Умножение и деление 2 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью:

закреплять представления о взаимосвязи компонент и результатов действия деления;

развивать умения решать текстовые задачи;

развивать умения решать занимательные задачи (арифметические пирамиды и логические задачи);

развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения ставить цели и работать по сбору информации, самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Задачи: систематизировать учебный материал; создать условия для формирования личностных качеств: ответственность, коммуникативность.

Основная деятельность на уроке : учебно-поисковая

Оборудование: учебник, ММ презентация, тетради, мультимедиапроектор, зкран, компьютер

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Авторский медиапродукт – презентация к уроку.

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;

выделять главное; составлять план;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Мобилизационная часть урока

2.Проверка домашнего задания. С. 19 № 6

Читают ответ: масса 1 арбуза 4 кг. Объясняют.

- Сколько групп из трёх чисел, идущих подряд, в сумме дают 14?

5, 8, 2, 9, 3, 8, 9, 5, 3, 4, 7, 1, 6

- Какая сумма у каждой группы?

Увеличьте 14 на 2 дес.

- Что вы можете сказать о числе 34?

-Пишем строчку, правильно написанные цифры обводим в кружочек. Взаимопроверка.

Состоит из 3 десятков и 4 единиц,

двузначное, четное, соседи - 33 и 35.

Формулирование темы и цели урока

Решение текстовой задачи.

Побуждение к осознанию

Проверка и оценка результатов.

Повторение и закрепление изученного.

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Самостоятельная работа в парах.

Выбираем задания и тренируемся.

Итог урока. Рефлексия

1. Какое число лишнее?

72, 12, 24, 16, 29, 2

- Назовите соседей каждого числа.

-Какие числа можно уменьшить на два десятка?

Посмотрите внимательно на наши числа и запишите их по памяти.

2. Работа в парах.

- С. 20 № 2. Запишите по 2 произведения и 2 частных с числами:

а) 5, 7, 35 б) 6, 8, 48

- Какие знания вы здесь применили?

Вставляем пропущенные числа, пользуясь знаниями взаимосвязи компонентов и результата действий умножения и деления.

- Мальчики 1 таблицу заполняют, а девочки 2.

- Опираясь на выполненные задания, кто попробует предположить, чему будет посвящён сегодняшний урок?

- А какие цели мы могли бы поставить на основании того, что уже выполнили?

- Пользуясь этим знанием, попробуйте найти корни уравнений путём подбора.

- Проверяя, поможем Кате освободиться от чар Бабы Яги.

Мы уничтожили чёрные силы.

- Какие нам знания помогли в этом?

-Встали ровненько, голову держим прямо. Гимнастика для глаз.

Мы отдохнули вместе с Катей, сейчас ей поможем сделать покупки.

- У Кати 60 руб. Какие игрушки она может купить?

- Какие две одинаковые игрушки она может купить?

-Может ли она купить 4 игрушки?

- Кто может составить задачи по этим рисункам пользуясь величинами: цена, количество, стоимость?

-Попробуем сформулировать ещё одну цель нашего урока.

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Какие знания нам нужны?

-1вариант находит Р и S квадрата,

2 вариант находит Р и S прямоугольника.

Какие знания нам нужны для выполнения этого задания?

Можем мы сразу узнать фамилии писателей?

-Почему? В чём затруднение?

-Какой возникает вопрос?

- Посмотрим, чья пара первой расшифрует, какие фамилии детских писателей здесь спрятаны.

Какие из произведений К.И. Чуковского вы знаете? А А.Л. Барто?

Сопоставьте рисунок на желтом поле и предыдущее задание. Какими мыслями вы бы хотели поделиться?

- Сделайте своё открытие.

Задание на с. 21 № 8 будет домашним. Прочитайте. Все ли понятно? Запишите в дневник.

-Как мы справились с поставленными целями?

-Что, на ваш взгляд, было особенно интересным?

-Покажите жёлтую карточку те, кто старался, но у них немножко не получалось.

-Покажите красную карточку те, кому было трудно на уроке.

-Какое задание вызвало затруднение?

- Продолжите фразу: Сегодня на уроке я понял, что.

- Кому бы вы могли сделать комплимент за хорошую работу сегодня на уроке?

А я вас всех хочу поблагодарить за работу и пожелать дальнейших успехов.

-16 – не потребовалась цифра 2 для записи числа

- 71, 73 11, 13 23, 25 15, 17 28, 30 1, 3

5 * 7 = 35 6 * 8 = 48 7 * 5 = 35 8 * 6 = 48 35 : 5 = 7 48 : 6 = 8 35 : 7 = 5 48 : 8 = 6

- Знания компонентов действия умножения и деления.

Нам неизвестен первый множитель. Нужно …….

- Умножение и деление чисел.

- Закрепить представления о взаимосвязи компонент и результат действия. Закрепить знание таблицы умножения…

20 : 4 х = 5 7 : 7 d = 1 48 : 6 y = 8 48 * 1 b = 48 4 * 7 a = 28 0 : 9 s = 0 10 * 1 p = 10 18 : 9 c =2

- Знания таблицы умножения, знания умножения на нуль и деления на 1, знания компонентов и результатов действия умножения и деления.

- Она сможет купить: неваляшку большую и теннисный мяч: …….

- Две маленькие неваляшки.

- Пирамидку, мяч, теннисный мяч.

Дети составляют задачи и сразу решают устно.

- Развивать умение решать задачи.

- Повторить, что такое периметр и что такое площадь.

1 вариант : Р = 28 см

2 вариант: Р = 28 см

1 вариант: S = 49 кв. см

2 вариант: S = 48 кв.см

Площадь квадрата больше площади прямоугольника

- Знания порядка действий в выражениях со скобками и без скобок. Знание таблицы умножения.

Надо найти значения выражений, чтобы знать результат действия и нужную букву.

Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения - *, х.

Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.

Результат умножения – произведение.

Переместительное свойство умножения – от перестановки мест множителей произведение не изменяется. С помощью букв переместительное свойство умножения записывают так: a • b = b • a.

Выражение – запись из букв и чисел, соединённых знаками арифметических действий.

Равенство – числа или выражения, которые соединены знаком равенства =.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.80
  2. М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 57

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Гном посадил лук в 9 горшочков, по 2 луковицы в каждый. И задумался, сколько луковиц у него вырастет?

Гном стал рассуждать:

Заменим сумму одинаковых слагаемых умножением.


У гнома вырастет 18 луковиц.

Мы составили таблицу умножения числа 2. Первый множитель 2, второй множитель увеличивается на 1, произведение увеличивается на 2.

Мы уже знаем, что удобнее большее число умножить на меньшее. Пользуясь переместительным свойством умножения, составим таблицу умножения на 2.

Первый множитель увеличивается на 1, второй множитель одинаковый, 2. Произведение увеличивается на 2.


Таблицу умножения числа 2 можно читать так: дважды два – четыре, дважды три – шесть и т.д.

Равенство прочитаем так: 2 умножить на 5, получится 10. Или, дважды пять – десять.

Подумайте, для чего необходимо знать таблицу умножения?

Зная таблицу умножения, вы легко и быстро сможете выполнять вычисления в уме.

Необходимо помнить: таблица умножения помогает выполнять вычисления быстрее. Выучи ее наизусть.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Таблицу умножения числа 2 можно составить на основе знания того, что умножение – сумма одинаковых слагаемых. Первый множитель число – 2, второй множитель увеличивается на 1, произведение увеличивается на 2.

Таблицу умножения на число 2 можно составить, пользуясь переместительным свойством умножения, где первый множитель увеличивается на 1, второй множитель 2, произведение увеличивается на 2.

Читать таблицу умножения числа 2 можно читать по-разному.

Знание таблицы умножения числа 2 и на 2 помогает быстрее выполнять вычисления и решать задачи.

Выполним несколько тренировочных заданий.

2 • 4 + 2 2 • 3 + 2 2 • 2 + 2

2 • 4 – 2 2 • 3 – 2 2 • 2 – 2

Зная равенства таблицы умножения, найдем значение выражений. Помните, сначала выполняется действие умножение, а после – сложение и вычитание.

Создание условий для закрепления сформированности знаний таблицы умножения и деления, вычислительных умений и навыков в пределах 100, решения задач.

Задачи деятельности учителя

Образовательные:

Произвести актуализацию ранее полученных знаний.

Совершенствовать вычислительные навыки; умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального; умение решать задачи на кратное сравнение.

Совершенствовать навыки нахождения периметра и площади прямоугольника.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, речь обучающихся.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету, умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: распознавать, называть геометрические фигуры; использовать свойства прямоугольника для решения задач; вычислять периметр и площадь прямоугольника; анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, объяснять выбор действий; читать, записывать, сравнивать числа; выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление чисел.

Метапредметные:

Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к математике, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.

Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями для самостоятельной работы и для работы в паре.

Современные образовательные технологии

ИКТ, игровые технологии

I. Организация класса.

Прозвенел уже звонок

Сядь тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы считать трудиться,

Ведь заданья не легки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы-ученики.

Слайд №1 . Итак, у нас урок математики. Математика- она ум в порядок приводит. Так говорил Ломоносов.

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Запишите в тетради число, классная работа. Что вы можете сказать об этом числе?

II. Устный счёт

Чтобы быстро считать,

Задачи без труда решать,

Нам надо себя тренировать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счёта.

1. Найди произведение чисел 3 и 7 (21→ п)

2. Чему равно частное чисел 30 и 5 ? (6→ с)

3. Увеличьте число 40 на 20. (60→ д)

4. Первое слагаемое 8, второе слагаемое 10. Чему равна сумма? (38→а)

5. Найдите шестую часть числа 42. (7→н)

6. На каток вышли 7 мальчиков, а девочек на 3 больше. Сколько девочек вышло на каток? (10→г)

7. Белка нашла 16 орехов и разложила их поровну в 2 дупла. Сколько орехов оказалось в каждом дупле (8→е)


Цель урока: раскрыть смысл действия деления и его взаимосвязь с действием умножения.

Задачи урока:

1.Организовать поисковую деятельность, направленную на осознание взаимосвязи между действиями умножения и деления.

2.Формировать приёмы анализа, классификации, обобщения через составление задач по модели и решению.

3.Формировать умение планировать собственную и учебную деятельность.

1.Развивать логическое мышление.

2.Развивать пространственные представления учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления.

3.Развитие интереса к предмету.

1.Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем.

2. Воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения;

3.Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Читайте также: