Конспект практической работы по химии 9 класс

Обновлено: 01.07.2024

Тип урока: урок - практика с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цель: применяя полученные на уроках знания осуществлять практическое решение задач не только в реальном эксперименте, но и в виртуальной лаборатории.

Задачи урока:

I. формирование УУД

1.Личностные УУД – возможность самоопредения на практической работе по интеллектуальным возможностям (организатор берёт лист, оценивая свои способности и возможности).

2.Регулятивные УУД – формирование цели, планирование и организация деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

3.Познавательные УУД – исследовательские действия (применение знаний в конкретной ситуации, решение экспериментальных задач, как компонент воспитания логического мышления)

4 Коммуникативные УУД – организация и планирование работы в группе, умение договориться и находить общее решение, построение межличностных отношений.

II. Используя знания о качественных реакциях на ионы, опытным путём научиться распознавать химические вещества;

III. Развивать познавательную деятельность учащихся в процессе выполнения эксперимента;

IV. Воспитывать аккуратность, бережное отношение при расходовании химических реактивов;

V.Закрепить навыки работы с виртуальной лабораторией.

Для решения поставленных целей и задач работать будем в группах по три человека. В течение работы, учащиеся распределяют роли и по мере решения задач меняются ими.

Организатор (работает с инструкционной карточкой, выясняя, что делать, даёт указания исполнителю)

Исполнитель - практик (проводит реакции )

Контролёр - аналитик (анализирует наблюдения и корректирует работу организатора)

Целесообразно предложить каждой группе для решения по три задачи.

Мотивация: добавьте слово в словосочетание

Скажите, а есть ли что ни будь, что может объединить все эти словосочетания? (ПРАКТИЧЕСКАЯ работа).

Дома, готовясь к сегодняшнему уроку, вы посмотрели задачи на странице 146-147 ваших учебников (Учебник О.С. Габриелян, 9 класс) и подумали над целью. Как по-вашему она должна звучать?

закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Хорошо, давайте запишем цель работы в тетради.

Чтобы работа прошла успешно и без последствий для здоровья надо?

Соблюдать правила по ТБ и правила работы в группах.

Повторяем правила Т.Б. (повторяем по таблице, где оставлены только картинки)

На слайде появляется изображение

- соблюдение всех правил ТБ

- соблюдайте тишину, не мешайте другим, они тоже работают

- проговаривайте свои мысли, не критикуйте других

- умейте договариваться, находить общее решение.

На столах папка с инструкциями к выполнению работы.

-распределяем роли. Напоминаю, что

а) организатор (работает с инструкционной карточкой, выясняя, что делать, даёт указания исполнителю)

б) исполнитель - практик ( проводит реакции )

в) контролёр - аналитик (анализирует наблюдения и корректирует работу организатора)

Первую задачу (задача №4 на странице 147) мы решим с вами при помощи виртуальной лаборатории.

Ребята, распределите роли. Определились?

Напоминаю о составлении отчётной таблицы.

Продолжаем выполнять работу и переходим к реальным экспериментам. Не забывайте о смене ролей в группах.

Учащиеся работают со своими инструкционными картами (приложение)

Подведение итога: какой вывод вы сделали по итогам работы? (Корректируем его.)

Ребята, подходит к концу наш урок. Что вы можете сказать о сегодняшней работе?

Памятка на слайде:

- Мне больше всего удалось……

- Я могу похвалить себя за то, что……

- Я могу похвалить одноклассников…..

- На мой взгляд не удалось…. потому, что…….

- На будущее я учту……….

Хорошо, а сейчас наводим порядок на рабочих местах, сдаём тетради на проверку

Заключительная часть.

Спасибо всем за работу, результаты вы узнаете на следующем уроке. Дома повторите состав воздуха и подумайте над следующим заданием.

ДОМАШНИЙ ОПЫТ

Из предложенных материалов: 50мл.,9% уксусной кислоты,1ст.ложки NaHCO3 (cода), 100мл. Н2О, 1ст. ложка моющего средства, сок свеклы, соленое тесто или пластилин. предложите инструкцию проведения химического опыта, который может служить наглядным пособием на уроке географии в 6 классе

Приложение (Группа 1).

Условие задачи на стр 147 учебника, задача №4. Распределите роли и действуйте по инструктивной карте.

Заполняем отчетную таблицу

Вам даны три пробирки с бесцветными растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Прежде всего напоминаю о соблюдении правил техники безопасности, в данном случае при работе с компьютером. Даны три вещества и три реактива (лакмус, хлорид бария и гидроксид калия). Гидроксид калия – явно в данном случае лишний, так как при взаимодействии со всеми предложенными веществами видимых изменений происходить не будет (хлорид калия и сульфат калия растворимы).

Для определения гидроксида натрия NaOH, используем лакмус. В щелочной среде он посинеет. Приливаем в пробирки поочереди лакмус.

В двух пробирках лакмус покраснел. Отливаем из склянок 2и3 вещества в чистые пробирки. Для определения серной кислоты используем раствор хлорида бария. (Это качественная реакция на сульфат ион). Там где выпал белый осадок находится серная кислота.

Оформляем работу в тетради.

Определить в какой из пробирок находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия.

В пробирки прилили лакмус

В первой – щёлочь

В пробирки с кислотами прилили BaCl2.

Образование белого ____ в пробирке №__________

это качественная реакция на ионы SO-24

H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + ______

Даны три пробирки с бесцветными растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Прежде всего напоминаю о соблюдении правил техники безопасности, в данном случае при работе с компьютером. Даны три вещества и три реактива (лакмус, хлорид бария и гидроксид калия).

Для определения гидроксида натрия NaOH, используем_____________. В щелочной среде он __________.

Отливаем из склянок 2и3 вещества в чистые пробирки. Для определения серной кислоты используем раствор _________ (Это качественная реакция на сульфат ион). Там где выпал________находится серная кислота.

Оформляем работу в тетради.

Определить в какой из пробирок находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия.

В пробирки прилили лакмус

В пробирки с кислотами прилили

Образование белого ____ в пробирке №__________

это качественная реакция на ионы SO-24

Даны три пробирки с бесцветными растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Прежде всего напоминаю

Для определения гидроксида натрия NaOH,

Отливаем из склянок ____________вещества в чистые пробирки. Для определения серной ______

Оформляем работу в тетради.

Определить в какой из пробирок находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия.

В пробирки прилили

В пробирки с кислотами прилили

Контролёр эксперимента ____________________________________

Взята карта организатора на

Правила ТБ. Работаем с небольшим количеством вещества. С кислотой обращаемся осторожно. Приливая растворы из склянок держим их этикетками вверх

Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок, т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки. В эти пробы добавляем лакмус. В 2х пробирках раствор красный, в третьей – синий, значит там, где синий раствор – это щелочь, т.е. NaOH.

Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем BaCl2 . Там где выпадает белый осадок - серная кислота.

Заполнена отчётная таблица

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.

Прежде всего, напоминаю, что работая с кислотой нужно соблюдать осторожность. Склянки с растворами веществ держим этикетками вверх. Работаем с использованием чистых, сухих и целых пробирок. Формула серной кислоты_____________. Докажем наличие водорода при помощи универсальной индикаторной бумаги. Для этого намочим кусочек бумажки в исследуемом растворе. Бумажка изменила цвет. Сравниваем с эталоном. Среда КИСЛАЯ.

Проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл серной кислоты. Добавляем несколько (6-7) капель хлорида бария________________. Выпадает белый осадок сульфата бария. Оформляем работу в тетради.

Доказать качественный состав серной кислоты

В пробирку поместили полоску универсальной индикаторной бумаги

полоска ______ цвета.

рН ____________, среда кислая.

Ионы водорода меняют цвет индикатора

В пробирку с кислотой прилили BaCl2.

Образование белого ____

это качественная реакция на ионы SO-24

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.

Прежде всего, напоминаю, что работая с кислотой ____________________. Склянки с растворами веществ держим этикетками ____________. Работаем с использованием ____________________. Формула серной кислоты_____________. Для доказательства наличия водорода проведём реакцию серной кислоты с _______________________________________________________________________________________________________

Проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл серной кислоты. Добавляем несколько (6-7) капель ________________. Выпадает ________________________.

Тип: Урок закрепления знаний, формирования умения и навыков.

Цели урока: уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами в растворе, получать новые вещества из имеющихся реактивов; записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном; проводить наблюдения; делать выводы; способствовать совершенствованию умения осуществлять само- и взаимоконтроль за результатами проведенного химического эксперимента, умения своевременно оформлять отчет о проделанной работе, рационально распределяя свое время; соблюдать правила по технике безопасности; развивать интерес к изучению предмета.

Вид урока: практическая работа.

Формы организации: групповая (парная форма организации процесса обучения).

Методы и приемы:

- практический (по источникам передачи знаний);

- формирования умения и навыков (по дидактическим задачам);

- исследовательский (по характеру познавательной деятельности).

Оборудование и реактивы:

Пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, асбестовая сетка, пробиркодержатель.

Твёрдые вещества : карбоната калия, хлорида бария, хлорида кальция, карбоната натрия.

Растворы: гидроксида натрия, нитрата серебра, серной кислоты, хлорида железа(III), желтой кровяной соли.

1.Организационный этап (1-2 минуты)

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, проверка подготовленности кабинета к проведению практической работы, организация внимания.

2.Этап проверки домашнего задания (5-6 минут)

На дом учащимся было задано: составить план решения экспериментальных задач и записать уравнения соответствующих реакции.

В течение изучения темы "Металлы" учителем акцентировалось внимание учащихся на вопросах и уравнениях химических реакций, которые могут встретиться в практических работах. В тетрадях учащихся выделен лист, где они записывают соответствующие уравнения реакций. Этим материалом учащимся рекомендовано пользоваться при выполнении практической работы.

3. Этап повторения техники безопасности при выполнении химического эксперимента (4-5 минут). Демонстрация презентации и фронтальный опрос учащихся.

4. Этап распределения заданий по вариантам и степени сложности.

Этап выполнения практической работы и оформления отчета.

5. Этап подведения итогов урока (рефлексия).

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Краткий инструктаж по выполнению домашнего задания.

I. Организационный момент. Подготовка к проведению практической работы.

  1. Приветствие. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку
  2. Организация внимания, постановка цели урока

II . (5-6мин) Беседа о ходе проведения работы:

Какие трудности у вас возникли при подготовке заданий практической работы?

Как можно определить РН+ - среду раствора?

Какие реакции называют качественными?

Какие качественные реактивы вы знаете для определения катионов и анионов?

III . (5мин) Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, солями, лабораторной посудой, нагревательными приборами.

IV . Распределения заданий по вариантам и степени сложности.

Проведение практической работы. (15 – 20 мин)

Выполняем все действия, описанные в учебнике. Учащиеся должны распознать выданные вещества, при этом, им неизвестно в какой последовательности они расположены. Обучающиеся работают в паре и получают задания по вариантам.

В трех выданных пробирках находятся твердые белые вещества: NaOH. К 2 С0 3 , ВаС1 2 . Для распознавания данных соединений растворим их в воде. После этого добавим во все 3 пробирки раствор серной кислоты. По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках:

а) 2NaOH + H 2 S0 4 = Na 2 S0 4 + 2H 2 0

2Na + + 20Н- + 2Н + + S0 4 2 - = 2Na + + S0 4 2 - + 2H 2 0

Нет видимых изменений, но если потрогать пробирку руками, можно почувствовать тепло, т. к. реакции нейтрализации являются экзотермическими, протекают со значительным выделением тепла. В чистую пробирку поместить снова это вещество и по каплям добавить индикатор фенолфталеин, раствор станет малиновым цветом, значит здесь щелочь.

б) К 2 С0 3 + 2H 2 S0 4 = K 2 S0 4 + Н 2 0 + С0 2

2К + + С0 3 2 - + 2Н + + S0 4 2 - = 2К + + S0 4 2 - + Н 2 0 + С0 2

С0 3 2 - + 2Н + = Н 2 0 + С0 2

В данном случае, наблюдаем выделение углекислого газа.

в) ВаС1 2 + H 2 S0 4 = 2HC1 + BaS0 4↓

Ва 2+ + 2С1- + 2Н + + 2S0 4 2 - = 2Н + + 2СL- + BaS0 4↓

Ва 2+ + 2S0 4 2 -= BaS0 4↓

Наблюдаем выделение белого осадка.

В трех выданных пробирках находятся твердые белые вещества: Na 2 SO 4 . СаС0 3 , KС1. Для распознавания данных соединений растворим их в воде. В одной пробирке в воде не растворится твёрдое вещество, значит это карбонат кальция. После этого добавим в чистую пробирку исследуемое вещество и по каплям добавим реактивы , показывающие качественный анализ на анионы этих солей, для этого используем : HCL, BaCL 2 . По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках.

1) В одну из них добавим раствор хлорида бария и если там находятся сульфат-анионов, то выпадет белый осадок сульфат бария:

Na 2 S0 4 + BаС1 2 = 2NaCL + BaSO 4 ↓ 2Na + + S0 4 2- + Bа 2+ + 2СL = BaS0 4 ↓ + 2Na + + 2СL-

Bа 2+ + S0 4 2 - = BаS0 4 ↓

2) В другую пробирку прильем раствор соляной кислоты, если выделится газ, значит это карбонат кальция:

СаСO 3 + 2HCL = CaCL 2 + H 2 O+CO 2 Са 2+ + СO 3 2- + 2H + +2CL- = Ca 2+ + 2CL- + 2H 2 O + CO 2

СO3 2- + 2Н + = Н 2 0 + С0 2

3)В оставшейся пробирке методом исключения мы обнаруживаем хлорид калия или можно добавить к неизвестному веществу нитрат серебра, при этом выпадет белый творожистый осадок- хлорид серебра.

KС1 + AgN03 = KN0 3 + AgCl↓ K + + СL- + Ag + + N0 3 - = K + + N0 3 - + AgCl ↓

Наблюдаем выделение белого творожистого осадка.

В трех выданных пробирках находятся твердые вещества: Na 2 SO 4 . СаС0 3 , Ba(NO 3)2 . Для распознавания данных соединений растворим их в воде. В одной пробирке в воде не растворится твёрдое вещество, значит это карбонат кальция. После этого добавим в чистую пробирку исследуемое вещество и по каплям добавим реактивы , показывающие качественный анализ на анионы этих солей, для этого используем : HCL, BaCL2 . По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках.

1)В одну из них добавим раствор хлорида бария и если там находятся сульфат-анионы, то выпадет белый осадок сульфат бария:

Na 2 S0 4 + BаС1 2 = 2NaCL + BaSO 4↓ 2Na+ + S04 2- + Bа 2+ + 2СL = BaS0 4 ↓+ 2Na + + 2СL-

Bа 2 + + S04 2 - = BаS0 4↓

2)В другую пробирку прильем раствор соляной кислоты, если выделится газ, то это карбонат кальция:

СаСO 3 + 2HCL = CaCL 2 + H 2 O+CO 2 Са 2+ + СO 3 2- + 2H + +2CL- = Ca 2+ + 2CL- + 2H 2 O + CO 2

СO 3 2- + 2Н + = Н 2 0 + С0 2

3)В оставшейся пробирке методом исключения мы обнаруживаем нитрат бария.

В трех выданных пробирках находятся растворы: NaCL, ALСL 3 , FeCL 3 . Для распознавания данных соединений используем гидроксид натрия. После этого добавим в чистую пробирку исследуемое вещество и по каплям добавляем щелочь .По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках.

1) Если это вещество хлорид натрия, то видимых изменений не будет.

2)Если в пробирке хлорид алюминия, то выпадет белый студенистый осадок гидроксида алюминия (III).

AL 3+ +3CL-+3Na + +3OH-+ =AL(OH) 3 ↓+3Na + +3Cl- AL 3 + +3OH - = AL(OH)3↓

3) Если это вещество хлорид железа (III), то выпадет бурый осадок гидроксид железа (III)

FeCI 3 +3NaOH=Fe(OH) 3 ↓+ 3NaCI

Fe +3 + 3CI-+3 Na-+OH- = Fe(OH)3↓+3Na + +3CI- Fe +3 + OH- = Fe(OH)3↓

Для обнаружения катионов Fe3+ применяют комплексное соединение – желтую кровяную соль K4[Fe(CN)6]. В растворе она диссоциирует на ионы:

K4[Fe(CN)6] → 4K+ + [Fe(CN)6]4−

При взаимодействии ионов [Fe(CN)6]4− с катионами Fe3+ образуется темно-синий осадок - берлинская лазурь:

3[Fe(CN)6]4− + 4Fe3+ = Fe4[Fe(CN)6]3↓

В лабораторных условиях необходимо получить оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III). Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

FeCI 3 +3NaOH=Fe(OH) 3 ↓+ 3NaCI

Fe +3 +3CI-+3 Na-+OH- = Fe(OH) 3 ↓+3Na++3CI- Fe +3 + OH- = Fe(OH) 3 ↓

Выпадет бурый осадок. Теперь необходимо слить с него раствор, а сам осадок поместить в фарфоровую чашку и прокалим на пламени спиртовки.

Fe(OH)3↓=Fe 2 O 3 + 3H 2 O

Ш. Оформление практической работы. ( 10 мин)

(После проведения работы, сделайте вывод, запишите все результаты в тетрадь, уберите рабочее место.)

IV. Рефлексия (2 мин)

Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?

Какие реакции вам понравилось проводить больше всего?

Как работал класс?

Кто из учащихся работал особенно хорошо?

Благодарю всех за урок, желаю всем успехов!

1. О.С.Габриелян. Настольная книга учителя химии. 9 класс

2. О.С.Габриелян. Учебник. Химия 9 класс

3. Н.Н.Гара, М.В.Зуева Школьный практикум. Химия. 9 класс.-М.: Дрофа, 199,-96 с.: ил

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Инструкция по технике безопасности при проведении практической работы

  • Пододвиньте к себе лоток и работайте только над лотком.
  • При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло - очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий.
  • При работе с растворами кислот и щелочей проявите осторожность. Если кислота и щелочь попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
  • При работе с веществами наливайте небольшие количества. Не забывайте закрывать склянки с веществами.
  • Работайте осторожно с нагревательным прибором – спиртовкой.
  • После окончания работы, уберите за собой посуду, вылейте вещества в склянку, уберите рабочее место, сдайте лоток на стол учителю.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан.

Реактивы : вода, серная кислота, фенолфталеин.

В трех пробирках даны твёрдые вещества: гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария . С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан.

Реактивы : вода, соляная кислота, хлорид бария

В трех пробирках даны твёрдые вещества: сульфат натрия, карбонат кальция, хлорид калия . С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Оборудование : штатив с пробирками.

Реактивы : вода, соляная кислота, хлорид бария, нитрат серебра

В трех пробирках даны твёрдые вещества: сульфат натрия, карбонат кальция, хлорид калия . С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном видах

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: раствор гидроксида натрия, желтой кровяной соли

Задание 4 варианта.

В трех пробирках даны растворы веществ: хлорида алюминия, хлорида натрия, хлорида железа(III) .

С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном видах

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, асбестовая сетка, фарфоровая чашка, тигельные щипцы

Реактивы: хлорид железа(III), гидроксид натрия

Задание 5 варианта.

В лабораторных условиях необходимо получить оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III). Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

Приведите рабочее место в порядок. Составьте отчет о проделанной работе

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Задание 1. Для вариантов №1-4

Определить, что в пробирках №№1, 2, 3

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2. Для варианта №5

В лабораторных условиях необходимо получить оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III).

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия.


конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер.


Конспект урока по химии 9 класс

Тема: Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.


Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот.

Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе

Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах.


Конспект урока по теме "Компьютерная графика. Практическая работа в графическом редакторе Gimp"


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: проводить реакции между веществами в растворе, получать новые вещества из имеющихся реактивов; записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном виде; проводить наблюдения; делать выводы; способствовать совершенствованию умения осуществлять само- и взаимоконтроль за результатами проведенного химического эксперимента, умения своевременно оформлять отчет о проделанной работе, рационально распределяя свое время; соблюдать правила по технике безопасности;

Планируемые результаты урока:

Предметные: изучить свойства кислот, оснований и солей, как электролитов признаки, закрепить умение составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах.

Метапредметные: уметь наблюдать, анализировать, делать выводы, формировать свои мысли, применять теоретические знания на практике.

Личностные: работать в группах, самостоятельно и безопасно выполнять основные навыки работы с химическим оборудованием и реактивами.

Тип урока: практическая работа

Оборудование: инструкционные карты; штативы с пробирками, химические стаканы; растворы: соляной кислоты, карбоната натрия, хлорида бария, хлорида калия, сульфат меди (II).

1.Организационный момент

2.Подготовка к проведению практической работы.

Повторение ТБ:

1.Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.

2.Во время урока учащиеся должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.

3.Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии.

4.Учащимся запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.

5.О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.

6.Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.

7.Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.

8.После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, сдать оборудование и реактивы и грязную посуду сдать лаборанту или учителю.

9.Необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Учитель: Выполнять практическую работу вы будете, работая в группах. Каждая группа получает инструкционную карту, согласно этой карте необходимо выполнять практическую работу.

3.Проведение практической работы.

(Использование инструкционной карты) Приложение№1

4.Оформление практической работы.

(После проведения работы, сделайте вывод, запишите все результаты в тетрадь, уберите рабочее место.)

Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?

Какие реакции вам понравилось проводить больше всего?

Как работал класс?

Кто из учащихся работал особенно хорошо?

6.Д/З повторить п.9-10, выполнить задание№5(вариант1) на стр.42

Приложение№1

Инструкционная карта

Практическая работа № 1

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, химические стаканы.

растворы: соляной кислоты, карбоната натрия, хлорида бария, хлорида калия, сульфат меди (II).

Повторение ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами; 2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;3) обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу, запрещено самостоятельно устранять неполадки.

С правилами ТБ ознакомлен (а).

Последовательно осуществите 3 реакции для карбоната натрия:

1) к 1 мл карбоната натрия добавьте 1 мл хлорида бария;

2) к 1 мл карбоната натрия добавьте 1 мл соляной кислоты;

3) к 1 мл карбоната натрия добавьте 1 мл хлорида калия.

Опишите наблюдения и ход работы оформив таблицу.

Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

конспект урока по химии 9 класс

Тема урока: Практическая работа: Свойства металлов и их соединений

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химических свойствах металлов.

1. Продолжить формирование умения работать с химическими реактивами, осуществлять цепочки превращений; совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций;

2.Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

Продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенции, умения анализировать, выделять самое главное в изучаемом материале, определять цели работы, делать выводы.

3. Воспитывать позитивное отношение к учению, прививать любовь к предмету, создавать комфортные отношения между участниками.

Тип урока: обобщение знаний

Оборудование и реактивы: MgCO 3 , HCl , NaOH , H 2 SO 4 , CuSO 4 , Fe пробирки, спиртовки.

Подробный конспект урока

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Отмечаю отсутствующих.

Вспомните с какими веществами взаимодействуют металлы (щелочами, кислотами)

Изучение нового материала

- Ребята, сегодня вы будете выполнять практическую работу. Запишите в тетрадь: Практическая работа №1.

- Данная работа выполняется по вариантам. Откройте учебник на странице 125.

- Первый вариант выполняет цепочку превращений с соединениями магния:

hello_html_159201bd.jpg

Второй вариант. Вам необходимо выполнить цепочку превращений с соединениями меди:

hello_html_12e5c146.jpg

hello_html_1f4e7d23.jpg

- Порядок ваших действий и наблюдения необходимо оформить в виде таблицы:

Что наблюдаем?

- Под таблицей вам необходимо составить уравнения реакций. Реакции ионного обмена напишите также в ионной форме.

Общий вывод. Для того чтобы получить продукт реакций, необходимо, чтобы исходное вещество провзаимодействовало с …(соединения).

V . Домашнее задание. Составить уравнения реакций.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Химический практикум 1. Свойства металлов и их соединений

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.04.2018 2587
  • DOCX 121.5 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зуева Екатерина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Практические работы по химии в 9 классе по учебнику Кузнецова

Список использованной литературы:

1. Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. Химия. - М.: Вентана - Граф, 2011.

2. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций и рекомендаций. – М.: Аркти, 2002.

3. Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2007.

Рисунок 1


Рисунок 2


Рисунок 3


Ваш браузер должен поддерживать фреймы

Рекомендуем посмотреть:

Наталья Борисовна, ваша работа отлично помогает ребятам. Вы как палочка-выручалочка для них.
Я как молодой учитель с удовольствием воспользуюсь этим материалом. Спасибо вам за вашу работу!

Наталья Борисовна, ваша работа имеет большую ценность для учителей химии, особенно начинающих, но и мне как учителю со стажем она принесла много идей, которые планирую воплотить в учебном году. Вашим ученикам просто повезло с учителем, вы учите их ставить конкретные цели и пошагово приближаться к ним, через выполнение определенных заданий с формулировкой выводов. Дальнейших вам успехов в работе.

Спасибо! Вы правы, практические работы на уроках химии позволяют развивать умения ставить цели, планировать, анализировать, формулировать выводы, т.е. регулятивные УУД.

Спасибо большое за трудоёмкую, полезную и очень грамотную работу. Действительно, для начинающих учителей это настоящая копилка идей. Но, как и предыдущий комментатор, я скажу, что не зависимо от стажа работы, всегда интересны другие идеи и советы.

Наталья Борисовна, спасибо за материал. Ваша разработка будет полезна не только тем, кто работает по УМК Н. Е. Кузнецовой. Вы к каждой практической работе приводите правила техники безопасности, а это важно при выполнении практических работ по любым авторским линиям. Отдельные задания можно использовать как экспериментальные задачи.

Добрый вечер! В учебнике Н.Е. Кузнецовой даны инструкции ко всем практическим работам и лабораторным опытам.Многие работы предложено выполнять по вариантам, много экспериментальных задач, заданий на мысленный эксперимент.

Наталья Борисовна, спасибо за материал. Всё чётко, лаконично. Ведь практические работы являются очень важной частью преподавания химии.

Наталья Борисовна, спасибо за материал. Разработка интересна тем, что в нее включены правила техники безопасности и примерные отчеты учащихся. Ее можно использовать и для других программ по химии. Ваш материал можно использовать и для составления паспорта химического опыта.

Добрый вечер, Анна Викторовна! Спасибо за комментарий к моей работе. При выполнении практических работ реакции обмена разбираем в ионном виде. В задание 3 устно составляем план распознавания веществ и заполняем таблицу. С последним замечанием полностью согласна.

Читайте также: