Мокшин библиотека конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Целью обучения литературному чтению на русском родном языке в начальной школе является формирование

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствование у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формирование способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

в учебном плане

Курс литературного чтения на русском родном языке в 3 классе составляет 17 часов.

Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане

Текущий контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется в виде устных опросов учащихся, тестовых заданий, самостоятельных и творческих работ.

Проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям беглость, правильность, осознанность, выразительность.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Учу детей любить свою страну, Беречь с рожденья честь и совесть

строго. Оберегаться в жизни сатану И верить в человеческого бога.

Родился 14 октября 1934 года

Ветеран труда, Почётный гражданин Буланихи и Почётный гражданин Зонального района продолжает и сегодня быть учителем, воспитателем и просветителем.

Мать Мария Егоровна и отец Михаил Филиппович были безграмотными. До революции работали по найму у зажиточных крестьян, потом до конца своей жизни были колхозниками. Жили очень бедно, испытали нищету, голод и холод. Все дети, а их в семье было шестеро, в школе учились мало, потому что не на что было приобрести им одежду и обувь.

Когда Мише исполнилось 7 лет, он не пошел учиться в школу – одеть и обуть было нечего. И только в 1943 год, в самый разгар Великой Отечественной войны, 1 сентября Миша самовольно пришел учиться в 1 класс.

По 1 класса Казанина Антонина Николаевна, первая учительница, повезла Мокшина Михаила в г.Бийск на слет лучших учеников, где ему вручили стопку тетрадей и зеленый свитер.

До сих пор Михаил Михайлович с искренней признательностью благодарен своей первой учительнице за понимание и помощь, которые были ею оказаны и, наверное, это преклонение перед учителем, перед человеком, который является путеводителем детей по стране Знаний, и сыграло свою роль в выборе жизненного пути – стать только учителем.

3 класс школы-семилетки с.Буланиха Зонального района. 1947 год.

Окончил школу- семилетку на хорошо и отлично, за что был награждён книгой с подписью директора и школьной печатью.

В 1954 году окончил педучилище. Работал в школе. Служба в Советской Армии. Здесь же он пробует перо, будучи военкором дивизионной газеты, в которой были напечатаны его первые стихи. Через неделю после возвращения в село, он стал учителем начальных классов в Буланихинской средней школе.

Начало взрослой жизни…

Коллектив учителей Буланихинской школы

В 1965 году Михаил Михайлович окончил заочно Бийский государственный педагогический институт и был назначен директором Буланихинской средней школы.

Вот что пишет газета

от 22 февраля 1964 года

Публикации в центральной прессе…

Вот одно из этих теплых, милых стихотворений:

Я гулять водила Иру,

А за нами серый гусь

Только я тебя, задира,

Вот нисколько не боюсь.

Ты сестру мою не трогай,

Я отсюда не уйду,

Мы идем своей дорогой,

Ты гуляй в своем пруду.

Ты поймешь – я не шучу,

Хворостинкой проучу.

Хорошее дело сделало бы местное издательство, пишет Алтайская правда, выпустив умные детские стихи М.Мокшина отдельной книжкой. Эта книжка не уступит сборникам некоторых поэтов-публицистов.

о ветеранах войны и труда, об учителях и медиках. Особое уважение питал к бывшим фронтовикам, о многих из них рассказывал в стихах и в прозе.

Будучи секретарём партийного комитета, он вёл большую организаторскую и воспитательную работу с людьми, ежедневно бывал на фермах и полевых станах, выступал с лекциями и докладами и вместе с тем писал в газету о передовиках производства,

Он писал: «Стихи Михаила Михайловича появляются и в краевой, и в центральной печати. Эти стихи, на мой взгляд, и отражение, и продолжение его работы.

Со своей женой Марией Трофимовной он прожил 50 лет. Они всегда поддерживали друг друга и в радостях, и в бедах. Родили и воспитали двух сыновей. Теперь у них один внук и семь внучек, которых они любят и которые взаимно платят им вниманием и любовью.

Шукшин и Евдокимов – двойники

И творчеством, и мыслями, и чувством.

За истину их любят земляки,

Гордятся их талантливым искусством.

И сросткам Верх – Обское – как сестра,

Что стали знаменитыми в России,

Как сёла славы, правды и добра,

Что гении трудами воскресили.

Поэзия о великих людях Алтая…

М.М.Мокшин написал историю Буланихи со дня основания и до наших дней. Она вошла в книгу по истории Зонального района, в ней есть большая подборка его стихов о сёлах района. Свою любовь и верность он отдает по-прежнему школе и детям. И главную цель в обучении и воспитании детей он видит вот в чём:

История родного села…

Учу детей любить свою страну,

Беречь с рожденья честь и совесть строго.

Оберегаться в жизни сатану

И верить в человеческого бога.

Но самой почетной и уважаемой им наградой стало присуждение Михаилу Мокшину, в юбилейном для него 2009 году, почетного звания лауреата губернаторской премии среди педагогов края имени Степана Титова – почетного гражданина Алтайского края, отца космонавта № 2 Германа Титова.

В настоящее время Буланихинская средняя общеобразовательная школа Зонального района Алтайского края носит имя Михаила Михайловича Мокшина.

Родная школа, наши дни…

В Буланихинской сельской библиотеке оформлен стенд о жизни и творчестве поэта.

За годы учёбы в школе и педучилище, на службе в армии и во всей своей трудовой деятельности этот человек не знал, что такое взыскание за халатное отношение к делу.

Золотое зерно преданности и преклонения перед одной из самых древних профессий на Земле – профессии Учителя – попало в благодатную почву семьи Мокшиных, сумел Михаил Михайлович своим потомкам передать любовь и уважение к людям, кто носит высокое звание – Учитель!

Иные дни полны тоски щемящей,
Какой не пожелаешь и врагам.
В такие дни ты выходи почаще
К знакомым рощам, нивам и лугам.
Послушай птиц, напев реки и поля,
Вдохни в себя земную благодать.
Природа, словно доктор, снимет боли
И воскресит все радости, как мать.

Так обращается к читателю наш земляк, поэт Михаил Михайлович Мокшин, который посвятил значительную часть своих стихотворений природе Алтайского края. Сегодня, прибегнув к помощи стихов М.Мокшина, я приглашаю вас в путешествие по временам года. Но сначала давайте заочно познакомимся с самим поэтом.

Обратите внимание на карту: вот город Бийск, совсем рядом с которым расположено наше село – Лесное. Трасса от Бийска до Барнаула проходит через Зональный район; именно там находится село Буланиха – родина поэта М.Мокшина, где он живёт и поныне. О его жизненном пути и становлении как поэта нам расскажет Долгополова Катя.

Учитель: в 1998 году к 220-летию села Буланиха был выпущен его поэтический сборник “Солнечные родники”. На первой странице слова: “220-летию родной Буланихи посвящаю”. В качестве эпиграфа стихи самого Михаила Мокшина:

Все чувства и мысли, что есть у меня,
Хочу я вложить в стихотворные строки:
К земле и природе в сиянии дня,
К ночам соловьиным и звёздам далёким.
Мне надо за век свой короткий успеть
Сказать, как душа и смеётся, и плачет,
И каждой строкою хочу я пропеть
Свой гимн о любви, что тебе предназначен.

Как в предисловии сам поэт пишет о своём отношении к родному краю, нам расскажет Курцева Ксюша.

II. Знакомство с творчеством поэта. Аналитическая работа с текстами. Художественное чтение.

Учитель: Итак, начнём наше путешествие по временам года и перенесёмся в лето, которое мы все с таким нетерпением ждём (демонстрация слайдов с летними пейзажами). Скажите, в чём, по вашему мнению, красота этого времени года?

/Читает Курцева К., “Жарки”/

Учитель: обратите внимание, какую красивую легенду придумал поэт, чтобы объяснить появление этих цветов на земле: “Звёздочка рассыпала в бору при полёте свет свой угольками…”. Автор подчёркивает значимость их красоты в масштабах всей планеты и называет “редким чудом”. О чём это говорит?

Вывод: очень важно уметь видеть за малым - большое, ведь картина целого создаётся из деталей. Маленький цветок оживляет картину родного летнего пейзажа, а его хрупкость и скромная красота заставляют нас задуматься о бездумном отношении к природе и неумении ценить прекрасное.

Именно природа, создавшая человека, даёт нам силы и ощущение гармонии с миром. Об этом проникновенно пишет в своих стихах М.Мокшин:

/Читает Домников А., “Я день провёл в берёзовом лесу…”/

Учитель: А какие вы знаете зерновые культуры, которые выращиваются в Алтайском крае?

Те, кто видел хоть однажды, как цветёт гречиха, знают, какое это красивое зрелище: бело-розовое поле цветов со сладким запахом мёда. В такие моменты невольно гордишься тем, что эту красоту рождает родная земля. Гордится этим и М.Мокшин:

/Читает Горбачёв А., “Гречиха в поле зацвела…”/

Учитель: У каждого поэта есть свой секрет творчества,и заключается он в умении видеть в обычном необычное, в умении показать привычные нам явления и предметы в новом свете, с новой стороны. С помощью чего это делают поэты и писатели?

Большое значение в данном случае имеют образные средства речи (тропы). Какие из них нам хорошо знакомы?

У М.Мокшина каждое сравнение, каждая метафора или олицетворение – это оригинальная находка. Иногда они очень неожиданны, но всегда точны и красивы, что доказывает его наблюдательность, глубокое понимание природы, умение чувствовать её. Послушайте стихотворения, а затем на листах с распечатанными текстами подчеркните в стихотворениях тропы в соответствии с указанным цветом: метафора – зелёный , сравнение – красный , олицетворение – синий , эпитет – жёлтый .

/Читает Белогородцев М./

Нет для души картин милей ,
Чем солнечный восход:
Село моё среди полей,
Как белый пароход .

Прибой качает небеса ,
Костёр зари – маяк ,
Деревья – словно паруса ,
А солнце – жаркий флаг .

/Читает Белогородцев И./

Пришёл в поля усталый вечер
Рабочим шагом по росе.
Затих в соломе чуткий ветер,
Комбайны дремлют в полосе.

И день, и ночь
Пасётся речка
На ярком
Бархатном лугу
И будто
Резвый конь
Уздечкой
Позванивает
На бегу.

Солнце светит на пределе ,
А из тучи дождик льёт,
Словно кто-то из кудели
Золотую пряжу вьёт.

/Читает Подоплелов А./

Музыка летнего дня

Как солнечно снова в родимом просторе!
Ни тучки, ни ветра. Небес синева.
Земля под хлебами качается морем ,
И плещется в небо прибоем трава .

Село украшают берёзы да ивы.
И голуби вьются над каждой избой.
Все люди сегодня добры и красивы ,
Счастливым назвать себя может любой.

А в сквере тенистом и в роще прибрежной
Зелёный покой и домашний уют.
Лучи золотые мелодией нежной ,
Как струны, звучат и призывно поют .

И слушаешь ты их под солнечным светом
На ярком ковре из травы и цветов.
Твоею улыбкой природа согрета,
И я на тебя вновь молиться готов.

/совместная проверка выполненного задания/

Учитель: А теперь перенесёмся в осень. Пора красивая и грустная, вызывающая задумчивость, состояние печали и восхищения (демонстрация слайдов с осенними пейзажами).

Как вы думаете, почему осень способствует такому двойственному настроению?

Сейчас я прошу вас составить синквейн на тему “Осень”. Попытайтесь как можно точнее выразить в нём своё восприятие этого времени года.

/После выполнения задания нескольким учащимся предлагается вслух прочитать свои синквейны/

Учитель: А сейчас давайте сравним ваше восприятие осени и восприятие М.Мокшина; отметим общие черты и разницу в подборе лексического материала.

/ Читает Сухоничева Н., “Пора листопада”/

М.Мокшина по праву можно считать продолжателем традиций русской поэзии XIX–XX веков, потому что многое в его стихотворениях созвучно мыслям и настроению таких поэтов, как С. Есенин, И.Бунин, А.Блок, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий.

Давайте попробуем в этом убедиться, сравнив стихотворения об осени М.Мокшина, Н.Рубцова и С. Есенина (см. Приложение 2).

  • противоречивость чувств: радость и печаль, радость и боль;
  • чувство любви к родной природе, полное слияние с её миром, состояние гармонии; сила чувства, вызывающая слёзы;
  • обращение поэтов к воспоминаниям, пережитым трудностям, сожаление об утраченных годах и неповторимости жизненных мгновений – осень года – осень жизни.

Учитель: Снова обратимся к тропам и послушаем, какие ещё образы ассоциируются у М.Мокшина с осенью.

/Читает Поротикова Т., “Золотая осень”/

Учитель: Близость поэта к родному народу, уважение и любовь к его традициям явно прослеживаются в его стихотворениях, близких по стилю русской народной лирической песне. В них та же напевность, простота речи, необъяснимая грусть и ощущение слияния с родной природой. И образы них те же: белоствольная берёза, склонившаяся над рекой рябина, журавлиная песня…

/Читает Кувшинская В., “Журавушка”/

Учитель: Каждый образ, взятый из природы, М.Мокшин отождествляет с представлениями о Родине, родном крае и подчёркивает своё духовное родство с ним, неизменную верность ему.

/Читает Кувшинская В., “Рябина красная”/

Учитель: Перенесёмся в зиму (демонстрация слайдов с зимними пейзажами). Это время года для поэта – особый мир света и покоя, бодрящего мороза и сверкающей белизны, но обязательно мир своего села, родных улиц.

/Читает Косинова Ю., “Зимний этюд”/

М.Мокшин сравнивает зиму со сказочным царством, восхищаясь неповторимой красотой, созданной природой. И снова встречаем в его стихах неожиданные, но очень верно подмеченные сравнения. Попробуйте на слух уловить эти сравнения.

/Читает учитель, “Снежное царство”/

Учитель: Наконец – весна (демонстрация слайдов с весенними пейзажами). Время новых надежд, пробуждения от зимнего сна в природе. А в стихотворениях М.Мокшина всё те же родные просторы с простыми и до боли знакомыми цветами. Зато как красиво и вдохновенно говорит о них поэт:

/Читает Пингина Н., “Подснежник”/

/Читает Качеев Ж., “Все деревья в новеньких листьях…”/

Учитель: А вот как интересно описывает Мокшин прилёт журавлей:

/Читает учитель, “Весна”/

В любое время года дорог поэту его край, его село. Всё ценит М.Мокшин: каждое деревце, травинку, цветок, речку. И не просто ценит, а преклоняется перед величием природы, её неповторимостью.

/Читает Долгополова К., “Катунь”/

Учитель: Скажите, каким представляется вам теперь, после прочтения стихов, Михаил Мокшин? Что это за человек?

Испытывали вы сами когда-нибудь подобные чувства к природе, были ли в вашей жизни моменты, когда вы по-настоящему гордились тем, что живёте на Алтае? Как вы думаете, почему очень часто, уехав в другие места или страны, человек вновь стремится на родину, туда, где он родился и рос?

Природа родного края – это всегда память о детстве, это места, где мы по праву считаем себя дома, а значит нам всё знакомо, и потому в нас живёт ощущение покоя, гармонии и светлой радости. Эту простую истину несёт через всю свою жизнь М.М.Мокшин. Эта мысль проходит через всё его творчество как гимн Родине.

/Читает Шлыков Ж., “Солнечная земля”/

III. Домашнее задание.

Напишите письменный отзыв о том, чем вас затронули стихи М.Мокшина, что в них оказалось вам близким, чем они вам понравились. Создайте иллюстрацию к одному из понравившихся вам стихотворений М.М. Мокшина.

Данная работа является конспектом урока по литературе Алтайского края для учащихся 6 класса. Материал урока расширяет читательский кругозор школьников. Знакомство с жизнью и творчеством поэта - земляка способствует приобщению учащихся к духовной культуре родного края. Основное содержание урока - это анализ стихотворения, в ходе которого развивается умение понимать лирическое произведение, определять роль изобразительно - выразительных средств языка. Урок помогает сформировать у учащ.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор Жук С.В.
Дата 23.03.2014
Формат docx
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Урок по литературе Алтайского края в 6 классе на тему:

Гришина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

г. Бийска, Алтайского края.

1) Познакомить с личностью и творчеством поэта, раскрыть идейное содержание стихотворения, приобщить учащихся к духовной культуре родного края;

2) Развивать у учащихся навык анализа лирического произведения, потребность в творческой деятельности;

3) Воспитывать интерес к культурному наследию родного края, формировать потребность в доброте.

1. Портрет М. М. Мокшина.

2. Выставка его поэтических сборников.

3. Распечатка стихотворения для анализа.

4. Карточки с пословицами.

5. Карточки с терминами.

Цели урока формулируют учащиеся.

2. Слово учителя о поэте.

Михаил Михайлович Мокшин родился 14 октября 1934 года в с. Буланиха Зонального района Алтайского края в большой семье (из 8 человек) крестьян - колхозников. Мать была безграмотной, отец самостоятельно изучил буквы и умел читать.

В 1950 г. Мокшин окончил Буланихинскую семилетнюю школу, а в 1954 - Бийское педагогическое училище. С 1956 г. Работал учителем начальных классов в родной школе. Через 6 лет, после заочной учебы в Бийском педагогическом институте, его назначили директором этой школы. В 1999 г. Ушел на пенсию - и по возрасту, и по здоровью. В 2001 году ампутировали ноги.

Мокшин пишет о настоящей жизни. Его стихи наполнены светом природы, добрыми людьми, простыми вечными чувствами.

3. Переход к анализу стихотворения.

- Выделите ключевое слово в формулировке темы урока.

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

4. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

- Расскажите, что вы представили, слушая стихотворение? (Словесное рисование).

5. Словарная работа.

- Обратимся к словарю, поясним значение некоторых слов.

1. То же, что существует в действительности, правда.

2. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

Беспечно - то же, что беззаботно.

- О какой же истине говорит поэт?

Добро всегда рождает доброту

- Как вы думаете, почему эту истину открыла именно мать?

Мать желает своему ребенку все самое лучшее, учит его жизни. Она самый близкий человек, мы ей доверяем.

Эту истину мать открыла поэту давно, еще в детстве. Это важно, потому что необходимо научить хорошему, пока сердце ребенка открыто миру. Герой помнит о словах матери, переосмысливает их уже с позиции взрослого человека.

- Какие еще образы создает поэт, чтобы показать важность доброты в нашей жизни?

Добро прогоняет холод из человеческих сердец, так же, как солнечные лучи растапливают лед. Именно поэтому в сердцах поселяется радость, люди улыбаются, молодеют.

- Найдите строчки, которые показывают стремление людей жить вместе, помогать друг другу, желание понять другого человека.

И песня, что отправится в полет,

С другою песней скоро породнится.

Как речка жизнь берет из ручейка,

Так мы в пути спешим объединиться.

К руке другая тянется рука,

Душа к душе старается пробиться.

- В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?

А суть всей жизни - сеять доброту

И зло в сердцах искоренять навечно.

- Как вы их понимаете?

Запись в тетради: «По мысли поэта, каждый человек должен стремиться быть добрым.

- А как вы думаете, такое ли это обязательное качество?

- Легко ли творить добро?

Трудно, потому что постоянно необходимо заставлять свою душу трудиться, отказываться от чего - то ради другого. Поэтому появляются строки:

Все понимают истину простую,

Но к ней порой относятся беспечно…

7. Анализ образных средств языка стихотворения.

- Посмотрите, как много смысла заключено в одном стихотворении.

Как это удалось поэту?

У каждого поэта есть свой секрет творчества. И заключается он в умении видеть в обычном необычное, показать явления с другой стороны, неожиданной для читателя.

- С помощью чего это делают поэты?

Правильно, большое значение в данном случае имеют образные средства языка.

- Какие из них вы заметили в этом стихотворении?

Итак, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения помогают поэту передать главную мысль, украшают стихотворение.

-К каким выводам мы пришли, анализируя стихотворение? Чему учит нас поэт?

По мысли поэта, доброта - неотъемлемая часть человеческой жизни. М. М. Мокшин учит нас доброте, отзывчивости, человечности, потому что от этого зависит будущее людей.

8. Работа с пословицами.

Русский народ издавна задумывался о добре и зле. Мудрость, накопленная веками, нашла отражение в пословицах. Познакомимся с некоторыми из них. Прочитаем выразительно и подумаем, какую из них можно выбрать в качестве эпиграфа к нашему уроку.

Делать добро спеши.

Свет не без добрых людей.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово сказать - посошок в руки дать.

Доброе сердце лучше богатства.

Запись эпиграфа в тетради.

9. Подведение итога урока.

Читайте также: