Конспект урока по музыке алеев 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий.

Оборудование урока:

- Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение);

- В. Петрушин “Только смеяться”, “Чтобы со мной не случилось” (пение);

- И. Челноков, Е. Челнокова “Здравствуй, песенка моя” (пение);

- Р. Шуман “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы” (слушание);

- Л. Бетховен “Сурок” (слушание);

- Д. Кабалевский “Клоуны” (слушание);

- В. Васнецов “Алёнушка”;

- Л. Лапцуй “Берёзка”, “Смерть берёзки”.

Ход урока

I. Орг. момент.

Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение).

- Здравствуйте, Наталья Даниловна.

Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.

- А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?

- В чем заключается разница между этими приветствиями?

II.

Тема прошлого нашего урока была “Весело - грустно”. Эти настроения в музыке выражают понятия: “лад”, “мажор”, “минор” (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор.

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.

Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор).

Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный (поём гамму ля минор).

Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение. Раскройте свои рабочие тетради на стр. 23, посмотрите работы друг у друга. Понравились они вам? Два учащихся защищают свою работу.

Перед вами лежат листочки с новым домашним заданием. Положите их в ежедневники. Задания будут похожи на те, что мы будем делать сегодня в классе.

Д/з: выполнить одно из заданий по выбору:

а) придумай свой ритм и сочини к нему мелодию в определённом настроении;

б) сочини стихотворение и к нему мелодию в определённом настроении;

в) нарисуй рисунок в определённом настроении.

На этом уроке мы продолжаем работать над темой “Весело - грустно”. Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять, творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока.

Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы совершали музыкальную прогулку, и какие слушали произведения на прошлом уроке?

На доске запись этих произведений (в таблицах):

Р. Шуман “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы”
Л. Бетховен “Сурок”
Д. Кабалевский “Клоуны”

- Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.

- Почему произведение Д. Кабалевского называется “Клоуны”, а не “Клоун”?

Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный – хмуриться.

Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что – к минору (на доске таблицы: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно). К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй – для минора. В это время со всем классом находим оригинальные эмоциональные характеристики для мажора (“боевая жизнь”, “восход солнца”) и минора (“закат солнца”, “звёзды ведут хоровод”). Затем даём характеристику работы учащихся у доски.

III.

Если мы понятия “мажор” и “минор” перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?

А сейчас я предлагаю вам спеть песни В. Петрушина “Только смеяться”, “Чтобы со мной не случилось”.

- Чему нас учат эти песни?

- Какой лад соответствует каждой из песен? Почему?

Пение сопровождается двигательной импровизацией в соответствии с настроением песни.

Какой разный ритм у песен и музыкальных произведений! А мы с вами знаем, что музыкальные звуки различаются по длительности. Существуют долгие по продолжительности ноты (целые, половинные), средние (четверти) и совсем короткие (восьмые и шестнадцатые). Повторяем ритмослогами. На доске запись двух ритмических рисунков (проговариваем ритмослогами и показываем в движении).

Если бы вы были композиторами, для какого из ритмов вы написали бы мелодию в мажоре, а для какого – в миноре? Детская импровизация (перед импровизацией пропеть мажорную гамму на слог да, минорную – на ду). Лад, также как и ритм, обладает большой выразительной силой, помогает ярко раскрыть образное содержание произведения, его настроение.

Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целом помогают нам стать лучше и добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво.

Я вам прочитаю сейчас два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя “Берёзка” и “Смерть берёзки”. А мы с вами знаем, что берёзка является символом России.

Теплом трепещущим, ветками влажными
Тянется к солнцу берёза отважная.
Видишь, как цепко за мыс ухватилась?
Видишь, как ясно в воде отразилась.
Солнце её, сиротливую, нежит,
Ветер ей косы зелёные чешет.
Дай ей, земля, животворного сока!
Станет она и прямой, и высокой!
Сердце не бьётся в берёзе, и всё же
На человека берёза похожа!

Лежит берёзка на земле сырой
С распоротой обугленной корой.
Её сразила молния вчера
Ударом браконьерским топора.
А прежде руки утренней зари
Ей в уши продевали янтари,
И ветер к ней, бывало, прилетал
И ленты солнца в волосы вплетал.
Ах, ни одна из всех берёз
Таких красивых не носила кос!
Берёзы ненавидели сестру,
Сучками ей царапали кору…
Теперь они трусят седой листвой
Над рухнувшей сестрицей неживой,
И слёзы тяжеленные, как ртуть,
Роняют ей на высохшую грудь.

- Меняется ли в каждом из стихотворений настроение?

- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?

- Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?

- А эти стихотворения чему-то научили вас?

На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу?

Я прошу встать тех, кому больше понравилось первое стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). А теперь попрошу встать тех, кому понравилось второе стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию).

А сейчас я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова “Алёнушка”, “прислушаться” к ней.

- Что мы слышим? (Вокруг тишина).

- Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы).

- Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.)

- Слушает ли Алёнушка тишину?

- Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, что отзовётся её братец Иванушка, это печальная тишина).

- Почему художник изобразил на картине вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки, её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата).

- Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?

- Какое из прослушанных в начале урока музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?

- А хотели бы вы помочь Алёнушке?

Действиями мы, конечно же, не можем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, а может даже и спеть. Разыгрывание ситуации Алёнушка и друг (кто-то из учащихся и учитель).

У вас на парте лежит конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков. Сложите из этих лепестков цветик-семицветик. Загадайте желание для Алёнушки, выберите один из лепестков, соответствующий настроению вашего желания, и дуйте на него, чтобы исполнилось желание.

IV.

- О чём же мы узнали сегодня на уроке?

Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).

- А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 61 материал





















5730712 5697101 5673695 5456531 5124264 4435862 4324629 4222728 4200743 4106336 4022257 3768055 3631894 3592606 3422646 3410191 3251095 3164110 3128536 3113550

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задачи:
Развивающие: развивать музыкальные впечатления учащихся, познания в области интонационной выразительности, выявляя основные элементы музыкальной речи; закрепить особенности компонентов живой природы;
Образовательные: формировать эмоционально-смысловое содержание музыки, экологическую культуру детей, уметь находить общее в музыке и природе, сопоставляя их объекты, обобщить знания по теме Природа.
Воспитательные: пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой в музыкальных произведениях и окружающей среде, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.



Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок музыки во 2 классе по программе В. В. Алеева, в соответствии с ФГОС НОО. Тема урока "Инструмент оркестр. Фортепиано".

Технологическая карта урока

Предмет _______________Музыка_________________________ Класс _______________2________________

Базовый учебник _______В.В.Алеев, Т. Н. Кичак, Музыка 1-4 классы ______________________________________

Тема урока __________ Инструмент оркестр. Фортепиано.________________________________________________

Цель урока ______Сформировать более полное представление об инструменте фортепиано.

Задачи урока: ____Формирование навыков и знаний через игровую деятельность.____________________

Образовательные: Создать условия для расширения музыкального кругозора и закрепления ранее полученных

знаний о музыкальном инструменте фортепиано.

Развивающие: Развитие логического мышления и творческих способностей, познавательного интереса к урокам

Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, формирование чувства коллективизма и здорового

Тип урок___________ изучение нового материала _________________________

Необходимое оборудование ______Фортепиано, мультимедиа проектор, интерактивная доска

Читайте также: