Конспект урока по окружающему миру 4 класс гармония россия на географической карте

Обновлено: 07.07.2024

Образовательная цель: познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями; развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту; воспитывать патриотические чувства.

Личностные действия: положительное отношение, учебно-познавательный интерес к приобретению знаний о природе и истории России, к способам познания окружающего мира, к исследовательской деятельности, к способам отображения полученной информации в разных формах; к освоению регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Познавательные действия: осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её; выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой; критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урока окружающего мира в 4 Б классе

МБОУ лицея № 3 г. Минеральные Воды

учителя начальных классов

Пешковой Татьяны Валерьевны

Дата проведения урока – 9 ноября 2018 год

Тема: Россия на географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Цели: знакомство обучающихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями; развитие наглядно-образного мышления, умения читать карту; воспитание патриотических чувств.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Формулируют учебную задачу урока.

2. Планируют собственную деятельность, контролируют свою деятельность и деятельность партнёров, при необходимости вносят корректировки.

3. Оценивают собственную деятельность и деятельность одноклассников.

4. Способны к мобилизации волевых усилий.

5. Осуществляют самоконтроль.

Познавательные

1. Формулируют познавательную цель.

2. Создают алгоритм деятельности.

3. Структурируют знания, анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают.

4. Строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные

1. Понимают сущность и содержание поставленных вопросов.

2. Правильно выражают свои мысли в речи.

3. Уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

4. Аргументируют свою точку зрения.

Планируемые результаты:

1. Предметные

1) знают: что такое карта; что и как изображают на карте; названия материков, океанов; названия крупнейших гор, равнин, рек, озёр России.

2) умеют: работать с физической картой России; соотносить моря и океаны, к которым они относятся; работать с контурной картой.

2. Личностные

1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира;

2) стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;

3) проявляют самостоятельность, личную ответственность.

3. Метапредметные

1) способны понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы;

2) контролируют и оценивают свою работу и полученный результат.

2. Дополнительные: мультимедийный проектор, презентация, наглядный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

2. Проверка рабочего места

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

– Ну-ка, юный мой дружок, ты готов начать урок?

Все в порядке на столе? Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания, понадобится терпенье и старание!

– На столе лежат в порядке учебник, тетрадь, пенал. Проверьте, пожалуйста.

– Ребята, сядьте все правильно, настройтесь на активную и плодотворную работу на уроке.

Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.

Дети проверяют на своих рабочих местах наличие необходимых предметов.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий

1. Актуализация знаний (кроссворд)

– Ребята, перед тем, как перейти к изучению нового раздела, к знакомству с темой урока, немного поиграем. Для начала разгадаем небольшой кроссворд, посвящённый всему тому, что мы изучали ранее (Слайд 1) .

1. Г орячее, самосветящееся небесное тело.

2. Звезда, вокруг которого вращается Земля. (Солнце)

3. Небесное холодное тело, вращающееся вокруг звезды.

4. Четвёртая планета Солнечной системы .

5. Звезда, которая помогает путешественникам сориентироваться на местности.

6. Естественный спутник Земли. (Луна)

7. Пространство, окружающее Землю, Солнце, планеты.

8. Человек, совершивший первый полёт в космос.

– Молодцы, ребята. А кто помнит, когда? (Слайд 2) .

– А кто побывал в космосе до человека? (Слайд 3) .

Дети внимательно слушают учителя.

8. Юрий Алексеевич Гагарин.

Ответы детей (12 апреля 1961 года).

Ответы детей (Собаки Белка и Стрелка).

Р2, Р5, П3, П4, К1, К4

III. Подготовка к восприятию нового материала

1. Подведение к теме урока.

– Ребята, отгадайте загадку, она поможет вам определить тему урока.

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это?

– Верно, это карта. Мы с вами уже совершили первое знакомство с физической картой России, расположенной на форзаце учебника. О чём же пойдёт речь на уроке?

– Да, с егодня на уроке мы отправимся в путешествие по карте России. Узнаем, что может рассказать физическая карта о природе нашей страны (Слайд 4) .

Дети слушают учителя.

Ответы детей (Карта).

Дети высказывают предположения о теме урока.

Дети внимательно слушают учителя.

Р1, Р4, К2, Л2, П2, М1

IV. Изучение нового материала

1. Открытие новых знаний

– Ребята, назовите материки, которые вы знаете (Слайд 5) .

– Какой материк самый большой? Самый маленький?

– Какие вы знаете океаны?

– На каком материке мы с вами живём?

– Название нашего государства? Его столица?

– Хорошо, молодцы. Проведём блиц- опрос об условных знаках географической карты . Откройте форзац учебника.

– Если вы согласны с высказыванием, показываете открытую ладонь, если не согласны – кулак.

– Итак, п араллели прохо дят по направлению запад-восток.

Глубокие места морей и океанов окр ашивают на карте голубым цветом.

Зелё ным цветом отмечены низменности.

Меридианы проходят по направлению запад-восток .

Жёлтым цветом отмечены горы .

Коричневым цветом отмечены возвышенности .

Города обозначены кружком .

– Откройте учебники на странице 77. Начнём знакомство с темой нашего урока « Россия на географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России (Слайд 6) .

– … , начинай читать статью учебника. Все внимательно следят.

– Какими равнинами заняты просторы нашей Родины? (Слайд 7) .

– Какие горы делят нашу страну на европейскую и азиатскую части? (Слайд 8).

– Где расположены более высокие горы?

Ответы детей (Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия, Антарктида)

Ответы детей (Евразия, Австралия).

Ответы детей (Тихий, Атлантический, Индийский, Южный, Северный Ледовитый океаны).

Ответы детей (Евразия).

Ответы детей (Российская Федерация, г. Москва).

Дети внимательно слушают объяснения учителя.

Ответы детей: 1. Открытая ладонь.

3. Открытая ладонь.

7. Открытая ладонь.

Дети внимательно слушают учителя.

… начинает чтение статьи.

Ответы детей (Западно-Сибирская, Восточно-Европейская).

Ответы детей (Уральские горы).

Ответы детей (На юге и востоке России).

Ответы детей (Кавказские горы, Алтай, Саяны и др.).

Р2, Р4, П2, К2, К3, П1

V. Динамическая пауза

– Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём (Слайд 9) .

Дети выполняют задания физической разминки.

VI. Изучение нового материала. Работа по теме урока. Усвоение нового материала.

1. Открытие новых знаний.

2. Работа по учебнику

– Переверните страницу учебника. … продолжит чтение статьи (Слайд 10) .

– О каких крупных островах и полуостровах вы узнали?

– Какое самое большое и самое глубокое озёра мира находятся на территории России?

– Хорошо, молодцы. … продолжает чтение статьи.

– Назовите наиболее крупные реки России.

– Какие крупные города располагаются на их берегах?

… продолжает чтение статьи.

Ответы детей (о. Сахалин, о. Новая Земля, п-ов Таймыр, п-ов Камчатка).

Ответы детей (Каспийское море и озеро Байкал).

… продолжает чтение статьи.

Ответы детей (Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур).

Ответы детей (Новосибирск, Якутск, Красноярск, Хабаровск).

VII. Первичная проверка усвоения нового материала

1. Работа с материалом урока.

2. Работа по учебнику.

3. Групповая работа по карточкам.

Резерв

- Работа с физической картой.

- Работа в тетради.

- Работа с контурной картой

– Ребята, сейчас поработаем по карточкам в парах. Ваша задача распредели ть моря соответственно океанам . В этом задании вам поможет физическая карта России. Данные необходимо занести в таблицу (Слайд 11) .

Моря: Японское море, Балтийское море, море Лаптевых, Чукотское море, Берингово море, Белое море, Карское море, Баренцово море, Восточно-Сибирское море, Чёрное море, Охотское море.

Северный Ледовитый океан

Балтийское, Чёрное, Азовское моря

– Проверим, как вы справились с заданием. …, какие моря вы отнесли к бассейну Атлантического океана?

– … , какие моря вы отнесли к бассейну Северного Ледовитого океана?

– … , какие моря вы отнесли к бассейну Тихого океана?

– Проверим (Слайд 12) . Молодцы, ребята.

Резерв

Покажите на физической карте России самые крупные озёра (Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское озёра).

Работа с контурной картой (стр. 31 рабочей тетради)

Далее об уча ю щиеся самостоятельно выполняют в рабочих тетрадях задания № 7 стр. 33. (разгадывают кроссворд о реках России).

Фронтальная проверка этого задания: 1. Нева, 2. Печора, 3. Лена, 4. Ангара, 5. Амур, ключевое слово – Волга (исток Волги – Валдайская возвышенность, устье – Каспийское море).

Дети внимательно слушают учителя.

Дети выполняют задание в парах.

Работа с резервным материалом.

VIII. Информация о домашнем задании

1. Пояснение и запись домашнего задания в дневники

– Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 77-81, пересказ, ответы на вопросы.

Дети записывают домашнее задание.

I X . Рефлексия учебной деятельности

1. Подведение итогов урока.

2. Самооценка обучающимися своей деятельности

– Пришло время подвести итоги нашего урока.

– Что было для вас новым сегодня на уроке?

– Что может рассказать физическая карта о природе России?

– Назовите реки нашей страны.

– Где находятся самые высокие горы России?

– Назовите самые крупные равнины.

– Ребята, наш урок подошёл к концу. Я благодарю всех за активную работу на уроке.

Дети отвечают на ряд вопросов учителя.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 258 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.12.2018 1722
  • DOCX 32.2 кбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пешкова Татьяна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Предметные : научатся работать с картой: показывать Россию на карте мира, крайние (материковые) точки России, горы, равнины, реки, города; смогут называть достоинства России.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные : общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – научатся работать с картой.

Коммуникативные : управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование : пословицы о Родине; географические карты (электронные: мира и России, на доске и на партах: России), мультимедийное оборудование.

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу

Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки.

Настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку. Слушают план урока.

Дети желают друг другу удачи.

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуали­зация зна ний УУД.

Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий .

Идеальный опрос:

Отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные : логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

3.Постановка цели урока , моти­ вация учеб­ ной дея тельности

Цель: обеспечение мотивации учения, принятие целей урока.

1. ( эпиграф Турсынхан Абдрахмановой)

Гражданин! Нет, не титул наследный,

а гордое званье: В нём и совесть, и честь,

И родного народа признанье.

2. Подводящий диалог Вы – граждане?

А конкретнее? А что это за страна? Где она расположена?

Домыслива­ ние

Чтобы самим назвать тему урока, прочтите пословицу и определите тему.

Что вы уже знаете о России и что хотели бы узнать о России?

Отвечают на вопросы. Выделяют проблему урока.

Фронтальная работа. Предлагают, о чём будут говорить на уроке. Называют тему.

Отмечают пункты, которые знают или не знают.

Регулятивные : целеполагание; познавательные : постановка вопросов;

общеучебные : самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические : формулирование проблемы

4. Первичн ое воспри­ятие и ус­воение но­вого мате­ риала

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Чего вы ещё не знаете о России?

На каком материке расположена Россия?

Что можете конкретнее рассказать о географическом расположении России?

Предполагают, выдвигают свои ответы

Евразия – самый большой материк

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

выдвижение гипотез и их обоснование

регулятивные : уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные : планирование своей деятельности.

Личностные : умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата.

5. Примене­ ние теорети­ ческих по­ложений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Цель: установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Работа в группах .

Найдите на карте крайние точки России и назовите их, покажите их на большой карте.

Назовите и покажите на моей карте страны, граничащие с Россией.

Назовите и покажите самые крупные равнины.

Северная – мыс Челюскин, южная – гора Базардюзю, восточная – мыс Дежнёва, западная – г. Калининград.

Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азейбаржан, Казахстан, Монголия, Китай, Корея, Япония.

Восточно-Европейская и ЗападноСибирская

Познавательные : умение переводить информацию из словесного представления в символическое, извлекать информацию из таблиц

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; взаимодействие учащихся в совместной работе.

Регулятивные : планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Личностные : готовность к самообразованию

6. Динами­ческая пауза

Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Гимнастика для глаз

Упражнения для профилактики сколиоза

Коммуникативные : умение выполнять действия по требованию.

Личностные : самосознание, понимание необходимости сохранения здоровья

7. Самостоя тельное творческое использова­ ние сформи­ рованных умений и навыков .

Цель: умение самостоятельно применять свои знания в нестандартной ситуации,

Мини- исследование (работа в парах)

Покажите на карте горные системы

На карте форзаца учебника найдите города Волгоград, Иркутск, Москва, Владивосток

Покажите и покажите на карте Новосибирские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Кольский полуостров

Показывают и называют горные системы

Показывают и называют города

Показывают и называют острова и полуострова

Познавательные : выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; синтез

Коммуникативные : умение формулировать собственное мнения и позиции.

Личностные : умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

8.Обобще­ ние усвоен­ ного и включение его в систе­ му ранее ус­ военных ЗУН и УУД.

Цель: установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Печатная тетрадь № 2 страница 30 устно

Объясните слова на слайде

РЕЗЕРВ: ПТ № 7 стр. 32

Отвечают на вопросы задания:

Моря – Карское, Лаптевых, Восточносибирское, Чукотское

самые высокие горы: Уральские – Народная 1895, Алтай – Белуха 4506, Кавказские – Эльбрус 5642)

Читают и объясняют слова пословицы и четверостишия Э. Асадова.

Смотрят презентацию и слушают

Регулятивные : умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Личностные : позитивная самооценка

9. Контроль за процесс ом и ре­ зультатом УД школь­ ников

Цель: умение самостоятельно применять свои знания в стандартной, но новой ситуации,

Печатная тетрадь № 6 страница 31

Оцените самостоятельно свои работы

Отмечают лишние слова: масштаб, Байкал, Эльбрус

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;

познавательные : общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные : управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение работать в группе.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания

Учебник: стр. 77 – 79 пересказ

Печатная тетрадь: № 2, 5

Записывают домашнее задание

Умение принимать и сохранять учебную задачу

Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата.

11. Рефлек­сия дея­тельности

Цель: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Продолжите одно из предложений слайда.

Продолжают предложения по теме урока.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Конспект урока по теме: РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ(4 класс)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок 19 РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ Цели: – познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озерами, омывающими ее морями; – развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту; – воспитывать патриотические чувства. Оборудование: физическая карта России; нитка; линейка; цветные карандаши; фотографии географических объектов России.

Читайте также: