает задания для игры №1
Цель: развитие внимания и восприятие.
На слух выкладывать фигуры. У вас не должны повторяться фигуры по форме и цвету. Проговорить названия фигур и их цвета. Посчитать сколько геометрических фигур у нас получилось.
Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка.
-Я вам называю фигуры, а вы выстраиваете цепочку, а потом сравним со схемой справились вы или нет! Готовы?
-Молодцы ребята! А теперь я хочу вас познакомить с новой геометрической фигурой. Но, для того, чтобы отгадать как она называется, нам необходимо сравнить ее со знакомыми нам геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Чем схожи эти фигуры? Чем отличаются? Давайте вместе сосчитаем сколько сторон и углов у нашей геометрической фигуры. Как мы можем назвать эту геометрическую фигуру?
- Дети: у этих фигур есть стороны и углы, отличаются разным количеством углов. Геометрическую фигуру мы можем назвать пятиугольник, потому что у неё пять углов.
- Совершенно верно, новая геометрическая фигура называется – пятиугольник! Вот и познакомились мы с вами сегодня еще с одной геометрической фигурой. Вы все справились с этим заданием! Давайте продолжим!
Воспитатель зачитывает задания для игры№2
Цель: развитие логического мышления
Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.
2. Воспитатель предлагает детям отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник. Этот вариант решения дети зарисовывают мелом на доске.
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Воспитатель зачитывает задания для игры №3
Игра №3 Числовые домики
На мольберте висят числовые домики со своим числом (от 7 до 10, дети должны определить из каких чисел мы можем получить это число и каким способом (+,-)
Мышь взобралась как-то раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась второй раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась в третий раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
-Ребят, а может быть и мы посмотрим, который час у нас сейчас?
-Все верно, молодец! А мы продолжаем!
Воспитатель зачитывает задания для игры №4
Игра № 4 Решение задачи
1) Пять ворон на крышу село
Еще две к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7).
- Сколько сорок село на крышу?
- Сколько еще прилетело?
- Что нужно узнать в задаче?
- Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, её надо решить. Как вы будете решать? (К 5 прибавить 2 равно 7)
- Сделайте решение при помощи цифр, которые расположены у вас на столах!
2) Цапля по воде шагала-
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть под кочкой.
Сколько лягушат спаслось,
Отвечайте точно! (8)
Какое математическое действие вы применили?
3) Ежик по грибы пошел-
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзину,
Остальные же на спину.
Сколько рыжиков возьмешь
На своих иголках, еж(2)
Какое математическое действие вы применили?
Игра №5 Знаки равенства
Цель: определить между числами какое больше или меньше, равно.
5и7; 10и8; 12и 11; 3и9; 4и4.
Игра № 6 Составляй-ка (графический диктант)
Я пою, и ты поешь
Я иду, и ты идешь
Мы поем, и мы идем
Очень весело живем.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Карандаш вот так держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Дети, у вас в тетрадочке у каждого стоит красная точка.
От этой точке мы будем работать дальше.
Молодцы! Кто у нас с вами получился? (собачка)
Давайте каждый придумает своей собачке имя!
1. Под кустами у реки жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто их сможет посчитать. (4)
2. Посадила мама в печь, пироги с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы пироги уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Сколько пирогов испекла мама (4)
3. В дом вошла Маринка,
Потом вошёл Игнат.
Сколько всех ребят? (3)
-Умнички, все справились с задачами! Но, а мы продолжаем!
- Ребята, я хочу вам предложить пройти за столы на свои места, у каждого из вас лежит шаблон пятиугольника, ваша задача нарисовать из этой геометрической фигуры что-то такое, что могло бы пригодиться Дяде Фёдору на каникулах в Простоквашино и объяснить, как он может это использовать и для чего! Всем ли понятно задание?
- Приступаем! Включаем свои фантазии!
Воспитатель: -Ребята, а кто мне подскажет, кто автор Простоквашино?
-Дети: Эльдар Успенский!
Воспитатель обращается к детям
Логико-математические игры для дошкольников Ни для кого не секрет, что дети обожают играть. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. По сей день актуально.
Речевое развитие дошкольников через логико-математические игры Цель – повышение профессиональной компетентности педагогов в реализации задач образовательных областей: Познание. Социализация. Коммуникация.
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры Опыт работы воспитателя Кайтан И.
Обучающие задачи:
- закрепить знания о днях недели, частей суток, временах года, умение составлять арифметические действия, выделять условие, вопрос, ответ;
- упражнять в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке.
Развивающие задачи:
- развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы:
- игровые приёмы;
- наглядные приёмы (использование иллюстраций);
- словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- анализ занятия, поощрение.
Предварительная работа:
- дидактические игры математического содержания;
- моделирование из геометрических фигур.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, счетные палочки, карточки с иллюстрациями для решения задач, карандаши.
Назвать части суток, времена года (зима, весна, лето, осень). Затем посчитать, числовой ряд будет состоять из 10 цифр (дети считают 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), а теперь обратный счет (дети считают 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1).
Воспитатель считает, а дети внимательно слушают и называют пропущенное число (1,2,3,5,6,7,8,9,10).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием! Отправляемся дальше.
Воспитатель: Молодцы, вы верно решили все задания. Отправляемся дальше! Вижу остров!
Воспитатель: Ребята, мне очень нравится, как вы справляетесь с заданиями, молодцы! Сейчас попробуем решить задачи.
1. Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Сколько цветов получилось в букете? (ответ детей -7).
2. Мы купили в магазине 5 огурцов и 3 помидора. Сколько всего овощей мы купили? (ответ детей -8).
3. Оля и Коля поливали огород. Коля полил 2 грядки, а Оля 4. Сколько грядок полили дети вместе? (ответ детей – 6).
4. К нам в квартиру на неделе 4 коршуна влетели, 2 совы и 5 воронов, сколько птиц было всего? (ответ детей – 11).
5. Миша положил в корзину с фруктами 5 яблок, а Маша подошла и забрала одно яблоко. Сколько яблок осталось в корзине? (ответ детей – 4)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Можно плыть дальше.
Воспитатель: А сейчас я попрошу (имя ребенка) взять свою работу и проверить с ребятами, правильно ли все справились с заданием. Найдите цифру 1 и давайте все вместе назовем цвета, которые у нас получились, после того, когда мы раскрасили наш зонтик (ответы детей). Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Плывем дальше!
Образовате льная область : поз навательное развитие (ФЭМП ) .
- Развивать у мение группировать гео метрические ф игуры по раз ным
признакам; у мение решать п ростые арифметическ ие задачи на сл ожение;
- Развивать у мение соотносить цифру с количеством п редметов;
- Развивать внима ние, память, л огическое мышле ние, интере с к математике .
Оборудовани е : числовые карточки н а каждог о ребенка, кар точки с
шариками, ге ометрические ф игуры на каждог о ребенка по 8 шту к.
Воспитатель: Зд равству йте, ребята! Ка кое у вас сего дня настроение ? Вы
готовы поиграть со мной? Давайт е отгадаем, какая наука поможет н ам
- Эта наука у чить считать, узнавать циф ры, решать за дачи. Правильно,
- Ребята, посм отрите на мой чу десный мешочек. В нём много игр, в кот орые
мы сегодня по играем. Кто - то выбер ет перву ю игру. Для этого вы должн ы из
(Один из госте й достает листок, на к отором на писано
задание). Игры проводятся в так ом порядке, в как ом поря дке достанут из
Читайте также:
- Конспект содержание и принципы медицинской и социально психологической абилитации и реабилитации
- Произведения н носова конспект занятия в подготовительной группе
- Растительные мотивы в изобразительном искусстве 7 класс конспект урока
- Конспект образовательной ситуации в средней группе 4 5 лет
- Конспект занятия в старшей группе знакомство с дорожными знаками