Конспект полезные ископаемые челябинской области

Обновлено: 04.07.2024

Физическая карта Челябинской области, образцы горных пород, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

  • Устный рассказ о горючих полезных ископаемых (торф, уголь, нефть) по плану:

Сравни уголь с торфом:

- общие признаки
- отличительные признаки

Сравни нефть с каменным углем:

- общие признаки
- отличительные признаки

На предыдущих уроках узнали о многих полезных ископаемых. Цель сегодняшнего урока узнать о полезных ископаемых нашей области, их свойствах и месторождениях.

Но прежде послушайте одну легенду.

Было это очень давно. Жило на Севере большое и богатое племя богатырей. Оно мирно трудилось. Но однажды из-за дальних морей пришло с огнем и мечом другое племя. И вспыхнула жаркая битва.

Когда иссякли силы северных богатырей, вождь призвал к себе самого сильного и ловкого юношу. Он дал ему пояс, в котором хранились сокровища племени, добытые за 1000 лет.

- Здесь богатство нашего народа, - сказал вождь, - оно не должно достаться врагу. Унеси, спрячь, сохрани.

Дни и ночи шел юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в погоню.

Не пристало богатырю бежать от боя! – сказал себе юноша. Он взял пояс могучей рукой, размахнулся широко и забросил сокровища за глухие дремучие леса, в неприступные горы. Потом богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой.

А пояс с несметными сокровищами враги так и не нашли и уплыли обратно за моря.

Вот такая легенда. Казалось бы, сказка, но ведь сказок без вымысла не бывает. И слово “Урал” обозначает именно “пояс”, и часто каменным поясом называют Уральские горы. А легенда сказала правду о несметных сокровищах каменного пояса.

Трудно перечислить все сокровища уральской земли, но мы сегодня узнаем о полезных ископаемых только Челябинской области.

Как вы думаете, какой металл называют главным среди других металлов?

Конечно, это железо.

Железо есть везде. Нон есть в воде, в растениях, но его там очень мало. И если кто-то из вас начнет его искать там, то не найдет. Если бы не было железа в цветах, то они потеряли бы свои краски и аромат. Есть железо и в человеческом организме, и если его будет недостаточно, то человек заболеет.

Больше всего этого металла на земле и в земле. Из земли человек и добывает его.

Без железа человек оказался бы без одежды, без пищи, без жилья. Многие машины, приборы сделаны из железа. Вот поэтому железо называют главным металлом.

Повсюду – дома и на улице мы видим множество железных предметов, но железо в чистом виде можно получить только в лаборатории, а в земле оно находиться с различными соединениями и примесями других веществ.

Шагаете вы по лесной тропинке, под ногами попадаются камни. Они разного цвета – тяжелые темно-серые, желто-бурые, похожие на твердую глину. Вы перешагнули через них, даже не подумав о железе, а ведь это и было железо, но в соединении с другими веществами. Таких соединений в природе много, те которые содержат много металла, называют рудой.

Железные руды бывают разные. В нашей области большое количество руды, которые называют бурый железняк и магнитный железняк.

Свойства: прочные, твердые, тяжелые, плавятся. Бурый железняк – бурого цвета, без блеска. Магнитный железняк – темно-серого цвета, притягивает магнит.

Место, где добывают железную руду, называют рудником.

Раньше в нашей области были большие запасы железной руды, но почти все уже использованы (Ахтинское и Бакальское месторождения).

Непросто извлечь из руды металл. Получают его в огромной печи, высотой с десяти этажный дом, которая называются домной.

В домнах выплавляют металл при высокой температуре – 3 тысячи градусов. Поэтому котлы, в которых плавят руду, изготавливают из магнезита, твердой и прочной породы, главное свойство которой – выдерживать высокую температуру. Единственное, крупное месторождение магнезита находится в нашей области в городе Сатка. Сначала из руды получают чугун, затем, добавляя различные металлы, получают сталь.

С давних времен в нашей области добывали медь. Но медь тоже встречается в соединении с другими веществами. Эти соединения называют медной рудой. В нашей области добывают медную руду, которую называют – медный колчедан. Медь – мягкий металл, его употребляют в разных сплавах с другими металлами.

Челябинская область богата мрамором высокого качества. Добывают его в городе Коелга. Белую глину – каолин, из которой делают посуду, добывают в городе Кыштым. Бурый уголь, который используется как топливо для различных предприятий добывают в городах Копейск, Коркино, Еманжелинск. Под городом Карабаш добывают графит, из которого делают грифели для карандашей, краски, используют графит в промышленности. Знаменита наша область и месторождениями золота. С 17 века его добывают здесь и до сих пор еще известно более 100 месторождений.

IV. Закрепление.

- Как называются соединения железа с другими веществами (руда)
- Какую железную руду добывают в нашей области? (бурый, магнитный железняк)
- Какое главное свойство магнезита использует человек? (выдерживает высокую температуру)
- Почему чаще всего медь используют в сплавах с другими металлами? (медь – мягкий металл)
- Где используют каолин? (для изготовления посуды)
- Отгадайте ребус: LЬ (уголь). Какой уголь добывают в Челябинской области?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Учитель : Синицких Ирина Павловна

Продолжительность учебного занятия : 45 мин.

Тип учебного занятия : Урок систематизации знаний.

Цели : 1. Познакомить обучающихся с месторождениями полезных ископаемых Челябинской области.

Подвести обучающихся к выводу о богатстве родного края.

2. Развивать логическое мышление, речь, познавательную активность, воображение, творческие способности обучающихся.

3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Этап учебного занятия

Компетенции

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Сегодня урок у нас необычный. Мы побудем в роли геологов.

– Что означает слово

– Кто такие геологи?

Объедините эти два понятия и назовите тему и цели нашего урока.

Организовать детей на начало урока, настроить на интересную и познавательную работу.

Определить цели и задачи урока.

Умение находить связи между понятиями, умение работать со справочным материалом.

II . Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

– Проверим творческое домашнее задание.

Попробуйте назвать четыре группы в зависимости от использования ПИ (полезных ископаемых) – строительство, топливо, металлы, пища.

Вопрос проблемного характера:

– Почему гранит используется для постройки зданий, сооружений, памятников?

Какие ПИ относятся к рудным? (Железные, медные руды, цветные металлы)

У кого в гостях мы побываем? Какой уральский писатель знакомит нас с несметными подземными сокровищами? В каком произведении?

– Попробуем доказать эту мысль в процессе творческой работы на уроке.

Проверить знания учащихся по теме через творческую деятельность.

1. Использование ПИ.

2. Умение применять знания практической деятельности.

Умение доказывать выдвинутую гипотезу.

III . Ознакомление с новыми умениями

Упражнения творческого характера.

Три варианта заданий – на модельном, проблемном и эвристическом уровнях.

Задание: найдите на карте ПИ Челябинской области.

Задание: вспомнить опыт, который проделывали с гранитом.

3 группа. Задание: по рассказу-загадке узнать полезные ископаемые.

Проверка работы во 2, 3творческих группах. Обобщение 1 группы

– О каком ПИ шла речь?

Назовите ПИ Челябинской области.

Сформировать представление детей о месторождениях ПИ Челябинской области, формировать навыки работы с картой.

Формирование умений добывать самостоятельно знания.

1.Основные свойства ПИ, состав гранита.

2.Умение работать с картой,

связать ранее изученный материал с новым.

Работа в творческих группах

IV . Систематизация знаний

Разгадывание кроссворда (гранит, мел, песок, природный газ, нефть, глина, торф, уголь).

Викторина (мрамор, известняк).

Проверить знания учащихся.

Основные свойства ПИ.

Обобщить знания по теме.

1.ПИ Челябинской области.

2.Умение обобщать и делать выводы.

V . Применение знаний и умений

1 группа - картографы

– Назовите основные месторождения ПИ Челябинской области по карте.

2 группа – исследователи

– Как вы думаете, могут ли иссякнуть ПИ на планете?

– Что же тогда будут делать люди?

– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

– Богат наш родной край, но природа находится в опасности. Почему?

– Добывая ПИ, люди изменяют поверхность земли, взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.

– А как отвечает нам природа?

Показать необходимость бережного и рационального использования ПИ.

Знать свойства, применение, использование ПИ.

Работа в группах

(со справочной литературой, энциклопедиями, использова-ние ИКТ)

VI . Обобщение

Закрепить знания учащихся.

Слайд №11 (1 группа)

Слайд № 12 (2 группа)

Слайд № 13 (3 группа)

VII . Контроль усвоения

– О каких ПИ мы говорили?

– Назовите месторождения ПИ Челябинской области.

– Вернемся к высказыванию Д. Мамина - Сибиряка. Докажите достоверность высказывания. Для доказательства используйте выводы, обобщения, сравнения.

Чтение учащимися отрывков из произведения П. Бажова.

– О каких драгоценных камнях вы узнали?

– Отправимся в подземные кладовые Хозяйки Медной горы.

– Какой заповедник находится на Урале?

– В музее Ильменского заповедника представлено большое разнообразие драгоценных камней (справка об Ильменском заповеднике).

Изделия из Уральских камней.

Подвести учащихся к выводу о богатстве нашего края.

1. Знание месторождений ПИ Челябинской области.

2.Умения устанавливать взаимосвязь, работать по алгоритму, умение делать выводы.

Работа с книгой

Сравнение, анализ, обобщение, выводы

Выводы (использова-ние яшмы, малахита, мрамора)

VIII . Рефлексия (подведение итогов урока)

Проверить, что заинтересовало детей, какие темы наиболее актуальны.

IX . Творческое разноуровневое домашнее задание 1. Творческий проект (отражение урока в рисунках, схемах).

3. Деды - Всеведы

(работа с энциклопедиями, справочной литературой, использование ИКТ – создание слайдов: фотогалерея минералов).

Развивать творческую познавательную активность учащихся.

Умения работать с дополнительной литературой, пользоваться ИКТ.

Работа в творческих группах

X. Оценка деятельности учащихся

Краткое описание документа:

Урок по окружающему миру предназначен для учителей начальных классов. Урок "Полезные ископаемые Челябинской области" проводится в 3 классе по УМК "Школа России". Знакомство обучающихся с месторождениями полезных ископаемых Челябинской области. Подведение обучающихся к выводу о богатстве родного края.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 103 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.11.2021 304
  • DOCX 70.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Синицких Ирина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Полезные ископаемые Челябинской области довольно разнообразны. Особый интерес представляет горная часть региона. Учитывая, что Уральские горы существенно разрушены, многие пласты пород, располагавшиеся на существенной глубине, теперь находятся на поверхности.

полезные ископаемые челябинской области

Особенности железных пород

Полезные ископаемые Челябинской области оцениваются 300 промышленными месторождениями. Здесь найдены руды цветных и черных металлов, химическое сырье, уголь, камни-самоцветы, различные строительные материалы.

В двадцати месторождениях содержится железная руда. Например, добыча полезных ископаемых в Челябинской области ведется в Магнитогорском месторождении. Именно на основе его был построен и введен в промышленную эксплуатацию Магнитогорский металлургический комбинат. Специалисты оценивают запасы руды в 200 миллионов тонн, в среднем содержание железа составляет 50 процентов.

На протяжении двух столетий руды для металлургии поставляет Бакальский железорудный район. В хребтах Буландиха, Шуйда, Ирскускан найдено более двадцати месторождений железных руд. В данном районе найдено две их разновидности: бурые железняки, содержащие около 48 процентов железа, а также бедные породы, в которых количественное содержание металла не превышает 32%. Эти полезные ископаемые Челябинской области составляют почти 600 миллионов тонн.

какие полезные ископаемые в челябинской области

Проблемы добычи

Интенсивное использование рудных месторождений Южного Урала приводит к их истощению. В наше время руды Магнитной горы выработаны почти в полном объеме. Теперь Магнитогорский металлургический комбинат вынужден работать на завозном сырье.

Интерес представляет такое месторождение, как Кусинская группа титаномагнетитовых руд. В их состав входит около 50 процентов железа, есть ванадий, хром, титан. Несмотря на то, что некоторые из них уже отработаны, остаются достаточно внушительные запасы титаномагнетитов.

 какие полезные ископаемые добывают в челябинской области

Медные руды

Отвечая на вопрос о том, какие полезные ископаемые добывают в Челябинской области, выделим и медные руды. Большая их часть находится в восточных предгорьях Урала. В 18 веке были построены заводы для переработки руд. В конце двадцатого века было открыто месторождение медных руд на территории, прилежащей к поселку Межозерный.

Какие еще можно выделить полезные ископаемые Челябинской области? Список можно продолжить месторождениями кобальта и никеля. Они располагаются в районе Верхнего Уфалея. Алюминиевые руды в виде бокситов обнаружены вблизи поселка Межевой Лог, тут функционируют Южно-Уральские бокситовые рудники.

Рудное золото находится на Кочкарском месторождении, оно функционирует со второй половины девятнадцатого века. Рассыпное золото добывают в Миасском золотоносном районе. Именно тут был найден золотой самородок весом 36 килограммов, ставший самым крупным из найденных на территории страны образцов благородного металла.

Сырье для химического производства

Перечень общераспространенных полезных ископаемых Челябинской области можно продолжить ископаемыми, имеющими значение для химической промышленности. К ним можно отнести серные колчеданы, фосфориты, тальк. Самыми крупными тальковыми месторождениями являются районы Миасса и Сыростана. Фосфориты обнаружены в окрестностях Аши. На дне части озер находятся залежи минеральной соли.

полезные ископаемые челябинской области список

Минералы для строительной отрасли

Какие полезные ископаемые в Челябинской области? Здесь обнаружены существенные запасы магнезита. Данный минерал считается отличным сырьем для изготовления огнеупорного кирпича, который необходим для обкладки доменных и мартеновских печей, специальных химических изделий с добавкой хрома.

Огнеупорные глины найдены в районе Троицка. Цементное сырье найдено в виде глин, мергелей, известняков. Самые крупные месторождения обнаружены в районе Магнитогорска, Еманжелинска.

Анализируя полезные ископаемые Челябинской области, необходимо упомянуть и наличие мрамора высочайшего качества. В настоящее время залежи этого минерала оцениваются 10 миллионами кубических метров. Крупнейшими месторождениями мрамора являются Баландинское и Уфалейское.

Формовочный песок добывается на Бускольском и Кичигинском месторождениях. Найдено порядка 140 месторождений кирпичной глины. Каолин является отличным сырьем для фаянсовой и фарфоровой промышленности. Его запасы составляют около 30 миллионов тонн. Осуществляется добыча белой глины на Елининском месторождении.

В Челябинской области выявлено порядка пятидесяти крупных месторождений графита. Одно из крупнейших располагается недалеко от Кыштыма.

добыча полезных ископаемых в челябинской области

Поделочные камни

Они обнаружены на трех территориях: в Вишневых, Ильменских горах, а также вблизи Пласта. Геологи считают Ильменские горы настоящим минералогическим музеем. На этой территории обнаружены аметист, топаз, амазонит, малахит, яшма, рубины, лунный камень, опалы.

Запасы стекольных песков на Ерофеевском месторождении превышают 17 миллионов тонн.

Запасы топлива

Бурые угли в Челябинской области занимают территорию около 14 километров. Они найдены на участке от озера Тишки, а также в ближайшем районе.

Добыча угля в промышленных объемах ведется на Южном Урале с начала двадцатого века. В основном это полезное ископаемое в настоящее время потребляют тепловые электрические станции.

Отложения торфа, скопившиеся в больших объемах в болотах Челябинской области, пока не разрабатываются. Среди ценных минералов, обнаруженных в данном регионе, отметим и редкоземельный хрусталь.

перечень общераспространенных полезных ископаемых челябинской области

Заключение

Учитывая разнообразный рельеф, сложное строение, геологическое происхождение, отметим, что в недрах Челябинской области располагаются разнообразные полезные ископаемые. Максимальное их количество располагается в горной части области.

К данному периоду времени на Урале обнаружено порядка 13 тысяч месторождений разнообразных полезных ископаемых. Большая часть таких месторождений отличается удобством залегания руд, их комплексностью, высочайшим качеством.

Наличие природных запасов, их отличная разведанность сделали Челябинскую область регионом, имеющим отличную горнодобывающую промышленность. Индустриальному развитию область обязана именно полезными ископаемыми, залегающими в недрах Уральских гор.

В настоящее время Челябинск является крупнейшим промышленным городом нашей страны. Его производство представлено машиностроительными, металлургическими, химическими предприятиями. Кроме того, в Челябинской области находятся предприятия, специализирующиеся на производстве измерительной техники и электроники.

Огромные по масштабу залежи разнообразных железных, медных, никелевых руд позволили превратить город в крупнейший транспортный узел России. Через город протянута Транссибирская магистраль железной дороги, созданы многочисленные шоссейные трассы. Кроме того, на северо-востоке Челябинска построен новейший международный аэропорт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) сформировать представления учащихся о подземных богатствах ; ознакомить детей с полезными ископаемыми Челябинской области, их применением, свойствами и способами добычи, охраной подземных богатств;

2) развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом – определителем, коллекционным материалом; развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;

3)убедить детей в том, что подземные богатства надо беречь и экономно их использовать.

Ход урока:

Хозяйка подземных богатств

В своё царство не пустит нас,

Пока о водоёмах

Не услышит подробный рассказ.

II.Проверка домашнего задания

1. Фронтальная работа.

- Что мы называем водоёмами? (Водоёмы – это хранилища воды, которая нужна всему живому).

- Какие водоёмы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)

- Как делятся водоёмы по происхождению? (На искусственные и естественные).

- О каких значениях водоёмов мы ещё не сказали?

- Почему люди должны охранять водоёмы?

- Какие опасности угрожают водоёмам?

- Как борются с загрязнением водоёмов?

1.Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называют:

а) балка; б) холм; в) овраг.

2. Возвышенность, имеющую вершину, высотой 200 метров, называют:

а) холм; б) гора; в)плоскогорье.

3. Хранилища воды называют:

а) низменности; б) водоёмы; в)плато.

4. К естественным водоёмам относятся:

а) пруд, озеро, канал;

б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.

5. С водоёмами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

в) орлы, аисты, кедровки.

Проверка в парах (выставление оценок)

3. Водоёмы Челябинской области.

Какое озеро самое высокогорное? (Зюраткуль)

Какое озеро самое интересное? (Инышко)

Какое озеро самое пресноводное? (Зюраткуль)

Какое озеро самое холодное и чистое? (Тургояк)

Какие озёра объявлены памятником природы? (Тургояк, Кисегач, Зюраткуль, Увильды )

Самое курортное озеро? (Кисегач)

Самое крупное озеро? (Увильды)

III Работа над новой темой

О водоёмах много знаете вы,

Ответы достойны похвалы,

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдёте вы.

1.Легенда о каменном поясе.

- Сегодня на уроке Вы узнаете о полезных ископаемых Челябинской области, но сначала послушайте легенду.

Было это очень давно. Жило на Севере большое и богатое племя богатырей. Оно мирно трудилось. Но однажды из-за дальних морей пришло с огнем и мечом другое племя. И вспыхнула жаркая битва.

Когда иссякли силы северных богатырей, вождь призвал к себе самого сильного и ловкого юношу. Он дал ему пояс, в котором хранились сокровища племени, добытые за 1000 лет.

- Здесь богатство нашего народа, - сказал вождь, - оно не должно достаться врагу. Унеси, спрячь, сохрани.

Дни и ночи шел юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в погоню.

Не пристало богатырю бежать от боя! – сказал себе юноша. Он взял пояс могучей рукой, размахнулся широко и забросил сокровища за глухие дремучие леса, в неприступные горы. Потом богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой.

А пояс с несметными сокровищами враги так и не нашли и уплыли обратно за моря.

Вот такая легенда. Казалось бы, сказка, но ведь сказок без вымысла не бывает. И слово “Урал” обозначает именно “пояс”, и часто каменным поясом называют Уральские горы. А легенда сказала правду о несметных сокровищах каменного пояса.

Трудно перечислить все сокровища уральской земли, но мы сегодня узнаем о полезных ископаемых только Челябинской области.

2.Работа в группах:

- Сейчас вы внимательно прочитаете текст в учебнике, в атласе определителе, рассмотрите полезные ископаемые, образцы которых лежат у вас на партах и заполните таблицу в тетради на с.52. Работаем коллективно, затем каждая группа расскажет о своих полезных ископаемых

Детям раздаются полезные ископаемые (раздаточный материал)

Рассказы детей по группам. На карте появляются карточки с названиями П.И.

Известняк – Миасс, Магнитогорск, Еманжелинск.

Гранит – Челябинск

Песок и глина – Повсеместно

Торф – Миасс

Каменный уголь – Бреды, Варна

Бурый уголь – Копейск, Коркино, Еманжелинск

Нефть – почти отсутствует

Природный газ - почти отсутствует

3. Рассказ учителя о рудных полезных ископаемых.

Железо есть везде. Оно есть в воде, в растениях, но его там очень мало. Есть железо и в человеческом организме, и если его будет недостаточно, то человек заболеет.

Больше всего этого металла на земле и в земле. Из земли человек и добывает его.

Шагаете вы по лесной тропинке, под ногами попадаются камни. Они разного цвета – тяжелые темно-серые, желто-бурые, похожие на твердую глину. а ведь это железо, но в соединении с другими веществами. Таких соединений в природе много, те которые содержат много металла, называют рудой.

Свойства: прочные, твердые, тяжелые, плавятся. Место, где добывают железную руду, называют рудником.

В нашей области большие запасы железной руды в г. Бакале. Непросто извлечь из руды металл. Получают его в огромной печи, высотой с десяти этажный дом, которая называется домной.

В домнах выплавляют металл при высокой температуре – 3 тысячи градусов. Поэтому котлы, в которых плавят руду, изготавливают из магнезита, твердой и прочной породы, главное свойство которой – выдерживать высокую температуру. Единственное, крупное месторождение магнезита находится в нашей области в городе Сатка. Сначала из руды получают чугун, затем, добавляя различные металлы, получают сталь.

С давних времен в нашей области добывали медь. Но медь тоже встречается в соединении с другими веществами. Эти соединения называют медной рудой. В нашей области добывают медную руду, которую называют – медный колчедан. Медь – мягкий металл, его употребляют в разных сплавах с другими металлами.

Медную руду обнаружили в районе Кыштыма и в районе Карабаша. Сейчас медь и ее сплавы используются в электротехнической промышленности, из нее делают провода. Без медных сплавов и чистой меди не обходится автомобилестроение, авиация, приборостроение, производство ЭВМ.

- Кто из вас догадался, почему подземные богатства называют полезными ископаемыми?

(Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.)

Читайте также: