Российская революция 1917 г от февраля к октябрю конспект урока 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

1) Какие были созданы в стране органы государственной власти после 27 февраля?

Кто их возглавлял?

2) Когда было образовано Временное правительство?

3) Почему сформированное после свержения монархии правительство получило название

4) Кто возглавлял Временное правительство?

5) Когда Николай II подписал акт об отречении от престола, и на каких условиях?

Задание 2. Составьте перечень

Положения декларации Временного правительства от 3 марта 1917 года:

Пункт: 3. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

и его декреты (стр. 30)

Задание 1. Ответьте на вопросы

1) В чём заключалось своеобразие политической ситуации?

2) Какова позиция меньшевиков и эсеров по вопросу готовности России к социализму?

3) Почему лидеры Советов передали власть Временному правительству?

4) Каковы решения приказа № 1 Петросовета по гарнизону Петроградского военного округа

от 1 марта 1917 года?

5) Почему Временным правительством было отложено решение вопроса о земле?

Пункт: 4. Основные политические партии в 1917 году (стр. 31)

Задание 1. Составьте таблицу

Политические партии в 1917 году

Название партии

Характеристика

Задание 2. Составьте перечень

Пункт 5: Кризисы Временного правительства (стр. 32)

18 апреля 1917 год – нота П.Н. Милюкова - _______________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: сформировать представление о Февральской революции, показать

своеобразие и противоречие в развитии политических процессов от

февраля к октябрю; уяснить причины краха буржуазно – либеральной

альтернативы и победы леворадикальных сил.

знания: - причины Февральской революции;

- причины установления и суть двоевластия;

- приоритеты новой власти;

- кризисы Временного правительства;

- эволюция тактической линии большевиков

Хронограф событий февраля 1917 года

Двоевластие и его причины

Работа Петроградского Совета

Мероприятие Временного правительства

Политический дебют большевиков

Кризисы Временного правительства

Приход к власти большевиков

Подача домашнего задания и комментарий к нему

Организационный

Настроить учащихся на урок (сложность темы, ее значимость в

изучении курса Отечественной истории)

2. Познакомить учащихся с критериями оценки результатов деятельности

(критерии прилагаются для каждой рабочей группы)

3. Напомнить о структуре и порядке заполнения рабочей карточки урока

(карточки у каждого ученика)

Проверка домашнего задания

Учитель: Чтобы получить представление о Февральской революции, её

причинах, нам необходимо вспомнить о событиях Первой

русской революции 1905 – 1907 гг.

Каждая группа получает задание – диаграмму, которую

необходимо привести в соответствие.

Развитие революции в 1905 году.

Учитель: Чтобы привести в полное соответствие знания о революции

1905 г. , подготовить вас для изучения нового материала,

проводим фронтальный опрос.

Вспомните: 1.Причины революции 1905 г. (ответ учащихся:

-сохраняющееся крупное помещичье землевладение;

-отсутствие демократических свобод).

2 Характер революции, задачи революции (ответ учащихся:

-крестьянская, буржуазно-демократическая. Задачи:

-ликвидация помещичьего землевладения;

-уничтожение сословного строя;

-установление демократической республики).

Были ли эти задачи выполнены? ответ учащихся: (нет)

3 Итоги революции (главный итог: революция заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы и вплотную заняться аграрным вопросом. Появился первый русский парламент – Государственная дума. Появились,

хотя и ограниченные, демократические свободы: право голоса, свобода собраний, образования партий)

Изучение нового материала.

Форма работы (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и документами)

Учитель: Первая русская революция оказала существенное воздействие на политическое положение в стране. Царизм уже не мог управлять страной по-старому. Февраль 1917 года, продолжая дело 1905 года, нанес второй и на этот раз смертельный удар царизму.

Задание всем группам :

Ухудшение положения народа

Обострение социально – экономических противоречий, вызванных войной.

Нерешенность аграрного вопроса

Недовольство политикой царизма

Хронограф событий февраля 1917 года.

18 февраля 1917 г. – забастовка рабочих Путиловского завода

23 февраля 1917 г. – массовые выступления в столице, демонстрация

25 февраля 1917 г. – Всеобщая политическая стачка.

26 февраля 1917 г. – массовый переход солдат на сторону демонстрантов.

27 февраля 1917 г. – захват восставшими Петропавловской крепости.

1 марта 1917 г. – объединение Петроградского совета рабочих

депутатов с временным комитетом Государственной

думы и образование Временного правительства

(глава князь Львов).

2 марта 1917 г. - Отречение Николая II от престола (работа с

учебником стр. 131-132.

Двоевластие- система управления, сложившаяся в ходе февральской революции 1917 года., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти – Временным правительством и Советами.

Причины двоевластия -учащиеся работают самостоятельно.

Выступление генерала Корнилова (излагает учитель)

необходимо подтянуть к Петрограду конный корпус генерала Крымова. Когда корпус был приведен в движение, Керенский испугался, что военные предпочтут увидеть на посту более решительного.Он объявляет Корнилова изменником. Особой депешей смещает с поста Верховного главнокомандующего. (см. документ

Обстановка была крайне напряженной. ВЦИК Советов создает чрезвычайный орган – Комитет народной борьбы с контрреволюцией. Керенский и большевики включились на борьбу с Корниловым. 30 августа 1917 года войска Корнилова были остановлены.

Учитель: в начале сентября 1917 года происходят перевыборы Петроградского Совета. Большевики получают в нем большинство мест. Председателем Петроградского Совета избирается Троцкий. Большевики принимают решение изменить тактику и переориентировать партию с мирных средств борьбы на вооруженный захват. Они сумели взять власть в свои руки в октябре 1917 года.

Революция – радикальное преобразование во всех сферах жизни общества, цель которого коренное изменение существующего строя.

Временное правительство - высший законодательный и исполнительный орган государственной власти в России, существовавший с момента отречения Николая II до Октябрьской революции.

Двоевластие — одновременное существование двух правительств, двух властей в одном государстве.

Обязательная литература:

Дополнительная литература и источники:

2.Яковенко Б.В. История Великой русской революции: Февральско-мартовская революция и ее последствия, глава 1-2

Теоретический материал.

Первая мировая война привела к обострению социально-экономических и политических противоречий в России. Экономическое опустошение, вызванное войной, обострило протест среди народных масс. Не только народ протестовал, но и буржуазия, недовольная тем, что самодержавие не в состоянии решить насущные проблемы в обществе и найти компромиссное решение.

Изменения произошли и в деятельности социалистических партий России, эсеры и социал-демократы разделились на 3 группы: оборонцы, центристы и пораженцы.

Центристы (Юлий Осипович Мартов, Виктор Михайлович Чернов) выступили за немедленное заключение демократического мира со всеми воюющими странами.

Владимир Ильич Ленин, лидер пораженцев, был сторонником того, что все жители воюющих стран должны стремиться к войне против империалистов, повернув своё оружие против них.

Характерным проявлением кризиса власти стала частая смена министров, включая председателей Совета министров. Принятие на себя Николаем II звания Верховного главнокомандующего русской армией, также имело негативное значение. Эти события в высших эшелонах власти происходили на фоне общего недовольства в стране.

Особенно беспокойно было в Петрограде. Недовольство вызывало: рост цен, очереди, спекуляция, высокая инфляция, поражения на фронте, неспособность правительства решать назревшие проблемы, коррупция чиновников.

18 февраля работники Путиловского завода потребовали повышения заработной платы, в ответ администрация заявила о закрытии завода, 30 тыс. рабочих, оказались без средств к существованию, что послужило причиной массового недовольство и началом забастовки.

Ответом Николая II стал приказ подавить демонстрацию и распустить Государственную Думу. 26 февраля войска, направленные на подавление беспорядков, перешли на сторону демонстрантов. Начался массовый переход солдат на сторону рабочих.

Восставшие захватили арсенал, правительственные учреждения, Зимний дворец, последовал арест царских министров.

27 февраля толпы людей собрались у Таврического дворца, где находились и депутаты Государственной Думы, не подчинившиеся царскому указу. Было решено создать Временный исполнительный комитет членов Государственной думы во главе с Михаилом Владимировичем Родзянко.

Параллельно, как и в 1905 году 28 февраля был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, большинство в Совете составляли социалисты. Председателем Исполкома Совета стал лидер меньшевиков Николай Семёнович Чхеидзе, заместителями стали Александр Фёдорович Керенский и Матвей Иванович Скобелев.

1 марта 1917 г. сформировалось Временное правительство. Временным оно называлось, потому что должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания. Временное Правительство возглавил князь Георгий Евгеньевич Львов, министром иностранных дел стал кадет Павел Николаевич Милюков, Александр Ивановича Гучков занял пост военного и морского министра.

Между тем, 28 февраля Николай II, находившийся в ставке Верховного главнокомандования в Могилёве, направил войска в Петроград и сам отбыл в столицу. Но поезд императора достиг лишь Пскова, где располагался штаб Северного фронта: железнодорожные узлы были заняты восставшими.

В условиях углубляющегося кризиса председатель Государственной думы Михаил Владимирович Родзянко, представители партий и авторитетные генералы убедили Николая II отречься от престола. 2 марта 1917 года император отрёкся от престола в пользу своего младшего брата великого князя Михаила Александровича. На следующий день последовало отречение от престола и Михаила Александровича, который объявил, что судьбу России должно решить Учредительное собрание. Монархия в России прекратила своё существование.

В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти – Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Данную политическую ситуацию называют двоевластием.

Лидеры Петроградского Совета не хотели отстраняться от реальной власти, по их инициативе началась демократизация армии. 1 марта Петросовет издал приказ No 1 по гарнизону Петроградского военного округа, который уравнивал права солдат и офицеров, традиционная форма армейской дисциплины была отменена. Создавались выборные солдатские комитеты, им передавалось оружие. Все воинские части должны были подчиняться требованиям Петроградского Совета.

Таким образом, важнейшим результатом Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. То, как революция одержала победу, показало отсутствие опоры у самодержавия в России.

Разбор заданий:

1. Последний император России:

3) Николай Второй

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

3. Николай Второй

2. 1 марта 1917 г. Петроградский совет издал Приказ №1, согласно которому

Варианты ответа:

1) было подписано решение о продолжении войны;

2) уравнивались в правах солдаты и офицеры;

3) Был издан Декрет о мире;

4) Николай Второй отрёкся от престола.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Оценить 680 0

Урок 10. Революционный 1917 год: от Февраля к Октябрю.

Цель: сформировать представления об основных политических событиях 1917 г. и установлении Советской власти в Петрограде.

Основные понятия и названия: Учредительное собрание, двоевластие, сепаратизм, Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет, Совет народных комиссаров.

Основные даты: 1917, 1(14) сентября – объявление России республикой.

1917, 25 октября (7 ноября) – приход к власти большевиков.

Персоналии: Александр Федорович Керенский, Лавр Георгиевич Корнилов, Лев Борисович Каменев (Розенфельд), Григорий Евсеевич Зиновьев (Радомысльский).

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

2. Политические кризисы лета 1917 г.

3. Приход большевиков к власти.

Организация домашнего задания

Проверка домашнего задания

1. Проверочная беседа по вопросам 2.3 к §8.

2. Выборочная проверка письменного задания.

Большинство политических сил полагало, что судьбу России должно было определять Учредительное собрание. Однако для его созыва требовалось время, а значительная часть общества ожидала немедленного улучшения своего положения.

Крайне тяжелым было экономическое положение (см. статистические данные в последнем абзаце).

Но самой тяжелой проблемой оставалась война. Намерение лидеров кадетов и октябристов вести войну до победного конца вызвало взрыв возмущения, приведший к апрельскому политическому кризису, результатом которого стали – отставка П.Н.Милюкова и А.И.Гучкова и вхождение во Временное правительство меньшевиков и эсеров (В.М.Чернов, А.Ф.Керенский). Но и новый состав правительства не предпринял действенных мер для прекращения войны.

Кризисные явления в армии и провал июньского наступления на фронте предельно обострили внутриполитическую обстановку.

Вывод: падение самодержавия и провозглашение Временным правительством демократических свобод вызвало прилив оптимистических настроений в российском обществе. Но само по себе это не означало решения основных проблем, стоявших перед страной. Более того, кризисные явления продолжали нарастать.

2. Политические кризисы лета 1917 г. В условиях растущего массового недовольства все большую популярность набирали радикальные партии и группы, в первую очередь – большевики. Многим импонировала решительная позиция В.И.Ленина, требовавшего немедленных социальных реформ и безотлагательного заключения мира.

1 Всероссийский съезд Советов (июнь 1917), на котором большинство было у меньшевиков и эсеров, выразил поддержку Временному правительству. Но провал июньского наступления на фронте спровоцировал новый кризис.

Результатом июльского кризиса явилась отставка Г.Е.Львова и других министров – кадетов. Министром – председателем стал А.Ф.Керенский, попытавшийся укрепить власть в стране, в том числе с помощью жестких мер. В своей политике Керенский пытался опереться на армию.

В конце августа Верховный главнокомандующий Л.Г.Корнилов предпринял попытку военной силой подавить оппозицию в стране. Однако Керенский счел установление военной диктатуры неприемлемым. Выступление Корнилова было подавлено при активном участии социалистических партий и созданных ими отрядов Красной гвардии.

После изложения материала целесообразно предложить ученикам обсудить проблему: почему в условиях 1917 г. многие граждане России считали изменником не Ленина, призывающего к прекращению войны и роспуску армии, а Корнилова, требовавшего сильной власти для обеспечения фронта?

3. Приход большевиков к власти. Основой рассказа может стать текст учебника.

План изложения

Рост влияния большевиков к осени 1917 г.

Попытки правительства Керенского овладеть политической инициативой.

Решение о вооруженном восстании. Разногласия в большевистском руководстве.

Занятие рассчитано на 90 мин. (2 урока), для студентов 1 курса СПО.

Цель: дать оценку событиям 1917 года на основе анализа документов.

Задачи:

  • Образовательные: выявить причины и взаимосвязь событий февраля и октября 1917 года, определить хронологию основных событий, итоги и значение.
  • Развивающие: развивать умения выявлять информацию из исторических документов, анализировать ее и делать выводы, давать оценку изучаемым событиям, вести дискуссию.
  • Воспитательные: побудить учащихся задуматься над последствиями революции 1917 года и их влиянием на дальнейшее развитие страны.

Форма поведения урока: групповая работа.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся
  2. Актуализация знаний
  3. Усвоение новых знаний
    - события февраля 1917 года (отречение Николая II от престола, создание временного правительства и Петросовета);
    - кризисы временного правительства;
    - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года;
    - октябрьский большевистский переворот и его последствия.
  4. Закрепление полученных знаний
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание

Оборудование: мультимедийная презентация (компьютер, проектор), тексты документов.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

После распада СССР, в 90-ые годы подход к этим событиям изменился. О большевиках было принято говорить как о политических преступниках, которые лишили страну демократического пути развития.

Что же на самом деле происходило в 1917 году? Давайте попробуем отойти от стереотипных суждений и, по – возможности, объективно подойти к изучению революционных событий 1917 года.

2. Актуализация знаний.

В феврале 1917 года в России сложилась крайне сложная обстановка. Можно говорить о политическом, социальном, экономическом кризисе.
(Учащимся предлагается вспомнить и обсудить, какие события могли предшествовать февральскому кризису).

- Какова была ситуация на фронте весной 1917 года? Как изменилось отношение солдат к военным действиям?

- Как сказывались военные действия на экономической ситуации внутри страны?

- Каково было отношение различных социальных групп к событиям Первой мировой войны? Что можно сказать о патриотических настроениях в обществе к февралю 1917 года?

(Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал).

- Таким образом, к февралю 1917 года в стране наблюдалось сокращение промышленного производства, ощущалась нехватка продовольствия и предметов первой необходимости, инфляция. Такая ситуация приводила к росту социального недовольства - забастовки, крестьянские бунты, на фронтах учащались случаи дезертирства солдат.

3. Изучение нового материала.

Изучение нового материала проводится в форме групповой работы.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. У каждой группы задание на определенную тематику. По этой теме группа получает подборку документов. В течение 30 минут идет работа в группах. Каждый из участников группы выполняет индивидуальное задание, затем происходит обмен мнениями, каждый должен высказаться.

Далее участники группы решают, кто будет презентовать результаты работы своей группы перед всей аудиторией.

1 группа - события февраля 1917 года (отречение Николая II от престола, создание Временного правительства и Петросовета) - документы в Приложении 1;

2 группа - кризисы временного правительства - документы в Приложении 2;

3 группа - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года - документы в Приложении 3;

4 группа - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года - документы в Приложении 3;

5 группа - октябрьский большевистский переворот и его последствия - документы в Приложении 4.

4. Закрепление полученных знаний.

Первичное закрепление изученного материала проходит в форме беседы. Учащиеся обсуждают, высказывают собственные точки зрения по предложенным вопросам:

  • почему в России в 1917 году сложилась система двоевластия?
  • почему временное правительство не смогло стабилизировать обстановку в стране? Какие ошибки оно допустило?
  • каким образом сложившейся политической ситуацией в стране воспользовались большевики?
  • был ли неизбежен приход большевиков к власти?

5. Рефлексия.

Рефлексия проводится в форме ПОПС - технологии (позиция - объяснение – пример - следствие). Чтобы учащиеся могли быстро сформулировать свои выводы, можно подготовить речевые клише:

Читайте также: