Конспект поэты русского зарубежья о родине

Обновлено: 30.06.2024

Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.

Русские писатели-эмигранты ясно понимали: в чуждой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и Гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие

Она не погибнет, – знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколыхнутся, – верьте!

Поля ее золотые.

Они вспоминают русскую природу, и она, даже самая обычная, кажется им прекрасной. В “толстых чуждых словарях” нет русского выражения бабье лето, а здесь в Париже “русское лето в России, запахи пыльной травы” кажутся чудесными и неповторимыми.

Эх, если б узкоколейка

Шла из Парижа в Елец, –

Восклицает Дон Аминадо. Здесь, в Европе, развита цивилизация, но русские поэты чувствуют, что они здесь чужие.

И. Бунин вспоминает, “как горько было сердцу молодому”, когда

он прощался с отцовским домом, уходя в большую жизнь. И тогда впереди была целая жизнь, будущее, и родной дом был готов всегда его принять: “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…” Теперь у немолодого уже человека “горестно и громко” бьется сердце, потому что больше уже нечего ждать, но входит он “крестясь, в чужой, наемный дом с своей уж ветхою котомкой”. Повторяющаяся начальная фраза стихотворения принимает другой оттенок – даже у зверя есть нора, а у птицы – гнездо.

Лишенные родного дома, поэты понимают, что не могут стать России “чужим или врагом”. “Великая утрата – остаться без нее…” – пишет Николай Оцуп. Одиночество заставило поэта почувствовать “всю жизни глубину”. “Мне трудно без России”, – признается автор. Так же ощущает себя и Зинаида Гиппиус:

Если кончена моя Россия – я умираю.

Ностальгическое настроение преобладает в этих стихах, но понятно, что своей любви к Родине эти поэты остались верны и до сих пор продолжают ощущать себя русскими поэтами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения. Русские писатели-эмигранты ясно понимали: в чуждой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и Гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России. Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную.

В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели:

И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт,

И. Одоевцева, И. Северянин, А. Куприн, М. Цветаева.

констатировала в 1920 г. одна из газет.

И вот мы остались без Родины,

И вид наш и жалок, и пуст.

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст.

И. Северянин

Один из представителей русского зарубежья - Николай Оцуп - Вставка рисунка русский поэт и переводчик, известен также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции 23 октября 1894 , Царское Село — 28 декабря 1958 , Париж

Один из представителей русского зарубежья - Николай Оцуп -

русский поэт и переводчик, известен

также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции

23 октября 1894 , Царское Село28 декабря 1958 , Париж

Родился в семье Авдея Марковича Оцупа и Елизаветы Семеновны (Рахили Соломоновны) Зандлер. Окончил Царскосельскую Николаевскую гимназию ; после окончания, в 1913 г., заложив золотую медаль, уехал учиться в Париж . Там начинает писать стихи. По возвращении на родину был зачислен на историко-филологический факультет Императорского Петроградского университета , одновременно проходя воинскую службу в запасном полку.

После расстрела Гумилёва принял решение покинуть Россию и осенью 1922 года выехал в Берлин .

Во время Второй мировой войны служил добровольцем во французской армии, арестован в Италии и больше полутора лет находился в плену, совершил два побега из концлагерей (второй стал успешным) и с 1943 года принимал активное участие в итальянском Сопротивлении, за что был удостоен военных наград.

По окончании войны начал преподавать в парижской Эколь Нормаль , где в 1951 им была защищена докторская диссертация, посвященная Гумилёву.

Скоропостижно скончался от разрыва сердца, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

В России наиболее полное издание вышло в 1993.

Его стихи ведут от описания к размышлению. В них русская литература всегда становится предметом размышлений или объектом для сравнения.

О чем говорит поэт?

Что для него Россия?

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 – 1945) Вставка рисунка русская поэтесса и писательница , драматург и литературный критик

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 – 1945)

поэтесса и писательница ,

драматург и литературный критик

 Родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область ) в обрусевшей немецкой дворянской семье . Семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернантками. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет

Родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область ) в обрусевшей немецкой дворянской семье .

Семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам

Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет

В 1888 году Зинаида Гиппиус с матерью отправилась на дачу в Боржом. Здесь она познакомилась с Д. С. Мережковским , который вскоре становится её мужем.

События 1905 года стали во многом переломными в жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус.

В 1908 году супруги вернулись в Россию.

Начало Первой мировой войны произвело на Мережковских тяжёлое впечатление; они резко выступили против участия в ней России.

Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года , полагая, что она покончит с войной.

Однако вскоре их настроение переменилось

В 1920 году Гиппиус с мужем поселилась в Париже . Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, супруги остро переживали свою отчуждённость от родины.

Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 года. Зинаида Гиппиус была похоронена под одним надгробием с Мережковским на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 года.

Зинаида Гиппиус была похоронена под одним надгробием с Мережковским на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Во что верила Гиппиус?

Обратите внимание на глаголы в повелительном

наклонении, восклицательную интонацию.

Выражают уверенность, утверждение невозможности

жизни без Родины.

« Если кончена моя Россия –

 В январе 1920 года эмигрировал в Париж , где регулярно вплоть до 1940-х гг. печатал фельетоны в газете , сотрудничал также с другими эмигрантскими изданиями: детским журналом Дона-Аминадо читали много и с увлечением, он стал известен и французским читателям .

В январе 1920 года эмигрировал в Париж , где регулярно вплоть до 1940-х гг. печатал фельетоны в газете , сотрудничал также с другими эмигрантскими изданиями: детским журналом

Дона-Аминадо читали много и с увлечением, он стал известен и французским читателям .

Стихотворение проникнуто ностальгией, чужому

противопоставлено свое. Образ Родины удваивается

Русское лето в России. Поэт описывает воспоминания,

мелочи: запахи пыльной травы, поздний и горький волчец.

С помощью запахов, звуков вызываются зрительные образы, и мы можем представить образ родины. Последняя строка несбыточное сокровенное желание

Какие чувства выражены в стихотворении? Как они показаны?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Литературе "Поэты русского зарубежья о Родине" 9 класс

Поэты русского зарубежья о Родине

Цели: учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Ход: 1. Организационный момент. Мысли о величии России не оставляют ни одного поэта. Каждый верит в цветущее будущее Родины, в то, что Россия -это, действительно, могущественная и сильная держава.

2. Актуализация знаний.

Размышления о красоте родного края сочетающиеся с размышлениями о прошлом настоящем, будущем России.

Благодатный врачующий простор. Сколько раз каждый из нас в минуту душевной невзгоды любовался берёзками, с упоением слушал шепот воды, и на душе становилось радостно, легко, спокойно. Сразу чувствуешь прилив сил, веришь в хороший исход любого предприятия.

Вопрос к ребятам:

3. Создание проблемной ситуации.

Но во всех стихотворениях чувствуется любовь к родной стороне, вера в светлое будущее России. Особенно это заметно при чтении стихов поэтов русского зарубежья.

4. Поиск решения.

Многие поэты были вынуждены оставить Родину, но это было не бегство из страны, объятой пламенем войн и революций, это был период творческого подъема.

Работа в группах.

Группа: творчество З. Гиппиус

Увлеклась поэтесса классикой ещё в Москве. Удивительный город чарующе подействовал на Зинаиду: она стала сама писать лирические произведения, в которых раскрылась душа истинной дочери России. Так родились красивые, проникновенные стихотворения о Родине.

Октябрьскую революцию поэтесса не приняла, так как рушились вековые традиции русского народа, у людей отняли веру. Гиппиус оставила Россию и вместе с мужем уехала во Францию.

В эмиграции З. Гиппиус писала гневные статьи о советском строе и, конечно же, стихотворения о том, что Россию ждет светлое будущее, справедливость восторжествует.

Тема, идея стихотворения.

Образ лирического героя.

Основной мотив – вера в величие России, в то, что без Родины жить нельзя. Это поддерживается такими синтаксическими средствами, как анафора и эпифора: (знайте! Верьте! Верьте! Знайте!)

Группа : творчество Дона Аминадо

Воспитанному в семье, где ценили лучшие личностные качества, Дону Аминадо было невозможно принять изменение нравственных устоев общества. Он тоже оставил Родину.

Анализ по плану.

Творчество И.А. Бунина

Акцент на то, что именно эта строчка повторяется в первой и второй строфе.

Лирическое размышление о переживаниях сына, оставшегося без матери, но любящего её и стремящегося к ней душой и сердцем…

Основной прием – инверсия. Создается необыкновенное настроение: чувствуется тоска, печаль, большая любовь к Родине.

После Октябрьской революции Россию покинули многие образованные, культурные люди. Но оставив Родину, они понимали, что без культурной связи наступит духовная смерть. Этого нельзя было допустить. Именно поэтому особое значение в эмиграции приобретает литература. Это своеобразный мостик, соединяющий Сына и Мать.

Дети дают развернутый ответ.

Учащиеся должны поразмышлять о том, чему можно научиться, читая подобные стихотворения, и актуальны ли эти произведения сейчас, когда необходимо воспитывать в человеке положительные личностные качества.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста.

ВложениеРазмер
Русские поэты о Родине. 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.


Презентация Русские поэты 19 века о природе

Презентация Русские поэты 19 века о природе.

Русские поэты о Родине и природе

Урок для 6 класса (литература).


Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)

Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал.

РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.

ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение.


Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс

Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс.

Читайте также: