Конспект по новой истории 7 класс причины религиозной революции

Обновлено: 04.07.2024

    • Обмирщение сознания людей под влиянием идей гуманистов.

• Нежелание католической церкви идти в ногу со временем (строгое соблюдение обрядов, культы святых мощей).

• Конфликт со светскими властями (постоянные споры о земельных владениях).

    • Реформация зародилась в Германии.

• Первым бросил вызов католической церкви монах М. Лютер (1483–1546 гг), профессор богословия Виттенбергского университета.

• Противостояние началось в 1517 году. За свои учения Лютер был отлучен от церкви и вызван на императорский суд. На суде он не отказался от своих убеждений и был вынужден скрываться в Саксонии.

    • Человек может спастись только верой

• Вера обретается через милость Бога и не зависит от заслуг человека

    • Растолковывать верующим библию

• Священника должна выбирать община

• Отказ церкви от дорогих и длительных обрядов, и подчиниться светским властям

    • В центральной части и на юге Германии, начались народные волнения, переросшие в крестьянскую войну. С1524 по 1525 год, крестьяне боролись не только с церковной, но и светской властью. Их борьба закончилась поражением.

• Война протестантских князей против Императора и католической церкви продолжалась до 1555 г.

    • Теория божественного предопределения: достичь спасения удостоены лишь немногие

• из церковного обихода удалили украшения, символы, церемонии

Разрушаю мечты. С гарантией Искусственный Интеллект (200752) думаешь у меня все учебники истории под рукой? И я наизусть помню что написано в 11 параграфе каждого из них?

ангелина ты читер ты отсюда взяла

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ!

ВладимирГригорьев середнячок

Причины религиозной революции обмирщение сознания (жажда познания, активная деятельность); образ жизни Папы Римского и кардиналов не соответствовал служителям Бога (роскошь, пиры, охота); невежество и безграмотность в среде духовенства; дух наживы и предпринимательства католической церкви Продажа индульгенцией в начале XVI века. (Гравюра Иорга Брея Старшего) (индульгенции, покупка высших духовных должностей, вымогательство папских чиновников); вмешательство духовных лиц в дела светской власти).

Причины религиозной революции.

Реформацию часто называют религиозной революцией. Революции бывают в разных сферах жизни: в общественных отношениях, в технике, культуре, науке, сфере сознания. Вы уже знаете о революции цен в Европе, явившейся одним из последствий Великих географических открытий. Это была революция в области хозяйственной жизни. Реформация стала революцией в сфере сознания. Рассмотрим её причины.

В XVI в. католическая церковь переживала кризис. Под влиянием идей гуманистов, признающих в человеке единство телесного и духовного начал, шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире — его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.


  • Объясните замысел автора карикатуры. Какие детали изображения помогли вам сделать вывод?

Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры — это уже не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Католической церкви всё труднее становилось сохранить своё монопольное влияние на души и умы верующих. Невежество и безграмотность в среде духовенства, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и свершалось на деле, вызвали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела (они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне — на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Недоверие к церкви усиливалось невежеством и безнравственностью части священнослужителей, разочаровывал и сам папа римский.

Увидеть папу римского, получить его благословение — не было большего желания у верующего человека. Десятки, сотни тысяч людей из всех европейских стран и из всех слоёв общества отправлялись в далёкую Италию, в Рим, чтобы исполнить свою мечту. Но зачастую это путешествие верующих разочаровывало.

Останавливаясь на ночлег в крестьянских домах или придорожных гостиницах, паломники с огорчением и возмущением рассказывали о той роскоши, в которой живут папа и кардиналы, об их жадности, об их образе жизни, никак не соответствовавшем служителям Бога.

И вправду, было чем возмущаться! Любимым развлечением многих священнослужителей были пиры и охота. Очень любил охотиться и папа Лев X. Когда он сидел на коне в охотничьей одежде, кто мог подумать, что это духовный, а не светский владыка.

Приблизившись к папе римскому, все католики в знак почтения должны были целовать папскую туфлю. А тут вместо сафьяновой туфли — облепленный грязью сапог. И целовали, но это вызывало совсем не религиозные чувства.

Дух наживы и предпринимательства коснулся и католической церкви. Её попытки приспособиться к возрастающей роли денежных отношений и увеличить свои огромные богатства привели к росту в ней жажды наживы, а это плохо сочеталось с христианским вероучением.

Все католики, от простого крестьянина до могущественного князя, должны были платить десятую часть своих доходов церкви. Большие суммы денег приносили папской казне назначения на высшие духовные должности — епископов и аббатов. Бесконечная армия папских чиновников занималась бесстыдным вымогательством. Без подкупа папских властей и чиновников нельзя было оформить в папской канцелярии ни одного документа. Без богатых подарков в Рим не ездили — взятки брали не только кардиналы, но и сам папа.

Вы помните об индульгенциях — папских грамотах об отпущении грехов? За деньги церковь давала отпущение не только уже совершённых грехов, но и будущих.


Рис. Торговля индульгенциями

В первом десятилетии XVI в. по приказу папы Юлия II в Ватикане шло строительство не знающего себе равных по величию собора Святого Петра, что требовало огромных денег. Средства добывали продажей индульгенций, принявшей совсем уж бесстыдный характер. Их продавали на каждом углу, особенно активно этим занимались монахи. Всюду, где было скопление народа: на рынках, ярмарках, в церквях, — предлагали они купить индульгенцию, заполнить её на своё имя и обрести спасение души.

Особое возмущение политика католической церкви вызывала в раздробленной Германии, где во главе некоторых земель стояли духовные владыки и не было сильной центральной власти, способной защитить своих подданных, как, например, во Франции.

В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался не на внешнее обрядовое выражение религиозности, а на внутреннее индивидуальное устремление человека к Богу.

Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьянство.

Мартин Лютер.

Борьба за Реформацию началась. Как же произошёл разрыв между Лютером и Римом?

31 октября 1517 г. Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были знаменитые 95 тезисов против индульгенций. Они всколыхнули всю Германию.

Ещё через 3 года, в 1520 г., Лютер в присутствии своих студентов сжёг папское послание об отлучении его от церкви. А ещё через год, в 1521 г., его вызвали на императорский суд в Вормс.

По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, и он проповедовал им своё учение.

Звёздным часом для него стал суд в Вормсе. Люди запрудили улицы и площади средневекового города, солдаты силой расталкивали народ, чтобы проложить Лютеру путь к ратуше, где происходило заседание.


А в это время в немецких землях началось ниспровержение католицизма. По дорогам Германии передвигались бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только папы римского, по и светских князей.

Лютер не мог принять этих призывов. Он резко выступил против своих вчерашних сторонников и призвал князей установить над церковью свою власть.

Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры.

Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Учение Лютера было связано с распадом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом.

Дальнейшее развитие событий показало, что учение Лютера нашло широкий отклик в народе. Некоторые из его последователей призывали к немедленному выступлению против церкви, уничтожению господ и имущественного неравенства.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. В 1524— 1525 гг. в центральных и южных районах Германии вспыхнула Крестьянская война. Крестьяне поджигали дворянские замки и монастыри, отказывались от несения повинностей, грабили господское имущество. Их борьба закончилась поражением.

После разгрома Крестьянской войны началась княжеская, или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей, напуганная Крестьянской войной и считавшая её причиной движение за реформу церкви, сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалась ввергнутой в вооружённое противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

В 1529 г. император Карл V подтвердил решение Вормского рейхстага о запрете лютеранства и запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант. Сторонников Реформации церкви стали называть протестантами. В Германии начались религиозные войны между католиками и протестантами.

Карл V пытался защитить католическую церковь, и не только потому, что сам был ревностным католиком, а потому, что боялся: вслед за борьбой против папы начнётся борьба против светских владык, не станут платить десятину папе — перестанут платить налоги князьям и императору.

Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30—40-е гг. XVI в. Реформация в Германии продолжалась. Карл V, занятый войнами с Францией и Турцией и почти не бывавший в Германии, начал опасаться, что на сторону Реформации перейдёт большинство курфюрстов и императорская корона будет потеряна для католиков Габсбургов. Он поспешил заключить мир с французами, двинулся в Германию и разгромил протестантских князей.

Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь; ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчинённым князю. Пышные церковные обряды отменили, из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешёвой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим.

Князья заставили императора подчиниться своей воле. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.

Проверьте себя

Подумайте

. Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян - к светскому сословию. Всё это измышление и надувательство. ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и меж ду ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию. А если папа или епископ совершают помазание. посвящают в сан, освящают, одеваются не так, как миряне, то всё это возносит только лицемеров и болванов, но никогда не превращает в христианина или духовное лицо.

. И вообще каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности. И хотя мы все в равной степени священники, никто не должен ловчить и выдвигаться по своей воле без нашего согласия и избрания, то есть делать то, на что мы все имеем равные права. Ведь то, что принадлежит общине, никто не может, помимо воли и разрешения общины, присвоить себе. И если случится, что кто-нибудь, избранный на такое служение, будет смещён за какие-то злоупотребления, то он снова станет тем, кем был прежде. Поэтому необходимо, чтобы священник христиан был только должностным лицом. Пока он служит, он возвышается, когда его смещают, он такой же крестьянин, как другие.

Карл V Габсбург

В 1519 г. императором Священной Римской империи был избран король Испании Карл I (внук великих Фердинанда и Изабеллы), он стал императором Карлом V.

О владениях Карла V говорили, что это империя, где никогда не заходит солнце. Император властвовал над Испанией, Нидерландами, немецкими землями, Неаполем и Сицилией, колониями Нового Света.

О Карле V говорили, что это король, у которого нет отечества. Родился он в Нидерландах и прожил там до 17 лет. В юности Карл получил разностороннее образование, знал фламандский, испанский, немецкий, французский и итальянский языки. Карл был неутомим в работе и настойчив в достижении своих целей, умел преодолевать любые препятствия. Но при этом он был скрытен, упрям и недоверчив.

Карл V мечтал объединить все королевства, тесно связанные христианской верой, создать единую мировую католическую державу. Конечно, Реформацию он встретил враждебно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: Личностные – формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала.

Метапредметные – выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности на уроке.

Тип урока – повторение и закрепление изученного материала.

Организационный момент.

Актуализация.

Перечислите военные конфликты в Европе в 16-17 вв.

Поставьте проблемный вопрос на урок.

К чему привели революции и войны 16-17 веков?

Выберите правильный вариант ответа.

А) Габсбурги считали, что должна существовать единая империя, объединяющая Западную Европу.

Б) Франция и Англия выступали за существование в Европе самостоятельных национальных государств.

XVI век стал в Европе периодом Реформации, которая переросла в вооруженное противостояние протестантов и католиков. Во Франции оно охватывает период с 1562 по 1598 год. Их участниками стали католики под предводительством династии Гизов и Гугеноты, лидерами которых были Бурбоны.

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Период с 1559 по 1572 год

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Рис. 1. Религиозные войны 1562 1598.

В 1560 году, после смерти Франциска II, королем Франции стал еще один малолетний король – Карл IX. Регентом при нем стала мать – Екатерина Медичи. Она проводила политику веротерпимости, влияние Гизов стало падать. После Сен-Жерменского эдикта 1562 года образовался католический альянс в следующем составе:

  • Франциск де Гиз.
  • Коннетабль Монморанси.
  • Маршал Сент-Андре.

В 1562 этот триумвират устроил резню протестантов в селении Васси и вынудил королеву отменить эдикт. Лидером гугенотов стал принц Людовик Конде, а центром сопротивления – город Орлеан. В качестве союзников на их стороне выступили протестанты из Германии и королева Англии Елизавета I. Первая война шла около года и завершилась к весне 1563 года Амбуазским миром, который в целом подтвердил Сен-Жерменский эдикт. В ходе боев погибли Сент-Андре и Франциск де Гиз, а два других лидера попали в плен – Конде к католикам, а Монморанси к протестантам.

Вторая война в 1567-1568 завершилась в пользу гугенотов. Казна Франции была пуста, погиб Монморанси. Третья война шла с 1568 по 1570 год и снова завершилась уступками короля Карла IX гугенотам, которым стали помогать голландцы под предводительством Вильгельма Оранского. В этой войне погиб принц Конде и командование гугенотами приняли адмирал Колиньи и граф Монтгомери. Несмотря на пару поражений, они овладели городом Тулуза.

По итогам войны гугеноты получили свободу вероисповедания по всей территории Франции, кроме Парижа, а также взяли под контроль четыре крепости: Коньяк, Монтобан, Ла-Шарите Ла-Рошель.

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Рис. 2. Карта религиозных войн во Франции.

Период с 1572 по 1598 год

В ходе четвертой религиозной войны произошла знаменитая Варфоломеевская ночь – резня католиками гугенотов в Париже и других городах. Число ее жертв исчисляется десятками тысяч. Во время четвертой войны не было заметных полевых сражений. Католики пытались выбить протестантов из Ла-Рошели, но ничего не достигли. Война закончилась эдиктом 1573 года, протестантские обряды разрешено было отправлять в Монтобане, Ниме и Ла-Рошели.

Пятая религиозная война 1574-1576 годов происходила при короле Генрихе III. Она интересна тем, что в ней принимали участие умеренные католики, которые выступали за гражданский мир и политику веротерпимости. Мирный договор 1576 года предоставил протестантам свободу вероисповедания по всей Франции, кроме Парижа.

Следом за ней сразу началась шестая война 1576-1577 годов. В ней перевес был на стороне католиков, которые одержали победы на суше и на море. Мирный договор 1577 года перечеркнул предыдущие уступки.

Седьмая война была также короткой, с 1579 по 1580. Мирный договор подтвердил сложившиеся порядки.

Конфликт 1584-1589 годов вошел в историю, как “Война трех Генрихов”: Генриха де Гиза, Генриха III Валуа и Генриха Бурбона (Наваррского). Первые двое были убиты, династия Валуа прервалась, а Генрих Бурбон занял королевский трон. Он, будучи гугенотом, провел последнюю войну с противниками из лагеря католиков – “Завоевание королевства” в 1589-1593 годах. Новый король был коронован, вопреки традиции, в городе Шартр, а не в Реймсе. В 1598 году Генрих IV Бурбон издал Нантский эдикт о веротерпимости. Это событие и стало финалом религиозных войн во Франции 1562-1598 годов.

Несмотря на победу над католической лигой, Генрих Бурбон сам перешел в католицизм в 1593 году. В 1595-1598 годах он провел относительно успешную войну с Испанией и положил конец иностранной интервенции.

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Рис. 3. Генрих IV 1598.

Что мы узнали?

В курсе истории 7 класса школьникам может быть задан доклад о религиозных войнах во Франции во второй половине XVI века. Тема довольно сложная, из-за количества событий и участников. Кратко о причинах религиозных войн во Франции можно сказать, что таковыми являются противостояние двух религиозных течений (католики и протестанты) и придворных группировок при слабых королях.

Читайте также: