Конспект правописание корней с чередованием гласных а о

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка с использованием ЗФО

Тема: Правописание корней с чередованием гласных а-о.

Составила урок:

учитель русского языка

Тобольск, 2013-2014 учебный год

Конспект урока русского языка с использованием ЗФО

Тема: Правописание корней с чередованием гласных а-о.

Цель урока: Познакомить учащихся со способом проверки написания слов с чередующимися гласными а-о в корнях -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомится с понятием чередование звуков в корне слова; основными случаями чередования гласных букв в корне; уметь объяснять правило правописания гласной в корне с чередованием.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составлять их последовательность и действовать по намеченному плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно формулировать выводы.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Единица содержания: способ определения проверки написания корней -лаг-, -лож-; -кас-, -кос- с чередующимися гласными а-о. через мышление и коммуникацию, осуществляя ряд действий на различения способов проверки безударных гласных в корне слова, у детей формируется понимание того, что перед ними новый способ проверки однокоренных слов. Тип содержания – мыследеятельностный. По традиционной методике даются готовые способы определения нового способа проверки однокоренных слов. при использовании МДП ученики сначала осваивают подход и, используя его, сами выводят правило для определения нового подхода проверки однокоренных слов.

Методы и формы: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технология, обеспечивающая освоение единицы содержания:

Задачная форма организации учебного процесса. Используя данную технологию, педагог формирует у детей новые способы мышления. Попадая в ситуацию невозможности получить результат сразу, имея уже определенные накопленные знания, учащиеся самостоятельно осуществляют практическую деятельность, направленную на решение поставленной задачи. В результате они открывают для себя новое в исследуемом предмете.

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

Гласная в корне

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • -ГАР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • -ЗАР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.

2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса —А-

  • -КАС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
  • -БЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
  • -ДЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • -ПЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • -МЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • -ТЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • -ЖЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • -ЧЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
  • — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.

3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • -ЛАГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
  • -РАСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.

4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте

Пояснения и дополнения.

Иллюстративная таблица случаев чередования.

Чередующиеся гласные в корне

Цель урока - проведение работы по правописанию корней лаг-лож, кас-кос, формирование умения находить слова с данными корнями в предложении и тексте, выбирать правильное написание, отличать корни с чередованием от омонимичных корней с безударной проверяемой гласной

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: в результате занятия учащиеся научатся:

- находить слова с чередованием в корнях лаг-лож, кас-кос и выбирать правильное написание;

- проводить орфографический, морфемный анализ, соблюдать нормы правописания и произношения.

- продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий;

- продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

- продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: осуществление операций анализа, построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).

-поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету, осознавать эстетическую ценность русского языка.

Основные понятия урока: чередование, корни с чередованием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по технологии критического мышления. Виды деятельности на уроке "лишнее слово", орфографическая разминка, работа с текстом, буквенный диктант. На уроке предполагается парная работа, дифференцированная работа.

Цель: формирование умения находить в морфеме изучаемую орфограмму;

понимать условия написания гласных в корнях гор–гар, зор–зар ; применять правило на письме в условиях создания текста; развивать устную монологическую речь.

I. Оргмомент.

Готовность к уроку. Объявление темы урока.

- Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока.

II. Актуализация знаний и умений

1 стадия. Вызов.

- Выполним задание “Верные – неверные утверждения”.

- Замена одного звука другим внутри одной морфемы называют чередованием. (Верно)

- В корнях ЛАГ-ЛОЖ написание гласной зависит от ударения. (Неверно)

- В слове СОЧЕТАТЬ пишется буква Е, потому что после корня стоит суффикс А. (Неверно)

- В корнях БЕР-БИР, ПЕР-ПРИ, ДЕР-ДИР, ТЕР-ТИР и т.д. пишется Е, если после корня нет суффикса А. (Верно)

- Слова МИРНЫЙ – ЗАМИРАТЬ являются однокоренными. (Неверно)

Опрос.

А) пол..гаешь, к..сательная, прик..снуться, пол..г;

Б) изб..рут, зап..реть, стирать, выч..ты,

В) расст..лать, соч..тание, бл..стательный, вым..рание, зам..рание;

2) Это мороз своей искусной рукой прик..снулся к деревцам. (4)

Инд. работа по карточкам.

- Орфографическая разминка пройдёт в форме выборочного диктанта.

Класс: орфографическая разминка. (чередование гласных в корне слова)

Выборочный диктант. (1 ученик работает у доски)

- Из текста выпишите только слова с орфограммой чередование гласных в корне слова.

- Определите тему и идею текста.

- Как бы вы озаглавили этот текст?

ВЗИМОПРОВЕРКА выборочного диктанта.

Проверка обучающихся, работавших у доски.

Вывод: - Кто испытывает трудности выборе орфограммы? Почему?

- Мы знаем чередования в корнях, написание которых зависят от согласной на конце корня, от суффикса, но существуют в русском языке и другие корни с чередованием. От чего же зависит написание этих корней?

III. Новая тема.

2 стадия. Осмысление.

- Обратите внимание на материалы для наблюдения и сделайте вывод.

Проблемная ситуация:

ИСКЛЮЧЕНИЕ: пригарь, изгарь, выгарки

- Выделите корни в этих словах. Являются ли они однокоренными?

- Тогда почему в них пишется разные буквы?

- От чего зависит написания корней ГОР-ГАР; ЗОР-ЗАР?

Лингвистическая сказка

- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были братья-близнецы -ГАР- и -ГОР- (загар, загореть), жили дружно, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горе и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.

- Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню –ГОР-. - Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень -ГАР- гони подальше.

Засомневался корень -ГОР-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

- Помогите корню -ГОР-! (ответы учащихся)Может ли корень –гор- принять в свою семью слова горевать, горец? Почему?(Нет, у них разное лексическое значение). Как называются корни в этих словах? (омонимичные корни)

Вывод: - Какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).

- Таким образом, однокоренные ли слова: гора, гореть, горе. Как называются такие слова? (с омонимичными корнями)

Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка.

III. Закрепление.

Первичное закрепление материала.

- Найдите третье лишнее слово, объясните ответ.

1 группа: озарение, зарядка, зарница;

2 группа: горение, горняк, погорельцы;

3 группа: заряд, озарённый, заря;

4 группа: подгорелый, загородный, угар;

5 группа: пригорок, загар, разгореться;

6 группа: взор, озарять, зарево.

Вывод: - Как отличить корни с чередованием от омонимичных корней? Трудно ли отличить чередование гласной от омонимичных корней?

Работа по отработке знаний и умений.

2) - Мы должны уметь находить слова с чередованием гласных в тексте, поэтому выполним

**Исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам. Захадящее сонце догарало на заподе.

Имя Джузеппе Верди навсегда озарило музыкальный олимп. Именно с оперой, царицей итальянской музыки, он сгорал дотла. Она была вершиной той горы, к которой он стремился всю жизнь. Остальные жанры были пригорками на его пути. На заре творчества к композитору пришла слава. Произведениям Д. Верди, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство, поклонялись и поклоняются до сих пор ценители музыки.

- Озаглавьте текст?

- Определите тему и идею текста.

Найдите и выпишите все слова чередованием гласных в корне слова. Объясните написание (сгорал).

Вывод: - От чего зависит написание чередований гласных ГОР-ГАР, ЗОР- ЗАР?

Этап контроля и самопроверки (взаимопроверки):

3) Буквенный диктант.

Предлагается 10 словосочетаний. Списывать их не нужно.

Инструктаж. Пример выполнения работы: 1) а, 2) о и т.д.

заг.рать на солнце

г.релые спички

озарить всё вокруг

разг.релся спор

ог.рок свечи

разг.релся костер

паровозная изг.рь

сг.ревшая листва

1) о, 2) о, 3) о, 4) а, 5) о, 6) а, 7) о, 8) а, 9) о, 10) о.

Подведение итогов урока.

Оценивание работы всех учащихся и отдельных учащихся.

- Что мы сегодня изучили?

- Отчего зависит выбор гласной в корнях -гор- – -гар- зор- зар?

**Исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам. Захадящее сонце догарало на заподе.

**Исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам. Захадящее сонце догарало на заподе.

**Исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам. Захадящее сонце догарало на заподе.


Содержимое разработки

Методическая разработка урока

для учащихся 5-х классов

Учитель: Истомина Марина Алексеевна,

высшая квалификационная категория

Предмет: русский язык

Новоуральский городской округ
Оглавление

Пояснительная записка 3

Сценарий урока 5

Приложение 1 10

Приложение 2. 11

Приложение 3 12

Предмет: русский язык

УМК: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 5 класс.

Тема урока: Правописание корней с чередующимися гласными О - А

Тип урока: Изучение нового материала

Метапредметные (цели, отражающие развитие УУД):

регулятивные УУД: формировать умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;

познавательные: научить пользоваться различными источниками информации, совершенствовать умение анализировать текстовую и графическую информацию, развивать навык перевода информации из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

коммуникативные: организовать работу в группах, формировать умение работать в парах в соответствии с нормами общения, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других; помогать развивать связную монологическую речь.

личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение оценивать самостоятельно достигнутые результаты.

Планируемые результаты

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание; отличать корни с чередующейся гласной от корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать положительное отношение к учебной деятельности, формировать самооценку.

Технологии: технология проблемного обучения, технология оценивания

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует

Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки

Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация

Материалы и оборудование: раздаточный материал (тест, лист самооценки)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

Что такое орфограмма?

А для чего мы должны изучать орфограммы? Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?

-Ребята, запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (Слайд 2)

-Какие виды орфограмм-гласных встретились в словах?

- Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Чтобы быть грамотными людьми.

Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы.

Обучающиеся работают в группах.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Проверяемые безударные гласные

Непроверяемые безударные гласные

Чередующиеся безударные гласные

(проверочное слово дать)

Аромат (слов. слово)

- Проанализируйте запись в таблице:

А) какие виды орфограмм-гласных в ней представлены?

Б) Что общего у данных в таблице орфограмм?

В) Что различает эти орфограммы? Одинаков ли способ проверки их написания?

- Сформулируйте тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель.

( Что я научусь делать сегодня на уроке)

Учащиеся анализируют в группе известные орфограммы.

Вопросы для анализа таблицы распечатаны на группу.

А) какие виды орфограмм-гласных в ней представлены?

Б) Что общего у данных в таблице орфограмм?

В) Что различает эти орфограммы? Одинаков ли способ проверки их написания?

Формулируют цель урока.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

На слайде 5 даны две колонки слов с чередованием а//о в корне. Буквы А и О выделены другим цветом.

Предлагать - предложить

Соприкасаться – соприкоснуться

Прилагать - приложить

Касаться – коснуться

- Ребята, выявите условия написания а – о в корне слова.

Обучающиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. Оформляют на листах А3.

Выделим в слове корень.

Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать А.

Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать О.

Представитель группы выступает с защитой работы. (Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм).

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

- Ребята, выполните задание на свой выбор (Слайд 6):

1) составить словосочетания со словами на изученную орфограмму или

2) составить предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму.

Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

кая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Учитель диктует слова с чередующимися А и О в корне. Если в слове есть А, то хлопок.

прилагается - приложить

излагать – изложить

возлагать- положение

прилагательное- сложение

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Первичное закрепление с комментиро-

ванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

- Ребята, делимся на 2 команды. Первая команда выписывает слова, у которых в корне пишется О, вторая – выписывает слова, в корне которых пишется А. Представители команд выходят к доске по цепочке и записывают слова.

(Слайд 7) Пол..жить, распол..жение, к..сались, предпол..гать, прик..саться, изл..гать, предл..жить, прик..сновение, пол..гать, изл..жить, прил..гательное, предпол..жение, сл..гаемое, разл..жить, соприк..саться, возл..гать.

Обучающиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Положить, расположение, касались, предполагать, прикасаться, излагать, предложить, прикосновение, полагать, изложить, прилагательное, предположение, слагаемое, разложить, соприкасаться, возлагать.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить тестовое задание с взаимопроверкой по эталону.(Слайд 8) Приложение1

Учащиеся выполняют тестовое задание.

И проверяют себя.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

8.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Рефлексия (слайд 9)

- На этом уроке я научился.

- Мне было сложно, когда.

- Я удивился, когда …

Учащиеся в группах выполняют задание.

Учащиеся заканчивают предложения на листах самооценки.

- На этом уроке я научился.

- Мне было сложно, когда.

- Я удивился, когда …

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

9.Домашнее задание (на выбор) Слайд 10

1. Упр. 571 из учебника.

2.Составить синквейн на изученную орфограмму.

3. Написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова.

Записывают в дневник.

Личностные: самоопределение Регулятивные: планирование.

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) лесник
б) молоко
в) касательная
г) золотой

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) изложение
б) прелестный
в) коса
г) молодой

Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
а) бахрома
б) заря
в) задирать
г) растрепать

Укажите слово проверяемой безударной гласной в корне.
а) гора
б) загорать
в) непромокаемый
г) ракета

Лист самооценки

На этом уроке я научился. _________________________________________________________

Мне было сложно, когда. _________________________________________________________

Я удивился, когда …________________________________________________________________

Обоснование использования средств для формирования универсальных учебных навыков у обучающихся 5 класса на уроке русского языка.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием составления граф-схемы (кластера). Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Одним из важнейших средств формирования умения учиться является рефлексия. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.

Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.

Список литературы:

Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.

Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.

Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.


-80%

Читайте также: