Общение в психическом развитии ребенка конспект кулагина

Обновлено: 06.07.2024

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

ВложениеРазмер
16rol_obshcheniya_v_psihicheskom_razvitii_rebyonka.odt 104.28 КБ

Предварительный просмотр:

Роль общения в психическом развитии ребёнка

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Л. С. Выготский * считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Общение- основа доверительных отношений между ребенком и взрослым, которые ведут, в последствии к гармоничному развитию ребенка.

С одной стороны полноценное общение, будь то с взрослым или со сверстниками, ведет к правильному всестороннему развитию.

С другой стороны само развитие, или взросление ведет к потребности в общении, на новые более сложные уровни.

Мать - это первая земная вселенная ребенка. Эмоции матери, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

В течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке трудно переоценить.. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка.

Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.

Развитие потребности в общении

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

-Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

-Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием (с 6 месяцев).

-Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:

Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет

^ Значение ситуативно–личностного общения состоит в том, что оно стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в разных анализаторных системах. Вначале эти действия обслуживают общение, но, усвоенные в социальной сфере, начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей. Важнейшее достижение первого полугодия жизни – овладение хватанием – тоже связано с деятельностью общения, так как вскидывание ручек составляет один из элементов комплекса оживления, а происходящие при этом столкновения с предметами кладут начало формированию целенаправленного действия хватания.

Возникновение хватания – первого собственно приспособительного поведенческого акта младенца – приводит к тому, что дети начинают манипулировать с предметами, и со второго полугодия жизни предметные действия–манипуляции занимают положение ведущей деятельности. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому. Место ситуативно–личностного общения, ничем не опосредствованного, занимает новая, более сложная форма, которую мы назвали ситуативно–деловым общением.

^ Значение внеситуативно–познавательного общения детей со взрослыми состоит, на наш взгляд, в том, что оно помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно–следственных и иных отношений между предметами и явлениями. Поддержка взрослого, его постоянная помощь становятся важным условием развития мышления детей. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере, тем более что большинство предметов, окружающих детей, также являются продуктами деятельности ума и рук человека. Развитие мышления и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получало опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, в соответствии с которой преобразуется и деятельность их общения со взрослым.

^ Значение внеситуативно–личностного общения в общем психическом развитии ребенка мы видим в том, что оно вводит ребенка в сложный по своей структуре мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок научается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общежития, понятие о своих правах и обязанностях. Наконец, ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Усвоенный опыт и знания дошкольники моделируют в сюжетно–ролевых играх и применяют в своей реальной жизненной практике под контролем и руководством взрослого. Благодаря достижениям детей во внеситуативно–личностном общении они приходят в состояние готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринять взрослого в роли учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени — Сну, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного, отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

На третьей стадии, совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

появляется творческое воображение. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

безусловно, каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие (скажем, рисование и составление

аппликаций способствуют развитию восприятия). Условия жизни ребенка так овы, что на к аждом возрастном

Если какая-то деятельность стала особенно п р ивлекательной для ребенка, это от разится на становлении

его личности, но такого глубокого развивающего эффекта, как ведущая, она в б ольшинстве случаев дать не

представлениях, ребенок может увлечься не только самим процессом игры, но и результатом, включая успех у

забывая о его артистических талантах, и возможности развития не реализуются. Стать артистом еще не пришло


играть с друзьями. Во всех трех случаях будет различным тот смысл, который имеет для ребенк а решение

математической задачи. Смысл действия меняется в зависимости от того, в связи с каким мотивом ставится

Представим такую ситуацию: старшеклассник, готовясь к экзаменам, погружается в чтени е дополнительной

литературы, но заходит его пр иятель и сообщает, что по этой книге вопросов н а экзамене н е будет. Что

произойдет? Если мотивом деятельности ученика была только успешная сдача экзамена, книга будет отложена

касались внешнего плана действий. Но существует и план внутренний. В от ечес твенной психологии принято

понимать психическое развитие как формирование внут ренних действий. Психические функции или процессы

Психологический' механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией.

(перевод в словесный п лан) и сокращение. Как подчеркивает А.Н. Леонтьев, процесс интериоризации состоит

не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, — это процесс, в котором

ребенок будет иметь дело, и тех действиях, которые он сам будет выполнять. Конкретные, частные умственные

должен проговорить эт о так же развернуто, но тихо, про себя. В это время речь остается внешней, и счезае т

лишь ее звуковая сторона. И, наконец, на последнем этапе, когда ребенок перестает шевелит ь губами, шептать

развитие ребенка зависит от содержания обучения и той формы, в которой это содержание ему преподносится.

не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, п ерекладыва ют и

зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строи ть


новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Он начинает улыбаться маме и б ур но радоваться при ее

недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в п сих ическом развитии. До 9-10

ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны,

не и спытыва ют интереса к ок ружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем

Недостаточное или несоответствующее потребностям ребенка общение отрицательно сказывается на развитии

и п о зже, причем проявления этого негативного влияния на разн ых возрастных этапах имеют свою специфику.

для младенчества. Общение в это время зависит о т особенн остей сиюминутного вз аимодействия ребенка и

что привлекает ребенка, — это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные

сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована

в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе

делать с разными вещам и, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их к ачес тва, которые тот сам не в


этап в ра звитии общения ребенк а и взрослого. Это внес итуативно-познавательное общение, побуждаемое

сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее: к ак устроен открывший ся для н его

принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта ф орма общения важна при

подготовке к школе, в если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному

сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в ш коле чревато

конфликтами. В то же время старшеклассники проявляют и нтерес к опыту старшего поколения и, определяя

ребенка, умения учитывать чужую точк у зрения. Определенное влияние на развитие оказывает включение в

деятельностью. В отношениях с близкими друзьями они (так же, как и старшеклассники ) способны на глубокое

серьезный п роступок (временным отказом от общения, отменой планировавшегося праздника, похода в театр и

глобальных выводов о низких умственных способностях и будущей бездарной жизни. Общение в семье обычно

имеет положительный эмоциональный фон, успехам ребенка радуются, а его небольшое продвижение в каком-

принимают только тогда, когда его поведение отвечает требованиям родителей, когда он послушен, хорошо

чувствует отчуждени е. Дети, лишенные веры в постоянную и искреннюю любовь, становятся неуверенными в

возникнуть не только в т а к называемых неблагополучных семьях; родители могут заботиться о ребенке и не

осознавать, что не принимают его по какой-то причине. Причины бывают разными. Например, мама красива и

математических способностей, ни склонности жить его интересами. В п с ихотерапевтической практике можно

найти много аналогичных примеров. Естестве нно, при непринятии ребенка в семье его потребность в общении

преподавателя, по тому, к а к он, слушая ответ у доски, кивает головой или безучастно смотрит в окно, и т.д.

они тоже, скорее всего, сбудутся. Когда ребенку говорят, что он ленив и бездарен, что он хулиган и его ждет

колония, велика вероятность того, что он станет таким, каким его видят близкие взрослые. Поэтому во всех

способ общения, наиболее полно описанный К . Роджерсом, предполагает отказ на время от своих собственных

отношения, своих эмо ций по поводу обсуждаем ого событ ия, например п роступка, совершенного ребенком.

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. произведения : В 2 т. М., 1983. Т. 1.

возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качества ми или

разному будут п ереживать разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на развитии

отклонения. С другой стороны, один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому,

года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в

интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15

лет. Э то связано с тем, что т емп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема,

отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенк а в целом.

функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На к аждом возрастном этапе поэтому п роисходит

перестройка их связей, изменение соотношений между ними. Развитие отдельной функции з ависит от того, в

функции, прежде всего воспри я тие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления

функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр созн ания

память вп летена в процесс восприятия — ребенок д о 3 лет не пытается вспомнить что-нибудь само по себе, а в

маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка

своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно от л ична от того, что было раньше, и того, что

динамику переходов от од ного возраста к д ругому. На разн ых э тапах изменения в д етской пс ихике могут

кризисные стадии развития. Для стабильного пер иода характерно плавное течение процесса развития, без

возрастные новообразования, образующиеся т а к медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в

мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что

явление, результат неправильного воспитания. Другая часть п сихологов утверждает, что наличие кризисов в

моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей

его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешн ие проявления смягчить и ли, наоборот,

стечении об стоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение

которых п ро исходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко ме няется во многих своих чертах.

Аффективные вспышки, к а призы, более или менее острые конфликты с близким и — типичная картина кризиса,

гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внеш нем плане.

Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим —

характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то,

деятельность, отказывается от прежних ц е нностей и форм отношений. Но, наряду с потерями, создается и что-

то новое. Новообразования, возникшие в бурный, н епродолжитель ный период, оказываются н еусто йчивыми и в


Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.

Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.

Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.

В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков

КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Читайте также: