Буквы о и е после шипящих в корне слова 5 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 08.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

  • Обучающие: научить видеть место орфограммы; используя и графически объясняя условия выбора орфограммы, правильно писать слова на данную орфограмму;
  • Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять, подбирать различные комбинации, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательная : формировать коммуникативную компетенцию, умение интересно рассказывать, слушать и слышать друг друга, сотрудничать при выполнении упражнений.

Форма урока: урок-исследование.

Методы и приёмы: поисковые методы.

Предварительная работа: Индивидуальное задание для каждого ученика-консультанта (по желанию учеников).

Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор).

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Целеполагание.

Учитель: Ребята, что такое орфограмма?

Ученики: Место в слове, где можно допустить ошибку.

Это правильный выбор буквы.

Учитель: Какие буквы сегодня будем выбирать?

Учитель: Посмотрите внимательно на тему урока и скажите, каково место этих букв?

Учитель: А теперь, исходя из темы, сформулируйте задачи урока. Что вы хотите узнать? Чему научиться? Зачем вы пришли на урок?

  1. узнать, когда после шипящих в корне слова пишется О, а когда Ё, от чего это зависит;
  2. научиться видеть орфограмму, объяснять её, правильно писать.

Учитель корректирует, рассказывает о предстоящей работе.

III. Актуализация знаний.

Наблюдение над лингвистическим материалом. Проблемная ситуация.

Учитель: перед вами слова ЗАЙЧОНОК, ВРАЧОМ, СТЕРЕЖЁТ, МЕДВЕЖОНОК, БЕРЕЖЁТ, ПЛАЩОМ. Относятся ли они к сегодняшней орфограмме?

Ученики: Хотя в этих словах есть орфограмма О-Ё после шипящих (пункт1-место орфограммы), но она не в корне, а в суффиксе или окончании. Следовательно, эти слова относятся к другой орфограмме.

Учитель: Молодцы. С этим правилом мы познакомимся позже, но, кому интересно, может поискать ответ, почему в словах О или Ё, к следующему уроку.

Разминка.

Учитель: Объедините пары и найдите общее.

Ученики быстро находят пары, аргументируют, находя как можно больше схожего. Задача: повторить грамматическое значение окончаний и словообразовательное значение суффиксов. Например:

Проблемный вопрос.

Учитель: Хорошо, но, друзья, может быть, кто-то догадался , почему в окончаниях глаголов после шипящих Ё, а не О?

Учитель: Молодцы. Небольшая заметка: во всех глаголах и отглагольных словах после шипящих О никогда не пишется! Это заметка на будущее, а теперь обратимся непосредственно к нашей теме.

IV. Изучение новой темы.

Работа с таблицей. Наблюдение над лингвистическим материалом. Исследование.

Учитель: Посмотрите на слова в таблице. Прочитаем вместе. Какой звук слышится на месте пропущенных букв?

Ученики: Звук О слышится во всех словах таблицы.

Учитель: Почему же слова распределены на 2 колонки?

Ученики: То, что слышим, и то, что пишем, очень часто не совпадает – в одном столбике пишется – Ё, в другом – О.

Учитель: Перепишите таблицу так же, как у меня, в ценную тетрадь, подумайте и ответьте на вопрос:

Проблемная ситуация.

Это нужные для сегодняшней орфограммы слова?


Ж…РДОЧКА
Ч…РНЫЙ
Ш…ПОТ
Щ…КИ
КРЫЖ…ВНИК
Ш…В
Ш…РОХ
ТРУЩ…БА

Ученики: Да, эти слова нам подходят, потому что орфограмма

Учитель: Докажите, прописывая рядом однокоренные слова с буквой Е после шипящей, выделяя корень, подчёркивая место орфограммы.

Ученики по желанию выходят к доске и заполняют таблицу, вставляя пропущенные буквы, при этом продолжают оформлять таблицу в ценной тетради, которая теперь выглядит таким образом:



Ж … РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч … РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш…ПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ …КИ – ЩЕКА
КРЫЖ … ВНИК
Ш … В
Ш … РОХ
ТРУЩ …БА

Учитель: Ребята, догадались, в каком столбике – Ё после шипящих в корне, а в каком – О?

Ученики, наблюдая над записью, дают правильный ответ.

Ё О
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ ЁКИ – ЩЕКА
КРЫЖ О ВНИК
Ш О В
Ш О РОХ
ТРУЩ О БА

Учитель: Хорошо. Так от чего же зависит О или Ё? Аргументируйте своё предположение.

Ученики: ГИПОТЕЗА: Судя по записи в таблице, слово с Ё можно проверить однокоренным словом с буквой Е, а слово с О нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Какое умение нужно иметь ученику, чтобы правильно написать?

Ученики: Ученик должен уметь правильно подбирать однокоренные слова.

Учитель: Ваша гипотеза верна. Запишем вывод в 3-ю строку таблицы.

Ё О
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ ЁКИ – ЩЕКА
КРЫЖ О ВНИК
Ш О В
Ш О РОХ
ТРУЩ О БА
Можно проверить однокоренным словом с буквой Е. Нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Хорошо. А теперь сами сформулируйте правило, не забудьте указать место орфограммы.

Ученики сами выводят правило: после шипящих в корне слова пишем Ё, если слово можно проверить однокоренным словом с буквой Е, после шипящих в корне слова пишем О, если слово нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Хочу подарить вам считалку, в которой присутствуют слова только с О после шипящей, прикрепите её в ценную тетрадь.

Считалка: ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ОБЖОРА, ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН.

Учитель: Какое слово вам незнакомо?

Учитель: О лексическом значении и происхождении данного слова нам поможет консультант.

Индивидуальное задание №1.

Ученик – консультант в роли учителя рассказывает и задаёт вопросы детям:

    Шоры – пластинки, находящиеся у глаз лошади. Как вы думаете, зачем они? Нет, не для красоты, они нужны, чтобы лошадь не смотрела по сторонам, бежала прямо и ничего не боялась.



Оба слова являются устаревшими.

Индивидуальное задание №2.

V. Закрепление.

Распределительный диктант.

Учитель предлагает карточки со словами на данную орфограмму в составе словосочетаний, дети выбирают нужные слова и распределяют по колонкам. За закрытой доской работают 2 ученика – один выписывает слова с Ё, другой с О, остальные – каждый индивидуально в рабочей тетради.

Карточка №1 с заданием: распределите слова по столбикам, объясняя условия выбора орфограммы.

Ж…лтый капюш…н, ш…лковые ш…рты, деш…вая расч…ска, ч…рствый ш…колад, ж…сткая щ…тка, заш…л за реш…тку, ч…порный ж…кей.

Учитель: значение каких слов вам непонятно?

Индивидуальное задание №3.

Проверка: ученики, работающие у доски, показывают свою работу, комментируют, остальные меняются тетрадями и проверяют работу соседа по парте.

Запись выглядит примерно так, причём условия выбора орфограммы обязательно объясняются не только устно, но и графически.

Ё О
Жёлтый – желтеть
Шёлковые – шелковистый
Дешёвая – дешевле
Расчёска – чешет
Чёрствый – черстветь
Жёсткая – жесть
Щётка – щетина
Зашёл – шедший
Решётка – решето
Капюшон
Шорты
Шоколад
Чопорный
Жокей

  1. Ч…рточка, ш…к, ч…лн.
  2. Ч…лка, пч…лы, ш…мпол.
  3. Щ…ки, ж…лудь, постриж…ёшь.

Индивидуальное задание №4.




Как в лексике называются такие слова?

Ученики: Омонимы. (Аргументируют.) Лишнее слово – шок.

Индивидуальное задание №5.


Учитель: Сегодня мы работали с орфограммой в слове, в словосочетании, а сейчас поработаем с предложениями. Это загадки. Я предлагаю их отгадать. Дети устно объясняют буквы и дают свои ответы.

Карточка №2

  1. Ш…л долговяз, во сыру землю увяз. (дождь)
  2. Ч…рные, кривые, от рожденья все немые; встанут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
  3. Наведёт стеклянный глаз, щ…лкнет раз – и помним вас. (фотограф)

Самостоятельная работа.

Учитель: Перед вами текст. Докажите. Определите тип, стиль речи. Придумайте название.

Карточка №3. Вставьте пропущенные буквы, запятые. Объясните. Продолжите текст 2-3 предложениями.

Щ…лкнул выключатель заж…гся свет и окно стало ч…рным. Исчезли оч…ртания деревьев слышался только шум идущих по ш…ссе машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными ш…рохами и невнятным ш…потом. Хочется …

Учитель: Послушаем получившиеся тексты. (Обычно пятиклассники фантазируют – у них получаются интересные фрагменты текстов). Молодцы! Сдайте, пожалуйста, карточки. Каждый получит за них оценку.

VI. Рефлексия.

Карточка №4

Ученики заполняют карточку, затем зачитывают предложения. Учитель опрашивает многих.

  • Сегодня на уроке я узнал новое о …
  • Мне было интересно узнать …
  • Мне захотелось …
  • Я не понял …
  • Я почувствовал …
  • Я впервые .
  • Я оцениваю свою работу на уроке на …

Учитель: оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание.

все – 1) выучить изученную орфограмму;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ МБОУ.doc

Конспект урока

по русскому языку

5 класс

Учитель русского языка

и литературы

Калинина Вера Васильевна

Тема: Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Задачи урока:

Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть её в тексте.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создавать условия для формирования у школьников чувство взаимоуважения, развивать умение работать в коллективе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Структура урока:

Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

Постановка проблемы и актуализация знаний.

Объяснение нового материала.

Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание по выбору.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый. Он позвал нас на урок.

Все задания сегодня выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу на уроке, мы должны настроиться на рабочий лад. Закройте глаза и повторяйте то, что я буду вам говорить.

Я сейчас в школе на уроке.

Я люблю учиться.

Внимание моё растёт.

Память у меня хорошая.

У меня сегодня всё получится.

2.Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали меня на прошлом уроке. Помните ли вы, когда в корнях –раст- рос- пишется буква А, а когда О? Кто расскажет правило о правописании корней –раст-рос-?

3. Молодцы! А сейчас наша привычная синтаксическая пятиминутка. Я читаю предложение, а вы определяете количество грамматических основ в нём и составляете его схему

Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в небо жёлтые языки огня.

Разберите по составу слова взметнулись, жёлтые. Какой звук произносится под ударением в корне прилагательного жёлтые?

4.Постановка проблемы и актуализация знаний.

Поставьте, пожалуйста, ударение в словах жёлтый, пчёлка. Является ли буква Ё орфограммой?

(Является, потому что пишется Ё, а слышится звук О)

После каких звуков находится орфограмма?

(После шипящих согласных)

В какой морфеме находится орфограмма?

Давайте попытаемся сформулировать тему урока.

(Буквы О-Ё в корне слов после шипящих) (Слайд 3)

(Мы научимся определять, какую гласную нужно писать после шипящих в корне слова: О или Ё) (Слайд 4)

5.Объяснение нового материала.

Шелковистый

Посмотрите на таблицу. Прочитайте слова, помещённые в ней. Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв О или Ё после шипящих в корне слов. (В корне после шипящих под ударением пишется буква Ё. Мы можем к слову подобрать однокоренное слова с буквой Е в корне)

Все ли слова подчиняются данному правилу? Посмотрите на следующие слова: шов, шорох, капюшон, крыжовник, шомпол. (Слайд 6) Как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) Теперь вы можете сформулировать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова?

Давайте посмотрим по учебнику, правильно ли вы сформулировали правило. Откройте учебник на странице 37. (Слайд 7) (Читают вслух правило) Обратите внимание на оформление орфограммы. Итак, делаем вывод: под ударением в корне после шипящего пишем Ё. К слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Если такое слово подобрать нельзя, то в корне следует писать букву О.

2). Слова-исключения.

Ребята, мы с вами говорили о том, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в языке, поэтому в них пишется буква О. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение. (Слайд 8)

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад.

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.

3). Слова иноязычного происхождения.

В некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется О. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Их правописание следует запомнить. В основном, это слова иноязычного происхождения. Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящей.

- Жокей – наездник на скачках. (Слайд 9)

- Крюшон – прохладительный напиток. (Слайд 10)

Вывод: после шипящей в словах иноязычного происхождении пишется О. (Слайд 11)

Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Какое лексическое значение этих слов, мы сможем узнать, заглянув в толковый словарь. Первый вариант ищет значение слова артишок, второй – анчоус.

Физкультминутка.

Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнём. Встаньте со своих стульев и представьте себе, что вы пчёлки. Как, кстати, мы напишем это слово? А вокруг вас цветут жёлтые цветы, с которых вы должны собрать нектар. Прежде чем собрать нектар, давайте выясним, как пишется слово жёлтые? Ну а сейчас летаем по цветочкам, рассаживаемся на них и собираем нектар. (По полу разложены резиновые коврики – цветочки)

6. Закрепление нового материала.

1). Первичное закрепление

Поработаем у доски. Мы будем записывать словосочетания, объясняя написание слов и графически оформляя орфограммы. Если вам встретится прилагательное, употреблённое переносном значении, подберите, пожалуйста, к нему синоним.

Отрастить чёлку, вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, тяжёлый человек, почётный караул, шёлковый костюм, неясный шёпот, красивый капюшон, жёсткая дисциплина, чёрствый человек, маленькая щёлка, ровный шов, мягкая шёрстка.

2). Диктант-молчанка

Сейчас мы проведём диктант-молчанку. Я показываю вам рисунок, а вы записываете слово и графически оформляете орфограмму. (Слайды 12-15)

А теперь проверим, насколько хорошо вы справились с заданием. (Слайд 16)

3). Тренировочные упражнения на карточках (задание выполняется двумя учениками у доски, остальные работают в тетрадях).

Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначьте графически орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа. (Слайд 17)

ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2

Проверка (Слайд 18)

7. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия.

Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал.

1.В какой позиции находятся гласные О-Ё после шипящих в корне слова? (Под ударением)

2.При каком условии мы после шипящего пишем букву Ё? Приведите примеры.

3.А при каком условии пишем букву О? Приведите примеры.

4.Цель урока – научиться грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута ли цель?

5.Что осталось непонятным?

6.Что понравилось больше всего?

7.Что показалось самым трудным?

Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. На парте перед каждым лежат два жетона: один – улыбающийся, другой – невесёлый. (Слайд 19) Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в данный момент.

8. Домашнее задание по выбору (Слайд 20)

- Параграф 86, упр. 459.


Класс: 5, общеобразовательный, ФГОС ООО.

Программно-методическое обеспечение: С.И.Львова. Программы по русскому языку для 5 – 11 классов. Учебник: С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. Учебник для 5 класса: в трех частях. Москва, Мнемозина, 2013, ФГОС.

Учитель Ярцева Нина Михайловна, МАОУ лицей №44 г. Липецка.

Цели урока как деятельность учеников.

Метапредметные познавательные: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы).

Регулятивные: осуществлять самопроверку и взаимопроверку письменных текстов.

Коммуникативные: развивать монологическую речь, соблюдать орфоэпические нормы, работать в парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга.

Личностные: выразительно читать, осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей.

Овладение орфографией: находить орфограмму – букву О, Ё после шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор (презентация к уроку), учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формирование УУД

и технология оценивания,

духовно-нравственное воспитание

I. Орг. момент.

II. Актуализация изученного материала с элементами проверки домашнего задания.

Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний

1. – Прочитайте самостоятельно слова, сравните их (Слайд №2 презентации). Запишите слова группами в зависимости от орфограммы, пропустив строку для названия групп (слова представлены на слайде с помощью компьютера):

Тишь, чаща, туча, речь, брошь, луч, врач, жизнь, джинсы, помощь, щавель, чудо.

Самостоятельно выполняют задание: читают, анализируют, распределяют, записывают слова.

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

тишь чаща

речь туча

брошь жизнь

луч джинсы

врач щавель

помощь чудо

– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Самопроверка.

Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.

– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие шипящего.)

– Подчеркните двумя черточками в словах этот опознавательный признак.

– Назовите условия выбора орфограмм.

– На основе графических обозначений сформулируйте правила.

Монологическая речь.

3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (ЩавЕль.)

– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)

Работа со словарем.

– На произношение какого слова нужно было обратить внимание в тексте домашнего упражнения (упр.594)?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация сопровождает урок русского языка в 5 классе по программе и учебнику Е.Быстровой, которые разработаны с учётом требований ФГОС 2 поколения.Цель данной презентации - обеспечить наглядное сопровождение урока. Презентация построена согласно структуре урока, в ней отражены все его этапы. Дан материал для коллективной, самостоятельной работы и заданий для работы в парах. Для закрепления материала создан тест в занимательной форме, что соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Читайте также: