Компьютер и здоровье информационная безопасность обж 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Информационная безопасность является одним из важных направлений обеспечения личности в современном мире, поэтому считаем необходимым изучать материалы информационной безопасности в рамках курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)

В повседневной жизни часто информационная безопасность понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой секретной и распространением ложной и враждебной информации. Однако, это понимание очень узкое. Существует много разных определений информационной безопасности, в которых высвечиваются отдельные её свойства.

В разных источниках приводятся следующие определения:

Информационная безопасность – это

1) комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих целостность данных и конфиденциальность информации в сочетании с её доступностью для всех авторизованных пользователей;

2) показатель, отражающий статус защищенности информационной системы;

3) состояние защищённости информационной среды;

4) состояние, обеспечивающее защищенность информационных ресурсов и каналов, а также доступа к источникам информации.

В. И. Ярочкин считает, что информационная безопасность есть состояние защищённости информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности.

Достаточно полное определение дают В. Бетелин и В. Галатенко, которые полагают, что

Информационная безопасность – защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Для курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) наиболее пригодно приведённое выше определение.

ИБ не сводится исключительно к защите информации и компьютерной безопасности. Следует различать информационную безопасность от защиты информации.

Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Иногда под защитой информации понимается создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных для предупреждения искажения, уничтожения или несанкционированного использования защищаемой информации.

Международный день защиты информации отмечается 30 ноября с 1988 года. В этот год произошла первая массовая компьютерная эпидемия - эпидемия червя Морриса.

Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в разных сферах – политике, экономике, обороне, а также на различных уровнях – государственном, региональном, организационном и личностном. Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне организации.

Субъект информационных отношений может пострадать (понести материальные и/или моральные убытки) не только от несанкционированного доступа к информации, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе. ИБ зависит не только от компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры, к которой можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций и, конечно, обслуживающий персонал. Безопасность всех перечисленных выше систем следует обзорно изучать в курсе ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Поддерживающая инфраструктура имеет самостоятельную ценность, важность которой переоценить невозможно.

Объектом ИБ будет считаться информация, затрагивающая государственные, служебные, коммерческие, ин­теллектуальные и личностные интересы, а также средства и инфраструктура её обработки и пе­редачи.

Также объектами информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть общественное или индивидуальное сознание.

Общественное сознание –совокупность идей, взглядов, представлений, существующих в обществе в данный период, в которых отражается социальная действительность.

На государственном уровне субъектами ИБ являются органы исполнительной, законодательной и судебной власти. В отдельных ведомствах созданы органы, специально занимающиеся информационной безопасностью.

Субъектами ИБ являются органы и структуры, которые в той или иной мере занимаются ее обеспечением.

Кроме этого, субъектами ИБ могут быть:

- граждане и общественные объединения;

- средства массовой информации;

- предприятия и организации независимо от формы собственности.

Интересы субъектов ИБ, связанных с использованием информационных систем, можно подразделить на следующие основные категории:

Доступность – возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Информационные системы создаются (приобретаются) для получения определенных информационных услуг (сервисов). Если по тем или иным причинам получение этих услуг пользователями становится невозможным, это наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Особенно ярко ведущая роль доступности проявляется в разного рода системах управления: производством, транспортом и т.п. Поэтому, не противопоставляя доступность остальным аспектам, доступность является важнейшим элементом ИБ.

Конфиденциальность – защита от несанкционированного ознакомления. На страже конфиденциальности стоят законы, нормативные акты, многолетний опыт соответствующих служб. Аппаратно-программные продукты позволяют закрыть практически все потенциальные каналы утечки информации.

Цель мероприятий в области информационной безопасности – защита интересов субъектов ИБ.

Задачи ИБ:

1. Обеспечение права личности и общества на получение информации.

2. Обеспечение объективной информацией.

3. Борьба с криминальными угрозами в сфере информационных и телекоммуникационных систем, с телефонным терроризмом, отмыванием денег и т.д.

4. Защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологических угроз.

5. Формирование имиджа, борьба с клеветой, слухами, дезинформацией.

Критерий ИБ – гарантированная защищённость информации от утечки, искажения, утраты или иных форм обесценивания. Безопасные информационные технологии должны обладать способностью к недопущению или нейтрализации воздействия как внешних, так и внутренних угроз информации, содержать в себе адекватные методы и способы её защиты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Компьютер и здоровье школьника.

Цель урока:

- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;

- объяснить роль здоровья в жизни человека.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

2. Вступительная беседа учителя. Объявление темы и целей урока.

Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.

2. Всероссийская диспансеризация 2013г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.

3. В нашей школе по состоянию по прошлому году из 30 обучающихся нашей школы лишь только 6 обучающихся здоровы, что составляет 19%, 24 обучающихся имеют отклонения в здоровье, что составляет 81 % всех обучающихся нашей школы. Поэтому сохранение здоровья для обучающихся нашей школы- важная задача всех работников и обучающихся.

На прошлых уроках мы с вами говорили о здоровье. Что же влияет на состояние здоровья человека?

- Неблагоприятная окружающая среда, социальная среда, наркотики и другие психоактивные вещества.

Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего урока является выяснение того, как компьютер влияет на здоровье и как уменьшить его вредное воздействие на организм.

И девизом урока я предлагаю сделать следующие слова:

3.Повторение изученного

Но сначала давайте уточним, а что такое здоровье?

- Здоровье – это когда тебе хорошо.

- Здоровье – это когда ничего не болит.

- Здоровье – это красота.

- Здоровье – это сила.

Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Почти все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?

- сидячее положение в течение длительного времени;

- электромагнитное излучение;

- перегрузка суставов кистей рук;

- повышенная нагрузка на зрение;

- стресс при потере информации.

Рассмотрим эти факторы по отдельности

(слово предоставляется нескольким ученикам)

Сидячее положение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах, а в свою очередь это может привести к серьезным заболеваниям.

Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.

Демонстрация упражнений

Электромагнитное излучение

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.

Перегрузка суставов кистей рук

Это заболевание называется карпальный туннельный синдром (сокращенно КТС). И именно им в настоящее время страдают пользователи персонального компьютера, которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

Демонстрация комплекса упражнений

Повышенная нагрузка на зрение

Комфортное рабочее место.

Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой.

Гимнастика для глаз.

Необходимо каждый полчаса делать гимнастику для глаз.

Демонстрация комплекса упражнений

Стресс при потере информации

Мы провели анкетирование учащихся нашего класса, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья.

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Умеете ли вы работать на компьютере?

3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

4. Сколько часов в день вы проводите за компьютером?

5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

6. Играете ли вы в компьютерные игры?

7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

8. Легко ли вы отрываетесь от игры?

9. Есть ли у вас постоянное желание играть?

10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?

11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?

12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?

14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?

15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

16. Посещаете ли вы игровые залы?

17. Сколько времени вы проводите в игровом зале?

18. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?

19. В какие игры вы любите играть?

20. Как вы думаете: какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?

Анализ результатов

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 67 % учащихся имеют дома компьютер; 84% учащихся умеют работать на нем, при этом 67% учащихся начали работать на компьютере с 6-9 лет, 33% - с 10-12 лет.

Нормой считается, если учащийся вашего возраста проводит за компьютером 1 часа в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 1 часа – 16%, от 2-10 часов – 68%, не работают каждый день – 16% учеников.

В компьютерные игры играют 84% учащихся, постоянно играют – 32%, от 2 до 10 часов – 16% учеников. Тревожит, что 16% учеников любят игры, в которых присутствует террор и насилие.

Среди опрошенных 16% учеников заявили, что им трудно оторваться от игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости. К первым ее признакам относится следующее:

- ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

- провел хотя бы одну ночь у компьютера;

- прогулял школу – сидел за компьютером;

- приходит домой и сразу садится за компьютер;

- забыл поесть, умыться (раньше такого не было);

- пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Около 16% учащихся отметило, что посещают игровые залы, что также свидетельствует о возникновении компьютерной зависимости.

Компьютер предпочли спорту 32% человека, а общению с другом – 84%; 84% учащихся выбрало чтение книги и 100% прогулку вместо компьютера; а 16% учеников ответил, что непосредственному общению они предпочитают общение через компьютер.

Нарушение зрения наблюдается в нашем классе у 54% учащихся, но гимнастику для глаз делают только 32%.

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, Что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

Учитель: В конце нашего обсуждения мы хотим всем раздать рекомендации при работе на компьютере и надеемся, что вы будете им следовать, а следовательно, позаботитесь о своем здоровье.

Рекомендации при работе на компьютере.

1. Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.

2. Проводить за компьютером не более одного часа в день.

3. Каждые 10 минут вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.

4. Каждые полчаса делать комплекс упражнений для кистей рук.

5. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.

6. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

Сможем ли мы решить проблем нашей России?

Самоанализ урока открытого урока по ОБЖ в 6 классе по теме

Учитель: Пылева Татьяна Васильевна.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок практических работ

- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;

- объяснить роль здоровья в жизни человека.

Используемая технология развивающего обучения:

технология проблемного обучения.

Формы учебной работы, используемые на уроке:

1) фронтальная работа со всем классом

2) групповая работа

3) индивидуальная работа

Методы, используемые на уроке:

исследовательский метод (частично).

Изучив материал урока, учащиеся должны знать:

Правила безопасной работы на компьютере с целью сохранения своего здоровья;

уметь:

давать рекомендации людям, работающим на компьютере с целью сохранения здоровья.

Структура моего урока была выбрана в соответствии с целями урока:

Вступительная беседа учителя, повторение о здоровье и здоровом образе жизни.

Объявление темы урока.

Анализ результатов анкеты.

Подведение итогов урока.

Данный урок соответствует требованиям программы. Время на уроке было использовано рационально. Большая часть времени была отведена практической работе. Микроклимат на уроке хороший, Осуществлялась связь: учитель- обучающийся, обучающийся- учитель. контакт учителя на уроке был установлен. Работа во время урока шла без принуждения. к концу урока была решена поставленная проблема. Считаю, что дети смогут применять полученные на уроке знания, смогут дать рекомендации людям, работающим на компьютере.

Цель: формирование представления об информационной безопасности.

- познакомить с понятием информационной безопасности

- рассмотреть различные угрозы информационной безопасности

- совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог

- определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности

- воспитывать ответственность за свои действия

План урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (2 мин)

III. Теоретическая часть. Изучение нового материала (25 мин)

IV. Практическая часть. Первичное закрепление знаний (10 мин)

V. Домашнее задание (1 мин)

VI. Итог урока. (1 мин)

Оборудование и методические материалы: Мультимедийный проектор + ПК

Ход урока

I. Организационный момент

Ученики готовятся к уроку, приветствие, проверка присутствующих.

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Объявление темы, цели и хода урока. Дети записывают дату и тему в тетрадь.

- Тема урока "Информационная безопасность" (слайд1).

- Цель урока: Формирование представления об информационной безопасности (слайд2).

III. Теоретическая часть. Изучение нового материала

- Что такое "информационная безопасность"? (слайд3)

Дети высказывают свое мнение, как они понимают этот термин. Обобщая, учитель сообщает определение, которое записывается в тетрадь

Информационная безопасность - это защищенность информации от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации или ее владельцам (слайд4)

- Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что представляет угрозу информационной безопасности?

  1. Кража личных данных, утечка информации
  2. Вирусы, черви, трояны
  3. Спам
  4. Хакеры
  5. Авторское право, нелицензионное ПО
  6. Мошенничество
  7. Дезинформация

- Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий. Давайте разделимся на группы и установим, какие действия нужно предпринять, чтобы обезопасить себя от таких воздействий.

Работа группами по карточкам, обсуждение - 10 минут, затем представители от каждой группы сообщают всем свои методы защиты (принимая или оспаривая), учитель принимает участие в обсуждении - разрабатывается памятка

  • приобретите хороший антивирусный пакет, установите его в режиме максимальной безопасности, и своевременно обновляйте;
  • не сообщайте посторонним ваш адрес электронной почты, особенно тот, который предоставлен провайдером или особенно важен для вас;
  • пользуйтесь почтовыми серверами с установленными фильтрами.
  • никогда не храните пароли на винчестере (даже в зашифрованном виде), не ленитесь каждый раз набирать их вручную;
  • отсоединяйтесь от Internet при подозрении на хакерскую атаку, запускайте антивирусную программу, изменяйте пароли;
  • старайтесь меньше пользоваться общедоступными программами сомнительного происхождения;
  • просматривайте чаще системный реестр на предмет подозрительных записей;
  • обязательно делайте резервные копии данных на дискеты или CD R/RW;
  • укрепление законодательной базы;
  • пресекайте попытки воровства вашего творчества;
  • используйте только лицензионное ПО.
  • просто будьте более скептичными и менее доверчивыми.
  • разумный скептицизм плюс ее проверка в других средствах массовой информации.

- Рассмотрим, как можно защитить информацию из своего файла от посторонних глаз, защитить файл от изменений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с влиянием компьютера на здоровье человека, правилами работы за компьютером.

План-конспект урока по ОБЖ. 6 класс.

Тема урока: Компьютер и его влияние на здоровье

- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;

- объяснить роль здоровья в жизни человека.

-познакомить с правилами работы на компьютере и его влиянии на здоровье человека

Тип урока: комбинированный урок (урок-презентация)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, ноутбук.

Содержание урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, мы ежедневно повторяем это приветствие.

- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Вступительная беседа учителя. Объявление темы и целей урока.

Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.

2. Всероссийская диспансеризация 2013г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.

Мы уже говорили с вами на прошлых уроках о здоровье. Что же влияет на состояние здоровья человека?

- Неблагоприятная окружающая среда, социальная среда, наркотики и другие психоактивные вещества.

Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего урока является выяснение того, как компьютер влияет на здоровье и как уменьшить его вредное воздействие на организм.

И девизом урока я предлагаю сделать следующие слова:

II. Повторение изученного материала.

Сначала давайте уточним, а что такое здоровье?

- Здоровье – это когда тебе хорошо.

- Здоровье – это когда ничего не болит.

- Здоровье – это красота.

- Здоровье – это сила.

Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?

- сидячее положение в течение длительного времени;

- электромагнитное излучение;

- перегрузка суставов кистей рук;

- повышенная нагрузка на зрение;

- стресс при потере информации.

Рассмотрим эти факторы по отдельности

(Ответы учащихся)

III. Изучение новой темы.

В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Всё более широко компьютеры внедряются в учебный процесс общеобразовательного учреждения. Это неизбежно и необходимо, так как компьютер помогает человеку более быстро и точно находить решение различных задач, позволяет хранить и получать необходимую информацию. Владение компьютером для каждого человека, в том числе учащегося, становится насущной потребностью. Вместе с тем необходимо понимать, что, работая на компьютере, следует соблюдать определённые меры предосторожности, чтобы не причинить вреда своему здоровью.

Установлено, что длительное пребывание у экрана компьютера небезвредно для здоровья человека. Опасность представляет электромагнитное излучение от различных деталей компьютера, в первую очередь от монитора (экрана). Из-за мерцания экрана и разницы в интенсивности свечения экрана и освещения помещения возникает сильная нагрузка на глаза. Кроме того, устают руки, появляется дополнительная нагрузка на позвоночник из-за неподвижности позы работающего за компьютером и неправильной подготовки рабочего места.

Существует ряд правил, соблюдение которых уменьшает отрицательное воздействие компьютера на здоровье. Повторим некоторые из них.

Для профилактики переутомления время работы на компьютере регламентируется с учётом возраста человека. Установлена общая безопасная продолжительность нахождения перед экраном учащихся подросткового возраста — не более 1 ч в день. При этом школьники 5—6 классов должны делать перерывы в работе с компьютером через каждые 25 мин работы.

Необходимо придерживаться ещё одного правила: после занятий на компьютере следует воздерживаться от просмотра телепередач в течение 2—3 ч.

Освещение в комнате должно быть таким, чтобы по сравнению с ним свечение экрана не было ни слишком ярким, ни слишком слабым.

Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой.

При работе с компьютером положение монитора должно соответствовать направлению взгляда, а середина экрана монитора располагаться на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10—20 см ниже. Экран монитора должен быть установлен на таком уровне, при котором взгляд по горизонтали направлен на центр экрана, находящегося на расстоянии не менее 50—60 см от глаз.

Хорошей профилактикой переутомления при работе с компьютером может служить выполнение специальных упражнений для глаз и тела.

1. И. п. (исходное положение) — сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом, — вдох, положите руку снова на колено — выдох. Затем повторите движение левой рукой. Упражнение активизирует дыхание и включает группы мышц грудного и шейного отдела, которые больше всего напряжены.

2. И. п. — то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пятки над полом, сделайте перекат с пяток на носки. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

3. И. п. — кисти к плечам. Делайте круговые движения локтями назад и вперёд. Упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и благотворно влияет на сердце.

4. И. п. — руки в замок, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

5. И. п. — сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Согните ногу, обхватив колено руками, подтяните колено к животу, затем выпрямите ногу вперёд и опустите на пол. Упражнение улучшает кровообращение в органах малого таза, препятствует застою крови — так же, как и следующее.

6. И. п. — то же. Согнутую в колене ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, затем вернитесь в и. п.

7. И. п. — руки согнуты, кулаки крепко сжать, положить на грудь. Выпрямите руки вперёд, в стороны и вверх. Упражнение разминает мышцы рук, грудной клетки и спины.

8. И. п. — прямые руки вытянуты перед собой. Делайте руками плавательные движения, имитирующие брасс, при этом старайтесь потянуться вперёд и в стороны. Упражнение обеспечивает лёгкий массаж сердца, улучшая его работу.

Каждое упражнение следует повторить 5—6 раз.

IV. Итог урока

1. Закрепление темы урока

— Почему перед тем, как начать работать на компьютере, необходимо познакомиться с мерами его безопасного использования?
— Какие существуют правила для снижения отрицательного воздействия на здоровье человека при работе на компьютере?
— Соблюдаете ли вы режим работы на компьютере, который рекомендуется соблюдать в вашем возрасте?
— Почему рекомендуется знать и выполнять ряд специальных упражнений для глаз и мышц тела при работе на компьютере?

2. Домашнее задание

Выполните специальные упражнения для глаз и тела, приведённые в параграфе. Постарайтесь всегда их выполнять в те дни, когда вы работаете на компьютере.

Читайте также: