Понятие политического абсентеизма конспект

Обновлено: 07.07.2024

Политологический словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Наука-Спектр . Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов . 2008 .

Полезное

Смотреть что такое "АБСЕНТЕИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ" в других словарях:

АБСЕНТЕИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — англ. absenteeism, political; нем. Absentismus, politischer. Уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

АБСЕНТЕИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — англ. absenteeism, political; нем. Absentismus, politischer. Уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д … Толковый словарь по социологии

Абсентеизм политический — уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы … Социологический словарь Socium

Политический абсентеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д. По английски: Political absenteeism См. также: Абсентеизм Голосование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Университет — (от лат. universitas совокупность). В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки (universitas litterarum), независимо от их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Политическое консультирование — (политический консалтинг) одна из сфер применения технологий по связям с общественностью, заключающаяся в оказании профессиональной помощи политикам практикам в решении ими определённых политических задач [1]. Содержание 1 Определения 2 История … Википедия

Россия. История: История России — I Приднепровская Россия IX XII вв. земель , занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Выборы — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Революция 1917 года в России — См. также: Революция 1905 1907 годов в России Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия

Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

Первые сведения о абсентеизм появляются еще в III в до н э В настоящее время значительная часть римских граждан, которые, в отличие от афинян, не получали никакого вознаграждения за участие в политическом процессе, н не могли позволить себе частой и частного участия в собраниенях.

Сегодня во многих странах мира считается нормальным, когда на избирательные участки приходят от трети до половины избирателей, а кое-где голосует чуть 1/10 электората В большинстве либеральных государств счи ажаеться, не идти на выборы - это такое же право свободного человека, как и остальные, которые гарантирует лицу цивилизованное общество В Украине участие в голосовании добровольное, а в мире есть примеры, когда законод авчо установлена ??его обязательность Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральных санкций, в Мексике - до штрафа или лишения свободы, в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок в ид месяца до одного рококу.

Есть два важнейших типа причин абсентеизма:

1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.;

2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране

ОВЛазаренко и ОО Лазоренко считают, что абсентеизм как тип политического поведения личности являются:

1) чертой ее характера, жизненной позицией, проявляющаяся в отсутствии потребности, привычки, желания политического действия;

2) мировоззрением, ориентированным, например, на внутреннее совершенствование

Среди причин абсентеизма отметим низкий уровень политической культуры, инфантильность или осознание собственного политического бессилия, неспособности влиять на принятие политических решений, отчуждение я собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворения, высокий уровень недоверия избирателей политическим институтам и и.

Абсентеизм является отражением стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них видит тщеславное и амбициозная соревнования групповых и эгоистических интересов По мнению МРокара, в современном суспильс стви, в котором влияние религии весьма ослабел, все трагическое и священное связывают с политикой Когда же она не оправдывает их ожиданий, в ней разочаровываются, и как одно из следствий - абсентеизма.

Абсентеизм - это безразличное отношение людей к своим общественно-политических прав характерный проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей (электората) от участия в голосовании

Первые сведения о абсентеизм появляются еще в III в до н э В настоящее время значительная часть римских граждан, которые, в отличие от афинян, не получали никакого вознаграждения за участие в политическом процессе, н не могли позволить себе частой и частного участия в собраниенях.

Сегодня во многих странах мира считается нормальным, когда на избирательные участки приходят от трети до половины избирателей, а кое-где голосует чуть 1/10 электората В большинстве либеральных государств счи ажаеться, не идти на выборы - это такое же право свободного человека, как и остальные, которые гарантирует лицу цивилизованное общество В Украине участие в голосовании добровольное, а в мире есть примеры, когда законод авчо установлена ??его обязательность Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральных санкций, в Мексике - до штрафа или лишения свободы, в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок в ид месяца до одного рококу.

Есть два важнейших типа причин абсентеизма:

1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.;

2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране

ОВЛазаренко и ОО Лазоренко считают, что абсентеизм как тип политического поведения личности являются:




1) чертой ее характера, жизненной позицией, проявляющаяся в отсутствии потребности, привычки, желания политического действия;

2) мировоззрением, ориентированным, например, на внутреннее совершенствование

Среди причин абсентеизма отметим низкий уровень политической культуры, инфантильность или осознание собственного политического бессилия, неспособности влиять на принятие политических решений, отчуждение я собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворения, высокий уровень недоверия избирателей политическим институтам и и.

Абсентеизм является отражением стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них видит тщеславное и амбициозная соревнования групповых и эгоистических интересов По мнению МРокара, в современном суспильс стви, в котором влияние религии весьма ослабел, все трагическое и священное связывают с политикой Когда же она не оправдывает их ожиданий, в ней разочаровываются, и как одно из следствий - абсентеизма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Колесникова Н.Н. ,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №11 им. Г.М.Пясецкого города Орла

Данный урок разработан для старшеклассников и может быть использован в рамках курса обществознания на этапе обсуждения и решения общественных проблем. Основная цель урока - предполагается обсуждение актуальной темы, посвященной активному участию молодежи в политической жизни страны. Занятие спланировано на основе использования интерактивных методов и приемов обучения: анализа источников, работы в группах, элементах ролевой игры.

Целеполагание: после урока учащиеся смогут

- называть преимущества и трудности участия молодежи в избирательных технологиях;

- продолжить развивать умение анализировать источники, аргументировать свою точку зрения; - задуматься о важности участия граждан в политической жизни страны, выразить свое отношение к выборам как к способу выявления воли народа.

Основные понятия: электорат, активное и пассивное право, выборы, абсентеизм.

Ресурсы к занятию:

Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2014.

Конорев А.А. Избирательное право. М.,1999.

Комментарии к Конституции Российской Федерации. Отв. ред. Л. А. Окуньков. М., 2006. Черникин В.В. Защита избирательных прав граждан в РФ. М., 2013.

План занятия:

III . Предоставление новой информации.

IV . Интерактивное упражнение, работа в группах.

V . Технология имитационной игры.

VII . Домашнее задание.

1 этап. Мотивация.

Зачитать учащимся высказывания авторов:

Задать учащимся вопросы:

Чем руководствуются избиратели при выборе своих депутатов? Почему молодежь мало интересуется вопросами политики?

Комментарий учителя:

Незнание законов, собственных прав, в том числе и избирательных, делают жизнь молодежи политически обособленной вследствие отсутствия патриотизма, преследования в общественных сферах деятельности собственных целей. О путях повышения электоральной активности молодежи, как сложном и длительном процессе, наш разговор.

После урока вы сможете:

- определять задачи, стоящие перед избирателями и избираемыми в ходе осуществления избирательных технологий,

- сделать вывод о значении активной роли молодежи в избирательных процессах.

3 этап. Предоставление новой информации.

Одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день современного российского общества является нежелание граждан, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни страны. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов. Это происходит в связи с тремя основными негативными факторами, выявленными социологами в процессе опросов населения: правовой нигилизм, недоверие к власти, негативная социальная адаптация.

Актуальность выбранной темы вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи.

4 этап. Интерактивное упражнение, работа в группах.

Основные педагогические задачи :

Продемонстрировать ученикам с помощью их непосредственного участия активные способы взаимодействия и групповой работы, обеспечить формирование в учебной группе общего опыта коллективного исследования проблем общественного характера.

А) Инструкция участникам о правилах, условиях и целях проведения пресс-конференции, о ее регламенте.

Б) Участие в пресс-конференции, приглашены депутаты различных уровней муниципальной власти

Для преодоления выше заявленных негативных факторов молодежного электората следует сделать следующее: выявить универсальные ценности, которые будут присущи молодому поколению, изложить данные ценности доступным для молодого поколения способом, создать коммуникации, через которые наладить связь между молодежью и органами власти.

6 этап. Рефлексия.

С помощью пунсонов различного цвета каждому участнику мероприятия обозначить свое отношение к проблеме электоральной активности в нашей стране

Зеленый цвет – буду участвовать

Желтый цвет – пока не знаю

Красный цвет - не буду участвовать

7 этап. Домашнее задание.

Приложение №1.

Прочитайте текст и выполните следующие задания:

1.Опираясь на текст, укажите основные условия влияния на молодежную политику в сфере избирательного права.

2.Используя знания обществоведческого курса и собственный жизненный опыт, приведите три примера у словий, влияющих на электоральную активность молодежи.

К основным условиям, влияющим на электоральную активность граждан в нашей стране, относятся:

1. Внешние (зависящие от внешних факторов развития и существования общества и государства, к ним относятся политическая, экономическая и социальная обстановка в стране);

2.Внутренние (не зависящие, к ним относится возрастной критерий).

Правовая культура - это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Сегодняшнее состояние правовой культуры российского общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата.

Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

Политическая культура, как и любая другая, характеризует уровень интеллектуального эмоционального развития человека и общества в области политических отношений, она производна от качества и глубины усвоения политических знаний и имеет своим результатом деятельность по преобразованию общественных отношений.

К экономическим условиям относится: низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т. п.

Право избирать и быть избранным существует только у молодых людей, достигших 18 лет. В этом возрасте молодежь более оптимистично настроена, легко поддается каким-либо переменам в государстве и влиянию со стороны рекламы предвыборных кампаний кандидатов, зачастую голосуя не умом, а эмоциями или по примеру родителей. К тридцати годам молодежь создает свой жизненный опыт, у нее формируется своя жизненная позиция, она точно знает, чего ждать от жизни, делая в соответствии с этим свой выбор. Таким образом, существует прямая зависимость от того, насколько обдуманно сделан выбор, от возраста молодого человека.

В целом, молодежь проявляет достаточно средний уровень политической активности. Всего лишь 12,7% молодежи не интересуются политикой, а 67,3% хотя бы иногда проявляют интерес к новостям политического характера, 20% постоянно следят за политическими событиями по данным социологических опросов в стране за последний год.

Приложение № 2.

Прочитайте текст и выполните следующее задание:

1.Какой из форм повышения избирательной активности современная молодежь отдает предпочтение, на ваш взгляд? Обоснуйте свой ответ.

2. Как вы считаете, почему в нашей стране молодежные программы были скорректированы под цели и задачи государственной политики с приданием им статуса президентской программы?

Выделяются две формы привлечения молодежи к участию в выборах: устная и письменная. Письменная форма выражается с помощью таких методов, как изучение всевозможной литературы, работа в библиотеках, чтение популярной политической литературы, т.е. работа с письменными либо электронными источниками. Выражение устной формы - это то, что мы воспринимаем через органы слуха и зрения, когда смотрим телевизор, слушаем радио, участвуем во всевозможных обсуждениях и т. д.

Основными инструментами привлечения молодежи к участию в выборах являются:

1. Семья. Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Существует большая вероятность того, что если родители участвуют в выборах и проявляют активную гражданскую позицию, то и дети тоже будут участвовать в выборах.

2. Школа и высшие учебные заведения. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень политической грамотности и активности. Возможным является создание дискуссионных клубов, общественных объединений для развития политической и правовой культуры.

3. Волонтерские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различных общественных проектах.

4. СМИ. Значительная часть информации о выборах молодое поколение получает через СМИ, поэтому необходимо обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан и т.д.

5. Партии и общественные движения. Наибольшее внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.

Принципиальное изменение отношения молодежи к политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в нашей стране. А это возможно лишь тогда, когда государство реально, а не формально сделает приоритетной молодежную политику, доступным станет получение образования, открытие своего дела, реализация приобретенных профессиональных навыков за достойную плату, создание семьи, приобретение жилья, медицинское обеспечение и т.д. Это означает, что необходима очень серьезная коррекция государственной молодежной политики в целом. Доверие, как известно, является фундаментальным фактором политического поведения. Это относится и к межличностному доверию, и к доверию политическим институтам. Социологические современные исследования показали, что 54 % молодых избирателей никому не доверяют или же доверяют только отдельным близким людям. Регулярное невыполнение политиками своих обещаний, политические скандалы, связанные с коррупцией, политической нечистоплотностью, нечестностью и непорядочностью перестали быть сенсациями и вплелись в естественную ткань обыденной коммуникации, резко противопоставившей власть обществу, власть молодежи. Поэтому в молодежной среде доминируют установки, что "политика - это грязное дело" (выразили согласие 65% респондентов), "главное в нашей жизни - это друзья" (62%), "сегодня главное в жизни - это деньги" (54%). В целом на нормативном уровне молодежь понимает, что выборы - это необходимый механизм законной смены власти (20%), выборы помогают отстоять интересы народа (10%), что выборы - это способ возможного влияния на политический курс, проводимый правительством (9%). Однако некоторые придерживаются другого мнения о том, что выборы в стране не решают злободневных проблем и ничего не меняют в жизни простых людей, выборы - это способ обмануть избирателей. Вместе с тем следует обратить внимание и на другой, особый аспект этой проблемы. Анализ результатов исследований показал, что у большинства молодежи отсутствует четкое понимание (знание) структур и функций институтов исполнительной, законодательной и судебной власти, механизмов взаимодействия ветвей власти, социальных (гражданского общества) и политических институтов.

Задача состоит в том, чтобы разработкой и реализацией действенной системы мер (правовых, экономических, организационных) успеть переломить реальными делами политико-психологическое противостояние власти подавляющей части молодежного электората. Таким образом, низкий уровень электоральной активности молодежи является вполне закономерным результатом двух процессов. Первый - отстранение государства от молодежи и от решения ее проблем. Второй - использование молодежи в электоральном процессе более сильными социальными группами как средства достижения своих групповых целей. В результате молодежь чувствует себя обманутой, и повторять свой опыт политической участия особого желания не испытывает.

Приложение №3.

Факторы повышения электоральной активности .

Прочитайте текст и выполните следующее задание:

1.Назовите любые три фактора повышения активности электората, проиллюстрируйте каждый из приведенных факторов примерами.

2.Сформулируйте ваши предложения по корректированию государственной политики в отношении молодежи и ее участия в политической жизни страны.

В основной своей массе молодежь оказалась представленной самой себе, что, естественно, сказалось на характере ее общей и политической социализации, формировании гражданских качеств, политического поведения, в том числе и электорального. За годы реформ в молодежной среде сложилась особая негативно-психологическая атмосфера, своя система ценностных ориентации. Переломить сложившееся политико-психологическое отчуждение молодежи возможно лишь реальными проектами политических и социальных институтов, созданием для нее правовых, экономических и организационных условий и гарантий, обеспечивающих ей субъектное отношение к проводимым в стране реформам.

Во-первых: приоритетность государственной молодежной политики. Это принцип долгосрочного инвестирования в молодежную политику в целом и в первую очередь в ее социальную составляющую. Это означает, что государство в полной мере должно выполнять свои регулятивные и социальные функции по отношению к молодежи как социальной группе, которая в ближайшей перспективе объективно должна стать главной социальной опорой становящейся демократической политической системы страны. Повышение электоральной активности молодежи, как показывают результаты проведенного исследования, во многом будут зависеть от того, насколько быстро государство сумеет преодолеть сложившееся в молодежной среде отчуждение от властных и социальных институтов, сумеет создать реальные условия для активного, субъектного включения молодежи в созидательный процесс реформирования во всех сферах общественной жизни страны. Но долгосрочное инвестирование в молодежную политику - это не только финансовые вливания в нее. Это и формирование идеалов, ее нравственных принципов и установок, на базе которых происходит становление ее гражданских качеств, проявляется сущность ее отношения к политике, формам политического участия. Принцип долгосрочности инвестирования в молодежную политику предполагает, что получение желаемого результата в этой сфере, как показывает мировая практика, можно ожидать в границах жизни одного поколения.

Во- вторых: необходимость учета последствий процесса социального расслоения в молодежной среде при формировании государственной молодежной политики. Это означает, что через систему государственного регулирования необходимо создавать более или менее равные стартовые возможности для представителей различных групп российской молодежи. При этом важно учитывать и региональные аспекты этой проблемы. На электоральную активность российской молодежи уже сейчас серьезно влияет процесс социального расслоения. Доступность получения образования, высокооплачиваемой работы, возможность создания семьи, приобретения жилья, получения социально значимых благ для основной массы молодежи становятся сложными и взаимно обуславливающими проблемами. Но проблема в том, что государству необходимо привлечь внимание общества к молодежи, найти пути и способы включения самой молодежи в решение собственных проблем, помочь молодежи мобилизовать социальные и финансовые ресурсы для их решения. Включение молодежи в решение собственных проблем - это стратегический путь политической социализации молодежи, поскольку только на этом пути она осознает необходимость своих представителей в органах власти и свое влияние на политику. Особую роль здесь должны играть средства массовой информации, предоставляя молодежи каналы для выражения своих интересов и прививая культурные формы этого выражения.

Приложение №4.

Глоссарий юридических терминов по избирательному праву

Агитационные материалы

печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

Бюллетень избирательный

установленной формы документ, выдаваемый избирателю для участия в голосовании на выборах и лично им заполняемый, на основании которого устанавливается волеизъявление избирателя.

Выборы в Российской Федерации

избрание гражданами Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц; важнейший институт организации и функционирования публичной власти в российском обществе; форма прямой демократии, предусмотренная Конституцией Российской Федерации и обеспечивающая непосредственное участие граждан в формировании органов государственной и муниципальной власти.

Депутат

лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избиратель

гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Избирательная кампания

период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.

Мажоритарная избирательная система

избирательная система, предусматривающая распределение мандатов среди кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей в соответствующем избирательном округе.

Наблюдатель

лицо, назначенное при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением.

Пропорциональная избирательная система

Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

предусмотренная УК РФ ответственность за совершение преступлений, нарушающих избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме.

Ценз избирательный

установленные законами ограничения избирательных прав граждан. Ограничения могут устанавливаться как для активного избирательного права, так и для пассивного

Электорат

совокупность избирателей, подобранных по определенному критерию. Например, электорат определенной партии, т.е. совокупность избирателей, голосующих за данную партию. См. Избирательный корпус.

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлечённость членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Политическое участие

Осуществляется через избранных представителей

Воздействие гражданина на власть без посредников

Формы политического участия

  • Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы
  • Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений
  • Прямые действия граждан (участие в собраниях, демонстрациях, шествиях, митингах, пикетированиях и т. д.)
  • Обращения и письма, различные проекты и предложения к власти, встречи с политическими деятелями
  • Участие в выборах, референдумах (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для них вопросу
  • Деятельность политических лидеров

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:

  • Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур
  • Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики

Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

Человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом

Человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности

Человек делает политическую деятельность своей профессией

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Критерии политического развития личности

  • Наличие системы политических ценностей, норм.
  • Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.
  • Степень активности участия в политической жизни.
  • Стабильность политических мотивов.
  • Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.
  • Умение включить других в политическую деятельность.
  • Общий уровень политической культуры (знания о политической системе общества и её разновидностях; критерии, при помощи которых личность вырабатывает оценку политическим событиям; эмоциональное отношение человека к ним; действия, которые совершает индивид как участник политической жизни).
  • Уважение к другим взглядам и позициям

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическое безразличие и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.

Абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Причины абсентеизма

  • Падение уровня жизни, коррупция властей, злоупотребления чиновничества → утрата доверия граждан к претендентам на власть и политическим партиям.
  • Неспособность граждан повлиять на власть; удовлетворённость своим стабильным и благополучным положением; стремление решать личные вопросы → полное равнодушие граждан к политической жизни.
  • Неумение граждан делать компетентный выбор → неудовлетворённость в правильности выбора

Таким образом, можно выделить следующие типы политической деятельности.

Основные типы политической деятельности

  • Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. д.
  • Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы
  • Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы

Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит своё отражение в следующих функциях.

Функции политического участия

  • Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений.
  • Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависит от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Читайте также: