Правописание имен прилагательных конспект

Обновлено: 07.07.2024

План урока:

Суффиксы прилагательных

Трудности в написании этой части имени прилагательного возникают:

  • при наличии в её составе безударной гласной, которая следует за шипящими или ц;
  • при выборе одинарной или двойной буквы н;
  • при разногласии: слышатся два согласных звука ск, а пишется одна буква к.

Разберёмся с каждым из пунктов.

Суффиксы с буквами о, е

Гласные о, е имеются ещё в двух парах суффиксов прилагательных:-оват-,-овит-,-евит-, -еват-: желтоватое платье, домовитый парень, глянцевитая бумага, рыжеватый парик.

Чтобы грамотно воспользоваться правилами, нужно уметь разбирать прилагательное по составу, находить суффикс, ставить ударение.

Н или НН?

Правописание одинарной или двойной буквы н в прилагательном зависит от того, какая часть речи стала основой для его образования.

Пишем -н-:

  1. В словах, основанных от имён существительных, если использовались суффиксы – ан-, –ян-, –ин-:песок – песчаная отмель, трава – травяной чай, лось – лосиная тропа.

Исключениями являются: стеклянный, оловянный, деревянный.

  1. В суффиксах имён прилагательных, если они происходят от глаголов, имеющих несовершенный вид: коптить – копчёная курица, варить – варёный окорок, косить – кошеный газон.

Двенадцать слов-исключений, для которых правило не работает:

-нн- пишем:

В суффиксах прилагательных, которые произошли от глаголов совершенного вида: написать – написанное письмо, разрубить– разрубленное полено, вырастить – выращенные розы.

В суффиксах –ованн-, –еванн- (–ёванн-) прилагательных, образованных от глаголов: асфальтировать – асфальтированная дорога, корчевать – корчёванные пни, организовать – организованное мероприятие.

К исключениям относятся: жёваный, клёваный, кованый.

В этих словах -ёва-,-ова-,несмотря на схожесть с вышеуказанными суффиксами, являются частью корня, а суффиксом будет -н-.Обратите внимание: слова, образованные от тех же самых глаголов приставочным способом, пишут с двумя -нн-:изжёванный лист, проклёванный до дыр, выкованный из металла.

Суффиксы -к- и -ск- в именах прилагательных

Чтобы избежать ошибок в правописании этих слов, вам пригодятся знания о разрядах имён прилагательных. Выбираем суффикс -к- при условиях:

  1. Прилагательное принадлежит к качественному разряду и образует краткую форму:близкий – близок, резкий – резок.

Примечание: при произношении полного прилагательного возникают сомнения, какой суффикс писать: -ск- или -к-: Подобрав краткую форму, вы отчётливо услышите букву к, ваши сомнения пройдут.

Примечание: в словах, имеющих географические или этнические признаки, чаще ставят суффикс –ск-, независимо, на какую букву оканчивается основа. Сравните: немец – немецкий, узбек – узбекский, Нью-Йорк – нью-йоркский, Углич – угличский.

Во всех остальных случаях прописывается суффикс -ск- (или -еск-): друг – дружеский, море – морской, октябрь – октябрьский, водитель – водительский, Вьетнам – вьетнамский, конь – конский.

При произношении прилагательных с суффиксом -ск- можно заметить смягчение некоторых согласных звуков, но на письме мягкий знак ставится перед суффиксом -ск-только в словах:

Правописание сложных прилагательных

Вспомним понятие: сложным называется прилагательное, при образовании которого использовалось несколько слов. Они имеют два и более корня: белозубый, остролистный, трёхсотлетний, северо-западный.

Варианты написания

Сложные прилагательные характеризуются написанием: слитным и через дефис.

Пишите слитно сложное прилагательное, если:

  • его происхождение – сложное существительное, которое пишут слитно. Пример: рукоделие – рукодельный, водопровод – водопроводный, железобетон – железобетонный;
  • оно образовано от словосочетаний, в которых между словами имеется подчинительная связь. Пример: белый камень – белокаменная, левый берег – левобережная, строить самолёты – самолётостроительный;
  • первая часть слова является числительным: пятислойный, трёхуровневый, столетний;
  • слово в раздельном написании не несёт самостоятельного лексического смысла: белобрысый, насекомоядный, хлопчатобумажный.

Пишите прилагательное, используя дефис, если:

Примечание: проверить дефисное написание в этом пункте можно, подставив фразу не только, но и. Например: академия не только военная, но и медицинская. Если высказывание получается логичным, грамотным, передаёт смысл, следовательно, пишется с дефисом;

  • его первая часть оканчивается на сочетание -ико: историко-архивный, химико-фармацевтический.

Примечание: правило соблюдается, если первая основа – слово, заимствованное из других языков. При его русскоязычном происхождении прилагательное пишется слитно: великодержавный, великородный.

Соединительные гласные

Частица не и имя прилагательное

Морфологические особенности слова, используемый контекст определяют, как на письме будет располагаться частица не по отношению к прилагательному: отдельно от него или слитно. В таблицах расписаны правила и приведены образцы их применения.

Примечание: противопоставление, о котором говорится во втором условии правила, должно быть выражено союзом а. При использовании союза но правило не выполняется: Парень неактивный, но весёлый. Картина некрасивая, но яркая.

Объясняется это так: используя союз а, один признак предмета мы отрицаем, а другой утверждаем: озеро не глубокое, а мелкое.

Используя союзно, мы соединяем признаки, которые друг другу не противопоставлены. Получается, у предмета два признака, и ни один из них не отрицается: озеро неглубокое, но холодное.

Правописание кратких форм прилагательных с частицей не подчиняется аналогичным правилам. Но имеется исключительная особенность: семь кратких прилагательных всегда раздельно прописывают с не: не обязан, не способен, не намерен, не согласен, не должен, не готов, не рад.

Гласные в окончаниях прилагательных

Вопросов не возникает, когда звуки находятся в сильной позиции – пишется буква, соответствующая слышимому звуку: молодо й учёный, больша я дорога, дорого му гостю.

В подобных трудных случаях выручает правило:

Мы изучили сложную тему. Перечитайте её самостоятельно. Подберите свои примеры по каждому пункту. Проверьте, насколько усвоили материал с помощью тестов.

Правописание прилагательных состоит в соблюдении следующих основных правил (орфограмм)::

  1. Н и НН в суффиксах (основные случаи),
  2. К и СК в суффиксах,
  3. ев/ив, чив/лив, оват/еват, оньк/еньк в суффиксах,
  4. остальные случаи правописания суффиксов прилагательных, .

1) Н и НН в суффиксах прилагательных

2) СК и К в суффиксах прилагательных

ОБРАТИЕ ВНИМАНИЕ: казаЦКий, немеЦКий, ткаЦКий.

3) Правописание суффиксов ев/ив, чив/лив, оват/еват, оньк/еньк

4) Остальные случаи правописания суффиксов прилагательных

суффиксы прилагательных

Дополнительный наглядный материал


Добавить комментарий Отменить ответ

Русский язык. Конспекты:

Фонетика и орфоэпия

Лексика и фразеология

Морфемика и словообразование

Орфография

Морфология и орфография

Синтаксис

Пунктуация

Речь. Языковые нормы

Найти конспект:

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Средняя школа г.Правдинска

Учитель : Ульянова Ю.В.

Предмет : Русский язык

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (§ 39)

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

Проверка домашнего задания.

1. Повторение теоретического материала.1 — 2 ученика работают у доски.

2. Творческая работа (15 минут).

3. Знакомство с теоретическим материалом .

Тема 1: Правописание суффиксов имен прилагательных (§ 39).

1. Самостоятельная работа с учебником. (работа по слайдам с 1 по 44)

Можно предложить учащимся составить алгоритм написания суф­фиксов имен прилагательных.

2. Первичное закрепление материала.

Задание на конструирование. Образуйте прилага­тельные, употребив суффиксы: упр. 227, 228, 229, 230, 231 (по 5 слов на выбор).

Дополнительное задание. Словообразовательный раз­бор. Разберите 2 слова на выбор (из любого упражнения). Выделите производную и производящую основы, укажите способ словообразо­вания.

Упражнение 232 (I часть). Самостоятельная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните

Тема 2: Правописание Н и ННв суффиксах имен прилагательных (§40). (работа по слайдам с 41 по 49)

I Работа с учебником. Вопросы на первичное восприятие .

От каких частей речи могут быть образованы имена прилага­тельные при помощи суффикса, содержащего н или нн? [От имен существительных или глаголов.]

Вспомните, как пишутся прилагательные, образованные от имен существительных. Материал может быть обобщен в форме таблицы.

ветреный (но безветренный)

2. Первичное закрепление материала .

Упражнение 233. Записать полученные прилагательные, выде­лить суффиксы, объяснить наличие -и- и -нн- в слове. Более слабым учащимся можно предложить составить словообразовательные моде­ли с подробным комментарием: выделить производящую основу, запи­сать словообразующий суффикс, полученное слово. Дать возможность учащимся прокомментировать орфограмму.

|Солома,+ -енн- = соломенный (не на -н, не на -мя, не исключение);

длина + -'н- = Длинный (с основой на -н) и т. д.

Упражнение 234. Дифференцированное задание. Спи­шите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните право­писание суффиксов прилагательных. Задание выполняется по вариантам: I в. — I часть, II в. — II часть.

Дополнительное задание. Сделайте разбор слов по составу. 1 вариант — запечные, шумели, паводок, девичий, журавлиного. 2 вариант — ошейник, деревянный, задремавший, каменное, старинном.

Дополнительное задание . Сделайте морфологический раз­бор слов. бетонные

Дополнительное задание . Выпишите последнее предложение 1-го абзаца, сделайте его синтаксический разбор. Объясните постановку знаков препинания.

IV. Домашнее задание .

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Прилагательное - часть речи, называющая признак предмета. Прилагательное зависит от существительного.

Прилагательные изменяются по числам, родам и падежам для согласования с существительными. Если меняется признак существительного, меняется этот же признак прилагательного.

Прилагательные могут иметь три лексико-грамматических разряда : качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные указывают признак предмета. Это может быть цвет, размер, вкус, температура, качество характера человека и т.п. Качественные прилагательные имеют следующие признаки:

• степени сравнения: добрый – добрее, более добрый (сравнит. степень) – добрейший, самый добрый (превосходная степень).

• полная и краткая формы: добрый – добр.

• формы субъективной оценки (уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные и т.п.): добренький.

Относительные прилагательные называют признак одного предмета через отношение к другому предмету: материалу (серебро – серебряный), месту (город – городской), времени (вечер – вечерний) и т.п. Реже эти прилагательные называют признак предмета по отношению к действию (устать – усталый, спеть – спелый). Как видно из примеров, относительные прилагательные имеют только производную основу, т.к. образуются от существительных или глаголов.

Притяжательные прилагательные называют признак предмета по принадлежности человеку, реже животному. Они имеют только производную основу и образуются от существ. при помощи суффиксов ИН , ОВ, ЕВ, ИЙ (j). Например: мама – мамин; отец – отцов; тесть – тестев; лиса – лисий.

Степени сравнения прилагательных в русском языке – это лексико-грамматические категории прилагательных, которые указывают на способность признака, называемого прилагательным, проявляться в меньшей, большей или наивысшей степени. Степени сравнения присущи только качественным прилагательным.

В русском языке выделяют положительную, сравнительную и превосходную степени прилагательных.

  • Положительная степень – обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками. (Примеры прилагательных положительной степени: сухой, блестящий, тихий, широкий, захватывающий ).
  • Сравнительная степень – обозначает признак, который проявляется в одном предмете сильнее (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью. (Примеры прилагательных сравнительной степени: белее, чище, более глубокий, менее строгий )
  • Превосходная степень – обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него. (Примеры прилагательных превосходной степени: простейший, крепчайший, самый смелый, наименее удобный ).

Образование степеней сравнения прилагательных

Как видно из таблицы, формы степеней сравнения прилагательных бывают синтетическими и аналитическими (составными).

Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.

Сухой, теплая, высокое, угловатые, умный

Простую сравнительную степень образуют прилагательные, обозначающие качественный признак:

1) путем присоединения суффиксов -ее (-ей), -е, -ше ;

2) в некоторых случаях – при помощи префикса по- и суффикса -ше(-е) .

Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к начальной форме служебных слов более и менее .

Суше, теплее, повыше, более угловатый, менее умный

Простая превосходная степень образуется при помощи:

1) суффиксов -айш, -ейш ;

2) префикса наи- и суффиксов -ш, -ок, -ейш .

Составная превосходная степень образуется путем:

1) прибавления к начальной форме прилагательного служебных слов самый, наиболее, наименее ;

2) прибавления местоимения всех к простой форме сравнительной степени.

Теплейший, наивысший, умнейший, наиболее сухой, самый угловатый, выше всех

Суффиксы имен прилагательных

Имена прилагательные пополняют словарный состав русского языка так же активно, как и имена существительные, за счет разнообразных способов морфологического образования: от основ существительных ( добрый, пластмассовый, медвежий ), прилагательных ( красно-коричневый, кисло-сладкий ), глаголов ( ходкий, обманчивый, ворчливый ). Наиболее продуктивным способом образования является суффиксальный. При этом суффиксы, как правило, употребляются в зависимости от частеречной основы. Так, от именных основ прилагательные образуются с помощью суффиксов -енн-, -онн-, -ан-(-ян-), -м-, -ий, -ов-(-ев-), -ий- и др.; от глагольных - -чив-, -нн-, -ем-, -им-, -ист- и др.

Окончания имен прилагательных

Прилагательные характеризуются тем, что они не имеют самостоятельных морфологических признаков рода, числа и падежа. Эти признаки определяются по имени существительному, с которым прилагательное сочетается, т.е. находится в связи согласования. Иными словами, значения рода, числа и падежа у прилагательного выражается синтаксически.

1. У прилагательных пишутся окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой , которое задается от имени существительного: с весел ым (как им ?) характером, о весел ом (как ом ?) характере и т.д.

а) у прилагательных мужского и среднего рода единственного числа окончания -ым (-им) в творительном падеже ( ветром как им ? свеж им , зарубежьем как им ? дальн им ) и окончания -ом (-ем) в предложном падеже ( о ветре как ом ? свеж ем , о зарубежье как ом ? дальн ем );

б) у прилагательных женского рода единственного числа окончания -ую (-юю) в винительном падеже ( дорогу как ую ? ровн ую , зарю как ую ? весенн юю ) и окончания -ою (-ею) в творительном падеже ( дорогою как ою ? ровн ою , зарею как ою ? весенн ею ).

2. В родительном падеже единственного числа прилагательных мужского и среднего рода в окончании -ого ( -его ) пишется по традиции буква г , хотя произносится в , напр.: доброго, хорошего, большого, синего.

3. Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи (заячий, заячья, заячье, заячьи ) во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа мужского рода единственного числа, пишутся с ь: медвежий, медвежьего, медвежьему, медвежьим, о медвежьем; медвежьи, медвежьих, медвежьим, медвежьи, медвежьими, о медвежьих.

Подобные прилагательные образуются от имен существительных с помощью суффикса -j- (йот), поэтому перед окончанием пишется разделительный ь как показатель этого суффикса.

4. Прилагательные загородный, междугородный, пригородный изменяются по твердой разновидности склонения и пишутся с окончаниями

-ый, -ая, -ое, -ь/е ; прилагательные иногородний, бескрайний изменяются по мягкой разновидности склонения и пишутся с окончаниями -ий, -яя, -ее, -ое (формы иногородный и бескрайный - устаревшие). Прилагательное междугородный имеет вариант междугородний .

5. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный , имеют в именительном падеже единственного числа мужского рода краткую форму на -ен : знойный - зноен, спокойный - спокоен, стройный - строен. Исключение : достойный –достоин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: 1). Русский язык: 5класс. В 2ч.: учебник/ ММ.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос.- М: Дрофа,2020.

Цель урока: формирование навыка орфографически верного написания гласных в безударных падежных окончаниях имен прилагательных, способности учащихся к алгоритму действий при написании безударных падежных окончаниях имен прилагательных, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Учитель русского языка и литературы: Селиванова О.Н.

УМК: 1). Русский язык: 5класс. В 2ч.: учебник/ ММ.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос.- М: Дрофа,2020.

Цель урока: формирование навыка орфографически верного написания гласных в безударных падежных окончаниях имен прилагательных, способности учащихся к алгоритму действий при написании безударных падежных окончаниях имен прилагательных, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты:

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Метапредметные:

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать тему урока;

находить и выделять необходимую информацию;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

формирование умения представлять информацию в виде схемы;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

умение определять цель деятельности на уроке;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу, формирование уменя договариваться о правилах общения и поведения.

сформировать навык орфографически верного написания гласных в безударных падежных окончаниях имен прилагательных,

уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным;

закрепить навык применения алгоритма выбора гласной в окончании имени прилагательного;

расширение словарного запаса.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку.

Корректор - работник издательства, редакции, типографии, исправляющий ошибки.

Лирик - человек лирического восприятия мира, тот, у кого эмоциональные переживания преобладают над рассудочным началом.

Лингвист - специалист по лингвистике, изучающий науку о языке, языковед.

Структура урока:

Мотивация к деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Формулирование темы и цели урока.

Построение проекта выхода из затруднения.

Первичное закрепление материала.

Самостоятельная работа в группах и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Информация о домашнем (творческом) задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Мотивационный этап.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – сказали Вы.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Я надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере дружбы и сотрудничества. (Слайд 2).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

- Я сейчас прочту стихотворение, которое поможет вам вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я! (Слайд 3)

- О какой части речи эта загадка?

- Верно. Сегодня мы продолжим говорить об имени прилагательном.

Давайте вспомним, что вы уже знаете об этой части речи. Подумайте, сформулируйте и задайте свои вопросы одноклассникам по изученному материалу.

- Что же такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи)

- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)

- На какие вопросы они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?)

- Как они изменяются? (Имя прилагательное изменяется по родам (только в единственном числе), числам и падежам.)

- Каким членом предложения являются? (В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми.

- Молодцы! Обобщите сведения об имени прилагательном.

III. Формулирование темы и цели урока.

- Теперь нам нужно определить тему нашего урока и его цели, в этом вам поможет следующее задание.

Работа в парах.

Свеж.. воздух, син.. небом, на высоко… дереве, по лесн.. тропинке, близк… другу, солнечн.. зайчика, больш… сугробы (Слайд 5)

- Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь безударная позиция гласного в слове, т.е есть орфограмма.)

- В какой части слов надо вставить пропущенные буквы? (В окончании)

- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами? (Прилагательными)

– Предположите, какой будет тема урока. (Правописание окончаний имён прилагательных.)

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.

- Как вы думаете, с какой целью я предлагаю вам выполнить данное задание?

Цель: научиться правильно писать падежные окончания прилагательных. (Слайд 7)

Проблемный вопрос: (Слайд 8)

Что надо сделать, чтобы правильно написать падежное окончание имени прилагательного?

(Составить алгоритм наших действий для правильного написания безударного окончания имени прилагательного).

V. Построение проекта выхода из затруднения.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ: (Слайд 9)

Определить, к какому существительному относится имя прилагательное.

В предложениях и словосочетаниях прилагательное ведёт себя как репка. За него нужно как следует потянуть… И на свет почти всегда появится существительное, от которого прилагательное зависит.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание имени прилагательного.

V. Первичное закрепление материала.

Работа в парах.

Используя данный алгоритм выполните предложенное задание. (Слайд 10)

- Какую закономерность можно отметить в окончаниях вопроса и прилагательного? (Слайд 11)

- Окончания вопросов и прилагательных в основном сходны.

Вывод: Правила проще нет на свете- что в вопросе-то в ответе! (Слайд 12)

При определении окончаний прилагательных нам нужно обратить внимание на некоторые детали, которые встретились вам при выполнении этого задания.

Окончания вопроса и прилагательного совпадают не всегда. Докажите. (Свежий ветер).

Проблемы могут возникнуть с именительным и винительным падежами мужского рода. Прилагательные в этих падежах отвечают на вопрос какой?

Как видите, окончание может быть не только -ой, но и -ый или -ий. (Слайд 13)

Сравните ваш вывод с правилом в учебнике (стр.141).

Поэтому проверять такие окончания при помощи вопросов не рекомендуется.

Возьмите на заметку! В окончании прилагательных -ого(-его) пишется буква г, а произносится согласный звук в. (Слайд 14)

VI. Физминутка. (Слайд 15)

VII. Самостоятельная работа в группах.

Вспомните правила работы в группах. (Выбрать ответственного, не перебивать, уметь выслушать мнение каждого участника группы, поднять руки при выполнении задания).

Кто такие лингвисты? (Слайд 16)

Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных и обозначьте их. (Слайд 17)

1. Волшебн… песни, в лунн… сиянии, в холодн… воде, из глубок… оврага, в красив.. лесу, серебрист… паутину, горяч.. солнце, на весенн… солнышке.

Расскажите, каким правилом вы пользовались (алгоритм действия при написании падежных окончаний имен прилагательных).

Исправьте ошибки (Слайд 19)

2. Мягкой снегом, холодный ветром, синий платка, удивительной тишиной, в прозрачный воде, в крошечному домике, в дальную дорогу, в зимнее дни.

Расскажите, каким правилом вы пользовались (имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже).

Сочините четверостишие, используя любые данные словосочетания. (Слайд 21)

3. В синем небе, первые почки, солнышко горячее, удивительную картину, голубая речка

(реченька), белые лебеди, лесные птицы, в изумрудных берегах, в вечерней тишине, золотистым лучом.

VIII. Включение в систему знаний.

Работа по учебнику (Стр.141 упр.801)

- Что нового узнали? (узнали правило правописания падежных окончаний прилагательных, составили алгоритм действий при написании окончания имени прилагательного).

- Кто из вас может наизусть рассказать алгоритм действий?

IV. Домашнее задание. Стр. 142 Упр.805 (индивидуальное задание: на основе данного упражнения составить свои творческие задания на правописание падежных окончаний имен прилагательных). (Слайд 22)

Рефлексия деятельности. (Слайд 23)

Закончите фразу:

Заполните Лист достижений _______________________________________(Слайд 24-25)

Читайте также: