Конспект открытого занятия по профориентации

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока – развитие у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

образовательная: знакомство учащихся с формулой успешного выбора профессии, правилами и ошибками в выборе профессии, профессиями будущего.

коррекционно-развивающая: корректирование адекватных представлений о будущей профессии в соответствии с индивидуальными желаниями и возможностями.

воспитательная: привитие чувства ответственности к выбору профессии.

•личностные компетенции (самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность)

1.Словесные методы обучения (мини-лекция, дискуссия, обмен мнениями, впечатлениями, диалог).

2. Метод игры (развивающие).

3. Практический (ролевые игры и упражнения).

4.Наглядный метод обучения (карточки с ситуациями, буклеты)

Методическое оснащение урока: мультимедиа-презентация, карточки с заданиями, буклеты.

III . Профессия как одежда, она должна быть впору именно Вам, соответствовать Вашим внутренним склонностям. К примеру, Вы же не будете ходить в туфлях на 2 размера больше. Конечно, Вы их сначала примерите. Тем более надо тщательно выбирать себе профессию. Давайте разберемся, с чего надо нужно начинать выбор профессии. Первое – это, конечно, Ваши желания. Но, когда, мы говорим о желаниях, это не значит, что имеется в виду зарплата. В зарплате измеряется количество и качество труда, то насколько Вы эффективны работодателю, как профессионал. Нужно иметь интерес к самой работе. Интерес, мы называем словом ХОЧУ. Достаточно ли иметь лишь интересы? Этого недостаточно, ведь существуют наши профессиональные. возможности. Н-р, Вы хотите водить велосипед, Вам это интересно, но Вы это не умеете делать. Отсюда вытекает следующее требование к правильному выбору профессии – МОГУ. Круги хочу и могу должны совпасть. Но достаточно ли этого? Например, Вы хотели бы и наверняка смогли бы собирать кокосовые орехи, но они в России не растут. Соответственно, нужно но также исходить из спросов рынка труда. Это круг НАДО. Соответственно, профессию надо выбирать, где совпадают круги ХОЧУ-МОГУ-НАДО. Это и есть формула успешного выбора профессии.

Ребята, теперь вы знаете формулу успешного выбора профессии. Надеюсь, вы ее сохраните у себя в памяти и примените ее в жизни.

Несмотря на то, что вы знаете формулу выбора профессии, вам не избежать влияния определенных людей, предметов на ваши личный выбор профессии. Предлагаю совместно составить схему КТО/ЧТО может влиять на выбор профессии. Ученики на доске в схематичной форме записывают, кто/что влияет на выбор профессии.

Ребята, хотите вы этого или нет, на вас постоянно кто-то будет влиять. Главное, чтобы влияние не было негативным и не сказалось плачевным образом на выборе вашей профессии.

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: “Доволен ли ты избранной профессией?” И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге.

Давайте мы с вами вместе подумаем, какие ошибки совершают молодые люди, выбирая профессию? Опрос учащихся.

Все чужие промахи, уже сделанные вашими предшественниками можно разделить на группы.

1.Первая группа – незнание мира профессий.

Из множества профессий ребята знают 25 – 30 специальностей, и даже меньше. Многие почти не обладают информацией о содержании профессии.

А ведь можно прочитать специальную литературу о профессиях, познакомиться с профессионально – графическими описаниями профессии, посмотреть видео – фильмы о профессиях, наконец, побывать на рабочее месте и встретиться с человеком интересующей профессии.

2.Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессии.

3.Третья группа ошибок – незнание самих правил выбора профессии:

Правило выбора остерегает: не стоит автоматически переносить свой интерес к предмету на будущую профессию

Правило выбора гласит: рискованно переносить отношение к человеку на его профессию.

Правило выбора предупреждает: не подавайте документы в учебное заведение за компанию с приятелями.

Правило выбора указывает: не всегда разумно выбирать профессию только потому, что учебное заведение находится рядом с домом.

К вышесказанному можно добавить: нужно выявить, какие профессии нужны в нашем регионе. Т.е., профессии будущего, наиболее востребованные профессии в ближайшие 10 лет.

Предлагаю поработать в 3 группах. Каждой группе предлагается выбрать профессию будущего и защитить ее, предоставив факты, зачем и кому она будет нужна.

Как подведение итогов работы, предлагается раздать буклеты ученикам и подвести итоги работы.

Целью процедуры является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных одноклассниками.

Всем дается задание, напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7— 10 минут.

Рефлексия (используются карточки 3-х цветов).

- Оправдались ли Ваши ожидания и какие чувства Вы испытали от нашей встречи?

Для ответа воспользуйтесь одной из карточек.

Синяя – чувство неопределенности

3.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

4.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.

5.Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие. – М.: Глобус, 2006

6.Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.

Сегодня мы с вами окажемся не совсем в обычной ситуации, но которая может случиться в нашей жизни, и попробуем решить возможные сложившиеся проблемы. Предлагаю для начала поприветствовать всех участников нашего занятия, для этого просто улыбнемся друг другу.

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, без родителей, без родственников, у вас нет жилья, нет работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку: вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования….
(Для активизации погружения в проблемную ситуацию, на интерактивный экран помещается картина-фото с изображением большого незнакомого города, со множеством домов, улиц, автомобилей. Показ сопровождается музыкой)

Теперь вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы:

  • в каком городе или даже в стране вы находитесь?
  • какое у вас время года?
  • что вы будете делать? Каковы ваши действия?
  • что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
  • что будет потом?

После выполнения письменного задания, ученики зачитывают свои ответы. Затем проводится совместное обсуждение.

Комментарий: Во время обсуждения, акцентируется внимание на то, что временные работы – это и временный заработок, а в целом необходимо учиться, для того чтобы научиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы и разобраться в многообразии профессий.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Проблема выбора профессии, профессиональное самоопределение - это дело очень серьёзное. Время очень быстро идёт вперед, и от человека в настоящее время требуется готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни.

Теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и выполнив небольшое упражнение выберем знатока профессий.

По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течение 3 секунд. Если участник не укладывается вовремя, то он выбывает из круга. И так, пока не останется 1 победитель - знаток профессий.

Ребята, вы молодцы! Сколько много профессий вы знаете! А теперь, давайте поиграем и попробуем связать, названные вами профессии. (Ученикам можно предложить сесть в круг на стулья или на пол, в удобной позе)

Упражнение - игра "Цепочка профессий"

Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чём сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

Комментарий: Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях. По ходу игры необходимо иногда задавать ученикам уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа совместно.

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.

Да, ребята, мы с вами отлично поиграли, теперь давайте обратим внимание на экран и выполним следующее упражнение.

Ученики выполняют задание.

Теперь, я снова предлагаю вам поиграть

Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.

Инструкция. Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине дующего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-х годов XX стол закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет.

Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.

Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.

Второй - выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки.

Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные. ).

Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли.

Главные игроки примерно на 3-4 минуты отправляются в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Оставшимся ученикам предлагается придумать по 2-3 вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.

Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места, и им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней.

После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, предлагается начать пресс-конференцию, т.е. остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Чтобы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться - обязательно по имени и отчеству.

После пресс-конференции, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.

Сначала можно спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками.

На доске нужно написать критерии различия этих стереотипов предлагаемые участниками.

Труженик (настоящий, а не карикатурный) - это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты.

Лентяй (по определению) - это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле, лентяй близок к дураку: может сделать что-то значительное, но не хочет.

Бездарность - это тот, кто может и очень даже хочет, но совершенно не способен. (Бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом, бездарность способна пробраться на престижную работу, но саму работу она делать не умеет.)

Кто же по-настоящему счастлив из выделенных стереотипов?

Теперь, я вам предлагаю отвлечься, садитесь за общий стол, как вам удобно и приступайте к следующему заданию.

(Журналы, вырезки, картинки подготовлены заранее). Коллаж создается под музыкальное сопровождение.

После создания коллажа, вниманию ребят предоставляется небольшой информационный блок.

Существуют определенные правила выбора профессии. Зная главные, доминирующие черты своего характера и особенности поведения, знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться, – ключ к успеху.

  1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.
  2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  3. Выберите наиболее привлекательную профессию.
  4. Подробно изучите выбранную профессию.
  5. Сравните полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.
  6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.
  7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Рефлексия "Прогноз погоды"

Ребята, я вам предлагаю рассказать о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком "прогноза погоды", т.е. говорите о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать ваше душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0 до +10◦С).

Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) фиксирует маркером на заранее приготовленном ватмане, закрепленном на доске.

После того как высказались все участники, необходимо соединить все отметки температуры в график. Когда график будет построен, ученикам дается возможность проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Вы сегодня многое узнали о себе благодаря выполненным упражнениям. Надеюсь, информация, полученная на нашем занятии, обязательно пригодится вам в выборе профессии. И если вы окажетесь в большом незнакомом городе, то вы не растеряетесь и все у вас получится! (Снова на экран помещается изначальная картинка-фото с изображением большого незнакомого города, со множеством домов, улиц, автомобилей). А теперь пришло время поблагодарить друг друга. Для этого мы проведем заключительное упражнение.

Упражнение "Корзина пожеланий"

Всем ученикам раздаются маленькие разноцветные бумажки, на которых ребята пишут друг другу что-то приятное на будущее в достижении профессиональных целей и "бросают" свои пожелания в "корзину". Затем, все ученики встают как можно ближе друг к другу и на счет "три", опрокидывают "корзину пожеланий" на себя. (обычно это упражнение приводит ребят в восторг).

Цель: профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;

-научить устанавливать связи между разными видами труда;

-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;

-заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;

-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);

1. Сформированы знания детей о различных профессиях и их особенностях.

2. Сформированы знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.

3. Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых.

коллекция атрибутов по принадлежности к различным профессиям.

Ход занятия:

Воспитатель: - Придумано кем-то просто и мудро

- При встрече здороваться:

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

- Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

- И доброе утро длится до вечера.

В: - Ребята вот мы с вами поздоровались, улыбнулись друг другу, а теперь посмотрите по сторонам, как -то необычно стало в нашей зале, что то странное стоит посередине, давай те подойдем поближе и посмотрим.

Да, правильно профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Хотите попробовать получить профессию? (ответы детей)

(ответы детей)

Без дела жить, небо коптить,

Дело мастера боится,

Где труд там и счастье

Больше дела, меньше слов

В: - Молодцы ребята, теперь можно ехать воспитатель включает космическую музыку) музыка заканчивается и голос говорит: -

Всегда приятно людям есть, когда вкусна еда.

А у хороших поваров еда вкусна всегда.

Жаркое, рыба, винегрет, окрошка и борщи,

Салат, котлеты и омлет, и булочки, и щи.

Всегда все свежее у них, ну как должно и быть,

Еда не может подгореть и не должна остыть.

В: Ребята сегодня вам предстоит освоить профессию повара, для этого возьмите форму одежды, которую носят повара. (помогает детям одеть фартуки и колпаки)

В: А сейчас ребята вам нужно будет отгадать загадки о кухонных приборах

(Загадывание загадок о кухонных приборах)

1. В этой кухонной посуде

суп и кашу варят люди.

Ну, а мама для сынули,

Варит суп в большой…кастрюле.

2. В ней пожарю я котлеты

И картошку без труда,

Испеку блины к обеду,

3. На плите стоит-пыхтит,

в нём вода бурлит-кипит.

Чайных чашек всех начальник,

4. За обедом подают

Много вкусных первых блюд-

Борщ, бульон и суп с горошком…

Их едят столовой…ложкой.

В: - Правильно ребята! А чем занимается повар? (ответы детей)

(одна команда будет варить борщ, другая компот. Напротив каждой ребенка будет кастрюля, на расстоянии ставим стульчик, на которые дети будут брать фрукты и овощи, и класть в кастрюлю. Ребята должны собрать нужные им фрукты или овощи).

Электронный голос говорит: Здравствуйте ребята! Знаете, как сохранить и укрепить здоровье? (ответы детей)

В: Правильно, молодцы ребята.

Электронный голос говорит:

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо.

Не волнуйся и не плачь –

Ведь тебе поможет …. (врач).

В: Ребята, посмотрите внимательно на врача (на экране изображение врача)

• Что на нём одето?

• Что за прибор на шее?

• Что находится в чемоданчике?

• Для чего нужны эти предметы? (градусник, шпатель)

• Как врач должен относиться к людям?

• Чем же занимается врач на работе?

В: Ребята, выходите все ко мне мы с вами поиграем в игру с мячом. Я буду называть инструменты, а вы ответите, что с этим инструментом делают, какие действия совершают. Кому мяч кидаю, тот отвечает:

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы лётчиками стали (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали -(покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз- кирпич и два, и три –(поднимаем руки вверх)

Строим дом мы, посмотри (соединить прямые руки над головой)

У меня есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

и бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

потому что я ….(художник)

В: Ребята а вы хотите стать художниками? Тогда у меня есть, для вас задание помогите мне дорисовать осенний пейзаж, но рисовать мы с вами будем в необычной технике губкой. Я приглашаю вас за стол в мастерскую художника

В: Ребята а перед тем как выполнять задания давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

В: Молодцы, справились с заданием.

Электронный голос говорит:

У этой волшебницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

В: Ребята как вы думаете, что это за станция? Чем занимается парикмахер?

В: Ребята давайте поиграем в игру

Он выходит выступать -

Людям музыку играть.

Инструмент в его руках

На экране изображение музыканта

В: Ребята, а что вы знаете о профессии музыканта

Дети отвечают…. Воспитатель дополняет.

В: Ребята у меня для Вас задание

Вам нужно назвать человека, который играет на музыкальном инструменте

- музыкант, который играет на баяне -…. баянист

-музыкант, который играет на пианино -…. пианист

-музыкант, который играет на скрипке -…скрипач

-музыкант, который играет на барабане -…барабанщик

В: Музыкантами принято называть не только тех, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте, но и вокалистов (певцов, композиторов, (людей пишущих, сочиняющих музыку, танцоров. В принципе, музыкантом можно назвать любого человека занимающегося музыкой.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы свами тоже превратимся в певцов? Ну тогда повторяйте за мной раз, два покружись и в певцов превратись.

(дети закрывают глаза и кружатся на мести проговаривая слова).

В: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились.

Электронный голос говорит:

- Молодцы ребята. Хорошо справились со своей работой, и теперь за ваши знания о профессиях я хочу вас наградить призами.

Дети отвечают, делятся своими впечатлениями.

-закрепили знания о нескольких видах профессий,

-уточнили, обобщили и расширили знания об особенностях профессии парикмахера, повара, врача;

-показали значение трудовой деятельности в жизни человека.

Цель классного часа : помочь обучающимся в выборе будущей профессии.

Образовательные задачи:

1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

3.Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

Планируемый результат:

1.Личностные: Сформировать интерес у обучающихся к процессу выбора профессии .

2.Метапредметные:

- Личностные УУД: Скорректировать профессиональные предпочтения учащихся. Прививать уважение к любому труду, повысить мотивацию детей к приобретению какой-либо специальности.

- Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- Познавательные УУД: Показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе.

- Коммуникативные УУД: учить формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей.

Организация пространства: беседа с элементами дискуссии

Оборудование занятия: подготовленная учителем презентация, экран, компьютер , колонки, раздаточный материал для этапа рефлексии.

Предварительная подготовка классного часа

1. Подборка видеоматериала касающееся темы классного часа.

2.Листы с текстами опросников, направленных на выявление интересов, способностей и склонностей.

3.Дополнительный материал из сети Интернет.

Ход занятия.

"Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Константин Дмитриевич Ушинский

Верно. Сегодня мы будем говорить о выборе Вашей будущей жизни. Ведь от того насколько правильно Вы выберете себе профессию, будет зависеть счастье, благосостояние вас и вашей семьи.

• Как Вы думаете, когда этот выбор сделать легко и ничто не создает препятствий.

• Назовите ситуации, когда выбор сложен.

• Нужны ли для выбора смелость, решимость?

• Кто из окружающих может способствовать выбору?

• Чье мнение более авторитетно для вас?

• Кто несет ответственность за выбор?

Выбор профессии, сферы деятельности относится к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы. О них мы и будем говорить сегодня.

А Вы уже сделали свой выбор? Расскажите о нём.

Ну, что ж – достойный выбор.

Спасибо за откровенные ответы.

Я услышала названия ваших будущих профессий. А что вы о них знаете?

Сейчас я хочу представить вашему вниманию один видеоролик. А после его просмотра, мне хотелось бы узнать о ваших впечатлениях от увиденного.

Я думаю, что во время просмотра вы поняли, что речь идёт о профессиях., а именно о новых профессиях. Открыли ли вы, после просмотра, что-то новое неожиданное для себя?

Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достой­ную профессию, он обязательно должен получить профильное образование . Для этого предназначена система профессионального образования.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в Российской Федерации, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а впоследствии, по окончании обучения, могут рассчитывать на повышение по службе.

По каким критериям выбирают уровень образования?

(востребованность профессии на рынке труда, быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом, материальные возможности семьи)

Какой уровень поможет добиться карьерных высот?

(Здесь важно дать понять учащимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.)

Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.

Но существует ещё один очень важный фактор, который нужно учитывать при выборе будущей профессии. Как вы думаете что это?

Да, этим фактором является умение соотносить с ней свой характер и умения. В этом нам поможет разобраться психологическая классификация типов профессий. В основе классификации лежит предмет труда, т. е. то, с чем или с кем будет работать специалист, и характер труда, т. е. требуются ли для работы такие качества, как активность, быстрая реакция, мобильность, коммуникабельность или, наоборот, спокойствие, выдержка, тщательность и аккуратность; склонность к анализу и строгое выполнение правил или полет фантазии и развитое воображение.

Известный российский психолог Е.А. Климов предлагал выделять следующие типы профессий.

Назовите примеры профессий такого типа.

Какие качества необходимы претендентам на эти рабочие места?

Кто из вас может выделить такие качества в себе?

Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов).

Какие еще профессии можно отнести к этому типу?

Назовите современные профессии этого типа.

Какие качества должны присутствовать у этих специалистов?

Кто-нибудь испытывает желание работать с техникой и почему?

Например, инженер-конструктор спроектировал станок, мастер-наладчик собрал его и следит за исправной работой, токарь эксплуатирует его, т. е. осуществляет на станке рабочие операции. (для рабочих специальностей — водителей, механиков, электри­ков, столяров, токарей, фрезеровщиков и пр.).

Чтобы стать профессионалом такого типа профессии, нужно обладать усидчивостью, вниманием, умением сосредоточиться и точностью, скрупулезностью при выполнении операций, иметь абстрактное мышление.

К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, IT-специалист, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами. В звуковых сигналах разбираются радисты, специалисты телефонной и сотовой связи; с картами, схемами работают картографы, архитекторы, конструкторы мебели, ландшафтные дизайнеры и пр.

Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, блогеры и пр. Свое видение образа есть и у более прикладных профессий этого типа: ювелиров, дизайнеров, портных, флористов и др.

Можно ли добиться успеха в такого типа профессиях, не имея таланта?

Что нужно для этого делать?

Можно ли как-то развить такие способности, можно ли сформировать чувство прекрасного, если изначально человек им не обладает?

(Учащиеся приходят к выводу, что в этих профессиях без таланта не обойтись, а усердием и трудолюбием чувства прекрасного не развить. Вывод — попробовать себя в других сферах деятельности.)

Назовите еще профессии этого типа.

О каких качествах мы забыли сказать?

Можете назвать современные профессии этого типа (нанобиолог, генный инженер и пр.)?

Примеры профес­сий — агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр.

Вы уже знаете классификацию типов профессий, основные характеристики этих типов. Попробуем теперь при помощи методики Е.А. Климова определиться с вашими профессиональными пристрастиями (табл.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход занятия.

Вводная часть.

У меня растут года,

Где работать мне тогда?

Основная часть.

- Соревноваться сегодня будут 2 команды.

- Оценивать наши соревнования будет жюри (3 человека).

(Команды заранее готовят название, девиз и приветствие)

1 конкурс. Приветствие команд.

Напоминаю правило соревнований:
1. Уважать друг друга
2. Не оскорблять
3. Не толкать
4. Не перебивать
И это правило действует здесь и сейчас, и всегда.

- И так первое задание для команд, за каждое выполненное задание команда получает жетон.

Оборудование –разрезные картинки.

Участники по очереди добегают до флажка, собирают картинку, возвращаются с флажком, передают другому игроку флажок.







- Медицинский работник – профессия очень важная и ответственная. Каждый врач имеет определенную специальность. Какие специальности врачей вы знаете? А как называется специальность врача, который лечит детей? (Педиатр)

Оборудование – 2 белых халата, 2 стула, 2 баскетбольных мяча, 2 малых кольца.

Одна девочка-участница команды надевает белый медицинский халат, обегая вокруг кеглей, добегает до стула, садится на него.

Чтоб мы крепкими росли,

Ели кашу, пироги,

Чтоб упитанными были,

В школу каждый день ходили,

Чтобы слышать детский говор,

Нужен в каждой школе … (повар)

- Повар – это специалист по приготовлению пищи. На самом деле приготовить вкусную, полезную и, главное, здоровую пищу достаточно сложно. Важно знать, в каком количестве, в каком порядке необходимо закладывать продукты, какие специи добавить, чтобы блюдо получилось очень вкусным.

- В нашей школьной столовой работают квалифицированные и очень старательные повара. Они готовят нам разнообразную витаминизированную пищу. Недаром все ученики нашего класса ежедневно обедают в школе.

Оборудование – 2 столовых ложки, 2 пакета по 12 картофелин, 2 кастрюли, 6 кеглей.

Участники по очереди из пакета достают картофелину, кладут ее на ложку. Не придерживая ее рукой, обегают вокруг кеглей, кладут в кастрюлю. Обратно бегут по прямой и передают эстафету следующему участнику команды.

В любую погоду, метель и жару

Кручу я баранку – машину веду,

Для стройки музея везу кирпичи,

С пекарни везу в магазин куличи,

На ферму коровам везу я корма,

Для школ молока привезу задарма.

И честно признаюсь, что я – не грабитель,

Я просто трудяга, обычный … (водитель)

- Шофер – дисциплинированный человек. Он ни на миг не отвлекается от дороги, не поддается усталости. Он отлично знает правила дорожного движения и никогда не нарушает их, ни при каких условиях. Будущий шофер проходит специальную медицинскую комиссию. Водитель автомашины должен быть абсолютно здоров, уметь мгновенно реагировать на любую внезапно возникшую ситуацию. Человек за рулем всегда помнит, что от его внимания и умения зависит не только сохранность машины и груза, но и самое главное – жизнь пассажиров и пешеходов.

Грузовик: двое мальчиков переводят девочку к обручу за ручки. Девочка остается, мальчики возвращаются.

Услышав, как звенит звонок,

Спешат ребята на урок.

Узнать, что 2х2 – четыре,

Что значит уже, а что шире,

Узнать, откуда взялся снег,

Что означает слово смех.

Учить их будет не любитель,

А добрый, ласковый … (учитель)

- Учитель, а точнее, педагог – это человек, который обучает и воспитывает детей. Он сам получает знания по многим предметам, без которых нельзя вести урок. Это такие, как, педагогика, психология, методика преподавания и многие другие. Задача учителя – научить детей делать самостоятельные открытия, создавать что-то новое. Научить этому непросто. Поэтому и говорят, что без терпения, настойчивости и любви к детям нет настоящего учителя. Но педагог – это не только учитель в школе. Это и воспитатель детского сада, и руководитель кружка в Центре Творчества, специальный педагог: логопед, психолог, и руководитель любого детского учреждения.

(Варобей, лесница, килограм, севодня, субота, медветь, расказ,

празник, заец, паметник)

Строю школы, строю бани, строю новые дома,

Строю целые деревни, даже строю города!

Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,

Чтоб жилось в тепле, уюте даже в сильные снега.

В своем деле я – художник и над ленью победитель.

Догадались? Я - … (строитель)

- Любая стройка в наши дни – дело для целого коллектива строителей, каждый из которых имеет свою специальность и выполняет определенную работу. Одни строят большие дома, заводы, мосты, стадионы, другие роют каналы или занимаются отделкой внутренних помещений. Строительных специальностей очень много: каменщики, бетонщики, плотники, электрики, сварщики, сантехники и др.

Оборудование – большое количество кубиков разного размера, большой обруч.

Каждый участник по очереди берет по одному строительному блоку – кубику из обруча, добегает до места стройки и выстраивает башню. Чья башня окажется выше?

Оборудование. 2 плаката, и маркеры.

Участник добегает до стула, на котором лежит плакат, выбирает предметную картинку, относящуюся к определённой профессии, маркером проводит линию до человека, относящегося к этой профессии, и возвращается к команде.


Завершающая часть.

Подведение итогов спортивно-познавательной игры. Слово жюри. Награждение победителей и участников.

Читайте также: