Биогеоценоз как биосистема и экосистема 10 класс конспект
Обновлено: 05.07.2024
Цель:, сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.
развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.
Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.
Климатоп Гидротоп Эдафотоп
(климатические (гидрологические (почвенные
факторы) факторы) факторы)
Биоценоз - совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.
Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:
- изменение среды обитания;
- расселение видов в пространстве.
В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;
- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;
- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.
Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.
Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.
жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
богатство видового состава;
средообразующие свойства видов;
Решение биологических задач
В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?
В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.
Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.
( Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)
Экосистема (биогеоценоз).
Структуры экосистемы
Раздел ЕГЭ: 7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Экосистема — совокупность живых организмов, тесно взаимодействующих между собой и со средой обитания.
Биогеоценоз — это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и неживых компонентов, которые объединены в единую систему обмена веществ и энергии. Комплекс живых компонентов — биоценоз, комплекс неживых компонентов — биотоп. Биогеоценоз относительно экосистемы выступает как частное от общего. Биогеоценозы — один из вариантов реально существующих экосистем.
Устойчивость — способность выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями.
Саморегуляция — способность поддерживать определенную численность особей популяций в сообществе.
СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ
1) Биотическая часть
- Продуценты — автотрофные организмы, преобразующие энергию Солнца или химических реакций в энергию органических соединений. К этой группе относятся растения и некоторые бактерии.
- Консументы — гетеротрофные организмы, использующие готовые органические вещества (в виде пищи) как источник энергии и веществ, необходимых для их жизни деятельности.
- Редуценты — грибы и гетеротрофные микроорганизмы, разлагающие органические вещества до неорганических.
2) Абиотическая часть
- Неорганические соединения.
- Органические соединения.
- Климатические факторы.
ВИДОВАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОСИСТЕМЫ
Видовая структура экосистемы — совокупность видов растений и животных, образующих данный биогеоценоз. Она представлена всеми группами организмов. Нарушение какого-либо звена в цепи питания вызывает нарушение экосистемы в целом.
Популяции разных видов в экосистеме распределены особым образом (пространственная структура). Основу вертикальной структуры формирует растительность. Ярусность — разделение сообщества как в надземном, так и подземном пространстве на этажи. Мозаичность — характер горизонтального распределения виден в биотопе, определяемый неоднородностью почвенных условий, рельефом и деятельностью человека.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока биологии в 10 классе на тему:
Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема
Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна
Цель: , сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.
развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.
Организационный момент
Актуализация знаний
Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?
Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.
Климатоп Гидротоп Эдафотоп
(климатические (гидрологические (почвенные
факторы) факторы) факторы)
Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.
Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз
Изучение нового материала
Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:
- изменение среды обитания;
- расселение видов в пространстве.
В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:
Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.
Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;
- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;
- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.
Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.
Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.
(Запись) На устойчивость экосистем влияют:
жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
богатство видового состава;
средообразующие свойства видов;
Закрепление
Решение биологических задач
В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?
В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.
Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.
( Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)
Биосфера – оболочка Земли, состав, структура и обмен энергии которой определяются деятельностью живых организмов.
Биосфера расположена в пространстве от верхних слоев атмосферы (20 – 25 км) до 2 – 3 км ниже уровня суши и 1 – 2 км ниже дна океана.
В. И. Вернадский выделил в биосфере несколько типов вещества:
совокупность всех живых организмов.
2) Биогенное вещество –
Это минеральные или органические вещества, созданные в результате жизнедеятельности живых организмов.
3) Косное вещество – формируется без участия живых организмов.
4) Биокосное вещество – создается живыми организмами вместе с неживой природой.
Целостность и устойчивость биосистемы зависит от неоднородности ее состава – живых организмов, которые различаются по их функциональному участию в ней.
Биосистему, где организмы и неорганические факторы среды являются равнозначными компонентами , между которыми постоянно поддерживается круговорот веществ, называют экологической системой или экосистемой.
В круговороте движения веществ из окружающей среды в живые организмы ( продуценты) и поглощение ими солнечной энергии называют восходящими потоками .
Разрушение органических веществ до минеральных (консументы, редуценты) и удаление веществ и энергии в окружающую среду называют нисходящим потоком.
Экосистема устойчиво и длительно существует лишь в том случае, если наблюдается динамическое равновесие восходящего и нисходящего потоков круговорота веществ.
человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы
Биосфера + человек = ноосфера
Способы воздействия человека на биосферу:
- Изъятие веществ и энергии
- Создание веществ не свойственных природе
- Уничтожение видов, создание новых
- Перемещение видов в новые места
- Преобразование ландшафтов
- Сброс отходов в окружающую среду
Условия сохранения биосферы:
- Экологически грамотное природопользование
- Компенсация нанесенного ущерба
- Сохранение биологического разнообразия видов и биологических круговоротов
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Экологические факторы –это воздействия среды на организм.
Абиотические – неживая природа (свет, температура, влажность, рельеф, течения, радиация и т.д.).
Биотические –живые организмы (вирусы, бактерии грибы, растения, животные).
Антропогенные – человек с его сознательными и случайными действиями.
Три состояния воды
Жидкое тело
Твердое тело
Газообразное тело
лед,снег
- Объединяет части гидросферы, но и связывает между собой все оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу.
- Вода во время круговорота может быть в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
- Она переносит огромное количество веществ, необходимых для жизни на Земле.
Домашнее задание
Читать параграф 21 и 22, выполнить онлайн - тест
-75%
Читайте также: