Конспект урока географическое положение африки 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока окружающий мир

по ОС Занков Л.В.

Учитель начальных классов: Челомова Кристина Валерьевна

Тип урока : открытие новых знаний

Цель урока ( доминирующая ): Изучить где зародилось человечество, а также познакомить детей с географическим положением Африки

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других

- Регулятивные: определять успешность своего задания в диалоге с учителем: высказывать свою версию, предлагать способы ее проверки

- Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию в разных формах (текст, иллюстрации, опыт)

Предметные (образовательные): организация деятельности обучающихся по изучению данной темы

Личностные (воспитательные): самостоятельно определять и высказывать правило поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества)

Основные методы: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: ТСО, карточки с заданием

Оформление доски:

Презентация

Постановка целей урока. Мотивация на учебную деятельность

Актуализация знаний

Первичное изучение нового

Первичное закрепление нового

Информирование о домашнем задании

Деятельность учителя

Формирование УУД

1. Орг. момент

- Здравствуйте, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и присаживайтесь. Проверка рабочих мест.

Коммуникативные (обеспечение возможности сотрудничества)

2. Актуализация знаний.

Постановка целей урока. Мотивация на учебную деятельность.

Кто знает, где зародилось человечество? (ответы детей)

У вас очень интересные предположения. О чем на уроке мы с вами будем говорить? (о том, где зародилось человечество). Какова будет наша цель? (узнать, где зародилось человечество и сравнить с нашими предположениями). Совершенно верно, но не только это предстоит нам с вами узнать, но об этом чуть позже. Вам нужно быть предельно внимательными, нас с вами ждем увлекательный урок.

Регулятивные (постановка цели)

Коммуникативные (обеспечение возможности сотрудничества) Познавательные (структурирование информации)

3. Первичное изучение нового материала

Итак, вернемся к тому, где же зародилось человечество. На самом деле очень много версий. Но сегодня мы с вами поговорим только об одной версии.

Ученные считают, что зарождение человечества, вероятнее всего, произошло в Африке и, может быть, в Юго – Восточной Азии. Как вы думаете почему? (варианты детей). Природа этих двух районов мира похожа. Там очень тепло. Исходя из данных предположений мы с вами рассмотрим и поговорим о Африке.

Презентация + рассказ с показом.

- Африка почти вся находится в пределах жаркого теплового пояса.

- Это второй по площади, после Евразии, материк Земли.

- Почти все ее побережье омывают воды Индийского и Атлантического океанов.

- Узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Азией (Суэцкий перешеек – это пустынная полоса, соединяющая Африку с Азией).

- От Европы Африку отделяет Средиземное море, а от Азии- Красное море.

Посмотрите, какого цвета больше? (желтого)

А меньше всего, какого цвета? (зеленого)

Какой еще цвет присутствует на данном материке? (коричневого)

- Желтый цвет (преобладает) – высокие равнины.

- Зеленый цвет (его мало) – низменности - участок суши с абсолютной высотой не более 200 м над уровнем моря

- Коричневый цвет (на востоке вдоль побережья Индийского океана) – обширная горная территория.

Вот мы и познакомились немного с Африкой. А теперь я предлагаю вам стать по работать в группах, с целью изучения данного материка. Об Африки можно узнать много чего интересного. Кто напомнит мне правило работы в группе? (говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем,

если непонятно, переспросите, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение каждого, не отвлекаем себя и других).

Поворачиваемся назад к своим одноклассникам (показываю на примере первой парты) это одна группа….итак у нас 7 групп. Вы все получаете очень интересную информацию, ваша задача: внимательно прочитать и выделить самое главное, а чтобы вы правильно выделили самое главное, в конце у вас есть подсказка. Затем мы выслушаем все группы.

6. оз. Танганьика

Вы внимательно слушали друг дуга. Много интересного и полезного узнали, и я предлагаю вам нарисовать Африку и представить группой.

Коммуникативные (обеспечение возможности сотрудничества)

Познавательные (исследовательская деятельность)

Регулятивные (познавательная и учебная деятельность)

О чем мы с вами говорили? (о том, где зародилось человечество, говорили о материке под названием Африка, узнали интересные факты, работали в группах, решали кроссворд, работали с картой).

А цель? Достигли ли мы ее?

- Похвалить детей, которые активно работали и не совсем активно, оценить их деятельность.


Цель урока: решение проблемного вопроса через формирование представления о физико-географическом положении Африки.

Образовательные задачи: учащиеся смогут составить описание физико-географического положения Африки, по средству опорного текста и работы с источниками географической информации (текста учебника и физической карты Африки).

Развивающие задачи: в результате урока учащиеся смогут развивать свой познавательные способности, логическое мышление путем анализа текста и картографической информации.

Воспитательные задачи: учащиеся смогут осознать себя членами коллектива при работе в группе, будут воспитывать в себе умение отстаивать свою позицию, вести диалог на основе равноправных отношений.

Используемые средства обучения:

География 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е. К. Липкина, М: Просвещение 2017 г.

Содержимое разработки

Конспект открытого урока по географии

Тема урока: Географическое положение Африки

Цель урока: решение проблемного вопроса через формирование представления о физико-географическом положении Африки.

Образовательные задачи: учащиеся смогут составить описание физико-географического положения Африки, по средству опорного текста и работы с источниками географической информации (текста учебника и физической карты Африки).

Развивающие задачи: в результате урока учащиеся смогут развивать свой познавательные способности, логическое мышление путем анализа текста и картографической информации.

Воспитательные задачи: учащиеся смогут осознать себя членами коллектива при работе в группе, будут воспитывать в себе умение отстаивать свою позицию, вести диалог на основе равноправных отношений.

Используемые средства обучения:

География 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е. К. Липкина, М: Просвещение 2017 г.

По дидактической цели: урок изучения нового материала

По способу организации: эвристическая беседа, практическая работа с различными источниками географической информации, групповая работа по решению проблемной ситуации

По этапу учебного процесса: комбинированный урок

Структура урока:

Урок содержит в себе следующие этапы:

Методы обучения:

По источнику восприятия и передачи учебной информации

Практические (работа с текстом учебника, с картами атласа)

По логике передачи учебной информации: дедуктивный

По степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно-поисковый

По характеру управления учебной работой:

учебная работа под управлением учителя

самостоятельная работа учащихся

творческая работа по решению проблемы (создание номера географического журнала, посвященного Африке)

Организация учебной деятельности:

Темп урока – высокий

• Подготовительный – 1 мин

• Вводно-мотивационный – 6 мин

• Операционно- познавательный – 28 мин

• Контрольно-оценочный 5 мин

Оборудование для урока: презентация, папки с раздаточным материалом для рабочих групп.

Подготовительный этап

Добрый день ребята, мы начинаем наш урок географии. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Начинаем урок, как обычно, с географической зарядки.

Открываем физическую карту мира.

Водно-мотивационный этап

Задание: Определите какой географический объект лишний и объясните почему.

Карское, Баренцево, Чукотское, Коралловое

(Коралловое море принадлежит Индийскому океану, другие – Тихому океану)

Гавайские, Туамоту, Пасхи, Мадагаскар

(остов Мадагаскар находится в Индийском океане, остальные острова находятся в Тихом океане)

Нью-Йорк, Рио –де-Жанейро, Лондон, Шанхай

(город Шанхай находится на берегу Индийского океана, остальные располагаются на берегу Атлантического океана)

Индия, Бразилия, Саудовская Аравия, Индонезия

(государство Бразилия омывается водами Атлантического океана, остальные располагаются по берегу Индийского океана)

Гольфстрим, Бенгальское, Сомалийское, Перуанское

(Гольфстрим – тепло течение, остальные холодные)

Калифорния, Камчатка, Аравийский, Аляска

(Аравийский полуостров омывается водами Индийского океана, другие омываются водами Тихого океана)

Канадский Арктический архипелаг, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Багамские острова

(Багамские острова находятся в Тихом океане, остальные в Северном Ледовитом океане)

Гренландия, Австралия, Африка, Антарктида

(Гренландия – это остров, остальные материки)

Сегодня мы отправляемся в путешествие по материкам Земли и приступаем к изучению материка, а какого, мне хотелось бы чтобы вы ответили после того как я прочту его описание.

Создание образа материка посредством стихотворения.

В равном удалении

Всем на удивление

Много рек, озер, пустынь

Климат очень жаркий

Так какой материк будем изучать мы? (Африка)

Операционно-познавательный

Какие строчки указали вам на ответ?

Как вы думаете, с какими компонентами природы нам необходимо познакомиться, чтобы мы смогли рассказать его своеобразии?

Поможет вам иллюстрация в учебнике на странице 93

Таким образом вы составили алгоритм (план) по которому мы будем изучать материки.

Следуя плану изучения материка, тема нашего урока будет……….

Тема: Географическое положение Африки

Определите цель урока. (выявить особенности географического положения Африки)

Где мы можем получить данную информацию? (в тексте учебника и картах атласов)

Перед вами лежат папки напишите рабочее название вашего журнала и состав рабочей группы.

Мы в Африку с вами

Но кто объяснит это странное имя

Откуда название Африка взято?

Найдите ответ в интернете.

Первый вопрос плана: географическое положение.

Что значит определить географическое положение материка?

Как вы думаете на какие вопросы мы должны ответить?

А теперь ознакомитесь с планом физико-географического положения материка. (Приложение 1), возьмите в папке первый лист.

Где мы можем найти ответы на данные вопросы?

Открываем учебник страницу 94 и физическую карту Африки страница 246.

Групповая работа по составлению географического положения Африки.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Дети зачитывают получившийся текст и показывают географические объекты на физической карте Африки.

Возьмите второй лист «Лист практической работы группы и выполните задания по данному плану.

Что мы узнали о географическом положении материка Африка?

Для большинства людей Африка – это удивительный и загадочный мир. Чем же он так удивителен и привлекателен?

Давайте мы это выясним.

Каждая группа читает информацию, все остальные заполняют схему.

Африка – самый жаркий материк. Положение Африки относительно экватора, между тропиками обеспечивает получение большого количества солнечной радиации. Город Триполи – самое жаркое место на Земле + 58 градусов по Цельсию.

Большая по площади пустыня находится в Африке. Это пустыня Сахара, ее площадь – 7 миллионов километров в квадрате.

Высочайший и действующий вулкан в мире – вулкан Килиманджаро – 5855 метров. Его вершина практически всегда окутана облаками.

Река Нил – самая длинная река в мире. Его длинна составляет – 6 километров 853 метра. Это как 6 раз доехать до Москвы от Сарапула.

Зафиксированный рекорд в книге Гиннеса максимальной длинны Нильского крокодила на острове Мадагаскар – 9 метров. Это практически высота трех с половиной этажного дома.

Лягушка Голиаф обитает в Экваториальной Гвинее, является самой большой лягушкой в мире. В 1960 году была поймана самка , которая весила 3 килограмма 306 грамм.

Среди птиц чемпионом по скорости бега считается страус. Не спеша, для поддержания формы он может бежать под 50 километров в час, Абсолютный рекорд по скорости бега африканского страуса – 97 километров в час.

Гепард за каких-то 2 секунды с места может развить скорость 65 километров в час, а потом бежать со скоростью 110 километров в час.

Слон самое большое животное на суше. У африканского слона уши имеют форму материка Африки.

Живут великаны в Африке. В государстве Руанда живут племя масаев, где средний рост мужчины составляет 1 метр 85 сантиметров.

Кимберли – город в Южно - Африканской Республики, за ним закрепился статус алмазной столицы. Ранее в районе этого города образовалась Большая дыра, вырытая практически вручную. Каждый день до 30 тысяч искателей алмазов трудились здесь днями и ночами не переставая. Здесь добыли практически 3 тонны алмазов.

Пирамиды Египта хранят в себе много тайн и легенд и по праву считаются самыми высокими древними архитектурными памятниками. Их средняя высота составляет 138 метров. Это высота 55 этажного дома.

В результате у вас получилась схема, которая отражает уникальность Африканского континента.

Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – литерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблесках ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захватывавших воображение.

Вот и собрали мы первую информацию о Африканском континенте.

На следующий урок вам нужно будет найти строчки описания данного материка у путешественников. На листе формата А4 напечатать текст и указать автора этих строк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: сформировать знания учащихся о географическом положении материка; определять Г.П. материка, координаты и крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток; называть имена исследователей континента и результаты их работы; закрепить практические умения учащихся работать с контурной картой и атласом; совершенствовать навыки работы с картами, информацией из компьютера, статистическим материалом.

Развивающие задачи: развивать самостоятельность мышления, умение логически выстраивать свой ответ, умение управлять собственным вниманием; развивать способности к критическому мышлению, к логическому изложению географической информации, формулированию выводов.

Воспитательные задачи: более глубокое осознание взаимосвязей в природе, воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к ребятам своего класса.

Предметные результаты:

Сформировать у учащихся умение определять географические координаты и расстояния на карте с помощью масштаба. Определять географическое положение материка Африка по типовому плану. Уметь обозначать на контурной карте географические объекты материка Африка. Познакомить с исследователями данного материка.

Личностные результаты

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции; Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение. Вырабатывать уважительно- доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на уступки в разных ситуациях.

Познавательные УУД

Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне. Представлять информацию в разных формах

Регулятивные УУД

Определять цель, проблему в деятельности; Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, паре; Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

Коммуникативные УУД

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

I. Организационный момент. Стадия вызова

II. Формулировка темы урока, целей и задач урока

III. Изучение нового материала (работа в группах)

VI. Домашнее задание

На этапе организации учебного процесса учащиеся приветствуются учителем, отмечаются отсутствующие, создается доброжелательная атмосфера урока.

На стадии вызова учащимся загадывается загадка (на интерактивной доке), разгадав которую учащиеся определяют о каком материке будет идти речь на уроке, и по каким при знакам они это определили.



Учащиеся отвечают на вопросы учителя :

- Почему мы начинаем с этого материка?

– Что Вы уже знаете об этом материке?

– Что мы будем изучать?

В ходе беседы учащиеся приходят к выводу о том, что все компоненты природы зависят, прежде всего от географического положения материка.

Изучение нового материала

Так как Африка – это первый изучаемый материк в курсе географии 7 класса, то учащихся знакомятся с планом характеристики географического положения материка ( план выводится а экран, а также обращается внимание на наличие плана в учебнике стр. 241)


Для организации учеников класс разбивается на четыре группы, каждая группа получает задание: - Используя карты атласа, текст учебника параграф 25 и дополнительной информации (раздаточный материал) выполнить задания (смотри приложение 1). Для данной работы отводится 6-7 минут, после чего каждая группа отчитывается о проделанной работе. Выступление учащихся сопровождается слайд – информацией, подготовленной учителем для зрительного восприятия учебного материала (смотри приложение 2), заполняется кластер



Этап рефлексия проводится с использованием интерактивной доски, где для учащихся предлагается выполнить тестовые задания


И проводится проверка задания


Задания для группы 1

Определение положения материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов

Используя физическую карту мира определите :

Пересекает или (не пересекает) экватор материк, следовательно относительно экватора материк расположен в ______________ и в _______________________ полушариях.

Пересекает или (не пересекает) нулевой меридиан материк, следовательно относительно нулевого меридиана материк расположен в ______________ и в _______________________ полушариях.

Пересекает или (не пересекает) северный и южный тропик материк.

Пересекает или (не пересекает) северный и южный полярный круг материк.

Задания для группы 2

Найдите на карте крайние точки материка, как правило это далеко вдающиеся в море участки суши, их называют мысами. Например, крайняя южная точка Африки называется мыс Игольный (находится на южной оконечности Африки). Определите географические координаты (широту и долготу) этой точки. И также определите еще северную, западную и восточную точку с координатами.

Задания для группы 3

По физической карте определите, какие океаны и моря омывают материк

На Севре (северное побережье)

Сделайте вывод, сколько всего морей и океанов омываю материк.

Далее по карте определите, к какому из материков Африка расположена ближе всего, что их разделяет (название морей, проливов и заливов).

А также внимательно рассмотрите, что разделяет Африку и другие материки (названия океанов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит разработку открытого урока, презентацию к уроку, раздаточный материал для учащихся.

Цель: сформировать представление о географическом положении Африки; научиться определять географическое положение по плану;

познакомиться с историей исследования материка.

Планируемые результаты:

личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной исследовательской деятельности;

метапредметные: формирование навыков обработки новой информации;

предметные: ознакомление с характерными чертами ГП Африки; умение охарактеризовать ГП материка по плану, выделять основные этапы исследования материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

-О каком же материке пойдет речь сегодня на уроке? Африка

3. Мотивация к учебной деятельности.

-А чтобы мы прониклись колоритом, необыкновенной красотой, удивительной, манящей и еще неизведанной для нас Африки я предлагаю совершить небольшое, виртуальное путешествие на материк.

4. Постановка темы и целей урока.

-Природа любого материка разнообразна, а порой и уникальна, как вы думаете, отчего она будет зависеть? географического положения.

-Но для того что бы узнать географическое положение материка, как вы думаете что для этого нужно было сделать в прошлом? исследовать материк

-А теперь, раз мы уже с вами знаем какой материк мы будем изучать и что конкретно мы должны узнать, подумайте какова же тема нашего урока?

Тема урока…… слайд

- Исходя из этой темы, что мы будем должны узнать на уроке?

Предполагаемые ответы: узнать, что такое географическое положение, определять географическое положение, познакомиться с исследователями Африки.

Цель урока…… слайд

5.Изучение нового материала

1.) Общие сведения об Африке.

- Итак, мы с вами узнали, о каком материке идет речь, а откуда же произошло данное название? А что бы узнать это, давайте поработаем с вами с учебником. стр. 108,найдем ответ на этот вопрос.
Ответы:(от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)

Учитель: Откуда произошло название материка, мы с вами узнали, а сейчас мы более подробно познакомимся с Африкой, и вы узнаете некоторые интересные сведения об этом материке, которые ребята подготовили дома.

1 ученик: слайды

Африка — один из самых удивительных континентов в мире.

Это второй по площади материк Земли. Его площадь составляет 30,3 млн.км2. Интересно, что границы африканских государств проводились не по горам и рекам, как обычно, а прямо по карте, с помощью линейке. Собственно, это и сейчас хорошо видно на любой политической карте мира, поэтому некоторые африканские племена, живущие первобытной жизнью, даже не знают, на территории каких стран они проживают. На этом материке протекают удивительные реки: одна из которых Нил-считается по протяженности первой рекой в мире, а другая река Конго -дважды пересекает экватор . Здесь находится озеро Чад, очертания и размеры которого постоянно меняются, а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр мира, на котором, как на море, существуют приливы и отливы озеро Виктория. Здесь огромные пространства занимают пустыни, в жаркий полдень температура песка в которых может достигать восьмидесяти градусов.

В Африке можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных и красивейших явлений природы – водопад Виктория. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран.

-А еще Африка материк многих рекордов: показ у карты

Африка- это самый жаркий материк мира, в восточной части материка протекает самая длинная река мира-Нил, а на севере материка находится самая большая пустыня мира – Сахара. К югу от экватора расположено самое длинное озеро – Танганьика, на востоке Африки находится самый большой разлом земной коры на суше, а еще у берегов Африки находится самое теплое и соленое море мира – Красное (42%) и самый длинный пролив мира – Мозамбикский разделяющий Африку и остров Мадагаскар, здесь живут самый низкорослый народ-пигмеи, самые темнокожие и самые высокие –нилоты, на материке обитают: самое крупное животное - слон; самое высокое животное - жираф; самая крупная птица – страус.

- Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

Основные, данные с которыми нас познакомили ребята, в маршрутном листе, под пунктом №1, это доп. материал его вы будете использовать при подготовке к следующему уроку.

Учитель: Мы с вами получили первые сведения об Африке, но что бы глубже изучить данный материк, что мы должны узнать? географическое положение

-А что бы определить географическое положение материка, нам надо изучить план, открываем учебник на стр.331, самостоятельно изучаем план в приложении.

-Скажите, что мы с вами можем узнать на основе этого плана? Расположение материка по отношению к чему. …к экватору, начальному меридиану, тропикам, к океанам и морям, к другим материкам и к климатическим поясам.

-Т.е. работая по плану, что мы с вами определим? Географическое положение

-Какие нам понадобятся карты для работы

3.)Практическая работа: слайд

Для того что определить географическое положение, помимо плана в учебнике мы с вами воспользуемся маршрутным листом, пункт №2 куда мы будем заносить всю информацию, и картами вашего атласа. Этапы выполнения заданий у вас четко прописаны в приложении, а так же даны все необходимые рекомендации. Некоторые задания вы выполните под моим руководством.

Преступаем к работе, выполняем п.№1.см., у кого это задание вызвало трудности?, затем проверим выполненное задание у доски.

Задание №2, обратите внимание, как называются крайние материковые точки? мысы, определим координаты, проверить. Обратите внимание, на вторую часть задания, вам дан алгоритм определение протяженности материка, внимательно изучите его и приступайте к выполнению задания.

Задания №3,4,5 выполняют см. и проверка у доски.

1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа

А) относительно экватора большей частью в ------------------------------------ полушарии,

Б) относительно тропиков:

В) относительно нулевого меридиана: большей частью ---------------------------------------- полушарии.

Читайте также: