Конспект народная песня 6 класс литература

Обновлено: 06.07.2024

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

  1. раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.
  2. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.
  3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.

До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества , и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом .

По своей форме эти песни — краткие стихотворения , которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

3.Словарная работа. (слайд 3)

Запись основных понятий темы: фольклор, обряд, календарно-обрядовая поэзия.

Устное народное творчество, воплощенное в обрядовых песнях , танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях..

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

1.Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен?

2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

3.Выразительное чтение песен, сопровождающих данный обряд.

1-я группа . ( материал работы группы в приложении)

Зимние праздники –Колядки (слайд 5)

2 группа. ( материал работы группы в приложении)

Масленица (слайд 6)

3 группа. ( материал работы группы в приложении)

Весенние праздники. (слайд 7)

4 группа . ( материал работы группы в приложении)

5 группа. ( материал работы группы в приложении)

Осенние праздники . (слайд 10)

Итак, календарная поэзия - это художественное обобщение трудового опыта крестьянина - земледельца.
Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией. (слайд 11)

5.Подведение итогов урока:

После чтения песен проводится беседа по вопросам.

— Какой фольклор называется обрядовым?

— Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

— Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

— Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

— Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.

Главный зимний языческий праздник — Коляда , совместившийся позже со Святками. Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать.

  • Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники связаны с зимним солнцестоянием – одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря – сочельник, и сопровождалось праздничным обходом домов соседей с пением песенок-колядок, в которых славились хозяева с пожеланиями добра, здоровья и благополучия. В качестве благодарности хозяева должны были одарить гостей гостинцами. Веселая молодежная компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, появившуюся на небе в момент рождения Иисуса Христа.
  • Древняя вера человека в существование сверхъестественных сил порождала необходимость их изображения в песнях. “Заклинательные”, магические песни, исполняемые на Коляду, назывались колядками.

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом — формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале — пожелание или угроза.

Масленичные песни – исполнялись
во время Масленицы.

Масленица — праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло.

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Принесите по спице!

Принесите по швейке!

Принесите по щеточке!

Тогда утки дуйте в дудки, тараканы – в барабаны.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.
-Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.
4 группа .

Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:
Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!
Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на 25 июля.

  • Сводился к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору
    урожая.
  • В его честь производились, главным образом два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр ( очистительные обряды ).

Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость. Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжь ночь накануне Купалы проводила в поле. Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады (цветёт папоротник).
А на Купалу
Рано солнце играло.
Рано солнце
Играло на добрые годы,
На добрые годы,
На щедрые росы,
На щедрые росы,

На хлебные урожаи.
5 группа. Осенние праздники

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни .

В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. А также "живой матке" - колосу или колосьям с особенно крупными зёрнами. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.
Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды козлу". "Козёл упоминался только символически, как олицетворение плодородия. Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды козла" клалось угощение - краюшка хлеба с солью.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, - главный из которых язык.

Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.

- Это устное народное творчество.

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.

- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы? (ответы детей) - Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки.

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни.
Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.
Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.
Работа по теме урока.

- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.

-Русские народные песни бывают разные. Послушайте запись и скажите, когда пели эту песню. (Учитель включает запись колыбельной песни)

-Правильно. Это колыбельная песня.

- Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.

- Может кто-то знает колыбельную песню.

2.Познакомимся со следующим видом песен. Прочитайте текст на карточке.

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

- А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)

АКШЕТОП. (На доске)

- Правильно, ребята, вы прочитали потешку.

- Итак, что такое потешка?

- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

- Ребята, послушайте запись песни-потешки. (Учитель включает запись песни-потешки)

- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

Идет коза рогатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
— Того коза забодает,
Забодает, забодает!

3.Заранее подготовленные ученики инсценируют прибаутки.

- Федул, что губы надул?

- Один ворот остался.

- Я медведя поймал!

- Да он меня не пускает!

- Ребята, чем похожи и чем отличаются потешки от услышанных стишков?

(Стихи в сценках и в потешках смешные, но в сценках стихи в виде разговора двух людей, животных)

- Итак, в народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Диалог – разговор двух людей.

- Послушайте песню-закличку. (В записи)

- К кому обращаются в песне. Кого кличут?

5.- Ребята, послушайте еще одну песенку и ответьте шуточная или серьезная песенка. (Звучит запись частушки)

С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.

Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX
– начале XXвеков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.

6.Рассказ о прикладном народном творчестве.

- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

- В других мастерских делали детские игрушки из глины.

- Какие красивые матрешки! Молодцы, справились с заданием.

- А теперь давайте споем-те частушки.

- С какими видами народных песен вы познакомились?

- Как вы думаете, сейчас поют народные песни? (Да). Каких народных артистов вы знаете? (Надежда Бабкина, Надежда Кадышева, Иосиф Кобзон, Пелагея и многие другие)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 6 класс

Дата : 20.10.2016 г.

Предмет : литература

Тема урока : Русские народные песни в жизни русского человека

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Вид урока : обобщение знаний о русских народных песнях.

1. Познавательные: - углубить знания детей о русском фольклоре;

- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

- ознакомить учащихся с русскими народными песнями;

- расширять кругозор учащихся через знакомство с - художественными особенностями русских народных песен;

Воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к музыке,

- формировать способность ценить ее красоту,

- вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра,

- умение работать в творческой группе

- добросовестное отношение к своему творческому заданию

Развивающие: - развивать речь, мышление, умение анализировать, находить следственные связи

- развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус

- развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения

- формировать коммуникативные навыки

- развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и ее пластическое интонирование.

Разработал : Решетникова Ирина Алексеевна

Тематическая карта урока по литературе в 6 классе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап мотивации

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Эпиграф к уроку:

Закрепляем, что учили.

Вспоминаем, что забыли.

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Этот урок помогает нам узнавать много нового и интересного.

Дети приветствуют учителя и друг друга и занимают свои места.

II. Этап актуализации и фиксирования индивиду-ального затруднения в пробном учебном действии

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности

Учитель читает на доске записанные слова:

Настолько песня хороша,

Что хочет хмурая душа,

Чтоб песнь взлетела снова.

Настолько песня хороша,

Добра, смела, сурова,

Что хочет эту песнь душа

Запомнить слово в слово.

- Сформулируйте, пожалуйста, ребята, тему урока самостоятельно.

- Поставьте цели урока.

- Наш урок мы посвящаем народным песням.

Как и любое произведение, песня рождается в силу каких-то обстоятельств, т.е. рождается из жизни. И слушая песни или исполняя их, мы чувствуем воздействие их на наши мысли, чувства.

Учащиеся слушают учителя.

Формулируют тему урока.

Формулируют задачи и цели урока.

- У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

- Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

- Об этом виде фольклора нельзя не говорить, так как нет другого народа, у которого, по словам Гоголя Н.В., было бы больше песен…

- Под звуки песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни пеленается, женится и хоронится русский человек.

Народные песни. Пришедшие к нам из глубины веков, они донесли до нас память о людях, об их чувствах, переживаниях, идеалах. Заунывные ямщицкие и весёлые плясовые, тоскливые бурлацкие и задорные солдатские, лихие разбойничьи и грустные любовные песни являются одним из самых задушевных жанров устного народного творчества. Русские народные песни можно разделить на исторические и лирические. Исторические песни родственны былинам, они тесно связаны с каким-либо историческим лицом-Иваном Грозным, Стенькой Разиным, Емельяном Пугачёвым, Ермаком.

Лирическая народная песня первоначально сопровождала бытовые обряды: календарные праздники, свадебный пир. Песня сопровождала и труд людей-так возникли бурлацкие, ямщицкие и солдатские. Несколько особняком стоят песни разбойничьи.

В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми её грозными и прекрасными крайностями.

Ученик читает для всех информацию, заранее подготовленную дома.

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности ;систематизировать и обобщить знания .

- На нашем уроке мы поговорим о разнообразии русских народных песен, попытаемся понять и почувствовать их красоту, своеобразие и самостоятельно объяснить причину их долговечности.

- Откройте учебник на стр. 97 и прочитайте текст о русских народных песнях.

- Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают?

- Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки. Как правило у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте.

- В чём долговечность колядок?

Учащиеся самостоятельно знакомятся с содержанием текста.

Учащиеся выдвигают свои предположения о причинах долговечности русских народных песен.

Колядки, Масленичные, Заклички, Колыбельные песни

Песни – игры, Песни – потешки, Шуточные, Плясовые

Работают с толковым словарем, если необходимо.

Ответы учеников о празднике Рождества Христова.

- Колядка или колядная песня, - это новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики – певцы желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

Девочки читают колядку:

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели

Открывай окно, запускай Рождество!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога — мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Читаем масленичную песню.

Наша масленница годовая,

Она гостика дорогая,

Она пешая к нам не ходит,

Всё на комонях разъезжает,

Чтоб коники были вороные,

Чтобы слуги были молодые.

- Для кого поют колыбельные песни?

– Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? А взрослым зачем?

Мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

- С какой целью сочинялись колыбельные песни?

– Какие особенности есть у колыбельных песен?

- От каких слов произошло слово “колыбельная”?

- Кто мог быть создателем колыбельных песен?

- Колыбельные в древности создали матери, качая в колыбельках “люльках” (подвешенных к потолку) своих детей.

- Сначала колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.

- Как исполнялись колыбельные песни? ( Пелись эти песни раньше без музыкального сопровождения “речитативом”. Слова – нежные, ласковые, без резких звуков. ко лыбельная песня несет в себе тепло и свет, является “оберегом”, защитой для малышей.

Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с нежностью и лаской. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. Взрослые – не исключение. Они тоже нуждаются в нежности и ласке. Их тоже необходимо оберегать.

- Сейчас ученик нашего класса исполнит колыбельную песню для своей мамы.

- Что испытывала мама и ребёнок? Какие чувства вспыхнули в вашей душе? Что захотелось сделать?

- В чём долговечность колыбельных песен? (Всем людям, независимо от возраста, нужны колыбельные песни, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром.)

Шуточные песни очень любят дети самого маленького возраста, начиная с 2-3 лет.

- К шуточным песням относятся прибаутки, песни – игры, потешки.

Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом.

- Одну такую потешку прочитаем.

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

Сыночек, колосочек,

цветочек, кусточек.

- Какие ласковые слова вы услышали? Как ласково называют вас ваши мамы?

- Не забывайте про песенки - потешки, которые, несомненно, доставят вашим близким огромную радость.

Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в жизни человека.

Способствовать восприятию богатства русской обрядовой поэзии через прослушивание народных песен.

Воспитывать уважение и любовь к традициям своего народа.

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним с вами, что такое устное народное творчество?

Примерные ответы обучающихся:

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, который не записывает свои сочинения, а передает из уст в уста из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

3. Изучение новой темы.

Рассказ учителя .

Русский фольклор – это творчество народа. В нем - мировоззрение тысяч людей, которые когда-то населяли территорию нашего государства. Их жизненный уклад, любовь к Родине, своему дому, чувства и переживания, мечты и потрясения – всё это веками передается из уст в уста и дарит нам связь с нашими предками. Наследие нашего народа многогранно и разнопланово.

Тексты устного народного творчества поются или рассказываются, могут быть связаны с обрядами или, напротив, совершенно от них независимы.

Вопрос к обучающимся:

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

(песни, пословицы, поговорки, загадки, потешки и т.д.)

Выполнение тестового задания "Жанры устного народного творчества" в МЭШ (каждый обучающийся выполняет на своем планшете)

Рассказ учителя.

Русский фольклор бывает обрядовым и необрядовым.

Необрядовый фольклор можно разделить на четыре группы.

1.Эпический фольклор включает стихотворные (былины, исторические песни) и прозаические жанры (сказки, предания, легенды, суеверные рассказы).

2.Необрядовая лирика. Лирические песни – народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих.

4.Малые фольклорный жанры представляют собой небольшие по объёму фольклорные произведения (детский фольклор, пословицы и поговорки, загадки, частушки).

Вопрос к обучающимся:

- Какой фольклор относится к необрядовому? Перечислите жанры необрядового фольклора.

Рассказ учителя.

Теперь поговорим об обрядовом фольклоре.

Обрядовый фольклор делится на:

- семейно-бытовой фольклор (поэзия).

Вопрос к обучающимся:

-Что такое обряд?

(примерный ответ обучающихся)

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

- Как вы думаете, что может относится к обрядовому фольклору?

(примерный ответ обучающихся)

Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов.

Рассказ учителя.

Календарно-обрядовый фольклор – фольклор обрядов календарного цикла.

Календарно-обрядовая поэзия – это произведения фольклора, сопровождавшие календарные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Вопрос к обучающимся:

-Ребята, как вы думаете, какие циклы календарно-обрядовой поэзии можно выделить? С чем они связаны?

Выделяют следующие циклы календарно-обрядовой поэзии:

- поэзию зимнего цикла (подблюдные песни, колядки),

- поэзию весеннего цикла (песни на Масленицу, веснянки),

- поэзию летнего цикла (песни на Троицу, Ивана Купалу),

- поэзию осеннего цикла.


К обрядовому фольклору относится и семейно-бытовая поэзия.

- Как вы думаете, с чем она связана?

Семейно-бытовая поэзия сопутствовала обрядам, отмечающим важнейшие события в жизни человека - рождение ребенка, взросление, создание семьи, смерть. Эти обряды, как и календарные, сопровождались исполнением поэтических произведений.

Работа в группах.

-Давайте разделимся на две группы и выполним следующие задания.

Ознакомиться со статьей в учебнике и ответить на вопрос:

- Символом каких песен была березка? Когда они исполнялись? Расскажите об этом празднике.

Ознакомиться со статьей в учебнике и ответить на вопрос:

-Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Почему?

Аудио задание.

Прослушайте обрядовые песни и определите, к какому событию каждая из них относится.

-В чем особенность каждой из них?

- С каким настроением исполняется?

Видео задание.

- Посмотрите отрывок из мультфильма и определите, какой обряд в нем исполняется? Как вы догадались, каковы особенности этого обряда,? (просмотр в МЭШ или на youtube . com отрывка из мультфильма "Ночь перед Рождеством", обряд колядования)

1. Словесное поэтическое творчество народа (устное народное творчество народа (фольклор)).

2. Песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью (обрядовые песни).

3. Песни, которые получили название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем (календарно-обрядовые песни).

4. Песни, в которых славились хозяева дома, содержались пожелания изобилия, богатого урожая (колядки).

5. Песни, которые сопровождали обряды, связанные со встречей весны (веснянки).

6. Символом каких песен являлась березка (троицкие).

Подведение итогов.

Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ об услышанных вами ранее обрядовых песнях, где это было, похожи ли они на те, которые вы сегодня прослушали на уроке?

Читайте также: