Духовная жизнь обществознание 9 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Тема урока: Духовные основы общества
Автор: Аюпов Умит Нурбекович
Преподаватель истории и обшествознания ,СШ №29 Республика Казахстан
Алматинская область Талгарский район Село Бесагаш
Описание материала: Предлагаемый конспект урока позволит изучить новую тему в 9 классе,
Предназначен: Данный материал предназначен для педагогов обшеобразовательных школ, преподающих предмет историю и обществознание.

Цель: Углубить знание учащихся о духовности человека, о моральных ценностях и о роли духовного развития человека в современном обществе.

Задачи:
Расширить знание учащихся о роли духовности в жизни каждого человека и в обществе целом.
Развивать у учащихся чувство любви к прекрасному, интерес к музыке, литературе и искусству, а так же учить делать выводы и сравнительный анализ, прививать навыки исследования и поиска.
Воспитывать учащихся к обогащению своего духовного мира, всегда и везде культурно и с уважением относится ко всем своим собеседникам, контролировать свой гнев и всегда быть вежливым и тактичным.

Оборудование: Схема, карточки, кластер, таблица.
Тип урока: комбинированный
Методы, приёмы: дискуссионный, иллюстративный, словесный, частично-поисковый.
Межпредметная связь: литература, история, география
Прогноз: учащиеся должны углубить знание о духовности человека и сделав выводы должны стараться обогатить свой духовный мир.

I Организационный момент

III Разностороннее закрепления домашнего задания и подготовка учащихся к активному восприятию нового материала
И так, ребята мы с вами в прошлый урок говорили о гражданском обществе и какую роль играет государство в гражданском обществе, а так же об общественных организациях про которых мы с вами только что говорили для чего и как создаются эти объединение, эти знание конечно пригодятся вам в вашем дальнейшей жизни. Вы конечно поняли свои права и осознали обязанности которых вы должны выполнять в тех или иных общественных объединениях. А сегодня мы будем говорить о духовной культуры человека, какую роль играет духовное развитие каждого человека в развитии современного общества…
IV Новая тема Духовные основы общества
План
1 Заполнить кластер. Духовно – культурный человек.
2 Работа со схемой. Как формируется духовность в каждом человеке.
3 Работа с текстом учебника.
4 Объяснения учителя. Влияния духовности каждого члена общества на развития общества.

1. Как вы понимаете духовно культурный человек? (на доске заполняется кластер)
1) Добрый
2) Миролюбивый
3) Честный
4) Культурный
5) Понимающий
6) Справедливый
7) Начитанный и.т.д.
(это все ответы учеников 9 класса)

2. Через что развивается духовная культура каждого человека

Воспитание и образование
Духовность Традиции и обычаи
Народные мудрости и культуру
Искусство и литературу

3. Работа с учебником.
Задание для учеников прочитать и объяснить -
1) Духовная культура личности
Понятие духовной культуры очень обширно, поэтому его целесообразно рассматривать в плане политического, социального, психологического, научного культурного аспектов. Духовная культура человека проявляется в общении его с другими людьми, это мера достоинства, нравственности, интеллигентности личности. Также элементами духовной культуры мир чувств человека, воспитанность, демократичность, умение строит общение и др…

2) Влияние искусства на духовное совершенствование человека.
Человек считающий себя культурным, постоянно повышает свой уровень, проявляет высокую сознательность в труде, знакомится с достижениями мировой литературы и искусства, в свободное время читает, посещает выставки, музеи, театры, слушает музыку. Пожалуй, нет такого человека, на которого искусство не оказывало бы влияния. Нужно только научиться воспринимать его. Иногда мы даже стараемся быть похожими на персонажи художественных произведений. Отношение к искусству зависит также от общественной среды, т. е. материального и социального положения людей. Настоящее произведение искусства может покорить всех – и сельского труженика, и рабочего, и ученого, и бизнесмена. Искусство – универсальное всенародное достояние, его влияние на развитие общества огромно…

4. Объяснить учащимся как влияет духовная культура каждого человека на развития общества.

V Закрепление нового материала.
Задание ученикам заполнить таблицу за 5 минут
Каждому ученику раздается лист с такой таблицей, для заполнения
1. Что я знал(а) о духовной культуре человека.
2. Что узнал(а) о духовной культуре человека.
3. Что хотел(а) бы узнать о духовной культуре человека

VI Итоги урока и оценки учеников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Тип урока: урок изучения нового материала.

способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса – моральный выбор, свобода, ответственность;

создать условия для осознания того, что человек – существо, призванное творить самого себя.

Задачи урока:

1) показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок;

2) подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием;

1) продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социально-одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

2) помочь осознать, кто может считаться личностью.

1) воспитание мотивов самосовершенствования;

2) дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, компьютер, флеш-карта, карточки с раздаточными материалами.

СОТ, используемые на уроке:

- проблемное обучение и эвристическая беседа;

- анализ визуального и аудио-материала;

- работа с понятиями;

Планируемые результаты:

В результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что свобода – это не вседозволенность, а возможность выбора.

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Формирование готовности к саморазвитию.

Умение планировать свою деятельность.

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Основные понятия:

Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке.

Свобода – уникальное духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельно избирать направление своей жизни, поступков, деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

I . Организационный этап.

II . Проверка домашнего задания.

Что такое долг? (Объективные обязанности, которые связывают человека с другими людьми, обществом)

Какие стороны долга вы знаете? (Долг общественный и долг моральный)

Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности? (Она умеет подсказать, какой сделать выбор, умеет дать внутреннюю оценку выбору человека, его поступку)

Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью? (Моральный долг)

III . Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

О чем будет разговор? Послушаем песню на стихи Юрия Левитанского, выделим главную мысль.

В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль – и вы это знаете – учит: всегда поделись с ближним – лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистическая мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка и, точнее, моральный выбор. Но случаи бывают посложнее.

Так существует ли связь между моральным выбором и ответственностью за совершенный поступок? И что же делает наш выбор нравственным деянием? На эти вопросы нам и предстоит ответить на уроке. Попробуйте самостоятельно определить тему, над которой мы будем работать.

IV . Изучение новой темы.

Находят в учебнике определение понятия, записывают его в тетрадь: Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке, это внутренний выбор человека между моральным и аморальным. (Слайд 5)

В ситуации морального выбора огромное значение приобретает проблема ответственности. Это прежде всего ответственность человека перед самим собой, перед своей совестью, его внутренний выбор. Но, совершая поступок, человек становится ответственным и перед своей семьей, обществом, потомками.

Всегда ли совпадает разумное и нравственное?

Например, мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками. Разве его поступок разумен? Кто выигрывает в данной ситуации?

Этот поступок обладает высшей разумностью, ибо поддерживает в обществе саму идею чести, справедливости, готовности помочь попавшим в беду. Выигрывает не этот мужественный человек, а все общество: сохраняется его нравственный потенциал, основа его единства и целостности. Таковы смысл и цена жертв, которые приносят лучшие люди страны.

Так почему же человек в одном случае поступает аморально, а в другом честно, по-доброму?

Человеку в его действиях дана свобода выбора – между добром и злом, моральным и аморальным.

В чем суть картины?

На чем основан выбор? (на вере, патриотизме, чувстве ответственности)

Кутузов просчитывал, делал выбор на основе моральной оценки, т. е. брал ответственность на себя.

Моральный выбор – это внутренний выбор на основе внутренней среды и действий во внешней среде.

Притча о птичке. Приложение 1.

О чем притча? (О предопределении и свободном выборе)

А на самом деле присущ ли выбор птице?

Нет, выбор присущ только человеку. Именно человек делает свободный выбор, опираясь на моральные ценности.

V . Групповая проектная работа.

Осуществляют взаимопроверку.

Приложение 2.

независимость от чужой воли

строгое соблюдение законов

уважение прав других людей

способность к самоограничению

независимость от общественного мнения

возможность реализовать любое желание

Вывод: свобода – это не вседозволенность, а возможность выбора. Свобода – это ответственность.

Сейчас поработаем в группах. Каждой группе я предлагаю совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом. (Приложение 3)

Итак, как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Также абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения.

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).

Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага. (Слайд 7)

Итак, общие для всех правила и ограничения необходимы, чтобы корректировать, поправлять поведение людей в обществе. Человек находится в сложных взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государством. Он зависит от них, готов выполнять обязанности, нести ответственность.

Поэтому, ответственность – это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что запрещено законом, что наносит ущерб другим людям, он должен отвечать, нести ответственность.

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно? Ведь одно дело знать нормы морали, а другое – действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? Большинство всегда право. Может быть в этом выход?

VI . Закрепление. Рефлексия. Подведение итогов. Оценки за урок.

Очень выразительно определял личность великий немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам.

Способность быть господином самому себе. Что это значит?

Но И.Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твёрдые принципы, а к твёрдым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что все эти прекрасные качества – способность быть господином самому себе, иметь твёрдые принципы – с неба, как говорится, не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причём добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.

Подчеркну близость позиций философа и современной науки. В науке обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 2. Сфера духовной культуры.ppt

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 2. Сфера духовной культуры вопросы кодифи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 2. Сфера духовной культуры вопросы кодифи.

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 2. Сфера духовной культуры вопросы кодификатора Учитель истории и обществознания Ганюшин Михаил Евгеньевич МБОУ Ичалковская СОШ Перевозский район Нижегородская область

- Сфера духовной культуры и ее особенности - Наука в жизни современного общес.

- Сфера духовной культуры и ее особенности - Наука в жизни современного общества - Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации - Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести - Мораль - Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок

Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле – всё, что.

Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.

Сфера духовной культуры и ее особенности

Сфера духовной культуры и ее особенности

Сфера духовной культуры и ее особенности произведения искусства; различные ид.

Сфера духовной культуры и ее особенности произведения искусства; различные идеологии; научные знания; ценности; нормы поведения. техника; производственный опыт; материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека.

Сфера духовной культуры и ее особенности Создаётся привилегирован- ной частью.

Сфера духовной культуры и ее особенности Создаётся привилегирован- ной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни. Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Сфера духовной культуры и ее особенности Искусство – это сфера духовно-практи.

Сфера духовной культуры и ее особенности Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.

Сфера духовной культуры и ее особенности Задание А1 (д.в. 2011г). Что отличае.

Сфера духовной культуры и ее особенности Задание А1 (д.в. 2011г). Что отличает искусство от других форм культуры? стремление получить истинное знание использование художественных образов опора на представления о добре и зле отражение окружающего мира

Наука в жизни современного общества Наука – особый вид познавательной деятель.

Наука в жизни современного общества Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных. Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.

Наука в жизни современного общества Задание А2 (д.в. 2010г). Что отличает нау.

Наука в жизни современного общества Задание А2 (д.в. 2010г). Что отличает науку от других форм культуры? стремление получить истинное знание использование художественных образов опора на представления о добре и зле отражение окружающего мира

Наука в жизни современного обществ Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующи.

Наука в жизни современного обществ Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно. Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Функции образования (справка)

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Основные принципы образовательной политики в РФ: 1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) общедоступность образования; 4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; 5) светский характер образования в государственных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании; 7) демократический, государственно- общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений. Ст. 43 Конституции РФ о праве на образование (справка)

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации - начальное (1-4 кл.); основное (5-9 кл.); среднее (полное) 10-11 кл.). начальное; среднее; высшее. + система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.)

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание А4 (д.в. 2012г). Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта? начальное профессиональное образование основное общее образование полное (среднее) общее образование среднее профессиональное образование

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание В1 (д.в. 2012г). Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Определите, какие положения текста 1) отражают факты2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. А Б В

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия – это: вера в сверхъестественное (в Бога); совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Функции религии в жизни общества (справка)

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Буддизм Христианство Ислам Монотеисти- ческие Политеисти-ческие Тотемизм Анимизм Фетишизм магия Иудаизм Синтоизм Даосизм Индуизм Признаки мировых религий (справка)

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Признаки религиозной организации: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические. Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию. Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка)

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Задание А5 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о религии? А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь. Б. Религия устанавливает определённые правила поведения. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Мораль Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, со.

Мораль Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Специфика норм морали: мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни; всеобщий характер; действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.

Мораль Основные категории морали Основные категории морали (справка)

Мораль Основные категории морали Основные категории морали (справка)

Мораль Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения ли.

Мораль Задание С1 (д.в. 2011г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание.

Мораль Задание С1 (д.в. 2011г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2). Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения……. Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три характеристики.

Мораль Могут быть приведены следующие характеристики: неписаные законы (им по.

Мораль Могут быть приведены следующие характеристики: неписаные законы (им подчиняются все, как должному); стихийный характер формирования; мера требований общества к людям; мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения. Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Мировоззрение, утверждающее ценность.

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом. Нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гражданственность – понятие, связанно.

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Источники Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник дл.

Выбранный для просмотра документ Основные категории морали.doc

Основные категории морали

Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее бескорыстное и искренне стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животным. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью.

Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо сторон (то есть противоречит правилам морали).

Долг – внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство индивида перед другими людьми.

С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что твердые взгляды человека на мир, на свое место в мире, побуждающие его к определенным поступкам, не могут возникать путем навязывания или принуждения, а формируются под влиянием умственной деятельности и напряженной работы души.

Тип урока – комбинированный.

Х о д у р о к а

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

1. Право человека на духовную свободу.

2. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком?

3. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.

Урок необходимо начать с вопросов.

Прочитав тему урока, ответьте:

Что мы сегодня узнаем на уроке?

Чему мы будем учиться?

Как вы понимаете, что такое духовная жизнь?

1. Под духовной жизнью общества понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме, противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.


• Почему духовный мир личности относится к сфере частной жизни?

• Что вы отнесете к своему духовному миру?

• Попытайтесь объяснить смысл понятий, которые относятся к духовной жизни.

З а д а н и е. Прочитать статью 19 Всеобщей декларации прав человека:

Объясните, что вы понимаете под свободой убеждений.

Смысл права на свободу убеждений состоит в том, что государство или иное лицо не навязывают человеку какого-либо одного взгляда на мир, на место человека в мире и не принуждают действовать в соответствии с этим взглядом.

Но право не безгранично, оно предполагает предел и ответственность.


З а д а н и е. Приведите примеры ограничения свобод.

2. Изучение второго вопроса лучше организовать в форме диспута или дискуссии, опираясь на текст учебника, где приводится выдержка из письма, которое необходимо обсудить.

Согласны ли вы с мнением автора?

Опровергните или поддержите его точку зрения.

Напишите ему ответ.

• Что значит быть духовно богатым?

• Что это означает для вас?

3. Третий вопрос плана лучше рассмотреть, обыгрывая различные сценки межличностного общения, где будет показана совокупность человеческих достоинств с одной стороны и полная их противоположность – с другой.

• На уроке ученик, не поднимая руки, выкрикивает с места.

• Скажите друг другу комплименты.

• Скажи комплимент себе сам.

В чем заключается смысл этой сценки?

(Люди должны быть приветливы, чутки и внимательны, требовательны и милосердны к себе и другим.)

IV. Закрепление.

1. В чем смысл и значимость права на свободу убеждений, мысли, слова и совести?

2. Что значит быть духовно богатым человеком?

3. Почему человеку необходимо право на духовную свободу?

4. Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для занятий по истории России. Урок разработан с учетом требований ФГОС.

Конспект урока по истории России в 9 классе

Тема урока : Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по теме; вызвать устойчивый интерес, мотивировать к учебной деятельности.

2.Вступительное слово учителя (2 мин):

2.1.Слово учителя (1 мин):

Что на ваш взгляд включает в себя изучаемая тема, и как вы понимаете ее смысловое содержание? Ответ на вопрос выразим кластером.

2.2.Составление кластера (1мин):

Предполагаемый кластер: литература, кинематограф, музыка, изобразительное искусство, живопись, архитектура, скульптура, театр, средства массовой информации.

2.3.Мозговой штурм (5 мин.):

2.4.Слово учителя (3 мин):

Что характеризует духовную жизнь (самое главное

до 90-х годов ХХ века

90-е годы ХХ века

При группировке по сходству возможны затруднения, которые необходимо вывести в целеполагание.

3.1.Слово учителя

Охарактеризуйте отличие состояния культуры нашей страны до 90-х годов и в 90-е годы, покажите взаимосвязь состояния культуры и социально – экономических процессов, происходящих в ней в 90-е годы, анализируя эпиграф к уроку.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…

ответы: При ответе ученики затрудняются, дают неполный ответ, отсюда выходим на целеполагание.

4.Целеполагание (2 мин):

4.1.Какие проблемы вы определите для рассмотрения на уроке?

Предполагаемые ответы:

Какие факторы повлияли на развитие культуры в 90-е г.?

Какие особенности в развитии культуры 90-х гг. можно выделить?

Что принципиально новое появилось в культуре и как это повлияло на общественную жизнь?

4.Стала ли культура свободной идеологически?

4.2.Слово учителя(1 мин):

Вопрос урока: Какие факторы произошли в духовной жизни после распада СССР?

На протяжении всего урока осуществляем записи в тетрадь, заполняя таблицу.

Цель: получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

1.Презентация к уроку по теме «Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века (5 мин):

2.1. Работа в группах
Исторические условия развития культуры.

Средства массовой информации.

Традиционные религии в современной России.

Работа с словарем.

Изученный материал, обсуждается в группе, выясняется все, что непонятно с помощью одноклассника, с которым вопрос изучали, с помощью учителя; готовится проблемный вопрос для организации дискуссии.

Какова реакция культуры на противоречия времени?

В чем на ваш взгляд заключается развитие новых тенденций в литературе, кинематографе, музыке, театре, изобразительном искусстве?

В чем особенности и реальности в развитии средств массовой информации?

Что принципиально нового появилось в традиционных религиях современной России и почему?

Одновременно выполняется индивидуальное задание:

Ученики работают с электронным словарем, в сети Интернет ищут значение понятий:

идеология, плюрализм, концептуализм, ностальгия, постмодернизм, публицистик

2.3.Дискуссия (10 мин):

Вопросы для обсуждения предлагаются, те, которые составили в группах.

1. Какова реакция культуры на противоречия времени? Докажите свою точку зрения.

ответ: Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения; снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. Реакция наступила уже в конце 80-х годов.

2. В чем на ваш взгляд заключается развитие новых тенденций в литературе, кинематографе, музыке, театре, изобразительном искусстве? Почему эти тенденции вы считаете новыми?

ответ: Многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм) Однако, искусство авангарда обращено к элите, узкому кругу знатоков и ценителей. Признание в России и за рубежом получили в 90-е годы произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе. Возросло многообразие форм творчества. Особенности духовной жизни страны во многом определялись динамикой социальных и культурных перемен, происходящих в российском обществе.

В чем особенности и реальности в развитии средств массовой информации?

ответ: Радикальные изменения произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали одной из самых заметных примет нового времени. Отечественные радиостанции вышли на международные диапазоны,. Реальности информационного общества воплотились в России в развитии современных средств массовой информации.

Что принципиально нового появилось в традиционных религиях современной России и почему?

ответ: Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80-90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием. Началось возрождение традиционных для России религий – православия, ислама, буддизма.

2.5.Работа с документом (6 мин):

Учитель:Мы говорим о духовной жизни новой России. Какие ценности должны лежать в основе возрождающейся России.

1.Какие ценности должны лежать в основе возрождения России?

Предполагаемый ответ: подчеркивают, что любовь к Отечеству, свобода и нравственный долг перед обществом, творческий труд, все общечеловеческие ценности, духовные и нравственные традиции многонационального народа Российской Федерации должны стать основой ее возрождения…

Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Вопросы для составления коллективного проекта (вопросы сформулированы учащимися на этапе целеполагания)

1.Какие факторы повлияли на развитие культуры в 90-е гг.?

2.Какие особенности в развитии культуры 90-х гг. можно выделить?

3.Что принципиально новое появилось в культуре и как это повлияло на общественную жизнь?

4.Стала ли культура свободной от идеологии?

1.2.Экспресс-опрос учащихся по изученному материалу (6 мин):

Какие изменения произошли в культуре после распада СССР. т.д.

1.3.Домашнее задание (1 мин):

Проанализируйтена выбор одно из произведений литературы или искусства

Вопрос: Чем оно интересно лично вам?

Составить электронную презентацию по теме.

Учитель (1 мин.): Сегодня мы изучали сложный переходный период становления духовности общества при переходе от тоталитарного режима к демократическому. Но даже при демократии степень управляемости общественными делами во многом зависит от действенности таких регуляторов, как культура, традиции, нормы морали, идеология, зрелость сознания, научность и целостность мышления и т.п. Накануне XXI в. - эта общесоциологическая тенденция выступает как главная определяющая, расширение которой способно в будущем обеспечить устойчивое развитие государства. Расширение рамок этой тенденции связано с возрастанием роли человеческого фактора в решении всех проблем мирового сообщества, ростом творческих возможностей каждой личности, возрастанием ее ответственности за все происходящее в мире.

Подведение итогов занятия (2 мин):

В завершение урока учитель оценивает с комментарием работу учеников на уроке, отмечает удачные выступления, коллективные проекты.

Читайте также: