Конспект лидерство и руководство

Обновлено: 08.07.2024


5
Если так случилось, что, осмыслив ситуацию, вы пришли к выводу, что неуважительно вели себя по отношению к коллеге, попробуйте проанализировать, почему так произошло. Что в его поведении не соответствовало вашим ценностям? Что вызвало у вас чувство, что он больше не достоин уважительного отношения? Ответив на этот вопрос, вы сможете разобраться в причине проблемы: либо дело в вас, либо дело в том, что поведение человека противоречит командным и организационным стандартам – в этом случае лучше поговорить с ним напрямую. Этот разговор должен быть честным, открытым и с участием двух сторон.
Диалог, нацеленный на поиск положительного решения, это первый шаг к восстановлению доверия.
Выводы:

Проявляйте истинный интерес к другим.

Показывайте ваше внимание к окружающим.

Уважайте достоинство каждого человека.
3. Создает открытую среду.
Будьте естественными и искренними, всегда говорите правду, чтобы люди могли проверить вашим словам. Делитесь своим видением и мечтами о бизнесе. Объясните команде, как она способствует вашему видению.
Будьте конкретны в том, чего вы хотите достичь, и не оставляйте места для ошибок или неправильной интерпретации последствий.
Люди в командах-победителях делятся ресурсами и не вредят усилиям своих коллег. Открытость – залог ясности. Будьте решительными, обмениваясь вашими целями и ожиданиями.
Выводы:

Говорите правду так, чтобы люди могли её проверить.

Смотрите правде в глаза и будьте искренни.

Старайтесь прояснять ситуацию, предоставлять факты.

Не стройте тайные планы.

Не скрывайте информацию.
4. Борется с несправедливостью.
Никогда не скрывайте свои ошибки и умейте извиняться. Люди уважают и восхищаются теми, кто может принять ответственность на себя и признать ошибку, пытаясь уладить проблему и восстановить отношения.
Если команда не справляется со своими обязанностями, руководитель может превратить хаос в порядок, если поделится своими планами относительно того, как и что он собирается менять.
Справедливость имеет большое значение в построении цепочки доверия.


7
Слушайте людей внимательно и давайте им обратную связь. Все полученные отзывы – плохие и хорошие – имеют значение, поскольку дают информацию, с которой можно работать.
Мнение команды о вас – это коллективная реальность. Слушая и реагируя на полученные отзывы, вы обеспечиваете рост и развитие на всех уровнях.
Выводы:

Непрерывно совершенствуйтесь.

Увеличивайте свои возможности.

Постоянно учитесь.

Разработайте системы обратной связи – формальную и неформальную.

Реагируйте на обратную связь, которую получаете.

Благодарите людей за обратную связь.
8. Смотрит правде в глаза.
Будьте в курсе проблем. Содействуйте открытому взаимодействию и сотрудничеству. Погрузитесь в решение проблем для развития потенциала команды, обеспечивая синергию одних идей с другими. Не бойтесь мужественно обсуждать неудобные темы. Всегда вступайте в решающую беседу, которая должна состояться. Лидеры, предпочитающие говорить напрямую, могут быть уверены в том, что в итоге реальность создаст благоприятную среду для укрепления командного духа.
Выводы:

Решайте вопросы головой, даже те, что кажутся необсуждаемыми.

Со сложными ситуациями разбирайтесь напрямую.

Признавайте невысказанное.

Ведите себя смело в разговоре.

Не уклоняйтесь от реальных проблем.

Не прячьте голову в песок.
9. Вносит ясность в ожидания.
Представьте общее видение развития компании и убедитесь в том, что все понимают, какие шаги нужно предпринять. Всегда будьте конкретны, никогда не говорите расплывчатыми фразами.
Большинство команд хотят добиться успеха. Неудачи обычно случаются тогда, когда человек, делегирующий задачи, предполагает, что стандарты команды и показатели качества одинаковы для всех. Вы не можете управлять тем, что вы не можете измерить, так же как вы не можете довести до конца то, что даже не обозначили в качестве результата.


11 последователями, сути задачи, степени власти лидера). На современном этапе развития политико-психологической науки практически все исследования в области политического лидерства можно отнести к теориям системного подхода, т.к., без сомнения, необходимо учитывать оба фактора. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мнений, подходов, направлений в понимании лидерства много, но все они сходятся в мысли, что лидер – очень важная фигура в коллективе и организации, он призван вести группу за собой, улучшать ее психологический климат, стремиться вместе с ней к достижению поставленных целей.
Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. Руководство, таким образом, всегда содержит правовую основу в отличие от лидерства. Инструментальный руководитель – это руководитель, ориентированный на задачу, а психологический руководитель – на людей и их интересы. Вполне понятно, что большинство руководителей сочетают в своей деятельности и то, и другое.
Вопрос 5. Основные отличия лидера от руководителя.
Несмотря на то, что по своей психологической сущности процессы лидерства и руководства тождественны, существуют различия между лидером и руководителем, которые традиционно выделяются в социальной психологии
1 1. Лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель –
формальные. Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации (учреждения), т.е. вне группы.
2. Лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды. В то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений.
3. Лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, потому что многие условия его возникновения зависят от групповых процессов, которые не всегда предсказуемы. Руководство – процесс целенаправленный и запланированный. Он не зависит от групповых настроений, групповой динамики и реализуется на уровне формальных отношений. Руководство всегда осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство.
1
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971

Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее влияние, как на действия, так и на мнение отдельного её члена и что становление и развитие группы происходит, в том числе через постепенную кристаллизацию функций её лидера-человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы.

Руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера.

Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации. Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведённой ему конкретной функциональной области. Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Неформальный лидер выдвигается за счёт своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определённой организации.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Таблица 1. Характерные различия руководителя и лидера

Занимаемые позиции Руководитель Лидер
по отношению к работникам Осуществляет регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации: · предпочитает порядок во взаимодействии с подчинёнными · строит свои отношения с подчинёнными соответственно тем ролям, которые они играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. · несёт персональную ответственность за результаты работы подчинённых; Осуществляет регуляция межличностных отношений в группе: · подбирает и держит людей, которые понимают и разделяют его взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении; · учитывает потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции; · строит свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их.
по отношению к цели · обеспечивает достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана; · практически не использует цели для проведения изменений. · сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
по отношению к принятию решений · используя свой профессионализм, различные способности и умения, концентрирует свои усилия в области принятия решений; · пытается сузить набор путей решения проблемы; · принимает решения на основе прошлого опыта. · предпринимает постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы; · берёт на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.




Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее влияние, как на действия, так и на мнение отдельного её члена и что становление и развитие группы происходит, в том числе через постепенную кристаллизацию функций её лидера-человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы.

Руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера.

Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации. Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведённой ему конкретной функциональной области. Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Неформальный лидер выдвигается за счёт своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определённой организации.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Таблица 1. Характерные различия руководителя и лидера

Занимаемые позиции Руководитель Лидер
по отношению к работникам Осуществляет регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации: · предпочитает порядок во взаимодействии с подчинёнными · строит свои отношения с подчинёнными соответственно тем ролям, которые они играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. · несёт персональную ответственность за результаты работы подчинённых; Осуществляет регуляция межличностных отношений в группе: · подбирает и держит людей, которые понимают и разделяют его взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении; · учитывает потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции; · строит свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их.
по отношению к цели · обеспечивает достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана; · практически не использует цели для проведения изменений. · сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
по отношению к принятию решений · используя свой профессионализм, различные способности и умения, концентрирует свои усилия в области принятия решений; · пытается сузить набор путей решения проблемы; · принимает решения на основе прошлого опыта. · предпринимает постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы; · берёт на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе.

В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений.

В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический – в зависимости от ориентации и лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные.

Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства.

Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер.

Он может использовать формальные и не формальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции;

5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений.

Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней.

Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы.

Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно.

Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы.

Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером.

Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Некоторые социально психологические закономерности влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные.

Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

К социологическим теориям лидерства относятся: теория черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей, реляционная теория.

Теория черт включает идею о том, что лидерство – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера.

В социологических концепциях М. Вебера и Э. Трельча был введен специальный термин для обозначения такой специфической черты лидера, как харизма – исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей.

Теория получила достаточно много опровержений в связи с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера.

Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера.

Лидер – функция ситуации.

Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, высока вероятность смены лидера.

Т. Шибутани выделил два психологических фактора, которые зависят от изменения ситуации: степень формализации группы и степень автономии членов группы.

Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов:

1) внезапные критические ситуации. Они являются непредсказуемыми, возникают как стихийный процесс и способствуют выдвижению нового лидера;

2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации. Лидеров и руководителей специально готовят для определенных действий в таких ситуациях;

3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе которых лежат конвенциональные нормы.

Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера.

Люди, склонные к доминированию в общении, часто здесь выступают в роли лидера;

4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации, возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой большинства людей);

5) групповые ритуалы. Это неформальные отношения, определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы.

Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей.

Лидерство – функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы.

Если группа не поддерживает лидера, то он утрачивает возможность влиять на ее деятельность, в связи с этим необходимо изучать требования и интересы группы.

В рамках теории черт, ситуационной теории и теории определяющей роли последователей изучались различные проблемы влияния и руководства.

Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана комплексная (реляционная) теория лидерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий.

В концепциях психоаналитического направления лидерство рассматривалось как эффект нереализованных в социальной жизни некоторых влечений человека (З. Фрейд).

А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом. Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними.

В современной социальной психологии популярность обрели психологические теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого среднего уровня.

Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).

К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком – руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных.

Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании.

Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.

При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать.

Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция.

Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп.

Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками.

При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации.

Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами.

Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности.

Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности.

Попустительский стиль встречается реже.

При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности.

Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается.

В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута.

Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении.

Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля в зависимости от условий деятельности.

Основные факторы изменения стиля руководства: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчиненных или уровень их профессионализма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 17. Понятие конфликта

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды Классификация средств обучения не может быть четкой и единой. Особенность средств обучения состоит в том, что они применяются совокупно, вместе и никогда не взаимоисключают друг друга. Задача учителя – отобрать

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса.В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и

ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность

ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность Социализация – процесс и результат социального развития человека.Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни

ЛЕКЦИЯ № 9. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения

ЛЕКЦИЯ № 9. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения Конфликт – открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация 1. Исследования понятия и динамики социальных установок Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.Проблема

Лекция 22. Понятие конфликта, его сущность

Лекция 22. Понятие конфликта, его сущность Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление

Понятие групповых конфликтов и их классификация

Понятие групповых конфликтов и их классификация Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно

68. ПОНЯТИЕ ГРУППЫ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ. ВИДЫ ГРУПП

68. ПОНЯТИЕ ГРУППЫ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ. ВИДЫ ГРУПП Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится

ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие характера

Гост

ГОСТ

Понятие и особенности лидерства

Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета.

Лидер - это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия.

Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера (рисунок 1). Вместе они образуют два типа лидерства:

  • неформальное лидерство;
  • формальное лидерство.

Рисунок 1. Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Обе сферы лидерства неотделимы друг от друга, равно как и социально-экономическая и организационно-техническая стороны управления.

Формальное лидерство в большей степени сопряжено с понятием руководства. Неформальное же лидерство определяется факторами личностного и ситуационного характера.

Сущность, цели и задачи руководства

Под руководством в общем смысле принято понимать процесс, непосредственно связанный с управлением и контролем за деятельностью организации или группы лиц. Применительно к сфере менеджмента его принято отождествлять с механизмом, направляющим усилия коллектива и/или отдельно взятой личности на выполнение общих задач. Считается, что оно побуждает людей к достижению поставленных целей посредством влияния на их потребности.

Готовые работы на аналогичную тему

Руководитель – лицо, которое официально наделено правом принятия управленческих решений. Как правило, он выступает единоначальником в пределах переданных ему полномочий.

В значительной степени руководство отождествляется с менеджментом или управлением. Его отличительными особенностями выступает формализованный характер. К основным чертам руководителя, характеризующим его сущность, относятся:

  • несение ответственности за конкретный хозяйственный объект, процесс или программу;
  • наличие в подчинении группы лиц;
  • наделение необходимыми правами и полномочиями по принятию управленческих решений;
  • принятие ответственности за последствия реализации самостоятельно принятых управленческих решений.

Функции руководства сводятся к функциям менеджмента. Основными из них считаются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.

Взаимосвязь, сходства и различия между лидерством и руководством

Сегодня доподлинно известно, что лидерство является одним из основополагающих аспектов управленческой деятельности и, соответственно, руководства. Фактически оно пронизывает всю систему менеджмента любой компании.

В то же время, хотя лидерство и выступает существенным компонентом эффективного менеджмента, далеко не все эффективные лидеры в равной степени являются и эффективными руководителями. Основные отличия между менеджером-руководителем и лидером представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В руках руководителя сосредоточена официальная, регламентированная власть. Лидер же в отличие от менеджера регулирует межличностные, а не официальные отношения в группе.

Лидерство зачастую возникает стихийно, в то время, как менеджеры назначаются официальным приказом высшего руководства. В связи с этим положение руководителей более стабильно, а сама их деятельность – регламентирована правилами.

Помимо прочего, считается, что лидерство в большей степени характерно для малых групп, в то время, как руководство является элементом макросреды, представленной системой общественных отношений.

Основные отличия лидерства от управления (руководства) сводятся к четырем базовым постулатам:

  • постулат 1: в отличие от лидерства руководство существует в организационных структурах взаимодействующих людей;
  • постулат 2: выдвижение и направленность лидеров и руководителей происходят различными способами;
  • постулат 3: в отличие от руководства лидерство предполагает обязательное наличие последователей;
  • постулат 4: лидерство и руководство не одно и то же.

Таким образом, считается, что лидеры могут существовать даже в неорганизованных группах, в то время, как руководители управляют строго организованным коллективом (структурами). Зачастую такие структуры функционируют на протяжении довольно длительного времени. В их роли могут выступать банки, предприятия, учебные заведения и пр.

Рисунок 3. Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как правило, руководителем становятся в результате намеренных действий формальной организации, в основе которых лежит принцип делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а за счет выбора группы (коллектива).

Одним из важнейших различий между руководством и лидерством считается наличие у последнего последователей. Если руководство характеризуется наличием подчиненных, которые вынуждены подчиняться приказам выше стоящего руководства, то лидерство предполагает наличие последователей, которые добровольно следуют за лидером и в любой момент могут изменить свое решение.

Наконец, следует понимать, что руководство и лидерство – это далеко не одно и тоже. В основе лидерства лежит нечто большее, нежели формальная основа. Оно основано на личной харизме и авторитете, действия лидера не ограничиваются рамками официальных полномочий и структур. Руководство же предполагает официальное возложение на человека функций управления организацией.

Читайте также: