План конспект наблюдения в процессе опытнической деятельности

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Никифорова Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: примерные конспекты организации опытнической деятельности
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составитель: Никифорова Надежда

Воспитатель МБДОУ №15.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сравнительный опыт-наблюдение за полосовым и подковообразным

различных мелких предметов и за притяжением магнита

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Значение опытов :

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе труда и наблюдений. Проводя опыты, воспитатель не должен наносить ущерб природе.

Ребенку интересно познать мир, все окружающее через свое ощущение, соприкосновение методом проб и ошибок. Поэтому в дошкольных учреждениях должна быть поставлена работа поисково-познавательного характера путем исследовательской работы при создании мини-лабораторий.

Имея всё это можно проводить опыты с воздухом :

Берем пустой стакан, переворачиваем его вверх дном, и медленно опускаем в банку с водой. Наглядно видно, что в стакан не попадает вода, не пускает воздух.

Опыт №3 : Этот же стакан опускаем в банку с водой, но под углом. Что видим? Пузырьки воздуха поднимаются вверх, воздух из стакана поднимается и вода заполняет его место. Вывод: воздух легче воды, вода вытесняет воздух из стакана.

Зажечь две свечи (меры предосторожности). Одну поместить наверх (шкаф, другую на пол и приоткрыть дверь. Что видим? Пламя свечей отклонится в разные стороны. Так, пламя свечи, которая находится на шкафу, устремляете! к двери, а пламя свечи, которая находится внизу - от двери. Вывод: воздух движется.

Поместить в банку листик растения. Закрыть плотно крышкой, вынести на улицу на некоторое время (зимний день).

Вывод: так как воздух на улице холодный, он охлаждает все соприкасающиеся с ним предметы, в том числе и листик.

Говоря о воздухе, мы с детьми не только должны с ним играть, наблюдать, но, самое главное, мы должны его беречь. Чистый воздух - это наше здоровье, Поэтому через разные виды деятельности мы даем знания о том, какую пользу приносит воздух в жизни окружающего мира.

Стихи о ветрах рассказывают детям о чудесах, где он помог разнести семена одуванчика, где он гонит парусник по морю, где крутит мельницы, уносит и пригоняет тучи и т. д. В небе в воздухе парят птицы, взлетают самолеты, как танцуют осенью листики деревьев, летом любуемся разноцветными бабочками и разными мошками. И все это происходит в воздухе.

Основные свойства воды - прозрачная, без цвета и запаха, без вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды - лед, вода, пар.

Налить в стаканы воду из чайника, из-под крана, из банки и т. д. Попробовать на вкус. Вывод: в любой емкости (в чайнике, в кране, в банке, в реке и т. д.) вода не имеет вкуса.

В стакан с водой опустить кусочек сахара, размешать. Наблюдаем, как кусочек сахара уменьшается и совсем исчезает. Пробуем воду. Вывод: вода растворила сахар и соединилась с частицами, поэтому стала сладкой. Тоже проделать с солью, любыми красителями (вода меняет цвет).

Занимаясь изучением свойств воды, мы не должны забывать о её необходимости для жизни всего окружающего мира, какой круговорот она проходит.

Вода имеет различные состояния - жидкость, пар. Нагреваем кастрюлю с водой до кипения, накрываем ее крышкой, желательно стеклянной. Капельки воды скапливаются на крышке, охлаждаются и падают в кастрюлю. Вывод: вода при нагревании превращается в пар и поднимется вверх. При охлаждении - падает вниз (в виде дождя, града)

Налить в банку воды и вынести на улицу (или поставить в морозильную камеру). Через несколько часов проверить, или занести в помещение. Вывод: при холодной температуре воздуха вода замерзает, при теплой - тает и превращается в жидкость.

Любой вид деятельности, связанной с изучением воды, должен нести в себе воспитывающий компонент: осознанное бережное отношение к воде и каждому природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха не берегу рек, водоемов, у ручья и т. д. Эстетическая оценка воды в природе (красота рек, капель, радуги, росы, сверкающего снега).

- солнце - источник тепла и света;

- смена дня и ночи;

- роль света в жизни растений и животных (опыт на примере комнатных растений);

- сезонные изменения в природе;

- роль солнца в жизни человека;

- солнце и наше здоровье.

Два одинаковых растения (герань) поместить в разные условия: одно поставить на свет (на окно, где пригревает солнце, другое поставить в закрытый шкаф или накрыть коробкой (через 5-7 дней). Вывод: растения, стоявшие на свету и на солнце - зеленое, веселое, а то, которое под коробкой -пожелтело, листья завяли. Значит, солнце - источник тепла и света - дает жизненные силы.

В весенние дни наблюдаем за пробуждением природы, за изменением луж, проталин, появлением сосулек - на природу влияет солнце, его теплые лучи и ясный свет приносят радость всему окружающему миру, этим самым мы воспитываем эмоциональное отношение к солнцу, любуемся красотой восходов и закатов.

- свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду;

- разнообразие камней в природе (твердость);

- глина, её свойства: пластичность, вязкость, плотность.

Сухой песок поместить в ящик. Предложить построить пирамиду. Не получается? Почему? Вывод: песок сыпучий, скатывается, не сохраняет нужную форму, т. к. рыхлый.

Насыпать песок на любую ткань или в тарелку. Пролить водой. Увидим, как вода исчезает сквозь песок. Ткань становится мокрой и в тарелке появляется вода. Вывод: песок пропускает воду.

Сделать из глины чашечку. Налить в нее воды. Вода будет находиться на поверхности очень долго, пока не испарится (чашечку поставить на стакан). Вывод: в стакане нет воды, т. к. глина ее не пропускает. Значит, глина - это плотная почва, из нее можно лепить.

Налить в емкость воду - попробовать удержать камень, он сразу же погрузится в воду (сравнить с кубиком из пластмассы и дерева). Вывод: камень -тяжелый, т. к. тонет в воде.

Развитие эстетического вкуса детей через знакомство с образцами глиняных игрушек народно-прикладного искусства.

Использование глины в быту:

Использование камня в быту:

Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.

- обитатели почвы (на примере дождевого червя);

- значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком;

- необходимость охраны почвы.

Приготовить почву - черноземную, из-под деревьев и песок. Посадить одно растение в чернозем, а другое - в песок. Условия для обоих растений - свет, тепло и вода. Растения по-разному развиваются: одно - бледно-зеленое, низкое, листья - мелкие, другое - веселое, зеленое и т. д. Вывод: удобренная почва полезна для растений. В ней много минеральных удобрений. Песок - это мелко раздробленные камни. Он не содержит питательных веществ для растений.

Опыт №2

Поместить луковицу в банку с водой. Поместить луковицу в почву. Условия -свет, тепло, вода. Вывод: лук в почве - зеленый, сильный, веселый, стрелки -длинные (рост заметен); лук в воде - бледный, стрелки - тонкие и короткие, не очень сочный. Значит, почва - источник благополучного роста и правильного развития растений.

Формирование основ понимания необходимости бережного отношения к почве и ее обитателям. Правила поведения при обработке растений и почвы разными ядохимикатами. Выработка навыков ухода за растениями (рыхление, вскапывание, внесение удобрений, уход за комнатными растениями).

- разнообразие видов растений в природе;

- деревья, кустарники, травы, их характерные признаки;

- влияние света, тепла, воды и воздуха на жизнь растений (ряд опытов на ширме).

Воспитание эстетического отношения к растениям, умение любоваться ими и бережно к ним относиться, создавать условия для их жизни. Понимание роли растений в природе и в жизни человека.

Опыт №1

Вывод: песок - рыхлый и сыпучий.

Опыт №2

С помощью увеличительного стекла рассмотрите песок (состоит из мелких зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Очень маленькие, кругленькие, полупрозрачные ( цвет разный: белый, желтый, оранжевый, серый). Чем отличаются? Чем похожи? Затем рассмотреть таким же образом комочки глины. Глиняные частички слиплись друг с другу. Через лупу рассмотреть глину, растертую в порошок. Пылинки глины намного мельче песчинок. Вывод: песок состоит из песчинок, не прилипающих друг к другу. Глина состоит из мелких частичек, плотно прилегающих друг к другу, как будто держащихся за руки.

Опыт №3

Во время проведения этого опыта рассказать детям об опасности песка (попадание в глаза, нос). Чтобы избежать этого, опыты можно проводить в стеклянных трехлитровых банках. Положите банку на бок и насыпьте тонким слоем песок или глину, закройте крышкой с отверстием для трубки с резиновой грушей. Создайте поток воздуха. Что будет с песком? С глиной? Что быстрее движется, песчинки или комочки глины? Почему? Что тяжелее? Вывод: глина тяжелее песка.

Опыт №4

Возьмем палочку и попробуем посадить ее по очереди в песок и глину. Во что легче посадить? В песок, т. к. сухая глина - твердая, а песок - рыхлый.

Опыт №5

ЦЕЛЬ. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

МАТЕРИАЛ. Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

ПРОВЕДЕНИЕ. Педагог показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с детьми, почему она вертится, (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Игры с вертушкой на улице. Дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

ЦЕЛЬ. Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух.

МАТЕРИАЛ. Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, емкости с водой, два воздушных шара (один надут слабо - мягкий, другой надут сильно упругий).

ПРОВЕДЕНИЕ. 1. Дети набирают в пакет воздух, пакет становится упругим. Определяют свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Педагог предлагает подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Что вы чувствуйте?

Для того чтобы увидеть воздух нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. На поверхности воды появляются пузырьки воздуха.

Педагог вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему. Обсуждают причину различия в свойствах. Что нужно сделать, чтобы было удобно играть с обоими шарами?

Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (Его выдыхает человек.) Дети пускают шарик отверстием в воду и наблюдают, как сдувается шарик, и выходит через пузырьки воздух.

МА ТЕРИАЛ. Емкость с водой, воронка, напальчник.

ПРОВЕДЕНИЕ. Дети рассматривают напальчник, воронку. Можно ли с помощью воронки надуть напальчник? Выслушав предположения детей, педагог предлагает надеть на узкое отверстие напальчник, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и, не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждают, каким образом надулся напальчник. За тем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая из воды. Как изменяется напальчник? Педагог наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки

ЦЕЛЬ. Познакомить детей с составом почвы: песок, глина, чернозем. МАТЕРАЯ. Лупы, почва, песок, глина, спиртовка, баночки с водой. ПРОВЕДЕНИЕ. Рассматривание почвы в лупу; нагревание; смешивание с водой.

ЦЕЛЬ. Показать влияние состава почвы на рост растений.

ПРОВЕДЕНИЕ. Наберите в ведерки: песок, глину, гумус. Посадите любой овощ в эти три ведерка. Заботливо ухаживайте. Пронаблюдайте результат. ВЫВОД. Во всех горшках растения разные. Почему? Гумус самая питательная часть почвы, поэтому растение более крупное с развитой листвой и т. д.

ЦЕЛЬ. Формировать представление детей о свойствах песка и глины. ПРОВЕДЕНИЕ.

С помощью лупы рассмотрите, из чего состоит песок. Как выглядят песчинки. Похожи ли друг на друга. Затем рассмотрите глину. Видны ли такие же частички в глине? В глине мелкие чешуйки. Рассматривают песочные часы. Можно ли сделать глиняные часы?

Насыпьте в два стакана немного глины и песка, закройте крышкой с отверстием. В него вставьте резиновую грушу. Создайте в стаканах сильный поток воздуха - игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются с места. Затем подуйте на комочки глины. Они сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему.

ЦЕЛЬ. Выяснить, как передвигается вода в почве.

ПРОВЕДЕНИЕ. 1. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок с отверстием на дне. Поставьте горшок в миску с водой. Наблюдайте. Через некоторое время, вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы. ВЫВОД. Вода в почве поднимается вверх.

Поставьте в стакан две воронки. В каждую воронку положите ваты. В одну до половины насыпьте песок, а в другую - глины. Налейте в обе воронки воду доверху. Наблюдайте. Песок хороню пропускает воду, а глина - плохо. Песок сыпучий, а глина состоит из слипшихся частичек и обладает связывающим свойством.

Предложить помять намоченный комочек глины. Какое свойство обнаружим? Пластичность. Частички глины крепко соединяются между собой, так как в воде разбухают.

Аккуратно налейте воду в стакан с песком. Потрогаем. Он стал мокрый влажный. А куда делась вода? Она забралась и устроилась между песчинками. Попробуем посадить палочку. В какой песок легче входит она: в сухой или мокрый? Тоже самое сделать с глиной. Проследить, как вода впитывается: быстро или медленно. Часть воды остается сверху. Посадите деревце. Во влажную глину воткнуть палочку легче. Когда сажают растение, поливают землю. Почему? В сырую землю посадить легче.

Мокрый песок и глину нельзя сыпать струйкой из ладони, зато они могут принимать любую нужную форму. Когда песок и глина намокают, воздух между гранями песчинок и глиняных чешуек исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Предложите детям слепить из песка и глины. И подождите, некоторое время пока они не высохнут. Что произошло?

ВЫВОД. Песочная фигурка при высыхании рассыпается, а глиняная становится сухой и крепкой.

ЦЕЛЬ. Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, невесом, сравнить свойства воды и воздуха.

МАТЕРИАЛ. Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

ПРОВЕДЕНИЕ. Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.

ЦЕЛЬ. Обнаружить, что воздух легче воды; выяснить, как воздух выходит из воды.

МАТЕРИАЛ. Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

ПРОВЕДЕНИЕ. Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если опустить его в воду, сможет ли он сам подняться со дна.

Погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. ВЫВОД. Стакан постепенно заполняется водой, пузырьки воздуха выходят из него. Воздух легче воды -попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

ЦЕЛЬ. Обнаружить воздух в других предметах.

МАТЕРИАЛ. Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

ПРОВЕДЕНИЕ. Предложить детям рассмотреть твердые предметы, погрузить их в воду, понаблюдать за выделением воздушных пузырьков. Обсудить, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

ЦЕЛЬ. Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

МАТЕРИАЛ. Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. ПРОВЕДЕНИЕ. Налить в стакан минеральную воду, сразу бросить в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает; что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Дети проводят опыт сами

Взрослый предлагает детям определить направление движения ветра сверху и снизу дверного проема. Дети объясняют, почему направление ветра разное (теплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух). Именно так возникает ветер в природе. Дети зарисовывают результаты опыта.

ЦЕЛЬ. Определить, что воздух занимает место.

2. МАТЕРИАЛ. Емкость с водой, деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком).

ПРОВЕДЕНИЕ. Педагог предлагает детям опустить брусок в воду, понаблюдать, как он плавает. Выясняют, почему он не тонет (дерево легче воды, как можно его утопить (опустить на дно, не намочить (опускать в воду, накрыв банкой). Дети самостоятельно выполняют действия. Обсуждают почему брусок не намок (потому что в банке находится воздух).

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Розина А. В. Воспитатель ГБДОУ детский сад №48 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Тема выступления: «Проектная деятельность с детьми.

Оборудование и материалы: На столах: на каждого ребёнка: поднос, 4 прозрачных стаканчика с водой, пронумерованных от 1 до 4; прозрачная емкость другой формы, на блюдцах сахар, чеснок, лимон; баночка с гуашью, кисть, экран для презентации.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, я рада приветствовать вас в нашей лаборатории. Сегодня мы с вами продолжим изучать природу и то, из чего она состоит. Для того чтобы узнать тему нашего исследования, отгадайте загадку и вы все сразу поймёте.

Если бы не было её, знайте, дети:
Погибло бы всё живое на свете.
Люди, животные и цветы.
О чём идёт речь? Знаете вы?

Дети: О воде.

Воспитатель: Верно! Наш разговор пойдёт сегодня о воде, её значении в жизни человека и для всей природы. Давайте вспомним: для чего нужна вода в жизни человека?

Дети: Пить, готовить еду, умываться, купаться, отдыхать, стирать одежду…

Воспитатель: Правильно. Мы с вами знаем, что человек – это часть природы. Сейчас мы посмотрим видеосюжет о значении воды в природе, и вы ответите на мой вопрос.

Воспитатель: Мой вопрос: Что случится с нашей планетой, если вся вода исчезнет, испарится?

Дети: Погибнут растения, птицы, животные, человек.

Воспитатель: Да, ребята. Для нашей планеты потеря воды будет полной катастрофой. Недаром в народе про воду сложено много поговорок, пословиц и стихов. Вспомним эти пословицы:

  • Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
  • Вода сама себе – царь.
  • Вода всегда себе путь найдёт.
  • Жди большой беды от лихой воды.
  • Всей воды не выпить.
  • Без воды и не туды, и не сюды.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте немного отдохнём и в речке поплаваем. Становитесь все в круг и представьте, что вы на берегу .

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули, набрались сил, а теперь можно и потрудиться. Займите место за столами и начнём нашу научную деятельность в лаборатории.

Воспитатель: Ребята, почему нашу планету Земля называют голубой?

Дети: Из Космоса планета окрашена в голубой цвет.

Воспитатель: Все правильно. Если смотреть на Землю из космоса, то кажется, будто она голубая. Все водные запасы планеты: моря, океаны, реки сливаются и окрашивают её в голубой цвет (на экране появляется изображение вида Земли из космоса). Давайте и мы с вами проверим: какой цвет имеет вода.

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с водой, внимательно рассмотрите воду. Запомните, какая она. А теперь добавьте в неё краску, размешайте. Что изменилось? (У детей краски разного цвета и вода получилась тоже разного цвета). Какой она была сначала?

Дети: Вода стала разноцветной, окрасилась. Была без цвета.

Воспитатель: Делаем вывод: вода в природе без цвета, но может окрашиваться в любой цвет.

Воспитатель: Ребята, разрешаю вам попробовать воду из стаканчика. Какая она на вкус? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой немного сахара, либо лимон. Что изменилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Делаем вывод: вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Дети, понюхайте воду в стаканчике. Пахнет вода?

Теперь добавьте в стаканчик немного чеснока. Размешайте. Понюхайте. Какой запах теперь у воды? (ответы детей)

Воспитатель: Делаем вывод: вода не имеет запаха.

Воспитатель: А теперь самый простой опыт. Посмотрите на воду в стаканчике. Затем перелейте воду в другой сосуд – в баночку. Что изменилось? Вода изменила форму, т.е. приняла форму того сосуда, в который её поместили.

Воспитатель: Наш вывод: вода не имеет формы и может принимать любую форму.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Не только потрудились, но и узнали что то новое для себя. Что вам больше всего запомнилось, понравилось сегодня?

Воспитатель: А я хочу сказать, что вода-это чудесный дар природы, который надо беречь и охранять. И это может делать каждый из вас. На этом наша лаборатория заканчивает свою работу. А теперь бегите все ко мне. Давайте отдохнем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Развитие исследовательского интереса и наблюдения за опытнической деятельно.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Развитие исследовательского интереса и наблюдения за опытнической деятельно.

Актуальность: Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный н.

Актуальность: Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. Такое понимание сущности данной образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности

Дети среднего возраста, очень любят исследовать, наблюдать проводить элемент.

Для обеспечения системы работы по данному направлению была выбрана тема: «Я.

Цель работы Развитие познавательной сферы детей через включение в процесс эк.

Цель работы Развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Развитие наблюдательности, любознательности, исследовательского интереса, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Цель: Развитие познавательных интересов детей. ЗАДАЧИ– ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯ.

Цель: Развитие познавательных интересов детей. ЗАДАЧИ– ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАБЛЮДЕНИЙ И ОПЫТОВ 1 2 3 4 5 6 Задачи: расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развивать любознательность и познавательную мотивацию формировать познавательные действия, становление сознания развивать воображение и творческую активность формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.) Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира уметь устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения

Как мы реализуем опыты в ДОУ? Согласно методическим рекомендациям по проведе.

Как мы реализуем опыты в ДОУ? Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми среднего возраста, опыт – наблюдение, проводится в специально организованных условиях, с соблюдением техники безопасности. Все предлагаемые опыты, исследования, наблюдения эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы, даже ввожу их в ранг традиционных. В группе детей среднего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. В группах среднего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты я провожу как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 15 минут за один этап

Литература Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к.

Литература Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе. На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Также проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов. Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий.

Сентябрь 1. Подбор материала по теме: «Развитие познавательного интереса у д.

 При организации исследовательской, опытнической деятельности детей задачей .

При организации исследовательской, опытнической деятельности детей задачей стало - создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. В групповой комнате выделено место, где дети занимаются опытно- экспериментальной деятельностью. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети, безопасны. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мною были созданы уголки экспериментирования с водой и развития чувственного аппарата. Разграничила пространство, отведя место для хранения природного и бросового материала; для приборов; для проведения опытов, для неструктурированных материалов (емкости для воды, песка,), уголок природы для выращивания растений.

При поддержке родителей у нас в группе есть приборы и оборудование: -.

При поддержке родителей у нас в группе есть приборы и оборудование: - Микроскоп, лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, фонарик, одноразовые шприцы, миксер, щетки, терка, наждачная бумага и т.п. - Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, сита, воронки, лопатки, формочки. - Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы деревьев ..),бросовые (пробки, палочки, трубочки и т.д.). - Неструктурированные материалы: песок, вода, пенопласт, опилки. Материалы для организации экспериментирования: - Бусинки, пуговицы. - Веревки, шнурки, тесьма, нитки. - Разноцветные прищепки и резинки. - Камешки разных размеров. - Пробки. - Перья. - Полиэтиленовые пакеты. - Семена бобов, фасоли, гороха, риса, гречки, косточки. - Вата. - Пластмассовые катушки. - Киндер- сюрпризы. - Песок. - Бумага разных сортов.

Различные коллекции создающие условия для расширения возможности эксперимент.

Различные коллекции создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности

Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

Читайте также: