Конспект по теме цифры

Обновлено: 04.07.2024

- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?

- Какое число первое?

- Какое число последнее?

- Какое число стоит за числом один?

- Назовите число, следующее за числом четыре.

- Назовите соседей числа пять; два.

Игра на внимание.

Учитель убирает карточку с любой цифрой.

- Откройте глазки. Какая цифра спряталась?

- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. У него большая просьба к вам помочь ему решить некоторые задачи. Поможем?

- Давайте посмотрим, что у него в конверте. (Конверт подписан для учеников 1 класса школы №2)

Дима слив в саду нарвал
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну - Лене, одну- Саше.
Две осталось у него.
Сколько было слив всего? (5)

У Алёнки – день рожденья!
Гости за столом сидят.
Правильно чтобы торт разрезать,
Считает Лена всех подряд:
Я и папа с мамой,
Катя со Светланой,
Бабушка и Оля,
Кареглазый Коля.

- На сколько частей должна разрезать торт Лена? (8)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё одно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки (4)

Два кубика у Маши,
Четыре - у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети! (6)

Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.

Из конверта учитель или один из учеников достаёт карточку с загадками.

- Отгадайте о ком или о чём идёт речь.

Один костёр весь мир согревает.(Солнце)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. ( луной)

- Что объединяет все эти загадки?

- Какое число есть в каждой загадке?

- А бывает два солнца, две луны?

- Число один – это тема сегодняшнего урока.

- А что лично у вас связано с числом один?

(Номер квартиры или дома, день рождения 1-го числа, 1-ый класс…..)

- Как можно показать число один?

(Точкой, палочкой, пальцем,…. цифрой)

Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.

- Число один показать можно по-разному. Кто–то сказал, что можно показать одну палочку – это похоже на римскую цифру один.

Учитель показывает карточку с цифрой и вывешивает на доску.

- Такую цифру можно встретить в книгах для обозначения глав ( продемонстрировать книгу). В жизни чаще используют арабскую цифру один.

Вывесить карточку на доску.

- Где вы видели такое обозначение?

(Номер дома, номер маршрута автобуса, на часах, на линейке, на календаре, на деньгах….)

Учитель демонстрирует монеты.

- Что можно купить на одну копейку?

Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.

- Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и послушайте, как её описал поэт Г.Виеру:

Похожа единица на крючок,

А может ,на обломанный сучок.

- А вот как пишет о цифре один С.Я. Маршак:

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

- Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.

- А теперь выложим из палочек.

Чтобы у нас получились красивые цифры, которые мы покажем Незнайке, нам нужно размять пальчики

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.

(Различные движения ладонями)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

- Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.

При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.

- Из серединки в уголок и с наклоном ножка.

Можно попросить детей самим проверить свою работу и подчеркнуть самые красивые цифры.

Учитель объясняет задание.

- Закрасьте цветными карандашами предмет, который составлен из нарисованных вверху геометрических фигур.

- Проверим. Покажите свои рисунки.

- С каким числом познакомились?

- Какой цифрой оно обозначается?

- Где можно встретить такую цифру?

- Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то есть.

Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.

- И один в поле воин.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.

- Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в которой мы живём.

Обучение навыку свободно оперировать цифрами, развивать логику и речь. Развивать мыслительную деятельность.

Задачи.

- Повторение названия и порядка цифр.

- Развивать умение определять состав числа графически и знаками.

- Развивать навык свободно пользоваться в речи математическими терминами.

- Закреплять навык составления простых математических задач.

Методы и приёмы.

- упражнения на логическое мышление;

- упражнения на смекалку;

- вопросы к детям;

- использование дидактических пособий и наглядного материала, физкультминутки.

Оборудование и материалы.

- демонстрационные материалы: картонный аналог палочек Кьюзенера, карточки с математическими знаками и цифрами;

- карандаши и листы в клетку для графического диктанта.

Подготовка.

Вывешивание фланелеграфа, выкладывание раздаточного материала.

Ход занятия.

1. Вступление

«Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой — посмотри —

Выступает цифра три.

Тройка — третий из значков —

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть — дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка — кочерга.

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, —

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О —

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним

Он побольше станет весить,

Слушаются ответы детей.

Воспитатель: «Молодцы, догадались. Сегодня у нас в гостях цифры. Как вы думаете, что обозначают цифры в нашей жизни (где используются? Что можно сделать с цифрами (посчитать и написать?

Слушаются ответы детей.

Подготовка: домик на фланелеграфе и члены семьи.

2. Агния Барто "Я теперь все цифры знаю"

(во время чтения стихотворения воспитатель цифру не произносит, а показывает на неё указкой, и дети сами произносят цифру вслух)

Я теперь все цифры знаю,

Дома всех пересчитаю.

Рыжий кот живет у нас,

Кот ленивый — это раз ( 1).

Я считаю без ошибки,

Два ( 2) — в аквариуме рыбка.

Три ( 3) – любимая бабуля

Вяжет варежки на стуле.

Папа ходит по квартире,

Будет он у нас – четыре ( 4).

Ну а мама – это пять ( 5),

Как ее не посчитать?

Кто поет нам песни звонко?

Шесть ( 6), считаю я сестренку.

Дед с газетой – это семь ( 7),

В кресле он уснул совсем.

Мы с сестрой собаку просим.

Если купят — будет восемь ( 8).

Ну а девять ( 9) – это я,

Вот и вся моя семья.

(одновременно заселяем в дом семью)

2. Найди своё место

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель держит в руках коробку с карточками различного цвета, на которых написаны цифры; дети берут из неё по одной карточке. Воспитатель предлагает детям найти на столе карточку такого же цвета (с написанной цифрой, и, сложив оба числа, найти свой стул (стулья заранее пронумерованы).

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: задает детям вопрос, почему именно на этот стульчик ты сел?

Слушаются ответы детей.

3. Состав числа.

Воспитатель: С цифрами можно еще и можно составить примеры и решать задачи и решать ребусы. Разгадайте ребус: 7 + Я

Детям даётся задание параллельно с действиями на доске с помощью цифр и математических знаков выложить перед собой на столе соответствующие математические действия, например:

Воспитатель просит нескольких детей прочитать выложенные математические действия.

4. Составление задач.

Дети на столе, одновременно с воспитателем, выкладывают то же самое, например:

Итого, перед детьми выложены шесть математических примеров. Воспитатель на примере одного из них придумывает задачку с условием и решением.

Воспитатель просит детей придумать задачи по оставшимся математическим действиям на разные темы:

5. Физкультурная минутка.

(Когда услышат название цифры, дети делают любое движение, какое хочется, необязательно, как у остальных детей. Например: хлопнуть в ладоши; топнуть ногой; присесть; подпрыгнуть на месте и др.)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята —

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Один, Два, Три, Четыре, Пять.

Один — котенок самый белый,

Два — котенок самый смелый,

Три — котенок самый умный,

А Четыре — самый шумный.

Пять — похож на Три и Два —

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята —

Один, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

6. Блиц (быстрые ответы).

Ребёнок снимает карточку с доски и читает вопрос. Если ребёнок не может быстро ответить на вопрос, то просят ответить рядом сидящего ребёнка.

- Сколько в кулаке пальцев?

- Сколько концов у палки?

- Сколько хвостов у 2-х мышей?

- Чего у тебя больше: глаз или ушей?

- Сколько у кота рогов?

- Сколько зим в одном году?

- Кого больше: три червячка или две змеи?

- У кого больше пальцев: у тебя или у мамы?

- Сколько у тебя зелёных носов? А голубых?

- У тебя 2 яблока. Ты съел (а) одну грушу. Сколько яблок осталось?

Сколько будет придумано вопросов – столько карточек будет на доске.

7. Рисование по клеткам (графический диктант).

Воспитатель просит детей подготовиться к графическому диктанту.

- 2 - вниз, 5 - вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 4 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 4 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 5 – вправо, 1 – вниз.

В конце занятия производится положительная оценка работы детей.

Конспект совместной деятельности по математике с детьми подготовительной к школе группы Ход: - Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Здорово! Вот какие мы с вами дружные. А теперь руки отпустите.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.
Задачи:

создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;

способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;

воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Основные дидактические методы:

проблемные методы обучения

принципы самоорганизации познавательной работы учащихся

Дидактические средства:

для учителя – презентация, фонограмма;

для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование:

Первичное закрепление изученного.

Тренировочные упражнения и задания на повторение.

Рефлексия. Итог урока.

Организационный момент.

( Пальчиковая разминка )

Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся,
Маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5. 5, 4, 3, 2, 1.

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – плечи шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!

Актуализация знаний.

Работа с отрезком натурального ряда чисел.

– Как мы получили последующее число?
– Покажите, какое число является предыдущим для числа 8? 6?
– Как мы получили предыдущее число?

– К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 7?

– Из какого числа нужно вычесть 1, чтобы получить 6?
– Сколько надо вычесть из числа 9, чтобы получить 5?

На доске предметные рисунки, числовые карточки.

– Подберите к каждому рисунку нужную карточку. Расскажите, как вы это сделали.
( Пересчитали число предметов на рисунках. Сколько предметов, столько же кружков. )

Короткая историческая справка об арабских цифрах. ( Слайд № 4 )

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

– Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. Хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, они не сразу стали такими. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось, причем по-разному в разных местностях
Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. ( Слайд № 4 )
От них цифры продолжили свой путь по Земле.
– А в наши дни мы записываем цифры так ( Слайд № 4 )
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? ( Арабские )

Двигательная физкультминутка под музыку

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
( Глубокий вдох и выдох )
Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки.
( Одна прямая рука вверх, другая вниз,
резкими движениями одну руку опускать,
другую поднимать )
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шею надо разминать.
( Вращение головой в одну и другую стороны )
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись, распрямились.
Повторяем все подряд.
( Наклоны вперед и назад )
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
( Приседания )
А теперь ходьба на месте,
Раз – два, раз – два, раз – два – три.
( Ходьба на месте )
Нам учиться интересно.
Сядь за парту и замри.
( Дети садятся за парты )

5) – А Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами. ( Слайд № 5 )
– Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны?
( Ответы ребят )
( Появляется ряд из числовых карточек. Слайд № 5 )
– А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались?
– Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. ( Показываем вместе с детьми )

Первичное закрепление изученного.

1) Работа с учебником.
Пишем цифры в задании №5, с.31.
2) Обозначим число предметов разными цифрами. №6, с.31
– Для чего нам нужны числа?
( Чтобы сосчитать количество предметов )
– Как вы поняли, что такое цифра?
3) – Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с.31
– Верны ли ваши предположения?
– Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа.

Физкультминутка для глаз .

Самостоятельная работа.

№ 7, с.31
-Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему.
-Назови, какие арабские цифры пропустил Вова?
-Какие римские цифры пропустил Вова?
-Назови следующие числа для V, VIII, IX?
-Назови предыдущие числа для II, IV, X?

Тренировочные упражнения и задания на повторение.

– Сегодня на уроке мы сделали еще один шаг на пути изучения математики.
– Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
( Слайд №7 – Обобщение )
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:

работал в полную силу;

работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
– Откроем таинственную посылку.
Учитель вручает каждому ученику сувенир-талисман от индейского племени майя – грецкий орех.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить правильно, соотносить полученные цифры с числом предметов.

Формировать умение образования чисел, научить учащихся писать цифру 3.

Продолжить работу по формированию пространственных представлений.

Развивающие:

Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность.

Создавать условия психологической комфортности для каждого ребёнка.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

М/обеспечение: счетные палочки (10 штук)

Тип урока: Комбинированный

Психологический настрой

Прозвенел уже звонок,

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Тему назову сейчас.

1) Проживают в умной книжке

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры.)

Далее исследовать основные свойства этого ряда: каждая цифра отличается от соседней на 1.

Учитель задаёт задачу про цифры (которые по – прежнему написаны на доске), а каждый вызванный ученик убирает (стирает с доски) ту цифру о которой идет речь.

Например, убрать цифру:

которая стоит сразу после цифры 7 (8);

которая стоит непосредственно перед цифрой 4 (3);

которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);

которая показывает, сколько глаз у человека (2);

которая показывает, сколько гномов было у Белоснежки (7);

решить пример 5+1 и вычеркнуть ответ (6);

которая показывает самую хорошую отметку в школе (5);

которая является ответом задачи: у мальчика была 1 конфета, он её съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)

После этого на доске должна остаться цифра 1.

*Провести игру ещё раз (с другими примерами). Но ученики уже самостоятельно у себя в тетради вычеркивают цифры. После этого сверяют оставшуюся в тетради цифру.

Можно оценить 2 – 3 работы.

Столько раз ногами топнем 3

Столько раз в ладоши хлопнем 2

Мы присядем столько раз (5 пальцев одной руки)

Мы наклонимся сейчас (числовая карточка)

И подпрыгнем ровно столько 1

Ай да счёт! Игра и только!

Состав числа 3

- Возьмите жёлтый карандаш и нарисуйте 1 жёлтый квадрат, рядом нарисуйте столько же красных. Сколько красных квадратов надо нарисовать? Почему? Сколько всего стало квадратов?

- Как получилось два квадрата?

- Нарисуйте на нижней строчке столько синих кружков, сколько всего квадратов на верхней полочке.

- Сколько синих кружков надо нарисовать? Почему?

-Нарисуйте рядом с синими кружками ещё 1 красный.

- Сколько стало кружков на нижней строке?

- Как получили 3 кружка?

- Каких геометрических фигур больше?

- Каких фигур меньше?

Сколько квадратов? Сколько кружков у вас в тетрадях?

- Что больше: 2 или 3?

- Что меньше: 2 или 3?

- Покажите карточку с цифрой 3. Напишите цифру 3 рядом с кружками.

13. Загадки, задачи – шутки.

2) Танцует крошка,

А всего одна ножка. (Юла.)

4) Три брата – один впереди,

Два позади бегут,

А догнать одного не могут. (Трёхколёсный велосипед.)

И не сходятся, и не расходятся,

И не отстают, и не догоняют. (Колёса машины.)

6) У двух матерей по пяти сыновей. (Пальцы на двух руках.)

7) О шести ногах,

О четырёх крылах,

Не зверь, не птица,

А нос – как спица,

Свою кровь прольёт. (Комар.)

14) Восстанови правильный порядок цифр (выписать на доске):

а)1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 – здесь отсутствует цифра 4 между 3 и 5;

б) 1, 2, 3, 4, 2, 5, 6, 7, 8, 9 – здесь лишняя вторая цифра 2 между 4 и 5;

в) 1, 2, 4, 3, 5, 6, 7, 8, 9 – здесь переставлены местами цифры 3 и 4.

15) Продолжи ряд (выписать на доске):

а) 1,2,1,2,1… (продолжение: 2, 1, 2 и т.д.).

б) 2,4,6,8,2,4… (продолжение: 6,8,2 и т.д.).

Чему вы сегодня научились на уроке?

Скажите, что вы для себя узнали нового? (ответы уч-ся)

РЕФЛЕКСИЯ

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. Дети должны расставить по порядку цифры от 0 до 9 в пустых квадратиках. Тогда будет ясно, какой цифре какой цвет соответствует. После этого можно будет раскрасить Жар – птицу.

Читайте также: