Конспект путешествие капельки старшая группа

Обновлено: 03.07.2024

Материал: изображение капельки, тазики с водой, стекло, картина круговорота воды в природе, электрический чайник.

  • Наблюдения за водой, облаками, снегом, льдом.
  • Чтение художественной литературы о воде.
  • Дидактическая игра “Путешествие капельки”.
  • Инструктаж по технике безопасности.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадав загадку, которую я вам сейчас загадаю, вы сможете узнать о чем пойдет речь на нашем занятии:

Она и в озере, и в лужице,
Она сежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в кране, и в реке бежит. (ВОДА).

Речь о воде. Узнаем много нового, а также повторим то, что знаем.

На земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.

Дети называют (моря, океаны, реки, озера, ручьи, родники, болота, пруды).

Воспитатель: вы правильно все назвали, посмотрите на доску, многие названные водоемы есть у нас на доске на иллюстрациях.

Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах и реках?

Ответы детей: (в морях и океанах она соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах вода пресная, после очистки ее используют для питья).

Воспитатель: Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистительных станций). Наш город большой, воды ему надо много, поэтому из рек мы тоже берем много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Капелька: Здравствуйте, ребята! А я к вам в гости! Это вы хотите все знать о воде?

Дети: Да!

Отправляемся в путешествие!

Воспитатель: Посмотрите на карту, на ней изображено путешествие капельки (круговорот воды). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода состоит из множества таких капелек. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте опустим руки в воду, посмотрим как вода переливается.

- У воды есть цвет? (нет).

- Давайте понюхаем, есть запах? (нет).

- У воды есть вкус? (нет).

- Попереливайте воду из ладошки в ладошку. Она что делает? (течет). Какая она? (жидкая).

Это первое состояние воды, она бывает жидкой.

Воспитатель: Вот так капельки-сестрички играли, резвились, но солнце светит ярко, пригревает, и они по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Теперь капельки легкие, они летят все выше, выше. Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет). А вы приготовили ушки и глазки? Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.

- Дети, что вы слышите? (бульканье, вода кипит).

- Дети, вы что-нибудь увидели? (идет пар).

Это второе состояние воды, при нагревании она превратилась в пар.

- У пара есть цвет? (нет)

- У пара есть запах? (нет)

Воспитатель: Так маленькие капельки нагрелись, превратились в пар, полетели высоко в небо вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются снова вместе. Так получаются… сами догадайтесь, я загадаю загадку.

Белая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)

Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.

Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите поскорей! (туча)

Хороводная игра “Белая туча”.

Туча белая плывет,
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Лес полила, огород.
(Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. “поливают”, как из лейки, сначала правой, затем левой рукой)
Дождь идет, и туча тает,
Потихоньку исчезает.
(Отходят назад, поочередно помахивая кистями пальцев рук, постепенно опускают руки вниз)
Радуга, как - будто мост,
Над землей повисла.
(Немного приседая, а затем выпрямляя ноги, “рисуют” в воздухе радугу слева направо, двумя руками)
Напились деревья, травы
(Подносят ко рту ладони рук, сложенные ковшиком)
И умылись чисто.
(Имитируют движения (“моют лицо”, не дотрагиваясь до него))

Воспитатель: Давайте проведем опыт. К кипящему чайнику подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание секла (облако), затем стекло убирается от горлышка и дети наблюдают как стекло остывает, и падают капли.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а зимой? Все то же самое, только вместо капелек-дождинок, капельки-снежинки или капельки-льдинки. Я принесла кусочки льда, давайте посмотрим, на самом ли деле лед – это тоже вода. Зажмите кусочек льда к ладошке и посмотрите, что с ним будет происходить. (лед тает). Вода может превращаться в лед , когда холодно. Это третье состояние воды - твердое.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним наше путешествие с самого начала. Наша капелька побывала кем? (капелькой, паринкой, дождинкой, льдинкой). Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называют “круговорот воды”. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на землю.

Стихотворение о круговороте воды.

Вода-вода, кругом вода
И без нее нам никуда.
Цветы полить,
И просто так ее попить.
Мы открываем кран с водой
И наливаем в чайник свой.
Вода кипит, вода шипит,
И скоро чаем угостит.
И в вашей группе вода есть
Ее капелек не счесть.
Сейчас по группе мы пойдем
И много капелек найдем.

Воспитатель: Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? (ответы детей)

Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов. Много воды идет в производство. Водяные богатства нужно беречь и охранять.

Дети загадывают загадки.

В нее льется,
Из нее льется
Сама по земле плетется.
(Река)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
(Берега реки)

Летом в зной
Угостит водой ледяной.
(Родник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Кругом вода,
А с питьем беда.
(Море)

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Нам пора прощаться с капелькой, а Капелька приготовила вам небольшие подарки.

Капелька: Ребята, я хочу подарить вам маленькие капельки, чтобы вы помнили о нашем путешествии и старались беречь воду! А мне пора, меня ждут мои сестрички-капельки. До свидания, ребята!

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Форма организации: групповая

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования

•Развивать умение делать выводы, умозаключения

•Развивать речь, мышление, любознательность

• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

•Воспитывать экологическую культуру;

•;Воспитывать аккуратность при работе

Развивать образное мышление, воображение, память, способность языком символов передать свое представление о явлениях природы. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.

Методические приемы: игровые, наглядные, словесные.

Материалы к занятию : картинки с изображением способов использования воды, оборудование для опытов: сосуд стаканчики с водой, кубик, шар кубики льда, термос, рисунок-макет, капелька, солнце, туча; белый халат магнитная доска, зеркало.

Ход занятия

«Добрый день, ребята! Давайте улыбаться друг другу!

Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды. С обратной стороны мольберта спрятана игрушка Капелька.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик як вам зашла,

Ко мне Капелька подошла (показывает Капельку,

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льют,

Ребята поможем найти ей сестричек

Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку,

Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде.

Посмотрите на картинки и скажите,кому нужна вода и зачем?

(ответы детей)

Молодцы, много знаете о воде,

А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки.

"Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже. "

"После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться. Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко. "

Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю

Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это о круговорот воды в природе. Показываю большой плакат.

Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, Крошечные капельки вода поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Беседа по содержанию сказки

-О чем эта сказка?

-Что интересного случилось с капелькой?

-Во что может превратиться капелька

Уважаемая капелька. наши дети каждый день узнают что-то новое.

Я приглашаю всех в нашу лабораторию, где мы побольше узнаем о свойствах воды (одеваю белый халат)

Представьте что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Надо доказать что снежинка "паринка" и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.

Предлагаю рассмотреть колбу. Как вы думаете, что в ней?

Воспитатель:.а теперь давайте послушаем песенку (перелить воду из одного сосуда в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Воспитатель: вода – это жидкость.

(переливаем в другой)

Дать детям 2стакана ;1 с водой,. 2 -пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

Вывод ; вода жидкая, льется.

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа. Если перелить воду в посуду другой формы,вода принимает форму этой посуды. - Что можно сказать о форме воды?

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод : вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной

Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Воспитатель предлагает детям опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем предлагает ребенку опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).

Вывод: вода прозрачная.

Воспитатель: Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояниях одновременно: в жидком твердом и газообразном

У каждого ребенка стаканы с водой и соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус. Какой он? (сладкий). Затем предлагает попробовать воду. Какая вода? (безвкусная).

Вывод: вода не имеет вкуса.

Когда мама или бабушка печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы. духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод; вода не имеет вкуса.

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра

Положила я в тарелочку лед. Хочу вам показать его. Где же он? Здесь только вода

(часть льда плавает)

Воспитатель предлагает каждому потрогать кусочек льда.

Какой лед – холодный.

В. Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.) Правильно, в группе тепло, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед — это что? (Ответы детей.) Правильно, лед — это тоже вода, только в твердом виде.

Вывод: лед, снег это тоже вода.

В: Давайте посмотрим как вода превращается в пар.

Это— термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.) Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды.

Я возьму зеркало и подержу его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь появилась вода? (Ответы детей.) Пар охладился и превратился в воду.

Значит, пар — это тоже вода

- А сейчас мы отправимся в путешествие и расскажем нашей гостье, где живут в нашей группе её сестрички - капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Путешествие-поиск капелек по группе.

Помоги Капельки найти своих сестер в нашей группе.

(дети в группе находят места где может находиться вода и приклеивают маленькую капельку. Например; в уголке природы; около мойки в подсобном помещении в игровом уголке в туалетной комнате.)

(Дети идут по группе делают остановки)

- В умывальной комнате: вода нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические процедуры. (Приклеивают большую капельку)

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрыты глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать пощекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

- На оконном огороде: чтобы поливать нашу овощную и цветочную рассаду

- В уголке природы: : Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

- У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить.

(Приклеивают большую капельку)

- Около раковины (мойки) : помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

- На входе в спальню: Вода нужна, чтобы мыть пол, протирать пыль.

- В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду.

(Приклеивают большую капельку)

- Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек- капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

- А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)

- Конечно, нет, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.

Итог занятия Ребята, спасибо вам зато что вы так хорошо знаете моих сестричек–капелек

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение г.Керчи Республики Крым «Детский сад

Занятие по экологии в старшей группе

"Путешествие капельки"

Подготовила: Заиченко Е.Н..

Цель: Формировать представления о круговороте воды в природе.

Программное содержание:

Познавательное развитие:

- Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, без запаха, без вкуса, без цвета), обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

-Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.

Речевое развитие:

- Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

- Развивать умение грамотно строить высказывания

- Развивать умение излагать свои мысли понятно, четко проговаривая слова.

- Упражнять в умении высказывать предположения, рассуждать, делать простейшие выводы.

- Совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя.

- Формировать умение быть доброжелательным собеседником.

- Развивать умение отгадывать загадки.

- Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие:

- Закреплять умения согласовывать свои действия с другими участниками.

- Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы.

- Выполнять совместные действия, поручения, задания.

- Воспитывать бережное отношение к воде.

Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать у детей изобретательские умения, учить использовать методы ТРИЗ.

- Учить понимать образный смысл моделирования.

- Закрепить цвета радуги

- Развивать творческое воображение, наблюдательность, быстроту и логичность мышления.

Физическое развитие:

- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности.

- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к здоровому образу жизни.

- Формировать представление о здоровом образе жизни – умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

- Развивать ловкость, выносливость через подвижные и малоподвижные игры

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Предварительная работа:

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня на занятии мы продолжаем с вами знакомиться с природой. Я предлагаю поприветствовать природу, друг друга и наших гостей:

Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Небо!
(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Начнём наше занятие в уголке природы. Смотрите у нас гостья. Кто знает, как её зовут?

Дети: Капитошка

Воспитатель: Капитошка путешествует по свету в поисках своих сестёр – капелек. А в нашей группе живут сёстры Капитошки, капельки? Где?

Ответы детей: в кране, в графине, в бутылке для полива растений.

Воспитатель: В мире много есть воды –

Это знаем я и ты.

Где же капельки живут?

Расскажите-ка нам тут

Дети берут картинки и рассказывают:

Родник – ключ, бьющая из земли вода, кpиница, животок, водничек, место pождения ключа. Родник – это не просто душа водного мира, это начало жизни на Земле, это источник всего живого.

Реки – источники воды, а вода, как известно, — основа жизни на земле. У реки свои законы – бежать, извиваясь голубой змейкой, весело журчать, поить и кормить животных. А главное – быть другом и помощникам человека.

Озеро — это скопление воды в природном углублении на суше. Вода в озере пресная. Озёра не соединяются ни с морем, ни с океаном.

Море – это огромное водное пространство. На нашей планете много морей. Керчь – город двух морей.

Океаны – это самые большие участки соленой воды, омывающие материки и острова. На Земле всего пять океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.

Воспитатель: Ребята, Капитошка говорит вам спасибо за интересный рассказ о своих сестрах, которые живут в разных водных домах. Она как-будто побывала у них в гостях. А теперь Капитошка приглашает вас в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?

Дет:. Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.

Воспитатель: А как нам это сделать?

Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.

Воспитатель: (вместе с детьми произносит считалку-превращение):

Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.

Воспитатель: Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту. (Подходят к картине) Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки. Сейчас мы пойдём в лабораторию, где у нас на столах есть маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.

Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная) .

У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)

(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Вытираем салфетками руки. А теперь подойдите ко мне и возьмите любую геометрическую фигуру. Мы разделимся на три команды: у кого треугольники – подойдите к первому столу, квадраты – ко второму, круги – к третьему столу.

Воспитатель: Выложите на столе с помощью маленьких человечков модель воды.

Дети самостоятельно моделируют воду на столе.

Вывод: В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.)

Воспитатель: Капитошка путешествовала по свету и встретила солнышко. А капельки на солнце превращается в радугу.

Воспитатель: Вот так и Капитошка с сетричками-капельками играла, резвилсь, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине).

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет) . А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.

- Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит) .

- Дети, а вы что- нибудь увидели – из чайника идет дымок, пар. Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)

- Артур, как называется дымок из чайника? (пар) , Даша назови, что из чайника выходит? (пар).

-Где образуется пар? в чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.

- У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).

- У пара есть запах? (нет, у пара нет запаха)

- Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка).

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку.

Воспитатель:

1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей! (Туча)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)

А кто знает, о чем эта загадка?

Дети: О воде.

Воспитатель: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.

Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако) , затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь).

Воспитатель: Посмотрите на карту. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите снег?

Дети: Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки.

(Дети рассказывают стихотворения)

Воспитатель: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю. Давайте вспомним, кем побывала капелька в нашем путешествии?

Дети: Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о воде?

- Вода – прозрачная, не имеет цвета, запаха и вкуса.

- Вода может быть капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.

- При нагревании вода превращается в пар

Загадки для гостей занятия

1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)

2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)

3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)

4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Нам пора прощаться с Капитошкой. Давайте поможем Капитошке вернуться на тучку.

Воспитатель: Капитошка улетела, но оставила нам подарок – это чистая родниковая вода. (Детей и гостей угощают водой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по окружающему миру "Путешествие с капелькой" Опытно иследовательская деятельность.

1. ознакомление детей со свойствами воды: безвкусная, прозрачная, но может изменять цвет, не имеет формы

2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: умение работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

3. Побуждать детей самостоятельно и коллективно выполнять задания, целеустремлённость и любознательность.

4. Развивать целеустремлённость ,любознательность, мышление и речь детей; Закреплять знания детей о значении воды в природе, в жизни человека

5. Воспитывать бережное отношение к воде

Методы и приёмы

Словарная работа с детьми: безвкусная, прозрачная, бесцветная жидкость.

Индивидуальная работа: Совершенствовать умение детей отвечать на вопрос полным ответом.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей! Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, и создадим хорошее настроение. Чтобы вы сегодня ушли из детского сада с новыми знаниями нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку и отвечать полным ответом.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, как вы думаете кто это к нам спустился с облака?

Дети: капелька.

Воспитатель: - Действительно, это капелька, Может кто ни будь знает как её зовут?.

Дети: Капитошка

Воспитатель: Отгадайте – ка ребятки Капитошкину загадку:

Она и в чайнике у нас кипит.

Воспитатель: Значит, Капелька – это маленькая частичка чего?

Дети: поезде

Воспитатель: Вагончики цепляйтесь друг за друга. Путешествие начинается.

Капелька - Капитошка приглашает нас в лабораторию. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

· Не шуметь – этим мы мешаем другим.

· Осторожно обращаться с посудой.

· Внимательно следить за результатом опыта.

· Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель: Рассмотрим что за оборудование на столах ?(ответы детей)

Опыт N1 “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса. (схема)

Опыт N2 “У воды нет запаха”

Воспитатель: Когда мама печет пирожки и булочки, что вы почувствуете за дверями квартиры?

Дети: аромат, запах

Воспитатель: Если в дом занести свежие цветы? Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха. (схема)

Опыт N3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас стоит 2 стакана. Добавте в один стакан кисточкой в воду краску. Какого цвета стала вода? Посмотрите через стакан один и второй с водой, опустите в стаканы карандаш, что вы заметили? Как вы определили, что вода в одном прозрачная а в другом нет?

Вывод: вода - Бесцветная, прозрачная. (схема)

Опыт N4: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. “Льется вода? Почему?”.

Вывод: вода жидкая, льется. (схема)

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

Что можно сказать о форме воды?

Вывод: вода не имеет форму. (схема)

Опыт N6: “Пар – это тоже вода” (выполняю сама)

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло.

Вывод: пар – это тоже вода. (схема)

Проведу такой эксперимент: Насыплю в стакан с водой немного земли. Какой стала вода? (Чёрная, грязная)

Можно ли пить такую воду? Почему?

(В один стакан ложу фильтр из салфеток. ВЫЛИТЬ ВОДУ ИЗ СТАКАНА В СТАКАН С ФИЛЬТРОМ. ЧТО ВЫ ВИДЕТЕ ПРОИЗОШЛО С ВОДОЙ? ЧТО ВЫ ВИДИТЕ НА ФИЛЬТРЕ? )

ДЕТИ: грязь, песок.

Вывод: воду можно – почистить. (схема).

Воспитатель: Мы поработали в исследовательской лаборатории, что вы узнали нового о воде? (ответы детей) Нам пора отправляется в путь. Поезд едет к следующей станции

Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом

Воспитатель: Путешествие с Капитошкой продолжается.

(В ящик лежат кусочки льда и снег в целлофановых пакетах)

Воспитатель: Это твёрдое или мягкое? Теплое или холодное? Живое или не живое? Что это?

1 ребёнок: (ощупывает предмет и отвечает.) Это твёрдое, очень холодное, не живое. Это лёд.

Опыт N8: “Лед – твердая вода”

Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, что происходит ,как они тают. Что осталось на ладошке?

Вывод: лед, – тоже вода. (схема).

Опыт N9: “снег – твердая вода”

2 ребёнок (ощупывает предмет и отвечает.)

Это рассыпчатое, очень холодное, когда сжимаешь его хорошо лепиться, не живое. Это снег.

Воспитатель: снег из чего состоит?

Дети. из снежинок

Воспитатель: Ребята, а что же такое снежинка?

Дети. это замёрзшая капелька воды

Воспитатель: Возьмите понемногу снега в руки.

Воспитатель. Что происходит со снегом, когда он попадает на ладошку?

Дети: Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.

Вывод: снег – тоже вода. (схема).

Два тазика в одном холодная в другом теплая.

потрогать воду. какая вода?

Вывод: вода - бывает холодно и теплой. (схема).

Воспитатель: Путешествие продолжается.

Воспитатель: Кому же нужна вода?

ДЕТИ: Животным, птицам, рыбам, растениями людям.

Воспитатель: А может ли человек прожить без воды?

Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.

Воспитатель: Дети, для чего нужна вода?

Дети: Мыть, стирать, купаться, поливать и т. п..

Воспитатель: А какая должна быть вода?

Дети: Чистая

Воспитатель: Что должны делать люди, чтобы вода всегда была чистой и не исчезла с планеты земля?

ДЕТИ: БЕРЕЧЬ ЗАКРЫВАТЬ КРАН НЕ МУСОРИТЬ.

Воспитатель: Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям. И хоть много воды на планете, ее надо беречь. Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера. ( выбирают картинки и вешают на стенд)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие

Воспитатель:

встать в круг и взяться за руки – сделать большое озеро. Вода в озере спокойная. (Дети плавно разводят руками в стороны).

Но вот налетел легкий ветерок и стал играть с водой. (Движение кистями вверх-вниз).

Понравилось ветерку играть с водой, подул он сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала. (Движения кистями становятся быстрее).

Но вот ветер наигрался и стих. Опять водная гладь спокойна. (Плавные движения руками в стороны)

Воспитатель: Едим к следующей станции..

Воспитатель:

Помоги Капельке найти своих сестер в нашей группе. КАПЕЛЬКИ НУЖНО НАКЛЕИТЬ, ГДЕ ЕСТЬ ВОДА.

(Дети в группе находят МЕСТА, где может находиться вода, и приклеивают маленькую капельку. Например: в уголке природы; около мойки в подсобном помещении; в игровом уголке; в туалетной комнате и т.д.)

Воспитатель: Путешествие подошло к концу. Что мы скажем Капитошке? .

Дети: Спасибо тебе Капитошка, за такое удивительное путешествие. ДЕТИ: Да

Воспитатель: А что больше всего вам запомнилось? Что вы узнали о воде? Кому нужна вода? Для чего?

Дети: Вода – это жидкость,

её можно налить,

Вода не имеет запаха.

вода не имеет формы.

вода может превращаться в пар, лед,

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что мыс вами можем предпринять ,чтобы вода не исчезла, была чистой? ДЕТИ: не засорять ручейки, реки, озера, не оставлять кран открытым.

Воспитатель. Ребята! Запомните навсегда:

Символ жизни на земле – вода!

Воспитатель: Капитошка благодарит вас за хорошие знания о воде и дарит всем медальки.

Читайте также: