Алгоритм письменного деления на двузначное число 4 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Атеева Алия Анатольевна

Населенный пункт: Волгоградская область, Николаевский район, с. Комсомолец

Тема урока

Письменное деление на двузначное число.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

систематизировать, обобщить и закрепить знания о делении, закрепить алгоритм письменного деления многозначного на двузначное число; применять алгоритм деления многозначного числа в столбик; владеть навыками деления многозначного числа на двухзначное число, тренировать навыки письменных вычислений, решение текстовых задач, примеров на порядок действий.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей; осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению; умение анализировать и исправлять ошибки; осуществление контроля по результату.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения сотрудничать с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия; формировать собственное мнение; использование реи для регуляции своего действия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формами речи.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: ответственности, аккуратности, усидчивости.

Решаемые учебные проблемы

создать благоприятные условия для продолжения знакомства с письменными приёмами деления на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать задачи изученного вида.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Деление на двузначное число.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя и обучающихся

Использовать письменный приём деления на двузначное число в пределах 1000 в ходе вычислений. Выполнять устно и письменно действия с двух-, трёхзначными числами.

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

- Выполним задания математического диктанта и оценим свои достижения (проверка в парах по образцу)

Математический диктант

  1. Найдите произведение чисел 21 и 40 (840)
  2. На какое число надо разделить число 40600, чтобы получить 406? (100)
  3. Делимое 2468, делитель 2. Найдите частное. (1234)
  4. Найдите частное 250 и 2. (125)
  5. Какое число разделили на 30 и получили 19? (570)
  6. 9630 разделите на 3. (3210)
  7. Во сколько раз число 112 больше числа 16? (7)
  8. Я задумала число, умножила его на 12 и получила 480. Какое число я задумала? (40)
  9. Не выполняя деления, определите, сколько цифр будет в частном при делении 15351 на 51? (3)
  10. Найдите делимое, если делитель 200, частное 4 и остаток 2. (802)

Оценим свои достижения

Сумма баллов Отметка

На полях тетради оцените себя

+ - знаю и умею

? – знаю неуверенно, сомневаюсь

- - пока не знаю и не умею.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(внимательно слушают учителя)

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

- Ой, ребята, смотрите, задания и правда находятся в конверте! Вы мне поможете открыть сундук?

- Отлично, посмотрим, какое первое задание нам подготовил незнакомец.

1 задание

- Для того, чтобы разгадать тему нашего сегодняшнего занятия, вам надо проверить, правильно ли решен пример:

- Ребята, а как мы будем решать такой пример? С помощью чего?

Деятельность обучающихся

- С помощью алгоритма письменного деления.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

- Вспомним алгоритм письменного деления. Прочитайте по цепочке.

Алгоритм письменного деления:

  1. Выделяем первое неполное делимое.
  2. Определяем число цифр в частном.
  3. Находим первую цифру частного.
  4. Образуем второе неполное делимое.
  5. Находим вторую цифру частного.
  6. Образуем третье неполное делимое.
  7. Находим третью цифру частного.

Деятельность обучающихся

(читают по цепочке)

5 ЭТАП "Открытие" нового знания (Изучение новой темы)

Деятельность учителя

- Отлично, давайте же проверим, верно ли решен этот пример! Решаем вместе с доской.


1.Выделяем первое неполное делимое. 2:56 нельзя, 29:56 нельзя, 297:56 можно. Значит первое неполное делимое 256.

2. Определяем число цифр в частном. У делимого 29736 мысленно выделяем первое неполное делимое 297. Ему будет соответственно одна цифра частного. Затем цифра 3 и 6 делимого, им будет соответственно еще по одной цифре частного. Получается, что всего в частном будет 3 цифры.

3. Находим первую цифру частного. 297:56, приблизительно цифра 5. 56*5=280. Записываем цифру 5 в частное. Находим остаток 297-280=17.

4. Находим вторую цифру частного. К остатку 17 приписываем следующую цифру делимого. Получается 2 неполное делимое 173. 173:56, приблизительно цифра 3. 56*3=168. Записываем цифру 3 в частное. Находим остаток 173-168=5. 5. Находим третью цифру частного. К остатку 5 приписываем следующую цифру делимого. Получается 3 полное делимое 56. 56:56, берем по 1. 56*1=56. Записываем цифру 1 в частное. 56-56=0. Получается 29736:56=531.

- Ответ верный получился?

- Ответим теперь на главный вопрос. О чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Алгоритм письменного деления на двузначное число


Миссии : фиксировать способность осуществлять писчее разделение в количества , заканчивающиеся нулями; улучшать вычисли¬тельные умения , способность регулировать проблемы .
Предполагаемые итоги : ученики обучатся осуществлять писчее разделение в количества , заканчивающиеся нулями; имитировать со поддержкой таблиц также регулировать проблемы выученных разновидностей ; составлять план также осуществлять контроль собственные воздействия ; осуществлять задачи креативного также искательского нрава . Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

1. Устный счет

— Сравните, не вычисляя.

( Учащиеся показывают знаки сравнения и объясняют свой выбор.)

412-26 О 26-412 68 • 523 О 67 • 523

370 • 54 О 360 • 54 218 • 38 О 38 • 218

2. Работа над задачами

• Кит весит 150 т, а масса слона составляет одну тридцатую часть его массы. Сколько весит слон? (150:30 = 5 (т).)

• Мальчик прочитал 60 страниц, что составило одну пятую часть всех страниц книги. Сколько страниц в книге? (60- 5 = 300( c ).)

• Рабочий изготовил за день 200 деталей. Это составляет одну пятую всех деталей, которые нужно изготовить за рабочую неделю. Какова недельная норма рабочего? (200 • 5 = 1000(д.).)

— Сделайте вывод: как найти долю числа и число по его доле?

3. Логическая задача

Муравьишка был в гостях в соседнем муравейнике. Туда он шел пешком, а обратно ехал. Первую половину пути он ехал на гусенице — в 2 раза медленнее, чем шел пешком. А вторую половину пути он ехал на кузнечике — в 5 раз быстрее, чем шел пешком. На какой путь Муравьишка затратил времени меньше — в гости или обратно? (В гости.)

III . Самоопределение к деятельности

( На доске плакат с алгоритмом деления на однозначное число.)

1. Находим первое неполное делимое.

2. В частном . цифр.

6. Сравниваем остаток с делителем.

7. Образуем второе делимое.

— Объясните решение примера, пользуясь алгоритмом. 1764:6

( Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.)

— Решите следующий пример. 1764:36

— Чем отличается этот пример от предыдущего? (Делитель — двузначное число.)

— Как вы думаете, можно ли использовать старый алгоритм для этого случая деления? (Ответы детей.)

— Кто хочет попробовать выполнить деление?

( К доске выходит желающий ученик и начинает работу по алгоритму.)

— Как найти первое неполное делимое? (Надо 36 округлить до 30. 176 делим на 10, получается 17 десятков. 17 десятков делим на 3 десятка. Подберем пробную цифру в частном — 5. 36-5 = 180, 180 > 176, значит, цифра 5не подходит. Пробуем цифру 4.36-4= 144, 144

— Какой шаг вы бы добавили к алгоритму? (Подбираем пробную цифру в частном.)

— Сформулируйте задачи урока. (Составить алгоритм письменного деления трехзначного числа на двузначное и научиться работать по этому алгоритму.)

IV . Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Пользуясь алгоритмом, объясните, как выполнено деление нас. 59.

— Сделайте вывод: почему нельзя сразу писать цифру в частном? (Первое произведение может оказаться больше делимого.)

219 (с. 59). ( Первый столбик - коллективно, с комментированием у доски, второй - самостоятельно с последующей самопроверкой третий — самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Самооценка.)

— Как кратко записать условие задачи? (С помощью ключевых слов.)

- Запишите решение задачи самостоятельно.

( Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.)

1) 3360 : 10 = 336 ( т) — привезли извести;

2) 3360 : 12 = 280 ( т) - привезли цемента;

3) 336 - 280 = 56 ( т).

Ответ: извести привезли на 56 т больше, чем цемента.

V . Физкультминутка

Зайка прыгнул на пенек. ( Прыжки на месте на двух ногах.)

В барабан он громко бьет, ( Шаги на месте.)

В чехарду играть зовет. ( Хлопки в ладоши.)

Зайцу холодно сидеть, ( Присесть.)

Нужно лапочки погреть. ( Хлопки в ладоши.)

Лапки вверх, лапки вниз, ( Руки вверх, затем вниз.)

На носочках потянись. ( Потянуться —руки вверх.)

Лапки ставим на бочок, ( Руки на пояс.)

На носочках скок-скок-скок. ( Прыжки на месте на двух ногах.)

А затем вприсядку, ( Присесть.)

Чтоб не мерзли лапки. ( Потопать ногами.)

Да на беленький снежок.

Не идет ли волк.

VI . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

— Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)

( Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)

— Почему со второй пасеки собрали больше меда? (На этой пасеке больше ульев.)

— На сколько больше? Как это узнать? (52 -47 = 5.)

— Что можно узнать, зная эти две разности: 350 кг и 5 ульев? (Сколько килограммов собирали с одного улья.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка, самооценка.)

1) 350 : (52 — 47) = 70 (кг) — получили с одного улья;

2) 70 • 47 = 3290 (кг) — меда собрали с первой пасеки;

3) 70 • 52 = 3640 (кг) — меда собрали со второй пасеки. Ответ: с первой пасеки собрали 3290 кг меда, а со второй —

223 (с. 59). ( Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 59 - ребус).)

VII . Рефлексия

Алгоритм - система последовательных шагов, схема действий, приводящих к желаемому результату.

Частное - число, полученное от деления одного числа на другое.

Двузначное число - это число, состоящее из двух знаков.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс. 1 ч. – М.: 2013. – стр. 37.

2. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М. А. Бантова – М.: Просвещение, 2017.

4. Математика. Учебник для 4 класса нач. шк. Часть 2/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2015. – стр. 80-81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите, как выполняется деление на двузначное число.

Найдём значение частного 492: 82


1.Образую неполное делимое.

2.Определю количество цифр в частном.

3.Делю неполное делимое на делитель.

4.Умножаю делитель на пробную цифру.

5. Нахожу остаток от деления вычитанием.

6. Сравниваю остаток с делителем.

Определяем неполное делимое – это само число четыреста девяносто два. Находим количество цифр в частном. В частном будет одна цифра. Четыреста девяносто два разделим на 10, будет 49, 82 разделим на 10, получим 8. Делим получившиеся числа, как при делении на однозначное число. Разделим 49 на 8, будет 6. Цифру 6 нельзя сразу записывать в частном, поскольку это пробная цифра. Сначала нужно проверить, подойдет ли она.

Чтобы проверить цифру частного, нужно выполнить умножение. Проверяем: умножим 82 на 6, получим 492. Цифра 6 подошла, записываем её в частном. Закончим запись деления столбиком. Умножим 82 на 6, получим 492. Найдем остаток. Вычтем 492 из 492, получится 0. Сравниваем остаток, он меньше делителя. Деление закончено. Частное чисел 492 и 82 равно 6. Иногда при делении пробная цифра частного не подходит, и тогда ее нужно поменять, уменьшить или увеличить на единицу.

Разделим 228 на 38. Первое неполное делимое, это само число, 228. Поэтому в частном будет только одна цифра. Чтобы легче было найти цифру частного, будем делить 228 не на 38, а на 30. Для этого 22 разделим на 3, получим 7. Это пробная цифра, так как она получена при делении не на 38,а на меньшее число 30. Проверим, подходит ли цифра 7. Умножаем 38 на 7. 30 умножить на 7 будет 210. 8 умножить на 7, будет 56. В сумме 266. Это больше, чем делимое 228. Значит, в частном число должно быть меньше, чем 7. Попробуем, подходит ли цифра 6. Умножаем 38 нa 6. 30 умножить на 6 получится 180. 8 умножить на 6 – 48. В сумме 228. Это число равно делимому. Значит, пробная цифра шесть подходит. Записываем ее в частном. Закончим запись деления столбиком. Умножаем 38 на 6, будет 228. Находим остаток от деления, он равен нулю. Остаток меньше делителя, деление закончено.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: -Отрабатывать вычислительные навыки устного счета; познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на двузначное число; повторить свойство деления; продолжать работу над задачами;

- развивать внимание, умение адекватно оценивать свои знания, развивать логическое мышление, самостоятельность;

-.воспитывать интерес к математике, уважение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Ход урока:

Сегодня на уроке вы должны постараться применить все свои знания и конечно же получить новые.

96:6 75:5 34*3

84:7 63:3 28*5

90:5 96:6 17*7

-В библиотеку привезли 90 новых книг.Ученики прочитали 3/5 части. Сколько книг осталось прочитать?

-Что повторили ? (внетабличное умножение и деление)

1 ученик. 2 ученик.

2/5 ч= ?мин Р=50 см

2/3 сут= ? Час д=10 см

Работу у доски проверяют и оценивают учащиеся.

( 2 карточки решают на местах, проверяют помощники)

3.Изучение нового.с.46

-На какие две группы можно разделить эти примеры?

-ДЕЛЕНИЕ НА КРУГЛЫЕ ЧИСЛА.

-ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ДВУЗНАЧНЫЕ.

Назовите тему урока.

Цель.Чему должны научиться?

Решите примеры первой группы у доски.

А что будем делать с примерами второй группы?(поработайте в группе и найдите способ решения)

ДАЛЕЕ РАЗБОР С ОБЪЯСНЕНИЕМ У ДОСКИ.

По какому плану надо работать, чтобы правильно выполнить деление на двузначное число?

-найти первое неполное делимое

-определить сколько цифр будет в частном

-делим первое неполное делимое на первую цифру.

№216(1,2 столб. у доски, 3 самостоятельно)

№217(краткая запись составляется совместно на доске, а решают самостоятельно) 1 человек у доски с обратной стороны.

-Что в задаче известно?(каждый день завод выпускал одинаковое кол-во машин)

-Сколько дней работал завод? (20дней)

-Сколько машин выпустил за эти 20 дней?(2800 машин)

-Что нужно узнать?( сколько машин выпустит завод за 36 дней, если будет ежедневно выпускать на 12 машин больше. чем раньше)

-Какие слова возьмем для краткой записи?

Кол-во дней. Кол-во выпущенных машин за 1 день. Общее кол-во машин.

36 ? на 12 больше ?

  1. 2800:20=140 (м)-за 1 день
  2. 140+12=152(м)-за 1 день
  3. 152

36

912

456

5472

Ответ:

№219(работа в паре самостоятельно)

Дифференцированная работа.

3 в-№218

2в-№219

1в-№221

Итог урока. Чему на уроке научились?

Тема: Письменное деление многозначных чисел на двузначное число.

Цель: -Отрабатывать вычислительные навыки устного счета; познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на двузначное число; повторить свойство деления; продолжать работу над задачами;

- развивать внимание, умение адекватно оценивать свои знания, развивать логическое мышление, самостоятельность;

-.воспитывать интерес к математике, уважение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Сегодня на уроке вы должны постараться применить все свои знания и конечно же получить новые.

Устный счет. ( на доске)

96:6 75:5 34*3

84:7 63:3 28*5

90:5 96:6 17*7

--В библиотеку привезли 90 новых книг.Ученики прочитали 3/5 части. Сколько книг осталось прочитать?

-Что повторили ? (внетабличное умножение и деление)

1 ученик. 2 ученик.

2/5 ч= ?мин Р=50 см

2/3 сут= ? Час д=10 см

Работу у доски проверяют и оценивают учащиеся.

( 2 карточки решают на местах, проверяют помощники)

3.Изучение нового.с.46

-На какие две группы можно разделить эти примеры?

-ДЕЛЕНИЕ НА КРУГЛЫЕ ЧИСЛА.

-ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ДВУЗНАЧНЫЕ.

Назовите тему урока.

Цель.Чему должны научиться?

Решите примеры первой группы у доски.

А что будем делать с примерами второй группы?(поработайте в группе и найдите способ решения)

ДАЛЕЕ РАЗБОР С ОБЪЯСНЕНИЕМ У ДОСКИ.

По какому плану надо работать, чтобы правильно выполнить деление на двузначное число?

-найти первое неполное делимое

-определить сколько цифр будет в частном

-делим первое неполное делимое на первую цифру.

№216(1,2 столб. у доски, 3 самостоятельно)

№217(краткая запись составляется совместно на доске, а решают самостоятельно) 1 человек у доски с обратной стороны.

-Что в задаче известно?(каждый день завод выпускал одинаковое кол-во машин)

-Сколько дней работал завод? (20дней)

-Сколько машин выпустил за эти 20 дней?(2800 машин)

-Что нужно узнать?( сколько машин выпустит завод за 36 дней, если будет ежедневно выпускать на 12 машин больше . чем раньше)

Читайте также: