Конспект по химии 8 класс рудзитис параграф 50 периодический закон д и менделеева

Обновлено: 07.07.2024

Химия 8 класс. Учебник Г.Е. Рудзитис., Ф.Г. Фельдман. Конспект урока по теме:Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Цели:

  • добиться осознания и осмысления учащимися учебного материала по истории открытия периодического закона Д. И. Менделеевым
  • раскрыть смысл периодического закона и изучить закономерности периодической системы химических элементов;
  • выявить связь между относительной атомной массой элементов и физическими свойствами образованных ими простых веществ;
  • раскрыть значение периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • развитие умений выделять главное в тексте и рассказе учителя, анализировать поэтические строки с тем чтобы находить в них научный смысл, переносить в другую знаковую систему учебную информацию.
  • развивать умение работать в группах при изучении новой темы;
  • формировать умения логических методов научного познания: поисково – исследовательский и аналитический отбор, сравнительный анализ и логическая трансформация информации.
  • воспитание патриотических чувств, гордости за свою страну, уважения к интеллектуальному труду и стремления к научной деятельности, формирование интереса к изучаемому предмету

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Класс: 8

В основу своей классификации химических элементов Менделеев положил относительную атомную массу.

В ряду от лития до фтора с возрастанием относительной атомной массы наблюдается уменьшение металлических и усиление неметаллических свойств.

От лития до углерода наблюдается увеличение валентности с 1 до 4. Начиная с углерода, элементы в этом ряду образуют летучие соединения с водородом. Валентность в соединениях с водородом падает с 4 у углерода до 1 у фтора.

Начиная с натрия наблюдается повторяемость свойств элементов предыдущего ряда.

Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.

Развивающая – развивать познавательную активность, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать умение пользоваться Периодическим законом и Периодической системой Д.И. Менделеева, объяснять закономерные изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений в пределах группы, периодов.

Воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма, раскрыть научный подвиг Д.И. Менделеева, научное и мировоззренческое значение Периодического закона.

ВложениеРазмер
urok_mendeleev.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по химии в 8 классе

Учитель Кайтмесова Х.С.

Открытый урок по химии.

Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

• Развивающая – развивать познавательную активность, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать умение пользоваться Периодическим законом и Периодической системой Д.И. Менделеева, объяснять закономерные изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений в пределах группы, периодов.

• Воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма, раскрыть научный подвиг Д.И. Менделеева, научное и мировоззренческое значение Периодического закона.

Основные понятия. Знать . Химический элемент. Классификация элементов по электронным структурам их атомов. Период. Группа. Периодичность в периодичной системе. Электронная структура атомов. Периодический закон.

Мировоззренческий аспект урока. Формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с периодической системой и Периодическим законом Д. И. Менделеева.

Межпредметные связи на уроке.

Физика: атом, строение атома.

Оборудование и реактивы: разные варианты Периодической системы, портрет Д. И. Менделеева, серная кислота (концентрированная), ватная палочка, белый лист бумаги, спиртовка.

Этап I. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя. Мотивация к изучению темы.

Ребята, генеральной ассамблеей ООН 2019 год объявлен Международным годом периодической таблицы химических элементов в честь периодического закона, открытого извесным русским ученым Д.И. Мен делеевым в 1869 году. И мы сегодня начинаем изучать эту таблицу. Ребята, мы должны научится пользоваться периодической системой и периодическим законом, что является главным при изучении данной темы и курса химии.

Этап II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Самостоятельная работа . Учащиеся письменно выполняют задание, по плану.

Дать характеристику элемента с № 19 (калия) по положению в ПСХЭ.

Дать характеристику элемента с № 11 (натрия) по положению в ПСХЭ.

Дать характеристику элемента с № 3 (лития) по положению в ПСХЭ.

Дать характеристику элемента с № 12 (магния) по положению в ПСХЭ

Без которого дышать будет нелегко. (Кислород)

Назовите его вы. (Водород)

Цвета желтого оно. (Сера)

Его атом – не секрет:

Три протона там, кто он? (Литий)

Этап III. Изучение нового материала . Мобилизационный этап.

Запишите число, классная работа, тему урока запишем позже.

Вступительное слово учителя. Целевая установка.

Что известно вам о Периодическом законе и периодической системе химических элементов?

Периодический закон и периодическая система химических элементов являются основой современной химии. Они относятся к таким научным законам, которые реально существуют в природе и никогда не потеряют своего значения. Эти закономерности были открыты не на пустом месте, они были подготовлены ходом истории развития химии, но потребовалась гениальность научного предвидения Менделеева, чтобы эти закономерности были озвучены . Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах.

К середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов на металлы и неметаллы оказались несостоятельными.
Предшественники Д.И. Менделеева (И.В. Деберейнер, Дж.А. Ньюлендс, Л.Ю. Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину.

Сегодня вы узнаете: как был открыт периодический закон; с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия; как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом; чем является периодическая система химических элементов для периодического закона; как открытие строения атома повлияло на периодический закон; как формулируется он в наше время; как правильно пользоваться периодической системой и периодическим законом Д. И. Менделеева?

Совместно с учащимися определяем тему и задачи урока. Учащиеся называют тему, учитель записывает ее на доске, учащиеся в тетради.

Учитель . На самом деле открытию Периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента, существовало около 50 различных классификаций. Большинство ученых сравнивали между собой только сходные по свойствам элементы, поэтому не смогли открыть закон. Менделеев же сравнивал между собой все, в том числе и несходные элементы.

За основу классификации он взял относительную атомную массу и свойства химических элементов.

Как же Менделеев пришел к своему открытию? Он выписал на карточки все известные сведения об открытых и изученных в то время химических элементах и их соединениях. Расположил их в порядке возрастания их относительных атомных масс и всесторонне проанализировал всю эту совокупность, пытаясь найти в ней определенные закономерности. В результате напряженного творческого труда он обнаружил в этой цепочке отрезки, в которых свойства химических элементов и образованных ими веществ изменялись сходным образом – периодически – периоды (проделываем на доске тоже самое, что сделал Менделеев).

  1. Как изменяются металлические и неметаллические свойства в определенных промежутках?
  2. Как изменяется степень окисления в высших оксидах и гидроксидах?
  3. Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов?

Заметив, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил их друг под другом. На основании своих наблюдений 1 марта 1869 года Менделеев сделал вывод – сформулировал Периодический закон.

Вопрос: Какую же формулировку Периодического закона он предложил? От чего зависят свойства химических элементов и их соединений? Сильные учащиеся формулируют сами, более слабым учитель помогает.

Но в периодической системе есть исключение из этого правила. Сравнивая не только относительные атомные массы, но и свойства Д.И. Менделеев сделал 3 перестановки:

Co – Ni, Te – I, Ar - K

Он не мог объяснить эти исключения из общего правила, но предвидел, что эта причина кроется в сложном строении атома (в то время о внутреннем строении атома ничего еще не было известно).

1-ая формулировка закона сохраняла свою силу на протяжении 40 лет, но Периодический закон оставался лишь констатацией фактов, и не имел физического обоснования. В 1910 году была разработана планетарная модель строения атома и объяснено сложное строение атома. Были установлены различные характеристики в строении атома.

  1. Из чего состоит атом?
  2. Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы?
  3. Как определить число протонов, нейтронов, электронов в атоме?
  4. Что такое изотопы? (разновидности атомов одного химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число)

Открытие изотопов доказывало, что свойства элементов и веществ зависят не от значения относительной атомной массы, а от зарядов ядер – они одинаковы у изотопов одного химического элемента.

Вопрос: Какова современная формулировка Периодического закона? Сильные учащиеся формулируют сами, более слабым учитель помогает.

3. Периодическая система и строение атома. Первичная проверка усвоения знаний.

Периодическая система – графическое изображение Периодического закона, каждое обозначение отражает какую либо особенность в строении атома.

Проводим теоретический анализ.

1) порядковый номер элемента указывает на…

2) число других ядерных частиц – нейтронов находят по формуле…

3) номер периода указывает на …

4) номер группы показывает на …

Строение атома объясняет причину изменения свойств элементов.

Закончите предложения, сверху вниз:

В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе):

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

В периодах слева направо:

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

Следовательно, можно сделать вывод – дать еще одну причинно-следственную формулировку Периодического закона. От чего зависят свойства химических элементов и их соединений?

Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от строения внешних электронных слоев атомов химических элементов .

Учитель: Задумайте любой химический элемент. Удвойте порядковый номер элемента. К произведению прибавьте пять. Сумму умножьте на пять. Сообщается результат. Решение: от полученного результата надо отбросить последнюю цифру и от полученного числа вычесть два. Это и будет номер задуманного элемента.

4. Значение закона

Итоги урока . Рефлексия.

Выставление оценок. Учащиеся высказывают личные впечатления об уроке, об уровне выявленных знаний и умений. Благодарю за урок.

Изображение 1. Какая характеристика атома была положена Д. И. Менделеевым в основу его системы элементов? Как Менделеев формулировал периодический закон? Какие трудности возникали у.

1. Какая характеристика атома была положена Д. И. Менделеевым в основу его системы элементов? Как Менделеев формулировал периодический закон? Какие трудности возникали у него при обосновании этого закона?

В 1869 году он сформулировал периодический закон: свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.

• Почему свойства химических элементов, расположенных в порядке возрастания относительных атомных масс, изменяются периодически?

• Почему в некоторых случаях (аргон и калий, кобальт и никель, теллур и иод) нужно было отступить от общего принципа и расположить эти элементы не в порядке возрастания их относительных атомных масс?

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Читайте также: