Конспект занятия кузбасс мой край родной

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: образцы камней - полезных ископаемых, макет костра, аппликация ребус, стакан с солью, 2 пластиковых прозрачных стаканчика, чайная ложка, горячая и холодная вода, глобус.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, что за предмет вы видите? (глобус)
- Что такое глобус? (макет земли)
- Что мы видим на глобусе? (реки и озера, поля и леса, моря и океаны, страны и города)
- Какая самая большая страна? (Россия)

- Как называется наша столица? (Москва)
- В каком регионе мы живем? (Кузбасс)
- Как называется столица нашего региона? (Кемерово)
- Как называется главная река нашего города? (Томь)

- Дети, а как называют жителей нашей столицы? (Москвичи)
- А жителей нашего региона? (Кузбассовцы)
- А жителей нашего города? (Кемеровчане)

- Я хочу предложить разгадать вам ребус. (Дети. Сердце. Слово Кузбасс)
- Сейчас Алиса Б. напишет нам слово "Кузбасс" на доске.

Карта Кузбасса

Карта Кузбасса

- Сейчас мы прослушаем аудиозапись стихотворения Кости Расчесова про Родину.

- Какие вы знаете пословицы про Родину?
- Тот герой, кто за Родину горой!
- Нет земли краше, чем РОДИНА наша!
- В гостях хорошо, а дома лучше!

- Каждый человек гордится своей Родиной, и каждая Родина гордится своими людьми, своими героями. У каждой Родины есть своя гордость. А чем гордится наш край, наш регион? (углем)
Вадим: (произносит загадку)
Он черный и блестящий, людям - помощник настоящий,
Он несет в дома тепло, от него в домах светло! (уголек)

Как еще называют уголь? (черное золото)
Для чего нужен уголек? (для света тепла)
Предлагаю вам погреться у костра.

Добыча угля на разрезе в Кузбассе

Добыча угля на разрезе в Кузбассе

Физминутка

Мы решили, что пора, нам погреться у костра,
Мы протянем две руки, пусть нас греют угольки!
Ножками потопаем, ручками похлопаем!
Гори, гори веселей, нас детишек обогрей!

- Дети, а чтоб нам было теплее, давайте побросаем в наш костер угольки. (дети заминают листы черной бумаги в комочки и кидают в костер)
- Чтобы наш костер быстрее разгорелся, давайте на него подуем. (Дети вытягиваю ладони к макету костра и дуют)
- Ребята, знаете ли вы историю о находке первого уголька?

- Илья П. сейчас поведает нам эту историю. (Рассказ Ильи о том, как Михайло Волоков нашел уголь)

Михайло Волков (XVIII в.) — сибирский рудознатец

Михайло Волков (XVIII в.) — сибирский рудознатец

- С тех пор люди стали добывать уголь и они находили и другие интересные виды камней. Эти камни назвали – полезными ископаемыми. А что это были за камни, мы сейчас узнаем.

Кирилл Т. (известняк), Миша Г. (мрамор), Никита Г. (гранит), Платон Х. (мел) – рассказы детей каждом (цвет, 1-2 свойства, где встречаются, для чего используют).
- Дети, а знаете ли вы что есть полезное ископаемое, которое мы употребляем в пищу. Кто знает, о чем идет речь? (Соль)
- Сейчас Кирилл П. расскажет нам про это полезное ископаемое и покажет нам эксперимент. (свойство соли растворяться в воде)
- Дети, какой вывод вы сделали? (Соль в горячей воде растворяется быстрее, чем в холодной)

- Кем еще может гордиться страна? (своими героями: спортсменами, рабочими, учеными, поэтами и писателями, художниками и скульпторами)
- Алиса Б., с кем из знаменитых людей нашего региона, ты посоветуешь познакомиться нашим гостям? (С поэтом Виктором Бояновым)
- А кто это? (поэт)
- О чем он писал? (о любви к Родине и о природе нашего края)

- Итак, наше занятие подошло к концу. Скажите, с какими полезными ископаемыми мы познакомились с вами? А какими свойствами обладает соль?
- За активную работу, я хочу вам подарить по наклейке. Это герб и флаг Кемеровской области.

Герб и флаг Кемеровской области

Герб и флаг Кемеровской области

Самоанализ занятия

Поставленные цели достигнуты. Дети были вовлечены в работу. Оборудование позволило доступно донести материал до детей. Наглядный материал соответствовал теме занятия.

Коллегам понравилась физминутка. Согласна с комментариями коллег - не хватило несколько иллюстраций в момент разъяснения о применении гранита и мрамора в быту. В следующий раз буду использовать больше печатных наглядностей.

Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.

Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса.

1.Продолжать знакомить детей с малой родиной;
2. Расширять представления детей о родном крае, формировать первоначальные представления об истории родного края;

3.Формировать представление о том, что наш край называется Кузбассом.

4.Познакомить детей с богатством недр родной Кузбасса и славой своего региона – углём – чёрным золотом.

5. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;

Материалы и оборудование:

Ребята, скажите, что такое у меня в руках ( ответ )

Правильно – это глобус, или макет нашей планеты Земля.

На глобусе много морей и океанов, разных стран, но самая удивительная и любимая - наша Родина. А как называется наша родина? (ответ )

А где ещё можно увидеть изображение России?( ответ )

Давайте подойдем к карте. ( карта России )

Карта какой страны перед нами?

А почему она разноцветная ( синий цвет - …, зеленый и коричневый - …)

А кто знает, где живем мы с вами? ( ответ)

Как называется наш край? ( ответ )

Если дети не сказали про КУЗБАСС = объяснить, КОРОТКО

Откуда это слово- Кузбасс? Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю. Этот край богат главным богатством Кузбасса - каменным углем.

Воспитатель читает стихотворение:
Кому - то снится южный берег Крыма.

Кого - то манят пальмы и моря.

А мне Сибирь, как мать - неповторима.

Здесь отчий дом, здесь родина моя

Кузнецкий край - жемчужина Сибири.

Кузнецкий край - горняцкая земля.

Народ Кузбасса - мощь его и сила,

Богатство недр и хлебные поля.

Мне по душе сибирская природа,

Ее просторы, реки и луга,

Напевный говор русского народа

И летний зной, и зимние снега.

Ребята, давайте присядем на стульчики.

У каждой области есть свои символы. Какой главный символ у Кузбасса? ( ответ - уголь, показать , синонимы-определения: черное золото, богатство края, мощь и могущество кемеровской области)

А кто занимается добычей черного золота Кузбасса? ( ответ )

Какая главная профессия в угольном крае, промышленности?

Сейчас мы с вами немного побудем шахтерами

Крепильщики, забойщики, (Дети шагают на месте)

Профессий много здесь, (Делают большой круг руками)

Откатчики, проходчики, (Изображают “богатырей”)

Вам всем сегодня честь! (Размахивают руками над головой)

Воспитатель: Ребята, в моём сундучке лежит необычный камень

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля?

Сейчас мы познакомимся с некоторыми свойствами угля. Для этого нам нужно пройти в лабораторию (экспериментальную зону), а стало быть, наденем СПЕЦОДЕЖДУ (одевается вместе с детьми).

Сейчас с вами мы станем юными исследователями.

Дети берут кусочки угля, рассматривают их.

Воспитатель. Какого цвета уголь?

Дети. Он чёрный, блестящий.

Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.

Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?

Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.

Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Возьмите кусочек сухого угля.

Попробуйте углём провести линию на листе бумаги.

Дети. Углём можно рисовать.

Попробуйте что-нибудь нарисовать. Солнышко, дом, облако.

Молодцы . (вытерли руки, сняли одежду)

Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).

Дети. - Он слоистый.

Воспитатель. - Каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?

Дети. Он тяжёлый.

Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить?(помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети. Не растворяется.

Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других. А самое главное и ценное свойство угля – он горючий.

Ребята, наши исследования закончились

Что сегодня вам запомнилось, понравилось на занятии?

Расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (Выслушиваю ответы детей). Что для вас было самым интересным?

Умницы, вы многое запомнили, ваши ответы меня очень радуют. Занятие наше окончено.

1. Расширить кругозор детей о своём крае.

2. Прививать любовь к своему краю, доброту и уважение к людям.

Задачи:

Образовательная: Расширять представления детей о Кузбассе.

Развивающая: Развивать речь детей мышление, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности.

Воспитательная: Воспитывать патриотические чувства, желание сохранять чистоту, порядок в своем родном крае.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкальная.

Предварительная работа: беседа “Кузбасс – мой родной край”; прослушивание аудиозаписи гимна Кемеровской области; знакомство с символикой Кемеровской области.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Колобок: — Здравствуйте, ребята! (дети приветствуют гостя)

Воспитатель: - Здравствуй, Колобок! Как ты здесь оказался?

Колобок: — Я путешествовал по свету, побывал во многих городах и заблудился. Скажите мне, пожалуйста где я оказался?

Воспитатель: Колобок, сегодня мы с ребятами здесь как раз и собрались для того, чтобы поговорить о нашем родном крае.

-Ребята, давайте расскажем Колобку, как называется наш родной край

Воспитатель: — Мы с вами живем в Кузбассе.

Давайте все вместе повторим это красивое имя Кузбасс. (Дети повторяют)

Воспитатель: — Много красивых мест есть на Земле, везде живут люди, но Кузбасс – это необыкновенное место, потому что он — наша Родина.

Колобок: — А что такое Родина?

Воспитатель:

Что мы Родиной зовём?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

- Родина — значит родная. Родина-это место, где мы родились, это наша страна,наш город, улица, где мы живем, детский сад, наш дом, наши родные. Родина-это все, что нас окружает. Родина у каждого человека одна. Ее нужно любить, беречь ее природу, защищать.

Вы еще маленькие, но уже сейчас многое можете сделать, чтобы Родина стала еще краше. Колобок, а ты знаешь, как мы можете помочь нашей Родине?

Колобок: — я думаю, что не надо мусорить на улице….

Воспитатель: Правильно, Колобок. Ребята,а как вы думаете, как еще мы можем помочь нашему родному краю?

Дети: (отвечают с помощью изображений с действиями): — Не ломать ветки деревьев, кустарников, не топтать газоны, любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, не ссориться.

Физминут ка:

По Кузбассу мы идем (маршируют)

Звонко песню мы поем (покачивая головой вправо-влево)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги)

Делай шаг – раз, два

Взмах руками – три, четыре

Повертели головой (повороты головы)

Влево — вправо. Хорошо!

Прыгнем вместе высоко. (прыжок на месте)

И побегаем легко. (бег на месте)

Воспитатель предлагает детям занять свои места.

Колобок :

- Мне очень было интересно!

-Ребята, напомните мне, пожалуйста, а как называется ваш родной край?

Дети: — Кузбасс.

Воспитатель :- Правильно, ребята, наш родной край, наша Родина. Колобок : — Молодцы, ребята, мне было очень приятно оказаться у вас в гостях. А сейчас мне пора возвращаться к бабушке и дедушке. Они наверное меня заждались. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Колобок!

Воспитатель: Ну вот, ребята, Колобок отправился домой, а вас я хочу поблагодарить и похвалить за то, что вы мне помогли рассказать Колобку о нашем Кузбассе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: изучение географического положения и символики Кемеровской области, воспитание чувства гордости за достижения Родного края. Всестороннее изучение родного края.

Научить детей понимать, что у людей и у вещей есть своя история.

Пробудить чувство любви к своему городу, уважение к его обычаям и традициям.

Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость к окружающему миру и помочь осознать ребенку свое место в нем.

Оборудование: Административная карта Российской Федерации, физическая карта Кемеровской области, школьный атлас Кемеровской области, изображение герба Кемеровской области, запись гимна Кемеровской области.

Ход занятия:

Выявление уже имеющихся знаний воспитанников о Кемеровской области.

Звучит гимн Кемеровской области

- Ребята, что это за мелодия?

- Верно. Это гимн Кемеровской области, области в которой мы с вами живем. Какое еще название есть у Кемеровской области.

- Что еще Вам известно про Кемеровскую область, Кузбасс ?

2. Работа с административно картой России.

Посмотрите ребята, Кемеровская область находится почти на равных расстояниях от западных и восточных границ Российской Федерации.

Используя карту, давайте найдем, с какими областями граничит Кемеровская область:

- на севере с Томской областью (крайняя точка в Мариинском районе);

- на востоке с Красноярским краем и Хакасией (крайняя точка в Тяжинском районе, р.Урюп с Красноярским краем);

- на юге по хребтам Горной Шории и Салаирского кряжа с республикой Алтай и Алтайским краем;

- на западе с Новосибирской областью (крайняя точка в Юргинском районе).

3. Работа с административной картой Кемеровской области (атлас)

Мы с вами живем в г.Междуреченскке. Давайте найдем г.Междуреченск на карте.

На территории Кемеровской области 20 городов. Давайте тоже найдем их на карте.

4. Герб Кемеровской области

У Кемеровской области также как у других областей, краев нашей страны и других государств есть свои символы – это герб, флаг и гимн.

Давайте посмотрим на герб Кемеровской области. Каждая деталь герба, даже цвет имеют определенное значение.

Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамленный дубовыми ветвями, скрепленный орденской лентой ордена Ленина и увенчанный короной.

Щит окаймлен узкими полосами черного и золотого цветов. Нижняя часть щита – зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет – это также традиционный цвет молодости и надежды.

В центре щита – треугольник черного цвета, усечен с боков и окаймлен узкой полосой золотого цвета, - террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кузнечный молот и кирка, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области, т.е. высокий уровень развития промышленности. Из зеленого поля, через перекрещенные молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют важность для Кемеровской области сельского хозяйства.

Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл. Герб обрамлен дубовым венком, символизирующим статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации.

Нижняя часть венка переплетена орденской лентой Ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 и 1970 годах. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943 год – год образования Кемеровской области.

В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде полной чаши, символизирующей богатство Кузбасса.

Все детали и цвета нашего герба Кемеровской области соответствуют исторической действительности, красивы и понятны.

5. Флаг Кемеровской области.

Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полоской вдоль древка во всю ширину флага. Составляющего одну треть длины, отношение ширины флага к его длине – 2:3.

6. Интересные факты из истории Кузбасса.

- А кстати, сколько основных народностей населяют Кузбасс?

- Правильно – восемь. Это русские, украинцы, шорцы, белорусы, немцы, татары, чуваши, телеуты. Вот сколько народностей населяют наш регион. Конечно, все мы разные, у всех у нас своя культура. Но есть такие качества, которые нас объединяют. Прежде всего, это толерантность, т.е. дружба, согласие. А еще любовь к своей земле.

- А кто же из этих народов является по-настоящему коренными жителями Кузбасса?

- Конечно, это телеуты, шорцы и сибирские татары.

- А кто мне скажет, почему наш край носит название Кузбасс?

- А сколько городов и районов в нашей области?

- Правильно 20 городов и 19 районов. Со своей историей развития, со своими достопримечательностями.

- А как вы хорошо знаете свой край, мы сейчас и проверим.

hello_html_m4d671b7d.jpg

Вопросы к кроссворду:

1. Как называют коренных жителей Кузнецкой степи? (телеуты)

7. Город металлургов. (Новокузнецк)

8. Памятник какому корнеплоду, завезенному Петром Ι в Россию, установлен в Мариинске? (картошка)

10. Город, названный, как непроходимый лес. (Тайга)

14. Какая пещера в Кузбассе считается обитателем йети (снежного человека)? (Азасская)

15. Специальность под землей. (шахтер)

16. Город, чье имя обозначает название маленького пушного зверька с ценным мехом. (Калтан)

17. Город, в котором по преданию, на месте гибели священника, образовался святой источник. (Салаир)

20. Ленинск-Кузнецкая святыня. (Троеручица)

2. Город с молнией на гербе. (Мыски)

3. Угольный город в прямом смысле этого слова. (Кемерово)

4. Что заложили предки-комсомольцы своим потомкам в г.Белово? (капсула)

5. Километр, означающий начало всей нашей области. (нулевой)

6. Название нашего края. (Кузбасс)

13. Город Новокузнецк в простонародье. (Кузня)

16. Наука, занимающаяся изучением родного края. (краеведение)

18. Река, сыгравшая роль в названии Кузбасского города. (Уса)

19. В каком городе стоит скульптура женщины, сидящей на лосе? (Таштагол)

- Молодцы, вы замечательно справились с заданием.

Наш край поистине богатый край. Ведь недаром кузнецкую землю облюбовали первые поселенцы. Наша земля дарит нам и железо, и золото. Но самое настоящее богатство нашего края – это неисчерпаемые залежи каменного угля.

- А кто же нашел это черное сокровище, кто мне ответит?

- Да, это Михайло Волков. Памятник знаменитому рудознатцу поставлен в нашем областном центре, на площади, которая носит его имя.

- Кузбасс богат не только своими полезными ископаемыми, но и своей природой. Есть здесь и грациозные животные, такие, как косули, олени, кабарги. В реках и озерах водится много различной рыбы – осетры, стерляди, щуки, хариусы. А леса привлекают своими загадочными растениями. А желающим отдохнуть и подышать настоящим горным воздухом, совсем необязательно отправляться на швейцарский курорт. А просто посетить г.Междуреченск, а именно Поднебесные зубья, которые называют Сибирскими Альпами. Ведь не зря они стали одним из Семи чудес Кузбасса.

- Кстати, а какие еще есть чудеса в нашей области?

- Есть на нашей территории и заповедные места. А что такое заповедники и сколько их в Кузбассе?

- Некоторых видов животных и растений на Земле осталось очень мало, поэтому они занесены в специальную книгу с разноцветными страницами. А как же называется эта замечательная книга?

- Да потому, что она подобна красному сигналу светофора и должна предупреждать людей, что наша природа в опасности. Красные, белые и зеленые страницы этой книги, означают уровень флоры и фауны. А именно:

Красная страница – уровень повышенной опасности, т.е. виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения.

Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, его становится все меньше и меньше.

- В нашей области тоже есть Красная книга, состоящая из двух частей. В основную часть включены те представители флоры и фауны Кемеровской области, которые нуждаются в особой охране и без специальных мер защиты им грозит реальное вымирание. Вторая часть – Приложение. В нее входят кандидаты в Красную книгу, т.е. те виды растений и животных, популяция которых находится в критическом состоянии. На сегодняшний день, в список редких и исчезающих животных Кемеровской области включено 124 вида и 30 видов в Приложение.

- Как быстро бежит время. Вот и наше занятие подходит к концу.

- Итак, как называется наш край? (Кузбасс)

- Сколько городов и регионов в нашей области? (20 городов и 19 районов)

- А теперь подведем итог нашего занятия и отметим самых активных.

А теперь давайте поговорим о нашем родном городе Междуреченске.

Площадь города Междуреченска? (335,4 км 2 ) – слайд 2

Назовите дату образования г.Междуреченска?(23 июня 1955 г) – слайд 3

Выберете под какой цифрой находится герб города Междуреченска? (1)- слайд 4

Кто является автором герба города Междуреченска? – (Владислав Васильевич Гущин) –слайд 5

Коренные жители г.Междуреченска?(Шорцы)- слайд 6

Между какими горными реками расположен г.Междуреченск?(Уса и Томь)-слайд 7

В какую реку впадает река Ольжерасс? (Уса) – слайд 8

Назовите самую высокую гору г.Междуреченска? (г.Югус-350 м)-слайд 9

Назовите проспекты города Междуреченска? (пр.Коммунистический, пр.Шахтеров, пр.50лет ВЛКСМ, пр.Строителей) – слайд 10

Назовите Ф.И.О. мэра г.Междуреченска? (В.А.Шамонин) –слайд 11

Назовите самое старое предприятие г.Междуреченска? (ш.им.Ленина) – слайд 14

Назовите главную профессию г.Междуреченска? (Шахтер) – слайд 16

Какое полезное ископаемое добывают в г.Междуреченске? (Уголь) – слайд 17

Самые крупные населенные пункты г.Междуреченска? (Теба,Ортон,Майзас)- слайд 18

Выберете хвойные деревья, растущие в г.Междуреченске? (Ель,кедр,сосна,лиственница,пихта) –слайд 19

Назвите первоцветы нашей местности?(Мать-и-мачеха,кандык,подснежник,ветреница, примула,медуница)-слайд 22

Оценить 1504 0

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(подготовительная группа)

Цель:Познакомить детей с картой Кемеровской области.

Дать понятие о полезных ископаемых родного края.

Оборудование: карта России, карта Кемеровской области, фотоиллюстрации с видами Кузбасса и природных ископаемых.

- Ребята, как называется наша страна? (ответы детей)

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый,

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем…

- А в каком же краю мы с вами? Подойдите к карте, посмотрите, какая огромная страна наша Россия. А среди ее необъятных просторов есть уголок, который называется Кемеровская область. Это наш родной край, наша малая родина.

Мы живем с вами в Западной Сибири, в Кемеровской области. Посмотрите на карту России – вот наша Кемеровская область (показ).

Если сравнить со всей страной, наша область небольшая по площади, но все знают о нашем крае. Кемеровская область отличается разнообразием, красотой и богатством природы. В нашем краю можно увидеть высокие горы и плоские равнины, темнохвойную тайгу и безлесные степи, бурные реки и глубокие озера.

У нашей Кемеровской области есть и второе название – Кузбасс. А знаете почему ее называют Кузбассом? – потому что в самом ее центре расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн – сокращенно Кузбасс (показ на карте). Именно он принес известность и славу нашему краю. Обратите внимание, сколько на карте различных значков. Каждый из них сообщает нам, что здесь лежит какое-нибудь полезное ископаемое. Как вы думаете, много или мало полезных ископаемых в нашем крае? (Ответы детей).

Физминутка

На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека (ходьба на месте)
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока" (плечи поднять)

Черными квадратиками отмечены места, где добывают каменный уголь, а заштрихованные квадратики – это бурый уголь. Найдите и покажите, где находится месторождение угля (дети сами находят и показывают на карте черные и заштрихованные квадраты).

А вы знаете, как называются места, где добывают уголь (шахты, разрезы). А кто добывает? (шахтеры).

- Правильно, уголь добывают на шахтах и разрезах. Он – главное богатство нашего края.

Но Кузбасс богат не только углем, но и другими полезными ископаемыми. Много у нас и залежей руды: железной, алюминиевой, марганцевой и другой. Из руды человек получает металл: чугун, сталь и т.п. Целые железнодорожные составы идут с юга Кузбасса до нашего родного города Новокузнецка, где расположены гиганты металлургии – КМК и ЗСМК. Не зря наш город называют городом шахтеров и металлургов. А обозначается руда вот такими значками.

- Давайте вместе с вами найдем на карте места, где добывают руду.

Богат наш край и драгоценными металлами, и золотом, из которых изготавливают различные украшения.

- Кто из вас пил эту целебную воду? (ответы детей).

- Это минеральная вода помогает многим людям избавиться от болезней.

Пришло время подвести итог. А закончим мы его игрой. Встаньте в круг. Я буду по очереди бросать каждому из вас мяч и задавать вопросы. А вы отвечать и бросать мяч обратно.

- Как называется наша область?

- Как еще называют наш край?

- Какое главное богатство Кузбасса?

- Где добывают уголь?

- Кто добывает уголь?

- Какие полезные ископаемые вы еще запомнили?

- Для чего нужна руда?

- Какими значками обозначены на карте залежи угля?

- Ребята, теперь вы знаете, почему наш край известен и славен во всей России. И вы можете гордиться тем, что вы живете в Кузбассе. Посмотрите еще раз на карту нашего края. Контуры ее похожи на контуры сердца. И поэт Геннадий Юров написал о нашем крае такие замечательные строки:

Читайте также: