Кутузов и наполеон конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: интегрированный (урок формирования метапредметных умений и навыков, развития творческих умений).

Цель урока: сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и художественное видение Толстым этих героев.

  1. Формирование аналитических умений при сравнительной характеристике исторических личностей, критического мышления, умения дискутировать.
  2. Развитие умения усваивать информацию из разных источников, развитие познавательного интереса через создание презентаций.
  3. Воспитание чувства патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщение к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Обеспечение:

Наглядные пособия:

  • иллюстрации к роману;
  • портреты М.И.Кутузова, Наполеона;
  • репродукции картин и литографий В. Верещагина, Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо.

Предварительные задания:

Методы урока: информационный (рассказ учителя, защита проектов учащихся, просмотр презентаций), на подготовительном этапе – исследовательский, поисковый, аналитический.

  1. Подготовительный этап (от 10 до 14 дней).
  2. Основная часть:
    • Слово учителя (с презентацией) – 5 мин.
    • Защита проектов учащимися (4 проекта по 4-5 мин.) – 20 мин. Комментарии учителя – 3 мин.
  3. Работа с раздаточным материалом, таблицей – 12 мин.
  4. Подведение итогов, домашнее задание – 5 мин.

Ход урока

I. Подготовительный этап.

За 10 дней до урока учащиеся объединяются в группы по два человека, совместно с учителем выбирают тему работы, выделяют проблему, ставят цели, задачи, знакомятся с литературой по данной проблеме, систематизируют материал и оформляют проекты в виде презентаций. Учитель консультирует учащихся по вопросам содержания и оформления проекта.

II. Основная часть: Урок.

Вступительное слово учителей литературы и истории.

Главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать людей; не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Сегодня в центре нашего внимания – 1812 год. Два века отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне. Уже нет давно тех, кто знает о ней по рассказам участников, очевидцев. Но есть исторические документы, художественные произведения, благодаря которым мы помним о героических событиях и людях, которых породило это Время: о Михаиле Илларионовиче Кутузове и Наполеоне Бонапарте.

Количество сил, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезнойточностью подсчитывают историки. Они анализируют причины и итоги войны.

Нашему уроку предшествовал серьезный подготовительный этап. Вы получили предварительные задания: подготовить проекты, отражающие историческое и художественное видение Кутузова и Наполеона.

Итак, перед нами один из величайших героев мировой истории – виновник рассматриваемых нами событий – Наполеон Бонапарт.

Вступительное слово учителя истории.

Судьба его удивительна. Человек, совершивший головокружительную карьеру от поручика до императора, не француз по происхождению, на престоле Франции, человек, которого боялись все без исключения правители европейских государств.

Вступительное слово учителя литературы.

Толстой дает нам взгляд на исторические личности, в корне противоречащий стандартному взгляду историков. Так он решительно выступил против культа Наполеона. Для него Наполеон – агрессор, напавший на Россию, честолюбец, стремящийся к мировому господству.

Антиподом Наполеона, по мнению Толстого, является Кутузов.

Вступительное слово учителя истории.

Почти всю свою жизнь Михаил Илларионович Кутузов слыл хорошим, но не блестящим русским генералом. Во всяком случае, никому из современников не приходило в голову сравнивать его как полководца с Петром Румянцевым или Александром Суворовым, не говоря уже о французском императоре Наполеоне I, чей военный гений признавали все без исключения его враги.

Вступительное слово учителя литературы.

III. Работа с раздаточным материалом, таблицей.

А теперь, чтобы быть более объективными, обратимся к историческим документам и рассмотрим точки зрения на эти личности других историков, участников и очевидцев этих событий и их современников. У вас на столах раздаточный материал, в котором представлены высказывания о Кутузове и Наполеоне и задания к ним.

(Чтение вслух цитат и обсуждение их (Приложение 9).

Анализ документов.

1. Наполеон поставил перед собой задачу, которую, по его мнению, с его армией можно достигнуть подчинение всего мира. Его армия должна была поработить народ любой ценой, его не волновало количество потерянных жизней, как со стороны противника, так и со своей стороны. Поэтому образ Наполеона в истории безжалостный и безумный тиран, готовый идти напролом к своей безумной цели.

2. Имя славного полководца, сподвижника Суворова, победителя турок, произвело всеобщее воскрешение духа в армии, от солдата до генерала. Народ ликовал, видя в Кутузове символ избавления от смертельной опасности, нависшей над Россией.

Кутузов Наполеон
I. Внешность исторических героев и речь.
II. Поведение накануне и во время:
А) Шенграбенского сражения;
Б) Аустерлицкого сражения;
В) Бородинского сражения.
III. Отношение героев к своим солдатам и к войне.
IV. Человеческие качества героев.

Выводы по таблице.

Внешний вид Наполеона дан в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т.д.

В поведении Кутузова нет ничего показного. Речь его проста, понятна каждому солдату.

Одна из главных черт Наполеона – актерство, позерство. Он любит эффектные ситуации. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.

Для Наполеона война – это игра, люди – пешки в этой игре. Его армия вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а сам Наполеон – идеей мирового господства.

3. В самые тяжелые дни России Кутузов вместе с народом, с солдатами.

4. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам.

Наполеон же показан самовлюбленным, высокомерным и тщеславным, глубоко равнодушным к судьбам окружающих.

IV. Итоги работы.

По Толстому, Кутузов – великий полководец потому что он великий человек.

Отрицание же величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны.

4.Формировать умение анализировать текст художественного произведения.

5.Закрепить навык сопоставительного анализа образов.

Оборудование:

3. Маршрутные карты по уроку

Оргмомент. Приветствие. Положительная мотивация (настрой на успех)

Вхождение в тему.

1) Слово учителя :

--О чём говорят эти цифры? (слайд 1)

--В произведении Л. Н. Толстого задействовано свыше 500 героев, сюжет связан с реальными войнами 1805-1807г.г. и Отечественной войной 1812г. Вопрос: есть ли среди них участники тех событий? Назовите их. ( слайд 3)

--Действительно, в произведении упоминаются или действуют свыше 200 реальных исторических личностей, участников Отечественной войны 1812года. Я предлагаю совершить краткую заочную экскурсию. Давайте отправимся в Эрмитаж, посетим Военную галерею. (слайд 4)

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.

--О каком русском царе и быстрооком художнике здесь идёт речь?

(см. Приложение № 1)

2 ) – Задание : сейчас я вам предложу цитатную разминку, которая подскажет вам, над чем мы будем рассуждать на этом уроке. Ответы прошу фиксировать в своих маршрутных листах в форме диктанта – сетки . Сначала оформите свои маршрутные листы: запишите число и свою фамилию. (слайды 6-8)

3)-- А теперь проверьте свои знания. (слайд 9)

Целеполагание:

--Так о ком же сегодня мы будем говорить?

(О Наполеоне и Кутузове) (слайд 10)

--Это две яркие исторические личности. А что мы имеем в виду, когда упоминаем слово личность ?

(см. Приложение № 2)

--Если мы говорим, что Наполеон и Кутузов - личности, которые сыграли роль в истории, то какие черты должны быть присущи выдающейся личности?

--В. И. Ленин подготовил и совершил на практике кровавую диктатуру пролетариата. Сталин печально известен своими репрессиями и лагерями, в которых погибло очень много людей, часто безвинно . Гитлер развязал самую кровопролитную войну в истории человечества. Это тоже личности? Какой вывод отсюда напрашивается?

(Историческая личность может быть оценена многозначно : как положительно, так и отрицательно)

-- Теперь сформулируйте цели урока. (слайд 11)

2)Выявить отношение автора произведения к проблеме : роль личности в истории.

3) Сформулировать взгляды Л. Н. Толстого на войну.

4. Новый материал

1)--В романе самыми яркими историческими личностями являются два полководца – Кутузов и Наполеон. Чем вызван интерес автора к ним?

(Взглядами Толстого на историю и роль личности в ней)

--Это и есть одна из важных проблем, над которой размышляет писатель. В чём суть исторических и философских взглядов Л. Н. Толстого? (слайд 12)

(см. Приложение № 3)

2) –Весной 1847г. Л. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он начал вести свой знаменитый дневник, последняя запись в котором была сделана за 3 дня до смерти писателя. В него он записывал свои наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений. Одним словом, дневник писателя – огромный труд. Труд человека: мы можем по нему проследить становление личности. (слайд 13)

3) –Одновременно идёт и становление писателя – философа. В романе нашли отражение исторические взгляды автора произведения. (слайд 14)

-- Согласны ли вы с точкой зрения Л. Толстого на историю и её движущие силы? Или вы разделяете точку зрения английского философа?

4)—Прежде чем мы обратимся к произведению Л. Н. Толстого, давайте попросим дать исторический комментарий.

Трудно найти в литературе ХIХ века более популярного героя, чем Наполеон. Басня Крылова "Волк на псарне", стихотворения А. Пушкина "К морю", "Анчар", повесть "Пиковая дама", роман "Евгений Онегин", произведения М. Лермонтова "Поле Бородина", "Бородино", "Вадим", Гоголь "Мёртвые души", Достоевский "Преступление и наказание", наконец, "Война и мир" Толстого. Русские писатели, преодолев "наполеонизм" в себе, стремились развенчать столь привлекательную идею через своих героев, обнажая безнравственную сущность человека, претендовавшего на звание гения.

5)—Был ли Толстой хоть сколько – нибудь достоверным, создавая образ Наполеона?

7)—Основным художественным способом создания образов Наполеона и Кутузова стал такой приём, как…? Отметьте в своих маршрутных листах к уроку.

(Сопоставление и противопоставление образов) (слайд 18)

8)—Уместно ли использование этого приёма в романе?

9)—Этот приём Толстой применил только для создания образов полководцев или в произведении есть другие примеры его использования?

(Есть другие примеры использования: заглавие, эпизоды, герои, Кутузов и генерал Мак, описание дуба и душевное состояние Андрея Болконского)

На какие художественные детали портретов автор обращает внимание? Почему?

Поведение в сражениях под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородино?

Отметить основные черты полководцев, т. е. какими они были полководцами.

Отношение Толстого к героям – полководцам ?

11) –Предлагаю блиц – опрос . Это словесная дуэль. Это вывод, итог вашей домашней подготовки.

Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом.

Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п.

Манера поведения

Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения).

Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).

Отношение к солдатам

Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау).

Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман).

Цели деятельности

Тактика ведения боя.

Поддерживает дух войска.

Властными приказами пытается руководить сражением.

Отношение автора

5.Вывод: (слайд 20):

1) Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.

Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.

Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П Шерер – та же театральность).

2) Рисуя образ русского полководца, как исключительной, выдающейся личности, автор в то же время сводит к нулю величие образа другого полководца — Наполеона. Эти два человека противопоставлены в романе. Наполеон у Толстого — наглый и жестокий завоеватель, действия которого не только не оправданы историей, но и противоречат нравственному идеалу человека.

3) «Источник. необычайной силы прозрения в смысле совершающихся событий лежал в том народном чувстве, которое он (Кутузов) носил в себе во всей чистоте и силе его.

--Так как же Л. Н. Толстой отвечает на вопрос о роли личности и народных масс в истории?

3) В “Войне и мире” Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории. Перед Толстым стояла задача — осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”.
Увлекшись мыслью о народном характере войны, Толстой не смог решить вопроса о роли личности и народа в истории; в 3 части 3-го тома Толстой вступает в спор с историками, утверждающими, что ход всей войны зависит от “великих людей”. Толстой старается убедить, что судьба человека зависит не от их воли.
Изображая Наполеона и Кутузова, писатель, почти никогда не показывает их в сфере государственной деятельности. Он сосредоточивает свое внимание на тех свойствах, которые характеризуют его как руководителя масс. Толстой считает, что не гениальный человек руководит событиями, а события руководят им. Толстой рисует совет в Филях как совет, не имеющий смысла, ведь Кутузов уже решил, что Москва должна быть оставлена: “Властью, врученной мне государем и отечеством, — приказ отступать”. Конечно, это не так, никакой власти у него нет. Уход из Москвы предрешен. Не во власти отдельных лиц решать, куда повернется история. Но Кутузов сумел понять эту историческую неизбежность. Эту фразу говорит не он, его устами говорит судьба. Толстому так важно убедить читателя в правильности своих взглядов на роль личности и народных масс в истории, что он считает необходимым прокомментировать каждый эпизод войны с позиции этих взглядов. Мысль не развивается, а иллюстрируется новыми фактами в истории войны. Любое историческое событие являлось следствием взаимодействия тысяч человеческих воль. Один человек не может предотвратить то, что должно совершиться из стечения множества обстоятельств. Наступление стало необходимостью по множеству причин, сумма которых привела к Тарутинскому сражению. Главная причина — дух армии, дух народа, который оказал решающее значение на течение событий.
Толстой хочет самыми разнообразными сравнениями подчеркнуть, что великие люди уверены, будто судьба человечества в их руках, что простые люди не говорят и не думают о своей миссии, а делают свое дело. Личность бессильна что-либо изменить.
История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом, образное выражение Толстого. Толстой вдруг увидел, что истина — в народе, а потому-то познал ее, сблизившись с крестьянами. Пьер должен прийти к этому итогу с помощью Каратаева. Толстой решил это на последнем этапе романа. Роль народа в войне 1812 года — главная тема третьей части. Народ — главная сила, определяющая судьбу войны. Но народ и не понимает и не признает игры в войну. Война ставит перед ним вопрос о жизни и смерти. Толстой — историк, мыслитель, приветствует партизанскую войну. Заканчивая роман, он воспевает “дубину народной воли”, считая народную войну выражением справедливой ненависти к врагу.
6. Рефлексия.

--Давайте вспомним цели нашего урока.

--Реализованы ли цели в ходе нашего урока?

--В своих маршрутных картах отметьте, насколько вы активны были на уроке, чем конкретно занимались?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Предмет: Литература

Цель урока: сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и художественное видение Толстым этих героев.

Задачи: 1) образовательные:

2) развивающие:

-развивать мышление, память;

- развивать способности четко формулировать свои мысли;

3) воспитательные:

- воспитание патриотизма и гуманизма;

- воспитывать потребность применять полученные знания для анализа общественных явлений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Способы обучения: индивидуальный, парный, групповой.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядные пособия: иллюстрации к роману; портреты М.И.Кутузова, Наполеона; репродукции картин и литографий В. Верещагина, Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо.

Применяемые технологии:

1. проблемного обучения;

2. проектного обучения;

3. критического мышления;

4. игровая технология.

5. технология сотрудничества

1. Организационный момент (1мин.)

2. Постановка темы и цели урока (5 мин)

3.Литературная викторина. (6 мин)

4. Представление проектов. (20 мин)

5. Физ. минутка. (30 сек.)

6. Самостоятельная работа (7 мин)

7. Подведение итогов урока (3 мин)

8. Рефлексия. (2 мин.)

9. Домашнее задание. (30 сек.)

Предварительные задания:

Подготовить проекты, отражающие историческое и художественное видение Кутузова и Наполеона для того, чтобы выяснить, какими предстают Кутузов и Наполеон в трудах историков и в романе Л.Н. Толстого.

Найти и проанализировать исторические документы, характеризующие Кутузова и Наполеона.

Методы урока: информационный (рассказ учителя, защита проектов учащихся, просмотр презентаций), на подготовительном этапе - исследовательский, поисковый, аналитический.

1. Организационный момент ( 1 мин)

Приветствие. Доклад старосты о присутствующих. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка темы и цели урока. (5 мин)

Определение темы урока.

Преподаватель: Что и кто влияет на ход истории, на события, происходящие в обществе?

Обучающийся: Личность, народ, обстоятельства. (слайд №1)

Преподаватель: Что такое личность? Какими чертами должна обладать личность, чтобы являться выдающейся?

Черты выдающейся личности, по В. О. Ключевскому:

Стремление служить общему благу государства и народа

Стремление и умение вникнуть в условия жизни, в основы общественных отношений

Отрешенность от национальной замкнутости и исключительности

Совестливость во всех делах

Способность убеждать в своей правоте

Преподаватель: Сопоставьте ваше мнение с понятиями Ключевского.

Преподаватель: Присутствуют ли выдающиеся личности на страницах романа? Назовите имена.

А теперь давайте попробуем поставить цель урока. Молодцы, цель урока ясна. (слайд №4)

3.Литературная викторина. (6 мин) (слайд №5)

Преподаватель: Определите по цитатам из романа, о ком из героев пишет автор:

Постановка проблемы урока.

Преподаватель: По мнению многих историков, философов, массы нередко только орудие в руках великих личностей. Л. Н. Толстой имел свою точку зрения на роль личности в истории. Автор взял на себя ответственность художественного изображения Кутузова и Наполеона.

Для этого нужно осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической , нравственной и общечеловеческой.

4. Представление проектов (20 мин) (слайд №7)

1 проект: Роль Кутузова в истории.

2 проект: Образ Кутузова в романе.

3 проект: Роль Наполеона в истории.

4 проект: Образ Наполеона в романе.

5. Физ. минутка. (30 сек.)

Мимическая гимнастика. Покажите, как вы относитесь к Кутузову и Наполеону мимикой (гимнастика для лица). Посмотрим, как изменится ваше отношение к этим личностям в конце урока.

Что же для Л. Н. Толстого важно в оценке выдающейся личности? Для этого нужно осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической, нравственной, общечеловеческой.

6. Самостоятельная работа (в парах) (7мин): заполнить таблицу, используя текст романа. (слайд №8)

2. Сопоставление полярных образов Кутузова и Наполеона через анализ эпизодов.

3. Выявление причины намеренно сниженного изображения Наполеона в романе.

Антитеза — противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов; бывает словесная или стилистическая, образная, композиционная, фактически содержательная; иногда по принципу антитезы может быть построено всё произведение.

Сравнительная характеристика героев литературного произведения так же, как и характеристика индивидуальная, включает описание портрета, черт характера героев, но в данном случае эти черты могут сравниваться по различным основаниям: по степени сходства, отличию.

Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Список литературы

Основная литература:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Русский главнокомандующий перед боем просит благословения у Бога и сил у родной земли. Сцена крестного хода с иконой Смоленской Божьей Матери, символизирующего единение всего русского народа перед лицом грозного врага, сменяется изображением молебна. Кутузов подходит к иконе, опускается на колени, прикладывается к иконе и снова кланяется, дотронувшись рукой до земли…

В отличие от Наполеона, для которого война – путь к славе, Кутузов воспринимает войну как самое страшное в мире зло. В тяжёлый для Родины час он демонстрирует свои лучшие качества: патриотизм, близость к народу, мудрость, терпение, проницательность. Этот народный полководец, думающий о судьбе Отечества, подлинно велик.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Правильный ответ:

Противопоставляя Кутузова и Наполеона, Толстой считает безобразным самодовольно-эгоистическое самолюбование всеобщего кумира; величие Кутузова, по убеждению писателя, — в его простоте, скромности, истинном гуманизме.

Установление соответствия

Одним из средств характеристики образа является высказывание о нём другого персонажа или характеристика, данная автором. Найдите соответствие между высказыванием о Кутузове и тем, кому это высказывание принадлежит.

Кому принадлежит высказывание:

Правильный ответ:

1. Андрей Болконский

Подсказка: Автор противопоставляет величие Кутузова и его заботу о русском народе гордости и амбициям Наполеону.

Разбор задания:

М. И. Кутузов представлен в романе Л. Н. Толстого, как радеющий о народе отец, в то время как Наполеон – гордый властитель, мечтающий о господстве. Эта антитеза подчёркнута отношением персонажей к этим двум историческим личностям. Кутузов понимает солдата, он – олицетворение священной для русского человека войны, в которой он защищает Отечество, то Наполеон – это величина, словно, возведенная на постамент самим собою, откуда вскорости ему предстоит пасть.

Читайте также: