Конспект по гончарову 10 класс

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе

1. Познакомить учащихся с основными периодами жизни и творчества И.А. Гончарова;

2. Познакомить учащихся с воспоминаниями современников об И.А. Гончарове;

3. Вызвать интерес учащихся к изучению жизни и творчества И.А. Гончарова;

1. Способствовать формированию устойчивого интереса к литературе;

2. Воспитание уважительного отношения к эпохе И.А. Гончарова;

1. Способствовать развитию логического мышления и речи учащихся;

Тип урока: урок изучения теории и истории литературы (урок изучения биографии писателя)

Оборудование: проектор, компьютер.

I . Организационный момент.

Учитель приветствует детей. Дает рабочее распоряжение записать в тетради число.

II . Объяснение нового материала.

Несмотря на то, что это новый для вас автор, хотелось бы спросить: известны ли вам его произведения? Какие?

Иван Александрович Гончаров – один из крупнейших мастеров русской реалистической прозы XIX века.
Родился в приволжском губернском городе Симбирске (ныне Ульяновске) 6 (18) июня 1812 г., за шесть дней до вторжения Наполеона в Россию.

Происходил Гончаров из зажиточного купеческого рода. Дед Гончарова был армейским офицером и дослужился до чина капитана, отец предпочел военной службе торговлю хлебом. Не раз симбирское купечество избирало Александра Ивановича городким головой. Из купеческого рода и мать писателя, Авдотья Матвеевна Шахторина. В 1804 году в 19 лет она вышла замуж за 50-летнего Гончарова. У них родилось 6 детей, выжили только четверо – Николай, Иван, Александра и Анна.

Иван Гончаров рос в обстановке приволья и материального довольства.

Дети Гончаровой учились в частных пансионах, каких было много в дворянском Симбирске. Положительному и деловому Трегубову эти частные учебные заведения не нравились, и, по его совету, Ванюша был отдан учиться за Волгу, в пансион одного священника, Федора Антоновича Троицкого. Там он пробыл 2 года.

В студенческой среде Гончаров держался обособленно; во всяком случае он не сблизился ни с одним представителем тогдашней передовой молодежи.

В июне 1834 г. Гончаров закончил университет, который заложил прочную основу для дальнейших занятий искусством и литературой, завершил умственную подготовку Гончарова.

Он едет в Петербург, знакомится с семьей Майковых (Николаем Апполоновичем и Евгенией Петровной). Они предложили ему обучать своего сына. Их дом был местом сборов литературных вечеров. Дружба с Майковыми прошла через всю жизнь Гончарова.

Он приезжает в министерство финансов, но вскоре уходит оттуда и определяется в Петербургский цензурный комитет на должность цензора.

В эти годы Гончаров полон и чисто житейских забот – он взял на себя труд воспитания троих детей своего камердинера, умершего от туберкулеза. Перенес инсульт, ослеп на один глаз.

Умер в ночь на 15 сентября 1891 года от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Похоронен изначально в Александро-Невской лавре.

III . Проверка усвоения знаний.

Давайте теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили биографию писателя. Вам будет предложено несколько вопросов, вы должны будете ответить на них. Желательно, не подглядывая в тетради.

Каково происхождение писателя? (Купеческого рода)

Сколько братьев и сестер имел Гончаров? (1 брат и 2 сестры)

Кто был крестным отцом и другом семьи Гончаровых? (Н.Н. Трегубов)

Его профессия (Морской офицер)

С кем встретился в 1832 г. в Московском университете Гончаров? (С Пушкиным)

Годы службы в Департаменте внешней торговли (1835 – 1855)

Где похоронен Гончаров? (В Александро-Невской лавре).

IV . Подведение итогов.

Ребята, что вы узнали из воспоминаний современников о личности Гончарова? Каким вы теперь представляете писателя?

Спокойный нрав, скромность писателя, приспособление к плохим условиям, доброе сердце, консервативный взгляд, впечатлительность, эмоциональность.

Его будто не коснулась борьба партий, не затронули течения бурной жизни. Необычный дар – спокойствие и уравновешенность. Подозрительно относился к логике всяких устоев, ибо видел здесь утрату вечных ценностей – теплоты, сердечности, уважения к национальным традициям, гармонии человека и природы.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, Презентация.

I. Организационный момент.

III. Вступительное слово учителя.

Исторической эпохой, взрастившей творчество И.А. Гончарова, были 40–60-е годы 19 столетия, время кризиса феодально-крепостнического строя, период отмены крепостного права, подъема демократического движения в России. В литературной деятельности видел Гончаров свое призвание, свое общественное назначение. Центральной темой его творчества была судьба его родины. “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”,– писал Гончаров.

Запишите тему урока.

IМ. Индивидуальные задания учащихся

Слайд 6–10,13.

1812–1834 г.г. Детство и юность И.А. Гончарова. Московский университет.

Родился в семье богатого симбирского купца. Отец писателя, Александр Иванович Гончаров, пользовался почетом в городе: его много раз выбирали городским головой. Он рано умер, оставив семье крупное состояние.

Каменный двухэтажный дом стоял на Большой улице, “обстановка его была барская: большой зал с люстрой, нарядная гостиная с портретом хозяина и неизбежная диванная; на двор окнами кабинет хозяина, спальня хозяйки и большая, светлая комната для детей”.Сам Иван Александрович запомнил, что во дворе было множество построек: сараи, амбары, конюшни, хлев, птичник, “дом был, что называется, полная чаша”.Именно эти детские воспоминания во многом легли в основу знаменитого “Сна Обломова”.

Мать, Авдотья Матвеевна, умная, жизнерадостная и привлекательная женщина, любила детей, но была с ними строга и взыскательна, не пропускала без наказания ни одной шалости: “дранье ушей и стояние на коленях” было “весьма распространенным средством смирять и обращать шалунов на путь правый”.

После смерти отца воспитание детей было доверено отставному морскому офицеру Н.Н. Трегубову.

Его ум, живость характера привлекали к нему многих. Будучи человеком просвещенным, либерально мыслящим ,он сыграл важную роль в духовном развитии мальчика. “Добрый моряк принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцами”,– с большой теплотой вспоминало нем И.А. Гончаров.

Начальное образование Иван Гончаров получил в частном пансионе священника Троицкого. Там он пристрастился к книгам, перечитав практически всю библиотеку, в которой “был и Державин, и Жуковский… и старые романы… и богословские сочинения… и путешествия в Африку, в Сибирь и другие…” Иван Александрович вспоминал: “За мной никто не следил, что я делаю в свободное от уроков время, а я любил забиваться в угол и читал все, что попадалось под руку”.

Летом 1822 года был определен в Московское коммерческое училище. Его любовь к чтению не уменьшилась, но теперь он отдавал предпочтение русским авторам: Карамзину, Державину, Дмитриеву, Хераскову. “И вдруг Пушкин! Я узнал его с Онегина… Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг, и какие правды – и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной – хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!” – восторгался Гончаров.

В Московском университете (август 1831 – июнь 1834 г.).

В августе 1831 года успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков.

В университете, по признанию Гончарова, он "систематически, с помощью критического анализа, изучал образцовые произведения иностранных и отечественных писателей". "Только тому университет и сослужит свою службу, – впоследствии говорил Гончаров, – кто из чтения сделает себе вторую жизнь". Юным Гончаровым руководила мысль, что чтение является не только средством обогащения знаниями, но и источником воспитания в себе человека гуманных стремлений.

На университет он смотрел, как на источник познания, и здесь, у этого источника, зрела в нем мысль о благородном и полезном служении обществу, родине.

Из преподавателей выделял немногих.

М.Т. Каченовский читал русскую историю и статистику. “Это был тонкий, аналитический ум… строго справедливый и честный человек”.

Н.И. Надеждин – профессор теории изящных искусств и археологии, “человек с многостороннею, всеми известною ученостью по части философии, филологии…”. Гончаров напишет: “Он был нам дорог своим вдохновенным, горячим словом, которым вводил нас в таинственную даль древнего мира, передавая дух, быт, историю и искусство Греции и Рима…”.

Шевырев, молодой, свежий человек, принес нам свой тонкий и умный анализ чужих литератур, начиная с древнейших до новейших западных литератур…”.

Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого”, – скажет Гончаров впоследствии.

В университете он увидел Пушкина. Вместе с другими студентами он стал свидетелем горячего спора между поэтом и профессором Каченовским о подлинности “Слова о полку Игореве”.

К студенческим годам относится и первая публикация Гончарова – перевод двух глав из романа Эжена Сю “Атар-Гюль” (1832 год).

В 1834 году будущий писатель закончил университет. “Я свободный гражданин мира, передо мной открыты все пути, и между ними первый путь – на родину, домой, к своим”. (Автобиографические записки “На родине”.)

В Симбирске поступил на службу секретарем канцелярии губернатора Загряжского. Очень живописно и не без иронии описал Гончаров этот недолгий период жизни в очерке “На родине”. “Где же новое, молодое, свежее? Где же новые люди, нравы, дух?” – вопрошает он Трегубова. А тот в ответ только показывает на собор, питейную контору и свежую стерлядь в лавке. И уже тогда юноша начал понимать, что застой Симбирска – это явление, характерное для всей русской жизни.

В начале мая 1835 года переехал в Петербург.

1835–18. Гончаров в Петербурге. Начало литературной деятельности. Кругосветное путешествие на фрегате “Паллада”.

Будучи человеком небогатым, Гончаров вынужден служить. Он занял должность переводчика в Министерстве финансов. В Петербурге Иван Александрович сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает русскую литературу и латинский язык. В доме Майковых царила атмосфера любви к поэзии и музыке, живописи и театру. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет: “Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства”. В рукописном альманахе “Подснежник” поместил Гончаров свои первые стихи и шуточные повести для домашнего чтения. В полном соответствии с поэтической модой 20–30-х годов XIX века эти стихи были проникнуты духом, поэтикой и стилистикой “неистового” романтизма.

В эти годы Гончаров знакомится с Белинским. В своих “Заметках о личности Белинского” Гончаров назвал его провозвестником “новых грядущих начал общественной жизни”.

Дальнейшее творчество писателя формировалось под влиянием Белинского и эстетических принципов “пушкинско-гоголевской” школы. Произошел серьезный мировоззренческий поворот в его отношении к жизни, к моральным ценностям, к назревшим проблемам современности.

В 1847 г. в журнале “Современник” напечатан первый роман “Обыкновенная история”. Гончаров заявил о себе как писатель-реалист, продолжающий творческую линию Пушкина и Гоголя и нанес, по оценке В.Г. Белинского, “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму”.

В 1949 году в “Литературном сборнике” журнала “Современник” появилась глава из будущего романа – “Сон Обломова” которая пострадала от цензорского карандаша . это омрачило творческое настроение Гончарова и приостановило работу над романом.

“Я запирался в своей комнате, садился каждое утро за работу, но все выходило длинно, тяжело, не обработано… боюсь, не потерял ли я в самом деле от старости всякую способность писать”.

(И.А. Гончаров – А.А. Краевскому. 25 сент. 1849 г.)

7 октября 1852 года и Кронштадта вышел фрегат “Паллада”, на котором Гончаров в должности секретаря при начальнике экспедиции адмирале Путятине отправился в кругосветное путешествие. Во время путешествия он посетил Англию, Южную Африку, Гонконг, Китай, Японию, “набил целый портфель путевыми записками”. В итоге они сложились в двухтомную книгу очерков под названием “Фрегат “Паллада”. Книга написана так живо и увлекательно, что может считаться одним из лучших в мировой литературе образцов приключенческого жанра.

1855 год. Вернувшись из путешествия, Гончаров определяется на службу в Петербургский цензурный комитет, с головой уходит в литературу, посещает кружок “Современника”, где читались и обсуждались новинки литературы.

Индивидуальное задание. Трилогия: романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”.

Гончаров не раз указывал, что “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв” представляют собой нечто цельное, что он видит “не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от одной эпохи русской жизни…к другой”.

Главной темой его творчества всегда была Россия, ее неотложные вопросы, которые выдвигались русской жизнью в 40-ые, 50-ые и 60-ые годы XIX века.

“… Я не выдумывал ничего: сама жизнь писалась у меня, как я переживал ее и видел, как переживают другие, так она и ложилась под перо. Не я, а происшедшие у всех на глазах явления обобщают мои образы”, – утверждал писатель.
Его внимание обращено к глубинному процессу эпохи: разрушению патриархального уклада и вытеснению его новыми динамичными формами жизни. Антитеза становится основным художественным приемом. Гончаров рисует смену исторических эпох как процесс противоречивый и неоднозначный, где приобретения оплачиваются потерями, и наоборот. Свой социально-эстетический идеал писатель не связывает ни с патриархальным “старым”, ни с буржуазным “новым”, и в том и в другом он видит их достоинства и недостатки.

В романе“Обыкновенная история” Гончаров ставит интересную тему о судьбе романтика в условиях нарождающегося буржуазного быта в России. Александр Адуев, главный герой романа, по выражению Белинского, “трижды романтик – по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни”, отправляется искать счастья в Петербург. Но прагматичная жизнь города постепенно отрезвляет восторженного юношу. Прошло десять-двенадцать лет – и А. Адуев становится преуспевающим дельцом, освободившимся от иллюзий. Он добросовестно служит, пополнел и с достоинством носит орден на шее. С ним происходит “обыкновенная история” – история превращения восторженного романтика в трезвого чиновника, уравновешенного дельца.

Художник слова, тонко чувствующий, чутко улавливающий глубинные процессы социального бытия современного ему общества, отразил в своем романе “слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела, в борьбе с всероссийским застоем”.

В 1859 году в журнале “Отечественные записки” появляется роман “Обломов”.

Еще в 1847 году в журнале “Современник” напечатана глава “Сон Обломова”. Через десять лет, в 1857 году, на курорте Мариенбад, “как будто под диктовку”, Гончаров написал почти весь роман.

В “Обломове” автор поставил “своей задачей – изображать застой, сон, неподвижность”.

Гончаров вспоминал: успех “превзошел все мои ожидания. И. Тургенев однажды заметил мне кратко: “Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова”. Л. Толстой писал в то же время: “Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было”.

А.В. Дружинин в рецензии на роман писал: “В писателе, подарившем нашей словесности “Обыкновенную историю” и “Обломова”, мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников”. Свою причастность к реалистической школе неоднократно подчеркивал и сам Гончаров. В критических заметках “Лучше поздно, чем никогда” читаем: “…от Пушкина и Гоголя в русской литературе теперь еще никуда не уйдешь. Школа пушкинско-гоголевская продолжается доселе, и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал”.

Последний роман “Обрыв” был опубликован в 1869 году в журнале “Вестник Европы”. Сложная творческая история “Обрыва” тесно связана с общественной и культурной жизнью России 1850–1860 годов. “Этот роман – была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места…”,– писал Гончаров. В романе, задуманном в 1849 году под названием “Художник”, писатель хотел показать конфликт творческой личности и среды. Это роман о художнике, в образе которого Гончаров, по его словам, показал род “артистической обломовщины”, “русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку”: Райский “восприимчив, впечатлителен, с задатками дарований, но он все-таки сын Обломова”.
Окончательное название романа “Обрыв” определяет судьбу молодого поколения, потерпевшего трагическое поражение в поисках своего исторического пути. Это название символично, оно заключает в себе идейную суть произведения. Обрыв – это и место жуткого убийства, и трагическое непонимание двух поколений, обрыв традиций и падение в бездну неверия. В романе продолжились поиски нравственного идеала и отразилась критика нигилизма.
Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного.

V. Слово учителя. Слайды 28–34/

1. На общественные события эпохи 40-ых годов писатель откликнулся романом “Обыкновенная история”. Гончаров твердо стоит на прогрессивных позициях просвещенной буржуазии и разоблачает с этих позиций несостоятельность дворянско-усадебной культуры.
2. Роман “Обломов” создавался в 50-е годы, когда конфликт между двумя укладами – патриархально-крепостническим и капиталистическим – еще более обострился и поставил вопрос о неизбежности отмены крепостного права. Приближалась реформа 1861 года. В “Обломове” Гончаров выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю, хотя и с некоторой затаенной грустью.
3. “Обрыв” создавался в основном в 60-е годы. Патриархально-усадебный быт теперь уже уходил в прошлое, окрепли позиции буржуазии. Но в это время на сцену русской истории выступила новая общественная сила – революционная демократия, призывавшая к социальной революции.
Позиция Гончарова ясна: он враг всякой насильственной ломки.

Идеал общественного развития Гончаров усматривал в преобразовании всего "путем реформ", в сотрудничестве всех классов русского общества, в гармонии их интересов.

VI. Последние десятилетия. Слайд 35–39/

И.А. Гончарова намеревался после "Обрыва" писать новый, четвертый роман. В январе 1870 года он писал П. В. Анненкову: "Если станет сил, лучше для меня, разделавшись с "Обрывом", подумать хорошенько о чем-нибудь новом, то есть о романе же, если старость не помешает".

Но Гончаров "оставил этот план", потому что, по его мнению, "творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни, а новая жизнь слишком нова, она трепещет в процессе брожения, слагается сегодня, разлагается завтра и видоизменяется не по дням, а по часам. Нынешние герои не похожи на завтрашних и могут отражаться только в зеркале сатиры, легкого очерка, а не в больших эпических произведениях".

"То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу! – говорил писатель. -Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало" ("Лучше поздно, чем никогда"). Это объясняет, почему не был написан Гончаровым роман о "современной жизни".

В декабре 1871 году Гончаров побывал на спектакле “Горе от ума” Александринского театра, а вскоре был написан “критический этюд” “Мильон терзаний”, содержащий глубокий анализ комедии А.С. Грибоедова. Сил на создание крупных эпических произведений уже не было, но Иван Александрович продолжает много и плодотворно работать: пишет “Заметки о личности Белинского”, статьи “Лучше поздно, чем никогда”, “Необыкновенная история”, автобиографические очерки “На родине”, “В университете”.
В последние годы жизни жил уединенно, в окружении детей умершего в 1878 году слуги Карла Трейгута. Гончаров умер 15 сентября от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Он был похоронен в Александро-Невской лавре. В 1956 прах писателя перенесли Н Волково кладбище. В некрологе, опубликованном на страницах “Вестника Европы”, отмечалось: “Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе”

Мы познакомились с биографией И.А. Гончарова и его творческим наследием. Сейчас проверим выполненное в ходе урока задание: Какие обстоятельства жизни формировали мировоззрение писателя, его философские и эстетические взгляды?

VII. Этап закрепления знаний/

Викторина/
Цель: закрепить знание биографии и творчества А.И. Гончарова

1. Кому преподавал И.А. Гончаров литературу как домашний учитель?

2. Какую книгу очерков написал Гончаров во время кругосветного путешествия?

3. Назовите три романа Гончарова.

4. Назовите имя поэта, который является для Гончарова несравненным учителем жизни, воспитателем благородных человеческих чувств, любви к родине.

5. Кто из литераторов впервые употребил слово “обломовщина”?

  • И.А. Гончаров.
  • Н.А. Добролюбов.
  • Д.И. Писарев.
  • В.Г. Белинский.

6. “Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг!” – такой восторженный отзыв Гончаров дал произведению:

  • “Герой нашего времени” М.Ю Лермонтова.
  • “Евгений Онегин” А.С. Пушкина.
  • “Мертвые души! Н.В. Гоголя.
  • “Горе от ума” А.С. Грибоедова.

7. Известно, что в кругосветное путешествие Гончаров отправился на фрегате “Паллада”, а каким путем он возвратился домой?

8. В каком произведении Белинский увидел “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности”?

9. У каких литературных героев на столе лежит книга, которая у одного уже два года открыта на 14 странице, а у другого страницы раскрытых книг покрылись пылью и пожелтели”? Назовите произведения и их авторов.

VIII. Итоги урока.
IX. Домашнее задание: перечитать 1–10 главы романа “Обломов”.


Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего своё место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь.

Композиция романа соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия происходят вокруг гл. героя – Ильи Ильича Обломова. Действия в романе мало (особенно в 1 части), внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия – Петербург (кроме 9 гл)

Композиция романа соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу.

Все действия происходят вокруг гл. героя – Ильи Ильича Обломова.

Действия в романе мало (особенно в 1 части), внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия – Петербург (кроме 9 гл)

  • Первая точка зрения – две сюжетные линии: Обломов – Ольга и

Образ Обломова в романе

… капитальная вещь, какой

равных давно не было.

Л.Н.Толстой Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут

Кто такой Илья Ильич Обломов? 1. Портрет 2. Квартира 3. Интерьер 4.Жизнь в Петербурге 5.Образование

Кто такой Илья Ильич Обломов?

Обломов и Захар

Сон Обломова 1 часть сна – пейзажные зарисовки (утро,полдень, вечер) 2 часть сна . Чудесная Страна. 3 часть сна. Обломову 13-14 лет.

1.Какими предстают перед

нами Обломовка и её жители?

3. Какую роль играет глава

отсталости и застоя, бездействия

Роль второстепенных персонажей в романе

Роль второстепенных персонажей в романе

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика Черты характера Обломов Штольц 1) Натура кроткая, нежная, 1) Энергичный, мечтательная, добрая,довер- с сильной волей, чивая, благородная. подвижный. 2)Лишен самодовольства, 2)Натура рациональ- честолюбия, сердце преоб- ная, расчётливая. ладает над разумом. 3)Отвлечённый ум, развитое 3) Трезвый, практический ум воображение, склонность к философским раздумьям. 4)Отсутствие интереса к науке, 4)Стремление к знаниям, деловым скептическое отношение к связям. жизни деловых людей.

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика

1) Натура кроткая, нежная, 1) Энергичный,

мечтательная, добрая,довер- с сильной волей,

чивая, благородная. подвижный.

2)Лишен самодовольства, 2)Натура рациональ-

честолюбия, сердце преоб- ная, расчётливая.

ладает над разумом.

3)Отвлечённый ум, развитое 3) Трезвый, практический ум

воображение, склонность к

4)Отсутствие интереса к науке, 4)Стремление к знаниям, деловым

скептическое отношение к связям.

жизни деловых людей.

Образ жизни, идеалы: Обломов Штольц 1)Праздность, пассивность. 1) Активность. 2)Культ покоя, абсолютного 2) Культ труда. безделья

Образ жизни, идеалы:

1)Праздность, пассивность. 1) Активность.

2)Культ покоя, абсолютного 2) Культ труда.

Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров

1)Крепостническая среда, 1)Деятельная атмос-

взрастившая лень,сформи- сфера в семье.

ровавшая его психологию.

2)Воспитан нежно, ни холода, 2) Воспитан в

ни голода «никогда не терпел, непрестанной

3)Отсутствие связи с внешним 3)Связи с деловыми

Идейно-нравственный смысл образов

1)Неспособность к труду, 1)Предприимчивость,

Неприспособленность к кипучая деятельность,

Жизни, отсутствие цель жизни – труд.

Добродушное отношение Бесстрастное отношение

к Обломову, к его жизни- к Штольцу: делец новой

при отрицании её основ информации, представитель

(Обломов – порождение и людей новой эпохи, однако

исторически уходящий тип далеки от нравственных идеалов.

носителя дворянской культуры.

Образ Ольги Ильинской

Образ Ольги Ильинской

1)Когда и при каких обсто- ятельствах состоялось знаком- ство Ольги с Обломовым? 2) Как развивался их роман? 3)За что Ольга полюбила Обломова? 4)Почему не сложилось их счастье? 5)Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца? 6)Является ли Ольга положи- тельной героиней? 7) Роман согрет двумя истори- ями любви. Равная ли это лю- бовь – любовь Агафьи Пшени- цыной и любовь Ольги?

1)Когда и при каких обсто- ятельствах состоялось знаком- ство Ольги с Обломовым? 2) Как развивался их роман? 3)За что Ольга полюбила Обломова? 4)Почему не сложилось их счастье?

Задания по группам

Творческая работа «Жизнь в Обломовке и в воображаемом имении Обломова (сравнение двух отрывков : сна Обломова и разговора его и Штольца в 4 гл. 2-ой части). Обломовка и Калинов.

Построение романа задумано по принципу изображения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Их соединяет образ Ольги, они переживают испытание любовью к одной женщине.

Что такое художественная деталь?

Вывод. Таким образом, детали отражают душевное состояние героя, его борьбу с самим собой и историю его падения.

Жанр По своим жанровым особенностям роман близок к художественной биографии: его содержание направлено на осмысление жизни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Критик заметил, что сама по себе история Обломова не так

уж интересна, однако « в ней

сказалось новое слово нашего

По мнению Добролюбова, главная

черта обломовского характера, -

  • В типе Обломова и во всей этой обломовщине

мы видим нечто более,

нежели просто удачное

создание сильного таланта;

мы находим в нём

произведение русской жизни,

знамение времени.

Н.Добролюбов

Б)во время учёбы в университете (1831-34гг.)

2. О какой главе романа критик А.Дружинин писал, что «этот великолепный эпизод… был первым могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной?

А)последняя глава 4 части

Б)1 глава 1 части

3.Какая черта, по мнению Добролюбова, является главной в обломовском характере?

4.О чём мечтает Обломов?

Б) О тихой семейной жизни

В) О блестящей карьере

5.Какая деталь служит для символического выражения духовного мира Обломова?

А) До отмены крепостного права

7. Чьё это признание?

«…Всё я чувствую, всё понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но я не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел…

А) Андрея Ивановича

«верность рисунка, преобладание

художественного изображения над

прямой авторской мыслью и приговором.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель приветствует детей. Дает рабочее распоряжение записать в тетради число.

Сегодня мы начинаем изучать творчество писателя, с которым ранее вы не были знакомы. Это творчество Ивана Александровича Гончарова. Тема урока – И.А. Гончаров. Судьба и личность. На уроке мы с вами познакомимся с основными периодами жизни и творчества Гончарова, обратимся к воспоминаниям его современников, чтобы лучше понять личность писателя.

II. Объяснение нового материала.

Несмотря на то, что это новый для вас автор, хотелось бы спросить: известны ли вам его произведения? Какие?

Иван Александрович Гончаров – один из крупнейших мастеров русской реалистической прозы XIX века. Родился в приволжском губернском городе Симбирске (ныне Ульяновске) 6 (18) июня 1812 г., за шесть дней до вторжения Наполеона в Россию.

Происходил Гончаров из зажиточного купеческого рода. Дед Гончарова был армейским офицером и дослужился до чина капитана, отец предпочел военной службе торговлю хлебом. Не раз симбирское купечество избирало Александра Ивановича городским головой. Из купеческого рода и мать писателя, Авдотья Матвеевна Шахторина. В 1804 году в 19 лет она вышла замуж за 50-летнего Гончарова. У них родилось 6 детей, выжили только четверо – Николай, Иван, Александра и Анна.

Иван Гончаров рос в обстановке приволья и материального довольства.

Дети Гончаровой учились в частных пансионах, каких было много в дворянском Симбирске. Положительному и деловому Трегубову эти частные учебные заведения не нравились, и, по его совету, Ванюша был отдан учиться за Волгу, в пансион одного священника, Федора Антоновича Троицкого. Там он пробыл 2 года.

В июне 1834 г. Гончаров закончил университет, который заложил прочную основу для дальнейших занятий искусством и литературой, завершил умственную подготовку Гончарова.

Он едет в Петербург, знакомится с семьей Майковых (Николаем Апполоновичем и Евгенией Петровной). Они предложили ему обучать своего сына. Их дом был местом сборов литературных вечеров. Дружба с Майковыми прошла через всю жизнь Гончарова.

III. Проверка усвоения знаний.

Давайте теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили биографию писателя. Вам будет предложено несколько вопросов, вы должны будете ответить на них. Желательно, не подглядывая в тетради.

Каково происхождение писателя? (Купеческого рода)

Сколько братьев и сестер имел Гончаров? (1 брат и 2 сестры)

Кто был крестным отцом и другом семьи Гончаровых? (Н.Н. Трегубов)

Его профессия (Морской офицер)

С кем встретился в 1832 г. в Московском университете Гончаров? (С Пушкиным)

Годы службы в Департаменте внешней торговли (1835 – 1855)

IV. Подведение итогов.

Ребята, что вы узнали из воспоминаний современников о личности Гончарова? Каким вы теперь представляете писателя?

Спокойный нрав, скромность писателя, приспособление к плохим условиям, доброе сердце, консервативный взгляд, впечатлительность, эмоциональность.


Ранние годы. Образование и карьера

Родился 6 (18 – по новому стилю) июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. В возрасте семи лет Иван потерял отца. Воспитывать детей матери-одиночке помогал крестный, моряк в отставке, Николай Николаевич Трегубов. Он фактически заменил Гончарову родного отца и дал ему первое образование. Далее будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Затем в возрасте десяти лет по настоянию матери уехал учиться в Москву в коммерческое училище, где провел восемь лет. Учеба давалась ему сложно и была неинтересна. В 1831 году Гончаров поступил в Московский университет на факультет словесности, который спустя три года успешно закончил.

После возвращения в родные края, Гончаров служил секретарем губернатора. Служба была скучной и малоинтересной, поэтому продлилась всего год. Гончаров отправился в Петербург, где устроился в министерство финансов переводчиком и работал до 1852 года.

Творческий путь

Важный факт биографии Гончарова: он увлекался чтением с раннего возраста. Уже в 15 лет он прочел многие произведения Карамзина, Пушкина, Державина, Хераскова, Озёрова и многих других. С самого детства у него проявился талант к сочинительству и интерес к гуманитарным наукам.

По возвращении в Петербург, опубликовал сначала первые очерки о путешествии, а в 1858 году вышла полноценная книга, которая стала значительным литературным событием XIX века.

Сменив несколько мест работы, в 1867 году он выходит на пенсию.

Последние годы жизни

После романа “Обрыв” писатель часто впадал в депрессию, писал немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок, часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года, в возрасте 79 лет.

Читайте также: