Конспект по краеведению в подготовительной группе тульский край
Обновлено: 02.07.2024
Оценить 2270 0
Цель: Закрепить знания детей о родном крае, народных промыслах Тульской области.
-Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.
-Воспитывать чувство гордости за наш народ, богатый обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души.
-Развивать творчество, фантазию, чувство цвета
-Закреплять умения эмоционально и выразительно читать стихи.
Образовательная:
-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;
Развивающая:
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края;
-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.
Воспитательная:
-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
через виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации на протяжении всего занимательного дела.
Материал и оборудование:
Рисунки филимоновские игрушки.
-Бумага для рисования, краски и т.д.
-Разучивание стихотворений о родном городе, крае.
Воспитатель
Здравствуйте, дорогие друзья! — Здравствуйте, дорогие гости!
-Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.
-Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу…?
-Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…
-Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.
А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.
В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И роса и сила…, так о России писал поэт Сергей Есенин.
-И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие.
-А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).
-Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?
Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).
-Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.
(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).
Ед — ед — ед —едет мой велосипед?
Да — да — да — быстрая езда.
Али — али — али — нажимаю на педали.
Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.
-Ребята, есть такая наука история и география. Ученые изучают наш край его пошлое и настоящие. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на этот слайд что вы видите? На нём изображена карта — это Россия, вот она, какая большая наша страна!
-Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).
-Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а наша Тульская область в окружении России, кажется сравнительно небольшой
Если в карту Родины вглядеться,
Без труда определя,
Что имеет
Форму сердца —
Наша Тульская земля!
Что означают слова Родина и малая родина?
Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина — это большая страна, в которой мы живем, и называется она — Россия. А малая родина — это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.
-Ребята, а кто из вас назовет нашу малую родину? Город Плавск).
-Да, город Плавск — это и есть наша малая родина
Музей оружия имеет форму шлема русского богатыря. В музее находятся разные виды оружия: восточное, царское мини- модели пушек и пистолетов, которые помещаются на ладони.
Воспитатель:
Ещё в музее есть легендарная блоха из сказки о Левше. Это настоящее насекомое, действительно подкованное тульским умельцем Каждая подкова прибита 3 гвоздями. ( Николай Алдунин)
Тульский Кремль- это крепость, которая раньше служила защитой от врагов. И имеет мощные стены и башни из красного кирпича, их 9. С тех пор как построен Кремль враг ни разу не прошёл, через эту крепость.
Воспитатель:Сейчас Кремль стоит и радует глаз своими красивыми башнями. И любой желающий может посмотреть на эту древнюю крепость
Куликово поле- Это поле военной славы России. На нём великий русский князь Дмитрий сражался с врагами и победил.
Воспитатель:Есть легенда в которой говориться, что бежавшие враги превратились в камни.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова
На берегу реки Оки стоит дом, в котором жил художник - Василий Поленов. Сосновый парк был посажен самим Поленовым. Возраст деревьев более 100лет. Сейчас в этом доме музей.
Воспитатель:
(Рассказы детей)
Молодцы. Достопримечательности нашего края вы хорошо знаете.
Воспитатель
Все вы знаете, что раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни телевизоров, ни магнитофонов. Чтобы не скучать, люди пели песни, плясали, водили хороводы играли в народные игры.
-О Туле много написано стихов,
Есть город в России.
Не очень велик, да известен.
Не очень велик он, да слава его велика.
Есть город в России.
Стоял он, как воин на страже.
Дорогу к Москве
Он собою не раз прикрывал.
О стены его разбивались нашествия вражьи,
А он, непреклонный,
Оружие грозно ковал.
Воспитатель:
И сложено прекрасных песен.
Какая из песен является гимном г. Тулы?
(Ответы детей)
Предлагаю послушать, а кто знает спеть гимн г. Тулы.
Тульская земля -уникальный, богатый своими традициями край в России. Среди многочисленных видов народного творчества особенно выделяется глиняная игрушка.
-Как называется деревня в Тульской области, где делают глиняную игрушку?
-Какие основные цвета используют при росписи филимоновской игрушки? (жёлтый и красный зелёный)
Желтая и красная,
И лошадки, и коровки-
Все такие разные.
Что за радость детворе
Посвистеть в своем дворе,
А свистульки тут как тут,
В Филимоново живут.
В деревне Филимоново работают настоящие мастера своего дела. Для того, чтобы игрушки были веселыми и красивыми-их расписывают. Давайте "распишем игрушки ".
-Дети садятся за столы и работают. В это время с гостями проводится игра "Закончи пословицу"
Интегративные области: Социализация, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы.
Цель: систематизировать знания детей о родном городе Туле и тульских промыслах.
- закрепить знание о тульских достопримечательностях;
-закрепить представления детей о тульских промыслах: филимоновская игрушка, гармонь, оружие, самовары, пряники.
Развивающие задачи:
- развивать мышление, память, внимание.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и уважение к своему городу – труженику.
Оборудование: разрезные картинки с достопримечательностями Тулы; картина с изображение Тулы, карта Тульской области. пряник, оружие, самовар, филимоновские игрушки, картинка с изображением детского сада, микрофон, портрет Л. Н. Толстого.
1. Стоят в лугах сестрички -
золотой глазок, белые реснички. (ромашка)
2. В дверь стучать оно не будет,
а взойдет и всех разбудит. (солнце)
3. О чем можно сказать: родной,
отчий, кирпичный, старый? (дом)
4. Отгадайте, что звенит?
младший брат Царь - колокола. (колокольчик)
5. Ростом разные подружки
не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
а всего одна игрушка. (матрешка)
- Молодцы, все загадки отгадали. Так куда же мы отправимся? (читаем слово РОДИНА). Правильно, путешествовать по нашей Родине. Как она называется? Да, Россия. Россия огромна и необъятна. А что мы называем своей Родиной? (то место, где родились). Поэтому мы с вами будем путешествовать по нашей Родине по г. Тула.
- Названия каких городов вы услышали? Что знаете о Москве? (Столица нашей Родины). В каком городе мы живем? (Мы живем в городе – Тула). Как нас жителей Тулы можно назвать? (Туляки). Поэтому мы с вами будем путешествовать по нашей Родине по г. Тула.
(Перехожу к картине читая стихотворение).
Люблю тебя, мой город древний
Всегда со мною в сердце будь…
Где город есть еще напевней,
Чем мой, что Тулою зовут?
Если в карту Родины вглядеться,
Без труда определя,
Наша Тульская земля!
- Ребята внимательно посмотрите на картину и скажите, что на ней изображено?
Правильно, город Тула.
Подойдите и внимательно посмотрите на картину. Кто узнал, что это за место? (Площадь Ленина).
- Тульская земля имеет форму сердца. (Обвожу пальцем карту Тульской области).
- Ребята, кто мне скажет, как можно сказать одним словом какой наш город? (Красивый, древний, старый, большой).
- Наш город не только красивый, но и древний. Он древнее Москвы на один год.
- Посмотрите внимательно вот на эту картину и скажите, что это за место? Правильно это наш детский сад (показывается иллюстрация МБДОУ №109). Кто знает, как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Правильно, улица Демидовская 70а).
- Кто знает, как называется район города, в котором мы живем? (Заречье).
-Почему он так называется?
(Потому что он находится за рекой Упой)
Кто узнал достопримечательности нашего города, поднимайте руки?
- Сейчас мы проверим, правильно ли вы узнали?
Надо найти вторую половину картинки и соединить их и посмотреть, что это.
(вызываю желающих детей)
Уточняю у детей, правильно ли подобрано вторая половинка.
Как вы считаете, правильно подобрана вторая половинка? Как называется эта достопримечательность?
Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием.
А все остальные дети внимательно слушают и дополняют.
Молодцы. Достопримечательности нашего города вы хорошо знаете.
Подскажите мне, почему Тулу называют город - герой? (ответы детей)
(За большие боевые и трудовые заслуги перед Родиной в годы ВО войны)
1. Мы помним сорок первый свято,
Как помнят Родину свою.
Сложили головы солдаты
За Тулу древнюю в бою.
-О Туле много написано стихов, сложено прекрасных песен.
Какая из песен является гимном г. Тулы?
Предлагаю послушать, а кто знает спеть гимн г. Тулы.
Тула знаменита своими чайниками (самоварами?
В Туле пекут знаменитые медовые торты (пряники?
Первую гармонь изобрел П. П. Белоусов (П. П. Белобородов?
Оружие в Туле делают на швейной фабрике (ТОЗ?
Филимоновские игрушки изготавливают из дерева (глины).?
Легендарный Левша подковал комара (блоху?
Уточнить чем славится Тульская земля
Правильно наша Тульская земля знаменита и славится самоварами, пряниками, оружием, гармошкой, филимоновской игрушкой.
Вы хорошо знакомы с тульскими промыслами.
Дети, а кто из вас знает стихи о Тульских промыслах?
(Дети читают стихи).
Есть под Тулой деревенька,
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Поднимайся выше тополь
В поле краше расцветай
Мы свистульками игрушками
прославим милый край
- Как называется деревня, где делали филимоновские игрушки? (Филимоново). - Какие это в основном были игрушки? (игрушки – свистульки).
- В любом уголке России можно встретить тульский самовар. А кто из вас знает, кто был первым мастером, который изготовил самовар? (Назар Лисицын).
(Предлагаю детям почитать стихи о самоваре).
Когда придут гости, хорошие друзья.
Когда сияет солнце и хмурится нельзя,
Над белою салфеткой клубится мягкий пар,
На столе Россия ставит Тульский самовар.
В народе бытует поговорка, что в Тулу со своим самоваром не ездят, а из Тулы без чего не уезжают?
-Верно, без пряника.
Тульский пряник визитная карточка Тулы. А тех, кто делал пряники, называли прянишники. Первыми мастерами по выпечки пряников считаются КТО (братья Гречихины.)
(стихи о прянике)
Тульский пряник – и
Душист и сладок,-
Лакомство и радость детворе.
Слышалось в нем ржание лошадок,
Петушиный окрик на заре.
- Ребята, сейчас Артем загадает вам загадку, попробуйте отгадайте ее.
-В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Русская, двухрядная (гармонь).
Правильно, гармонь. Тульский народ умел не только работать, но и умел хорошо отдыхать. Люди пели песни и много танцевали, и в этом им помогала Тульская гармошка.
А почему у нас в Туле стоит памятник Петру I и Никите Демидову?
Один памятник на одном берегу Упы а другой памятник на другом.
(-ПетрI издал приказ о строительстве и производстве оружия в г. Тула
- Первый оружейный завод открыл купец Никита Демидов.)
Лиза читает стихотворение
про Тульское оружие.
Немцы взять хотели Тулу,
Но сломить ли город тот.
Где в самих названьях улиц
Дух оружия живёт
- Дети, а каких знаменитых людей вы знаете в тульской области? Л. Н. Толстой (Ясная Поляна, Тульский левша (подковал блоху, Мосин (изобрел первую винтовку, Белобородов (создатель тульской гармошки).
Наше с вами путешествие по родному городу Тула закончилось.
Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы вернулись в родной детский сад-НАШ ДОМ.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но всегда на ней найдем
Свою страну - наш общий дом.
Наше с вами путешествие по родному городу Тула закончилось, вам оно
понравилось? А что вам больше всего понравилось во время нашего путешествие по родному городу Тула?
А кто вам из детей особенно сегодня понравился?
-часто отвечали полными предложениями.
- У кого был самый содержательный рассказ
Я вас всех благодарю за активное участие в нашем путешествии.
- Ой, кто-то к нам стучится. Пойду, посмотрю, кто же это? (Беру коробку и показываю ее ребятам). Кто-то прислал нам посылку. Тут написано, что эта посылка для детей подготовительной группы из детского сада №109, который находится по ул. Демидовская 70а. Как вы думаете это нам? Посмотрите, что это? Верно пряники. Их нам прислали в подарок из музея тульского пряника. Предлагаю попить чай с пряниками.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе
Цель: Закрепить знания детей о родном крае, народных промыслах Тульской области.
- развивать представления детей о Тульской области родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края;
- развивать речь, как средство общения.
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Предварительная работа: экскурсии по городу, разучивание стихотворений о родном городе.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья!
- Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.
-Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу…?
- Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…
- Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.
А сейчас, послушайте стихотворение:
Что такое Родина? Маму я спросила.
Улыбнулась мама, повела рукой.
Это наша Родина - милая Россия,
нет другой на свете Родины такой!
В сердце ты у каждого, Родина - Россия,
Белые берёзки, колос налитой.
Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой.
- Ребята, а какая ваша Родина? Где вы живете? В какой стране?
- А в каком городе?
- Где расположен наш город? В какой области?
Ответы детей: В Тульской области.
- А чем славится наша Тульская область?
- И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей Тульской области.
- Ребята, есть такая наука история и география. Ученые изучают наш край его пошлое и настоящие. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на этот слайд что вы видите?
- Наша Тульская область является старинной и древней.
- Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).
Если в карту Родины вглядеться,
Без труда определя,
Что имеет
Форму сердца —
Наша Тульская земля!
Воспитатель: А теперь, вам предстоит задание: Вы получаете карту Тульской области. И по краю карты вам нужно выложить вот эту бечевку и приклеить.
Воспитатель: А теперь мы отправляется на следующую станцию.
Воспитатель с детьми под веселую музыку обходят круг и возвращаются.
Воспитатель: Куда мы с вами прибыли?
Воспитатель: Это Тульский музей оружия.
Музей оружия имеет форму шлема русского богатыря.
Отгадайте, что есть в музее?
Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймёт
То, что это … (Пулемёт)
На горе-горушке,
Стоят старушки,
Если охнут,
Люди оглохнут. (Пушки)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, получаете еще один пазл.
Воспитатель: В музее находятся разные виды оружия: восточное, царское мини- модели пушек и пистолетов, которые помещаются на ладони.
Воспитатель: Ещё в музее есть легендарная блоха из сказки о Левше. Это настоящее насекомое, действительно подкованное тульским умельцем Каждая подкова прибита 3 гвоздями. (Николай Алдунин)
Воспитатель: А мы отправляемся дальше.
Воспитатель с детьми под веселую музыку обходят круг и возвращаются. На слайде:
Воспитатель: Тульский Кремль - это крепость, которая раньше служила защитой от врагов. И имеет мощные стены и башни из красного кирпича, их 9. С тех пор как построен Кремль враг ни разу не прошёл, через эту крепость.
Воспитатель: Сейчас Кремль стоит и радует глаз своими красивыми башнями. И любой желающий может посмотреть на эту древнюю крепость.
Воспитатель: Здесь я нашла старинный свиток (достает рулон бумаги), но слова стерлись. Помогите мне его восстановить.
Воспитатель читает стихотворение, дети подсказывают последние слова.
В самом центре Тулы
Старый Кремль стоит.
Девять мощных башен
Кремль наш сторожат,
у взрослых и …(ребят).
Неподвластен Кремль наш
Молодеет Кремль наш,
Так красиво в нем!
Мы на каждый праздник
В Кремль гулять … (идем).
Воспитатель: Молодцы, все стихотворение восстановили, получаете еще один пазл.
А мы отправляемся дальше. Что вы видите?
На слайде картинка:
Воспитатель: Это Тульский музей самоваров.
В залах музея можно увидеть самовары, разнообразные по форме, материалу изготовления и по размерам: от 70-литрового буфетного до самовара на три капли воды.
Вот такой, посмотрите.
На слайде картинка.
Воспитатель: Смотрите, какой маленький самоварчик. Покажите ваш пальчик, ноготок. Вот такой самоварчик, размером с наперсток.
- В витринах музея также размещены интересные и редкие предметы быта.
Тула знаменита своими чайниками или …самоварами
В Туле пекут знаменитые медовые торты или …пряники
Филимоновские игрушки изготавливают из дерева или …глины
Легендарный Левша подковал комара ….блоху
Воспитатель: Правильно наша Тульская земля знаменита и славится самоварами, пряниками, оружием, гармошкой, филимоновской игрушкой.
Вы хорошо знакомы с тульскими промыслами. Получайте еще один пазл.
Ай да молодцы! Ох и смекалистые!
Давайте сложим все фрагменты, которые вы получили. Посмотрите, что у нас вышло?
Дети: Большой, красивый, любимый, родной, современный… (Наш город очень красивый. В нашем городе Туле много достопримечательностей. В нашем городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев)
Выполняя это задание и отвечая на вопросы, дети строят простые и сложные предложения, тем самым учатся высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний.
Научить ребенка правильно строить предложения, выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи, как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенькой речевого развития связной речи.
Воспитатель: Давайте и мы с вами заглянем в музеи нашего города и полюбуемся разнообразными экспонатами, достопримечательностями. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель:
Стоит на свете Тула городок.
Стоит не слишком низок невысок.
Но только тот, кто в Туле не бывал.
Тот матушки России не видал!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, туляки гордятся своим городом?
Дети: Да.
Воспитатель: Согласна с вами. Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться. А чем знаменит наш город мы узнаем, выполнив задание.
Разрезные картинки
Дети собирают картинки с изображением Тульского Кремля и составляют предложение (на столах у детей лежат конверты с разрезанными картинками Тульского кремля с разных ракурсов).
- Я люблю свой город потому что …. (я родился в нем).
- Я люблю свой город потому что … (он очень красивый)
- Я люблю свой город потому что … (здесь есть Тульский кремль).
- Я люблю свой город потому что … (у меня здесь очень много друзей)
- Я люблю свой город потому что …
Ответы детей могут быть разными. Строя предложения дети не только совершенствуют фразовую речь, стимулируют логическое мышление, но и в них пробуждается чувство гордости, любви и уважения к своему городу.
Воспитатель: Красивый и замечательный получился у нас рассказ. Юные краеведы, а кто скажет, что изображено у вас на картинках?
Дети: Тульский кремль.
Изображение Тульского кремля на экране.
Воспитатель: Правильно. Наш город возник, как крепость русского государства. Когда-то вблизи Тулы проходил торговый путь, главная дорога с юга на Москву. Долгое время Тула была первым русским городом на пути кочевников и защищала южные границы государства. В XVI веке была построена крепость – Тульский кремль. Все население размещалось на территории кремля. Это и был весь город.
В этом музее хранится гордость Тулы. А чтобы точнее определить этот предмет, нужно отгадать загадку.
(на доске SMART Notebook спрятана картинка – мозаика. Я загадываю загадку, если дети не сразу поняли, о чем речь, открываю часть картинки. Загадка разгадана, дети подходят к доске и открывают изображение всей картинки).
Воспитатель: Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Но почему-то не очень весело.
(звучит гармонь, на экране появляется изображение тульской гармони)
Читайте также:
- Конспект урока бальмонт 11 класс
- Конспект проведения прогулки первой половины дня в подготовительной группе
- Классный час режим дня 1 класс конспект и презентация
- Составить опорный конспект по теме импульс закон сохранения импульса записать примеры решения задач
- Конспект урока система образов в романе война и мир