Конспект урока истории по фгос великая отечественная война

Обновлено: 05.07.2024

1.Организация на урок. Здравствуйте. Проверили готовность к уроку. Садитесь.

2. Тема урока: “Великая Отечественная война: мифы и реальность (обобщающее повторение)” (слайд 2 (см. презентацию)).

22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939г. агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа

На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Чем дальше уходят от нас “…те лихие, грозные года, тем чаще возникают вопросы: что это – мифы или реальность, наука или вымысел ”. В этих вопросах мы сегодня будем разбираться. И сегодня на уроке мы, как обычно, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, смотреть и слушать. (Слайды 3,4).

Вопрос: Что обозначает термин Великая Отечественная война? Слайд 5.

Великая Отечественная война (1941—1945) — война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии, Словакии, Хорватии, Испании); решающая часть Второй мировой войны.

Название “Великая Отечественная война” стало использоваться после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года.

В обращении слова “великая” и “отечественная” употребляются раздельно. Впервые это словосочетание было применено к данной войне в статьях газеты “Правда” от 23 и 24 июня 1941 года и поначалу воспринималось не как термин, а как одно из газетных клише, наряду с другими подобными словосочетаниями: “священная народная война”, “священная отечественная народная война”, “победоносная отечественная война”. Термин “Отечественная война” был закреплён введением военного Ордена Отечественной войны, учреждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 года. Слайд 6

В ходе этой войны было разрушено множество городов и памятников древности, была подорвана экономика и моральные устои многих народов, были унесены миллионы человеческих жизней. Противостояние захватчикам осуществляли не только военная мощь государств, но и сам народ поднялся на эту войну. Сражались все: старики, женщины и даже дети, были созданы партизанские отряды и подпольные организации. Вот в чем и заключается смысл термина “ Великая Отечественная война ”: в единстве наций в трудные времена, в патриотическом настроении самого народа (мы можем видеть это на примерах отважных партизан, подростков и юношей, ушедших на фронт и погибших ради своей родины), в самоотверженном и доблестном служении Отечеству

В последнее время в российской массовой культуре для обозначения Великой Отечественной войны начал периодически употребляться термин “Великая война”, что исторически не совсем корректно — в конце 1910-х такой термин применялся к Первой мировой войне. Слайд 7 (Сколько было Отечественных войн в истории России?)

В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Эта война во многом напоминает Великую Отечественную, т.к. в ней прослеживаются идеи Гитлера. А именно: захватить весь мир и стать его властелином, прибрать к рукам все богатства мира, населить мир “чистой нацией” то есть немцами или в данном случае французами, Эта война носит патриотический характер, т.к и в Великой Отечественной народ поднялся на защиту своей родины.

Историческая справка: Слайды 8,9

Д.А. Медведев объявил 2012-й Годом российской истории

Президент России Дмитрий Медведев 9 января 2012 года подписал указ о проведении в России Года российской истории. Год будет проведен в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе.

На 2012 год выпадает несколько важных исторических юбилеев – двухсотлетие победы в Отечественной войне, 1150 лет со дня создания российского государства и 150 лет со дня рождения Петра Столыпина.

Вопрос: На какие города Гитлер направил главные удары? (просмотр серии №1 фильма “Битва за Москву”). Слайды 10,11,12.

Ответ детей: Главные удары Гитлер направил на Ленинград, Москву и Киев. Слайд №13 Вопрос: Почему именно на эти города были направлены главные удары? Слайд 14

Ответ детей. Это были столицы Русского государства в разные времена. Киев - первая столица государства с 882 г., когда князь Олег создал Древнерусское государство; Москва становится “ центром собирания русских земель в разгар монгола – татарского ига, когда Юрий Данилович московский – внук Александра Невского стал первым князем на Руси; Ленинград

(Петербург) – столица государства с 1703 г, основанная Петром 1 во время Северной войны. Направления главных ударов - часть фашистской идеологии.

Миф № 1. Гитлера заставили напасть на Советский Союз по “Плану Барбаросса”? Слайд 15

Обращение В.М. Молотова по радио к советскому народу. Слайды 16,17,18

Вопрос: В первые дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была отступать. В чем причины неудач Красной Армии?

Ответ детей. Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:

а) не завершено перевооружение Красной Армии

б) ошибки руководства страны и лично Сталина в определении сроков начала войны;

в) репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава;

г) демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе;

д) военная доктрина, предусматривающая военные действия на чужой территории;

е) превосходство по численности и маневренности германских войск, накопленный ими в Европе опыт широких наступательных операций.

Это не миф и не вымысел. Это – жестокая правда. Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившиеся. В новой доктрине войскам он предписывал “ разгромить врага”, но не “переходить государственной границы” с Германией, основу тактики Красной Армии составляла концепция ведения боевых действий на чужой территории; также Сталин не хотел верить сведеньям разведки о сроках начала войны. Недооценка серьезности предостережений о готовящемся нападении относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он отверг предложения советского Генштаба о нанесении упреждающего удара по развертывающимся германским войскам. Запрещалось принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, чтобы не спровоцировать немцев на нападение. Высший командный состав армии был ослаблен репрессиями. К началу войны 70 – 80% командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий находились в своей должности менее года и не успели приобрести опыт руководства войсками.

Задание: Хронология и периодизация Великой Отечественной войны (3 этапа).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

hello_html_6580bc55.jpg

Разработала: Увайсова Б.И.

преподаватель истории

и обществознания

«Учитель года-2016 г

Тема: Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.

Образовательные: обобщить знания обучающихся по теме; сформировать у обучающихся знания о главных событиях войны; понимание сущности Великой Отечественной войны, как всенародной , справедливой войны советского народа за свободу и независимость Родины; осознание источников, причин и всемирно исторического значения победы Советского Союза в войне с гитлеровской Германией.

Воспитательные: подвести обучающихся к пониманию того, какие нравственные качества советских людей способствовали победе над врагом; укрепить в них чувство гордости за подвиг советского народа в Великой Отечественной войне; сформулировать вывод об ответственности современного молодого поколения за судьбы страны.

Развивающие: развивать познавательные возможности.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: фронтально групповая.

Тип урока: урок актуализации ранее полученных знаний с использованием ИКТ.

Межпредметные связи: литература

Организационный момент

а) приветствие обучающихся

б) выявление отсутствующих

в) проверка готовности обучающихся к уроку

г) организация внимания

2. Целеполагание и мотивация

б) постановка целей урока

в) знакомство с планом урока

д) формирование установок на плодотворную, активную работу и отличный результат

Слово преподавателя: В мае 1945 года отгремели последние залпы войны. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов, рухнула. Настал первый день мира. Была весна, и бойцы на переднем плане с удивлением увидели, что цветут сады. Услышали птичий щебет и говор проснувшихся рек.

Весна и Победа пришли вместе, вернув и земле и людям тепло и свет. Великий День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Память о минувшей войне переходит от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам … Это память мужества и отваги.

Четыре года шла самая жестокая и кровопролитная в истории человечества битва. Иногда её называют битвой моторов. Враг, ворвавшийся на нашу землю, был вооружён и мощными самолётами, и танками, и пушками. Но воевали не моторы, а люди.

В непримиримом единоборстве победил советский человек.

Фашистские танки споткнулись на подмосковном рубеже о волю и героизм гвардейцев – панфиловцев. Бронированные дивизии гитлеровцев сгорели в горячих снегах под Сталинградом.

Воины Советской армии знали, за что они сражаются. Они защищали завоевания Великого Октября, свою Родину. Московская школьница Зоя Космодемьянская зачитывалась книгами Толстого и Чехова, мечтала о сцене, на школьных вечерах декламировала Пушкина. Хотел строить новые города краснодонец Олег Кошевой. Александр Матросов завидовал покорителям Арктики. Такие как Зоя, Олег, Александр, ценой своей жизни отстояли Родину. Наш народ показал себя беспощадным и суровым в бою.

Настал победный день 45 года, и мир увидел душевную широту и щедрость советских людей. День разгрома фашизма стал Днём Освобождения для новой Германии, для всего человечества.

Солдаты и офицеры Великой Отечественной всегда будут живым примером для новых поколений. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. 9 мая мы дарим весенние цветы нашим дорогим ветеранам и от всего сердца желаем им доброго здоровья и многих лет жизни.

В День Победы мы приходим к памятным обелискам. Останавливаемся и замираем в молчании. Высоким чувствам не нужны громкие слова.Трепетная минута молчания – это клятва всегда хранить и нести сквозь годы благодарную память. Никогда не погаснет в наших сердцах свет Победы.

(Чтение обучающимся стихотворения М. Исаковского

Задание №1. Послушайте фрагмент из приказа Ставки Верховного Главнокомандования от 17 ноября 1941 года, получившего в армии название тактики …

Вставьте два пропущенных слова в название приказа.

- О чём говориться в приказе Ставки Верховного Главнокомандования? На что делается упор?

Задание №2.Отгадать кроссворд

По плану Гитлера море должно было возникнуть на месте советского города …

3.Наступательная Белорусская операция, разработанная советским высшим командованием, носила кодовое наименование…

( Когда советские войска приступили к выполнению этой операции? Цель?Какому полководцу принадлежит главная заслуга в осуществлении этой операции?)

( А кто написал стихи на эту музыку?)

5.Созданный 24 июля 1941 года Совет по эвакуации возглавил…

( Кто расскажет это стихотворение?) ( Чтение стих – я)

7.Верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 года был назначен …

Задние № 3. Работа по карте.

2. Определите, что делало Сталинград стратегическим объектом, от которого зависели судьбы Вооружённых сил на других направлениях фронта.

3. С помощью карты объясните, почему битвы за Кавказ и Сталинград начались почти одновременно.

4. Как вы думаете, почему Сталинградский фронт был образован только 12 июля 1942 г?

5. Самой главной высотой в округе Сталинграда был Мамаев курган. Почему за Мамаев курган шла непрерывная борьба с переменным успехом для обеих сторон?

6. Рассмотрите карту Сталинградского сражения и поясните, какую роль сыграли в нём города Калач – на – Дону и Котельниково.

Задание №4. Знание дат.

1.Самое крупное в истории танковое сражение состоялось? ( Что вы знаете об этом сражении?)

2.Когда состоялась Тегеранская конференция лидеров 3 – х держав?

( Назовите державы и их лидеров , принявших участие в этой конференции. Каковы решения конференции ?)

3.Прорыв блокады Ленинграда произошёл в ….

(Что вам известно о блокаде Ленинграда?) .

- Просмотр документального фильма о блокаде Ленинграда

1. Выявите причины создания антигитлеровской коалиции.

2. Определите особенности взаимодействия стран в рамках коалиции, отношения между лидерами.

Проблемный вопрос

- Какие факторы могли препятствовать созданию единой антифашистской коалиции ? (Взаимное недоверие Запада и СССР, выросшее в предвоенный период и на первом этапе Второй мировой войны).

Задание № 6. Составление и заполнение таблицы :

Задание № 7. Дискуссия по вопросу:

Задание № 8. Тесты

а) массовый выезд в партизанские отряды концертных бригад

б) подрыв коммуникаций противника , вывод из строя железных дорог

в) уничтожение высших чинов гитлеровской армии

(Рассказать о партизанском движении. Назовите имена известных партизан). Слайд с именами партизан

1.На Потсдамской (Берлинской) конференции (17.06.- 20. 08. 1945 г) были приняты следующие решения:

а) о передаче СССР г. г. Кёнигсберга и прилегающего к нему района

б) об управлении послевоенной Германией

в) о назначении Сталина командующим объединёнными союзническими войсками

г) об аресте и предании суду нацистских военных преступников

( Как стал называться с 1945 г. Кёнигсберг? Какое наказание понесли нацистские военные преступники? В каком городе состоялся судебный процесс?)

1.Какие народы были депортированы в 1944 году?

а) чеченцы, ингуши

б) корейцы и поляки

в) балкарцы и калмыки

( Чтение статьи о депортации)

1.6 августа 1945 года американские ВВС сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима. 9 августа 1945 года атомной бомбардировке подвергся Нагасаки. Цель этих варварских акций:

а) акт возмездия за зверские убийства японцами американских солдат

б) попытка оказать давление на СССР и установить свою гегемонию в послевоенном мире

в) разгромить сосредоточенные в этих городах крупнейшие японские военные базы

(Что вам известно об атомных бомбардировках японских городов ? Каковы последствия ?)

- Просмотр документального фильма

4. Рефлексия. Что каждый из вас узнал на сегодняшнем уроке?

5. Инструктаж по домашнему заданию.

Используя дополнительную литературу , напишите биографию одного из полководцев Второй мировой войны (по выбору).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и технологическая карта урока (видео для урока взято из цикла "Битва за Москву", фильм "СССР в первые месяцы войны").

Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны, проанализировать мероприятия проводимые руководством страны в первые дни войны. Выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Углубить и систематизировать знания учащихся о событиях, которые привели к началу Великой отечественной войны.

Формировать умения и навыки анализа исторических фактов на основе документов. Развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения

Создавать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.

Образовательные ресурсы

Учебник для 9 класса. – М.:Просвещение, 2016,

Презентация. Исторические источники. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы А.Г. Колосков, Е.А.Гевуркова
История Отечества в документах 1917-1993гг.

2. Трагическое начало.

4.Неудачи Красной Армии летом- осенью 1941 года

5.Оборонительные сражения Красной Армии.

6.Причины поражения Красной Армии.

Методы и формы:

Методы: словесно-наглядный; практический.

Формы :индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые результаты.

Предметные:

знать основные события, даты, периодизацию: 1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г.;

19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.;

январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.

развивать умения изучать и систематизировать информацию из

- осваивать общие принципы постановки и решения познавательных

задач, выявлять причины исторических событий, объяснять факты;

- вырабатывать умения давать оценку историческим событиям и процессам.

Метапредметные: (познавательные (в

том числе, основы проектной деятельности,

основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные,

-вырабатывать способность сознательно организовывать и

регулировать свою учебную деятельность;

-вырабатывать умения работать с учебной

-проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками;

-формировать умения определять цели

своей деятельности и представлять ее

-выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

-осуществлять самоконтроль и самооценку;

- делать выводы из сформулированных

Личностные УУД: формировать историко-географический образ,

включая представление о ходе

- проявлять уважение к истории Отечества;

познавательный интерес к изучаемой теме.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Формы организации работы

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Эмоциональная и психологическая подготовка к усвоению и изучению материала

Решение логической задачи.

Раздает учащимся тест с заданием (Приложение 1)

Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Почему?

Советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне. Докажите это фактами. (слайд 2)

Самостоятельное выполнение теста

Отвечают на вопрос.

Учащиеся работают с учебником стр.209 и приложением №4.

Регулятивные: умения контролировать свои знания.

Коммуникативные:

умения работать в паре.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят речевые высказывания.

Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов решения.

2. Мотивация учебной деятельности к усвоению новых знаний.

3. Усвоение новых знаний.

Целеполагание и определение путей достижения целей.

Какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть? (слайд 4)

Оборонительные сражения Красной Армии.

Причины поражения Красной Армии.

Рассказ учителя, который сопровождается показом по карте (Приложение 5)

Задание учащимся: запишите новые понятия, которые вы услышите в ходе моего рассказа.

Какие определения вы можете им дать? (слайд 6-7)

Слушают, формулируют тему урока. Учащиеся определяют план урока.

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся по ходу рассказа записывают новые понятия:

Дают определения самостоятельно или с помощь словаря.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников;

Постановка и решение проблемы.

Я предлагаю вам выяснить причины военной катастрофы начала Великой Отечественной войны. У вас на столах лежит пакет с документами, который позволит нам выяснить эти причины. (Приложение №2).

Существует мнение, что кроме названных вами причин, катализатором катастрофы начала войны стала паника и психологическая неготовность советского народа защищать свою страну. Во многих фильмах и книгах про Великую Отечественную войну есть значительный перекос в пользу негативных элементов: паника, огромные колонны пленных, стремительное продвижение противника, дезертиры, расстрелы паникёров т. д. Но помимо этого существовали и люди, которые подделывали даты рождения, чтобы уйти на фронт. В первые 8 дней войны призвали более 5 млн человек (слайд 8). Многие не дожидались повесток. Подумайте, какие чувства испытывали добравольцы? Что двигало ими?

Видео первые дни войны

Какой город еще был стратегическим для Германии? Да, Ленинград город, который на себе испытал все тяготы войны. Блокада Ленинграда длилась 871 день. Давайте посмотрим на экран. Фильм из хроники «Блокада Ленинграда). Найдите в учебнике стр.213, что было написано в дневнике Тани? Как вы думаете, что пережила эта девочка? (Слайд 10)

Учащиеся читают документы, анализируют и формулируют ответ на поставленную задачу.

Называются причины с опорой на источники.

Учащиеся аргументируют свою точку зрения, опираясь на самостоятельно добытые исторические факты по данной теме.

Предполагаемые ответы учеников:

Советские войска были атакованы внезапно. Войска, переброшенные к границе, не были развернуты для боевых действий. Многие части не были доукомплектованы до штатов военного времени. Не на должном уровне находились транспортные средства и связь. Сказался урон, понесенный в первые дни войны. На службу Германии была поставлена вся экономика Европы. У немцев было превосходство в людях, технике, владение инициативой.

Отвечают, опираясь на учебник стр. 213.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.

4. Закрепление знаний.

Ребятам предлагается выполнить тестовое задание (Приложение №3)

Учащиеся выполняют работу.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Слайд 11)

Почему Красная Армия терпела поражения в начале Великой Отечественной войны?

Учитель помогает ученикам с использованием заранее сделанных записей на слайде.

- Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

- Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

- Войска не были приведены в боевую готовность.

- Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

- Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

- Отсутствие стратегии ведения отступления.

- Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях. (Слайд 12)

Каково значение первого этапа Великой Отечественной войны?

На уроке я выполнил(а) / не выполнил(а) все задания.

понятен / не понятен

за работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее

Учащиеся делают вывод о срыве плана молниеносной войны.

Учащиеся заполняют лист самооценки

Познавательные:

Личностные: адекватно оценивают свою работу на уроке, формируют собственное мнение и позицию.

Домашнее задание.

Прочитать параграф 29, ответить на вопросы после параграфа. По желанию творческое задание: Написать короткое сочинение, историческое эссе на тему: «Как я

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?

а) Западная Белоруссия;

г) Варшавское королевство;

2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии

б) договор с Германией

в) война с Финляндией

4. 4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.

б) на Чехословакию

5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?

7. Когда был образован СССР?

а) 7 ноября 1917;

б) 30 декабря 1922 г.;

в) 1 сентября 1939 г.

8. Годы советско-финляндской войны:

а) ноябрь 1939-март 1940г.;

9. Принятие СССР в Лигу Наций:

10. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;

б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;

в) заключение пакта о ненападении.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

План обороны государственной границы СССР разработан и утверждён правительством в феврале 1941. В течение мая - июня были начаты мобилизационные мероприятия. В приграничных районах было построено около 2500 железобетонных сооружений, расширялась военных аэродромов. Во второй половине мая — начале июня войска из внутренних военных округов были переброшены к западной границе. Однако к моменту нападения немцев стратегическое развёртывание войск не было завершено.

Соотношение вооруженных сил СССР и Германии к началу Великой Отечественной войны

Войска, вооружение, боевая техника

Личный состав, млн человек

Боевые самолеты, тыс.

Орудия и минометы, тыс.

Из всех советских танков – 3,8 тыс. находились в боеготовности; только 3 танковых корпуса оснащены моделями Т-34 и КВ

1200 самолетов не имели летных экипажей, 13% - неисправны; 1,5 новых моделей самолетов (Ил-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1), но подготовленных для них экипажей – 208.

На СССР была обрушена мощь сверхподготовленной к войне страны.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ВОПРОС: Почему Сталин так был уверен в том, что война с Германией не начнётся в 1941 году, и причём здесь цена на баранину на мировом рынке?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Первые дни Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала свое мощное вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования (слайд 6). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

На уроке я выполнил(а)_____________________________________________ _________________________________________/ не выполнил(а) все задания.

Материал урока мне был понятен / не понятен___________________________

На уроке мне понравилось ___________________________________________

Моя оценка себе за работу на уроке: ___________________________________

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:_____

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

На уроке я выполнил(а)_____________________________________________ _________________________________________/ не выполнил(а) все задания.

Материал урока мне был понятен / не понятен___________________________

На уроке мне понравилось ___________________________________________

Моя оценка себе за работу на уроке: ___________________________________

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:_____

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

На уроке я выполнил(а)_____________________________________________ _________________________________________/ не выполнил(а) все задания.

Материал урока мне был понятен / не понятен___________________________

На уроке мне понравилось ___________________________________________

Моя оценка себе за работу на уроке: ___________________________________

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:_____

РИХАРД ЗОРГЕ – легендарный советский разведчик, Герой Советского Союза.

РИХАРД ЗОРГЕ – легендарный советский разведчик, Герой Советского Союза.

НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

План урока

Записать и запомнить

  • 22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря.

- 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный.

23 июня – создана СТАВКА ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ (потом была преобразована в СТАВКУ ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ) Георгий Константинович Жуков Семён Константинович Тимошенко Первые заседания Ставки Главного Командования Вооружённых сил в июне проходили без Сталина. Председательство наркома обороны СССР маршала С. К. Тимошенко было лишь номинальным. Николай Герасимович Кузнецов Семён Михайлович Будённый Климент Ефремович Ворошилов

23 июня – создана СТАВКА ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ

(потом была преобразована в СТАВКУ ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ)

Георгий Константинович Жуков

Семён Константинович Тимошенко

Первые заседания Ставки Главного Командования Вооружённых сил в июне проходили без Сталина. Председательство наркома обороны СССР маршала С. К. Тимошенко было лишь номинальным.

Николай Герасимович

Семён Михайлович Будённый

Климент Ефремович Ворошилов

Первые поражения

Учебник стр. 211-212

Учебник стр. 211-212

Причины поражения в начале ВОВ:

  • Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.
  • Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.
  • Войска не были приведены в боевую готовность.
  • Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.
  • Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.
  • Отсутствие стратегии ведения отступления.
  • Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

Александрова Екатерина Валерьевна, учитель истории и обществознания, заместитель директора

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – комбинированный урок с компьютерной поддержкой в системе интерактивного обучения.

Методы обучения: методы критического мышления, эвристический, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, кейс-стадия.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: география, краеведение, всеобщая история, информатика.

Цель урока – формирование представления у учащихся об основных событиях заключительного этапа Великой Отечественной войны и Второй мировой войны и роли СССР в этом периоде.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление о военно-политической обстановке в Европе в 1944-1945 гг.;
  • Познакомить с датами основных исторических событий заключительного периода войны: июнь-август 1944, февраль 1945, апрель-май 1945, 8 мая 1945;
  • Познакомить с понятиями “котел”, капитуляция, “10 сталинских ударов”, денацификация, демилитаризация;
  • Определить источники и причины победы советского народа в Великой Отечественной войне;
  • Выяснить значимость субъективных причин победы: роль Сталина, военачальников, мужество воинов, стойкость тружеников тыла.

Развивать и формировать у учащихся навыки и умения:

  • Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
  • Работать с исторической картой, с интерактивными ресурсами (задания, карты, схемы и т.д.);
  • Анализировать и обобщать факты; составлять сводную таблицу;
  • Строить логическое рассуждение, применяя установление причинно-следственных связей;
  • Работать с исторической картой и интерактивной картой;
  • Совершать логические операции мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом.

Воспитательные:

  • Развивать чувство патриотизма, гордости за подвиг советского народа;
  • Подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй мировой войне;
  • Осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические ценности и традиции общества.

Содержание урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Учащиеся поделены на 4 группы, их задачей на этом этапе является заполнить Листы самооценки выбрать лидера группы.

2. Актуализация знаний. Повторение.

Группы получают разные задания, способствующие повторению знаний по пройденным этапам Великой Отечественной войны.

  • 1 группа – задание на соотнесение дат и событий.
  • 2 группа – на определение терминов.
  • 3 группа – работа с картами битв.
  • 4 группа – работа с источниками (определение военной операции или события).

После выполнения задания каждая группа показывает свои результаты. Все задания транслируются на интерактивной доске. Задания выполнены в программе SmartNotebook.

3. Мотивационный этап.

В качестве мотивации используется метод кейс-стадия. Учитель зачитывает фрагмент из “Альпийской баллады” В.Быкова: сцена разговора двух пленников - русского солдата и итальянской девушки. Эта сцена может быть подготовлена заранее, тогда ее представят двое учащихся.

После знакомства с “кейс-историей” учитель задает ряд вопросов ученикам:

  • Какие чувства вызвала у вас эта сцена?
  • Почему девушка не верит в Победу?
  • Что она слышит в ответ от русского солдата?

Задание на урок: доказать фразу советского солдата, что Россия “раздавит” Гитлера.

Учитель: Мы знаем о том, что СССР в период “коренного перелома” перешел в наступление. Однако Германия была еще сильной и боеспособной страной. Сегодня нам предстоит изучить завершающий этап Второй мировой войны. Нам предстоит изучить основные события этого периода, показать роль СССР в Победе над Германией. И только тогда мы сможем доказать или опровергнуть слова советского солдата.

Перед учащимися поставлены цель и задачи урока – охарактеризовать основные события завершающего этапа войны, а также определить цену Победы СССР во Второй мировой войне.

4. Изучение нового материала.

Работа в группах. Каждая группа получает свое задание. Содержание заданий соответствует основным событиям завершающего этапа войны. Учащимся предложены решить эти вопросы в разных формах и при использовании разных методов.

1 группа: Анализ военно-стратегической обстановки и обороноспособности СССР к началу 1944 года. Группе предлагается работать с графиками и таблицами, на основании которых они должны сделать выводы.

2 группа: “10 сталинских ударов”. Учащимся предложен текст с перечисленными военными операциями, вошедшими в истории войны, как “10 сталинских ударов”. Задача группы – отметить на карте эти операции.

3 группа: “Крымская и Потсдамская конференции”. Для решения этого вопроса учащиеся работают с текстом учебниками и заполняют сводную таблицу, где сравнивают эти конференции.

4 группа: “Война с Японией”. Учащиеся этой группы получают задание – написать историю одной медали. В качестве экспоната им предложена медаль “За освобождение Японии” (из школьного музея). Используя текст учебника, они должны кратко рассказать об истории этой медали.

По окончании выполнения заданий, каждая группа представляет свои результаты. Задания транслируются на интерактивной доске. Учащиеся показывают свои варианты решения и делают выводы.

Выступают в такой последовательности:

  • 1 группа рассказывает о готовности и состоянии СССР на завершающем этапе войны.
  • 2 группа отмечает на интерактивной карте “10 сталинских ударов”.
  • 3 группа рассказывает о решениях Крымской и Потсдамской конференции.

В ходе рассмотрения данной темы акцентируется внимание на участие земляков в операциях завершающего этапа Великой Отечественной войны. Например, презентация ученика своей исследовательской работы “Мой прадед воевал за то, чтоб я на свет родился”. Ученик рассказывает о своем прадеде - танкисте, который был участником событий 1944–1945 гг., а также принимал участие в освобождении Европы (Польша, Чехословакия). Учащимся показывается письмо, фотографии военных лет, демонстрируется фильм о прадеде.

На основе воспоминаний прадеда учащегося ученики узнают об основных этапах и боях при освобождении Европы из первоисточника. Ученики осознают принадлежность своих семей к вкладу в Великое дело Победы.

Просмотр видеоролика “Берлинская операция”.

Перед просмотром фильма учащимся ставится проблемный вопрос к нему: “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?” Вспомогательные вопросы к фильму:

  • Какими укреплениями был защищен Берлин от реки Одер?
  • Какие планы были по захвату Берлина?
  • Кто командовал операциями?
  • Кто водрузил знамя на здание рейхстага?

Анализ исторического источника “Акта о капитуляции Германии” по предложенным вопросам:

  • Стороны договора;
  • Дата прекращения военных действий;
  • Условия договора для Германии;
  • На каких языках был составлен Акт?

Выступление 4 группы. Ребята рассказывают полученную информацию о медали “За победу над Японией”. Материал берется из учебника: дата войны, краткий ход военных сражений, итоги войны, подписание Акта о капитуляции Японии, конец Второй мировой войны.

5. Обобщение пройденного материала.

Используется стратегия “Рамка” (или “Пишем статью”). Учащимся раздаются фотографии военных лет (фронт и тыл), портреты полководцев и И.В. Сталина, вырезки газет “Вечерняя Москва”, текст об итогах войны, источниках и цене Победы (подобранные учителем). Задание для учащихся: составить статью “Цена великой Победы”. Для этого они вырезают нужную им информацию, приклеивают на листок, могут подписывать свои аргументы и выводы. Затем демонстрируют свои статьи, обосновывают составленные варианты.

6. Рефлексия.

Каждый ученик получает “три звездочки” и пишет внутри нее, что ему понравилось на уроке, что не понравилось, что заинтересовало.

7. Самооценка .

Учащиеся заполняют Листы самооценки. Оценивают себя, лидер группы оценивает участников.

8. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание:

  • 1 уровень – параграф 34
  • 2 уровень – заполнить таблицу в Рабочей тетради к параграфу 34;
  • 3 уровень – написать эссе “Источники и цена Великой Победы”

Список использованной литературы и интернет-источников.

Читайте также: