Атмосферная циркуляция конспект 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Ключевые слова:
Рельеф; температурная инверсия; отражение; местные ветры; воздушные массы.

Основные понятия

Воздушные массы ― большие объёмы воздуха с одинаковыми свойствами.

Температурная инверсия ― повышение температуры воздуха с высотой.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя об особенностях формирования климата в зависимости от рельефа и об особенностях воздушных масс и их циркуляции.

- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций – 4-е издание – М.: Просвещение, 2016.

Конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_na_temu.docx 28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему

Выполнила учитель географии Малова Марина Валентиновна

МАОУ СОШ №187 г. Н Новгород.

Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климатов России.

Сформировать понятия: атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Продолжить формирование умения работать с терминами и понятиями.

Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами.

Развития умения анализировать синоптическую карту и применять знания и опыт в различных жизненных ситуациях.

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Тип урока – комбинированный

Беседа с элементами рассказа.

Формы организации учебной деятельности

Физическая карта России

Проверка домашнего задания

Мотивация и целеполагание

Усвоение нового материала

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Ученики готовы начать урок.

2 . Проверка домашнего задания

Учитель раздаёт индивидуальные карточки учащимся, остальные участвуют во фронтальном опросе.

- Что называется солнечной радиацией?

- На какие виды разделяют солнечную радиацию и дайте их определения?

- От чего зависит величина солнечной радиации?

- Как меняется солнечная радиация по сезонам?

- Какие закономерности распределения солнечной радиации наблюдаются на территории России?

После фронтального опроса подводит итог проверки домашнего задания, забирает карточки у тех детей, которые работали самостоятельно, выставляет оценки учащимся.

5 человек работают самостоятельно по индивидуальным карточкам, остальные учащиеся участвуют во фронтальном опросе

3.Мотивация и целеполагание

Учитель задаёт проблемные вопросы

Вы уже знаете, что одним из главных климатообразующих факторов является географическая широта, но на одной и той же широте, в одно и то же время, в разных объектах может быть разная температура воздуха. Почему?

А в 2010 году в Центральной России было самое жаркое и сухое лето и погода была, как в тропиках. С каким климатообразующим фактором это связано?

Учитель обобщает ответы учащихся, называет правильный ответ.- Жаркое и сухое лето связно с вторжением тропических воздушных масс. Движение воздушных масс оказывает большое влияние на климат.

Учитель формулирует тему и цель урока

-Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климатов России.

Учащиеся решают проблему. Перечисляют другие факторы, влияющие на климат.

Ученики высказывают своё мнение, поясняют его, обсуждают решение поставленной задачи.

Ученики осознано записывают тему урока в тетрадь.

4.Актуализация опорных знаний

Учитель мобилизует учащихся на усвоение новой темы и предлагает ответить на вопросы.

-Что называется воздушной массой?

-Какие воздушные массы вы знаете?

-Какие из них движутся над территорией России?

-Но все ли виды воздушных масс будут формироваться над территорией нашей страны?

Учащиеся, опираясь на знания, полученные в 7 классе, используя климатическую карту, вспоминают понятия и закономерности, отвечают на вопросы, в тетради вычерчивают схему.

5.Усвоение нового материала

Учитель формирует у учащихся знания об основных закономерностях движения воздушных масс России и даёт задание учащимся - Прочитать текст учебника стр.90-91 и проанализировать рис.36 - Выявить основные закономерности движения воздушных масс России. В процессе этой работы учащиеся должны усвоить, что над поверхностью нашей страны господствуют такие явления, как: (Учитель демонстрирует слайд)

1.Западный перенос ВМ с Атлантического океана;

2.Арктический воздух, который приходит в умеренные широты из Арктики;

3.Со Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит морской тропический воздух;

4.На побережье Тихого океана дуют зимние и летние муссоны, т. е. континентальный умеренный и морской умеренный воздух.

Учитель задаёт вопрос. Почему погода постоянно изменяется? С чем это связано?

Учитель рассказывает о важности в жизни знания погоды и умения её предсказывать.

-Как синоптик узнаёт и предсказывает погоду по этой карте?

-Можете ли вы, используя такую же карту проанализировать и предсказать погоду?

Учащимся демонстрируется синоптическая карта.

Учитель рассказывает учащимся, что для того, чтобы уметь анализировать синоптическую карту надо познакомиться с понятиями – атмосферный фронт, циклоны и антициклон, так как именно с ними связаны изменения погоды.

Учитель даёт учащимся задание

-Составить характеристику атмосферного фронта, циклона и антициклона и определить как изменяется погода при их прохождении.

Учитель снова демонстрирует синоптическую карту и предлагает по ней составить прогноз погоды в одном из городов

Учащиеся читают фрагмент текста, анализируют рисунок 36, отвечают на вопрос и записывают главные выводы в тетрадь.

Учащиеся объяснят, что это связано с движение воздушных масс.

Учащиеся затруднятся решить данную задачу, так как на карте они видят в условных знаках неизвестные им понятия – атмосферный фронт, циклоны и антициклоны

Учащиеся читают фрагмент текста стр.92, анализируют рисунок37,38,заполняют таблицу.

Учащиеся читают фрагмент текста стр.93, анализируют рисунок 40, заполняют таблицу.

Учащиеся выполняют практическую работу, анализируют синоптическую карту и определяют погоду.

Учитель задаёт учащимся вопросы

Что нового они узнали на уроке?

Какому новому умению научились?

Пригодится ли в жизни умение анализировать синоптическую карту и предсказывать погоду?

Далее учитель даёт задание – Определить по фото, видеофрагменту и описанию атмосферный фронт, циклон и антициклон. Учитель демонстрируя космические снимки и фото видеофрагменты ясной, пасмурной, дождливой погоды, читает описание погоды.

Ученики отвечают на вопросы, определяют по фото циклоны и антициклоны, по описанию виды атмосферных фронтов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

География 8 класс урок 25 Дата______

Планируемые результаты обучения:

Личностные: формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

Предметные: формирование представлений и знаний о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого материала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Тип урока: изучение нового материала

Проверка домашнего задания

Что называют климатом?

Чем климат отличается от погоды?

Назовите основные климатообразующие факторы?

В каких климатических поясах расположена территория России?

Прямая солнечная радиация?

Перечислите факторы, от которых зависит количество солнечной радиации.

Изучение нового материала.

Что называют воздушной массой?

Какие типы воздушных масс вам известны?

1.Движение (циркуляция) воздушных масс.

Воздушная масса – огромнее объемы воздуха с определенными однородными свойствами, которые формируются над сушей или морем.

Типы воздушных масс:

Арктические и антарктические.

В умеренных широтах, где расположена большая часть территории России, господствует западный перенос воздушных масс . Поэтому Атлантический океан оказывает влияние на климат значительно большей части территории с траны, чем Тихий.

На формирование климата России влияют расположенные за пределами страны области повышенного (Азорский и Арктический максиму мы) и пониженного (Исландский и Алеутский минимумы) давления (рис. 39).

Зимой основное климатообразующее значение приобретает Азиат ский максимум , центр которого находится над Забайкальем, Тывой и Северной Монголией. От него отходят два отрога повышенного давления: на северо-восток вплоть до Чукотского побережья и на запад через Северный Казахстан и юг Русской равнины (примерно по 50° с. ш.).

Из отрогов воздух растекается, поэтому на Дальнем Востоке зимой господствуют северо-западные ветры, а в Прикас пии и Предкавказье — северо-восточные. В се верной части Русской и Западно-Сибирской равнин преобладают западные и юго-западные ветры, несущие воздух с Атлантики. Роль западного переноса особенно велика в теплый период. Летом на большей части территории страны преобладают западные и северо-западные ветры

Перемещение воздушных масс различного про исхождения, обладающих разными свойствами, определяет характер погоды в том или ином районе. Например, в Средней Сибири круглый год преобладает континентальный воздух умеренных широт (кВУШ), на юге Дальнего Востока эти воздушные массы господствуют зимой, а летом — морской воздух умеренных широт (мВУШ). Имен но поэтому ясная морозная сибирская зима здесь сменяется пасмурной дождливой погодой летнего сезона. Закономерная повторяемость воздуш ных масс определяет черты климата.

Перемещаясь над поверхностью Земли, воздуш ные массы переносят тепло и влагу из одних районов в другие. При этом они постепенно изменяют свои свойства под влиянием подстилаю щей поверхности (трансформируются). Например, летом за счет трансформации воздуха умеренных широт над Предкавказьем и юго-востоком Русской равнины формируется местный воздух, обладающий чертами континентального тропического: высокими температурами, ничтожной влажностью и высокой запыленностью. С господством тропиче ского воздуха связана знойная, сухая, безоблачная погода. Поступление континентального тропиче ского воздуха (кТВ) в район Москвы вызывает повышение температуры до +37°С.

Поисковая работа. Используя текст учебника на стр. 87, запишите, какие воздушные массы господствуют над Россией, что они несут с собой.

hello_html_m5d3ee7b5.jpg

2.Влияние подстилающей поверхности. На свой ства воздушных масс (их температуру, влажность, запыленность) огромное влияние оказывает под стилающая поверхность, над которой они формируются (вода, суша или лед).

ВМ подразделяются: - морские

- континентальные

Велико влияние рельефа на климат. Отсутствие высоких горных хребтов на севере и западе России облегчает проникновение арктических и атланти ческие воздушных масс во внутренние районы страны. Наличие горных сооружений по восточной окраине ограничивает воздействие Тихого океана. Низко- и среднегорный Урал, лежащий на пути атлантического воздуха, не препятствует его проникновению в Западную Сибирь, а высокогорный Кавказ задерживает у своего подножия холодный воздух умеренных широт.

Размещение гор в южных районах, где особенно велик приход солнечной энергии, препятствует глубокому прогреванию поверхности. Для гор характерно изменение климатических условий с высотой.

3. Атмосферный фронт.
Атмосферный фронт — переходная зона между двумя разнородными воздушными массами.

Работа с текстом учебника на стр. 87 – 88.

hello_html_5bb36cb6.jpg

4. Циклоны и антициклоны.

С атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов.

Циклон – атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре.

Антициклон – атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.

Схема циклона и антициклона.

Признаки погоды в циклоне и антициклоне.

Поисковая работа по вариантам.

1 вариант погода в циклоне.

2 вариант погода в антициклоне.

Вместе – схема признаки погоды.

hello_html_5ab77105.jpg

Закрепление.

Что называют воздушной массой?

Какие типы воздушных масс господствуют на территории России?

Какой тип воздушных масс оказывает влияние на европейскую Россию?

Что позволяет проникать холодным арктическим воздушным массам вглубь России? (отсутствие высоких гор).

Какой фактор ограничивает влияние воздушных масс с Тихого океана? (наличие гор).

Что называют атмосферным фронтом?

Какие виды атмосферных фронтов вам известны?

Что называют циклоном?

Какую погоду несет циклон?

Какую погоду несет антициклон?

Домашнее задание:

Предметные: формирование представлений и знаний о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого материала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Личностные формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

1. Орг. момент

2. Проверка знаний

2. Сформулируйте, от чего зависит суммарная солнечная радиация.

3. Общее количество радиации, достигшей земной поверхности, называется:

а) поглощённой радиацией;

б) суммарной радиацией;

в) радиационным балансом.

4. При движении к экватору величина суммарной солнечной радиации:

3. Мотивационный этап.

4. Изучение нового материала

Учитель начинает урок с актуализации знаний обучающихся о циркуляции атмосферы, воздушных массах и их типах и свойствах.

Особое внимание учитель уделяет западному переносу воздушных масс. Обучающиеся в тетради вычерчивают схему.

Над территорией России господствуют

Воздушные массы умеренных широт (ВУШ)

Арктические воздушные массы (АВ)

Тропические воздушные массы (ТВ)

Учитель предлагает школьникам дополнить схему информацией о свойствах этих воздушных масс и районах их формирования.

Другим вариантом проработки данного материала может стать выполнение задания 8 на с. 33 тренажёра.

Далее обсуждается вопрос о влиянии соседних территорий на климат России. Обучающиеся читают текст на с. 86—87 учебника и анализируют рисунок 39, после чего делают выводы.

— тёплый воздух надвигается на холодный;

— тёплый воздух быстро охлаждается

— холодный воздух надвигается на тёплый;

— холодный тяжёлый воздух выталкивает резко вверх лёгкий тёплый воздух;

— возникают мощные восходящие потоки воздуха

В завершение урока проводится словарный диктант на усвоение терминов и понятий данного параграфа, выполняются задания 1—5 на с. 89 учебника. На этапе рефлексии обучающиеся выясняют, какое значение данный материал имеет в повседневной жизни.

Домашнее задание: 1) изучить § 22; 2) выполнить задания 6—8 на с. 89 учебника;

Оборудование: физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: диалогово-коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы: игровая, индивидуальная, групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И. 1 высота 2 высота 3 высота 4 высота 5 высота 6 высота 7 высота 8 высота Итоговая оценка

II. Путешествие.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света - это :

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал?см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4, 5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы - влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы - сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель: (слайд 8)

- Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

- Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

- Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50?с.ш. Погода летом - ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

- Что произошло с воздушной массой?

- Она изменила свои свойства.( слайд 9)

Трансформация - изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

- Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт - переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт - возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт - возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

- На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. ( Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта по теме: "Последствия изменений климата на Земле".

- Что-то наш привал затянулся, пора продолжить путешествие (Далее осуществляется закрепление полученных знаний).

Каждая команда получает задание заполнить таблицу. Команда, которая заполнит таблицу, поднимается на следующую высоту.

Признаки Холодный фронт Теплый фронт
Условия образования
Облака
Характер выпадения осадков

1. Что такое антициклон?

2. Что такое циклон?

3.Что такое атмосферная циркуляция?

4. Что такое атмосферный фронт?

5. Что такое трансформация?

Вам пришла телеграмма: " Завтра в область придет циклон, который будет действовать два дня. На смену ему придет холодный фронт. Какой будет погода?"

Кто правильно расшифрует ее получит возможность подняться на следующую высоту.

Читайте также: