План конспект вводного инструктажа по охране труда

Обновлено: 07.07.2024

Статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателей проводить инструктажи по охране труда. Инструктажи проводятся для всех трудоустраиваемых и для некоторых других категорий работников (ст. 255 ТК РФ). В нашей статье речь пойдет о самом первом вводном инструктаже, который проводится сразу при приеме лица на работу, а также о том, какими документами он оформляется, кто инструктирует сотрудников и какие сведения должны быть доведены до них.

Что такое вводный инструктаж по охране труда

Вопросы проведения инструктажей ПОТ, в том числе вводного, урегулированы порядком, утвержденным Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Из документа следует, что вводный инструктаж — это ознакомление трудоустраиваемых лиц со следующей информацией:

  • производственными факторами, имеющими опасный или вредный характер;
  • требованиями охраны труды, включенными в локальные нормативные акты компании;
  • инструкциями ПОТ;
  • эксплуатационной и технической документацией;
  • требованиями по безопасности труда — о безопасных методах и приемах исполнения должностных обязанностей.

В пункте 2.1 порядка определены категории лиц, подпадающие под обязательное вводное инструктирование:

  • принимаемые на работу;
  • сотрудники, переводимые на другую работу;
  • прикомандированные к компании лица;
  • сотрудники из других фирм, работающие на выделенном им участке;
  • студенты, прибывшие на практику в компанию;
  • другие лица, принимающие участие в производственном процессе.

Так, в письме от 17.05.2019 № 15-2/ООГ-1157 Минтруд РФ разъяснял, что к иным участникам производственной деятельности можно отнести работников по договорам гражданско-правового характера. В связи с этим в ГПД с этой категорией лиц требуется включить условие о прохождении инструктажей и ответственность за его несоблюдение.

При разрешении вопроса о моменте проведения вводного инструктирования нужно учитывать разъяснения Роструда, приведенные в письме от 18.06.2020 № ПГ/30985-03-3.

Ведомство сообщало, что инструктаж касается именно сотрудников, а не соискателей. Говоря о необходимости проведения вводного инструктирования с принимаемыми на работу лицами, законодатель имеет в виду не соискателей, а тех, кого уже принимают на работу.

Поэтому инструктаж трудоустраиваемого лица проводится непосредственно в день его приема на работу. Трудовое законодательство не содержит норм, предписывающих инструктировать соискателей.

Порядок оформления вводного инструктажа

Чтобы правильно оформить мероприятия по проведению вводного инструктажа, нужно обратиться к Межгосударственному стандарту (ГОСТ 12.0.004-2015), введенному в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст.

Им определено, что инструктирование ПОТ проводится в порядке, регламентированном работодателем. При этом учитывается специфика производственного процесса, условия труда, вид обязанностей инструктируемого сотрудника и вид инструктажа.

Для организации инструктажа разрабатывается спецпрограмма. При инструктировании используются специально подготовленные обучающие средства: инструкция, пособие, методичка, инструкция в формате видео, компьютерная программа.

По итогам инструктирования работника тестируют на усвоение информации, в том числе с помощью компьютерного теста. Факт проведения инструктажа записывают в специальный журнал. Образец журнала, где происходит регистрация инструктажа, приведен в приложении к ГОСТу. Работодатель может взять этот бланк за основу. Внесенная в журнал запись заверяется обеими сторонами, следом проставляются дата и время инструктирования.

Кроме того, результаты проверки знаний ПОТ оформляют протоколом. Делается регистрация в личной карточке прохождения обучения.

Таким образом, порядок оформления вводного инструктажа включает в себя:

  • подготовку и утверждение программы вводного инструктирования (список примерных вопросов, включаемых в программу, приведен в ГОСТ);
  • издание приказа об утверждении программы;
  • оформление журнала регистрации проведенных инструктажей (рекомендуемая форма приведена в приложении к ГОСТ);
  • определение ответственного за проведение инструктажа;
  • проставление отметки о проведении вводного инструктажа в личной карточке прохождения обучения (бланк рекомендован ГОСТом).

Отметим, что формы вышеприведенных документов работодатель может утвердить и самостоятельно. Применять рекомендованные ГОСТом бланки необязательно.

Как пояснял Минтруд в письме от 09.11.2018 № 15-2/ООГ-2749, применение ГОСТ 12.0.004-2015 носит добровольный характер.

Кто проводит вводный инструктаж по охране труда

Согласно статье 217 ТК РФ в компаниях с численностью персонала от 50 человек, занимающихся производственной деятельностью, вопросами охраны труда обязана заведовать специальная служба (СОТ). В качестве альтернативы можно ввести должность специалиста ПОТ, который должен обладать необходимой подготовкой в области трудохраны и опытом работы.

В письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 Минтруд РФ указывал, что производственная деятельность может принимать различные формы в разных экономических отраслях. Заниматься ею могут не только юридические, но и физические лица. Такая деятельность не касается создания исключительно материальных ценностей. Производственной будет и деятельность по созданию нематериальных благ, в том числе и оказание различного вида услуг.

Это значит, что требование о создании СОТ или введении должности специалиста в равной мере распространяется и на бизнес с 50 и более сотрудниками, чья работа не связана с непосредственным созданием какой-либо продукции.

О том, что к функциям СОТ относится проведение вводного инструктажа, прямо сказано в п. 7.13 рекомендаций по организации работы СОТ, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14.

Относительно компаний с меньшей численностью персонала ТК РФ гласит, что создавать службу или утверждать должность специалиста излишне. В этом вопросе учреждения вправе ориентироваться на специфику своего производственного процесса.

В части 3 статьи 217 ТК РФ сказано, что при отсутствии службы и специалиста вопросами охраны труда, включая и проведение вводного инструктирования, будут управлять

  • лично работодатель — ИП;
  • руководитель фирмы или иное уполномоченное им лицо;
  • компания или отдельный специалист, предоставляющие услуги в сфере охраны труда по ГПД (должна быть аккредитация).

Если руководитель компании является ее единственным сотрудником, с которым заключен трудовой договор, то он вправе проинструктировать сам себя. Об этом сообщал Роструд в письме от 27.04.2017 № ПГ/08346-03-3. При этом ведомство обращало внимание, что и в данном случае проводить вводный инструктаж вправе только лицо, прошедшее соответствующее обучение в специальной аккредитованной организации.

Программа вводного инструктажа по охране труда — 2022

Согласно абзацу 2 пункта 2.1.2 порядка, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, программу удостоверяет наниматель или уполномоченное им лицо с учетом норм законодательства и особенностей своего вида бизнеса.

Более подробно вопрос разработки программы освещен в ГОСТ 12.0.004-2015. В нем указано, что программа должна обязательно информировать сотрудника о профрисках на его месте работы, об обязанностях ПОТ и ответственности.

С учетом этой цели выделены основные вопросы, которые должны быть включены в программу.

1. Основная информация о компании, особенности ее деятельности, дислокация служб, отделов, подразделений.

2. Законодательные положения о труде и об охране труда:

  • время работы и отдыха;
  • гарантии и компенсации;
  • вопросы работы слабого пола и несовершеннолетних;
  • правила трудораспорядка и санкции за их нарушение;
  • организационные вопросы работы ПОТ, вопросы госнадзора в этой области.

3. Условия труда, в том числе факторы производства, имеющие вредный и опасный характер.

4. Вопросы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, электротравматизма.

5. Обязанности сотрудника в сфере ОТ.

6. Правила поведения на рабочем месте.

7. Вопросы производственной санитарии и персональной гигиены.

8. Предоставление СИЗ (процедура, нормы, сроки эксплуатации).

9. Несчастные случаи и их причины, произошедшие на аналогичных производствах.

10. Порядок расследования несчастных случаев на производстве, их документальное оформление, соцобеспечение при производственном травматизме.

11. Вопросы пожарной безопасности, предотвращения пожаров, регламентация действий сотрудников при их возникновении.

12. Действия при несчастных случаях, оказание первой помощи.

Конкретное содержание программы определяется в зависимости от категории сотрудника. Поэтому оно может различаться. Об этом сказано в ГОСТе.

Утверждение программы вводного инструктажа по охране труда

Нормами закона не регламентирован образец программы вводного инструктажа. Также нет и рекомендуемого бланка для такой программы. Как было сказано выше, ГОСТ 12.0.004-2015 дает только примерный перечень вопросов, которыми следует руководствоваться при разработке программы, не забывая и о специфике своего вида деятельности. О том, что программу утверждает наниматель, прямо сказано в порядке, утвержденном постановлением № 1/29.

Чтобы ввести указанный документ для внутреннего использования, работодатель должен издать приказ об утверждении программы вводного инструктажа по охране труда.

В приказ включаются обязательные реквизиты: наименование компании, дата, номер, а также прописывается, что программа утверждается во исполнение требований законодательства о прохождении принимаемыми на работу лицами вводного инструктажа. Целесообразно обозначить лицо, ответственное за проведение инструктажа, и в приложении привести разработанную работодателем программу.

Образец программы вводного инструктажа по охране труда

к Приказу от 15.03.2022 № 12

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Целью данной программы является информирование работника о профессиональных рисках на его рабочем месте, о его обязанностях по охране труда и ответственности.

1.2. Ответственный за проведение вводного инструктажа — специалист по охране труда.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУКТАЖА

2.1 Инструктаж проводится в кабинете специалиста по охране труда.

2.2. Вводный инструктаж проводят для всех принимаемых на работу лиц, работников, переводимых на другую работу, сотрудников, прибывших в командировку, практикантов.

2.3. Факт проведения инструктажа вносится в журнал проведения инструктажей с проставлением подписей инструктора и инструктируемого лица.

2.4. Время проведения инструктажа составляет 2,35 часа.

3. ПРОГРАММА ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

№ п/п

Тема

Продолжительность (в часах)

Общие сведения об организации, характерные особенности производственной деятельности. Расположение цехов, вспомогательных помещений.

Основные положения законодательства о труде и об охране труда. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Правила внутреннего трудового распорядка. Гарантии и компенсации. Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение. Правила предоставления СИЗ.

Охрана труда в организации. Государственный надзор за ее состоянием

Обязанности работника по охране труда. Безопасность на рабочем месте. Правила поведения на территории работодателя.

Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы. Средства коллективной защиты. Система предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Социальное обеспечение при производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.

Санитарные требования и личная гигиена. Нормы выдачи СИЗ.

Обстоятельства и причины несчастных случаев, аварий, пожаров, произошедших на схожих производствах. Способы их предотвращения. Действия при их возникновении.

Первая помощь пострадавшим.

Порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Цели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выполнить; проинструктировать по охране труда; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: лучшие творческие проекты учащихся.

I. Организация урока.

Проверка г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

II. Вступление.

Учитель. Как много значит в жизни каждого из нас дом. Дом - это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшествия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти, это встречи и расставания, которые наполняют нас впечатлениями. От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно? Существует много мнений по поводу того, каким должно быть жилище человека. Но каждый из нас свой дом создают самостоятельно.

Семья, дом - это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но прежде всего, для вас - подрастающего поколения. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Ведь жилье - это не только квадратные метры, обои, светильники. Это прежде всего отношения между живущими в нем людьми, отношения между людьми и вещами. Чем больше труда вложено в строительство (в прямом и переносном смысле) дома, тем большую радость вы доставите себе, своим близким. Именно человек, семья превращают квадратные метры в дом.

Сплоченная семья та, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Такой семье интересно жить, потому что ее членов объединяет множество дел. Дом - это огромная сфера человеческой деятельности. Все, что вы будете изучать в этом учебном году, так или иначе будет учить вас тому, как создать свой - единственный и неповторимый - домашний очаг, такой, чтобы каждый член семьи чувствовал себя дома легко и непринужденно, отдыхал душой.

III. Ознакомление с планом работы на учебный год.

Учитель. Целью обучения на уроках технологии в этом учебном году является передача вам знаний и навыков, необходимых в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни: планирование семейного и личного бюджета, грамотное пользование электроприборами, умение правильно организовать интерьер своей квартиры, делать мелкий ремонт и т. д.; развитие ваших личных качеств, которые понадобятся для осознанного выбора будущей профессии и проектирования жизненной карьеры.

Совершенство технологий, как известно, проверяется их экономичностью. Осваивать базовые понятия экономики вы будете на примере экономики семьи.

А какие красивые изделия могут украсить ваше жилище, если вы освоите технологию художественной вышивки!

Электротехника - это традиционно удел мужчин. Но наши квартиры, дома так электрифицированы, что знание основ электротехники необходимо и женщине, чтобы пользование электроприборами было для вас лично безопасно, а для вашего кошелька не разорительно. Поэтому большое внимание мы уделили вопросам охраны труда при проведении ремонтных работ и эксплуатации электроприборов.

Просмотр лучших творческих проектов учащихся.

Учитель показывает лучшие творческие проекты учащихся, выполненные в предыдущие годы, и кратко знакомит с основными требованиями к проекту.

Инструктаж по охране труда.

Первичный инструктаж учитель проводит по следующей программе:

ознакомление учащихся с назначением, оборудованием кабинета, опасными и вредными производственными факторами;

наличие спецодежды, средств индивидуальной защиты для занятий в кабинете;

анализ травматизма учащихся в кабинете за прошедший год и рассказ о правилах безопасного поведения в кабинете, общих требованиях безопасности оборудования;

действия учащихся в различных аварийных ситуациях, при возникновении несчастных случаев;

основные приемы оказания первой доврачебной помощи;

порядок обучения и проверки знаний учащихся по охране труда;

2.Проверка знаний у ч а щ и х с я по охране труда.

Опрос учащихся может проводиться по карточкам (см. Приложение к уроку).

По окончании опроса учащиеся расписываются в журнале регистрации инструктажей учащихся по охране труда.

VI. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Многое вы сможете узнать на уроках технологии в этом учебном году: как рационально организовать домашний труд, вести домашнее хозяйство экономно, как быстро и красиво обставить свою квартиру, выполнить мелкий ремонт.

Итак, к делу! Будем учиться создавать пространство для семейных радостей, дом, в котором будет тепло вам и всем вашим родным. Ведь дом, квартира - это вселенная, которую человек строит для себя и своей семьи. Ну а в помощь к знаниям, полученным на уроке, неплохо взять воображение, фантазию, творческий порыв.

Приложение к уроку 1

Кабинет технологии предназначен для обучения учащихся, начиная с 5-го класса, изготовлению различных изделий из ткани и других материалов.

поражение электрическим током.

Общие правила поведения учащихся в кабинете технологии:

входить в кабинет только с разрешения учителя, перед началом работы надеть спецодежду;

каждый учащийся должен работать только за своим рабочим местом, менять рабочее место можно только с разрешения учителя;

начинать работу можно только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;

нельзя отвлекать работающих одноклассников;

после окончания работы необходимо сложить все инструменты в отведенное для этого место и убрать свое рабочее место;

при получении травмы учащийся должен немедленно обратиться к учителю.

2 Требования безопасности перед началом работы

Надеть спецодежду и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.

Рабочий инструмент, приспособления и материалы разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

Проверить исправность оборудования.

3 Требования безопасности во время работы

3.1 Постоянно следить за исправностью оборудования и не работать при снятых или неисправных ограждениях, обеспечивающих безопасность труда.

Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования.

Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его материалами и инструментами, отходами и мусором.

Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

Выполнять работу нужно согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.

подходить к оборудованию без разрешения учителя; выносить из кабинета материалы, инструменты, работать без спецодежды и средств индивидуальной защиты.

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

При замеченных неисправностях применяемого оборудования и инструмента или создании аварийной обстановки при выполнении работ необходимо немедленно прекратить работу, поставить в известность учителя, предупредить работающих об опасности.

При возникновении пожара сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и администрации и покинуть помещение согласно плану эвакуации вместе с учителем.

5 Требования безопасности по окончании работы

Выключить электроприборы, оборудование.

Привести в порядок рабочее место.

Сложить инструменты и материалы в отведенные для этого

Вымыть руки с мылом.

ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи пострадавшему

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:

в кабинетах СБО;

в школьных мастерских;

в спортивном зале;

в учительской и приемной.

В случае поражения электрическим током необходимо:

Освободить пострадавшего от действия тока:

отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;

перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала;

отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;

при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.

Вызвать скорую медицинскую помощь.

Оказать первую медицинскую помощь:

уложить пострадавшего на подстилку;

распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт;

обрызгать лицо и шею холодной водой;

растереть грудь и конечности спиртом;

при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

При отравлении угарным газом необходимо:

вынести пострадавшего на свежий воздух;

поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;

при необходимости применить искусственное дыхание;

после восстановления дыхания дать валериановых капель.

При порезах необходимо:

при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;

промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фураци- лином);

обработать рану йодом;

при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку.

положить на место ушиба холодный компресс;

забинтовать ушибленное место.

Ожог термический:

смочить обожженное место спиртом или раствором соды;

наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;

Ожог едкими щелочами:

обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;

смазать борным вазелином;

наложить марлю или вату;

Ожог кислотами:

обильно смочить обожженное место раствором соды;

наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;

покрыть ватой, забинтовать.

Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов:

В аптечке должно находиться:

индивидуальные перевязочные пакеты;

пакеты со стерильными медицинскими салфетками.

Нашатырный спирт (в ампулах). Применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомыми.

Настойка валерианы. (Успокаивающее средство.)

5-% спиртовой раствор йода. (Для обработки ран.)

Перманганат калия или марганцовка. (Для промывания желудка, обработки ран.)

Питьевая сода. (Для промывания желудка, обработки кожи при ожогах.)

Борный вазелин. (Для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений, смазывания кожи.)

Активированный уголь. (Для лечения различных острых отравлений.)

Борная кислота. (Для промывания глаз, обработки кожи.)

Нитроглицерин или валидол. (При болях в сердце.)

Анальгин, амидопирин. (При различных болях, ранениях.)

Папаверин. (При гипертоническом кризе, болях в сердце.) Перевязочный материал и лекарственные препараты следует периодически заменять и пополнять. Их количество должно соответствовать числу работающих в данном подразделении.

Карточка № 1/ТБ

Перед началом работы на швейной машине с электроприводом необходимо проверить:

а) электрический шнур;

г) заправку нити.

При работе с элекгроутюгом нельзя:

а) ставить утюг на подставку;

б) включать утюг мокрыми руками;

в) ставить утюг вертикально;

г) оставлять утюг без присмотра.

При работе с иглой нельзя:

а) работать прямой иглой;

б) хранить иглу в одежде;

в) отрывать нитку руками;

г) хранить иглу в подушечке;

д) работать ржавой иглой;

е) хранить иглу с ниткой.

Карточка № 2/ТБ

Какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему от ожога?

а) наложить стерильную повязку;

б) проколоть вздувшийся пузырь;

в) промыть пораженный участок кожи под струей холодной

г) обратиться к врачу.

Какую первую медицинскую помощь необходимо оказать при порезе?

а) промыть рану водой;

б) смазать поврежденные места раствором йода;

в) наложить стерильную повязку.

Какую помощь оказывают при ушибе?

а) приложить к ушибленному месту холодный предмет;

б) смазать ушибленное место раствором йода;

в) наложить стерильную повязку.

4. Что нужно сделать со сломанной иглой?

б) собрать сломанные части, показать учителю;

в) сообщить учителю о поломанной игле.

Безопасность на уроках трудового обучения

Формирование знаний, умений и навыков при выполнении различных видов работ, подготовка к будущей профессии происходят на уроках технологии (трудового обучения). Трудовая деятельность школьников на уроках технологии строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это, занятия по технологии отличаются повышенной потенциальной опасностью для школьников. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы, большинство из которых незначительны. Некоторые травмы способны нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.

Основные причины травматизма на уроках трудового обучения:

плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны преподавателя;

несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;

недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;

несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: заранее непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;

отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или не использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;

недостаточная требовательность преподавателя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;

ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;

отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;

необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.

Наибольшее количество травм на уроках труда школьники получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности.

3 апреля 2001 года. Приморский край. На уроке труда в щколое № 74 города Владивостока произошла трагедия. Учащиеся 6-го класса убирали спортивную площадку. Школьники повисли на сетке футбольных ворот и стали раскачиваться на ней. Неожиданно металлическая конструкция ворот упала на них. 12-летний мальчик умер в больнице, его одноклассник получил перелом основания черепа.

11 мая 2001 года. Москва. От электротравмы на уроке труда погиб учащийся 6 класса. Занятие проходило в учебно-воспитательном комплексе на улице Исаковского. 13-летний школьник взялся за оголенные провода, торчавшие из слесарного станка, которые были под напряжением. Подросток скончался на месте.

5 декабря 2001 года. Краснодарский край. В средней школе № 16 поселка Первомайский скончался мальчик, получивший травму в школе на уроке труда. На некоторое время дети остались в мастерской без присмотра педагогов. Школьники начали баловаться. В суете одного из них толкнули, и он при падении пробил голову о верстак. Школьник умер в реанимации.

К числу основных профилактических мероприятий по снижению травматизма на уроках труда относится соблюдение школьниками инструкций и требований техники безопасности.

Общие требования безопасности на уроках трудового обучения

Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.

Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.

Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.

При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.

Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.

Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.

Не мешать работе других школьников.

Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.

О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.

При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПЕРЕМЕНАХ

Общие требования безопасности на переменах

Не нарушать дисциплину.

Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное падение на таком твердом покрытии может привести к серьезной травме: перелому конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.

Не пытаться самостоятельно проникнуть на территорию хозяйственной и учебно-опытной зоны, в подвалы, люки, на чердаки, в технические помещения. В этих местах обычно расположены коммуникации, котельная, трансформаторная подстанция, устройства и механизмы, представляющие опасность для здоровья школьников.

Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, высотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.

Вводный инструктаж – обязательный элемент охраны труда на любом производстве и в любой организации. Лучше сделать все зависящее от работодателя, чтобы постараться не допустить аварийных ситуаций и травматизма среди работников, тем более что вводный инструктаж жестко предписан трудовым законодательством. Это самая первая процедура, которой должен подвергнуться каждый новый работник, до того как начать свою славную трудовую деятельность на новом поприще.

Ниже мы разберем, каковы обязательные элементы вводного инструктажа по охране труда, уточним его функции и назначение, а также приведем приблизительный образец этого вида инструктажа.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Что такое вводный инструктаж

Вводный инструктаж обязателен для каждого вновь трудоустроенного сотрудника, независимо от должности и ранга. В число пришедших на работу входят:

  • вновь трудоустроенные сотрудники;
  • восстановившиеся после увольнения;
  • прибывшие в командировку; ;
  • работники из других организаций, выполняющие какие-либо действия на территории организации.
  • самом предприятии;
  • своем личном или коллективном рабочем месте;
  • правилами внутреннего распорядка;
  • требованиями дисциплины;
  • другими важными особенностями.

Кто может быть инструктором

Это важный вопрос, который нужно решить работодателю, прежде чем издавать приказ о вводном инструктаже. Люди, могущие проводить такое обучение, определены п. 7.8 ГОСТа 12.0.004-90. К ним могут относиться:

  • подготовленный специалист – инженер по охране труда;
  • опытный работник, избранный для этой цели руководством;
  • сам начальник или его представитель;
  • представитель аккредитованной организации, занимающейся охраной труда;
  • мастер, преподаватель, прораб, начальник структурного подразделения и т.п.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ответственность инструктора, выбранного для проведения вводного инструктажа, закрепляется в приказе руководства.

Нужна программа

Для мероприятия, проводящегося на постоянной основе, каким является вводный инструктаж, нужна разработанная и утвержденная руководством организации программа. Ее может создать как специалист по охране труда, так и сторонняя организация, выполняющая подобные функции. В программе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • краткое содержание инструктажа;
  • подробная расшифровка каждого пункта;
  • кто будет проводить данный вид инструктажа;
  • на основании какого именно документа;
  • сроки проведения.

Утверждение программы

Производится руководителем или начальником службы охраны труда, если такая имеется на предприятии. Для утверждения издается приказ по организации, номер которого обозначается на титульном листе программы, а также скрепляется личной подписью того, кто произвел утверждение, ставится печать.

ВАЖНО! В некоторых случаях программа вводного инструктажа требует согласования с профсоюзом или конкретными специалистами.

Примерный перечень пунктов вводного инструктажа по ОТ

  1. Общая информация о предприятии.
  2. Специфика деятельности.
  3. Важные моменты законодательства, касающиеся охраны труда:
    • что зафиксировано в трудовом договоре;
    • режим труда и отдыха;
    • особенности работы несовершеннолетних;
    • как охраняется женский труд;
    • положенные компенсации и льготы.
  4. Внутренний распорядок и ответственность в случае нарушений.
  5. Как вести себя на территории, а также других помещениях, принадлежащих организации.
  6. Где расположены все важные объекты на предприятии.
  7. Какие факторы могут навредить или представить опасность.
  8. Что и как именно применяется для профилактики несчастных случаев:
    • средства защиты (коллективные и индивидуальные);
    • предупреждающие знаки;
    • сигнализация и пр.
  9. Требования к санитарии и личной гигиене в процессе труда.
  10. Разбор уже имевших место аварий и несчастных случаев.
  11. Противопожарная безопасность. Порядок действий персонала.
  12. Что предпринимать, если несчастный случай все же произошел.
  13. Как помочь тем, кто пострадал.
  14. Как в данной организации оформляются и расследуются чрезвычайные ситуации.

ВНИМАНИЕ! Многие профессиональные сайты в сети Интернет предоставляют шаблоны программ, которые легко адаптировать под конкретные организации.

Пример конкретной программы вводного инструктажа по охране труда

Программа вводного инструктажа для организации

вводного инструктажа по охране труда

  1. Текст каждой лекции.
  2. Перечисление технических средств обучения, применяемых при инструктаже.
  3. Образец журнала фиксации вводного инструктажа.

Фиксация прошедших через вводный инструктаж

  • дата инструктажа;
  • ФИО и должность обучаемого;
  • ФИО и данные инструктора;
  • подписи обеих сторон.

Можно вносить и дополнительную информацию, если это сочтет нужным руководитель, например, результаты проверки эффективности инструктажа.

Требования к деловой документации обязывают нумеровать страницы журнала, прошивать их и скреплять печатью.

К СВЕДЕНИЮ! Образец титульной и первой страниц данного журнала нужно присовокупить к утвержденной программе вводного инструктажа в качестве приложений.

Цели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выпол­нить; проинструктировать по охране труда; воспитывать мотива­цию к учебной деятельности.

Оборудование: лучшие творческие проекты учащихся.

Ход урока

I. Организация урока.

2. Проверка г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

II. Вступление.

Учитель. Как много значит в жизни каждого из нас дом. Дом - это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшест­вия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти, это встречи и расставания, которые наполняют нас впечатлениями. От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно? Существует много мнений по поводу то­го, каким должно быть жилище человека. Но каждый из нас свой дом создают самостоятельно.

Семья, дом - это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но прежде всего, для вас - подрастающего поко­ления. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Ведь жилье - это не только квадратные метры, обои, светильни­ки. Это прежде всего отношения между живущими в нем людь­ми, отношения между людьми и вещами. Чем больше труда вложено в строительство (в прямом и переносном смысле) дома, тем большую радость вы доставите себе, своим близким. Именно человек, семья превращают квадратные метры в дом.

Сплоченная семья та, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Такой семье интересно жить, потому что ее членов объединяет множество дел. Дом - это огромная сфера человеческой деятельности. Все, что вы будете изучать в этом учебном году, так или иначе будет учить вас тому, как создать свой - единственный и неповторимый - домашний очаг, такой, чтобы каждый член семьи чувствовал себя дома легко и непринужденно, отдыхал душой.

III. Ознакомление с планом работы на учебный год.

ВложениеРазмер
instruktazh_po_okhrane_truda.docx 30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Цели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выполнить; проинструктировать по охране труда; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: лучшие творческие проекты учащихся.

I. Организация урока.

  1. Приветствие.
  2. Проверка г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

Учитель. Как много значит в жизни каждого из нас дом. Дом - это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшествия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти, это встречи и расставания, которые наполняют нас впечатлениями. От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно? Существует много мнений по поводу того, каким должно быть жилище человека. Но каждый из нас свой дом создают самостоятельно.

Семья, дом - это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но прежде всего, для вас - подрастающего поколения. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Ведь жилье - это не только квадратные метры, обои, светильники. Это прежде всего отношения между живущими в нем людьми, отношения между людьми и вещами. Чем больше труда вложено в строительство (в прямом и переносном смысле) дома, тем большую радость вы доставите себе, своим близким. Именно человек, семья превращают квадратные метры в дом.

Сплоченная семья та, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Такой семье интересно жить, потому что ее членов объединяет множество дел. Дом - это огромная сфера человеческой деятельности. Все, что вы будете изучать в этом учебном году, так или иначе будет учить вас тому, как создать свой - единственный и неповторимый - домашний очаг, такой, чтобы каждый член семьи чувствовал себя дома легко и непринужденно, отдыхал душой.

III. Ознакомление с планом работы на учебный год.

Учитель. Целью обучения на уроках технологии в этом учебном году является передача вам знаний и навыков, необходимых в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни: планирование семейного и личного бюджета, грамотное пользование электроприборами, умение правильно организовать интерьер своей квартиры, делать мелкий ремонт и т. д.; развитие ваших личных качеств, которые понадобятся для осознанного выбора будущей профессии и проектирования жизненной карьеры.

Совершенство технологий, как известно, проверяется их экономичностью. Осваивать базовые понятия экономики вы будете на примере экономики семьи.

А какие красивые изделия могут украсить ваше жилище, если вы освоите технологию художественной вышивки!

Электротехника - это традиционно удел мужчин. Но наши квартиры, дома так электрифицированы, что знание основ электротехники необходимо и женщине, чтобы пользование электроприборами было для вас лично безопасно, а для вашего кошелька не разорительно. Поэтому большое внимание мы уделили вопросам охраны труда при проведении ремонтных работ и эксплуатации электроприборов.

Учитель показывает лучшие творческие проекты учащихся, выполненные в предыдущие годы, и кратко знакомит с основными требованиями к проекту.

Первичный инструктаж учитель проводит по следующей программе:

2.Проверка знаний у ч а щ и х с я по охране труда.

Опрос учащихся может проводиться по карточкам (см. Приложение к уроку).

По окончании опроса учащиеся расписываются в журнале регистрации инструктажей учащихся по охране труда.

VI. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Многое вы сможете узнать на уроках технологии в этом учебном году: как рационально организовать домашний труд, вести домашнее хозяйство экономно, как быстро и красиво обставить свою квартиру, выполнить мелкий ремонт.

Итак, к делу! Будем учиться создавать пространство для семейных радостей, дом, в котором будет тепло вам и всем вашим родным. Ведь дом, квартира - это вселенная, которую человек строит для себя и своей семьи. Ну а в помощь к знаниям, полученным на уроке, неплохо взять воображение, фантазию, творческий порыв.

Приложение к уроку 1

2 Требования безопасности перед началом работы

  1. Надеть спецодежду и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.
  2. Рабочий инструмент, приспособления и материалы разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
  3. Проверить исправность оборудования.

3 Требования безопасности во время работы

3.1 Постоянно следить за исправностью оборудования и не работать при снятых или неисправных ограждениях, обеспечивающих безопасность труда.

  1. Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования.
  2. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его материалами и инструментами, отходами и мусором.
  3. Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  4. Выполнять работу нужно согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.
  5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • подходить к оборудованию без разрешения учителя; выносить из кабинета материалы, инструменты, работать без спецодежды и средств индивидуальной защиты.

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

5 Требования безопасности по окончании работы

  1. Выключить электроприборы, оборудование.
  2. Привести в порядок рабочее место.
  3. Сложить инструменты и материалы в отведенные для этого
  1. Снять спецодежду.
  2. Вымыть руки с мылом.

ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи пострадавшему

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:

  • в кабинетах СБО;
  • в школьных мастерских;
  • в спортивном зале;
  • в учительской и приемной.
  1. В случае поражения электрическим током необходимо:
  1. Освободить пострадавшего от действия тока:
  • отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;
  • перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала;
  • отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;
  • при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.
  1. Вызвать скорую медицинскую помощь.
  2. Оказать первую медицинскую помощь:
  • уложить пострадавшего на подстилку;
  • распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт;
  • обрызгать лицо и шею холодной водой;
  • растереть грудь и конечности спиртом;
  • при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.
  1. При отравлении угарным газом необходимо:
  • вынести пострадавшего на свежий воздух;
  • поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
  • при необходимости применить искусственное дыхание;
  • после восстановления дыхания дать валериановых капель.
  1. При порезах необходимо:
  • при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;
  • промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фураци- лином);
  • обработать рану йодом;
  • наложить повязку;
  • при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку.
  1. При ушибах:
  • положить на место ушиба холодный компресс;
  • забинтовать ушибленное место.
  1. Ожог термический:
  • смочить обожженное место спиртом или раствором соды;
  • наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;
  1. Ожог едкими щелочами:
  • обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;
  • смазать борным вазелином;
  • наложить марлю или вату;
  • забинтовать.
  1. Ожог кислотами:
  • обильно смочить обожженное место раствором соды;
  • наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;
  • покрыть ватой, забинтовать.

Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов:

В аптечке должно находиться:

  1. Перевязочные материалы:
  • бинты;
  • вата;
  • индивидуальные перевязочные пакеты;
  • лейкопластырь;
  • пакеты со стерильными медицинскими салфетками.
  1. Кровоостанавливающий жгут.
  2. Нашатырный спирт (в ампулах). Применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомыми.
  3. Настойка валерианы. (Успокаивающее средство.)
  4. 5-% спиртовой раствор йода. (Для обработки ран.)
  5. Перманганат калия или марганцовка. (Для промывания желудка, обработки ран.)
  6. Питьевая сода. (Для промывания желудка, обработки кожи при ожогах.)
  7. Борный вазелин. (Для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений, смазывания кожи.)
  8. Активированный уголь. (Для лечения различных острых отравлений.)
  9. Борная кислота. (Для промывания глаз, обработки кожи.)
  10. Нитроглицерин или валидол. (При болях в сердце.)
  11. Анальгин, амидопирин. (При различных болях, ранениях.)
  12. Папаверин. (При гипертоническом кризе, болях в сердце.) Перевязочный материал и лекарственные препараты следует периодически заменять и пополнять. Их количество должно соответствовать числу работающих в данном подразделении.
  1. Перед началом работы на швейной машине с электроприводом необходимо проверить:

а) электрический шнур;

г) заправку нити.

а) ставить утюг на подставку;

б) включать утюг мокрыми руками;

в) ставить утюг вертикально;

г) оставлять утюг без присмотра.

а) работать прямой иглой;

б) хранить иглу в одежде;

в) отрывать нитку руками;

г) хранить иглу в подушечке;

д) работать ржавой иглой;

е) хранить иглу с ниткой.

  1. Какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему от ожога?

а) наложить стерильную повязку;

б) проколоть вздувшийся пузырь;

в) промыть пораженный участок кожи под струей холодной

г) обратиться к врачу.

  1. Какую первую медицинскую помощь необходимо оказать при порезе?

а) промыть рану водой;

б) смазать поврежденные места раствором йода;

в) наложить стерильную повязку.

а) приложить к ушибленному месту холодный предмет;

б) смазать ушибленное место раствором йода;

в) наложить стерильную повязку.

4. Что нужно сделать со сломанной иглой?

б) собрать сломанные части, показать учителю;

в) сообщить учителю о поломанной игле.

Безопасность на уроках трудового обучения

Формирование знаний, умений и навыков при выполнении различных видов работ, подготовка к будущей профессии происходят на уроках технологии (трудового обучения). Трудовая деятельность школьников на уроках технологии строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это, занятия по технологии отличаются повышенной потенциальной опасностью для школьников. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы, большинство из которых незначительны. Некоторые травмы способны нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.

Основные причины травматизма на уроках трудового обучения:

  • плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны преподавателя;
  • несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;
  • недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;
  • несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: заранее непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;
  • отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или не использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
  • недостаточная требовательность преподавателя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;
  • ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;
  • отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;
  • необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.

Наибольшее количество травм на уроках труда школьники получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности.

3 апреля 2001 года. Приморский край. На уроке труда в щколое № 74 города Владивостока произошла трагедия. Учащиеся 6-го класса убирали спортивную площадку. Школьники повисли на сетке футбольных ворот и стали раскачиваться на ней. Неожиданно металлическая конструкция ворот упала на них. 12-летний мальчик умер в больнице, его одноклассник получил перелом основания черепа.

11 мая 2001 года. Москва. От электротравмы на уроке труда погиб учащийся 6 класса. Занятие проходило в учебно-воспитательном комплексе на улице Исаковского. 13-летний школьник взялся за оголенные провода, торчавшие из слесарного станка, которые были под напряжением. Подросток скончался на месте.

5 декабря 2001 года. Краснодарский край. В средней школе № 16 поселка Первомайский скончался мальчик, получивший травму в школе на уроке труда. На некоторое время дети остались в мастерской без присмотра педагогов. Школьники начали баловаться. В суете одного из них толкнули, и он при падении пробил голову о верстак. Школьник умер в реанимации.

К числу основных профилактических мероприятий по снижению травматизма на уроках труда относится соблюдение школьниками инструкций и требований техники безопасности.

Общие требования безопасности на уроках трудового обучения

  • Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.
  • Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.
  • Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.
  • При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.
  • Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.
  • Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.
  • Не мешать работе других школьников.
  • Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.
  • О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.
  • При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПЕРЕМЕНАХ

Читайте также: