Конспект прогулки наблюдения птицы зимой

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.

Интеграция образовательных областей: “Чтение художественной литературы”, “Коммуникация”, “Труд”.

Оборудование: кормушка для птиц, зерно, картинки с изображением вороны и воробья, игрушка кошка.

Ход прогулки

Воспитатель:

Воробей, воробей,
Не боишься ты людей.
Если мы гулять пойдём,
Мы везде тебя найдём.
Не летишь ты на ют
От холодных, зимних вьюг
И купаешься весной
В первой луже дождевой.

Воспитатель: дети, посмотрите на маленькую птичку – это воробей. Воробей мал, да удал. Воробышки летают стайкой – их много. Посмотрите, у них две лапки (прошу повторить детей). Пёрышки коричневые. Воробьи очень много летают – ищут себе корм. Они разговаривают – чирикают: чик-чирик.

Дети: Чик-чирик.

Воспитатель: А теперь полетаем, как воробышки. (Дети бегают по участку, машут быстро руками, чирикают).

Воспитатель:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.

Воспитатель: Дети, а это большая птица, сидящая на ветке дерева – ворона. У вороны тоже есть клюв, крылья, хвостик, лапки.

Эта птица умеет громко разговаривать – каркать: кар-кар. Пёрышки у вороны чёрные. Давайте мы попробуем поговорить как ворона.

Дети громко : Кар-кар.

Воспитатель: Как ворона поговорили, а теперь полетаем. (дети бегают, машут руками медленно, каркают).

Воспитатель: Дети, а у меня есть кормушки для птиц. Кормушка нужна птичкам, чтобы мы положили в неё корм. Птички очень любят клевать маленькие зёрнышки. Посмотрите, у меня есть зёрнышки, возьмите каждый и насыпьте их в кормушку. (Дети насыпают корм в кормушку). А теперь отойдите от кормушки подальше, птицы бояться людей. (дети наблюдают за кормушкой, за поведением птиц).

Дидактическая игра “Узнай по голосу”.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите на картинки. Это ворона, она громко каркает: кар-кар. А это маленький воробей, он чирикает тихо: чик-чирик. Я буду говорить как птички, а вы узнайте их на картинке. (воспитатель произносит звукоподражания, а дети показывают картинку, на которой изображена птица)

Воспитатель: А сейчас вы будете разговаривать, как птички: кар-кар, чик-чирик, смотрите на картинки, они подскажут вам какая птичка разговаривает. (воспитатель показывает картинку с нужной птицей).

Воспитатель: Поиграем в птичек. Игра называется “Птички в гнёздышках”. Вы будете маленькими птичками. Закрыли глазки – раз, два, три, в птичек превратились. Ой, как много птичек!

Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке зёрнышек я дам, дам, дам.

У каждой птички есть свой домик – гнёздышко. По моему сигналу “Птички летают!” - все птички вылетают из своих гнёздышек, прыгают на двух ногах, клюют зёрнышки, пьют водичку, машут крыльями, чирикают или каркают. Когда я громко скажу: “Кошка идёт! – все птички прячутся в свои гнёздышки. (игра повторяется несколько раз).

Воспитатель: Дети поиграют на участке, а мы, Даша (Варвара), с тобой попрыгаем, как воробышек. Ножки поставьте вместе и подпрыгиваем вверх, чирикаем: чик-чирик.

- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

- формировать представление о жизни птиц зимой;

- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход экскурсии.

Дети идут на прогулку.

Воспитатель.

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

- Ребята, послушайте загадки.

1. Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней – зимой

Ярко – красный галстук мой. (Снегирь.)

2. Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Воспитатель. Как называют этих птиц? Почему? (Ответы детей.)

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответ детей)

Воспитатель. Сегодня мы понаблюдаем за зимующими птицами.

Обратите внимание на то, что птиц на участке очень мало, во время морозов они сидят на ветках или прячутся под крыши домов. В основном, все птицы сидят на ветках - нахохлившись, они очень взъерошенные. Поднимая перья, они так создают себе тёплую шубку. Между перьями скапливается воздух, который не даёт морозу проникнуть к коже птицы.

Птицам, ребята, очень трудно зимой, мало корма, очень холодно и мы должны помочь птицам выжить, насыпая корм в кормушки.

Сейчас подойдём и покормим птиц.

Воспитатель. – Ребята, посмотрите.

Что это за птицы?

Дети. Голуби.

Воспитатель. Да, это голуби.

Прилетели голуби – сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей.

Чем питаются голуби?

Как люди заботятся о них?

Воспитатель. Голуби не боятся людей, они их кормят.

А сейчас предлагаю послушать пение птиц зимой. (Синички, воробьи.)

Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Итог прогулки.

Каких птиц вы увидели на прогулке?

Вспомним приметы: снегирь под окном поёт – к оттепели; ворона купается в снегу – к ненастью.

По этим приметам мы будем узнавать погоду.

Фотоотчёт о длительных наблюдениях за зимующими птицами

Фотоотчёт о длительных наблюдениях за зимующими птицами Цели: - продолжать расширять у детей представления о зимующих птицах; - формировать познавательный интерес к длительным наблюдениям.

Фотоотчет о наблюдениях за зимующими птицами

Фотоотчет о наблюдениях за зимующими птицами Здравствуйте, дорогие коллеги! С приходом холодов многие начинают помогать братьям нашим меньшим! На мой взгляд, это достаточно важная.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект прогулки в средней группе №8

(совместно с родителями).

Подготовила: воспитатель Литвинко Елена Федоровна.

Цель : Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности детей и родителей. Воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающему миру, к природе, к зимующим птицам.

- Формировать умение различать и называть зимующих птиц.

-Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).

-Развивать наблюдательность, внимание, зрительное восприятие.

- Формировать представления детей о том чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, какие существуют кормушки для птиц. Развивать желание выполнять посильные трудовые действия, желание заботиться о птицах. Воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.

- Развивать умения детей образовывать существительные с помощью суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением. Развивать память, интонационную выразительность речи. Обогащать словарный запас.

- Развивать умение детей согласовать движения друг с другом и ритмом текста. Создание атмосферы радости, сближающей детей с родителями.

- Упражнять детей в беге, развивать ловкость.

Место проведения: групповой участок, территория детского сада.

Материал и оборудование: колокольчик, мяч, кормушки, маски, магнитофон, корм для птиц.

Ход наблюдения:

Воспитатель: - Ребята, у вас хорошее настроение? (Да). Давайте подарим улыбку друг другу и родителям.

Дети и родители встают в круг.

Воспитатель: - У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку.

Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик. Таким образом, в упражнении оказывается задействован каждый ребёнок.

Воспитатель: -Улыбка снова вернулась ко мне!

Воспитатель: Ребята, вот ещё недавно, выходя на улицу, мы слышали радостное пение разных птиц. Почему же сейчас стоит тишина?

Воспитатель: -Ребята, но неужели все птицы зимой улетают? (нет). А как называются птицы, которые остаются с нами? (зимующие).

А каких зимующих птиц мы знаем?

-Давайте понаблюдаем за ними.

Воспитатель: -Воробушки всегда летают стайками. Давайте посмотрим, что у воробушка есть? (клювик, туловище, две лапки, маленькие крылышки.).

Воспитатель: -А знаете ли вы, что под коричневыми пёрышками есть теплый пушок, который их согревает в холодную погоду. Чтобы воробью не умереть от голода им приходится много летать, для того чтобы находить себе корм. А давайте-ка мы с вами послушаем и представим, о чем разговаривают воробушки между собой (воспитатель вместе с детьми прислушивается к голосам воробьёв).

-Ну, ребята, вы услышали, как разговаривают воробьи?

-А о чем они чирикают? (ответы детей ) . А теперь мы с вами попробуем говорить по воробьиному.

Дети : Чик-чирик, чики-рики, чики-чик.

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, я знаю, что на нашем участке поселилась ещё одна зимующая птица.

Спинка зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка.

И полоска шарфика (синица) .

Воспитатель: - Почему же именно зимой можно встретить так много синичек в селе, в парке и около нашего детского садика? Синицы спасаются от голода и холода, и прилетают поближе к жилищу человека, ведь здесь им перепадают семена, хлебные крошки, пшено, сало и т. д.

Воспитатель: - А какие запасы делают для себя синички сами? (синицы прячут в щёлки коры и развилки деревьев: жучков, паучков, мошек. А потом, что находят - съедают. Они стараются не только для себя, но и для всех синичек). Синички такие шустрые и беспокойные птички, ни минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры, и не знаешь, что они сделают в следующую секунду. А почему их назвали синичками? (Если прислушаться, то можно услышать, как они поют синь – синь, синь – синь, за синие перышки).

-А вы умеете летать как воробьи и синички?

Дети: Да (имитируют движенья полета птиц ).

Воспитатель: Воспитатель напоминает правила игры.

Кошка ловит птичек только в кругу. Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Воспитатель: -Молодцы, ребята. Вам понравилось быть птичками? (Да).

Зазывалка: Колокольчик, колокольчик

Как же звонко он поёт,

Просит нас быстрей собраться

В дружный хоровод.

(Дети встают в круг)

Воспитатель обращает внимание на мяч.

Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. (Ласково)

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

Воспитатель: -Молодцы, ребята и родители, знаете кто летает, плавает, бегает.

Давайте повесим кормушки и покормим птиц.

Коллективный труд.

Предложить детям с родителями насыпать корм.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какие разные кормушки сделали вы и ваши родители.

Воспитатель: - Кормушки все разные, есть очень интересные. Расскажите о них.

Вместе с папой мы вдвоём

И для птичек во дворе

Рассказ родителя о способе изготовления кормушки….

Зазывалка : Колокольчик, колокольчик

Как же звонко он поёт,

Просит нас быстрей собраться

В дружный хоровод.

(Дети встают в круг)

Пословицы о зимующих птицах…..

Родитель:- Пусть ваша ласка и забота помогут выжить птицам в трудных зимних условиях. Пусть пернатые прилетают к вам. А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут.

Воспитатель :- Ребята, понравилось вам заботиться о птицах? - Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Вы были сегодня дружными, внимательными, доброжелательными, аккуратными.


Наблюдение
Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.
Художественное слово
На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
В. Звягина

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Н. Рубцов

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов

Голуби, голуби,
Раз, два, три.
Прилетели голуби-сизари.
И. Токмакова

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров
Загадки
Днем молчит,
Ночью кричит. (Филин, сова)

Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел)

Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится. (синица).
Е. Ильин

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера. (снегирь).
Е. Ильин

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел — а все же птица! (Воробей)

Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая! (Сорока)

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
А. Чепуров

Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут. (Дятел)
Е. Серова

Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее. (синичка).

Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым. (снегирем).

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)

Читайте также: