Конспект по развитию речи хаврошечка

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое публикации

ООД по развитию речи в старшей группе

учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного;

продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов) ;

познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.

развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств;

формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;

совершенствовать диалоговую речь

стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

воспитывать любовь к устному народному творчеству;

воспитывать нравственные качества : доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.

Словарная работа : Холсты, наливные яблочки,пуд,прясть, рябая корова, лихо.

Оборудование : Книга, игрушка коровушка, яблоки, картинки к словарной работе, презентация сказки.

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки?

Дети: авторские, народные

Воспитатель: Что значит авторские сказки?

Дети: Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки.

Воспитатель: Что значит народные сказки?

Дети: Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё.

Воспитатель: Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная) ;

есть волшебство, то. (волшебная) ;

есть добро, то… (добрая) ;

есть радость, то… (радостная) ;

есть загадки, то. (загадочная) ;

есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Воспитатель: В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Сена мне побольше дайте. (коровушка)

Воспитатель: Поздоровайтесь с ней. А коровушка, она какая?

Дети: (добрая, большая, домашняя, пёстрая) .

Воспитатель: А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи. Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья. пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес. Прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду. Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках. Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.

Воспитатель: А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

Воспитатель: А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко) . Может кто-то из вас знает, что это значит?

Дети: сочное, созревшее

Дыхательное упражнение

Воспитатель: А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.

Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя,затем вместе с детьми два раза.

Воспитатель: А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась сказка?

Воспитатель: - Кто является главными героями сказки?

ДетиХаврошечка и коровушка

Воспитатель: -У кого жила Хаврошечка?

Дети: У хозяйки, трё х дочерей

Воспитатель: -Как звали дочерей хозяйки?

Дети: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка)

Воспитатель: Почему им дали такие имена?

Воспитатель: Вам понравились эти девочки?

Воспитатель: Какими были эти девочки

Дети: злыми

Воспитатель:А Хаврошечка была какая?

Дети: добрая

Воспитатель:- А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит она была какая?

Дети: работящая .

Воспитатель: А дочери хозяйки?

Дети: ленивые

Воспитатель:- Кто же помогал Хаврошечке в сказке?

Дети: Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.

Воспитатель:- Что она при этом говорила?

Дети: Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.

Физкультминутка.

Воспитатель: Коровушка предлагает нам отдохнуть

Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)

Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му,

Вытянули губки трубочкой)

Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка: посмотрите на меня)

Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)

Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте) .

А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.

Воспитатель: Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.

Воспитатель:- А была ли довольна хозяйка работой девочки?

Воспитатель:- А как она узнала о том,кто помогает Хаврошечке?

Дети: Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали.

Воспитатель:- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке?

Воспитатель:- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули?

Дети: Она говорила : спи глазок, спи другой.

Воспитатель:Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?

Воспитатель:- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки?

Дети: Триглазка всё увидела,

Дети:Хаврошечка забыла усыпить третий глаз

Воспитатель:Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.

Воспитатель:-Что выросло на этом месте?

Дети: На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.

Воспитатель:- Чем закончилась сказка?

Дети: Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила и барин женился на ней.

Дети: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Воспитатель: С какой сказкой мы познакомились сегодня?

Воспитатель:- Чему нас учит эта сказка?

Дети: Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

Воспитатель:А в подарок коровушка хочет угостить вас яблочками. Молодцы ребята.

Расширить и активизировать словарный запас: Сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, затрогал девушек, барин,; в добре поживать, лиха не знать.

I Вводная часть

(дети садятся на стульчики)

В: Дети я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Сена мне побольше дайте.

В: Ребята, а почему вы решили, что это корова?

Д: (ответы по загадке)

В: А что вы еще можете рассказать о корове?

Д: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу : молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается.

Какой это звук?(согл. тв.). Назовите слово, где твердый согласный звук [к], превратился в мягкий [к’].

Д: (ответы детей, н-р, киска, кегля, …)

В: А каком крупном домашнем животном мы сегодня говорили?

II Основная часть

пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг

прясть- скручивание (волокна0 делать нить

ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити

рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета

распеклась на солнышке – пригрелась

наливное (яблоко) – сочное, созревшее

Мы устали, засиделись

Нам размятся захотелось.

( одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки )

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Ноги до конца сгибаем.

Верх и вниз, вверх и вниз,

Приседать на торопись.

И в последний раз присели

А теперь на место сели.

( дети садятся на места )

В: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?

В: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе?

Д: Хаврошечке помогала корова.

В: Как она ей помогала?

Д: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово.

В: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?

Д: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.

В: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?

Д: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.

В: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?

Д: Спи глазок, спи другой.

В: Чем закончилась сказка?

Д: Хаврошечка угостила яблочком барина.

Д: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Д: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая

В: Хаврошечка какая?

Д: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная

-Творческая работа (работа проводится за столом)

В: Ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре)

Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся

III Заключительная часть

В: С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня?

В: С каких слов начинается сказка?

Д: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже..

В: Кто и как помогал Хаврошечке?

Д: Хаврошечке помогала коровушка.

В: Кто и как следил за девушкой?

Д: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

В: Какими словами закончилась сказка?

Д: И стала она в добре поживать, лиха не знать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".

Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР.


Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать в библиотеке.


конспект по художественно-эстетическому развитию для старшего дошкольного возраста.

Конспект по занятию по развитию речи в старшей группе"Хаврошечка"

Развивать интерес детей к русской народной сказке.- Формировать эмоциональное отношение к героям произведения .Воспитывать интерес детей к оформлению книг, к иллюстрациям.литературным произведениям.-В.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка".


Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помо.


Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

Организованная образовательная деятельность

(В обработке А.Н.Толстого)"

старшая группа

Щекланова Надежда Александровна

Дата проведения: 09.12.2019г.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.Формировать умения представлять образ, персонаж.

2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению,

3. Развивать монологическую и диалогическую речь.

4. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства.

5. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.

6. Формировать представления детей о добром, трудолюбивом и злом, ленивом человеке.

7. Помочь детям запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Развивающие задачи:

Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки.

Способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала.

Развивать воссоздающее воображение, слуховую память, умение максимально концентрироваться на происходящем.

Оборудование:

Предварительная работа:

Беседа о русских народных сказках.

Беседа о добре и зле.

Работа над пословицами о труде.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну сказок.

Загадка: Кушать травку на лужок

Будет детям творожок,

Масло и сметанка.

Чтобы детвора росла

Им парного молока

Воспитатель открывает сундучок:

- А вот и наша героиня из сказки. Ребятки, как вы думаете: из какой она сказки? (Ответы детей).

- А у коровушки записочка:

Я пришла из доброй сказки,-

Чудеса ждут впереди.

Чтоб попасть в такую сказку

В колокольчик позвони.

наглядные и игровые методы в сочетании со словесными

Чтение, обсуждение, игра-викторина

Воспитатель:

- Прясть - скручивать волокна, делать нити;

- Ткать – изготавливать из нити;

- Распеклась на солнышке – пригрелась;

- Рябая корова – пестрая, с пятнами другого цвета;

- Наливное яблочко – сочное, созревшее.

Чтение сказки с показом презентации.

Воспитатель :

- Ребята, понравилась ли вам сказка? (Ответы детей).

- А что особенно вам в ней понравилось? (Ответы детей)

Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнем!

Яблоня в моем саду (дети стоят, руки вверх)

Гнется низко на ветру (наклоны вперед),

Наклонилась вправо, влево( наклоны вправо, влево),

Покачаться захотела (покачивания).

Ветки вниз и вверх качнула (руки опущены вниз, затем подняты вверх)

И вперед их протянула, (руки вперед ладошками вверх)

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет ( руки по бокам).

Воспитатель:

- А теперь мы поиграем.

- Как называется сказка? (Хаврошечка).

- Какими словами она начинается? (Есть на свете люди хорошие, есть и похуже).

- К каким людям попала Хаврошечка?(К злым: мачеха и дочери).

- Сколько у мачехи было дочерей? (Три).

- Как их звали? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).

- Какими они были? (Ленивыми).

- А что делала Хаврошечка? (Работала на дочерей мачехи).

- Какой она была?(Трудолюбивая, добрая, умная).

- Кто помогал Хаврошечке?( Коровушка).

- Как коровушка помогала Хаврошечке? (Хаврошечка влезет в одно ухо, в другое вылезет).

- Как называла Хаврошечка свою корову? (Коровушка-матушка).

- Как относилась коровушка к Хаврошечке? (Заботилась о ней, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, любила).

- Как коровушка называла Хаврошечку? (Красная девица).

- Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу, чтоб они поскорее заснули?

- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? (Рассказала Триглазка).

- Что было дальше?

- А что сделала Хаврошечка? (Закопала косточки в землю).

- Что выросло на том месте, где Хаврошечка закопала косточки? (Яблонька).

- Кто проезжал мимо сада и что произошло дальше? (Добрый молодец).

- А почему мачехины дочки не смогли угостить доброго молодца? (Яблоня убрала от них ветки).

- Чем закончилась сказка? (Хаврошечка угостила яблочком доброго молодца).

- Как вы понимаете эти слова? (Больше её никто не ругал, работать не заставлял, а только любили).

Воспитатель:

- Ребята, вы такие молодцы! Хорошо поработали! В заключении я хзчу задать вам один вопрос: Чему нас учит эта сказка? (Ответы детей: быть добрыми, ласковыми, трудолюбивыми). Добро всегда побеждает зло.

Я желаю вам, чтоб вы тоже выросли такими же хорошими, как Хаврошечка.

Закончилась сказка, зазвенел колокольчик и мы с вами из волшебной страны сказок опять отправляемся в нашу группу.

А Хаврошечка с коровушкой дарят вам раскраски. (Раздаю детям раскраски с яблоней).

Длительность: 25 минут

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 378 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.12.2019 4200
  • DOCX 25.7 кбайт
  • 84 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Щекланова Надежда Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Расширить и активизировать словарный запас: Сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, затрогал девушек, барин, в добре поживать, лиха не знать.

Ход занятия:

(дети садятся на стульчики)

В: Дети я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Сена мне побольше дайте.

Д: корова!

В: Ребята, а почему вы решили, что это корова?

Д: (ответы по загадке)

В:А что вы еще можете рассказать о корове?

Д: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается.

Какой это звук?(согл. тв.). Назовите слово, где твердый согласный звук [к], превратился в мягкий [к’].

Д: (ответы детей, н-р, киска, кегля, …)

В: А каком крупном домашнем животном мы сегодня говорили?

Д: корова.

II Основная часть

пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг

прясть- скручивание (волокна делать нить)

ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити

рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета

распеклась на солнышке – пригрелась

наливное (яблоко) – сочное, созревшее

Физминутка

В саду фруктовом яблонька (Дети садятся на корточки)

Посажена была. (Встают)

Она цветами белыми (Руки вверх поднимают, руки в кулаках)

Весною расцвела. (Поочерёдное разгибание пальцев рук)

Гнётся на ветру. (Наклоны поднятыми руками)

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела. (Наклоны туловища в стороны)

Ветки вниз и вверх качнула, (Руки опустить вниз)

И вперёд их протянула. (Вытянуть руки вперёд перед собой)

А как стихнет ветерок (Медленно присесть на корточки)

Наша яблонька заснёт.

В: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?

Д:Хаврошечка

В: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе?

Д:Хаврошечке помогала корова.

В: Как она ей помогала?

Д: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово.

В: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?

Д: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.

В: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?

Д: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.

В: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?

Д: Спи глазок, спи другой.

В: Чем закончилась сказка?

Д: Хаврошечка угостила яблочком барина.

Д: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

В: А сейчас давайте расскажем сказку по модели:

В: …, о чём рассказывается в первом сюжете сказки?

Д: Попала Хаврошечка к злым людям, потому что осталась сиротой. Была Мачеха и три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Злые сёстры только знали, что у ворот сидеть, на улицу глядели, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: слова доброго никогда не слышала.

В:, что было дальше в следующем сюжете сказки?

Д: Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

- Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено и в трубы скатаны.

В:, выполнила Хаврошечка задание, что Мачеха ещё придумала?

Д: Отнесет она холсты к Мачехе. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке –Хаврошечке еще больше работы задаст.

Позвала Мачеха свою дочь Одноглазку узнать, кто помогает сироте, говорит,

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла Матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

- Спи, глазок, спи глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила и в трубы скатала. Так ничего Мачеха не узнала.

В:, что же сделала Мачеха?

Д: Послала Мачеха она вторую дочь —Двуглазку:

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

А Хаврошечка баюкает:

- Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка уснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала.

В:… дальше, что было?

Д: Старуха рассердилась на третий день послала третью дочь — Триглазку, а Хаврошечке ещё больше работы дала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет:

- Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазе забыла.

Два глаза у Триглазки спят, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.

В: Узнала всё Мачеха, что она решила сделать?

Д: Старуха обрадовалась, на другой день, пришла к мужу:

- Режь, рябую корову!

Старик и так и сяк:

- Что ты старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

В. что же было дальше?

Д: Спознала Хаврошечка, что, Мачеха корову зарезать хочет, в поле побежала, обняла коровушку и говорит:

- Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

А коровушка ей отвечает:

- А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку.

В:…, расскажи, что сделала Хаврошечка?

Д: Хаврошечка так сделала, что коровушка ей завещала: мяса её в рот не брала, косточки её зарыла, каждый день в саду поливала.

Выросла яблонька, появились яблочки, наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.

В:…, что же было дальше?

Д: Раз гуляли по саду - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Бросились они к яблоне.

А яблочки-то висели низко, сразу же поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.

В. что же дальше произошло?

Д: Подошла Хаврошечка— веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она яблочками, женился на Хаврошечке сильный человек.

И стала она в добре поживать, лиха не знать.

(После каждого рассказанного эпизода, схема заменяется листом с иллюстрацией данного сюжета).

В: Ребята, вы молодцы, понравилась ли вам сказка? А чему она учит?

Д: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.

В:Мачеха какая?

Д: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая

В: Хаврошечка какая?

Д: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная

В: Ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре)

Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся

IIIЗаключительная часть

В:С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня?

Д: Хаврошечка

В:С каких слов начинается сказка?

Д: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже.

В: Кто и как помогал Хаврошечке?

Д:Хаврошечке помогала коровушка.

В: Кто и как следил за девушкой?

Д: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные области в интеграции: социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая

Воспитательная: Воспитывать любовь к устному народному творчеству Умение вести себя в коллективе сверстников, слышать друг друга. Воспитывать добрые чувства и желание совершать добрые поступки.

Словарная работа: Холсты, ткать, наливные яблочки, рябая корова, лихо.

Планируемый результат занятия: познакомились с содержанием сказки, участвовали в беседе, отвечали на вопросы педагога, активно взаимодействовали со сверстниками и педагогом.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, чтение русских народных сказок. Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам. Работа с родителями.

Материалы и оборудование: Книга, иллюстрации из книги, картинки с изображением: холста, коровы, наливные яблоки; мяч, клубок ниток, сундучок, чудесный мешочек, 3 конверта, мольберт.

Читайте также: