Шипящие согласные звуки буквосочетания жи ши ча ща чу щу 2 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: углубление и обобщение знаний учащихся о шипящих согласных звуках, совершенствовать умение учащихся писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Задачи урока:

Предметные: обобщить знания учащихся о шипящих согласных звуках, проверить знания учащихся по данной теме, выбирать и объяснять выбор действия, развитие умения работать с толковыми словарями, обогатить словарный запас учащихся, развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь, словарный запас учащихся.
Метапредметные: развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, воспитание интереса к предмету через познание родного края, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, умение формулировать собственное мнение, работать в парах, воспитание патриотизма , уважения к истории своей страны.

Оборудование: интерактивная доска, СD диск, мультимедийная презентация, толковые словари.

I. Организация внимания учащихся

Учитель: Дети, возьмите, пожалуйста, в руки пультики и определите с каким настроением вы пришли на урок: желтый – радостное настроение, фиолетовый – грустное.

(На интерактивной доске высвечивается диаграмма).

Слайд 2 – внимание (по щелчку текст и звук колокольчика)

Учитель: Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после шипящих. Вот мы на вокзале. Нам нужны билеты, но вагоновожатый говорит, что билеты получат только те, которые красиво напишут букву Р.

– Дайте характеристику звуку, обозначенному данной буквой. (Слайд 5)

Интерактивная доска: родина род родился Кубань

III. Словарная работа (слайд с названием этапа урока)

а) Отец, отечество, Родина, Россия.

б) Учитель: Прочитайте текст. (Слайд 6) Назовите пропущенные слова.

Учитель: Какое еще задание можете предложить?

Дети:

– Подчеркнуть имена собственные.
– Поставить ударение. разделить на слоги.
– Подчеркнуть слова, которые не переносятся.

в) (Р.р)оссия, (Р,р)оссийские,(Р,р)оссияне. (Слайд 8)

Учитель: Прочитайте слова, обведите нужную букву, подчеркните орфограмму. Какое из этих слов всегда пишется с большой буквы?

г) Знакомство с новым словарным словом

Все дороги в Россию ведут в… (Дети хором: Москву)
Москва что гранит, никто Москву не победит.

Учитель: Что это? (Пословицы)
– О каком городе говорится в пословицах?
– Что вы знаете о Москве?
– Кто бывал в Москве?
– Что интересного увидели?

Учитель: Сколько орфограмм в слове Москва? Подчеркните их.

IV. Повторение об имени существительном

Учитель: Мы продолжаем поездку в Чащино. (Слайд 9)
Все – в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты – купе. Давайте познакомимся с пассажирами. Здесь едут девочка Оля с друзьями Юрой и Васей, а с ними кошка и собака. Запишите их имена и вспомните правило написания имён существительных собственных и нарицательных. (1 группа – слабые учащиеся)

Задание для второй группы (сильные учащиеся): восстанови текст: исправь ошибки, расставь знаки препинания. (Слайд 10)

Проверка с обратной связью. (Слайд с правильными ответами)

Дети: Имена собственные пишутся с заглавной буквы. (Слайд 11)

В сочетаниях жи-ши
Только букву и пиши!
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву у.

(Детям выдается памятка с правилом в стихотворной форме)

V. Физкультминутка

В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.
(Повороты головой)
А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
(Приседания.)
Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора.
(Упражнения для рук)

Учитель: Тихо садимся на места.

VI. Закрепление

а) Учитель: Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Какое же это правило?

Учитель: Запишем названия предметов, изображённых на рисунках (слайды 12-22 с изображением предметов, в названиях которых есть буквосочетания жи-ши, ЧК, чу-щу.)

Дети записывают самостоятельно. Подчёркивают знакомые орфограммы.

Учитель: Проверь написание слов. Взаимопроверка.

б) Работа над предложением Слайд-задание.

– Дети, что скажете?
– Что можно сделать? (Составить предложение)
– Скажите все, что знаете о предложении?
– Составьте предложение. (Слайд 24)

Учитель: Запишите предложения. Подчеркните главные члены. Укажите части речи

XII. Самостоятельная работа

(Слайд 25) Интерактивный диктант. (Диск-справочник 2 класс)

Выпал пуш…стый снег. У дома играли малыш…. Витя лепил снежную бабу. У Яш… лыж…. У Миш… собака Рыж…к. Она сторож…т дом. Яша и Миша играли в снежки.

XIII. Рефлексия

  • Красный – хорошо усвоил материал
  • Зеленый – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова.
  • Синий – еще нужно работать. (На доске появляются диаграммы)

IX. Домашнее задание по вариантам (Слайды 26-27)

1. Расставь знаки препинания. Спиши текст, вставь пропущенные орфограммы.

Ёжик и мыши

Митя поехал на дач… к деду Ивану дач… была у леса Митя принёс из леса ёж…ка в ч…лане ж…ли мыш… Митя отнес ёж..ка в ч..лан ёж..к ловил там мышей.

2. В 1 и 2 предложениях подчеркни главные члены.

У Саш… ж…вёт ёж…к. Саша полож…л ёж…ку каш… в ковш…к. Ёж…к беж…т. Он спеш…т на уж…н.
У деда Миш… ш…ло. Он ш…л ж…леты. У Маш… и Саш… ж…леты. Малыш… рады!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Избердеевская начальная школа - детский сад

http://auto.ur.ru/img/books_covers/1005462318.jpg

Автор работы: учитель начальных классов филиала МБОУ Избердеевской начальной школы- детского сада в с.Петровское Куприкова Елена Вячеславовна

Урок 1. Шипящие согласные звуки, буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология построения урока проблемно-диалогическая

Ведущий метод Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.

почему написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу носит традиционный

характер и является орфограммой.

Метапредметна я (Формировать УУД):

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, аккуратность письма.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку.

- Коммуникативные: воспитывать уважительное отношение к языку и его

традициям; слушать и понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные умения: определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу—щу, ча-ща, жи-ши и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

- уметь распознавать мягкие твёрдые шипящие звуки, правильно произносить их;

- уметь находить изученную орфограмму в слове;

- уметь писать слова и тексты с данными орфограммами;

- уметь составлять предложения и правильно оформлять их на письме.

Правописные умения :

- каллиграфически правильно писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн;

- каллиграфически правильно писать сочетания, слова с данными буквосочетаниями;

-правильно списывать слова и предложения,

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.

Учебно-языковые умения:

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить

Речевые умения:

- правильно называть буквы русского алфавита.

- составлять слова из букв

Метапредметные умения:

-уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши и обосновывать своё мнение;

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы;

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции

- уметь слушать и понимать речь других;

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Термины и понятия Буквосочетания; буквы, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, шипящие звуки, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение.

Информационный материал:

Демонстрационный материал:

- карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии

Технические средства обучения:

Экранно-звуковые пособия:

презентация Power Point ;

приложение к учебнику на электронном носителе ( CD )

Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в парах

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

II. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

- Слово, с которым познакомимся на уроке зашифровано. Догадайтесь, как его расшифровать.

- Что получилось? ( Овощи.)

- Назовите овощи, которые вы знаете? (Дети называют)

- Что такое овощи? (Плоды, которые мы выращиваем на огороде)

- Выполним задание на компьютере (Электронное приложение к учебнику( CD ).

- Прочитайте определение: что такое овощи.

- В каких блюдах мы используем овощи?

- Найдите слово пальто в орфографическом словаре, запишите его, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

III . Самоопределение к деятельности

- Электронное приложение к учебнику . Давайте поможем Мамлыне починить космический корабль. А для этого мы очень хорошо должны знать, какие буквы обозначают шипящие звуки.

- Угадайте и запишите слово.

(Два ученика работают на откидной доске.)

Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут. (мыши). У них усы не для красы - Они показывают время И называются. (часы). Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.)

(Сверка с записями на доске.)

- Отгадки записаны одни и те же, но записи слов различаются буквами, стоящими после шипящих. Кто же прав?

- Сформулируйте тему и цель урока. (Шипящие согласные. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща чу-щу)

IV . Работа по теме урока

Сказка про шипящие

Жили-были шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили У, Ю, Ы, И, А, Я. Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе!

По В. Волиной

- Подумайте, почему шипящие согласные звуки так назвали. Произнесите эти звуки, послушайте себя. С чем их можно сравнить?

- Все шипящие согласные звуки являются непарными по твердости — мягкости. Какие из них всегда твердые? Какие всегда мягкие?

- В чем особенность сочетания букв шипящих согласных зву ков с гласными буквами?

- Наши предположения оказались правильные или нет?

- А сейчас послушайте стихотворение, которое будет нам помогать правильно писать буквосочетания.

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У.

2. Работа по учебнику

Упр. 101 (с. 71)

(На доске модели слов, данных в упражнении, и картинки . Обучающиеся подбирают к модели подходящую картинку и объясняют свой выбор. Задание позволяет вспомнить звуко-буквенный анализ слов.)

- Распределите-картинки по двум группам. По какому принципу вы это сделали? (По первым звукам: звуки [ж], [ш] – твёрдые; звуки [ч], [щ] – мягкие)

- А какое правило вы знаете ещё с 1 класса? (жи-ши пиши с буквой и)

- Произнесите слова второй группы. Какую гласную надо было бы писать после них?

- Однако же есть правило, которое знают все (ЧУ—ЩУ пиши с буквой У, ЧА—ЩА пиши с буквой А.)

- Так мы сохраняем традиции в написании слов русского языка.

- Запишите слова, подчеркните буквы, которые обозначают шипящие звуки.

(Фронтальная проверка с комментированием.)

- Электронное приложение к учебнику . А сейчас мы с вами отправимся в лес и поможем сове построить лестницу к домикам. Для этого нужно правильно распределить дощечки по деревьям.

- Вы очень хорошо справились с этим заданием. Скажите, пожалуйста, с какими орфограммами мы сейчас встретились?

- Составьте предложения, используя данные слова. Запись лучших предложений.

Упр. 102 (с. 72)

(Выполняется самостоятельно в соответствии и условным обозначением. Фронтальная проверка с комментированием.)

V. Физкультминутка (Электронная суперфизкультминутка)

VI. Продолжение работы по теме урока

Выполнение заданий в рабочей тетради

- Электронное приложение к учебнику . Мы должны помочь пчёлкам собрать мёд. Куда же мы отправимся за мёдом? (На луг)

(Работа в паре. Выполняют только первую часть задания. Одна пара работает на интерактивной доске. Подведение итогов, награждение тех, кто быстрее правильно выполнил задание.)

VII. Рефлексия

(Задание на карточке.)

- Вставьте пропущенные буквы, дополните каждый 1—2 своими примерами.

VIII. Подведение итогов урока

- Какие орфограммы, известные вам еще с 1 класса, повторили?

- Что нового о них узнали? ( Написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ является традиционным.)

Домашнее задание

Упр. 58 (с. 33) в рабочей тетради.

Урок 2. Шипящие согласные звуки, буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Тип урока урок комплексного применения ЗУН обучающихся

Технология построения урока проблемно-диалогическая

Ведущий метод Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.

Предметная : закреплять знания о правилах правописания изученных буквосочетаний;

Метапредметная ( формирование УУД):

- Личностные: - проявлять интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся, способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

- Регулятивные УУД: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;- сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям , выработанный в классе; -оценивать действия, ориентируясь на его содержательные основания

- Коммуникативные УУД:- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;- обосновывать высказанное суждение;- стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;- уметь задавать уточняющие вопросы, воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе..

- Познавательные УУД: - сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

- уметь распознавать мягкие твёрдые шипящие звуки, правильно произносить их;

- уметь находить изученную орфограмму в слове;

- уметь писать слова и тексты с данными орфограммами;

- уметь составлять предложения и правильно оформлять их на письме.

Правописные умения :

- каллиграфически правильно писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн;

- каллиграфически правильно писать сочетания, слова с данными буквосочетаниями;

-правильно списывать слова и предложения,

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.

Учебно-языковые умения:

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить

Речевые умения:

- правильно называть буквы русского алфавита.

- составлять слова из букв

Метапредметные умения:

-уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши и обосновывать своё мнение;

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы;

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции

- уметь слушать и понимать речь других;

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Термины и понятия Буквосочетания; буквы, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, шипящие звуки, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение.

Информационный материал:

Демонстрационный материал:

- карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии

Технические средства обучения:

Экранно-звуковые пособия:

презентация Power Point ;

приложение к учебнику на электронном носителе ( CD )

Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в парах

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

II. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

(Задание на интерактивной доске.) Проверьте диктант Вани. Исправьте, если нужно, ошибки.

У Сашы жыл рыжый кот васька. У него пушыстый хвост, беленький жывот.

- Какие ошибки вы нашли? Что посоветуете Ване? (Запомнить правила: ЖИ—ШИ пиши с буквой И, клички животных - с заглавной буквы.)

III . Самоопределение к деятельности

- Запишите транскрипцию слова живот, ([жывот].) Сравните звуковую и буквенную запись слова. Что интересного заметили? ( Звуки [ж] и [ш] твердые, после них слышится гласный [ы], но после букв ж и ш нужно писать и, так договорились между собой люди. Когда-то очень давно эти звуки в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило, которым мы пользуемся и сегодня.)

- Определите тему урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать?

IV . Работа по теме урока

Работа по учебнику .

Упр.103 (с. 73)

- Прочитайте и запишите по памяти. Подчеркните орфограммы.

(Самопроверка по тексту учебника. Обучающиеся оценивают

- Электронное приложение к учебнику. Запиши слова под диктовку. (Один ученик выполняет на компьютере, остальные - в тетради)

- Какие орфограммы вам встретились?

- Составьте словосочетания с записанными словами.

Упр. 104 (с. 73)

- Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова, которые обозначают предметы (отвечают на вопросы кто ? что?), во второй - действия предметов.

- Подчеркните орфограмму. Устно составьте 1-2 предложения с данными словами (по выбору).

VI. Продолжение работы по теме урока

- Электронное приложение к учебнику. Мы отправляемся для выполнения следующего задания на морское дно. Кого мы там можем увидеть? (Ответы детей)

- Вставьте пропущенные буквы, запиши слова в тетрадь.

- Что за слова мы записали? (Словарные.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 62 (с 35)

- Отгадайте загадку. Спишите ее, вставляя пропущенные буквы. Ниже запишите слово-отгадку. Подчеркни буквосочетания. Сверьтесь с соседом по парте.

Упр. 66 (с. 38)

- Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. (Фронтальная проверка с комментированием.)

- А могут ли после букв ж и ш стоять другие гласные не только и?

Аня считает, что не могут, а Ваня — что могут. А вы как думаете?

(На доске записаны словосочетания с пропуском гласных в словах.)

Ж.леть котенка, ж..вет в лесу; острые ш..пы у розы; ш..ровая молния.

- Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить?

- Какой вывод можно сделать? (После букв ж, ш могут стоять другие гласные буквы, их написание можно проверять.)

VII. Рефлексия

(Задание на карточке.)

Пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, пассажир, шиповник. .

Нажмите, чтобы узнать подробности

• повторить сведения о группах слов — названий предметов и действий.

• активно использовать слова с изученными орфограммами в письменной речи, связных текстах;

• развивать речь при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов, при изменении слов — названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста;

• обогатить речь словами речевого этикета, развивать речь учащихся.

• формировать уважительное отношение к языку и его традициям;

• формировать интерес к истории языка.

1. Организационный момент

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем мы урок!

Минутка чистописания

- Начнем урок с минутки чистописания. Какую буквы мы будем сегодня прописывать? (строчную букву ш)

- Из каких элементов состоит строчная буква ш? (3 короткие прямые линии с закруглением внизу вправо)

- В чем трудность правописания данной буквы? (Расстояние между первым и вторым элементом и между вторым и третьим должно быть одинаковое).

- Пропишите эту букву столько раз, какую отметку вы сегодня хотите получить на уроке. Расстояние между буквами тоже должно быть одинаковое.

Актуализация знаний.

Пока вы были на физкультуре, приходил Незнайка. Он захотел позаниматься без вас русским языком. Я провела с ним небольшой диктант. Вот что он написал:

Малышы Гриша и Маша строили в лесу шалашы. Вдруг под большыми шырокими листьями мальчики заметили ёжыка. Теперь ёжык жывёт у Гришы. Мышы боятся ежа.

- Проверьте диктант Незнайки. Исправьте, если нужно, ошибки. Зачеркиваем неверное написание, сверху подписываем верное. Под диктантом напишите количество ошибок, которое вы нашли.

- Какие ошибки вы нашли?

- Что посоветуете Незнайке? (Запомнить правила: ЖИ—ШИ пиши с буквой И)

4. Определение темы урока, постановка цели.

- Определите тему урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать? (Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ - ШИ).

- Но мы же это правило уже знаем. Значит, сегодня мы с этим правилом что будем делать? (Закреплять)

- Значит, цель урока какая? (Закрепить знание правило написания ЖИ – ШИ)

- А что значит закреплять? (Тренироваться)

- Зачем? (Чтобы правильно писать и не допускать ошибок, как Незнайка).

5. Первичное закрепление в знакомой ситуации.

- Давайте закрепим наши знания и выполним упражнение 104 на странице 73 из учебника.

(Выполнение упражнения на доске, подчеркивание орфограммы).

6. Первичное закрепление в измененной ситуации.

— А могут ли после букв ж и ш стоять другие гласные буквы, не только и? (да, нет)

- Сейчас я вам предлагаю вставить пропущенные буквы в словах и записать их в тетрадь.

На доске словосочетания: Ж.леть котенка, ж..вёт в лесу; острые ш..пы у розы; ш..ровая молния.

— Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить? (жалеть – жалость, шаровая – шар)

7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


Тип урока: Урок закрепления обобщения полученных знаний.

Цель: создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи урока:

Образовательная: овладеть умениями писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, приводить примеры.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, память, речь учащихся; обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность в работе.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, обобщение, рассуждения.

Практические: ответы на вопросы, выполнения упражнений, словарный диктант.

Наглядные: презентация, раздаточный материал, учебник

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Читайте также: