Выделение ударного гласного в слове конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Нуретдинова Лилия Харисовна

Организация: ГБОУ Набережночелнинская школа №67

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Цель урока: формирование понятия о логическом ударении, умения делить слова на слоги, выделять ударный слог

- формирование понятия о логическом ударении, умения делить слова на слоги, выделять ударный слог; различать интонационную окраску предложения, составлять связный текст по картинкам;

- воспитание интерес к изучению русского языка.

Задачи:

Образовательные:

Научить делить слова на слоги, выделять ударный слог

Коррекционные:

  • Способствовать активизации психических процессов: внимания, мышления, памяти, творческой активности.
  • Развивать речь, мелкую двигательную моторику.
  • Создать условия психологической комфортности для ученика.

Здоровьесберегающая направленность урока: коррекция осанки в течение всего урока и во время физкультминутки, коррекция мелкой моторики через пальчиковые гимнастики, корригирующие упражнения для глаз во время расслабляющей паузы

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическую культуру через организацию урока
  • Личностные результаты: Положительное отношение к учению; принятие позиции ученика. Ориентация на социальные мотивы, способность к оценке и самооценке своей работы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем; принимать позицию участника и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей;

Познавательные УУД: обучение высказываниям своих предположений; выделение и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: построение простого речевого высказывания; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать высказываниея учителя;

Предметные результаты:

- выделить ударный слог в словах.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Оборудование и материалы: компьютер, микрофон, камера, программа Skype,принтер

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Выделение первого ударного гласного звука в слове. Звуки: [а], [у], [и], [о].

Цель: Совершенствовать навык элементарного фонематического анализа - выделять первый ударный гласный звук в слове.

Коррекционно-образовательные:

закрепление понятий звук, гласный звук;

закреплять умение интонационно выделять первый ударный гласный звук в слове;

совершенствование навыка фонематического анализа слов;

совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [и], [о], выделять их из ряда звуков, из слов (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук.

Коррекционно-развивающие:

развитие диалогической речи, речевого слуха, памяти, мышления, координации речи с движением, тонкой и общей моторики;

Коррекционно-воспитательные задачи:

формирование навыка сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки, схема слова, фишки красного и синего цвета, символы звуков по Т.А. Ткаченко, мяч, снежинка из тонкого картона.

Ребёнок садится за стол

Логопед: - Доброе утро. Я очень рада видеть тебя на занятии. Я улыбаюсь тебе, улыбнитесь и ты мне.

Дыхательная гимнастика

Логопед: - Сегодня на улице идет снег. Давай мы поиграем со снежинкой. Подуй на нее так, чтобы она закружилась.

А теперь сильно дуем, чтобы снежинка улетела.

Перед ребенком выкладывается конверт.

Логопед: - У меня есть волшебный конверт. Посмотри, что же в нем лежит.

Ребенок открывает конверт с картинками, в котором находятся картинки: аист, осы, утка, иглы.

Логопед: - Посмотри, что нарисовано на картинках?

Ребенок отвечает.

Логопед: - Правильно! Молодец! Определи первый звук в каждом из этих слов.

Логопед: - Подумай и вспомни, как называются звуки, с которых начинаются эти слова?

Ребёнок: - это гласные звуки.

Логопед: - Что ты знаешь о гласных звуках?

Ребёнок: - Когда мы их произносим во рту нет преграды. Эти звуки можно петь.

Логопед: - Правильно. Молодец. Каким цветом мы изображаем гласные звуки?

Логопед: - Что делают наши губы, когда мы произносим эти звуки? ([а] – рот широко открыт, [и] – губы улыбаются, [у] – губы вытягиваются в трубочку, [о] – губы вытягиваются в трубочку и округляются). Вот они поэтому наз гл.

Логопед: - Сейчас я буду называть звуки, а должен хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [а]: а, о, и, а, у, е, а (Логопед закрывает рот экраном)

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [у]: у, п, у, к, в, у, у

Логопед: - Послушай внимательно слова и выбери имя, которое начинается со звука [у]: Аня, Арина, Уля, Алена.

- А теперь назови слово, которое не начинается со звука [у]: усики, мак, улитка, уголь.

- Давай немножко отдохнем. Поиграем

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Танины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. и стучат кулачками.)

Совершенствование звукового анализа (выделение первого гласного звука в слове)

На столе перед ребенком лежат карточка – схема и фишки красного, синего цвета.

Логопед: - Вспомни слова, прозвучавшие ранее, которые начинаются со звука [у]. Произнеси их четко, громко, выделяя голосом первый звук [У].

Ребенок выполняет: усики, Уля, уголь

Логопед: - Где стоит звук [у] в этих словах?

Ребенок: - В начале.

Логопед: - Обозначь место звука [у] в этих словах с помощью карточки и фишки нужного цвета.

Логопед: - А давай проверим с тобой правильно ли ты составил.

Физкультминутка.

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то
правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.
Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

На магнитную доску вывешиваются разноцветные гирлянды.

Логопед:- Посмотри на мою гирлянду, назови картинки (апельсин, арбуз, ананас, улей). Подумай, какая картинка лишняя? Почему?

Ребенок: - Улей, потому что все слова начинаются на [а].

Логопед: - Я предлагаю поиграть в мяч. Назови имена, которые начинаются на звук [а]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Выделение ударного гласного в слове.

Цель: Систематизация и уточнение знаний учащихся об ударении.

- систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных гласных.

-развивать и корригировать психические процессы учащихся; каллиграфические навыки; устную и письменную речь.

-воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, усидчивость.

Планируемые результаты

Уметь выделять ударный гласный звук в слове

Базовые учебные действия

Л. Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

П. Уметь ставить ударение в словах и выделять ударного гласного.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Р. . Принимать и сохранять учебную задачу

К. старается договариваться, уступать, находить общее решение

Здоровьесберегающая направленность урока: коррекция осанки в течение всего урока и во время физкультминутки, коррекция мелкой моторики через пальчиковые гимнастики, корригирующие упражнения для глаз во время расслабляющей паузы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Раз, два, три - слушай и смотри,

Три, два, раз – мы начнем сейчас.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Пе нал , ку рочка, ба бушка, но жницы, ру ка , но га , ру ки, но ги, ве тер.

Гимнастика для пальцев.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Минутка чистописания

- Ребята, вы любите играть? Какие игры вам нравятся?

- Сегодня на уроке слова предлагают вам поиграть в прятки.

Посмотрите внимательно на доску. Определите, какие три буквы мы сегодня с вами будем писать.

Но сегодня – День пряток и буквы решили с нами поиграть. Допиши спрятавшуюся часть.

- Какие буквы у нас получились? Как назовём звуки, обозначающие эти буквы? ( Гласные)

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем в прятки мы играть,

Будем в прятки мы играть,

- Объясните, что такое ударение? (Выделение гласного голосом)

Словарная работа.

- Ребята, слова не отзываются. Давайте попробуем их найти. Подсказка – это словарные слова.

-Первое слово в пенале лежит, бедное слово от страха дрожит.

Слово записать. Подчеркнуть гласные красным цветом. Какой гласный слышится громче остальных?

- Третье слово во дворе схоронилось в конуре. СОБАКА.

-А четвёртое от страха еле дышит, да на дереве листочки колышет. ВЕТЕР.

-Пятое слово – столица нашей Родины. М ОСКВА

- Как найти ударный гласный?

Как называются слова, которые мы записали?

Физкультминутка.

Я иду и ты идешь — раз, два, три. ( Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. ( Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. ( Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. ( Шагаем на месте.)

Упражнения в выделении ударного слога в словах с помощью учителя.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения № 1 стр. 30

Чтение задания детьми.

-Эти артисты сегодня у нас в гостях. Но они спрятались. Ведь у нас сегодня – День пряток.

Вы по очереди будете выходить к доске и называть какого-то героя и записывать, отмечать гласные и ставить ударение.

-Как можно назвать артистов одним словом?

Горох, тыква - овощи.

Слива, груша, банан- фрукты.

Зарядка для глаз.

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает. ( обвести глазами круг)

Наверху созрела слива, ( посмотреть вверх)

А внизу растет крапива, ( посмотреть вниз)

Слева – свекла, справа – брюква, ( посмотреть влево- вправо)

Слева – тыква, справа – клюква, ( посмотреть влево- вправо)

Снизу – свежая трава, ( посмотреть вниз)

Сверху – сочная ботва. ( посмотреть вверх)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. ( зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза)

Упражнения в выделении ударного слова самостоятельно

Работа с учебником

Выполнение упражнения № 2 стр. 30 в учебнике.

Работа с рабочей тетрадью.

Выполнение упражнения № 1 стр. 16.

Выполнение упражнения № 2

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

– Ну вот и подошёл к концу наш очередной урок.

– Чем занимались на уроке? ( Ставили ударения в словах.)

-Что у нас получилось хорошо?

-Что не получилось?

- Какой гласный в слове слышен громче всех?

-Как показать ударный гласный ?

Задавание на дом: упр.3 стр.31

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 012 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.10.2016 3588
  • DOCX 21.2 кбайт
  • 53 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Красильникова Ираида Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- А вы хотите с ней познакомиться?

- Смотрите, с этой буквой случилось несчастье, она упала с печки и сломалась. Как ей помочь?

Дети собирают букву-пазл.

- Какая это буква?

2 Основная часть

- Ой, а вот и первый житель нашего Теремка

К нам скачет зверУшка,

Не рот, а ловУшка,

ПопадУт в ловУшкУ

И комар и мУшка. (ЛягУшка) (крепится на доску)

-Давайте мы это слово позовём.

-Какой звук дольше всех тянется?

-Какой он? (гласный, ударный)

-Вот она наша У-У-Удивительная буква. (крепим в Теремок)

-А к нам уже спешит следующий гость Мышка норушка (крепится на доску)

Она принесла нам очень интересное задание.

- У вас на листочке нарисованы картинки, назовите их. (№2)

- Вот уже спешит следующий гость Заяц (крепим на доску)

-Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!

Я стучу, стучу, стучу!

Я лечу, лечу, лечу!

Опоздать я не хочу!

- Какие слова со звуком У вы услышали? Назовите.

- Следом за Зайцем спешит Лиса. (крепим на доску)

- А какая она? Скажите. (рыжая, хитрая, пушистая, мягкая)

- Сколько слов( 2) Какое первое, второе?

- Скажите, какая лиса: Лиса рыжая, лиса хитрая (дети составляют предложение)

Звуко- буквенный анализ (№3)

-А чем любит полакомиться лиса? (курица)

- А что из курисы можно сварить? (суп)

Разбор слова СУП. (воспитатель у доски, дети, с помощью пеналов для составления звуковых схем, на столах)

- Сколько всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?

- Всё что мы произносим и слышим это ЗВУКИ, а всё что мы видим, пишем и читаем это БУКВЫ.

- Что мы пишем? (буквы) Что мы слышим? (звуки)

Написание буквы(№4)

- К нам спешит следующий гость Волк он предлагает нам размяться

У коровы всё по два,

Уха два и глаза два,

Ноздри их, конечно две,

Есть рога на голове,

А ещё две пары ног,

Правый бок и левый бок

Только хвост всего один

Сам себе он господин!

Глупый - умный, красивый –уродливый, невезучий – удачливый, широкий – узкий, грусть- улыбка, перемена – урок и т. д.

Работа в прописи

-К нам спешит последний гость Медведь. Он предлагает нам поработать в прописи. Но мы, прежде чем начать писать должны сделать для пальчиков гимнастику.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни,

Хочешь эдак, хочешь так,

Не обидятся никак.

1,2,3,4,5, не сидится им опять

Постучали, повертели, и работать захотели,

Дали ручкам отдохнуть, и теперь обратно в путь!

- Открываем прописи на странице 5.

3 Итог занятия

- Все наши гости Теремка очень довольны, что познакомились сегодня с новой буквой, с какой? Какая она? Что вы про неё узнали?

- Чем занимались на занятии? Что больше всего понравилось?

- Занятие закончено! Всем спасибо!

Прикреплённые файлы:

Читайте также: