Конспект урока система образов в романе война и мир

Обновлено: 05.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель урока: помочь ученикам разобраться в сложности системы персонажей романа как носителей определенных идей и полноценных, художественно завершенных образов; развивать навыки характеризовать образы, их сопоставление, определение их роли в произведении, высказывание своих мыслей и их доказывание; воспитывать уважение к общечеловеческим морально-этическим нормам, стремление к самосовершенствованию. выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Ожидаемые результаты: Умеют составлять алгоритм рассуждения по заданной теме,развивать навыки самооценки и взаимооценки Ученики демонстрируют умения составлять алгоритм рассуждения по заданной теме, логическое мышление, внимания, навыки оценочной деятельности

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. определить принципы изображения положительных героев

2. определить основные этапы внутреннего развития Наташи Ростовой

3. воспитывать интерес к произведениям русской литературы

Знают художественные приемы Толстого для создания образов положительных героев, умеют определять этапы развития любимой героини Толстого

- Деление на пары

- Проверка д/з. Синквейн со словами война, мир

1) определить одним словом главный стержень

Ростовы – любовь

Болконские - порядочность

Курагины – расчет, ложь

-Как могла бы выглядеть визитная карточка каждой семьи?

Ростовы – кто к нам ходит, делает нам приятное.

Болконские – кто к нам не ходит, делает приятное, кто ходит – одолжение

Курагины – нам приятны только те, кто нужен.

- Составьте семейный кодекс семьи Ростовых.

уважение к каждой личности

искренность и понимание в отношениях между родителями и детьми

все чувства наружу

Желают друг другу успехов

Читают составленные синквейны

- Самостоятельное изучение темы с. 199

Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу? В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?

Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7.)

Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа.

Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.

Как дальше развивались события? Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год? Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало.

Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?

Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую.

Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Наташа сама судит себя.

Что же возрождает Наташу к жизни?

К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?

Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.

Вывод: И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

Работают по учебнику

Оценивание по критериям:

1. полное и доступное изложение материала - 3 б.

2. правильная речь - 1 б.

3. участие всех членов группы- 1 б.

Отвечают на вопросы

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

2) описание дуба выучить наизусть

Оценивают сами себя подсчетом баллов.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 399 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.04.2015 3777
  • DOCX 18.3 кбайт
  • 66 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Попова Наталья Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какой приём использует автор в повествовании? Почему?

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

Документальным источникам Л. Н. Толстой придавал огромное значение.

История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет (1863–1869);

• первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г., вместе с семьёй возвращается из ссылки;

• чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири, автор вынужден обратиться к истории 1825 г.;

• молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревался Л. Н. Толстой по-новому замыслу начать роман;

Признаки эпического начала повествования

• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями;

• испытания героев исключительными обстоятельствами;

• раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил;

• использование приёма антитезы, резкого контраста;

• отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

2. Работа по выявлению специфики жанра романа-эпопеи

Роман-эпопея — это один из литературных жанров, монументальное по форме произведение общенародной проблематики, наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов.

Один из главных признаков романа-эпопеи — это реализм и полнота знаний об описываемых в нём событиях и исторических явлениях. Он, в отличие от обычного классического романа (например, тургеневского типа), представляет собой описание целого исторического периода и как бы не имеет чёткого начала и конца.

• Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

• События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

• Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

• Показ различных слоёв населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

• Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.).

• Огромное количество человеческих характеров.

• Большая протяжённость во времени (15 лет).

• Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

Таким образом, замысел Л. Н. Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог его воплотить в полной мере.


Мар 15, 2020 | 0 комментариев

Система образов в романе Война и мир

В произведении Война и мир система образов невероятно большая. Изначально даже может показаться, что описать ее невозможно. Правда, если рассмотреть проблему более детально, удастся распределить образы на несколько групп. Например, свести систему образов Война и мир в таблицу. В нашем сочинении мы также попытаемся рассмотреть ее более детально.

Исторические образы в романе Война и мир

Одними из самых важных в системе образов в романе Война и мир считаются исторические личности. Ведь в данном произведении описаны реальные события. Например, здесь упоминается Наполеон, Сперанский, Александр Первый и Кутузов.

Исторические образы в романе Война и мир

Данных личностей автор рассматривает на только с исторической, но и философской точки зрения. Толстой убежден, что настоящую историю творят люди, сталкивающиеся со всевозможными проблемами, совершающие смелые поступки. Сами же исторические личности дают событиям лишь имена. Поистине, великими он считает тех представителей власти, которые чувствуют ход истории и способны подчинить ему собственные действия. Он не думает о личных интересах, а выполняет возложенный на него долг.

Именно таким в своем произведении Толстой представляет Кутузова. Совершенно в другом ракурсе описан Наполеон. Он настолько самолюбив и эгоистичен, что готов пойти на что угодно, лишь бы получить желаемую славу. В нем нет ничего величественного. Ведь для этого нужна правда, доброта и простота.

Образы русского дворянства

Описывая кратко систему образов Война и мир, нельзя не упомянуть о русском дворянстве. В ней можно выделить два абсолютно противоположных лагеря. Это петербургский высший свет, которому противопоставляется поместное и московское дворянство.

Образы русского дворянства

Толстой показывает высший свет лживым и эгоистичным. Здесь явно видна отдаленность от простых людей, стремление получения собственной выгоды. Главными персонажами является семейство Курагиных, во главе которого находится князь Василий. Писатель описывает, насколько красив внешне каждый из представителей данного семейства и как ущербна их душа.

Неудивительно, что судьба этих персонажей оказалась плачевной. Кто-то умирает от болезни, а кто-то лишается ноги на войне. По сути, автор выступает в роли судьи. Подобная картина наблюдается также в семействе Друбецких. Здесь отчетливо видно стремление обрести богатство любой ценой.

Совершенно иным представлено поместное и столичное дворянство. Здесь явно отмечается проявление патриотизма, близость и любовь к простому народу, подчинение личных интересов интересам государства. Такими личностями Толстой описывает дядюшку Ростова, Ахросимову.

Образы русских семей романа эпопеи

Главными группами семейств в произведении являются Болконские, Ростовы и Безуховы. Писатель показывает, насколько высока их нравственность. Уделяет внимание патриотизму. Они готовы служить Родине, но не будут потакать отдельным особам. Требования к себе у них невероятно высокие. Именно данные характеристики и отличают описанные семейства от остальных персонажей произведения.

Образы русских семей романа эпопеи

Народные образы

Толстой в своем романе эпопее ярко описал народ. В произведении немало простых, но ярких личностей. Например, офицеры Тимохин и Тушин самоотверженно сражающиеся за родную землю. Тут же и Ферапонтов. Автор описывает, как купец начинает открывать амбары в момент отступления русских войск из Смоленщины.

Народные образы в Войне и мире

Отдельного внимания заслуживают солдаты Раевского. Им пришлось встретиться в ходе битвы при Бородино с Пьером. Также в романе описаны ополченцы, надевшие на сражение чистые рубашки. Будто готовящиеся к неминуемой смерти.

В качестве народных образов выступает и рота Тимохина. Его солдаты перед Бородинским сражением напрочь отказались пить алкоголь. Мол, для распития алкоголя день совершенно неподходящий.

Среди многочисленных образов народа автором было выделено два основных. Воплощением их стали Каратаев и Щербатов. Первый – философ, принимающий жизнь такой, какой она есть. Он сопоставляет себя с природой и благодаря этому помогает выжить Пьеру в плену. Второй – участник военных действий, находящийся под командованием Денисова. В нем воплощен деятельный характер и сила, которые являются неотъемлемой частью русского народа.

Образы главных героев

Среди главных героев в произведении Война и мир следует выделить Пьера Безухова и Андрея Болконского. Они постоянно ищут правду и истину. Естественно, что данные личности совершают ошибки, но при этом не лишаются веры в жизнь. У каждого из них находятся силы, чтобы продолжить начатый поиск.

В судьбе двух этих персонажей немаловажное значение играет Наташа Ростова. Она умеет по-настоящему любить. Независимо от обстановки, Наташа ведет себя естественно. Автор ярко описывает ее духовную красоту, стремление придерживаться собственных принципов.

Образы главных героев романа Война и мир

Каждому из главных героев приходилось встречаться с простыми людьми. Эти встречи всегда становились своеобразным откровением. Например, при встрече с Тушиным Андрей Болконский начинает задумываться над тем, насколько лживым было его стремление получить славу. Общение с Каратаевым во время нахождения в плену, дает возможность Пьеру осознать сущность бытия.

Замысел автора поистине грандиозен. Он выражается в глобальной образной системе. Именно благодаря ей каждый читатель может прочувствовать, какой была жизнь людей в ту далекую эпоху.

Читайте также: