Конспект птэ для машинистов

Обновлено: 01.07.2024

Разделы I, II и III.

Раздел IV, пункты 16-22, 24, 27-29, 35, 38.

Раздел V, пункты 40, 42-46.

Раздел VI.

Приложение № 2, пункты 1-4, 6, 7, 14.

Приложение № 4.

Приложение № 5, пункты 1 -29.

Приложение № 7 в полном объеме

Приложение № 8

Общие положения, пункты 1-9, 12, 14, 15, 19-45.

Приложение № 1 к ИДП, пункты 1-22, 24-28, 31-38.

Приложение № 2 к ИДП, пункты 1, 5-15, 17, 19-22.

Приложение № 3 к ИДП, пункты 1-2, 6-15, 17 -19, 22-27.

Приложение № 4 к ИДП, пункты 1-27, 32.

Приложение № 5 к ИДП, пункты 1, 4, 6-8, 29-33.

Приложение № 6 к ИДП, пункты 1-4, 6-8, 10, 11-15, 17, 18, 21.

Приложение № 8 к ИДП, пункты 1-13, 16-22.

Приложение № 10 к ИДП, пункты 1, 5, 7, 16, 18.

Приложение № 11 к ИДП, пункты 1-11, 13-37,39-42, 47, 51-53, 56-63.

Приложение № 13 к ИДП, пункт 1.

Приложение № 14 к ИДП, пункты 1-3, 4-8, 11-13.

Приложение № 15 к ИДП, пункты 1, 4- 9, 13, 15, 17-19, 22.

Приложение № 16 к ИДП.

Приложение № 17 к ИДП.

Приложение № 18 к ИДП, пункты 1, 4, 6-9.

Приложение № 19 к ИДП.

Приложение № 20 к ИДП, пункты 1-44.

Приложения № 21-27 к ИДП.

Назначение ПТЭ (ПТЭ гл. I пп. 2-3)

ПТЭ:

Ø устанавливают систему организации движения поездов,

Ø устанавливают систему функционирования сооружений и устройств инфраструктуры ЖДТ,

Ø устанавливают систему функционирования железнодорожного подвижного состава,

Ø определяют действия работников ЖДТ при технической эксплуатации ЖДТ РФ общего и необщего пользования.

Утверждены Приказом Минтранса России от 21.12. 2010 г. № 286

Вступили в силу от 22.09.2011г.

ПТЭ обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками.

Общие обязанности работников ЖДТ. (ПТЭ гл. III пп. 11-15)

· Работники ЖДТ в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение ПТЭ, безопасность движения и эксплуатации ЖДТ.

· Работники ЖДТ обязаны подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники ЖДТ должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности.

· Для работников ЖДТ, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей предусматривается ношение форменной одежды.

· Работники ЖДТ должны соблюдать правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности, установленные для выполняемой ими работы.

· Право доступа на локомотивы, в кабины управления МВПС, к ССПС и другим подвижным единицам, имеют работники ЖДТ, должностные обязанности которых предусматривают возможность их нахождения на указанных объектах. Иные лица на указанные в настоящем пункте объекты не допускаются.

· Управлять подвижными единицами имеют право только уполномоченные на это работники ЖДТ во время исполнения служебных обязанностей.

· Работники ЖДТ, проходящие стажировку, могут допускаться, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожного пути необщего пользования к управлению подвижными единицами, под наблюдением и личную ответственность работника, непосредственно обслуживающего эти устройства.

· Работники ЖДТ, принимаемые на работу непосредственно связанную с движением поездов и (или) подвергающиеся воздействию вредных факторов проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

· Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей.

· Работники ЖДТ общего пользования, связанные с движением поездов и маневровой работой, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

· Работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний ПТЭ, ИСИ, ИДП, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области ЖДТ.

· Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

· Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению работ.

· Не допускается исполнение обязанностей работниками железнодорожного транспорта, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы.

Сооружения и устройства инфраструктуры

(ПТЭ гл. IV п.16-18; 35-38.)

Железные дороги имеют следующие основные сооружения и устройства:

· железнодорожный путь;

· станции с путевым развитием, сооружениями и устройствами для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки и хранения грузов и багажа, обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей;

· устройства (СЦБ) сигнализации, централизации, блокировки и связи;

· сооружения для экипировки и ремонта локомотивов, моторвагонного подвижного состава, вагонов и контейнеров;

· аварийно-восстановительные пункты;

· контактная сеть, тяговые подстанции;

· устройства энергетики, освещения, водоснабжения и водообработки и др.

Требования ПТЭ к сооружениям и устройствам

Сооружения и устройства должны обеспечивать пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями:

· пассажирских - 140 км/ч,

· рефрижераторных - 120 км/ч,

· грузовых - 90 км/ч, если иное не предусмотрено нормами и правилами.

После приведения в соответствие с требованиями ПТЭ, владельцем инфраструктуры могут устанавливаться скорости:

ü скоростных пассажирских поездов до 200 км/ч,

ü высокоскоростных пассажирских поездов до 250 км/ч включительно.

Для обеспечения пропуска грузовых поездов со скоростями свыше 90 км/ч до 140 км/ч включительно владелец инфраструктуры должен привести сооружения и устройства на участках следования таких поездов в соответствие с нормами и правилами.


2
1.Общие положения. Общие обязанности работников железнодорожного
транспорта.
Общие положения
(ПТЭгл.1)
Настоящие Правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования (далее – железнодорожный транспорт).
Общие обязанности работников железнодорожного транспорта
(ПТЭгл.3)
1. Работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение настоящих Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Контроль за соблюдением настоящих Правил работниками железнодорожного транспорта осуществляют уполномоченные лица организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции работодателя по отношению к таким работникам.
2. Работники железнодорожного транспорта обязаны подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники железнодорожного транспорта должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности.
3.
Требования к рабочим местам работников железнодорожного транспорта, вверенным им техническим средствам и порядок их содержания определяются работодателями с учетом требований трудового законодательства Российской Федерации и положений настоящих Правил.
4. Для работников железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей предусматривается ношение форменной одежды.
5. Работники железнодорожного транспорта должны соблюдать правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности, установленные для выполняемой ими работы и немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников.
6. Право доступа на локомотивы, в кабины управления мотор-вагонными поездами, к специальным самоходным подвижным составам и другим подвижным единицам, к сигналам, стрелкам, аппаратам, механизмам, а также в помещения, откуда производится управление сигналами и такими устройствами и управлять ими, имеют работники железнодорожного транспорта, уполномоченные на это во время исполнения своих служебных обязанностей. Работники железнодорожного транспорта, проходящие стажировку, могут допускаться к управлению подвижными единицами, сигналами, аппаратами, механизмами, а также к переводу стрелок и к другим устройствам, связанным с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, только под наблюдением и личную ответственность работника, непосредственно обслуживающего эти устройства (или управляющего ими) и за которым закреплен работник, проходящий стажировку.
7.
Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры. Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры,
а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.
8. Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств


3 работодателей.
Они должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов.
Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению таких работ.
9. Не допускается исполнение обязанностей работниками железнодорожного транспорта, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы.
2. Организация функционирования сооружений и устройств железнодорожного
транспорта. Габариты.
(гл.4-6)
Сооружения и устройства железнодорожного транспорта должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских-140км/ч, рефрижераторных 120км/ч, грузовых 90км/ч.
Ответственными за состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта являются работники, непосредственно их обслуживающие и руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства. Указанные работники должны следить за техническим состоянием сооружений и устройств, систематически проверять их.
Общие положения по организации технической эксплуатации железнодорожного транспорта на
участках движения поездов пассажирских со скоростями более 140 до 250 км/ч:
На участках обращения пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч инфраструктура и железнодорожный подвижной состав должны обеспечивать движение с установленными скоростями и соответствовать нормам и правилам.
О приближении к платформе пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч пассажирам и другим, находящимся на ней лицам должна передаваться информация в порядке, установленном владельцем инфраструктуры.
На всем протяжении железнодорожной линии, на которой осуществляется движение пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч, должен быть уложен бесстыковой железнодорожный путь.
При сквозном пропуске по железнодорожной станции пассажирских поездов со скоростью более 140 км/ч они должны следовать по главным железнодорожным путям. В исключительных случаях пропуск такого поезда по боковому приемо-отправочному железнодорожному пути железнодорожной станции либо по неправильному железнодорожному пути на перегоне производится в порядке, установленном владельцем инфраструктуры.
Железнодорожные линии на участках обращения пассажирских поездов со скоростями более 160 км/ч должны быть ограждены. Ограждения могут не устраиваться в местах, где доступ к железнодорожному полотну ограничен естественными (водоемы, болота, скалы и т.д.) или другими искусственными препятствиями. Для организации прохода людей через железнодорожные пути оборудуются места перехода.
Пассажирские платформы, расположенные у железнодорожных путей общего пользования, по которым пропускаются пассажирские поезда со скоростью более 200 км/ч, должны иметь предохранительные ограждения на расстоянии не менее двух метров от края платформы.
Движение пассажирских поездов со скоростями более 200 км/ч по участкам, на которых железнодорожные пути пересекаются в одном уровне с автомобильными дорогами, трамвайными и троллейбусными линиями, не допускается.
Габариты.
(ПТЭ гл. 2,4)
Габарит служит для обеспечения безопасности движения поездов мимо сооружений и устройств, а также подвижного состава на смежных путях.
Габарит приближения строений С (Сп)- это предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств непосредственно взаимодействующих с подвижным составом
(контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.)


4
Габарит С распространяется на сооружения и устройства железнодорожного транспорта до территории промышленных и транспортных предприятий.
Габарит Сп распространяется на сооружения и устройства, находящиеся на территориях промышленных, транспортных предприятий, а также между их территориями. Габарит Сп отличается от габарита С меньшими вертикальными размерами.
Габарит С – Высота – 6750мм на станциях
6250мм на перегонах
5550мм на подъездных путях
Ширина – 4900мм
В соответствии с ГОСТ принято расстояние от оси пути до строящихся сооружений, опор контактной сети и сигналов 3100 мм. Это позволяет при производстве путевых работ применять тяжелые путевые машины, например, струги и снегоочистители с выносным в сторону крылом.
Габарит С периодически проверяют. Сплошная проверка в тоннелях производится ежегодно, а по главным путям — не реже 1 раза в 5 лет.
Габарит железнодорожного подвижного состава Т- э то предельное поперечное
(перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути железнодорожный подвижной состав как в порожнем, так и в нагруженном состоянии, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
Габарит Т Высота – 5300мм
Ширина – 3750мм
Габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом горизонтальном пути.
Габарит погрузки Высота – 5300мм;
Ширина – 3250мм
Негабаритные грузы – это грузы, перевозимые на открытом подвижном составе, которые по своим размерам выходят за габарит погрузки.
Негабаритность делится на зоны и степени.
Зона - это место выхода груза за очертания. Зоны бывают – верхняя, боковая, нижняя.
Степень - это размер выхода груза за очертание.
Негабаритность подразделяется на 6 степеней.
1. Зона нижней негабаритности: имеет до 6 степеней
на высоте от 380 до 1230 мм при расстоянии от оси пути 1625-1760мм до 2-х степеней и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1760 -2240мм до 6-ти степеней.
2. Зона боковой негабаритности: имеет до 6 степеней
На высоте от 1400 до 4000мм включительно.


6
Вагон с негабаритным грузом нижней и боковой негабаритности 6-й степени, сверхнегабаритным грузом ставится в состав поезда не ближе 20 вагонов от вагона с контрольной рамой.
При перевозке груза нижней и боковой негабаритности 6-й степени, сверхнегабаритного груза с контрольной рамой в специальном поезде с отдельным локомотивом вагон с таким грузом должен находиться не ближе 5 вагонов от вагона с контрольной рамой. От хвоста поезда вагон с таким грузом должен иметь прикрытие не менее одного вагона с габаритным грузом или порожним.
В местах массовой погрузки негабаритного груза устанавливают габаритные ворота (для проверки верхней и боковой негабаритности).
Машинистам, ведущим поезд с негабаритным грузом, выдаются предупреждения (только на негабарит)
Габаритные ворота Контрольная рама
Расстояние между осями смежных путей на станции и перегоне.
ПТЭ(гл.4 п.20)
На перегоне: Расстояние между осями путей 2-х путных линий на прямых участках должно быть не менее 4100мм, оно обеспечивает только безопасность скрещения подвижного состава. Расстояние между осями 2-го и 3-го путей на перегонах 3-х и 4-х путных линий на прямых участках должно быть не менее 5000 мм, что позволяет при следовании поездов по этим путям оставлять на междупутье инвентарь при ремонте пути, а также устанавливать необходимые сигналы.
На станции: Расстояние между осями смежных путей на прямых участках должно быть не менее 4800 мм. Допускается до реконструкции путевого развития действующих железнодорожных станций сохранять расстояние между осями смежных железнодорожных путей менее установленного настоящим пунктом, но не менее 4100 мм.
Расстояние на второстепенных путях и путях грузовых районов не менее 4500мм


7
Допускается до реконструкции путевого развития сохранять при расположении главных путей крайними расстояние между ними 4100 мм.
Для перегрузки из вагона в вагон 3600мм.
Размещение выгруженного груза около путей.
(ПТЭ гл.4 п.21)
При высоте груза до 1200мм - не ближе 2м (от наружной грани головки крайнего рельса)
При высоте более 1200мм – не ближе 2,5 м.
Исключение составляет балласт, выгружаемый для путевых работ.
Установка путевых и сигнальных знаков.
(ПТЭ гл.2,приложение1 п.30)
У главных путей устанавливаются сигнальные и путевые знаки. У стрелочных переводов и в других местах соединения железнодорожных путей устанавливаются предельные столбики.
Путевой знак - постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий.
Сигнальный знак - условный видимый знак (предельный столбик, знак, указывающий границы железнодорожной станции, подача свистка, отключение и включение тока и другое), при помощи которого подается приказ определенной категории работников железнодорожного транспорта.
Сигнальные знаки устанавливаются с правой стороны по направлению движения, путевые знаки – с правой стороны по счету км на расстоянии не менее 3100 мм от оси крайнего пути. В сильно заносимых выемках и на выходах из них (в пределах до 100 м) на расстоянии не менее 5700 мм от оси крайнего пути. На электрифицированных участках путевые и сигнальные знаки могут устанавливаться на опорах контактной сети,
кроме тех опор, на которых установлены светофорные головки, комплектные трансформаторные подстанции, разъединители и разрядники контактной сети.


8
Предельные столбики устанавливаются посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 мм, на перегрузочных путях с суженным междупутьем в том месте, где ширина междупутья достигает 3600 мм. Предельные столбики указывают место, далее которого на пути нельзя устанавливать подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения.
3. Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства.
( Приложение 1 к ПТЭ)
При технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Железнодорожный путь в отношении радиусов кривых, сопряжения прямых и кривых, крутизны уклонов должен соответствовать утвержденному плану и профилю железнодорожной линии.
План железнодорожного пути это графическое изображение его оси на горизонтальной плоскости (вид сверху).
Профиль железнодорожного пути это графическое изображение оси пути в вертикальной плоскости (вид с боку).
Уклон это элемент профиля пути, имеющий наклон к горизонтальной линии, который для поезда, движущегося снизу вверх, называется подъёмом, а обратно – спуском.
Он определяется как отношение разницы высот начала и конца уклона к его длине (Пример: при подъеме железнодорожного пути на 9 м на протяжении 1000 м уклон составит 9: 1000=0,009)
Так как высота точки местности измеряется в метрах над уровнем моря, а длина участка в километрах – величина уклоноввыражается в тысячных долях.
1000 м
9
м


9
Железнодорожные станции, разъезды и обгонные пункты должны располагаться на горизонтальной площадке. В отдельных случаях допускается расположение их на уклонах не круче 0,0015, а в трудных топографических условиях проектирования - не круче 0,0025. В особо трудных топографических условиях на разъездах и обгонных пунктах всех типов, на промежуточных железнодорожных станциях продольного или полупродольного типов, на которых не предусматриваются маневры и отцепки локомотива или вагонов от состава и разъединение соединенных поездов, допускаются уклоны круче 0,0025 в пределах станционной площадки.
Допускаются также в особо трудных условиях уклоны круче 0,0025 при удлинении приемо- отправочных железнодорожных путей на существующих железнодорожных станциях, при условии принятия мер против самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива), но не круче 0,010 в обоих случаях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения Вопросы теории движения легкового автомобиля"

Теоретический анализ эксплуатационных свойств помогает выяснить предельные возможности автомобиля и реализовать в дорожных условиях конструктивные особенности конкретной модели автомобиля.К основным э.


Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №5 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал .


Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №6 Доврачебная помощь пострадавшим в ДТП

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал .

Учебное пособие по предмету "ПТЭ, инструкции и безопасность движения" для обучающихся по профессии "Дежурный по переезду"

Железнодорожный транспорт Российской Федерации - представляетсобой сложное многоотраслевое хозяйство. В его состав входят железныедороги, предприятия, административно-хозяйственные, культурно- бытовые.

Конспект по предмету "Системы обеспечения безопасности движения"

Конспект по предмету "Системы обеспечения безопасности движения".


презентация для проведения входного контроля знаний для обучающихся на курсах целевого назначения по профессиям: составитель поездов, сигналист (хозяйства перевозок) по предмету "ПТЭ, инструкции и безопасность движения

поможет преподавателю провести входной контроль знаний и оценить уровень знаний обучающихся.


Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел 4 Основы безопасного управления транспортным средством

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический мат.

автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи — система железнодорожной автоматики и телемеханики, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров.

автоматический тормоз — устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и (или) при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана).

блок-участок — часть межстанционного перегона при автоблокировке или при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельно средство сигнализации и связи, ограниченная проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и входным светофором железнодорожной станции, а также выходным светофором и первым попутным проходным светофором (границей блок-участка).

боковой железнодорожный путь — железнодорожный путь, при следовании на который железнодорожный подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу.

воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) — сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией (токораздел), допускающее электрическое соединение сопрягаемых участков при проходе токоприемника железнодорожного подвижного состава на электрической тяге (электроподвижного состава).

вспомогательный локомотив — локомотив, назначаемый на основании требования о помощи (письменного, переданного по телефону или радиосвязи), полученного от машиниста (помощника машиниста) ведущего локомотива, остановившегося в пути на перегоне поезда, а также по требованию работников хозяйства пути, электроснабжения, сигнализации и связи.

въездная (выездная) сигнализация — сигнализация, применяемая на железнодорожных путях необщего пользования для разрешения выезда и въезда железнодорожного подвижного состава в производственное помещение.

габарит железнодорожного подвижного состава — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.

габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей и устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновение с другими элементами железнодорожного подвижного состава.

главные железнодорожные пути — железнодорожные пути перегонов, а также железнодорожные пути железнодорожных станций, являющиеся непосредственным продолжением железнодорожных путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.

железнодорожная станция — пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах — выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

железнодорожный переезд — пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.

контактная сеть — совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.

локомотивная бригада — работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов, а также моторвагонных поездов.

моторвагонный подвижной состав — моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

нейтральная вставка — участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками (изолирующими сопряжениями), на котором отсутствует напряжение, обеспечивающий электрическую изоляцию сопрягаемых участков при прохождении токоприемников электроподвижного состава.

охранная стрелка — стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута приема или отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода железнодорожного подвижного состава на подготовленный маршрут.

пассажирский остановочный пункт — пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров (раздельным пунктом не является).

перегон — часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.

поезд пассажирский высокоскоростной — пассажирский поезд, который по участку (отдельным участкам) следования осуществляет движение со скоростью более 200 км/ч.

поезд пассажирский скоростной — пассажирский поезд, маршрутная скорость движения которого составляет более 91 км/ч.

поездная радиосвязь — система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления движением поездов, обеспечивающая обмен информацией между машинистами железнодорожного подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по железнодорожным станциям, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой.

поездные сигналы — сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц.

правильный железнодорожный путь — железнодорожный путь на двухпутных (многопутных) перегонах, оборудованный односторонней или двухсторонней автоблокировкой, специализированный для движения поездов в определенном направлении.

предохранительный тупик — тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для предупреждения выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов.

сигнальный знак — условный видимый знак (предельный столбик, знак, указывающей границы железнодорожной станции, подача свистка, отключение и включение тока и другое), при помощи которого подается приказ определенной категории работников железнодорожного транспорта.

сигнал — условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ.

спуск затяжной — спуск при следующих значениях крутизны и протяженности:

— крутизной от 0,008 до 0,010, протяженностью 8 км и более;

— крутизной более 0,010 до 0,014, протяженностью 6 км и более;

— крутизной 0,014 до 0,017, протяженностью от 5 км и более;

— крутизной 0,017 до 0,020, протяженностью от 4 км и более;

— крутизной 0,020 и круче, протяженностью от 2 км и более;

стрелка — часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма, а также крестовины с подвижным сердечником при ее наличии.

стрелочный перевод — устройство, служащее для перевода железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой, состоящее из стрелок, крестовин и соединительных железнодорожных путей между ними.

торможение служебное — торможение ступенями любой величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте, различаемое на служебное и полное служебное торможение.

торможение экстренное — торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, путем применения максимальной тормозной силы.

тормозной путь — расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системой, в том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-крана), до полной остановки.

улавливающий тупик — тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управления поезда или части поезда при движении по затяжному спуску.

Читайте также: