Технология производства ювелирных изделий конспект лекций

Обновлено: 07.07.2024

Особенности производства ювелирных изделий. Вначале разра­батывается эскиз, создается модель ювелирного изделия. Основ­ные процессы изготовления ювелирных изделий: заготовка мате­риалов, создание формы, отделка, художественная обработка, огранка и закрепление вставок (камней).

Огранку производят на специальных станках. Распространен­ные виды огранки: бриллиантовая, огранка розой, таблицей, сту­пенчатая, кабошоном.

Закрепление камней в изделиях. Место, где на изделиях крепит­ся камень, называется кастой (оправой), каст должен прочноиудерживать камень. Существуют разные способы закрепления камней в изделиях. Закрепки: крапановая, гладкая, гризантная, в обсыпку и др.

Крапановая закрепка наиболее распространена. Камень зак­репляется с помощью лапок (крапанов), которые загибаются и охватывают камень со всех сторон.

Гризантная закрепка — камень закрепляется по окружности ободком металла и отделывается мелкой насечкой — гризантом.

При гладкой закрепке камень крепится в касте или в высвер­ленном гнезде, края которых обжимаются по краям камня.


Виды закрепок вставок в ювелирных изделиях

Ювелирные изделия со вставками имеют одну общую деталь, которая называется кастом. Каст - это металлическая часть ювелирного украшения, с помощью которой закрепляется вставка. Он должен отвечать следующим требованиям:
- прочно удерживать вставку;
- подчеркивать природную красоту минерала;
- служить связующим переходным звеном между металлической частью украшения и вставкой;
- гармонично вписываться в изделие, не нарушая его эстетической и художественной целостности.
Касты могут быть разнообразной формы: одинарные, двойные, решетчатые, ажурные, плоские.
В ювелирной практике применяют следующие основные виды закрепки вставок:
1. Глухая закрепка (или обжим). Каст имеет форму сплющенного ленточного ободка с плоским дном. Вставка удерживается в оправе за счет равномерного прижатия верхнего края стойки к рундисту камня по всему периметру (рис.). Заваленный слой металла срезается под определенным углом и полируется. Таким образом, образуется гладкая металлическая поверхность (ребро) вокруг вставки. Эта поверхность может украшаться насечкой (гризантом), создавая вокруг камня зернистое обрамление. Размер гризантной насечки определяется размером, формой и видом вставки. В некоторых случаях для лучшего освещения камня в ленточном ободке может вырезаться сквозной узор.
2. Крапановая закрепка. Наиболее распространенный вид закрепки прозрачных ювелирных камней. В этом случае камень удерживается в оправе не всей поверхностью ранта, а отдельными, выступающими в виде паучьих лапок, полосками металла, которые называются крапанами. Крапана прижимают вставку по рундисту, как бы приподнимая ее над поверхностью изделия (рис.). В таких оправах камень смотрится гораздо изящнее, обеспечивается максимальный блеск и игра света, но при этой закрепке предъявляются повышенные требования к креплению (пайке) крапанов, количество которых колеблется от четырех до восьми.
3. Корнеровая закрепка. Этот вид закрепки используется, когда камень закрепляется не в касте, а непосредственно в металле. В основном он предназначен для мелких камней или же для нескольких камней, расположенных в изделии на очень близком расстоянии. В изделии высверливаются специальные отверстия (посадочные гнезда), которые должны обеспечивать плотную посадку камня. Установив камни в посадочные гнезда, штихелем поднимают металл в виде штриха и надвигают его в сторону вставки так, чтобы он навалился на камень. Далее металлическому штриху придают форму шарика. Этот шарик, называемый корнером, выполняет ту же роль, что и крапан, удерживающий камень.
4. Рельсовая закрепка. Применяется в тех случаях, когда необходимо последовательно (в один ряд) закрепить несколько ограненных камней. В этом случае используется глухой каст, по форме напоминающий швеллер. Камни, вставленные в П-образные выемки между двумя направляющими, как бы выстраиваются друг за другом, соприкасаясь при этом сторонами и образуя яркую сверкающую линию. Таким образом, каждая ограненная вставка с двух сторон удерживается металлическими направляющими, а с двух других - соседними, последовательно расположенными камнями. Рельсовая закрепка является одним из новых видов крепления ювелирных камней и в настоящее время очень популярна.
5. Закрепка при помощи штифтов. Применяется для камней, используемых в качестве подвесок в серьгах, кулонах или брошах. Вставка закрепляется при помощи штифта, туго ввинчиваемого в предварительно высверленное в камне отверстие. Штифт заканчивается крючком или колечком, через которые подвеска соединяется с другими частями изделия.
6. Клеевая закрепка. Применяется для крепления недорогих вставок из стекла и декоративных пластмасс, а также для непрозрачных поделочных камней, чаще всего обработанных в форме кабошон, и жемчуга.
Клей наносят на изделие, накладывают вставку и прижимают ее. Жемчуг закрепляют в углублениях, имеющих штифт, предварительно просверливая в жемчужине отверстие на 2/3 ее глубины и диаметром, соответствующим размеру штифта. Клей наносится на штифт и в отверстие вставки, после чего части изделия соединяются.

Технология производства ювелирных изделий, Конспект лекций, Сидельников С.Б., Беляев С.В., Усков И.В., 2008.

Способы и методы литья.
Лекция 5
1. Методы приготовления расплавов из драгоценных металлов.
2. Основные факторы, влияющие на качество расплавов и потери металлов при плавке, их взаимосвязь.
3. Установление качественной и количественной взаимосвязи между величиной металлургических угаров и основными теплофизическими свойствами расплавов.

В плавильно-литейном производстве драгоценных металлов и сплавов известны разнообразные методы приготовления расплавов, различающиеся по условиям выбора и подготовки шихтовых материалов к плавке, по методикам составления и расчета шихт, по порядку загрузки компонентов шихт в плавильные печи, по условиям и температурно-скоростным режимам их плавки. а также различающиеся по признакам конструктивного оформления основного оборудования.

Главным в построении методов плавки являются технологические признаки. Что же касается признаков конструктивного оформления оборудования (печи дуговые, индукционные и т. п.)? то. хотя они и приняты в научной и технической литературе при составлении классификации методов плавки как решающие признаки, все же таковыми не являются, так как не определяют сущности процессов.

Исходя из основных технологических признаков - выбора и подготовки шихтовых материалов, методики составления и расчета шихт, температурноскоростных режимов их плавки и взаимодействия при плавке с твердыми, жидкими и газообразными веществами в рабочем пространстве печей, определяющих сущность процесса приготовления и качество приготовляемых.

Оглавление
Введение
1. Технологические основы производства ювелирных изделий методами литья
1.1. Литейные материалы и формы
1.2. Способы и методы литья
1.3. Технологические основы литья
1.4. Особенности литья ювелирных сплавов
1.5. Методы определения пробы драгоценных ювелирных сплавов и управление качеством ювелирной продукции
2. Технологические основы производства ювелирных изделий методами обработки металлов давлением и резанием
2.1. Технология изготовления ювелирных изделий методами обработки металлов давлением
2.2. Технология соединения деталей ювелирных изделии
2.3. Технология отделочных операций и декоративная обработка ювелирных изделий
2.4. Специальные технологии при изготовлении ювелирных изделий
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Мудборд коллекции и создание эскиза

Работа над ювелирной коллекцией начинается с выбора актуальной темы и источника вдохновения. Перед созданием эскизов дизайнер, как правило, составляет мудборд — визуальное представление настроения коллекции. В мудборд обычно входят графические изображения и фотографии, необходимые для отражения настроения и тематики будущей коллекции. Далее — создание эскиза. На бумаге идея художника приобретает реальные контуры. Дизайнер разрабатывает сразу несколько версий одного украшения, которые могут отличаться элементами дизайна, вставками, вариантами застёжек и другими деталями. Из всех представленных версий изделия выбирается одна — лучшая с точки зрения эстетики и функциональности.

Moodboard and Sketching
Moodboard and Sketching

2. 3D-моделирование и мастер-модель

По предложенному художником эскизу в графическом редакторе (самый распространённый инструмент в ювелирной среде – Rhinoceros) строится трёхмерная модель изделия. Благодаря работе 3D-модельера, двухмерные наброски художника приобретают объем и форму. Такой специалист по 3D-моделированию обладает компетенциями не только компьютерного проектировщика, но и дизайнера и технолога, а это значит, что он учитывает детали и технологические особенности будущих изделий. Иногда 3D-дизайнер работает непосредственно в паре с технологом с производства, что позволяет предварительно оценить все характеристики будущего изделия и внести поправки в дизайн, прежде чем украшение обретет свою конечную форму. 3D-модель должна быть спроектирована таким образом, чтобы ювелирному производству было удобно с ней работать. Если 3D-модель выполнена технически верно, в дальнейшем процессе производства сложностей с самим изделием уже не возникнет. В то же время неправильно выполненная 3D-модель может оказаться абсолютно непригодной в условиях производства, или же реализованный по такой модели заказ может повысить себестоимость изделия в несколько раз.

3D and Master Modelling

Созданную в графическом редакторе модель печатают на 3D-принтере специальным полимером или воском. Эту мягкую на ощупь модель заливают жидким гипсом и помещают в печь. При высокой температуре гипс застывает, образовывая полость в виде формы модели, а воск или полимер вытекает через оставленное отверстие. Далее в эту полость заливают жидкий металл (как правило, латунь), где он со временем остывает. Так получается мастер-модель изделия. Готовое металлическое изделие дорабатывается вручную до эталона для всех будущих изделий. Важно заметить, что, например, для каждого размера кольца или для каждого отдельного элемента украшения создается своя мастер-модель. Если уже после получения мастер-модели у неё обнаруживаются значительные недостатки при проектировании, на этом этапе процесс возвращается к доработке 3D-модели.

3D and Master Modelling

3. Изготовление пресс-формы

The Creation of Molds

На этом этапе производства ювелирные изделия приобретают вполне реальную, хоть и восковую форму, которая потом становится своеобразным трафаретом для литья из металла. Работа по изготовлению восковых моделей начинается с технического задания, в котором указывается количество необходимых изделий и размерный ряд. С помощью специального оборудования (инжектора) расплавленный воск впрыскивается в пресс-форму. Для того чтобы воск быстрее застывал, пресс-формы обязательно должны быть холодными. Поэтому по мере нагревания резинок восковщик кладёт их в морозильную камеру для охлаждения. Готовые восковки вместе с нарядом сдаются на проверку в отдел качества. Прошедшие контроль качества восковки присоединяются к восковому стержню. В результате получается восковое дерево — заготовка для отливки в металле, по форме напоминающая ёлку. На восковых ёлках изделия сгруппированы по металлам: одна ёлка — изделия из серебра, вторая — из золота и т.д. Далее всю эту восковую конструкцию заливают гипсом, после чего отправляют в печь для создания литейной формы. При высокой температуре воск вытекает, а остатки его выгорают, образуя полую гипсовою форму внутри. Именно эту форму будут использовать для литья. Основная задача этого этапа — получить одну максимально вместительную по количеству изделий гипсовую форму для литья.

Stencils,

5. Литье

В зависимости от необходимого металла, литейщик на ювелирном производстве готовит сплав для заливки, смешивая чистый металл (в случае с нашими украшениями — это серебро) с лигатурой — смесью металлов (как правило это медь, никель, цинк, но могут быть и другие). Компоненты расплавляются вместе, тщательно перемешиваются для достижения равномерности содержания и выливаются в подготовленную заранее гипсовую форму. Смесь остывает, гипсовую форму раскалывают, остатки гипса размывают струёй воды и достают уже готовую ёлку в металле. Литые восковые ёлки разбираются на элементы, изделия отсоединяются и поступают на обработку. Оставшийся стержень с литниками (металлическими стержнями, к которым были прикреплены изделия) идёт на переплавку.

Casting

6. Галтовка и монтировка

Следующий шаг — галтовка. Суть этого метода обработки заключается в полировке изделий путём перемешивания в специальном барабане с абразивом, где находятся керамические частицы в виде иголок, шариков, пирамидок. После галтовки поверхность украшений становится более гладкой и плотной.

Tumbling and Mounting

Основная часть изделий дорабатывается вручную. Монтировка, доработка и подгонка деталей — кропотливое занятие, требующее внимательности. От качества монтировки в ювелирном производстве зависит прочность будущего ювелирного украшения. После этого изделия вручную полируются до блеска.

7. Пробирование изделий

После галтовки и монтировки все ювелирные изделия отправляются в пробирную инспекцию. В пробирной инспекции изделия проходят анализ на соответствие пробы ГОСТу. Если заявленная проба подтверждается, на изделиях ставится специальное пробирное клеймо и именник производства. Согласно закону, проба в обязательном порядке ставится на все изделия из драгоценных металлов. Единственное исключение сделано для серебра: если вес серебряного изделия меньше трёх грамм, то проба ставится по желанию.

Jewelry Marking and Millesimal Fineness Numbers

8. Гальваническое покрытие и родирование

В дальнейшем, те изделия, в дизайне которых предусмотрена позолота, покрываются тонким слоем золота (в наших серебряных изделиях мы используем цвет 750-ой пробы) с помощью электрического тока и гальванической ванны. Серебряные изделия без позолоты проходят родирование по той же технологии. Происходит это посредством электрохимической реакции, при которой на металле изделий, погружённых в ванну со специальным раствором, осаждаются частицы наносимого металла.

Родий — один из самых редких металлов платиновой группы. Благодаря высокой прочности, стойкости к температурному воздействию, а также к влиянию кислот и других агрессивных сред, родий используют в качестве защитного покрытия украшений из серебра и белого золота. Кроме того, родий гипоаллергенен и не вызывает раздражений и покраснений. Наши серебряные изделия проходят обязательный процесс гальванического родирования, которое защищает металл от естественного потемнения и царапин и придаёт красивый блеск. Стоит отметить, что гальваническое золочение и родирование никак не влияют на пробу изделия, именно поэтому этот этап следует за пробированием.

9. Закрепка камней

Финальный этап производства — это закрепка камней, которые предварительно отбираются для каждого ювелирного изделия. Существует два вида закрепки — использование клея или закрепка самим металлом. Независимо от выбранного вида, на данном этапе особенно важна аккуратность и точность выполнения работы: закрепщик должен установить камни в пазы, прикрепив их так, чтобы они не могли выпасть при ношении. Органическое происхождение янтаря, мягкость материала, а также наличие включений и пузырьков воздуха делают процесс работы с камнем крайне трудоемким. Закрепщик, работающий с янтарём, должен обладать исключительными знаниями о физических свойствах камня, чтобы избежать возникновения сколов и трещин.

Stone Setting

Создание цельной и самодостаточной ювелирной коллекции — сложный и многоступенчатый процесс, в котором все стадии тесно связаны между собой. Особенно важным считается 3D-моделирование — именно от этого этапа напрямую зависит, насколько простой и быстрой будет непосредственная реализации заказа на производстве. В среднем подготовительные этапы производства занимают около месяца, и столько же непосредственная реализация заказа на мануфактуре.

Среди всех ювелирных изделий наиболее дорогостоящим считается производство серёжек. По сути, в розничную цену должна закладываться стоимость производства сразу двух изделий, поэтому расчет адекватной затратам рыночной стоимости — непростой вопрос. Одним из самых сложных также считается создание колец, и не только с точки зрения производства (на каждый размер нужна отдельная мастер-модель и, соответственно, отдельные резинки), но и из-за расчета дальнейшей реализации продукции — при заказе нужно обязательно учитывать спрос на тот или иной размер колец.

Стоит отметить, что описанный выше процесс относится только к созданию монолитных ювелирных изделий (колец, браслетов, кулонов, серёжек). Такие элементы украшения как цепочки, застёжки и другие виды фурнитуры закупаются на ювелирных производствах отдельно, как правило, у других компаний, которые специализируются на плетении цепочек и создании соединительных элементов к ним.

Конечно, описанная выше модель производства не единственная, однако именно она считается наиболее пригодной при промышленных масштабах.

Создание украшений, бытовых предметов из драгоценных и полудрагоценных материалов — древнейшее декоративно-прикладное искусство, проявляющееся в вечном стремлении человека к гармонии и красоте. Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях — это мастерство с тонким пониманием свойств материала, умение создавать предметы для эстетического удовольствия.

Технология изготовления ювелирных изделий

История возникновения и развития

С доисторических времён у людей была потребность в украшениях. Самые примитивные предметы выполнялись из ракушек, костей животных, цветных минералов. Наиболее древние поделки насчитывают около 100 тысяч лет, они были найдены на территории современного Израиля. Древние люди делали из найденных камней амулеты, придавая им магическое значение.

Изготовление ювелирных изделий

Через несколько тысячелетий человек научился обрабатывать материалы, появилось направление, названное глиптикой. Этот вид творчества связан с резьбой на полудрагоценных или драгоценных камнях. Первые разработки по добыче и огранке камней алмазом относятся к этому периоду.

С развитием торговли расширялось производство, появились цеха и небольшие заводы. Умельцы хранили свои секреты и передавали их только наследникам или ученикам. В эпоху средневековья зародились гильдии мастеров. Этот вид творчества постепенно перестал быть ремеслом. Ручной способ обработки драгоценных камней и металлов позволял создавать уникальные произведения. Самые именитые ювелиры были близки к королевским особам, созданные ими украшения были доступны только самым богатым людям.

Производство ювелирных изделий

Переход к массовому производству украшений произошёл в конце ХIХ — начале ХХ века. Век индустриализации и развития промышленности ознаменован созданием синтеза искусственных материалов. С увеличением производства таких поделок растёт стоимость природных минералов, камней, металлов. Это происходит и в наши дни.

Россия имеет богатую историю развития этого вида творчества. Во время археологических раскопок находят уникальные и удивительные по красоте украшения, возраст которых насчитывает несколько тысячелетий. Расцвет создания произведений искусства из драгоценных металлов и камней пришёлся на время правления династии Романовых.

В начале ХХ века произошла революция, и этот вид производства пришёл в упадок. В Советском Союзе геммология была объявлена буржуазной, а украшения — излишеством. Массовая продукция выпускалась из синтетического корунда и не имела отношения к искусству, признанному в цивилизованном мире. К тому же во всех предметах преобладала советская идеология.

Характеристика ювелирных материалов

Умельцы используют для работы различные материалы в зависимости от того, какой предмет выполняется. Они делятся на следующие типы:

Ручное изготовление ювелирных изделий

  • Металлические элементы представлены цветными, благородными металлами и их сплавами.
  • Неметаллические — это полудрагоценные, драгоценные и поделочные минералы, пластик, резина, керамика, фарфор, стекло.

Минералы искусственного и органического происхождения используются для медальонов, серёг, перстней. В производстве сувениров применяют кости и рога животных, ракушки, дерево и кожу.

Металлы и сплавы

Самыми популярными у мастеров являются металлы, имеющие статус благородных. Это объясняется не только их природной красотой, но и уникальными свойствами. Иногда их применяют без добавок, но чаще — в сочетании с другими элементами. К ним относятся следующие металлы:

Серебро металл

  • Золото — имеет красивый жёлтый оттенок, обладает мягкостью, ковкостью и химической стойкостью. Для производства различных украшений используется в виде сплавов со специальными легирующими добавками, придающими металлу голубые, красные, зелёные, белые оттенки.
  • Серебро. Главные достоинства этого пластичного металла — его отражательная способность и ковкость. Отличается стойкостью к влаге и сильным кислотам. В украшениях применяется в сплаве с медью. Им декорируют интерьер, из него делают посуду.
  • Платина — очень тугоплавкий металл с серебристым оттенком. Степень твёрдости выше, чем у серебра и золота. Привлекает специалистов игрой цвета, долговечностью и пластичностью. Украшения из платины очень элегантны и нарядны.

Платина металл

Элементы, относящиеся к платиновой группе, — родий, палладий, рутений, осмий — нашли своё применение в промышленности. В качестве дополнительного компонента их используют с белым золотом, платиной.

Чистые металлы в ювелирной промышленности применяются редко из-за высокой стоимости, недостаточной стойкости к износу и невысокой твёрдости. Эти недостатки устраняются с помощью сплавов. Легирующими элементами в золотых сплавах являются серебро, цинк, кадмий, медь и элементы платиновой группы. Главным металлом в серебряных сплавах выступает медь, иногда — никель, алюминий, цинк. Самыми популярными считаются следующие сплавы:

Золото металл

  • Латунь — основным металлом в этом сплаве является медь с цинком, свинцом, железом, оловом. Легко обрабатывается с помощью резки и давления.
  • Бронза имеет в своей основе медь и такие компоненты, как кремний, алюминий, олово, бериллий, марганец, никель, кадмий, цинк. Бериллиевая бронза — самая упругая, твёрдая и устойчивая к коррозии. Из неё производят значки, медали, сувениры.
  • Нейзильбер с медью, цинком и никелем в составе. Тягучий, стойкий к коррозии и пластичный. Ювелиры применяют его для украшений с филигранью.
  • Мельхиор — красивый сплав с серебристым цветом. Состоит из меди и никеля. Хорошо поддаётся штамповке, резке, полировке, пайке, поэтому очень популярен у ювелиров.

Легирующие металлы делают сырьё более пластичным, ковким и меняют цвет основного элемента. Дополнительным преимуществом сплавов является их стойкость к коррозии.

Основные технологии

Технология производства ювелирных изделий делится на серийный и индивидуальный способ. Оно состоит из нескольких основных процессов:

Способы изготовления ювелирных изделий

  • Плавка, литьё и прокатка.
  • Вальцовка и волочение.
  • Холодная штамповка.

Чтобы получить драгоценный металл необходимой пробы, осуществляется его сплавление с легирующими компонентами. Плавка представляет собой превращение твёрдого материала в жидкое состояние или расплав. В таком состоянии металлы заливаются в специальные ёмкости для придания им нужной формы. Этот процесс получил название литьё.

Вальцовка полученных слитков проводится для получения металлической проволоки и листов с нужным сечением и толщиной. Благодаря прокатке получаются профили различной формы — овальной, круглой или квадратной. С помощью алмазных фильеров делают волочение проволоки. После этого её используют в филигранных предметах.

Оборудование для изготовления ювелирных изделий

Штамповка — это обработка металлических поверхностей с помощью давления. Для этого процесса применяются особенные приспособления, называемые штампами. Одним из видов холодной штамповки является чеканка, которая может быть серийной или ручной.

Для защиты предметов от коррозии применяют гальваническое покрытие и оксидирование. Гальванический способ заключается в золочении или серебрении поверхности, при этом толщина слоя зависит от вида украшения. Оксидируют готовый продукт с помощью серной кислоты, после чего наносится бесцветный лак.

Если украшение дополнено драгоценными или полудрагоценными камнями, то особую роль играет умение закрепить камень. От таланта мастера и выбранного им метода зависит красота и игра света в камне, а также стоимость предмета. Технология изготовления ювелирных изделий включает основные методы крепления:

Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях

  • Крапановый метод — это закрепка при помощи крапанов, выполняющих роль зажимов. Камни крепят как в касты, так и в металл.
  • Кернерный способ предназначен для бескастового крепления одного или нескольких камней. В изделии высверливается отверстие, с помощью металлических частиц или кернеров в них помещаются камни. Края обрабатываются гризантной отделкой и представляют собой мелкую насечку.
  • Глухой обжим характеризуется бескрапановым креплением в касты и выглядит как металлический кант, обжимающий камень по всей окружности.

В случае применения камней, не имеющих статуса драгоценных, а также стеклянных и марказитовых изделий может использоваться клеевая основа для их крепления. С помощью клея закрепляется жемчуг и кораллы с неполными отверстиями.

Классификация по технике и назначению

Ювелирную продукцию принято классифицировать по их функциональному назначению и технике исполнения. От последней во многом зависит их стоимость. К основным классам относятся различные украшения, письменные и туалетные принадлежности, посуда, гарнитура, предметы для украшения интерьера и сувениры.

Технология производства ювелирных изделий

По техническому исполнению они делятся на три типа: индивидуальное, машинное и комбинированное производство. На выполнение ручным методом затрачивается много сил и времени, и каждое изделие отличается индивидуальностью, поэтому стоимость такой работы самая высокая.

Производство с помощью специального оборудования заключается в выполнении основных процессов и операций. Тем не менее на завершающих этапах без участия человека не обойтись. Аналогичным образом выглядит и комбинированное производство. Самую сложную и кропотливую часть работы выполняют люди, доводя до совершенства изготовленные машинами детали.

Инструменты и оборудование

Современному ювелиру необходимы не только навыки и знания, но и оборудование для изготовления ювелирных изделий, которое включают в себя следующие предметы:

Оборудование для производства ювелирных изделий

  • Столярное оборудование (фиксирующие тиски, наборы напильников и надфилей, фрезы, свёрла, плоскогубцы, ножницы, пинцет, кусачки).
  • Шлифовальное оборудование (набор нитяных, металлических и щетинных щёток, станки для полировки и шлифовки, фланелевые и брезентовые круги).
  • Оптические приборы (лупы, микроскопы) требуются при работе с мелкими предметами, а также во время огранки камней.
  • Набор химических реактивов (кислоты, щёлочи, соли). С их помощью растворяют и обрабатывают металлы.
  • Весы настольные, оснащённые разновесами.

Кроме инструментов, важную роль играют помещение и рабочее место мастера. В мастерской должна иметь несколько помещений, имеющих вытяжную вентиляцию. Одна комната оборудуется под основное место для работы, вторая используется для проведения необходимых операций, связанных с выделением вредных веществ. Там же помещаются механизмы для литья и печи для плавки. Барабанную и центробежную галтовку применяют при финальной обработке изделий.

Для успешной работы мастеру необходимы и канцелярские принадлежности (набор простых карандашей с ластиком, ватман, акварельные краски и кисти), так как ювелирное творчество не обходится без предварительного создания набросков и эскизов будущего шедевра.

Сидельников С.Б. и др. Технология производства ювелирных изделий

Конспект лекций / сост.: С. Б. Сидельников, С.В. Беляев, И.В. Усков [и др.] – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – 52 с.

Изложены сведения об основных операциях и технологических особенностях получения ювелирных изделий методами литья, обработки давлением и обработки резанием. Приведены контрольные вопросы для самостоятельной подготовки.

Смотри также

Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела

4-е издание. — Л.: Машиностроение, 1982. — 379 с. Книга охватывает широкий круг вопросов, связанных с обработкой сплавов на основе благородных металлов и с процессами производства ювелирных и декоративных изделий. Книга предназначена для инженерно-технических работников, специализирующихся в области ювелирного производства и декоративно-прикладного искусства. Она также может быть.

  • 4,62 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 07.01.2020 09:58

Мутылина И.Н. Художественное материаловедение. Ювелирные сплавы

Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005. — 132 с. В данном учебнике приведены сведения о сплавах, широко используемых в ювелирном производстве, представлены механические и технологические свойства сплавов на основе золота, серебра, платины и платиновых металлов, а также других металлов и сплавов, используемых для изготовления художественных изделий. Пособие предназначено для.

  • 3,22 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 24.04.2009 21:50

Простаков С.В. Ювелирное дело

Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 352 с. — (Учебный курс). — ISBN 5-222-00725-1. Книга знакомит с материалами и инструментами, используемыми в ювелирной практике, и дает представление об основных способах изготовления и ремонта ювелирных изделий, их отделке и художественной обработке. Представляет интерес для всех, кто хочет овладеть прекрасной специальностью — ювелир.

  • 4,66 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 30.09.2016 23:23

Телесов М.С., Ветров А.В. Изготовление и ремонт ювелирных изделий

М.: Легпромбытиздат, 1986. — 192 с. Производственно-техническое издание. Технология изготовления и ремонта ювелирных изделий. Организация производства, рабочего места. Справочные данные по материалам, применяемым в ювелирном деле (металлы, драгоценные и недрагоценные сплавы, каменно-поделочный материал, драгоценные камни, эмали). Операции и процессы: опробование металлов и.

  • 2,99 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 21.01.2017 19:34

Тойбл Карел. Ювелирное дело

Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 200 с. с ил. Книга знакомит читателей с основами ювелирного дела. Рассказывает о простых и благородных металлах, технологии их обработки, различных ювелирных работах. Описывает драгоценные и полудрагоценные камни, а также используемые при изготовлении драгоценностей материалы в соответствии с их применением в ювелирном деле.

  • 9,41 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 01.05.2010 19:39

Халилов И.Х. Гальванотехника для ювелиров

Практическое пособие. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003, 60 с. В книге приведены сведения о химических и электрохимических способах полирования металлов, составах электролитов и их параметрах, а также составах электролитов золочения, серебрения, палладирования, платинирования, родирования, особое внимание уделено методике приготовления этих составов, эксплуатации и регенерации.

Читайте также: