Конспект поклон вам гости именитые гости заморские

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Класс : 5, 2 четверть, 5-6 урок

6.Цель учебного занятия: воспитание российской гражданской идентичности: уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему через освоение художественно- эстетических, духовно- нравственных ценностей отечественной культуры.

--развитие познавательного интереса, способности к анализу музыкального языка; пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность.

--воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству; воспитывать патриотизм, уважение к прошлому своей страны; толерантность к культуре других народов мира.

Формирование УУД:

Личностные:- формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы для накопления социальных и личностных ценностей

-Формировать ценностный взгляд на мир, отношение к красоте;

-Развитие вокально- хоровых навыков;

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, уметь выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

--волевая саморегуляция, как способность к мобилизации;

--определение хода дискуссии через постановку основных вопросов.

Познавательные:

ОбщеучебныеУУД:

--поиск и выделение необходимой информации, извлечение из нее полезного;

- давать оценку музыкальным сочинениям, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

-умение учащимися производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение); уметь строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные:- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, вести дискуссию; выполнять в группе творческие задания.

8.Тип учебного занятия: комбинированный , урок- путешествие по страницам оперы с использованием ИКТ

9.Вид учебного занятия: урок- беседа (синтез искусств - литературы, музыки, живописи)

Виды деятельности, использованные на уроке:

-беседа, слушание музыки, решение проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, пересказ материала отдельными учащимися (индивидуальные задания), вокально- хоровая работа.

Название этапа

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1.Организционный этап

Проговаривают, а затем пропевают попевку.

*Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

*Предлагает пожелать друг другу удачи и просит хлопнуть в ладошку соседа по парте, сказать ему комплимент.

внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

2.Постановка учебной проблемы. Проблемная ситуация. Актуализация знаний

3.Этап проверки знаний, умений, навыков

4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала

5.Изучение нового материала

7.Совместное открытие новых знаний. Новый материал.

8.Этап закрепления новых знаний

9.Вокально- хоровая работа

10.Рефлексия

11.Инструктаж по выполнению домашнего задания

Эта сказка будет Вам сегодня рассказана средствами музыкального языка, который опирается на серьезный, имеющий свои глубокие традиции музыкальный жанр.

В эпоху Средневековья в Европе христианская церковь запрещала всяческие переодевания. Эпоха Возрождения театра в Европе занимает особое место. В этот период творил Уильям Шекспир. Долгое время женские роли играли мужчины. Например, в Англии только в 17 веке женщинам разрешили выходить на театральные подмостки.

В середине 17 века русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о театральных действиях. На Руси театра не было, только бродячие скоморохи, да кукольники ходили по городам и давали представления. В России театр стал развиваться при Екатерине II . По ее приказу театр был организован сначала в Ярославле, затем в Петербурге и Москве. В России очень любили ставить Мольера.

Ансамбль - от французского – вместе. Это группа исполнителей, вступающих вместе. Ансамблевое пение звучит очень красиво.

В опере иногда встречаются речитативы - полу-речь, полу-пение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.

Хор - важный участник происходящих событий на сцене, может быть в согласии с главными героями, а может вступать в конфликт. Зачастую хор выражает волеизъявление народа.

Дирижер и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижер , являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора , подчеркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссер ставит спектакль ; гример гримирует артистов , костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы , осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля. Художник создает для оперы декорации и костюмы. Они показывают особенность героев, подчеркивая историческую эпоху, сказочность или вымышленность персонажа.

В каждой уважающей себя стране существует самый главный театр страны. Для граждан своей страны попасть туда является честью. Они составляют антологию оперных театров мира. Знать названия лучших театров мира - это обязанность просвещенного человека.

Например, в Париже национальным театром является Гранд - опера, или Национальная академия музыки. 300 лет она является главной сценой во Франции. Театр основан в 1669 году по указу Людовика XIV.

В Лондоне Королевским оперным театром, а соответственно главным, является Ковен- Гарден, основанный в 1732 году. Актеры играют на языке оригинала.

Метрополитен- опера – это центр мировой культуры, ведущий театр США, открыт в Нью- Йорке. Спектакли играют на языке оригинала. Среди постановок - произведения русской классики. На этой сцене всемирно известные певцы и дирижеры. Высокая стоимость билетов делает театр недоступным для широкой публики. На его сцене выступали крупнейшие певцы - Э. Карузо, Ф. Шаляпин.

Большой театр в Москве . Государственный академический. Театр основан в 1776 году. Современное здание построено в 1825 году, реконструировано в 1856. Архитектор А. Кавос. На сцене ставили иностранные и первые русские оперы и балеты М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского.

Мариинский театр. Государственный академический. Открыт в 1783 году в Санкт- Петербурге как каменный Большой театр. Ведущий театр нашей страны. Мариинским он назван в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II в 1860 году. Архитектор- А. Кавос, тот же, что и в Москве.

Молодцы, справились с заданием.

А теперь включаемся в работу все .

Отгадав кроссворд, вы точно узнаете, с какой сказочной былиной, написанной в жанре оперы мы сегодня познакомимся?

Музыкальный жанр, исполняемый на какой- либо гласный звук? (вокализ)

На линейках , между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту …( до)

Высокий женский голос, но не самый ? (сопрано). С какой былиной- сказкой мы встретимся?

II . А теперь переверните страницу учебника- рассмотрите все иллюстрации на стр . 52-57 . Из глубины веков дошли до нас имена легендарных гусляров- песенников Баяна, Садко. И Баяна, и Садко на картинах изображают красками неяркими, не пронзительными, а матовыми, будто дымкой времени подернутые…Особые это краски, темперой называются. Замешаны они на яйце, а не на масле. Именно такими красками иконы в старину писали. Смотришь на такие картины( на стр.54-55) и будто слышишь напевный голос былинника да звон гусельных струн.

---Гусли - старинный русский народный инструмент. Гусли называют яровчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора - белый клен.

--С каким героем древнегреческих мифов его связывают и почему?

А теперь вспомним наш русский древний миф, нашу новгородскую легенду- былину о Садко. Новгородская былина занимает особое место в русском народном творчестве. Это одна из немногих былин, герой которой - человек искусства, певец- гусляр.

Своим талантом он подчиняет силы природы… Садко - мореплаватель, открыватель новых путей для родного Новгорода. Как живой встает город в опере- с шумом богатых торговых рядов, с иноземными гостями, разноликой пестрой толпой, скоморохами и обычаями древней старины. Много чудес в этой опере- былине - величественно простой и немного печальной. И неповторимо прекрасна музыка оперы. Неторопливо разворачиваются в ней события, она является жемчужиной русского искусства. Впервые зрители услышали ее со сцены частного театра Саввы Ивановича Мамонтова в Москве.

В опере принято говорить о двоемирии (музыкой народных и музыкой волшебных сцен). В былине о Садко фантастика сочетается с рассказом о реальных героях, с бытовыми жизненными коллизиями.

Садко - гусляр характеризуется прежде всего песнями. Их очень много, и они разнообразны: протяжная, задорная, хороводная, плясовая, богатырская - рассказ о подвигах.

Вы чувствуете, как схожи эти два мифа? И ведь что интересно: сколько лет прошло с момента их зарождения, а они все живут и живут. Почему же они не стареют? Почему не утратили до сих пор своей жизненной силы?

-- Потому что в них заключена мысль, которая и сегодня не потеряла своего смысла, своего значения. Что же это за мысль? Мысль о том, что искусство способно воздействовать на жизнь , влиять на нее, изменять ее , делать ее лучше, а главное - оказывать свое влияние на человека . Видите, с каких давних пор люди верили в преобразующую силу искусства!

Чем отличается быль от сказки? Немудреный вопрос. А почему былина похожа и на сказку, и на быль? На это ответить сложнее. Быль- это то, что происходило на самом деле… Но в былине она расцвечивается невиданными сказочными подробностями. Из уст в уста передавали их сказители, когда ходили по городам и весям.

Есть ли у Вас какие- нибудь доказательства из курса литературы и истории, что Садко был реальным человеком?

… Вот мы и в театре. Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций, магию звуков. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Встал за пульт дирижер. Внимание… Опера началась, но занавес еще закрыт.

Опера открывается вступлением, былинным зачином, рисующим образ моря. Этот образ проходит через все произведение. Под руководством дирижера музыканты создают фантастические и реальные образы.

--.Как называется группа музыкантов в театре?

Видеоролик о жизни и творчестве Н. А. Римского- Корсакова( 3 мин)

--Море мирно катит свои воды, спокойна морская стихия. Но в спокойствии этом и сдержанная грозная сила! Рокочет океан и нет ему ни конца, ни края (указать на картину И. Айвазовского)

Но вот затихли отзвуки волн и звонко запели трубы. И все мы понимаем, что это большая земля и большой старинный город. Что это за город , а также что происходит в этом городе, расскажет Гассан Мария…

Кабы была у меня золота казна,
Кабы была дружинушка хоробрая,
Я не сидел бы сиднем в Новегороде,
Не стал бы жить по старине…

Садко укоряет купцов в косности: не хотят гости новгородские покинуть насиженные места и выехать в дальние страны. Настоятели и торговые гости негодуют на дерзкие слова Садко. Уже не первый раз на пирах-братчинах

Ведет речи те он негожие,
Голь кабацкую сомущаючи.

А и где ж ему нас учить, корить,
А и где ж ему с нами ровней быть.

Слушай, ты, волна зыбучая!
Ты, раздольице широкое!
Про мою ли участь горькую,
Да про думушку заветную.

Сказ затейливый, песню звонкую
Ты сложи про нас, удалой гусляр.

После ссоры в Новгороде с друзьями из торговой артели Садко уходит на берег Ильмень-озера, где поёт печальную песню. На озере появляется стая белых лебедей, которые оборачиваются красными девицами. Среди них и Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сёстрами. Они водят хоровод под музыку Садко. Поражённый красотой царевны, Садко знакомится с ней. На прощание она дарит ему трёх золотых рыбок, которые должны попасть в его сети.

В это время дома его ждёт жена Любава , но Садко приходит задумчивый и отстраняет Любаву, которая бросается ему навстречу.

Морской царь предлагает Садко взять в жёны царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Пристань в Новгороде. Эскиз декорации К. Коровина к опере "Садко"

На лугу возле Ильмень-озера спит Садко, а Морская царевна убаюкивает его песней. При виде рассвета Морская царевна прощается с Садко и обращается быстрой речкой. Слышен голос Любавы, тоскующей о муже. Они радостно встречаются, Садко всё ей рассказывает. Со всех сторон сбегается народ, все поражены чудом: появилась новая река, которой здесь не было, всех радует также возвращение Садко. Он рассказывает историю, которая произошла с ним. Опера заканчивается всеобщим ликованием.

Музыка оперы

Это эпическая опера, для которой характерно плавное течение действия, воскрешающее старинные былинные сказы. Музыкальным портретам главных действующих лиц соответствуют вокальные номера, а картины народной жизни и быта изображены в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена контрастами.

С. Малютин. Иллюстрация к былине "Садко"

Во многом успеху оперы способствовали декорации К. Коровина.

В. Серов "Портрет К. Коровина"

Коровин Константин Алексеевич (1861, Москва-1939, Париж) – русский художник, реформатор театральной живописи . Коровин создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля

Первые исполнители оперы

В этой постановке раскрылся яркий талант Н . Забелы - Врубель (партия Волховы).

М. Врубель "Н. Забела-Врубель в роли Волховы"

В партии Варяжского гостя блистал Ф. Шаляпин.

Загрузить презентацию (413 МБ)

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Требовния к уровню подготовки обучающихся:

Вид контроля: интонационно-образный анализ фрагментов из оперы.

Элементы дополнительного содержания: знакомство с былиной.

Цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках.

  • Более подробно познакомить учащихся с творчеством композитора.
  • Сформировать представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).
  • Определить важный принцип драматургии композитора – противопоставление двух миров: реального и сказочного.
  • Определить средства музыкальной выразительности, помогающие созданию волшебства в музыке.
  • Разучить и исполнить фрагменты оперы прозвучавшие на уроке. Научить грамотно применять исполнительские средства выразительности, в частности строить фразу, чувствовать и понимать значение кульминации.
  • Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал: Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц, "Приходи, сказка" из к/ф "Там, на неведомых дорожках", Музыка и слова: В.Дашкевич – Ю.Ким, словарь “эмоций”.

Оборудование: Мультимедийный проектор, аккустическая система подключенная к компьютеру, презентация, тексты песен.

1. Организационный момент

Исполнение: "Песенка про сказку" музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц.

Учитель: Сказка умница и прелесть… разве можно как то по-другому о ней сказать? Кто не любит сказку? Чем же привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?

Дети: чудесами, волшебством, приключениями …

Учитель: Назовите авторов любимых сказок, сказочных картин и музыки?

Дети: Васнецов, Пушкин, Лядов, Римский-Корсаков и т.д.

Учитель: Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова

3. Повторение пройденного материала

Учитель: Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина. Давайте вспомним некоторые из них.

Учитель: Вспомните, что такое опера? Почему композитор решил именно оперу написать о Садко, ни балет, не сюиту?

(обратить внимание на жанр – песня причина выбора композитором оперы)

Учитель: Каких вы знаете былинных героев?

Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

Учитель: Чем же так прославился Садко?

Дети: Он был талантливым гусляром.

Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера.

Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских

4. Изучение нового материала

Учитель: Где можно послушать оперу?

Дети: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ.

Учитель: Назовите самые известнейшие в мире театры оперы и балета. Кто из вас там побывал?
Ребята, что нужно для того чтобы опера появилась на сцене?

Дети: Сочинить музыку, создать костюмы, сделать декорации.

Учитель: Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса – различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.

Учитель: Вспомните, как называется пьеса, предназначенная для постановки на сцене.

Дети: либретто

Либретто пишется на основе литературного произведения. Это еще раз подчеркивает связь музыки и литературы. В переводе означает – “маленькая книжечка”.

Учитель: И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Опера началась. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

Дети: Что – то волнующее, наверное, вода или море.

Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

Учитель: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.

  • Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.
  • Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине.

Учитель: Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную?

Дети: В сказочную.

Учитель: К кому обращается в своей песне Садко?

Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа

Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя?

Дети: Арфа

Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание озера у самого бережка. Давайте попробуем напеть первые фразы песни – арии Садко

5. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

(Учащиеся разучивают первую песню Садко)

Учитель: Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что "долетела до глубокого дна Ильмень-озера" и покорила всех своей искренностью.

Учитель: Давайте мы разучим немного эту песню. Обратите внимание что главная мелодия песни многократно повторяется, но каждый раз появляется в новом оркестровом наряде.

Учитель: И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

Учитель: Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Учитель: Что можно сказать о характере музыки?

Дети: Суровая, мужественная, величественная музыка. Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Учитель: Как называется низкий мужской голос?

Дети: Бас.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Учитель: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Учитель: Как называется высокий мужской голос?

Дети: Тенор.

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Учитель: Определите характер музыки.

Дети: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный. Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”.

Учитель: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Дети: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется – баритон

Учитель: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Дети: Темп, динамику, тембр, мелодию…

Учитель: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Дети: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

Учитель: “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.

Учитель: Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Учитель: Какую песню поёт наша героиня?

Дети: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня

Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.

А я, царевна Волхова,
Подруга вещая твоя,
Туманом легким растекусь
И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

6. Подведение итогов урока

Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный.

Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.

Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

7. Исполнение песни учащимися

8. Домашнее задание: посмотреть худ фильм САДКО и нарисовать Нептуна.

Урок по ФГОС "САДКО" разработан в 2014 году.

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Класс: 5 класс
Автор: Семяцкая Екатерина Викторовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 58.31 Kb

1.Класс: 5, 2 четверть, 5-6 урок

6.Цель учебного занятия: воспитание российской гражданской идентичности: уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему через освоение художественно- эстетических, духовно- нравственных ценностей отечественной культуры.

--развитие познавательного интереса, способности к анализу музыкального языка; пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность.

--воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству; воспитывать патриотизм, уважение к прошлому своей страны; толерантность к культуре других народов мира.

Личностные:- формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы для накопления социальных и личностных ценностей

-Формировать ценностный взгляд на мир, отношение к красоте;

-Развитие вокально- хоровых навыков;

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, уметь выделить нравственный аспект поведения.

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

--волевая саморегуляция, как способность к мобилизации;

--определение хода дискуссии через постановку основных вопросов.

--поиск и выделение необходимой информации, извлечение из нее полезного;

- давать оценку музыкальным сочинениям, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

-умение учащимися производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение); уметь строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные:- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, вести дискуссию; выполнять в группе творческие задания.

8.Тип учебного занятия: комбинированный , урок- путешествие по страницам оперы с использованием ИКТ

9.Вид учебного занятия: урок- беседа (синтез искусств - литературы, музыки, живописи)

Виды деятельности, использованные на уроке:

-беседа, слушание музыки, решение проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, пересказ материала отдельными учащимися (индивидуальные задания), вокально- хоровая работа.

Проговаривают, а затем пропевают попевку.

*Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

*Предлагает пожелать друг другу удачи и просит хлопнуть в ладошку соседа по парте, сказать ему комплимент.

внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

2.Постановка учебной проблемы. Проблемная ситуация. Актуализация знаний

3.Этап проверки знаний, умений, навыков

4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала

5.Изучение нового материала

7.Совместное открытие новых знаний. Новый материал.

8.Этап закрепления новых знаний

9.Вокально- хоровая работа

11.Инструктаж по выполнению домашнего задания

Эта сказка будет Вам сегодня рассказана средствами музыкального языка, который опирается на серьезный, имеющий свои глубокие традиции музыкальный жанр.

В эпоху Средневековья в Европе христианская церковь запрещала всяческие переодевания. Эпоха Возрождения театра в Европе занимает особое место. В этот период творил Уильям Шекспир. Долгое время женские роли играли мужчины. Например, в Англии только в 17 веке женщинам разрешили выходить на театральные подмостки.

В середине 17 века русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о театральных действиях. На Руси театра не было, только бродячие скоморохи, да кукольники ходили по городам и давали представления. В России театр стал развиваться при Екатерине II . По ее приказу театр был организован сначала в Ярославле, затем в Петербурге и Москве. В России очень любили ставить Мольера.

Ансамбль - от французского – вместе. Это группа исполнителей, вступающих вместе. Ансамблевое пение звучит очень красиво.

В опере иногда встречаются речитативы - полу-речь, полу-пение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Презентация Номер урока по теме: 12 Форма урока: комбинированный урок с использованием Интернета в форме презентации. Оборудование: дидактические материалы (портреты композиторов, репродукции картин, ударные инструменты, карточки с динамическими оттенками, тексты песни).

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Опера – в переводе с итальянского: труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков. Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М. Глинки

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Песня Варяжского (из Скандинавии) гостя (бас) Море мрачное, тёмное, поднимаются волны. Варяжский гость: суровый, строгий. Страна варягов на берегу холодного северного моря. Они умеют защитить себя от врагов.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Песня Индийского (из Индии) гостя (тенор) Музыка тихая, похожа на колыбельную. Индийский гость восхваляет свой край, его богатство и красоту.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Песня Веденецкого (из Венеции) гостя (баритон) Веденецкий гость добрый, он улыбается, приглашает в свой родной город.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Два мира­ реальный и сказочный Два музыкальных лейтмотива в опере Реальный: Садко, новгородский люд, Садко, новгородский люд, Варяжский гость, Индийский гость, Варяжский гость, Индийский гость, Веденецкий гость. Веденецкий гость. Сказочный: Царевна Волхова, Царевна Волхова, морские царевны­лебеди, золотые морские царевны­лебеди, золотые рыбки.. рыбки 1тема (лейтмотив) моря. 2 тема (лейтмотив) Новгорода.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Тренинг­вокал по Тренинг­вокал по системе Емельянова системе Емельянова (аудио – кассета) (аудио – кассета)

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Распевки под баян: Распевки под баян: • упражнения на развитие • упражнения на развитие органов артикуляции, органов артикуляции, • упражнение на большое • упражнение на большое дыхание дыхание • упражнение на речевую • упражнение на речевую дикцию дикцию

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Заиграйте, мои гусельки Заиграйте, мои гусельки, Заиграйте, струны звончаты! Как под часты переборы мои Расплясалиля лебедушки. Лёли, лёли, лебеди, Лёли, лёли белые! Краше всех их одна девица, Лучше всех одна лебедушка, Собирает белы цветики, Молодильнички душистые. Лёли, лёли, цветики, Лёли, лёли белые!

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Итоги урока: 1. Что такое опера и когда она возникла? 2. Что означает либретто? 3. С какой оперой сегодня мы с вами познакомились? 4. Как начинается опера?

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Презентация к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

5. Какие 2 песни Садко мы с вами слушали? 6. С какими песнями заморских гостей мы с вами познакомились? 7. Какая по характеру колыбельная Волховы? 8. Чем заканчивается опера?

Читайте также: