Конспект урока для детей овз 3 класс

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Туровская Марина Владимировна,

учитель начальных классов

(для класса, в состав которого входят дети с ОВЗ, VII вид)

Цель: знакомство с классификацией животных и их групповыми признаками.

Предметные результаты:

· приводить примеры животных различных групп;

· определять животных и относить их к определённой группе

Метапредметные результаты:

· понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

· оценивать достижения на уроке;

· работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения

· работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять само и взаимопроверку

Личностные результаты:

· иметь представление о целостности окружающего мира;

· принимать социальную роль обучающегося.

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент.

-Снова прозвенел звонок

Начинается урок. Урок окружающего мира.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь и настройтесь на продуктивную работу.

Настраиваются на урок.

2.Мотивация познавательной деятельности.

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами снова отправимся на воображаемую прогулку в природу.

(Учитель раздаёт ученикам карточки с заданием)

- Нарисуйте при помощи условных знаков правила поведения в природе.

Рисуют условные знаки

2.Актуализация необходимых знаний. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

- Какую роль играют растения в жизни людей?

- Почему многие виды дикорастущих становятся редкими?

Вопрос для ребёнка с ОВЗ: - Назови растения, которые внесёны в Красную книгу.

- Что делают люди для охраны растений?

- Какие правила поведения в природе вы выполняете. Чтобы не причинить вреда растениям?

-Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. которыми питаются. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.

- Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания многие дикорастущие растения становятся редкими

- Подснежник, ятрышник, водяной орех

Рассказывают о растениях (см. Приложение)

- Их охраняют в заповедниках, ботанических садах.

- В природе мы бережно относимся к растениям, не собираем растения, внесённые в красную книгу.

3. Актуализация необходимых знаний. Самоопределение к деятельности

- Давайте поиграем в игру «Угадай по описанию. Я буду рассказывать вам о каком-либо живом существе. А вы должны будете угадать, о ком идёт речь.

1. Эти животные любят вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твёрдой но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному. Это животное очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днём лежит в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы. Кожа у него толстая и покрыта бурой щетиной. Кто это?

2. (для детей с ОВЗ упрощённый вариант или загадка):

А летом серенький.

Никого не обижает,

А сам всех боится.

3. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнёздами распугивает мелких птичек. Они думают что это ястреб, и на время улетают. Самка только этого и ждёт. Если птицы узнают её, то уж и достанется самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те не заметили подмены. Что это за птица?

4. Кто-то тёмный с гудением пронёсся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на берёзах, дубах, ивах и других деревьях и кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют. Кто это?

5. (для детей с ОВЗ упрощённый вариант или загадка):

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

И поделится медком.

- Как можно двумя словами назвать эту группу живых существ? Что это за Царство?

- Как вы думаете много жителей в этом царстве?

- А представители этого царства все одинаковы или разнообразны?

- Сформулируйте тему урока.

Цель: знакомство с классификацией животных и их групповыми признаками.

  • классифицировать животных;
  • приводить примеры животных различных групп;
  • определять животных и относить их к определённой группе
  • понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
  • оценивать достижения на уроке;
  • пользоваться атласом-определителем;
  • работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения
  • работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять само и взаимопроверку
  • иметь представление о целостности окружающего мира;
  • принимать социальную роль обучающегося.

Взаимодействие в образовательном процессе

1.Самоопределение к деятельности

-Снова прозвенел звонок

Начинается урок. Урок окружающего мира.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь и настройтесь на продуктивную работу.

Настраиваются на урок.

2.Мотивация познавательной деятельности.

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами снова отправимся на воображаемую прогулку в природу.

( Учитель раздаёт ученикам карточки с заданием)

- Нарисуйте при помощи условных знаков правила поведения в природе.

Рисуют условные знаки

2.Актуализация необходимых знаний. Проверка домашнего задания.

- Какую роль играют растения в жизни людей?

- Почему многие виды дикорастущих становятся редкими?

Вопрос для ребёнка с ОВЗ: - Назови растения, которые внесёны в Красную книгу.

- Что делают люди для охраны растений?

- Какие правила поведения в природе вы выполняете. Чтобы не причинить вреда растениям?

-Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. которыми питаются. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.

- Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания многие дикорастущие растения становятся редкими

- Подснежник, ятрышник, водяной орех

Рассказывают о растениях (см. Приложение)

- Их охраняют в заповедниках, ботанических садах.

- В природе мы бережно относимся к растениям, не собираем растения, внесённые в красную книгу.

3. Актуализация необходимых знаний. Самоопределение к деятельности

- Давайте поиграем в игру «Угадай по описанию. Я буду рассказывать вам о каком-либо живом существе. А вы должны будете угадать, о ком идёт речь.

  1. Эти животные любят вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твёрдой но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному. Это животное очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днём лежит в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы. Кожа у него толстая и покрыта бурой щетиной. Кто это?
  2. ( для детей с ОВЗ упрощённый вариант или загадка):

А летом серенький.

Никого не обижает,

А сам всех боится.

  1. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнёздами распугивает мелких птичек. Они думают что это ястреб, и на время улетают. Самка только этого и ждёт. Если птицы узнают её, то уж и достанется самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те не заметили подмены. Что это за птица?
  2. Кто-то тёмный с гудением пронёсся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на берёзах, дубах, ивах и других деревьях и кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют. Кто это?
  3. ( для детей с ОВЗ упрощённый вариант или загадка):

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

И поделится медком.

- Как можно двумя словами назвать эту группу живых существ? Что это за Царство?

- Как вы думаете много жителей в этом царстве?

- А представители этого царства все одинаковы или разнообразны?

- Сформулируйте тему урока.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели урока по содержанию.

Образовательная: Систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.

• развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса; интеллектуальное и общее развитие учащихся;

развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;

• создание творческой эмоциональной обстановки;

• формирование нравственных качеств;

БУД: личностные (положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию); коммуникативные (умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности); регулятивные (умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе); познавательные (умение писать, работать с информацией, умение пользоваться знаками).

Оборудование. Наглядные материалы, учебник, тетрадь.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

II. Минутка чистописания.

-Приготовьтесь к письму. Проверьте осанку, положение тетради. Запишите с доски дату.

-Начинаем минутку чистописания.

-Сегодня у нас в гостях буква Я.

-Посмотрите и скажите, на что похожа буква? (Ответы)

(Письмо буквы я.)

III. Актуализация субъектного опыта учащихся.

-Ребята, вы любите загадки? (Да)

-Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно:

Всегда во рту, а не проглотишь?

Если б не было его – не сказал бы ничего?

(Дети отгадывают, объясняя, как они догадались)

-Давайте красиво запишем это слово.

-Какая буква дежурит сегодня? (Я)

-Послушайте, что она говорит о себе. (Учитель читает стихотворение).

Всем на свете буква Я

А вы знаете, кто Я?

Вы не знаете, кто Я?

Я не только буква Я -

Буква, слог и слово.

-Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по- латыни) – язык.

-Постарайтесь ответить на вопросы:

Работает ли как слог в этом слове? (Да)

- Сколько слогов в слове язык, как узнать?

Давайте вспомним правило (дети хором произносят знакомое правило).

Мы в слове слог ударный найдем элементарно,

А, когда его найдем, громче всех произнесем.

Сколько в слове гласных-столько и слогов

Это знает каждый из учеников!

- Откройте учебники на странице 50. Найдите упражнение 1. (Ученики выполняют по заданию).

Чтение правила на стр. 50.

IV. Введение в тему урока.

- Прочитайте то, что записано на экране:

У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!

У Маши цветы в комнате. Не маши палкой!

Вот тут лежат пилы. У нас нет пилы.

- Сравните выделенные слова в левом столбике и в правом.

- Есть ли какая-нибудь разница в написании этих слов? А в произнесении?

- Сегодня мы познакомимся с ролью ударения в словах и будем упражняться в выделении ударного слога.

V. Физкультминутка для пальчиков.

VI. Работа по теме урока.

Переходим к упражнению № 2 на странице 50.

- А сейчас мы поиграем. Я называю слова из упражнения 2, а вы хлопаете, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог.

Роль ударения в слове.

Есть слова в русской речи,

Одинаково их пишут,

Но…по-разному их слышат…

-Прочтите предложения на экране.

- Найдите слова, которые пишутся одинаково, и объясните, что они обозначают.

В парке я видел белок. В яйце есть белок и желток. У зайца два длинных уха. Варилась уха.

-Прочтите слова парами, верно выделяя ударный слог. Что вы можете сказать? (От ударения зависит смысл слова).

-Запишите предложение в тетрадь: Солнце село за село.

- Правильно поставьте ударение в словах.

- Назовите буквы, над которыми поставили ударение. Какие это буквы? (Гласные). А можем ли ставить ударение над согласными? (Нет).

VII. Итог урока.

- Вспомним, что вам известно об ударении? (Ударение падает на гласный. Ударение может изменить смысл слова. От того, куда поставим ударение, зависит смысл слова.)

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место: спортзал
Цель урока: достижение максимально-возможного уровня оздоровления и овладения физическими движениями, согласно индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Задачи урока:
оздоровительные:
- укрепление здоровья
- содействие правильному физическому развитию детей
- формирование привычной потребности к регулярным занятиям.
развивающие:
- способствовать развитию скоростно-силовых качеств, взрывной силе, быстроты реакции, ловкости, координации движений, пространственной ориентации
- формирование умения командной работы, взаимодействие со сверстниками в игровой и соревновательной деятельности.
воспитательные:
- умение правильно понимать правила и правильно их использовать
- проявление дисциплинированности, внимание друг к другу
- формирование самостоятельного мышления, упорства в достижении поставленной цели
- понимание достижения итогового результата
коррекционные:
- использование специального стандартного и нестандартного оборудования для двигательной деятельности детей
- коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног), нарушения осанки, сутулость, движение по прямой линии
- коррекция усилий, времени
- содействие нормальному ходу физического развития и физической подготовленности

Подготовительная часть 5 минут

Организовать внимание учащихся
Информирование учащихся о теме урока

Коммуникативные (высказывать и аргументировать своё мнение)

Познавательные использовать информацию, логически выполнять действия)

Регулятивные(понимать словесные указания, выполнять инструкции и команды учителя)

Организованный вход в спортивный зал. Приветствие.

Построение в шеренгу по росту.

Перекличка, разделение на первый, второй

Разминка 7 минут

Следить за осанкой.
Воспитание ритма движения.
Корректировать двигательную закрепощенность.

Развивать пластичность рук, мышечную активность ног.
Воспитывать выразительность движений.

Коррекция точности движений.

Регулятивные (способность быстро переключаться от выполнения одних движений на другие)

Личностные (способность выполнять движения в выбранном ритме)

– ходьба на носках, руки вверх.
– ходьба на пятках, руки за голову
– высокий шаг, руки в стороны
– ходьба пятки в центр, руки на поясе
– ходьба носки в центр, руки на поясе
– бег приставными шагами в обе стороны
– бег с захлёстыванием голени
– бег с высоким поднимание бедра
– ходьба с восстановлением дыхания.

Деление детей на команды (согласно предварительному расчету на первый-второй) 3 мин

Основная часть урока 20 минут
Веселые эстафеты

Развитие ловкости, координации движения.

Регулятивные (действовать по схеме, в заданном направлении)

Познавательные (понимать информацию, правильно ее переносить в движение)

Регулятивные (способность быстро переключаться от выполнения одних упражнений на другие) .Личностные (способность выполнять движения в выбранном ритме, взаимопомощь и взаимодействие со сверстниками ).

Развитие ловкости рук, навык владения и точной передачи мяча

Развитие толчковой силы рук, точности движений.

Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы, мышц ног, улучшение координации и подвижности стоп.

Развитие координации, мышц ног. Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Развитие глазомера, точности броска

Заключительная часть 5 минут

Привести организм в спокойное состояние, коррекция закрепощенности перед аудиторией, умение формировать личное восприятие и высказывание

Коммуникативные (умение взаимодействовать друг с другом)

Личностные (развивать воображение, интуицию, умение провести самооценку.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

Построение учащихся, подведение итогов урока, организованный выход из зала

Индивидуальный и дифференцированный подход в данном уроке :
дифференцированный : Снижение нагрузки. Облегчение исходного положения. Наличие страховки . Включение упражнений на коррекцию нарушенных функций. Подбор специальных методов и оборудования. Нестандартность и вариативность заданий, включение здоровье-сберегающих технологий.
индивидуальный: учет индивидуальных особенностей ребенка, учет его способностей, использование индивидуального маршрута и корректировка действий. Развитие доступных физических качеств, формирование социальной компетентности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

План-конспект урока

по физической культуре

для детей с ОВЗ в

учитель физической культуры

Сабадан Елена Владимировна

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

Все мы знаем ,как важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать у детей одновременно с физическими и психические, нравственные качества; сознание , мышление, волю , внимание, трудолюбие , уважение к окружающему миру.

Важнейшей частью своей работы считаю регулярные контакты с родителями детей с отклонениями по состоянию здоровья. Эти контакты позволили расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний , вооружили их элементарными навыками в физическом воспитании своих детей. Не всё получалось сразу, я стала приглашать родителей на свои занятия ;на уроки, на дополнительные занятия, они увидели собственных детей как бы со стороны, почувствовали изъяны в их физической подготовленности, многие родители пошли на контакт. Сейчас все родители приветствуют домашние задания по физической культуре, помогают выполнять правильно упражнения.

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи.

Характерными психологическими трудностями этих детей являются многочисленные страхи: боязнь диагноза, медицинские процедуры и т.д. Ребёнок страдает от острого дефицита общения прежде всего со сверстниками, боится одиночества, опасается предстоящих встреч со значимыми для него людьми.

Подростки до болезни или в момент болезни, имевшие сложившиеся профессиональные представления, страдают от своей профнепригодности. Они заведомо знают физические, да и юридические возможности, связанные со статусом инвалида. Часто подростки фиксируются на представлении о бессмысленности предстоящей жизни, что будут отставать в учёбе. Ощущая острый дефицит знаний, умений и навыков, понимая свои ограниченные возможности.

Часто близкие ребёнка-инвалида сами пребывают в состоянии хронического стресса , вызванного болезнью дитя, обстоятельствами его лечения, высоким уровнем тревожности, социальной робостью, явно заниженной самооценкой. Они редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми, испытывают чувство стыда и вины перед обществом. Гиперопека в таких семьях становится основным или единственным стилем воспитания ребёнка, что ведёт к возникновению выученной беспомощности.

Чтобы преодолеть эти факторы надо решить следующие задачи:

- развитие навыков у ребёнка и членов его семьи понимания себя, своих чувств и чувств близких;

- грамотная поддержка родными больного, не забывая о собственных потребностях, делая акцент на его самостоятельность.

-стремление поощрять не болезнь, а здоровье.

Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:

-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;

-поощрять любые проявления его инициативы,

-отмечать его успехи в физическом развитии;

-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.

-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;

-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же , чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение , что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.

На уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к каждому ребёнку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчёркивая его состояние.

-даю посильные задания для выполнения;

- контролируя выполнение домашнего задания;

-не выделяю среди сверстников;

-привлекаю во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в судействе;

- если состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимаю зачёты по программе, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;

На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.

В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье , делает жизнь ребёнка-инвалида более полноценной.

Хочется думать, что совместные усилия с родителями дадут достойные плоды.

Конкурсное задание: Методическая разработка урока – сказки.



Пояснительная записка

Актуальность. Урок – сказка – нестандартная и интересная форма проведения любого урока. Детям в начальной школе всегда близок и понятен мир сказок и волшебства. Поэтому, на уроках, построенных в виде сказки, он раскрывается полнее. Как правило, на уроках-сказках царит атмосфера дружелюбия, праздника, что вызывает отличное настроение у ребят, а это залог продуктивной их деятельности.

Сказочный сюжет позволяет ворваться на урок воображению, фантазии, творчеству, а самое главное – учит детей быть добрыми.

Предмет: русский язык

Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Форма проведения урока: урок – сказка

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический

Используемые образовательные технологии: игровые, квест - технологии, технология смешанного обучения "Перевёрнутый класс"

Цель: создать условия для обобщения и систематизация знаний о частях речи, полученных самостоятельно.

- закрепить знания о частях речи;

- отработка умений распознавать части речи.

- развивать орфографическую зоркость, внимания, памяти, мышления, речи,

- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

-Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

-Познавательные – ученики понимают суть заданий, в соответствии с ними строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ и сравнение;

-Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют рефлексию своей деятельности.

-Коммуникативные - используют в общении правила вежливости, правила работы в парах и группах.

Материально – технические средства обучения: компьютер, проектор, экспозиционный экран

Дидактические средства обучения: бланки с тестами, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, учебники, рабочие тетради с печатной основой.

Мультимедийное сопровождение: мультимедийная презентация.

1. Организационный момент.

Голосовая запись:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

- Ребята, сегодня у нас необыкновенно сказочный урок. А почему он сказочный, вы мне скажите сами после просмотра видеосюжета.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выходит учитель в образе Сказочницы.

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

- Сегодня мы совершим с вами сказочное путешествие в самое загадочное королевство.

Чтобы узнать название королевства вы должны в слове изменить порядок его частей. Посмотрите на экран, а вот и слово:

РечинскЧасти

- Итак, как называется королевство?

Дети: Частиречинск

- А как вы думаете, почему королевство имеет такое название? Вспомните, что вам было задано на дом.

Дети: используя обучающие карточки, вспомнить, что узнали во втором классе о частях речи.

- Так какие жители могут жить в этом королевстве?

Дети: Части речи

- А как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

Дети: обобщить знания о частях речи, которые мы получили во втором классе

Примерные ответы детей: сильный, смелый, отважный, храбрый, находчивый, внимательный, сообразительный.

Молодцы, вы все молодцы, но большее число слов – качеств перечислила команда __________.

А теперь в путь, ребята!

3. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Запуск легенды

Вдруг раздается стук в дверь, заходит Человек в Маске и бросает свёрнутый лист бумаги под ноги сказочницы.

- Ой, ребята, посмотрим ка, что принёс нам незнакомец в маске?

Поднимает с пола свёрток и разворачивает его.

- Да это же тайное письмо! Послушайте, что в нём написано!

- Тогда в путь, дорогие друзья! Представьте, что наш кабинет – большой воздушный шар. Занимайте свои места на воздушном шаре так, чтобы образовалось три команды. Закрываете свои глазки, ручки вверх и полетели. Ваши ручки могут танцевать под музыку!

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Друзья, откройте ваши глазки, посмотрите, что за остров вдали? И название у него… Какое - то странное, зашифрованное… Похоже на ребус. Наш шар уже приземлился на острове. Давайте попробуем расшифровать название этого острова:


Дети: существительные

- Правильно, ребята, это действительно, существительное! А кто же хозяин этого острова? Внимание на экран!

- Ребята, посмотрите, наш водяной устал от пиявок и лягушек, ему хочется улететь из болота. Помогите ему научиться летать. Для этого выполните задания.

Задания от Водяного:

- Из предложенного набора слов назовите только существительные;

-Выпишите в правую колонку одушевлённые существительные, а в левую колонку неодушевлённые существительные.

- Определите род и число одушевлённых имён существительных.

Слова для справок: слово, осина, двор, рыба, забор, книга, царевна, струсить, варить, дворовый, чёрный, большой, осенний, журчащий, морозный, друг, катер, мальчик, слон, собака.

- Используя карточки с вопросами расскажите, что вы знаете о существительном.

Вопросы карточки:

Что означают имена существительные?

На какие вопросы отвечают?

Какие существительные бывают?

Какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными?

Какие существительные называются собственными? А какие нарицательными?

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

- Молодцы, ребята, вы справились с заданиями! Вы совершили доброе дело – помогали выбраться водяному из болота. А нам пора лететь дальше! После такое умственной нагрузки необходимо отдохнуть.

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Внимание! Поднялся сильный ветер, наш шар держит курс в сторону Дремучего Леса! Всем пристегнуть ремни и приготовиться к приземлению. Ребята, мы очутились в Дремучем лесу и можем заблудиться в нём, если не отгадаем его название. Чтобы узнать название этого леса, вам нужно отгадать загадку:

С существительным дружу и нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Люблю детей внимательных.

Дети: Имя прилагательное

- Ну конечно, ребята, этот лес носит название имени прилагательного. А вот и хозяйка этого леса к нам спешит. Внимание на экран.

- Ребята, как зовут это прелестное создание?

Дети: Красная шапочка!

-Ребята, Красная Шапочка, растеряла все пирожки, которые несла для своей бабушки. Но это пирожки не совсем обычные, на них написаны слова, которые надо вставить в текст. Вы согласны?

Наступил ___________________ месяц лета, июнь. Наконец-то наступило ______________, _________ лето. В __________________ школе все ребята отправились на______________, _______

каникулы. Теперь можно очень долго играть, гулять, не делать ________________задание.

Слова для вставки: длинные, летние, первый, нашей, домашнее, долгожданное, жаркое

Дополнительные вопросы и задания:

К какой части речи относятся слова? Почему эти слова – прилагательные?

Определите род и число прилагательных и подпишите сверху над каждым словом. Поработайте в парах и проверьте правильность выполнения заданий, для этого обменяйтесь тетрадями.

- Что ж, ребята, вы и с этим заданием справились. Молодцы!

- А мы продолжаем наше путешествие на нашем шаре и отправляемся в путь. А чтобы вам было легче дышать в воздухе, после того как взлетим высоко, выполним упражнение.

Сказочница (смотрит в бинокль):

-Ребята, посмотрите, что за страна появилась на горизонте? На границе вывеска, а на вывеске какие то надписи.

- Ребята о чём эти надписи? Какую часть речи они характеризуют?

Дети: Глагол

- Конечно, ребята, это глагол.

- Посмотрите видео сюжет.

- Кто же хозяин этой страны?

Дети: Буратино

- Ребята, а куда попал Буратино?

Дети: в Чулан к пауку.

- Правильно, ребята. Но выбраться из чулана можете помочь Буратино только вы, если выполните задание.

Задание 3. Прочитайте стихотворение. Выпишите из этого стихотворения глаголы. Определите число глаголов.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню –

Подрисую что – нибудь.

- Настроение какое? Замечательное? Ну, тогда в путь!

Ребята, посмотрите, как потемнело небо с нашим приближением. Что за чудище такое нас встречает?

Дети: это злой дракон

Укажи, слова какой части речи отсутствуют:

музей, колючий, капуста, красивый

Укажите группу слов, которая соответствует схеме:

сущ. → прилаг. → глаг.

Свет, светлый, светить;

Зелёный, зелень, зеленеть;

Шел, пришёл, подошёл

Укажите нарицательное имя существительное:

Укажите словосочетания, где прилагательное имеет форму женского рода и единственного числа:

Укажите словосочетания, в которых глагол имеет форму множественного числа:

- Ребята, какие вы молодцы, что совершили доброе дело, спасли части речи!

Выходят части речи.

Глагол: Спасибо, вам большое, ребята, что выручили нас.

Существительное: Теперь мы можем изменять свои формы и выполнять отведённую роль в предложениях.

  1. 4. Домашнее задание

- Ребята, подаренные вам буклеты с узелками на память о частях речи, помогут вам в выполнении домашнего задания:

- Ну а нам пора возвращаться домой. Вы все были активными, дружными в путешествии. Покажите, с каким настроением вы сейчас покинете Королевство?

5. Рефлексия (подведение итогов)

А сейчас выполним ещё одно очень важное последнее задание. Вам предстоит оценить урок. Для этого выполните задание карточки.

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

не устал / устал

4. Материал урока мне был

понятен / не понятен

5. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

6. Я считаю, что моя работа на уроке заслуживает оценки

Отл / хорошо/ удовл/

Приложение 1.

Презентация

Приложение 2.

Приложение 3.

Обучающие карточки для самостоятельного повторения




Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.1997

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.

Читайте также: