Конспект подгруппового занятия с детьми с зпр

Обновлено: 03.07.2024

Цель: формирование у дошкольника (5 лет) с задержкой психического развития конструктивной деятельности.

Задачи:

  • развивать умение конструировать с помощью шаблона;
  • закреплять навыки узнавания геометрических фигур, соотнесение предметов по размеру, счет;
  • развивать познавательные навыки, мышление, произвольное внимание, концентрацию;
  • развивать слуховое и пространственное восприятие.

Оборудование: магнитный конструктор, колокольчик, сундучок, медведи (игрушки), шаблоны для конструирования, переплетенные линии на листе бумаги.

Ход занятия

Звенит за дверью колокольчик.
Учитель-дефектолог: Что это звенит? (колокольчик)
- Где звенит? (за дверью)

- Давай посмотрим, кто же это! (открывает дверь, вносит сундучок и открывает его)
- Что же здесь лежит? (достает магнитный конструктор)
- Ты знаешь что это? (конструктор)

- Молодец! Давай его рассмотрим. На какие геометрические фигуры похожи детали конструктора. (квадрат и треугольник)
- Тут еще что-то есть. (на листе бумаги изображены переплетенные линии и животные)
- Мы сейчас узнаем, кто же нам прислал письмо и конструктор. Для этого нам нужно провести карандашом по этой линии. (Ребенок ведет по линии и "приходит" к медвежатам)

Учитель-дефектолог: Вот мы и узнали. Да вот же они. (дефектолог ставит на стол игрушки)
- Медвежата просят нас помочь построить домики из конструктора. Поможем им? (да)

Физкультминутка с музыкальным сопровождением

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нем, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шел, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвел! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Учитель-дефектолог достает шаблоны, где изображены квадраты и треугольники: Какие геометрические фигуры здесь есть? (квадратики и треугольники)
- Да, разложи, пожалуйста, конструктор, найди такую же фигуру. (показывает на квадрат, ребенок находи квадрат и кладет на напечатанный квадрат и т.д.)

- Молодец, а сейчас давай с тобой вместе поднимем эту постройку и у нас получится. (воспитатель помогает поднять конструктор и получается объемная постройка "домик")
- Что у нас получилось? (домик)

Учитель-дефектолог: Да молодец! Но у нас еще остались детали. Сколько у нас медвежат. (два)
- А домик один, надо построить еще один. (по второму шаблону ребенок так же выкладывает конструктор. Педагог дает возможность ребенку самому поднять постройку, чтобы она получилась объемная)

Шаблоны домиков

Шаблоны домиков

- Молодец, посмотри на наши домики, они одинаковые? (нет)
- Чем они отличаются?
Ребенок: Этот домик выше, этот домик ниже.

Учитель-дефектолог: Правильно, давай посчитаем, сколько квадратов понадобилось для постройки этого домика и сколько для этого. (считают)
- Где больше, а где меньше. Давай посчитаем, сколько треугольников. (считают, обговаривают, что треугольников одинаковое количество)
- Как повеселели наши медвежата. Они говорят тебе спасибо и хотят с тобой поиграть в игру "Где мишка?". Закрывай глазки. (ребенок закрывает, педагог ставит медведей за домик), где мишка?

Ребенок: За домиком.
Учитель-дефектолог: Правильно. Еще закрывай глаза. А сейчас где?

Ребенок: Перед домиком. (и так далее, развитие пространственного восприятия)
Учитель-дефектолог: Молодец. Ты очень старался, у тебя все получилось. Медвежата говорят тебе спасибо!

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР “Путешествие в страну математики”

Автор: Большакова Вероника Андреевна
Учебное заведение: Ярославская область, г. Углич, МДОУ д/с №4 "Олимпийский"
Краткое описание работы: Конспект составлен для детей с ЗПР, он отличается интересными, яркими заданиями. Дети выполняют упражнения с удовольствием, хотя и имеют сложности в развитии.

“Игры для детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра”

Автор: Лаптева Наталья Ивановна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №178" г.о. Самара
Краткое описание работы: В работе приведена подборка психологических игр для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), а именно для детей с ЗПР (задержка психического развития) и детей с РАС (расстройство аутистического спектра).

Автор: Куряткова Елена Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ МО "Город Архангельск" "Детский сад компенсирующего вида номер 162 "Рекорд"
Краткое описание работы: В данной работе представлены различные игры и упражнения на закрепление знаний и умений по теме "Семья", а так же на развитие логических умений.

Конспекты культурных практик на тему “Маленькие исследователи”

Автор: Валитова Светлана Анваровна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №26"
Краткое описание работы: представлены конспекты культурных практик к программе Дороновой "Миры детства конструирование возможностей"

Конспект НОД с использованием ИКТ “Знакомство с русским национальным костюмом”

Автор: Шипулина Светлана Геннадьевна Зотина Наталия Борисовна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29" Нижегородская обл. г. Балахна
Краткое описание работы: Интегрированное занятие (ознакомление с окружающим миром и развитие речи + рисование) по ознакомлению детей с ЗПР с русским национальным костюмом.

Автор: Спиридонова Татьяна Степановна
Учебное заведение: МБДОУ № 17 "Ручеек"
Краткое описание работы: Работа адресована студентам педвузов, родителям, психологам, логопедам, заинтересованным в развитии детей 4-5 лет с диагнозом ЗПР. Материалы конспекта относятся к лексической теме "Времена года. Осень".

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: “Поиграем с Жучкой”

Автор: Гагарина Анна Валерьевна
Учебное заведение: ГКУЗ АО "Северодвинский специализированный дом ребенка"
Краткое описание работы: Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога, может использоваться в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Автор: Гагарина Анна Валерьевна
Учебное заведение: ГКУЗ АО "Северодвинский специализированный дом ребенка"
Краткое описание работы: Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с ребенком, имеющим нарушения в развитии.

Автор: Афонина Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог МБДОУ №57 – детского сада компенсирующего вида г. Тулы

Описание материала. Охрана и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач специального дошкольного образования. Настоящее занятие посвящено формированию у воспитанников коррекционной группы элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях. В разных видах деятельности и на разном дидактическом материале формируется понимание основных мер безопасности для человеческого организма.

Цели:

Познакомить детей с правилами личной гигиены.

На материале занятия:

1. Развивать мыслительные процессы, а именно навыки установления причинно-следственных связей.

2. Стимулировать речевую и познавательную активность.

3. Обучать ответам на вопросы простым предложением (для детей с тяжелой степенью системного недоразвития речи в структуре ЗПР).

4. Обучать составлению распространенных предложений по вопросам (для детей с средней степенью системного недоразвития речи в структуре ЗПР).

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход занятия



Ребенку выдаются карточки-поля, разделенные на квадраты. В центре поля позитивная или негативная картинка. Предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями. В случае затруднения ситуацию комментирует дефектолог.

Показ картинок сопровождается двигательной активностью ребенка. На позитивные картинки предлагается реагировать прыжками, а при показе негативных картинок – садится на пол.

Методическая разработка Групповые психокоррекционные дистанционные занятия для детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).

ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

Задержка психического развития может быть обусловлена медицинским аспектом – заболевание связано с повреждением мозга, специфической или церебрально-органической задержкой развития связанных с повреждением мозговых структур и частичным отставанием их функций , и педагогическим: конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. Задержку психического развития

соматогенного происхождения – вызывают длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга). При ЗПР психогенного происхождения - дети имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы, а задержка психического развития обусловлена неблагоприятными условиями воспитания.

ЗПР церебрально-органического происхождения наблюдается, когда п ричиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусные и инфекционные заболевания во время беременности (грипп, гепатит, краснуха, ветряная оспа и т.д.), алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, внутриутробная инфекция, кислородное голодание плода.

При проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми страдающими задержкой психического развития хорошо зарекомендовал себя такой метод, как дистанционное обучение. Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, при помощи современных информационных технологий. Дистанционные занятия могут проводиться специалистами, в частности психологами, и могут быть с успехом внедрены в учреждениях специального типа для детей – инвалидов с ограниченными возможностями здоровья. Элементы дистанционных занятий могут дать возможность расширить общение между детьми (и не только с ограниченными возможностями здоровья, но и со здоровыми), обогащения их знаний, умений и навыков, познания нового, адаптации и социализации. Данный метод поможет детям с ЗПР приобщиться к новым информационным и телекоммуникационным технологиям при территориальной разобщенности детей (в палатах) , к использованию персонального компьютера.

Характерные принципы дистанционных занятий:

· гибкость — обучаемые в системе дистанционного образования работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых экзаменов по выбранным курсам;

· модульность — каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать корректирующей программу по индивидуальным и групповым потребностям;

· специализированный контроль качества занятий — используются дистанционно организованные конкурсы лепки, рисунков и т.д;

· специализированные технологии и средства обучения — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с детьми в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

Первично проводится комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка, где выявляется необходимость занятий с психологом. На этапе диагностики психолог обращает внимание и оценивает:

ü индивидуальный эмоциональный фон;

ü особенности поведения и адаптации ребенка;

ü мотивацию к игре и общению;

ü выбор деятельности и ее разнообразие;

ü особенности коммуникации.

В результате проведенных занятий педагог-психолог может дать родителям устные либо письменные рекомендации, предложить различные формы и варианты занятий на дому.

Основным направлением деятельности психолога является социально-эмоциональное развитие ребенка.

При планировании работы по коррекции нарушений в эмо­циональной и социальной сферах учитывается:

· первичный запрос родителей;

· результаты диагностического обследования;

· особенности внутрисемейных отношений и воспитания.

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой систему психолого-педагогических воздействий, которые решают следующие задачи:

v развитие гностических процессов детей с ЗПР, которые соответствуют его физическим и психическим возможностям;

v укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в семье и коллективе сверстников;

v формирование адекватной самооценки;

v развитие самостоятельности и активности;

v устранение вторичных нарушений в социально-эмоциональной и личностной сферах;

v развитие игровой деятельности;

v развитие познавательная активность;

v минимизация утомляемости и истощаемости;

v усиление сенсорно-перцептивных процессов;

v улучшение эмоционально-волевой сферы.

v диагностика и коррекция стиля семейного воспитания.

В связи с этим занятия психолога с детьми с ЗПР направлены на:

формирование и развитие игровой деятельности;

развитие эмоциональной сферы и общения;

формирование перцептивных операций;

формирование сенсорных эталонов;

развитие творческих способностей;

активизация познавательных процессов;

Сам процесс коррекции происходит во время обучения дошкольников с ЗПР продуктивным видам деятельности таким как: конструирование, рисование, лепка и аппликация, а также в игровых ситуациях.

При проведении коррекционно-развивающей работы в учреждениях социальной реабилитации психологи часто сталкиваются с наиболее типичной моделью психического недоразвития - умственной отсталостью. Психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный и иерархичный характер и охватывает все сферы психики.

Исходя из этого, психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом и включает в себя два основных блока:

  • адаптация ребенка к имеющемуся у него дефекту;
  • обучение родителей адекватному способу взаимодействия с ребенком.

У детей с умственной отсталостью на передний план выступает интеллектуальное недоразвитие, при котором отмечается:

Читайте также: