Биогеоценоз как биосистема и экосистема 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель:, сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз - совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

- изменение среды обитания;

- расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)

Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;

- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.

Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

богатство видового состава;

средообразующие свойства видов;

Решение биологических задач

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

( Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)


Экосистема (биогеоценоз),

Экосистема (биогеоценоз).
Структуры экосистемы

Раздел ЕГЭ: 7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Экосистема — совокупность живых организмов, тесно взаимодействующих между собой и со средой обитания.

Биогеоценоз — это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и неживых компонентов, которые объединены в единую систему обмена веществ и энергии. Комплекс живых компонентов — биоценоз, комплекс неживых компонентов — биотоп. Биогеоценоз относительно экосистемы выступает как частное от общего. Биогеоценозы — один из вариантов реально существующих экосистем.

 Экосистема (биогеоценоз)

Устойчивость — способность выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями.
Саморегуляция — способность поддерживать определенную численность особей популяций в сообществе.

СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ

1) Биотическая часть

  • Продуценты — автотрофные организмы, преобразующие энергию Солнца или химических реакций в энергию органических соединений. К этой группе относятся растения и некоторые бактерии.
  • Консументы — гетеротрофные организмы, использующие готовые органические вещества (в виде пищи) как источник энергии и веществ, необходимых для их жизни деятельности.
  • Редуценты — грибы и гетеротрофные микроорганизмы, разлагающие органические вещества до неорганических.

2) Абиотическая часть

  • Неорганические соединения.
  • Органические соединения.
  • Климатические факторы.

продуценты, консументы, редуценты

ВИДОВАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОСИСТЕМЫ

Видовая структура экосистемы — совокупность видов растений и животных, образующих данный биогеоценоз. Она представлена всеми группами организмов. Нарушение какого-либо звена в цепи питания вызывает нарушение экосистемы в целом.

Популяции разных видов в экосистеме распределены особым образом (пространственная структура). Основу вертикальной структуры формирует растительность. Ярусность — разделение сообщества как в надземном, так и подземном пространстве на этажи. Мозаичность — характер горизонтального распределения виден в биотопе, определяемый неоднородностью почвенных условий, рельефом и деятельностью человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока биологии в 10 классе на тему:

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна

Цель: , сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Организационный момент

Актуализация знаний

Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.

Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз

Изучение нового материала

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

- изменение среды обитания;

- расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)

Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;

- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.

Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

(Запись) На устойчивость экосистем влияют:

жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

богатство видового состава;

средообразующие свойства видов;

Закрепление

Решение биологических задач

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

( Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биосфера – оболочка Земли, состав, структура и обмен энергии которой определяются деятельностью живых организмов.

 Биосфера расположена в пространстве от верхних слоев атмосферы (20 – 25 км) до 2 – 3 км ниже уровня суши и 1 – 2 км ниже дна океана.

Биосфера расположена в пространстве от верхних слоев атмосферы (20 – 25 км) до 2 – 3 км ниже уровня суши и 1 – 2 км ниже дна океана.

В. И. Вернадский выделил в биосфере несколько типов вещества: Живое вещество - совокупность всех живых организмов. 2) Биогенное вещество – Это минеральные или органические вещества, созданные в результате жизнедеятельности живых организмов. 3) Косное вещество – формируется без участия живых организмов. 4) Биокосное вещество – создается живыми организмами вместе с неживой природой.

В. И. Вернадский выделил в биосфере несколько типов вещества:

совокупность всех живых организмов.

2) Биогенное вещество –

Это минеральные или органические вещества, созданные в результате жизнедеятельности живых организмов.

3) Косное вещество – формируется без участия живых организмов.

4) Биокосное вещество – создается живыми организмами вместе с неживой природой.




Целостность и устойчивость биосистемы зависит от неоднородности ее состава – живых организмов, которые различаются по их функциональному участию в ней.

Целостность и устойчивость биосистемы зависит от неоднородности ее состава – живых организмов, которые различаются по их функциональному участию в ней.

Биосистему, где организмы и неорганические факторы среды являются равнозначными компонентами , между которыми постоянно поддерживается круговорот веществ, называют экологической системой или экосистемой.

Биосистему, где организмы и неорганические факторы среды являются равнозначными компонентами , между которыми постоянно поддерживается круговорот веществ, называют экологической системой или экосистемой.


 В круговороте движения веществ из окружающей среды в живые организмы ( продуценты) и поглощение ими солнечной энергии называют восходящими потоками . Разрушение органических веществ до минеральных (консументы, редуценты) и удаление веществ и энергии в окружающую среду называют нисходящим потоком. Экосистема устойчиво и длительно существует лишь в том случае, если наблюдается динамическое равновесие восходящего и нисходящего потоков круговорота веществ.

В круговороте движения веществ из окружающей среды в живые организмы ( продуценты) и поглощение ими солнечной энергии называют восходящими потоками .

Разрушение органических веществ до минеральных (консументы, редуценты) и удаление веществ и энергии в окружающую среду называют нисходящим потоком.

Экосистема устойчиво и длительно существует лишь в том случае, если наблюдается динамическое равновесие восходящего и нисходящего потоков круговорота веществ.

 человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы Биосфера + человек = ноосфера Способы воздействия человека на биосферу: Изъятие веществ и энергии Создание веществ не свойственных природе Уничтожение видов, создание новых Перемещение видов в новые места Преобразование ландшафтов Сброс отходов в окружающую среду Условия сохранения биосферы: Экологически грамотное природопользование Компенсация нанесенного ущерба Сохранение биологического разнообразия видов и биологических круговоротов

человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы

Биосфера + человек = ноосфера

Способы воздействия человека на биосферу:

  • Изъятие веществ и энергии
  • Создание веществ не свойственных природе
  • Уничтожение видов, создание новых
  • Перемещение видов в новые места
  • Преобразование ландшафтов
  • Сброс отходов в окружающую среду

Условия сохранения биосферы:

  • Экологически грамотное природопользование
  • Компенсация нанесенного ущерба
  • Сохранение биологического разнообразия видов и биологических круговоротов

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические факторы –это воздействия среды на организм. Абиотические – неживая природа (свет, температура, влажность, рельеф, течения, радиация и т.д.). Биотические –живые организмы (вирусы, бактерии грибы, растения, животные). Антропогенные – человек с его сознательными и случайными действиями.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Экологические факторы –это воздействия среды на организм.

Абиотические – неживая природа (свет, температура, влажность, рельеф, течения, радиация и т.д.).

Биотические –живые организмы (вирусы, бактерии грибы, растения, животные).

Антропогенные – человек с его сознательными и случайными действиями.


Три состояния воды Жидкое тело вода Твердое тело Газообразное тело лед,снег пар

Три состояния воды

Жидкое тело

Твердое тело

Газообразное тело

лед,снег

Этапы круговорота Испарение с поверхности океана Охлаждение пара и конденсация Образование облаков Перемещение облаков на сушу Выпадение осадков Пополнение рек и подземных вод Сток в океан

  • Объединяет части гидросферы, но и связывает между собой все оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу.
  • Вода во время круговорота может быть в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
  • Она переносит огромное количество веществ, необходимых для жизни на Земле.

Домашнее задание

Читать параграф 21 и 22, выполнить онлайн - тест


-75%

Читайте также: