Конспект по краеведению в подготовительной группе тульский край

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 2270 0

Цель: Закрепить знания детей о родном крае, народных промыслах Тульской области.

-Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.

-Воспитывать чувство гордости за наш народ, богатый обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души.

-Развивать творчество, фантазию, чувство цвета

-Закреплять умения эмоционально и выразительно читать стихи.

Образовательная:

-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;

Развивающая:

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края;

-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

Воспитательная:

-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

через виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации на протяжении всего занимательного дела.

Материал и оборудование:

Рисунки филимоновские игрушки.

-Бумага для рисования, краски и т.д.

-Разучивание стихотворений о родном городе, крае.

Воспитатель

Здравствуйте, дорогие друзья! — Здравствуйте, дорогие гости!

-Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.

-Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу…?

-Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…

-Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.

А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И роса и сила…, так о России писал поэт Сергей Есенин.

-И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие.

-А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).

-Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?

Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).

-Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.

(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).

Ед — ед — ед —едет мой велосипед?

Да — да — да — быстрая езда.

Али — али — али — нажимаю на педали.

Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.

-Ребята, есть такая наука история и география. Ученые изучают наш край его пошлое и настоящие. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на этот слайд что вы видите? На нём изображена карта — это Россия, вот она, какая большая наша страна!

-Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).

-Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а наша Тульская область в окружении России, кажется сравнительно небольшой

Если в карту Родины вглядеться,
Без труда определя,
Что имеет
Форму сердца —
Наша Тульская земля!

Что означают слова Родина и малая родина?

Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина — это большая страна, в которой мы живем, и называется она — Россия. А малая родина — это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.

-Ребята, а кто из вас назовет нашу малую родину? Город Плавск).

-Да, город Плавск — это и есть наша малая родина

Музей оружия имеет форму шлема русского богатыря. В музее находятся разные виды оружия: восточное, царское мини- модели пушек и пистолетов, которые помещаются на ладони.

Воспитатель:

Ещё в музее есть легендарная блоха из сказки о Левше. Это настоящее насекомое, действительно подкованное тульским умельцем Каждая подкова прибита 3 гвоздями. ( Николай Алдунин)

Тульский Кремль- это крепость, которая раньше служила защитой от врагов. И имеет мощные стены и башни из красного кирпича, их 9. С тех пор как построен Кремль враг ни разу не прошёл, через эту крепость.

Воспитатель:Сейчас Кремль стоит и радует глаз своими красивыми башнями. И любой желающий может посмотреть на эту древнюю крепость

Куликово поле- Это поле военной славы России. На нём великий русский князь Дмитрий сражался с врагами и победил.

Воспитатель:Есть легенда в которой говориться, что бежавшие враги превратились в камни.

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова

На берегу реки Оки стоит дом, в котором жил художник - Василий Поленов. Сосновый парк был посажен самим Поленовым. Возраст деревьев более 100лет. Сейчас в этом доме музей.

Воспитатель:

(Рассказы детей)
Молодцы. Достопримечательности нашего края вы хорошо знаете.

Воспитатель

Все вы знаете, что раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни телевизоров, ни магнитофонов. Чтобы не скучать, люди пели песни, плясали, водили хороводы играли в народные игры.

-О Туле много написано стихов,

Есть город в России.

Не очень велик, да известен.

Не очень велик он, да слава его велика.

Есть город в России.

Стоял он, как воин на страже.

Дорогу к Москве

Он собою не раз прикрывал.

О стены его разбивались нашествия вражьи,

А он, непреклонный,

Оружие грозно ковал.

Воспитатель:

И сложено прекрасных песен.
Какая из песен является гимном г. Тулы?
(Ответы детей)
Предлагаю послушать, а кто знает спеть гимн г. Тулы.

Тульская земля -уникальный, богатый своими традициями край в России. Среди многочисленных видов народного творчества особенно выделяется глиняная игрушка.

-Как называется деревня в Тульской области, где делают глиняную игрушку?

-Какие основные цвета используют при росписи филимоновской игрушки? (жёлтый и красный зелёный)

Желтая и красная,

И лошадки, и коровки-

Все такие разные.

Что за радость детворе

Посвистеть в своем дворе,

А свистульки тут как тут,

В Филимоново живут.

В деревне Филимоново работают настоящие мастера своего дела. Для того, чтобы игрушки были веселыми и красивыми-их расписывают. Давайте "распишем игрушки ".

-Дети садятся за столы и работают. В это время с гостями проводится игра "Закончи пословицу"

Интегративные области: Социализация, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы.

Цель: систематизировать знания детей о родном городе Туле и тульских промыслах.

- закрепить знание о тульских достопримечательностях;

-закрепить представления детей о тульских промыслах: филимоновская игрушка, гармонь, оружие, самовары, пряники.

Развивающие задачи:

- развивать мышление, память, внимание.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь и уважение к своему городу – труженику.

Оборудование: разрезные картинки с достопримечательностями Тулы; картина с изображение Тулы, карта Тульской области. пряник, оружие, самовар, филимоновские игрушки, картинка с изображением детского сада, микрофон, портрет Л. Н. Толстого.

1. Стоят в лугах сестрички -

золотой глазок, белые реснички. (ромашка)

2. В дверь стучать оно не будет,

а взойдет и всех разбудит. (солнце)

3. О чем можно сказать: родной,

отчий, кирпичный, старый? (дом)

4. Отгадайте, что звенит?

младший брат Царь - колокола. (колокольчик)

5. Ростом разные подружки

не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

а всего одна игрушка. (матрешка)

- Молодцы, все загадки отгадали. Так куда же мы отправимся? (читаем слово РОДИНА). Правильно, путешествовать по нашей Родине. Как она называется? Да, Россия. Россия огромна и необъятна. А что мы называем своей Родиной? (то место, где родились). Поэтому мы с вами будем путешествовать по нашей Родине по г. Тула.

- Названия каких городов вы услышали? Что знаете о Москве? (Столица нашей Родины). В каком городе мы живем? (Мы живем в городе – Тула). Как нас жителей Тулы можно назвать? (Туляки). Поэтому мы с вами будем путешествовать по нашей Родине по г. Тула.

(Перехожу к картине читая стихотворение).

Люблю тебя, мой город древний

Всегда со мною в сердце будь…

Где город есть еще напевней,

Чем мой, что Тулою зовут?

Если в карту Родины вглядеться,

Без труда определя,

Наша Тульская земля!

- Ребята внимательно посмотрите на картину и скажите, что на ней изображено?

Правильно, город Тула.

Подойдите и внимательно посмотрите на картину. Кто узнал, что это за место? (Площадь Ленина).

- Тульская земля имеет форму сердца. (Обвожу пальцем карту Тульской области).

- Ребята, кто мне скажет, как можно сказать одним словом какой наш город? (Красивый, древний, старый, большой).

- Наш город не только красивый, но и древний. Он древнее Москвы на один год.

- Посмотрите внимательно вот на эту картину и скажите, что это за место? Правильно это наш детский сад (показывается иллюстрация МБДОУ №109). Кто знает, как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Правильно, улица Демидовская 70а).

- Кто знает, как называется район города, в котором мы живем? (Заречье).

-Почему он так называется?

(Потому что он находится за рекой Упой)

Кто узнал достопримечательности нашего города, поднимайте руки?

- Сейчас мы проверим, правильно ли вы узнали?

Надо найти вторую половину картинки и соединить их и посмотреть, что это.

(вызываю желающих детей)

Уточняю у детей, правильно ли подобрано вторая половинка.

Как вы считаете, правильно подобрана вторая половинка? Как называется эта достопримечательность?

Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием.

А все остальные дети внимательно слушают и дополняют.

Молодцы. Достопримечательности нашего города вы хорошо знаете.

Подскажите мне, почему Тулу называют город - герой? (ответы детей)

(За большие боевые и трудовые заслуги перед Родиной в годы ВО войны)

1. Мы помним сорок первый свято,

Как помнят Родину свою.

Сложили головы солдаты

За Тулу древнюю в бою.

-О Туле много написано стихов, сложено прекрасных песен.

Какая из песен является гимном г. Тулы?

Предлагаю послушать, а кто знает спеть гимн г. Тулы.

Тула знаменита своими чайниками (самоварами?

В Туле пекут знаменитые медовые торты (пряники?

Первую гармонь изобрел П. П. Белоусов (П. П. Белобородов?

Оружие в Туле делают на швейной фабрике (ТОЗ?

Филимоновские игрушки изготавливают из дерева (глины).?

Легендарный Левша подковал комара (блоху?

Уточнить чем славится Тульская земля

Правильно наша Тульская земля знаменита и славится самоварами, пряниками, оружием, гармошкой, филимоновской игрушкой.

Вы хорошо знакомы с тульскими промыслами.

Дети, а кто из вас знает стихи о Тульских промыслах?

(Дети читают стихи).

Есть под Тулой деревенька,

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Поднимайся выше тополь

В поле краше расцветай

Мы свистульками игрушками

прославим милый край

- Как называется деревня, где делали филимоновские игрушки? (Филимоново). - Какие это в основном были игрушки? (игрушки – свистульки).

- В любом уголке России можно встретить тульский самовар. А кто из вас знает, кто был первым мастером, который изготовил самовар? (Назар Лисицын).

(Предлагаю детям почитать стихи о самоваре).

Когда придут гости, хорошие друзья.

Когда сияет солнце и хмурится нельзя,

Над белою салфеткой клубится мягкий пар,

На столе Россия ставит Тульский самовар.

В народе бытует поговорка, что в Тулу со своим самоваром не ездят, а из Тулы без чего не уезжают?

-Верно, без пряника.

Тульский пряник визитная карточка Тулы. А тех, кто делал пряники, называли прянишники. Первыми мастерами по выпечки пряников считаются КТО (братья Гречихины.)

(стихи о прянике)

Тульский пряник – и

Душист и сладок,-

Лакомство и радость детворе.

Слышалось в нем ржание лошадок,

Петушиный окрик на заре.

- Ребята, сейчас Артем загадает вам загадку, попробуйте отгадайте ее.

-В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Русская, двухрядная (гармонь).

Правильно, гармонь. Тульский народ умел не только работать, но и умел хорошо отдыхать. Люди пели песни и много танцевали, и в этом им помогала Тульская гармошка.

А почему у нас в Туле стоит памятник Петру I и Никите Демидову?

Один памятник на одном берегу Упы а другой памятник на другом.

(-ПетрI издал приказ о строительстве и производстве оружия в г. Тула

- Первый оружейный завод открыл купец Никита Демидов.)

Лиза читает стихотворение

про Тульское оружие.

Немцы взять хотели Тулу,

Но сломить ли город тот.

Где в самих названьях улиц

Дух оружия живёт

- Дети, а каких знаменитых людей вы знаете в тульской области? Л. Н. Толстой (Ясная Поляна, Тульский левша (подковал блоху, Мосин (изобрел первую винтовку, Белобородов (создатель тульской гармошки).

Наше с вами путешествие по родному городу Тула закончилось.

Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы вернулись в родной детский сад-НАШ ДОМ.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но всегда на ней найдем

Свою страну - наш общий дом.

Наше с вами путешествие по родному городу Тула закончилось, вам оно

понравилось? А что вам больше всего понравилось во время нашего путешествие по родному городу Тула?

А кто вам из детей особенно сегодня понравился?

-часто отвечали полными предложениями.

- У кого был самый содержательный рассказ

Я вас всех благодарю за активное участие в нашем путешествии.

- Ой, кто-то к нам стучится. Пойду, посмотрю, кто же это? (Беру коробку и показываю ее ребятам). Кто-то прислал нам посылку. Тут написано, что эта посылка для детей подготовительной группы из детского сада №109, который находится по ул. Демидовская 70а. Как вы думаете это нам? Посмотрите, что это? Верно пряники. Их нам прислали в подарок из музея тульского пряника. Предлагаю попить чай с пряниками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе

Цель: Закрепить знания детей о родном крае, народных промыслах Тульской области.

- развивать представления детей о Тульской области родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края;

- развивать речь, как средство общения.

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Предварительная работа: экскурсии по городу, разучивание стихотворений о родном городе.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья!

- Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.

-Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу…?

- Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…

- Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.

А сейчас, послушайте стихотворение:

Что такое Родина? Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия,

нет другой на свете Родины такой!

В сердце ты у каждого, Родина - Россия,

Белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

- Ребята, а какая ваша Родина? Где вы живете? В какой стране?

- А в каком городе?

- Где расположен наш город? В какой области?

Ответы детей: В Тульской области.

- А чем славится наша Тульская область?

- И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей Тульской области.

- Ребята, есть такая наука история и география. Ученые изучают наш край его пошлое и настоящие. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на этот слайд что вы видите?

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/229614/pub_5b16df26ac513d00aa9e6782_5b16df68d7bf219ead09d79f/scale_1200

- Наша Тульская область является старинной и древней.

- Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).

Если в карту Родины вглядеться,
Без труда определя,
Что имеет
Форму сердца —
Наша Тульская земля!

Воспитатель: А теперь, вам предстоит задание: Вы получаете карту Тульской области. И по краю карты вам нужно выложить вот эту бечевку и приклеить.

Воспитатель: А теперь мы отправляется на следующую станцию.

Воспитатель с детьми под веселую музыку обходят круг и возвращаются.

Воспитатель: Куда мы с вами прибыли?

Воспитатель: Это Тульский музей оружия.

https://pbs.twimg.com/media/DoVDvULXoAAE1qe.jpg:large

Музей оружия имеет форму шлема русского богатыря.

Отгадайте, что есть в музее?

Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймёт
То, что это … (Пулемёт)

На горе-горушке,
Стоят старушки,
Если охнут,
Люди оглохнут. (Пушки)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, получаете еще один пазл.

Воспитатель: В музее находятся разные виды оружия: восточное, царское мини- модели пушек и пистолетов, которые помещаются на ладони.

https://ic.pics.livejournal.com/flyak/14834236/139535/139535_800.jpg

Воспитатель: Ещё в музее есть легендарная блоха из сказки о Левше. Это настоящее насекомое, действительно подкованное тульским умельцем Каждая подкова прибита 3 гвоздями. (Николай Алдунин)

https://ic.pics.livejournal.com/rodionov16/76986096/32740/32740_900.jpg

https://s16.stc.all.kpcdn.net/share/i/3/1768172/wr-960.jpg

Воспитатель: А мы отправляемся дальше.

Воспитатель с детьми под веселую музыку обходят круг и возвращаются. На слайде:

https://vaul.ru/images/tulakreml/_DSC6908.JPG

Воспитатель: Тульский Кремль - это крепость, которая раньше служила защитой от врагов. И имеет мощные стены и башни из красного кирпича, их 9. С тех пор как построен Кремль враг ни разу не прошёл, через эту крепость.

Воспитатель: Сейчас Кремль стоит и радует глаз своими красивыми башнями. И любой желающий может посмотреть на эту древнюю крепость.

Воспитатель: Здесь я нашла старинный свиток (достает рулон бумаги), но слова стерлись. Помогите мне его восстановить.

Воспитатель читает стихотворение, дети подсказывают последние слова.

В самом центре Тулы

Старый Кремль стоит.

Девять мощных башен

Кремль наш сторожат,

у взрослых и …(ребят).

Неподвластен Кремль наш

Молодеет Кремль наш,

Так красиво в нем!

Мы на каждый праздник

В Кремль гулять … (идем).

Воспитатель: Молодцы, все стихотворение восстановили, получаете еще один пазл.

А мы отправляемся дальше. Что вы видите?

На слайде картинка:

https://img-fotki.yandex.ru/get/9819/120219633.7c/0_b87f1_324e1255_orig.jpg

Воспитатель: Это Тульский музей самоваров.

В залах музея можно увидеть самовары, разнообразные по форме, материалу изготовления и по размерам: от 70-литрового буфетного до самовара на три капли воды.

Вот такой, посмотрите.

На слайде картинка.

https://cdnmyslo.ru/NewsImage/33/45/334579d6-d0fe-40e0-a961-a132d337e10c_1.jpg

Воспитатель: Смотрите, какой маленький самоварчик. Покажите ваш пальчик, ноготок. Вот такой самоварчик, размером с наперсток.

- В витринах музея также размещены интересные и редкие предметы быта.

Тула знаменита своими чайниками или …самоварами

В Туле пекут знаменитые медовые торты или …пряники

Филимоновские игрушки изготавливают из дерева или …глины

Легендарный Левша подковал комара ….блоху

Воспитатель: Правильно наша Тульская земля знаменита и славится самоварами, пряниками, оружием, гармошкой, филимоновской игрушкой.

Вы хорошо знакомы с тульскими промыслами. Получайте еще один пазл.

Ай да молодцы! Ох и смекалистые!

Давайте сложим все фрагменты, которые вы получили. Посмотрите, что у нас вышло?




Дети: Большой, красивый, любимый, родной, современный… (Наш город очень красивый. В нашем городе Туле много достопримечательностей. В нашем городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев)
Выполняя это задание и отвечая на вопросы, дети строят простые и сложные предложения, тем самым учатся высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний.
Научить ребенка правильно строить предложения, выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи, как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенькой речевого развития связной речи.
Воспитатель: Давайте и мы с вами заглянем в музеи нашего города и полюбуемся разнообразными экспонатами, достопримечательностями. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель:
Стоит на свете Тула городок.
Стоит не слишком низок невысок.
Но только тот, кто в Туле не бывал.
Тот матушки России не видал!



Воспитатель: Как вы думаете, ребята, туляки гордятся своим городом?
Дети: Да.
Воспитатель: Согласна с вами. Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться. А чем знаменит наш город мы узнаем, выполнив задание.
Разрезные картинки
Дети собирают картинки с изображением Тульского Кремля и составляют предложение (на столах у детей лежат конверты с разрезанными картинками Тульского кремля с разных ракурсов).
- Я люблю свой город потому что …. (я родился в нем).
- Я люблю свой город потому что … (он очень красивый)
- Я люблю свой город потому что … (здесь есть Тульский кремль).
- Я люблю свой город потому что … (у меня здесь очень много друзей)
- Я люблю свой город потому что …
Ответы детей могут быть разными. Строя предложения дети не только совершенствуют фразовую речь, стимулируют логическое мышление, но и в них пробуждается чувство гордости, любви и уважения к своему городу.
Воспитатель: Красивый и замечательный получился у нас рассказ. Юные краеведы, а кто скажет, что изображено у вас на картинках?
Дети: Тульский кремль.
Изображение Тульского кремля на экране.
Воспитатель: Правильно. Наш город возник, как крепость русского государства. Когда-то вблизи Тулы проходил торговый путь, главная дорога с юга на Москву. Долгое время Тула была первым русским городом на пути кочевников и защищала южные границы государства. В XVI веке была построена крепость – Тульский кремль. Все население размещалось на территории кремля. Это и был весь город.




В этом музее хранится гордость Тулы. А чтобы точнее определить этот предмет, нужно отгадать загадку.
(на доске SMART Notebook спрятана картинка – мозаика. Я загадываю загадку, если дети не сразу поняли, о чем речь, открываю часть картинки. Загадка разгадана, дети подходят к доске и открывают изображение всей картинки).















Воспитатель: Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Но почему-то не очень весело.
(звучит гармонь, на экране появляется изображение тульской гармони)



Читайте также: