Основы конституционного строя рф конспект урока 11 класс боголюбов

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

11 класс Право Урок 2

Тема: Основы конституционного строя Российской Федерации.

Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.

2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как правового демократического государства.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах;

Тип урока: открытия нового знания с применением интерактивных технологий.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Конституция (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

История появления конституции начинается с американской и французской Конституций, где по мнению основателей США, она должна иметь следующие характеристики:

По мнению основателей США, конституция должна была иметь следующие характеристики:

а) ее основой должны быть права граждан на жизнь, свободу и собственность;

б) она должна устанавливать обязанности государства защищать эти права;

в) учитывая права и обязанности граждан, распределение ресурсов в стране и возможности контроля за конфликтными ситуациями, она должна устанавливать пределы использования своей власти государством;

г) она должна установить принцип неприкосновенности личности;

д) она может быть изменена лишь при всеобщем согласии граждан.

Значительные шаги в направлении конституционного правления были предприняты в царствование императора Александра II. Основные направления деятельности Александра II - отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства, проект конституционного закона.

Манифест 17 октября провозглашал начало демократического конституционализма.

В 1906 г. были приняты Основные государственные законы Российской империи, которые привели к значительному преобразованию: представительные государственные учреждения стали принимать непосредственное участие в законодательной деятельности и охране законности.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций. Принятие каждой конституции знаменовало существенные изменения, происходящие в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию и утверждало новые концепции развития.

Особенностью Конституции 1918 г. являлось то, что она полностью зачеркнула весь предшествующий опыт России, ничего не оставила от дореволюционных государственных институтов и структур.

Причиной появления Конституции 1924 г. явилось то, что РСФСР объединилась с другими независимыми республиками в СССР.

Конституция 1936 г. подтвердила вступление страны в новый этап своего развития, который знаменовал построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Реформирование Конституции началось в 1989 г.

Постепенные нововведения Конституции:

1) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного;

2) устранено положение о руководящей и направляющей роли компартии;

3) признание приоритета прав человека и гражданина;

4) признание частной собственности;

5) видоизменение структуры советской власти; отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему;

6) признание принципа разделения властей;

7) введение института Президента;

8) установление местного самоуправления.

Как вы думаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции в 1993 г.? (расхождение старой Конституции с практикой построения правового демократического государства)

Уже с начала 90-х годов стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. - Россия провозглашена суверенным государством.

После распада СССР в 1991 г. началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50 процентов избирателей проголосовали за ее принятие.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция.

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием на референдуме).

Состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137статей.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство.

Глава 4. Президент Российской Федерации.

Глава 5. Федеральное собрание.

Глава 6. Правительство Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть.

Глава 8. Местное самоуправление.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Заключительные и переходные положения.

В преамбуле провозглашается, что данную Конституцию принимает многонациональный народ России.

Демократические и гуманистические ценности, лежащие в основе Конституции:

1. Права и свободы человека.

2. Гражданский мир и согласие.

3. Равноправие и самоопределение народов.

4. Единство и суверенитет России.

Конституция РФ ориентирована на утверждение и защиту общечеловеческих ценностей: человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2).

В Конституции закреплен институт президентства. Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Определена форма законодательной представительной власти - Федеральное Собрание, двухпалатный парламент.

Для органов местного самоуправления предусмотрены возможности их многообразия с учетом местных особенностей.

Важной предпосылкой преодоления всевластия государства в отношении граждан является закрепленное в Конституции РФ многообразие форм собственности - частная, государственная, муниципальная и иные (ст. 8) и свобода выбора гражданином не запрещенных законом форм экономической деятельности (ст. 34).

В Конституции предусмотрена система судебной защиты гражданином своих прав и свобод. При этом гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями властей или их бездействием (ст. 53).

Законодательно закреплено единое экономическое пространство с общей денежной единицей (рублем) и без таможенных границ внутри страны (ст. 74, 75).

Федеральным конституционным законом должны быть определены государственные флаг, герб и гимн России как суверенного государства (ст. 70).

Установлено единое российское гражданство на всей территории РФ (ст. 6).

Содержание Конституции РФ непосредственно ориентировано на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, провозглашенные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина полностью соответствуют системе прав и свобод, определенных Всеобщей декларацией прав человека, выдвинувшей еще в 1948 г. перед всеми странами мира задачу создания справедливого, ненасильственного, гуманного общества. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека в Конституции РФ впервые в российской истории провозглашено право каждого человека на жизнь (ст. 20), на свободу и личное достоинство (ст. 21, 22), на свободу мысли, получение и распространение информации, (ст. 29), право свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в нее (ст. 27).

Государство лишено права запретить гражданину выезд из страны и возвращение в нее (ст. 27).

Важной чертой Конституции РФ является ее прямое действие (ст. 15), что означает вступление в силу сразу с принятием Конституции РФ всех ее принципов и норм, вне зависимости от принятия других законодательных актов.

3. Подведение итогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; способствовать овладению основами культуры прав человека, включения в демократическую жизнь общества.

Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.

2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как правового демократического государства.

1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; способствовать овладению основами культуры прав человека, включения в демократическую жизнь общества.

Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.

2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как правового демократического государства.

Задачи урока:

Образовательные:

Получить знания о Конституции, основах конституционного строя;

Воспитательные:

Формирование интереса к Конституции РФ, Демократическим принципам.

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающие:

1.Развитие познавательных умений;

2. Развитие аналитического мышления.

Методы урока:

Конституция РФ (у каждого учащегося)

Меж- и внутри- предметные связи на учебном занятии:

Конституция (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

История появления конституции начинается с американской и французской Конституций, где по мнению основателей США, она должна иметь следующие характеристики:

По мнению основателей США, конституция должна была иметь следующие характеристики:

а) ее основой должны быть права граждан на жизнь, свободу и собственность;

б) она должна устанавливать обязанности государства защищать эти права;

в) учитывая права и обязанности граждан, распределение ресурсов в стране и возможности контроля за конфликтными ситуациями, она должна устанавливать пределы использования своей власти государством;

г) она должна установить принцип неприкосновенности личности;

д) она может быть изменена лишь при всеобщем согласии граждан.

Значительные шаги в направлении конституционного правления были предприняты в царствование императора Александра II. Основные направления деятельности Александра II - отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства, проект конституционного закона.

В 1906 г. были приняты Основные государственные законы Российской империи, которые привели к значительному преобразованию: представительные государственные учреждения стали принимать непосредственное участие в законодательной деятельности и охране законности.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций. Принятие каждой конституции знаменовало существенные изменения, происходящие в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию и утверждало новые концепции развития.

Особенностью Конституции 1918 г. являлось то, что она полностью зачеркнула весь предшествующий опыт России, ничего не оставила от дореволюционных государственных институтов и структур.

Причиной появления Конституции 1924 г. явилось то, что РСФСР объединилась с другими независимыми республиками в СССР.

Конституция 1936 г. подтвердила вступление страны в новый этап своего развития, который знаменовал построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Реформирование Конституции началось в 1989 г.

Постепенные нововведения Конституции:

1) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного;

2) устранено положение о руководящей и направляющей роли компартии;

3) признание приоритета прав человека и гражданина;

4) признание частной собственности;

5) видоизменение структуры советской власти; отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему;

6) признание принципа разделения властей;

7) введение института Президента;

8) установление местного самоуправления.

Как вы думаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции в 1993 г.? (расхождение старой Конституции с практикой построения правового демократического государства)

Уже с начала 90-х годов стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. - Россия провозглашена суверенным государством.

После распада СССР в 1991 г. началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50 процентов избирателей проголосовали за ее принятие.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция.

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием на референдуме).

Состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137статей.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство.

Глава 4. Президент Российской Федерации.

Глава 5. Федеральное собрание.

Глава 6. Правительство Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть.

Глава 8. Местное самоуправление.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Заключительные и переходные положения.

В преамбуле провозглашается, что данную Конституцию принимает многонациональный народ России.

Демократические и гуманистические ценности, лежащие в основе Конституции:

1. Права и свободы человека.

2. Гражданский мир и согласие.

3. Равноправие и самоопределение народов.

4. Единство и суверенитет России.

Конституция РФ ориентирована на утверждение и защиту общечеловеческих ценностей: человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2).

В Конституции закреплен институт президентства. Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Определена форма законодательной представительной власти - Федеральное Собрание, двухпалатный парламент.

Для органов местного самоуправления предусмотрены возможности их многообразия с учетом местных особенностей.

Важной предпосылкой преодоления всевластия государства в отношении граждан является закрепленное в Конституции РФ многообразие форм собственности - частная, государственная, муниципальная и иные (ст. 8) и свобода выбора гражданином не запрещенных законом форм экономической деятельности (ст. 34).

В Конституции предусмотрена система судебной защиты гражданином своих прав и свобод. При этом гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями властей или их бездействием (ст. 53).

Законодательно закреплено единое экономическое пространство с общей денежной единицей (рублем) и без таможенных границ внутри страны (ст. 74, 75).

Федеральным конституционным законом должны быть определены государственные флаг, герб и гимн России как суверенного государства (ст. 70).

Установлено единое российское гражданство на всей территории РФ (ст. 6).

Содержание Конституции РФ непосредственно ориентировано на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, провозглашенные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина полностью соответствуют системе прав и свобод, определенных Всеобщей декларацией прав человека, выдвинувшей еще в 1948 г. перед всеми странами мира задачу создания справедливого, ненасильственного, гуманного общества. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека в Конституции РФ впервые в российской истории провозглашено право каждого человека на жизнь (ст. 20), на свободу и личное достоинство (ст. 21, 22), на свободу мысли, получение и распространение информации, (ст. 29), право свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в нее (ст. 27).

Государство лишено права запретить гражданину выезд из страны и возвращение в нее (ст. 27).

Важной чертой Конституции РФ является ее прямое действие (ст. 15), что означает вступление в силу сразу с принятием Конституции РФ всех ее принципов и норм, вне зависимости от принятия других законодательных актов.

Урок по теме

· Обучающая Восприятие учащимися и первичное осознание Конституции как документа, определяющего принципы развития общества.

· Воспитывающая Воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.

· Развивающая Развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками информации.

Задачи урока:

1. Обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России.

2. Осуществлять нравственное воспитание учащихся: уважение к закону, патриотизм, гуманизм.

3. Развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов).

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Вид урока: урок-путешествие по страницам КРФ.

План изучения нового материала:

1. Понятие конституционного строя.

2. Основные принципы конституционного строя РФ.

Основные понятия урока:

Конституционный строй, принципы конституции.

I. Организационный этап

Приветствие. Учитель проверяет выполнение гигиенических требований к уроку (напоминает о правильной посадке за партой, регулирует освещенность класса). Отмечает отсутствующих. Желает успешной работы на уроке.

- Сегодня у нас второй урок по изучению Конституции России.

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Мы работаем по следующему плану (план записан на доске, по ходу урока учитель обращается к записи).

Вы получите оценку за устные ответы и за работу по ходу изучения новой темы.

II. Повторение

1. Фронтальный опрос (2-3 мин.)

-Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

-Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? (все законы в нашей стране ориентируются на Конституцию и принимаются в порядке, установленном Конституцией, она обладает прямым действием, т. е. на ее статьи можно ссылаться, обращаясь в суд)

-Какие 3 главных задачи решает Конституция?

2. Сформулируйте цель нашего урока .

- Изучить основные положения конституции, чтобы уметь применять их в жизни.

СЛАЙД 1 (название урока)

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Сегодня вы познакомитесь с основами конституционного строя.

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции (на доске).

Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Конституционный строй имеет свой фундамент – основные принципы. Давайте с ними познакомимся.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

1) Что означает демократический режим? Привести несколько особенностей?

2) Что означает федерация?

3) Что означает республика?

1) Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти и наделении граждан широким кругом прав и обязанностей.

Особенности: выборность органов власти, принцип разделения властей, многопартийность, гарантии прав и свобод граждан, многообразие форм собственности и идеологии.

2) Федерация - форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

3) Республика – форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок путем голосования, либо формируются представительными учреждениями (парламентом).

СЛАЙДЫ 3 и 4

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1) Что закрепляет эта статья?

2) Какие группы прав человека Вам известны?

1) Эта статья закрепляет права и свободы человека и гражданина.

2) Гражданские, социальные, экономические, политические, культурные.

Группа педагогов

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

1) Что означает понятие суверенитет?

2) Что является высшим непосредственным выражением власти народа?

1) Суверенитет - верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.

2) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1) Что означает социальное государство?

2) Какие еще примеры социальных прав граждан?

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1) Какой принцип этой статьи?

2) Укажите, какие органы возглавляют ветви власти?

1) Принцип разделения властей.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1) Что такое идеология?

2) Как понимать принцип многопартийности? Приведите примеры политических партий современной России?

1) Идеоло́гия — совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1) Что означает светское государство?

2) Приведите примеры мировых религий?

IY. Закрепление изученного материала.

- Итак, мы рассмотрели принципы, составляющие основу нашего конституционного строя (учитель еще раз обращает внимание на вывешенные плакаты).

V. Итоги урока

Подведем итоги урока.

Учитель. Достигли ли вы цели, поставленной на уроке?

Какие принципы государственного устройства можно отнести к конституционным основам Российской Федерации?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Конституция Российской Федерации (необходимый комплект), ИКТ.

закрепить знания учащихся о Конституции РФ;

развивать умения анализировать тексты, характеризовать смысл основных понятий;

воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону страны.

Тип урока: лабораторная работа.

Основные понятия: Конституция, преамбула, конституционный строй, неотъемлемые права человека

Оборудование: Конституция Российской Федерации (необходимый комплект), ИКТ.

I.Организационный момент. (класс разделен на 4 группы, у каждой группы – Конституция РФ)

II.Постановка целей урока.

Начать урок хочется с небольшого стихотворения:

« Есть книга правды и свободы

Вся наша жизнь - её слова.

Запечатлели в ней народы

Какой документ станет основой для сегодняшнего урока?

Вы сегодня будете учиться работать с первоисточником – Конституцией РФ. Наша задача на уроке - через изучение статей Конституции развивать умение анализировать тексты, характеризовать смысл основных понятий.

III. Проверка домашнего задания.

Глоссарий ( соотнесите термины, используемые на уроке с их значениями)

По горизонтали:

Эти люди сделали первую попытку создать конституцию в России в декабре 1825 года, но потерпели поражение.

Первый русский парламент.

По вертикали:

Царь-реформатор, при котором Россия сделала первые шаги на пути установления конституционного порядка.

Всенародное голосование, вид волеизъявления народа.

Устный опрос по домашнему заданию.

Когда и кем была принята современная Конституция?(12 декабря 1993 г)

Сколько разделов, глав, статей содержится в ней? (2 раздела, 9 глав, 137 статей, 9 положений)

Почему Конституцию называют законом высшей юридической силы?(все другие законы должны ориентироваться на нее, не могут противоречить)

На каких ценностях базируется наша Конституция? (см. преамбулу)

Кого Конституция провозглашает высшей ценностью? (человек, его права и свободы)

Какова главная цель основного закона? (признание, соблюдение и защита прав и свобод человека)

Главные задачи Конституции- 1. Закрепить и гарантировать фундаментальные права

2. Упорядочить государственную власть.

3. Утвердить правосудие.

Тема нашего урока – Основы конституционного строя России. Что же это такое? (слайд)

IV. Изучение нового материала (работа в группах с источником).

Каждая группа получает направление в работе с Конституцией и карточку с заданиями. В течение 10 мин. ученики готовят ответы на вопросы. Затем группы по очереди делятся полученной информацией с остальными учащимися.

1 группа – Права и свободы человека и гражданина.

2 группа – Обязанности человека и гражданина.

3 группа – Основы конституционного строя.

4 группа – Федеративное устройство.

Карточка №1. Ст. 17-64

Каким образом у человека возникают права? Ст. 17

С какого возраста гражданин самостоятельно может осуществлять права в полном объеме? (ст. 60)

Права и свободы человека ограничиваются чем-нибудь или действуют без ограничений? Ст. 17, 29, 55

Какие органы помогают человеку защитить себя? Ст. 46

(Можно подать жалобу в суд, обратиться в прокуратуру, в Конституционный суд (ст. 125). Как крайняя мера - Комитет ООН по правам человека в Женеве, или в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.)

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Задание 6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

Карточка №2. ст.57, 58, 59(1)

Мы знаем, что прав без обязанностей не бывает. А какими обязанностями нас наделила Конституция РФ. ст.57, 58, 59(1)

Есть мнение, что ст.57, 58, 59(1) противоречат принципу прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законе. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте ответ!

Карточка №3. Ст. 1-16.

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Объясните, как вы понимаете выделенные слова. Ст.1

Высшая ценность государства по Конституции? Ст.2

Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации? Ст. 3

Почему наша страна названа социальным государством? Ст.7

Объясните, как организована власть в нашей стране. Ст. 10-11

РФ – светское государство. Что означают эти слова? Ст. 14

Карточка №4Ст. 65-79

Что такое федерация?

Какие типы субъектов входят в состав России? Сколько их? (примеры субъектов Федерации) ст.65

Почему для России федеративное устройство – единственное из возможных?

Как обеспечивается государственная целостность России (какие условия объединяют все субъекты в единое целое)? Ст. 68, 69, 70, 75(1)

Какие типы законов принимаются на территории РФ? Как они соподчиняются между собой?ст.76

V. Закрепление изученного.

Индивидуальные карточки с заданиями.

VII. Итог урока.

Китайский философ 4 в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

Читайте также: