Куприн слон конспект урока 3 класс

Обновлено: 02.07.2024

совершенствовать умение определять жанр произведения.

Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.

Задачи:

создать ситуацию сопричастности, сочувствия, сострадания;

настроить на эмоционально-чувственное восприятие художественного текста через музыкальное произведение;

формировать навыки исследовательской работы: умение строить предположения и вести доказательство.

Познавательные:

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

выявлять основную мысль произведения;

формулировать основную мысль на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

формулировать тему урока и его задачи;

составлять план работы по решению учебных задач, поставленных на уроке.

Коммуникативные:

осознавать цель своего высказывания;

строить диалог с учителем;

слушать ответы одноклассников.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Организационный момент (Слайд 1)

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

Разминка речевого аппарата (Слайд 2)

Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

Задания: прочитать в обычном темпе, прочитать с ускорением, прочитать громко, прочитать тихо, прочитать весело.

Постановка проблемного вопроса. Определение темы урока (Слайд 3)

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит ….(Слон)

4. Актуализация знаний учащихся (Слайды 4-7)

- Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей)

Рассказ учителя о слонах.

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метров, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.

Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

Ознакомление с жизнью и творчеством писателя (Слайд 9)

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10)

6. Знакомство с текстом произведения (Слайд 11)

- А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение.

7. Беседа по первичному восприятию произведения. (Слайд 12)

- Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного отрывка? Почему?

8. Работа по тексту произведения (Слайд 13)

- Как зовут главную героиню рассказа?

- Кто приходит к Наде?

- Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю?

- Как себя ведут родители больной девочки?

- Что снится Наде?

- А сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент прелюдии Шопена. (Звучит аудиозапись).

- Созвучно ли это музыкальное произведение с рассказом Куприна. Докажите.

9. Физкультминутка (Слайд 15)

По саване слон гулял,

Топ-топ, топ-топ.
Где слониха, слон не знал,

Топ-топ, топ-топ.
А слониха у реки,

Буль-буль, буль- буль.

Мыла хобот и клыки,

10. Продолжение знакомства с текстом произведения (Слайд 16)

- Хотите узнать, что произошло однажды утром?

12. Беседа по прочитанному

- Как вы думаете, что приснилось Наде?

- Почему вы так решили?

- Какого слона принёс Наде папа?

- Почему игрушечный слон не понравился девочке?

- Как объясняла Надя, почему она хочет именно живого слона?

- Как реагировал на её просьбу папа?

13. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 17)

- Итак, наш урок подходит к концу. Удастся ли папе выполнить просьбу Нади, мы узнаем на следующих уроках. А пока закончите предложения:


Тип урока: комбинированный

Форма урока: решение частных задач.

Формы работы обучающихся: групповая, парная .

Основные понятия: план текста, виды плана, значение плана, милосердие, моральные нравственные ценности.

Задачи урока:

1. Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте и составлять план для краткого пересказа.

2. Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.

3. Способствовать формированию читательской компетенции .

4. Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.

Оборудование урока:

2. Интерактивная доска.

4. Раздаточный материал.

5. Карточки для рефлексии

Планируемые результаты

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

осуществлять смысловое чтение, ориентацию и восприятие текста художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации, строить рассуждения, осуществлять переход с уровня событий к пониманию главной мысли произведения, формирование навыков составления краткого плана, работа с иллюстрациями

В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к морально-нравственным ценностям литературы; развитие умений выразить свои мысли, делать выводы, обобщать.

В сфере физической деятельности:

осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные высказывания; умение вести диалог.

Метапредметные:

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате парной работы и совместной работы всего класса.

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.

развитие познавательной активности обучающихся; формирование нравственно-этического оценивания .

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем,

И работать начинаем

Наш девиз нашего урока: (слайд 2)

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Приветствие, проверка готовности к уроку

Регулятивные: организация своего рабочего места.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других.

2.Актуализация опорных знаний.

Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания.

Начнем наш урок с речевой разминки, подготовимся к чтению.( слайд 3)

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

- А верите ли вы, что слоны спят? Вот об этом, а также другие интересные факты о слонах, вам расскажут мои помощницы.

Слоны спят два раза в сутки. Несколько часов ранним утром, а потом в полдень.. Слоны спят стоя, собравшись вместе в плотную группу. Сон продолжается около 40 минут.

Проводим блиц –опрос(слайд 6)

2.Какой недуг был у Наденьки?

3.Чем угощали слона?

4.С кем Надя познакомила слона?

5.Что прописал доктор девочке?

6.Кто прыгал через горящие обручи в зверинце?

7.Что попросила девочка у папы и мамы?

8.Как знали слона?

9.Кто в зверинце ездил верхом на пуделе?

10.Сколько весил Томми?

11.Какая картинка в книге не понравилась Наде и Томми?

12.Что ели за обедом слон и девочка?

13.Во что играли Томми и Надя?

14.Как звали кукол Наденьки?

15.Что попросила у мамы Надя когда выздоровела?

Продолжим работу с текстом, поработаем в парах, проверим вашу память. Напомните , как нужно работать в парах.

Рассказ, сюжет, герой произведения, главная мысль, план рассказа.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

научимся озаглавливать части рассказа

сможем подготовить выразительное чтение отрывка

Основное содержание урока

Александр Иванович Куприн очень любил животных. В его доме всегда жили собаки и кошки, даже бойцовские петухи. Писатель всю жил изучал повадки любимцев. Свои знания о животных и любовь к ним ему удалось воплотить в чудесных произведениях. Возможно, какие-то из них вы уже читали:

Главная героиня рассказа — маленькая девочка Надя. Ей всего шесть лет и она тяжело заболела. Наде ничего не хочется, она отказывается от сладостей, не играет в игрушки.

Родители очень любят Надю и готовы сделать все, что угодно, лишь бы их дочь выздоровела. Папа Нади не находит себе места.

Но однажды девочка увидела во сне слона и ей так захотелось увидеть настоящего слона! Родители сначала не поняли, что Наде хочется живого слона, папа купил и привез для Наде лучшего игрушечного слона.

Но Надя смотрит на него так же равнодушно, как и на все остальное.

Он говорит маме:

И хозяин зверинца действительно соглашается на уговоры папы. Сначала он невероятно удивился, но узнав, что девочке, которой захотелось слона, столько же лет, сколько его дочери Лизе, он уступает.

Но не так легко оказалось доставить слона из зверинца в городскую квартиру, на второй этаж…

Что же вылечило девочку?

Может быть, исполнение заветного желания. Ведь Надя так страстно хотела увидеть живого слона.

А может быть, любовь папы, который совершил невозможное, лишь бы дочь выздоровела.

Составим план рассказа.

Писатель разделил произведение на шесть частей. Определим главную мысль каждого отрывка и подберем заголовок.

В первой части описывается место, где происходят события, - это квартира. Читатель знакомится с главным героем, девочкой Надей, и обстоятельствами, в которых она находится, ее болезнь.

Во второй части рассказывается, как тяжело переживали родители болезнь дочери.

В третьей части Наде снится сон о слоне, папа сначала покупает игрушечного слона, а потом идет из дома, чтобы найти настоящего.

В четвертой части рассказывает, как папа идет в зверинец, смотрит выступление

разных зверей и уговаривает хозяина зверинца дать ему слона на день.

Пятая часть посвящена ночному переходу слона из зверинца до квартиры и происшествию по дороге.

И, наконец, в последней части рассказывается о дне, проведенном Надей со слоном и чудесном выздоровлении девочки.

Перечитайте рассказ целиком. Возможно, вы выделите части по-другому.

О чём же можно задуматься, прочитав этот рассказ?

Например, о том, как важно заботиться друг о друге. Папа ради выздоровления Нади исполняет желание девочки, пусть это и стоит ему огромных усилий.

Рассказ Александра Ивановича Куприна о любви к жизни, доброте о том, что животные способны исцелить одним только своим присутствием. Слон жмурится от удовольствие, когда пожимает Надину руку, ест булочки, играет с Надиными игрушками. И к Наде вновь возвращается жизнелюбие и радость.

- формирование навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи).

- воспитание интереса к детской литературе; воспитание чувства сострадания к ближнему, любви к животным.

Оборудование: ноутбук с выходом в интернет, мультимедиа проектор, доска для проектора.

Планируемые результаты:

Проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке.

Регулятивные

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;

Коммуникативные

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку

зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с другими, договариваться о последовательности

действий и результате, представлять другим ход своей работы

и ее результат, слушать мнения других;

работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;

использовать в речи литературоведческие понятия;

формулировать тему, идею произведения;

давать характеристику героям;

выявлять авторское отношение к описываемым событиям.

Познавательные

Умение перерабатывать полученную информацию: делать вы-

воды в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Организационный момент

Ребята занимают свои места за партами, учитель здоровается с учениками.

Постановка цели

Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы

К какому жанру относится новое произведение?

Кто является главными действующими героями?

Введение в тему урока.

Прочитайте хором загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит ….(Слон)

- Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей)

У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и

нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

- Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем сегодня читать?

Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. ( Слайд 9 )

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года (сколько лет назад) в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

Физкультминутка. (Слайд 11)

Словарная работа. ( Слайд 12)

Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия.

Гостиная – комната для приема гостей.

Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты.

Барышня – девушка из барской семьи или интеллигентной среды.

Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.

Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей.

Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком.

Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.

Первичное восприятие.

Учитель читает текст

- Подумайте, какие чувства рождает у вас этот рассказ.

Вторичное восприятие .

- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.

Комбинированное чтение отрывка из рассказа учителем и учениками.

1. Девочка нездорова.
2. Диагноз врача: Равнодушие к жизни.
3. Мрачное, больное состояние девочки.
Опишите словами из текста это состояние.
Так чем же больна девочка? (Ей не интересно жить).
– Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа
4. Переживания папы.
Используя глаголы из текста, попробуйте доказать стрессовое состояние отца девочки:
• быстро ходит;
• курит, курит;
• садится на край кровати;
• тихо поглаживает ноги Нади;
• встает, отходит к окну;
• плечи трясутся;
• торопливо прикладывает платок к глазам;
• бегает из угла в угол;
• курит, курит, курит.
(Растерян, нервничает, переживает, не знает, как помочь.)
5. Сон девочки. (Надин сон).
6. Не та покупка.
Найдите и прочитайте описание игрушки.
Почему игрушечный слон не устраивает Надю? (Как живой, но нет души.)
– А теперь ребята посмотрите на доску. Напишите мечту больной девочки. Слайд 15
– “настоящий, живой…”
– “маленького, но живого…”
– “хоть слоненышка…”
– “мне бы слоника, настоящего…”
("Живой", однокоренное слово – "жизнь".)
– Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? (Папа)
Папа озадачен. Он в отчаянии –что делать?
7. Мгновенное решение отца.
8. Жители зверинца.
9. Просьба о помощи.

Итак, ребята, делимся на три группы. На слайде перед вами вопросы. Каждая группа должна подготовить ответ. Слайд 16.

Домашнее задание:

-Дома разделить рассказ на части.

Итог урока. Рефлексия.

Ребята, предлагаю вам подвести итог нашего сегодняшнего урока с помощью волшебной яблони, которая изображена на доске. (Ребята по желанию подходят к яблоне и срывают прикрепленные с помощью магнита карточки в виде яблока, на которых написаны вопросы к пройденной теме и отвечают н них).

- К какому жанру относится новое произведение? Докажите. (Слайд)

- Кто является главными действующими героями? (ответы детей)

- Что повлияло на выздоровление девочки?

- Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”?

- Что хотел сказать автор этим произведением?

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Форма предъявления информации – фотография африканского слона

Форма предъявления информации – фотография индийского слона

Форма предъявления информации – фотография и биография Александра Ивановича Куприна

Читайте также: