Земная кора на карте конспект

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Мазеина Елена Владимировна

Населенный пункт: Пермский край, Кочевский район, п. Серва

Цели и задачи:

- создать условия для ознакомления учащихся с процессами, которые формируют рельеф и причин разнообразия рельефа

- способствовать формированию представления о закономерностях размещения крупных форм рельефа на поверхности Земли;

- научить сравнить и сопоставить с физической картой.

Ход урока

Хребтами горбились породы,

Взрывались, плавились кипя, —

И миллионы лет природа лепила самоё себя.

Вопросы:

1. Скажите, пожалуйста, о какой из оболочек Земли идет речь в этом стихотворении? (о литосфере).

2. Давайте вспомним определение литосферы (Земная кора и верхняя часть мантии)

3. Что такое земная кора? (твёрдая оболочка Земли, состоящая из горных пород)

3. В чем различие между материковой и океанической земной корой? (Материковая – мощная; состоит из трёх слоёв – осадочный, гранитный и базальтовый; на ней размещены материки. Океаническая – тонкая; состоит из двух слоёв – осадочный и базальтовый; на ней расположены океаны).

Задания:

А) По строению какие плиты взаимодействуют? (материковые: Африканская и Евразиатская)

Б) Если граничат две океанические литосферные плиты, что происходит на их границе? (срединно-океанические хребты)

В) Что образуется в месте расхождения двух литосферных плит? (Вдоль границы расхождения двух литосферных плит образуется новая земная кора за счет поднятия магмы)

Г) Что происходит с океаном? (отступает)

А) Какие плиты по строению взаимодействуют? (материковая и океаническая)

Б) Расскажите о направлениях перемещения материковой и океанической литосферных плит? (океаническая подныривает под материковую)

В) Опираясь на знания о строении материкового и океанического типов земной коры, объясните, почему погружается океаническая плита? (она тоньше)

Г) Какие формы рельефа дна образуются при столкновении материковой и океанической литосферных плит? (При столкновении материковой и океанической плит, первая погружается и уходит под мантию, в результате вдоль границ материков часто образуются глубоководные желоба (Курило-Камчатский, Марианский, Филиппинский) и островные дуги).

А) Какие плиты по строению взаимодействуют? (материковые)

Б) Если граничат две материковые литосферные плиты, что происходит на их границе? (образование гор или трещин, которые заполняются водой)

В) Что образуется в месте столкновения двух литосферных плит? (Вдоль границы столкновения континентальных литосферных плит (они как бы наползают друг на друга) образуются планетарные пояса сжатия (горные дуги Альп, Гималаев и др.))

Вопрос:

Какие процессы происходят на границах литосферных плит? (Землетрясения и вулканизм)

3. Новый материал

Учитель: Как вы думаете, какой тип земной коры образовался первым? (океанический)

Учитель: Действительно, существует гипотеза о первоначальном образовании океанической коры. Постепенно края литосферных плит теряли подвижность и наращивали древние устойчивые участки внутри плит. Такие участки получили название ПЛАТФОРМА. (записать определение в тетрадь – стр.32)

Задание: рассмотрите рис.22 (стр.32) и определите строение платформ

  1. Из чего состоит платформа? (из фундамента и осадочного слоя)
  2. Что такое щит? (найдите определение на стр. 32 и запишите в тетрадь)

А) Назовите крупнейшие древние платформы? (обозначены розовым цветом: Восточно-Европейская, Сибирская, Африкано-Аравийская и др)

Б) Сколько платформ входит в состав каждого материка? (Одна или несколько. Например: С. Америка - 1)

Учитель: На Земле имеется девять крупных древних платформ, все они входят в состав материков, поэтому являются их основой.

- Назовите эти платформы. (Северо-Американская, Восточно-Европейская, Сибирская, Южно-Американская, Африкано-Аравийская, Индийская, Австралийская, Антарктическая, промежуточное положение занимает Китайская.)

твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

толщина – 60-100 км

крупные блоки литосферы, ограниченные разломами

скорость движения - 1-6 см в год

7 громадных литосферных плит:

Евразиатская, Африканская, Индо-Австралийская, Тихоокеанская,

Северо-Американская, Южно-Американская, Антарктическая

границы литосферных плит

срединно-океанические хребты (СОХ)

3 блок. Движение литосферных плит.

Движение литосферных плит.

Зона раздвижения литосферных плит.

Зона сталкивания литосферных плит.

Зона скольжения одной литосферной плиты относительно другой.

Проверьте, насколько верны, приведенные ниже утверждения: да, нет.

Земная кора – самая верхняя каменная оболочка Земли.

Размеры земной коры и литосферы одинаковы.

Различают два типа земной коры.

Океаническая земная кора – первична.

В континентальной земной коре различают два слоя.

В океанической коре присутствует мощный гранитный слой.

Толщина континентальной коры под высокими горами достигает 70 км.

Дно крупных озер сложено океанической корой.

Литосфера – твердая монолитная оболочка Земли.

Россия расположена на Тихоокеанской литосферной плите.

В глубоководных желобах проходит граница литосферных плит.

Для зоны субдукции характерно столкновение литосферных плит.

В зоне спрединга образуются островные дуги.

Литосферные плиты движутся со скоростью 1-6 см/в год.

1. Контрольный тест. (15 баллов)

1. Самая верхняя каменная оболочка Земли?

2. Размеры земной коры:

А. 5,5 % земного R

3. Литосфера – твердая оболочка Земли, состоит из:

А. земной коры и верхней мантии

В. земной коры и мантии

4. Толщина континентальной земной коры:

5. Земная кора, состоящая из трех слоёв?

А. континентальная и океаническая

Б. только океаническая

В. только континентальная

7. На какой литосферной плите расположена Московская область?

8. Какова толщина литосферной плиты?

9. С какой скоростью движутся литосферные плиты?

В. до 1 метра в год

11. Границы литосферных плит проходят по:

Б. по тектоническим разломам

В. по границе суши и океана

12. Зона, в которой происходят процессы раздвижения литосферных плит?

Б. зона субдукции

В. зона спрединга

13. Какой географический объект приурочен зоне субдукции?

А. трансформный разлом

Б. горная область

В. срединно-океанический хребет

14. Океаническая земная кора сложена:

А. магматическими, метаморфическими и осадочными горными породами

Б. только магматическими и метаморфическими горными породами

В. только магматическими и осадочными горными породами

15. Литосферная плита, расположенная между Тихоокеанской литосферной плитой и Южно-Американской?

Мантия – самая большая из внутренних оболочек Земли.

Литосферные плиты – крупнейшие блоки литосферы.

Магма – потоки расплавленного вещества мантии.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы начнем знакомство с оболочками Земли-сферами.

Литосферой—каменной оболочкой Земли.

Биосферой-оболочкой, где обитают живые организмы.

География наука о земле. Она рассматривает все оболочки во взаимосвязи друг с другом. Но, сначала мы узнаем свойства и строение каждой оболочки в отдельности, чтобы затем понять, как они взаимодействуют друг с другом. В 5 классе мы исследуем каменную оболочку земли, а в 6 классе все остальные.

На уроке мы узнали каково внешнее и внутреннее строение земной коры и литосферы. Литосфера – это каменная оболочка Земли. литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.

Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора.

Выделяют несколько способов изучения земной коры:

  1. Наблюдение за природными явлениями: изучение обнажений горных пород-обрывов, склонов гор, где видны скальные породы, крутые берега рек, разрезы горных пород, вскрытые шахтами, где добывают полезные ископаемые. Экспедиционные исследования, сбор сведений на изучаемой местности (полевые работы).
  2. Дистанционные методы: изучение с летательных аппаратов (аэро-и космические снимки).
  3. Метод бурения скважин.

Разбор типового тренировочного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;

Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.

_______ метод основан на изучении скорости распространения в Земле ______, возникающих при ______, извержении _____ или взрывах.

Правильный вариант ответа:

Сейсмический метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержении вулканов или взрывах.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Сортировка элементов по категориям;

Текст вопроса: Распределите утверждения на верные и ошибочные.

Мантия – самая большая внутренняя оболочка Земли

Температура ядра Земли равна 10000°С

Вещество мантии находится в жидком состоянии, её температура составляет 20000°С

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Мантия – самая большая внутренняя оболочка Земли.

Температура ядра Земли равна 10000°С.

Вещество мантии находится в жидком состоянии, её температура составляет 20000°С.

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Картографические проекции (карта – уменьшенное, обобщенное изображение земного шара с помощью условных знаков на основании математических законов – в определенном масштабе и проекции; картографические проекции; классифицируют искажения длины, площадей, форм и углов; проекции – равноугольные, равновеликие и произвольные;

Урок № 3: Строение земной коры

Цель урока: 1) Сформировать знания о литосферных плитах и их движениях, геологическом летоисчислении и геохронологической таблице; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта строения земной коры

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Картографические проекции (карта – уменьшенное, обобщенное изображение земного шара с помощью условных знаков на основании математических законов – в определенном масштабе и проекции; картографические проекции; классифицируют искажения длины, площадей, форм и углов; проекции – равноугольные, равновеликие и произвольные; в равноугольных сохраняются углы и формы, искажаются длины и площади; равновеликие проекции – площади точны, а углы и формы искажаются; произвольные проекции – все виды искажений, но распределены равномерно – в центре меньше искажений, чем по краям; классификация по видам перенесения на поверхность: цилиндрические – мало искажений у экватора, много у полюсов, конические – искажаются области полюсов, поликонические – используются для карт мира, центр искажен; азимутальные используются для изображения приполярья)

2. Система условных знаков (масштабные или контурные – размеры объектов; внемасштабные условные знаки – геометрические формы, чертежи, буквы – населенные пункты, полезные ископаемые, рисунки животных и растений; линейные – реки, дороги, линии связи, границы; разъясняющие и описывающие знаки – длина рек, высота горы, глубина впадины)

3. Группировка карт (по территориальному охвату, по масштабу, по содержанию; по назначению; топографические карты – крупномасштабные; комплексные показывают несколько компонентов и их взаимосвязь)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства (горизонт)

2. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

3. Граница тропосферы над экватором располагается на высоте (18 км)

4. Больше всего воздуха в (тропосфере)

5. Умеренный климат, хвойные породы деревьев, крупные хищники и парнокопытные - признаки, характеризующие (тайгу)

6. Положение природных зон определяется (соотношением тепла и влаги)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Каково внутреннее строение Земли? Из каких оболочек она состоит? Что такое литосфера? Какие горные породы знаете? Проблемный вопрос: Везде ли толщина земной коры одинакова? Где чаще всего происходят землетрясения? Почему?

V.Объяснение новой темы.

1. Материковая и океаническая земная кора (возраст Земли 4,5 – 5 млрд. лет; сначала была образована океаническая земная кора, океаническая кора – 5-10 км, материковая – 35-80 км)

2. Геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица (земная кора формировалась около 2,5 млрд. лет; эра – промежуток геологического времени, в течение которого происходят саамы значительные изменения земной коры и живых организмов)

3. Литосферные плиты и их движение (теорию литосферных плит сформулировал в начале XX века немецкий ученый А. Вегенер; выделяют 7 крупных и десятки малых плит; материковые и океанические плиты; рифты – совокупность глубоких разломов земной коры, они являются границей расхождения литосферных плит и участками формирования океанической земной коры; участки соприкосновения материковых и океанических плит называют границей столкновения литосферных плит; плиты могут двигаться со скоростью от 5 до 10 см в год; платформы – сравнительно ровные и устойчивые участки земной коры; древние – Восточно-Европейская, Сибирская, Аравийская, Северо-Американская, Австралийская; щит – выход кристаллических пород, составляющих основу древних платформ – Канадский, Балтийский, Алданский; молодые платформы – Западно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская и др.; плита – участки платформ, покрытых слоем осадочных пород)

4. Геосинклинали (подвижные пояса земной коры, на Земле свыше 800 действующих вулканов)

VI.Усвоение новой темы.

1. Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)

2. Земная кора имеет наибольшую толщину (в Гималаях)

3. Чаще всего случаются извержения вулканов, землетрясения, образуются горячие источники (в горных районах, на окраинах материков)

VII.Домашнее задание. § 4, рис.9,10,12

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Литосфера состоит из совокупности нескольких крупных плит. Их границы соответствуют подводным хребтам на дне океана. Пограничные области между литосферными плитами являются районами разрушительных землетрясений и действующих вулканов. Их называют сейсмическими поясами.

Читайте также: