Конспект урока сложение и вычитание в пределах 20

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока. Урок открытия нового знания.

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: >отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Воспитание ответственности (Личностные УУД.)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Самоопределение деятельности.

4. Изучение нового. Построение проекта.

5. Физкультминутка. Разминка для глаз.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Включение в систему знаний и повторение.

10. Самостоятельная работа с самопроверкой.

11. Рефлексия учебной деятельности.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1. Приложение 1.

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку и поможем сказочному герою. Мы будем решать примеры, задачи и откроем новые секреты науки математики.

- Угадайте, в какую сказку мы попадем:

“. Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото и подхватила её . (лягушка-квакушка)”. Слайд 1 (enter)

- Нам надо помочь Ивану-царевичу расколдовать квакушку. Слайд 2.

II. Актуализация знаний.

- Часто в сказках героям помогала не столько сила, сколько ум и смекалка. Давайте выясним, насколько вы готовы к испытаниям. (enter)

1) Повторение знаний нумерации. Слушайте инструкции и следите глазами по цифровому полю:

- Одна клетка вверх, две клетки вправо, .

- На каком числе остановили взгляд?

- Сколько десятков и сколько единиц в этом числе?

2) Работа на Macbook (для работы необходима программа Перволого). Приложение 2. Приложение 3.

- Откройте макбуки. На экране числа красного и синего цвета. Числа красного цвета расположите в порядке возрастания, числа синего цвета – в порядке убывания.

Далее проводится взаимопроверка.

- Закройте макбуки. Посмотрите на доску. (enter)

III. Самоопределение к деятельности.

На слайде записаны выражения 3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3.

- Разделите эти выражения на две группы. Объясните, почему вы так решили? (Сложение и вычитание). (enter)

- Вспомните, как называются компоненты при сложении. (Слагаемые, сумма). (enter)

- Как связаны между собой все эти выражения? (Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое).

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

IV. Изучение нового. Построение проекта.

  • Найдем сумму чисел 10 и 5. 10 – это 1 десяток. 1 дес. и 5 ед.получается 15, т.е. 10 + 5 = 15
  • Найдем разность чисел 15 и 5. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 5, то останется десяток (или 10). 15 – 5 = 10
  • Найдем разность чисел 15 и 10. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 10, то останется 5. 15 – 10 = 5 (enter)

V. Физкультминутка. Разминка для глаз. Слайды 6-10. (enter)

VI. Первичное закрепление.

Учебник стр. 52 № 1 устное решение примеров с комментированием. (enter)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

- Кощей Бессмертный посмотрел на задания в учебнике и решил дать нам задачу посложнее.

- Можно ли этот текст назвать задачей? (Нет)

- Почему? (Нет вопроса)

- Какой из предложенных ниже вопросов подойдет к задаче? (Нажимая несколько раз (enter), появляются нужные и исчезают не нужные записи)

- О чем (о ком) эта задача? (О ловушках)

- Откройте макбуки, выберите схему к нашей задаче, дополните её и запишите решение.

Схема и решение задачи выполняется на Macbook.

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 15.

1. Дифференцированные задания на Macbook.

- Сейчас вам предстоит работать самостоятельно. Есть 3 задания. Задание Кощея самое трудное, задание Бабы-яги полегче и задание Змея Горыныча самое лёгкое. Выберите подходящее для вас и выполните его.

Нажимайте на кнопку с правильным ответом. Если откроется улыбающееся лицо, то вы решили правильно, если грустное – неправильно.

по теме: " Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала".

Цель: формировать навык сложения и вычитания чисел в пределах 20;

повторить пройденный материал.

  • упражнять в сложении и вычитании чисел в пределах 20 на основе различных заданий;

2. Коррекционно - развивающие:

  • развивать слуховое восприятие на основе упражнений в устном счёте;
  • корригировать мышление на основе упражнений в решении примеров и задач в пределах 20.
  • воспитывать мотивацию к учению на основе сюрпризных моментов, дидактических игр и использования ИКТ.

I.Организация учащихся к уроку (слайд №1).

На перемене вы играли

И друг друга догоняли.

Но прозвенел звонок сейчас,

Он пригласил ребят всех в класс.

Учитель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года?

  • Посчитать от 5 до 11.
  • Посчитать от 20 до 15.
  • Назвать соседей числа 8.
  • Назвать соседей числа 19.
  • Какое число предшествует числу 13?
  • Назови предыдущее число числу 11?
  • Назвать число, которое содержит 1 десяток и 4 единицы.
  • Назвать число, которое содержит 2 десятка.
  • Мгновенный счет: 2+1 3+1 5+1 7+1
  1. 4-1 6-1 9-1
  • Задачи:

1. В вазе было 9 конфет. 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось в вазе?

2. Маша решила 10 примеров, а Вика решила столько же. Сколько примеров решила Вика?

3. Ёжик по лесу шел, на обед грибы нашёл.

Пять - под берёзой, четыре - у осины.

Сколько грибов в плетёной корзине?

4. Яблоки в саду поспели: мы отведать их успели.

Семь румяных наливных, три - с кислинкой. Сколько их?

- Молодцы! (слайд №3).

III. Проверка домашнего задания ).

Учитель: - А сейчас, ребята, откройте тетради для проверки домашнего задания.

  • Прочитайте пример с использованием названий компонентов. Какой знак ставится между числами?
  • Вспомним, как называются числа при сложении. Какой знак ставится между числами?

IV. Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим решать примеры и задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Закрепим материал, изученный на прошлых уроках. А поможет нам в этом наш гость. Кто он, вы должны отгадать. Для этого вам нужно поставить числа по порядку и получится слово (слайд №4).

Снеговик приготовил для вас интересные задания. Вы хотите порадовать Снеговика и выполнить задания, которые он вам предложит?

- Ну, тогда начинаем!

Учитель: Открываем тетради. Прежде чем вы начнете работать, давайте вспомним правила посадки при письме (слайд №5).

Дети (хором): Я тетрадочку открою,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь (Дети пишут число).

- Чтобы вы хорошо писали, давайте сделаем зарядку для рук.

Дети (хором): Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки,

Ну, а теперь мы от земли

Учитель: Приступаем к работе, слушайте внимательно.

Задания для основной группы учащихся:

  • 1-е слагаемое-10, 2-е слагаемое-1, найдите сумму;
  • уменьшаемое-15, вычитаемое-5, найдите разность (остаток);
  • 7 увеличьте на 3;
  • уменьшите 18 на 10;
  • к 10 прибавьте 10;
  • от 12 отнимите 2.

Задания для индивидуальной работы с 1-ой группой:

- Откройте учебники по закладке. Найдите задачу № 16

- Нам нужно составить условие задачи по рисунку про яблоки на яблонях и поставить вопрос к задаче.

- Где растут яблони?

- Сколько яблонь было?

- Что мы можем сказать о яблоках, которые росли (были) на первой яблоне?

- Что мы можем сказать о яблоках, которые росли (были) на второй яблоне?

- Что будем узнавать? Какой вопрос поставим к задаче?

-(Сколько яблок росло (было) на второй яблоне?)

- Можем ответить на вопрос задачи?

- Каким действием будем решать? Почему?

- Как запишем решение?

- Что узнали в задаче?

- Как запишем ответ? (слайд № 8).

- Работа в тетрадях.

VII. Учитель: А сейчас Снеговик предлагает вам отдохнуть (слайд № 9) .

VIII. Учитель: Вы немножко отдохнули и продолжаем выполнять следующие задания, которые вам приготовил Снеговик.

IX. Учитель: Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Снеговик решал на ней примеры, но злой холодный Ветер сдул с примеров арифметические знаки. Давайте ему поможем.

15 2 = 13 4 14=18

Задания для индивидуальной работы:

- разложить карточки – домино по порядку от 1 – до 5.

Учитель: Артем (индивидуальная работа) , какой знак поставил в первом столбике примеров? во втором столбике примеров?

- Как называются числа при сложении?

- Как называются числа при вычитании?

- Молодцы! (слайд №11).

IX. Учитель: Ребята, посмотрите, на доске развешены фигуры разного цвета. Какие это фигуры? Сколько их?

- Снеговик приготовил их для вас. На каждой из них задания, которые вы должны выполнить. А узнать, где чьё задание, я вам помогу. Я буду называть ваши имена и цвет карточки, а вы будете подходить и снимать свою карточку. На карточках примеры, которые вы должны решить самостоятельно (слайд №12).

На слайдах появляются примеры на цветных прямоугольниках. Дети по очереди проверяют примеры на прямоугольнике того цвета, с которым у них совпал цвет карточки:

зеленый желтый белый оранжевый

15+2 18+1 7-3 19-10

10+3+3 17-5 16-4 17-2

15- 2- 1 14+3+2 15+3 14+3

- Молодцы! (слайд №21).

X. Учитель: Ребята, Снеговик очень доволен вами и хочет узнать:

- Понравились вам его задания?

- Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

XI. И последний сюрприз от него – это конверт. Как вы думаете, что в нём?

- В этом конверте Снеговик оставил для вас карточки с домашним заданием.

XII. Учитель: Ребята, мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, вы молодцы и вам от меня оценки. Оценки за работу на уроке.

Список используемых источников:

1. Т.В. Алышева. Математика 2 класс, учебник для спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Просвещение.2013г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность обучающихся по закреплению предметных ЗУНов, способов действий по сложению вычитанию в пределах 20.

Задачи формирования УУД:

Личностные УУД: проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения учебных задач и на интересе к математике;

-понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: математика М.И. Моро. Учебник для 1 класса. Часть 2, презентация к уроку, рабочая тетрадь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок матемтаике в 1 классе .Закрепление по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20.

  1. Закрепить знание изученных приемов сложения и вычитания в пределах 20;
  2. Формировать умения решать уравнения и текстовые задачи;
  3. Отрабатывать вычислительные навыки.
  4. Развивать речь, память, логическое мышление, внимание
  5. Ход урока
  6. Орг. момент, настрой на урок.

У: Долгожданный дан звонок-

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

У: Ребята, а какой сказочный герой поёт эту песню?

Д: Кот Леопольд

(Слайд 1)

У: Из какой сказки он пришёл к нам на урок?

У: Кто её написал?

(Слайд 1)

Д: Аркадий Хайт , а для детей Анатолий Резников

(Слайд 2)

Урок математике в 1 б классе

Тема: Закрепление по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20.

Закрепить знание изученных приемов сложения и вычитания в пределах 20;

Формировать умения решать уравнения и текстовые задачи;

Отрабатывать вычислительные навыки.

Развивать речь, память, логическое мышление, внимание.

Орг. момент, настрой на урок.

У: Долгожданный дан звонок-

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

У: Ребята, а какой сказочный герой поёт эту песню?

Д: Кот Леопольд

У: Из какой сказки он пришёл к нам на урок?

У: Кто её написал?

Д: Аркадий Хайт , а для детей Анатолий Резников

У: Откроем тетради и запишем число, классная работа.

У: Кот Леопольд приготовил для вас интересные задания, и он надеется, что вы с ними справитесь успешно.

У: Он приготовил для вас разминку. Начинаем!

У: Посмотрите на экран и прочитайте числа :

1, 8, 9, 7, 6 , 10, 12 , 17 , 20 .

У: на какие группы мы можем распределить данные числа?

Д: ( Однозначные , двузначные).

У: -Назовите только однозначные числа.

У: -Почему называются они однозначными ?

Д: Для записи числа используются одна цифра; обозначает количество единиц.

У:-Назовите самое маленькое однозначное число ? Д:(1)

У: -Назовите самое большое однозначное число ?Д:(9)

У: Дополните каждое число до 10. Используя наши веера. Д: ( 9, 2,1, 3, 4).

У: -Прочитайте двузначные числа .

У: -Почему они называются двузначными ? Д:( для записи числа исп.2 цифры)

У: -Из каких разрядов состоят двузначные числа ?Д:(дес. и ед.)

У: -Назовите самое маленькое двузначное число? Д:(10)

У: -А кто знает самое большое двузначное число ? Д:(99)

У: Уменьшите каждое двузначное число до 10. Д: (2, 7, 10).

У: -Назовите число , которое находятся между 16 и 18 .Д: 17.

У: Как еще мы называем числа 16 и 18 по отношению к числу 17?

Д: Соседи. Предшествующее числу 17, следующее.

У: -Назовите число , которое находятся между 11 и 13 .Д: 12.

У: Как еще мы называем числа 11 и 13 по отношению к числу 12?

Д: Соседи. Предшествующее, числу 11, следующее.

У: Разложите число 17 на разрядные слагаемые? Д: 10 и 7.
У: Разложите число 12 на разрядные слагаемые? Д: 10 и 2.

3.Определение темы урока.

У: Кот Леопольд приготовил для вас следующее задание.

У: Посмотрите на данные выражения.

У: Что общего в выражениях 1-го столбика?

Д: Действие сложение.

У: Что общего в выражениях 2-го столбика?

Д: Действие вычитание.

У: Скажите, пожалуйста, какая тема сегодняшнего урока.

Д: Сложение и вычитание.

У: Какова будет цель нашего урока ?

Д: - повторить приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток

- проверить, есть ли у меня затруднения при решение данных выражений; нахождении значений выражений.

У: Пожалуйста к доске… У: …. Расскажи коту Леопольду как выполнить сложение в данном случаи…. У:

У: В. Ребята, как надо действовать при сложении однозначных чисел, когда значение суммы больше 10.

Д: 1. Разложить второе слагаемое на удобные слагаемые, так чтобы первое слагаемое дополнить 10; 2. К 10 прибавить оставшиеся единицы.

У: А, как мы будем действовать при вычитании.

Д: 1. Вычитаемое нужно представить в виде суммы удобных слагаемых, Из уменьшаемого вычитаем 1 слагаемое; 2. Из 10 вычитаем оставшиеся единицы.

4.Работа в паре.

У: Кот Леопольд хочет послушать, кто как из вас научился пользоваться этими алгоритмами.

Дети работают в парах, объясняя друг другу. Решение записывают на карточке.

Проверка. (Слайд 12 )

У: В: 1 –е выражение чем является ( суммой)

У: 2 – е выражение ( разностью).

(Слайд 13 - 20 )

5. Физминутка.

6.Повторение состава чисел.

Кот Леопольд любит ходить на рыбалку. Поможем поймать коту рыбку. На рыбках записаны выражения. Разложите в вёдра. Дети самостоятельно работают.

У: Откройте учебнике 88 №1.

Проверка док камера.

У: Поднимите руки, кто не допустил не одной ошибки ( Какие молодцы!), кто 1, 2 ошибки (Хорошо! Но ещё нужно поработать.), 3 ошибки и более ( А вам нужно внимательно слушать объяснения учителя и одноклассников).

7.Решение задач.

У: Откройте учебники на стр. 88 №2 (б).

У: Прочитайте текст.

У: Как он называет?

Д: есть условие ( то, что нам известно, с числовыми данными) – вопрос ( то, что нужно найти) .

У: Назовите условие задачи, вопрос.

У: Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Д: нет.

У: Какие для этого есть слова – подсказки?

( На доске совместно составляется схема к задаче, дети самостоятельно решение записывают в тетрадь.)

Тип урока: закрепление ранее усвоенных навыков.

Цели урока:

- закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания в пределах 20;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении задач;

- формировать качества, необходимые детям для успешной учёбы;

- воспитывать любовь к животным.

Оборудование: учебник математики, тетрадь, карандаш, ручка, линейка, конверт с письмом, листочки с заданием, мультимедийный проектор (презентация), тучка, солнышко (для рефлексии).

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Учитель: Сегодня утром я получила письмо. Послушайте его.

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в гости. Вы, конечно же, пока не догадываетесь от кого это письмо, и кто зовет вас в гости. Но, поверьте, вы меня знаете очень хорошо. Вы ходите в школу. Мне бы хотелось посмотреть, чему вы научились на математике, как вы считаете, решаете. Покажите свои знания. Адрес и транспорт вы узнаете, если расшифруете задание. До встречи! (см. Приложение 1)

Учитель: Ребята, вы хотите узнать от кого письмо, кто вас зовет в гости, на чем и куда нам предлагают ехать? (Да)

- Тогда, обговорим цели нашего путешествия.

Учитель называет цели урока

- Сегодня мы с вами потренируемся в выполнении действий в пределах 20, будем решать задачи, постараемся быть внимательными, находчивыми, сообразительными.

III. Устный счёт.

- Помогите распутать клубок. Он волшебный, нам укажет путь.

В центр ручки все поставим,
От центра линию ведём –
И, границу соблюдая,
До конца так и дойдём.

Учитель. – Готовы приступить к выполнению следующего задания?

А) Какие числа пропущены?

11,…, …, 14, 15, …, 17, …, 19, 20 (12,13,16,18)

Б) Назовите из них чётные числа. (12, 14, 16, 18, 20)

Учитель: - Задание на знание нумерации. Ответы запишите в тетрадь: 1 д. 3 ед. = …, 1 д. 7 ед. = …, 1 д. 5 ед. = …, 1 д. 9 ед. = …, 1 д. 2 ед. = …, 1 д. 8 ед. = …, 1 д. 1 ед. = …. (1 у доски)

Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить, - показать большой палец
Печи все тебе топить, - показать указательный палец
Тебе воду приносить, - показать средний палец
А тебе обед варить, - показать безымянный палец
А тебе посуду мыть. - показать мизинец
Лишь тогда вы отдохнёте, - встряхнуть кисти рук
Когда заданья все пройдёте. – сжать-разжать кулачки.

IV. Повторение пройденного материала (работа в тетрадях).

Учитель: - Наши пальчики готовы к работе. Сейчас нужно решить примеры.

- Как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)

- А как называются компоненты при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

Давайте решим эти примеры.

10 + 5 14 - 4 10 + 8 19 - 9

16 – 6 2 + 10 20 - 10 10 + 3

(по очереди выходят к доске и записывают ответ).

Слайд 1. Учитель. Кто из вас догадался, какое задание нужно выполнить? (Отгадать ребус.)

Слайд 2. Решите задачу, запишите математическое выражение.

5 гостей уже пришли.
11 всё ещё в пути.
Сколько всех их станет тут,
Когда гости все придут? (1 ученик решает у доски)

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, задачу и решите ее. (Условие задачи: пришли – 5 гостей, в пути – 11 гостей. Вопрос: сколько всего гостей? Выбираем знак действия: сложить. 3начит, задача решается так: 5 + 11 = 16 (гостей). Ответ: 16 гостей.

- Проверим. (Спросить несколько человек. Отвечать полным ответом).

Физкультминутка подвижная.

Учитель: Привёл нас клубочек к мостику. Мост длиной 1 дм 2 см. Давайте вспомним сколько см в дм? (10). А мостик 10? На сколько больше? (на 2). Как мы найдём длину моста?(к 10 + 2).

- Взяли линейку, простой карандаш и начертили отрезок 12 см.

Учитель: Вам нужно решить примеры в тетради самостоятельно.

Для слабых (красные карточки): 10 * 19 5 + 4

Для средников (жёлтые карточки): 19 - 10 5 + 4 * 8

10 + 3 10 + 4 * 16

Для сильных (зелёные карточки): 7 * 19 - 10 15 - 5 * 11

17 * 10 + 7 19 – 9 * 6

10 + 3 * 12 10 + 4 * 16

V. Подведение итогов урока.

- Кто нас пригласил в сказку? (Золушка)

- Запомнился ли вам сегодняшний урок?

- Какое задание понравилось выполнять больше всего?

- Как вы думаете, останется ли довольна Золушка вашими знаниями?

- Кому было легко? У кого были трудности?

- Я тоже ститаю, что Золушка будет довольна вашей работой. Все получили. Молодцы.

Читайте также: